72200

Россия в период Гражданской войны

Лекция

История и СИД

Причины сущность движущие силы и основные этапы Гражданской войны. Политическое противоборство в годы Гражданской войны. Иностранная интервенция способствовала затягиванию гражданской войны принимавшей различные формы от мятежей и диверсий до крупномасштабных военных сражений.

Русский

2014-11-19

44 KB

5 чел.

PAGE  1

Лекция 8. Россия в период Гражданской войны.

1.Причины, сущность, движущие силы и основные этапы Гражданской войны.

2. Политическое противоборство в годы Гражданской войны. Формирование советской государственности.

3. «Военный коммунизм» (замысел и результаты).

Это особый этап нашей истории. Гражданская война – это война внутри общества между всеми основными политическими силами и социальными группами. Она протекала при активном вмешательстве других государств. Иностранная интервенция способствовала затягиванию гражданской войны, принимавшей различные формы – от мятежей и диверсий до крупномасштабных военных  сражений. Это братоубийственная война (раньше гражданская война трактовалась как война эксплуататоров и эксплуатируемых). В ней не может быть победителей. Проигрывают все. Война приводит к разорению страны.

Причины гражданской войны:  война связана с революцией. Ее прологом стала Февральская революция, т.к. она обострила классовые противоречия. Все развитие страны от февраля к октябрю шло по линии нарастания конфронтации, поляризации общества. Главная причина – падение демократии. Правительство не смогло решить проблемы. Массы радикализовались (ненависть к эксплуататорам росла). Отбив атаку контрреволюции справа (Корнилов),  большевики получили усиление позиций левых радикалов во главе с Лениным, которые в октябре и пришли к власти. Главный рубеж войны - октябрь. Поляризация общества достигла апогея. Революционеры жестоко подавляли любое сопротивление. Пролитая кровь взывала к отмщению. При этом позиции сторон были непримиримы.

Позиция советов – власть взята, рабочие и крестьяне получили фабрики и заводы, но им мешают контрреволюционеры, которых надо уничтожить.

Позиция контрреволюция (белых): узурпаторы во главе с немецким  шпионом Лениным захватили власть, уничтожили государство, «продали» Россию Вильгельму, кайзеру Германии. Их надо уничтожить.

Период весны 1918 г. – это не мирная передышка, как раньше трактовали ученики, а серединный этап гражданской войны. С конца 1917 г. происходит эскалация насилия и террора, которые достигают пика развития осенью 1918 г.

Этапы гражданской войны:

  1.  С конца мая до ноября 1918 г. (революция в Германии). Идея продовольственной диктатуры, классовая борьба в деревне.
  2.  Ноябрь 1918 – февраль 1919 г. Окончание первой мировой войны и германской интервенции, начало политики военного коммунизма.
  3.  С февраля 1919 до весны 1ё920 г. Наступление Деникина и разгром основных белогвардейских сил.
  4.  С весны 1920 до ноября 1920 г. – от русско-польской войны до разгрома Врангеля. Осенью 1922 г. завершается война на Дальнем Востоке.

Движущие силы войны^ обычно считалось, что это белые и красные. На стороне красных – беднейшие крестьяне, большая часть рабочих, часть интеллигенции и одна треть офицеров.

На стороне белых сражались бывшие помещики и буржуазия, монархисты, сторонники западного (парламентского) пути, часть крестьян (красные своей политики расказачивания оттолкнули от себя крестьян), часть рабочих (бессудные расстрелы рабочих), большая часть интеллигенции и офицеры. Основную массу составляли средние крестьяне, они колебались. В марте 1919 г. на VIII съезде партии советская власть провозгласила союз со средним крестьянством. В конечном счете, перевес оказался на стороне советов. Кроме того, у белых не нашлось позитивной программы.

В объяснении этапов, причин, движущих сил гражданской войны нет единой позиции. Одни авторы считают войну неизбежной, другие видят ее причины в белом или красном терроре, в зажиме демократии большевиками, в разгоне Учредительного собрания и в Брестском мире, который оскорбил национальные чувства народа.

