72202

Россия в 19 веке

Лекция

История и СИД

В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Дворянство еще более увеличило свои привилегии, однако к середине 19 века наблюдался явный кризис помещичье-крепостнического хозяйства. В центре общественной мысли стояли два важнейших вопроса: судьба крестьян и самодержавия.

Русский

2014-11-19

57.5 KB

1 чел.

PAGE  8

Россия в 19 веке.

  1.  Россия на рубеже веков. Александр Первый. Попытки социальных реформ в России.
  2.  Внутренняя политика Николая Первого.
  3.  Общественные движения и мысль в первой половине 19 в. (Декабристы, западники, славянофилы, революционные демократы) (На самостоятельное изучение).

1. В середине 19 в. территория Российской империи выросла до 18 млн. кв. км. Население увеличилось почти вдвое и составило 70 млн. чел.

По меткому выражению Ключевского, в начале 19 в. Россия представляла собой «гигантское мужицкое царство с царем во главе, всевластием бюрократии и забытым безвластным народом». Процесс разложения феодализма, начавшийся во 2-й половине 18 в.,  перешел в кризис. Наблюдалось прогрессирующее отставание России от ведущих стран Запада по технологиям, темпам развития, по видам продукции. В 30-е годы начался промышленный подъем, длившийся почти 50 лет. Но и он не смог позволить ликвидировать отставание.

В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Дворянство еще более увеличило свои привилегии, однако к середине 19 века наблюдался явный кризис помещичье-крепостнического хозяйства.

В центре общественной мысли стояли два важнейших вопроса: судьба крестьян и самодержавия. Отставание России во многом определялось политической надстройкой и системой власти, которые все больше становились анахронизмом.

Александр I родился в 1777 году, правил с 1801 по 1825. Это был старший сын Павла I. С детства в нем проявляются лицемерие и двуличие (разрыв между Екатериной II и Павлом I. Он был неустойчив в своих политических действиях. В начале царствования был на словах республиканцем. Первые годы царствования – годы либерализма.

В царствовании Александра I выделяют два периода:

Первый - до войны с Наполеоном 1812 -1814 гг. (период подготовки либеральных реформ).

Второй – после наполеоновской войны – период преобладания консервативных тенденций.

Павел оставил после себя 4-х сыновей: Александра, Константина, Николая и Михаила. Старший Александр был любимым внуком Екатерины II и получил тщательное воспитание.

Александр отменил наиболее одиозные указы отца и восстановил Жалованные Грамоты дворянству и городам; отменил запрет на выезд за границу, на европейскую литературу, возвратил из ссылки офицеров и чиновников, пострадавших при Павле (12 тыс. чел.). А. не доверял старому отцовскому окружению, опасался его, поэтому в 1801 году собрал вокруг  себя кружок «молодых друзей» (1801 по 1803 гг.), получивший название Негласного комитета. В него вошли Чарторыйский А.А., Строганов П.А., Новосильцев Н.Н. В.П.Кочубей. Это была «команда» императора и штаб по разработке проектов реформ. Планы комитета – реорганизация государственного управления, постепенная отмена крепостного права, введение Конституции, создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение самодержавной власти посредством закона.

Практические результаты деятельности комитета оказались незначительными. В феврале 1803 г. указом не дворяне получили разрешение незаселенные свободные земли (купцы, мещане, государственные крестьяне кроме крепостных). Была нарушена монополия дворянства на землю, расширены возможности для предпринимательства. В феврале 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», по которому разрешалось отпускать крестьян на волю с обязательным наделением землей за выкуп. Крестьяне, получившие вольную по указу, стали называться «вольными хлебопашцами». Но указ не повлиял на крепостную систему. К концу царствования Александра I «вольными хлебопашцами» стали лишь 47 тыс. человек. Но если предположить, что этот указ был проверкой готовности помещиков к радикальным переменам, то он выглядел необходимым и разумным. В 1803 г. Негласный комитет был распущен, т.к. дворяне не приняли его проекты и сам Александр I не был готов  к радикальным действиям.

В сентябре 1802 г. был издан Манифест об учреждении министерств – заметный шаг на пути совершенствования государственной структуры управления. Одновременно расширялись права Сената – высшая судебная инстанция и орган надзора за администрацией. Но в действительности эти функции Сената оказались призрачными.

Новый виток реформ Александра I связан с именем М.М.Сперанского (1772-1839 гг.). Выходец из семьи сельского священника, он сделал карьеру благодаря поразительной работоспособности и ста ближайшим советником императора. Сперанский был сторонником освобождения крестьян, но его взгляды были более умеренными по сравнению со взглядами Негласного комитета. Сперанский считал, к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ.

Общий план государственных преобразований был подготовлен Сперанским в 1809 г. Проект предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий) и некоторое ограничение самодержавной власти императора. В основе проекта лежал принцип разделения властей. Стержнем проекта была реформа государственных органов. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная Дума (волостные, окружные и губернские думы). Исполнительными органами становились министерства (губернские, окружные, волостные управления). Высшим органом судебной власти выступал Сенат. Права императора были широки, но твердо очерчены. При императоре создавался Государственный совет, координирующий работу высших государственный учреждений. Его члены назначались императором. Право законодательной инициативы сохранялось за императором. Проект Сперанского означал превращение  самодержавной монархии в конституционную. Александр I одобрил проект, но принять его в целом не решился.

В 1810 г. был создан Государственный совет, министерства были преобразованы, их функции были распределены более точно. Только через 100 лет удалось осуществить идеи Сперанского в полном виде.

Реформаторская деятельность Александра I была непоследовательной и компромиссной. В 1812 г. Сперанского выслали в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

С 1815 по 1825 г продолжался консервативный период правления Александра I. Попытки решить крестьянский вопрос начались с организации военных поселений. В основе идеи военных поселений лежали прогрессивные и гуманные намерения:

а)  – самообеспечения армии;

б) – уменьшение количества крепостных крестьян в центральных и западных районах страны (скупая у разорившихся помещиков земли и крестьян, правительство тем самым сужало границы распространения крепостного права, т.к. военные поселенцы должны были стать государственными крестьянами.

В 1816 году русскому государственному деятелю генералу, военному министру с 1808 г., председателю военного департамента (с18010 г.) Аракчееву А.А. (1769- 1834) поручают создать в стране военные поселения.

К концу царствования Александра I военными поселенцами стали 375 тыс. государственных крестьян. Поселенцы закреплялись дважды: как крестьяне и как солдаты.

В конце жизни отходит от государственных дел и впадает  в мистицизм. Он умер в Таганроге в ноябре 1825 г. от воспаления легких.

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. завершись полным крахом, началась 30-летняя эпоха контрреволюции.

Николай I был третьим сыном Павла I. Он родился в 1796 г., умер в 1855. У власти находился 30 лет. Эту эпоху называют апогеем самодержавия, временем реакции. Николай I взошел на престол в ходе подавления восстания декабристов и ставил перед собой две цели:

- борьба с революционной крамолой и любым инакомыслием;

- укрепление основ самодержавного государства.

Николай I получил блестящее образование, воспитывался в строгости. Учился неровно. Общественные науки казались ему скучными. Он тяготел к точным и естественным наукам, увлекался военно-инженерным делом. Его идеалом была казарма, где он мог бы отдавать приказы. Он был очень педантичным, стремился управлять абсолютно всем.

Николай I был всегда чужд идеям конституционализма и либерализма. Это был милитарист и материалист. Презирал духовную сторону жизни. В быту был неприхотлив, суровость сохранял даже в кругу семьи. Николай I гордился своей победой над декабристами, но она ничего не значила в военном плане, а в моральном отношении Николай I проиграл, т.к. оттолкнул от себя часть общества, с которой декабристы были связаны идейными и дружескими узами.