Главные причины лежат в комплексе социальных, экономических и политических противоречий. Причиной является обострение борьбы угнетателей и угнетенных, усиление ненависти к угнетателям, первая мировая война и революция октября 1917 г.

2. Взяв власть, большевики встали перед задачей не только ее защиты, но и создания основ новой государственности. Этот процесс происходил в жестком противоборстве с противниками большевиков. На П съезде Советов были приняты основополагающие декреты о мире, о земле, об отмене смертной казни, о создании временного СНК (до Учредительного собрания).

- Вместо министерств создаются комиссариаты (до 1946 г.);

- вместо Дум и земских управ создаются единые Советы;

- 28 октября создается рабоче-крестьянская милиция;

- 22 ноября был создан новый народный суд. В его основу был положен принцип революционной целесообразности вместо презумпции невиновности (законно то, что служит делу революции).

Начинается борьба с саботажем чиновников, подавление саботажа завершилось к декабрю, чиновники вернулись на свои места. Для борьбы с контрреволюцией и саботажем 7 декабря 1918 г. создается ВЧК во главе с Ф Э.Дзержинским. Они ставили перед собой цель – уничтожении буржуазии как класса. В 1920 г. численность ВЧК составила 100 тыс.чел. Там работали люди патологические: Атарбеков, уничтоживший 3000 человек). Специальными декретами от 15 января создается РККА, а 29 января – РККФ. До весны они строились на классовой основе, а затем была введена всеобщая воинская повинность.

Была проведена целая серия социально-экономических мероприятий – национализация всех банков; 14 ноября 1917 г. был создан госбанк России. Аннулируются внешние займы – большевики не признали царских долгов. Начинается постепенная национализация казенных заводов, шахт и жд. 29 октября был введен 8-часовй рабочий день. 14 ноября был введен рабочий контроль за буржуазными специалистами на производстве. 2 декабря 1917 г. создается ВСНХ (Оболенский Рыков и другие) – высший орган управления экономикой. Создаются также отраслевые комитеты  и совнархозы на местах. Вводится система главков. В январе 1918 г. на Ш съезде советов была принята программа социализации земли.- эсеровская программа уравнительного землепользования, а также Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа – власть Советов провозглашалась как основа.

11 ноября 1917 г. были упразднены все чины и сословия – все стали гражданами России (одни равнее других, не стало казаков). В январе 1918 г. был принят декрет об отделении церкви от государства, а школы – от церкви (религия – частное дело). Начинается политика воинствующего атеизма. 14 тыс. церковнослужителей погибли в годы гражданской войны (Волкогонов).

Новая власть столкнулась с попытками контрреволюции. В первые дни произошел мятеж юнкеров в Москве. Была отражена попытка войск Краснова-Керенского взять Петроград. К весне 1918 г. были подавлены мятеж Дутова на Урале, Каледина  - на Дону. Одним из первых актов политического противоборства стал инцидент с ВИКЖЕЛЬ. Во главе - Чернов. Викжель выдвинул ультиматум – либо остановка транспорта, либо создание однородного социалистического правительства без Ленина и Троцкого во главе с Черновым. В декабре 1917 г. большевики заменили руководство ВИКЖЕЛЬ. Тогда же начинается временный союз большевиков и левых эсеров (7 левых эсеров вошли в правительство. Спиридонова – зам. Ленина). Этот союз укрепил власть большевиков. В ноябре 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание, на которых большинство получили эсеры (40,5 %). Большевики получили 24 % голосов. Большевики взяли курс на срыв работы собрания. В октябре 1917 г. они запретили оппозиционную прессу, в ноябре 1917 г. – партию кадетов как врагов народа. 17 декабря был арестован лидер правых эсеров – Авксентьев, в Петрограде было введено военное положение. 5 января 1918 г. демонстрация в поддержку Учредительного собрания была расстреляна. Само собрание просуществовало 12 часов  и было разогнано большевиками, т.к. оно не признало декретов советской власти. Весной 1918 г.большевики проиграли меньшевикам на выборах в местные советы, поэтому результаты выборов  были фальсифицированы. 14 июня 1918 г. партии эсеров и меньшевиков изгоняются из Советов. 6 июля 1918 г. е закона были объявлены левые эсеры (после мятежа). В 1919 г. были разгромлены организации анархистов. То есть большевики стали единственной правящей партией.

В годы гражданской войны были сделаны первые шаги к созданию тоталитарного режима. Преобладали два направления:

- подчинение большевикам общественных организаций;

- ликвидация небольшевистских партий.

3. В годы гражданской войны проводится особая чрезвычайная политика, названная военным коммунизмом (термин Богданова). Военный коммунизма был вызван гражданской войной. Он стал следствием утопических представлений большевиков о путях мировой революции. Военный коммунизм – это идеология и своеобразная эскалация чрезвычайных мер, призванных утвердить диктатуру пролетариата в стране с преобладанием крестьянского населения. Политика военного коммунизма включала в себя следующие меры:

1. Отмена торговли и товарно-денежных отношений;

2. Введение прямого продуктообмена;

3. Продразверстка;

4. Ускоренная национализация промышленности и централизация управления ею;

5. Натурализация зарплаты;

6. Милитаризация труда;

7. Бесплатность услуг;

8. Карточная система;

9. Попытка удержаться до победы мировой революции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57910. Функції. Лінійна функція 130.5 KB
  Молодці Відповівши на ці запитання ви перейшли на наступний етап еволюції і стали людиною вмілою. Подивимось чи зможете ви перейти на наступний етап ІІ етап конкурс Доміно.
57911. Розв’язування задач на обчислення площ многокутників 328 KB
  Проведення аукціону На дошці записаний список лотів. Вчитель зачитує питання лотів пропонуючи його купити тобто відповісти на питання чи розвязати задачу. За кожен лот учні отримують різні бали.
57912. Квадратные неравенства 195 KB
  Урок изучения и первичное закрепление нового материала с элементами повторения и закрепления ранее изученного. Возможные варианты: Через проектор на экране появляется тема Слайд 1;3 Квадратные неравенства Один из учащихся вслух читает текст на экране Учащиеся записывают определение в тетрадь.
57913. Розв’язування вправ на тему «Додавання та віднімання звичайних дробів» 503 KB
  Обладнання: сигнальні картки роздруковані усні вправи екологічне пано з відповідями до вправ картки так ні картки з індивідуальними завданнями для учнів картки з додатковими вправами.
57914. Функція. Область визначення і область значень функції. Способи задання функції 52.5 KB
  Мета: освітня: формувати поняття функціональної залежності аргументу області визначення та області значення функції; розглянути способи задання функцій; формувати уміння знаходити звязок з раніше вивченим переносити набуті знання в нові ситуації...
57915. Розкладання многочленів на множники 119 KB
  Обладнання: Картки з індивідуальним завданням; картки для усних і письмових робіт; таблиці: Формули скороченого множення Квадрати одноцифрових чисел Куби одноцифрових чисел Відшукай висловлення про математику.
57916. США у 1877 – 1900 роки 40 KB
  Мета: Ознайомити учнів з особливостями соціально-економічного розвитку США та основними напрямками зовнішньої політики; Розвивати навички роботи в парах уміння логічно мислити та робити висновки встановлювати причиннонаслідкові звязки; Формувати уміння роботи з картою...
57917. Великі вчені та їх внесок в розвиток світової науки 113 KB
  Перевіримо назви секторів показує на сектори учні називають їх англійською мовою Слайди: Трикутники М: Вирішіть тестові завдання оберіть правильну відповідь та дізнайтесь прізвище великого англійського вченого.
57918. Розв’язування задач на відсотки 126 KB
  Мета: актуалізувати знання учнів щодо визначення відсотка від числа і числа за відсотком; удосконалити уміння учнів розв’язувати текстові задачі на відсотки різними методами. Економічна соціалізація учнів.