Для управления страной Николай резко расширил функции канцелярии, теперь в них было 5 отделений. Главными были Второе отделение, которое занималось законодательством (главой был Сперанский), и Третье отделение, образованное в 1826 г. Это была политическая полиция. Это был главный орган политического сыска. В его распоряжении находился отдельный корпус жандармов во главе с графом А.Х Бенкендорфом. В компетенцию третьего отделения входил широкий круг вопросов: от наблюдения за иностранцами и религиозными сектами до выслеживания фальшивомонетчиков и заведования местами заключения. Таким образом, был создан мощный государственно-полицейский аппарат для борьбы с инакомыслием.

В 1827 г. был опубликован цензурный устав, самый жесткий в истории России. По нему писателю запрещалось критиковать чиновников, численность чиновничества при Николае выросла в 4 раза (каждый третий был немецкого происхождения).

Де Кюстин так описывал время Николая: его отличает отсутствие свободы, всевластие чиновников, рабская психология и страх, сковавший общество.

Николай I считал главной задачей своей внутренней политики регламентацию всех сторон российской жизни (в этом он был сродни Петру I). Он желал иметь законы на все случаи жизни. Отличительными чертами внутренней политики Николая I были:

Укрепление и консервация дворянского сословия. Вследствие постоянного притока чиновников дворянское сословие чрезмерно разрасталось. Николай создал преграды  расширению этого сословия за счет выходцев из податных сословий.

Одним из главных направлений стала кодификация законов. В 30-е гг. под руководством Сперанского было издано полное собрание законов Российской империи в 45 тт. и свод законов в 15 тт. В 1845 г. был издан Уголовный кодекс. В области внутренней  политики и образования Николай выступал как ярый реакционер. В 1828 г. он издает Устав школ, а в 1832 гг. фактически вводится идеология официальной народности («Самодержавие, православие и народность»). Инициатива принадлежала графу Уварову, министру народного просвещения. Смысл этой теории в противопоставлении якобы спокойной устойчивой крепостнической России Западу, в обосновании необходимости для России самодержавной формы правления и  незыблемости крепостничества.

В 1825 г. была введена черта оседлости для евреев. Тогда же был опубликован устав университетов, по которому они лишались автономии. В 1827 г. был запрещен прием в вузы детей крепостных.

Цель своего царствования Николай видел в укреплении и охранении существующего строя. Ключевым вопросом всей политики Николая был крестьянский вопрос: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех очевидное, но прикасаться к оному теперь – было бы злом еще более гибельным».

В царствование Николая I были созданы многочисленные секретные комитеты, пытавшиеся изменить положение крестьян – помещичьих, государственных, удельных. В 1835 году был создан комитет по вопросу об отмене крепостного права. Единственным следствием работы этого комитета стала реформа в отношении государственных крестьян, проведенная П.Д.Киселевым (постоянный член всех секретных комитетов по крестьянскому вопросу). Удельные земли – это земельная собственность императорской фамилии, созданная в 1797 г. из дворцовых земель. Удельные крестьяне пользовались удельными землями. В 1863 г. эти земли были предоставлены за выкуп, а в 1917 г. национализированы.

Киселев предлагал двуединую реформу (и помещичьи, и государственные крестьяне). План Киселева означал постепенную ликвидацию крепостного права – личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей. В 1837-1841 гг. Киселев реформу управления государственными крестьянами. Государственные крестьяне жили на казенных землях, управлялись государственными органами и считались лично свободными. Реформа предусматривала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного самоуправления, открытие школ, больниц, распространение агротехнических знаний.

Но деятельность органов местного самоуправления была сведена к минимуму. Они находились в полной зависимости от местной администрации.

При Николае была несколько ограничена сфера крепостного права (но интересы помещиков не ущемлялись). В 1841 г. было запрещено продавать крестьян без семьи, в 1842 г. был издан указ об обязанных крестьянах. – модификация указа Александра I от 1803 г. «О вольных хлебопашцах».  1843 г. безземельным дворянам запрещалась покупка крестьян. Помещик мог по соглашению с крестьянами (без выкупа) предоставить им личную свободу и земельный надел в наследственное владение, за который крестьяне обязаны были платить или выполнять определенные договором повинности. Получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле. Такие крестьяне стали называться «обязанными». В 1847 г. право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика, с 1848 г. все категории крестьян могли приобретать недвижимую собственность.

В 1848 г. революции в Европе заставили Николая встать на путь реакции, отказаться от планов изменения положении крепостных крестьян.

Николаевская эпоха увенчалась полным провалом попыток стабилизировать самодержавие. Фактическую черту под николаевскую систему подвели смерть Николая  I (в феврале 1855 г.) и поражение в Крымской войне, которая закончилась полной катастрофой для России. Крымская войны 1853-1856 гг. – этот русско-турецкая война за господство на Ближнем Востоке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82232. Тільки пам’ять не сивіє... До річниці Великої Перемоги 213 KB
  Що закарбувалося в нашій пам’яті пам’яті наших батьків дідів і прадідів Революції політ людини в космос Чорнобильська катастрофа Друга світова війна і проголошення незалежності України І радісні і сумні події. Але однією з найбільших трагедій була є і залишається війна.
82233. Вода – основа жизни 55 KB
  Развивать логическое мышление умение делать вводы. Храни природу человек Жизнь в озере и в океане Покой прудов течение рек Глоток воды в своем стакане 3 ведущий В декабре 1922 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов.
82234. Wir lesen gern. Ми охоче читаємо 38.5 KB
  Мета: Узагальнення та систематизація знань учнів, навчання монологічного та діалогічного мовлення в межах даної теми, тренування навичок аудіювання, навчання виразному читанню та віршованому перекладу поезії класиків німецької літератури. Розвивати мовленнєві, інтелектуальні та пізнавальні здібності учнів.
82235. Социально-гуманитарные науки (СГН) как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение 34.93 KB
  Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов зачатков астрономии этики логики математики и др. а в тех реальных общественноисторических социокультурных факторах которые еще не создали объективных условий для формирования науки как особой системы знания своеобразного духовного феномена и социального института в этом целостном триединстве . Таким образом в античный и средневековый периоды...
82236. Субъект, объект и предмет познания в социально-гуманитарных науках. Проблема межпредметных связей 48.72 KB
  Субъект социально-гуманитарного познания это специально подготовленный ученый или группа ученых которые изучают различные сферы общества продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные так и бессознательные моменты познания. Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль так как он определяет: предмет и методы исследования способы интерпретации полученного знания объективность и...
82237. Науки о природе и науки об обществе (их сходства и отличия): современные трактовки и проблемы 39.22 KB
  Шаги в развитии проблемы классификации наук предпринятые в частности Вильгельмом Дильтеем 1833-1911 привели к отделению наук о духе и наук о природе. В работе Введение в науки о духе философ различает их прежде всего по предмету. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления.
82238. Конвергенция естественнонаучного и социально – гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия 42.89 KB
  Представители философия жизни Дильтей Ницше Зиммель Бергсон утверждают что жизнь – первичная реальность органический прцесс для познания которого нужны интуиция понимание вживание вчувствование. Предмет социального познания – культурно значимая индивидуальная действительность. Признается возможность объективного познания культурноисторических и соц явлений. Соцгум познание признается частным видом научного познания подчиняющимся общим научным закономерностям.
82239. Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках 34.93 KB
  Социальногуманитарные науки как и наука в целом всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества – это целостная система знаний которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания полученные в различных областях социальногуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества включающую в себя общие понятия принципы гипотезы прежде всего обществознания которые сформулированы в терминах обыденного языка и...
82240. Индивидуальный и коллективный субъекты, формы их существования. Включённость сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН 40.74 KB
  Означает ли сказанное что мы должны признать футбольную команду самостоятельным субъектом деятельности И не означает ли такое признание что мы приписываем собственную деятельность ее сознательно или стихийно сложившиеся надындивидуальные условия регулятивные механизмы и результаты некоему мифологическому субъекту вполне подобному Абсолютной Идее Гегеля действующей посредством живых людей Такова например позиция Э.Если мы не хотим впасть в какуюто туманную мистику или мифологию в понимании общества то можно ли вообще видеть в нем...