72208

Порядок рассмотрения дел о налоговых и административных правонарушениях

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Дела о налоговых правонарушениях выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля рассматриваются в порядке предусмотренном ст. При выявлении нарушений в ходе проведения налоговой проверки акт и материалы а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по акту...

Русский

2014-11-19

156.5 KB

2 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Начальник кафедры

финансово-хозяйственной деятельности

полковник полиции

Шубников Ю.Б.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по теме «Порядок рассмотрения дел о налоговых и административных правонарушениях»

для слушателей, курсантов, студентов по специальностям: 080901.65 -бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080107.65 - налоги и налогообложение, 080101.65 - экономическая безопасность

Разработал:

к.э.н., доцент Гладкова С.Б.

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №6 от 26.06.2013

Кафедра финансово-хозяйственной деятельности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013


ПЛАН

чтения лекции:

Учебные и воспитательные цели:

  1.  Изучить рассмотрение материалов налоговой проверки
  2.  Определить обеспечительные меры, принимаемые налоговыми органами
  3.  Воспитать у слушателей потребность в комплексном применении полученных знаний на практике

Учебные вопросы

Введение

  1.  Рассмотрение материалов налоговой проверки
  2.  Обеспечительные меры, принимаемые налоговыми органами
  3.  

Заключение

Литература:

Основная

Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая. М., Изд-во Омега-Л, 2013.

Закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ»

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 "Вопросы организации полиции".

Голищева Л.Е., Налогообложение: планирование, анализ, контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

 Дадашев А.З. , Пайзулаев И.Р., Налоговый контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Кнорус, 2013.

Дополнительная

Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. 8-е изд. перераб. и доп.,  М.: Дашков, 2010.

Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Ростов н/д. Феникс, 2007.

Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М., Омега-Л, 2008.

Налоговое администрирование. Учебное пособие /Под ред. Л.И. Гончаренко. М., КНОРУС, 2009.

Нестеров Г.Г. Налоговый контроль, 2-е изд., перераб. и доп. М., Эксмо, 2009.

Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

Организация и методика налоговых проверок. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. А.Н. Романова. М., Вузовский учебник. 2009.

Савин А.А., Савина А.А. Аудит налогообложения. М., Вузовский учебник. 2008.

Введение

В первой части НК РФ определен порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Статья 100.1 устанавливает, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Н К РФ. Исключение составляют случаи грубых нарушений правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) и невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

При выявлении нарушений в ходе проведения налоговой проверки акт и материалы, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. Он принимает соответствующее решение по этим материалам в течение 10 дней со дня истечения срока представления возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель налогового органа обязан извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Порядок извещения данного лица аналогичен правилам направления ему акта налоговой проверки.

1. Рассмотрение материалов налоговой проверки

Налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. Его неявка не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем налогового органа обязательным.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы, а также письменные возражения налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает его права давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки. На этом этапе исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у налогоплательщика, документы, представленные при проведении камеральных или выездных проверок, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением законодательства РФ. Документы, представленные налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением установленных сроков, могут быть использованы в процессе рассмотрения. Представленные доказательства оцениваются на предмет их допустимости, достоверности каждого в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в совокупности. В случае необходимости может быть принято решение о привлечении к участию в рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа устанавливает:

• совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

• образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

• имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

• обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, приведены в ст. 111 НК РФ. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются (ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель налогового органа имеет право принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, срок выполнения которых не должен превышать один месяц. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Президиум ВАС РФ 16 июня 2009 г. принял постановление № 391/09, в котором сформулировал правовую позицию по вопросу применения налоговыми органами механизма дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК). После завершения ДМНК и получения доказательства налоговых правонарушений налоговые органы обязаны уведомлять налогоплательщиков об их результатах и обеспечить возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из следующих решений:

• о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

• об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы решений приводятся в приказе ФНС России1. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются:

• обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

• доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту и результаты проверки этих доводов;

Приказ ФНС России от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

• решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения;

• применяемые меры ответственности. Указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. Также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решениях обязательно указываются: срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение; порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

При отсутствии выявленных в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах у налоговых органов отсутствуют основания для вынесения решения, предусмотренного ст. 101 НК РФ1. В этом случае в течение трех дней после составления акта выездной налоговой проверки руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна содержать все сведения, фиксируемые в справке о проведенной выездной налоговой проверке, а также запись об отсутствии выявленных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах.

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

После вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры. Эти меры принимаются, если есть достаточные основания полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого

1 См.: Письмо ФНС России от 16.04.2009 г. № ШТ-22-2/299 «О рассмотрении материалов выездных налоговых проверок, в ходе которых не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах».

решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. В этом случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются проверяемому лицу либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

После получения вышеперечисленных решений налогоплательщики, налоговые агенты в случае согласия с этими решениями обязаны исполнить их, а при несогласии вправе их обжаловать.

В случае подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган решение вступает в силу со дня его утверждения этим органом полностью или частично. Налогоплательщик не лишается права исполнить еще не вступившее в силу решение налогового органа.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении его в силу.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, а также обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

С даты вынесения соответствующего решения налогоплательщику вЮ-дневный срок направляется требование об уплате налога, пеней, штрафа (ст. 70 НК РФ). Решение о взыскании принимается в течение двух месяцев после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога в требовании.

2. Обеспечительные меры, принимаемые налоговым органом

Как уже упоминалось в предыдущем параграфе, после вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры.

Эти меры призваны гарантировать исполнение решения налогового органа по итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Они имеют самостоятельный характер и могут применяться помимо иных способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, предусмотренных гл. 11 НК РФ (залог, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, арест имущества).

Обеспечительные меры носят имущественный характер и ограничивают право налогоплательщика на распоряжение собственным имуществом. Их необходимость обусловлена тем, что с момента вынесения решения по результатам налоговой проверки и до вступления его в силу проходит 10 дней, отведенные для обжалования этого решения. В этот период налогоплательщик может провести формальное отчуждение имущества, в результате чего окажется невозможным последующее взыскание недоимки, пеней и штрафа.

Введение обеспечительных мер оформляется самостоятельным решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В этом решении представляются доказательства того, что в конкретной ситуации непринятие обеспечительных мер может затруднить исполнение соответствующего решения.

Обеспечительными мерами могут быть следующие.

1. Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:

• недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

• транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

• готовой продукции, сырья и материалов.

При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Приостановление операций по счетам в банке в порядке установленном ст. 76 НК РФ.  Приостановление операций означает прекращение банком всех расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций Приостановление не распространяется на платежи, очередность исполнений. В соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации подлежит безусловному исполнению банком

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом такое решение может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по валютному счету налогоплательщика в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Новые правила электронного обмена информацией, установленные Положением ЦБ РФ от 09.10.2008 г. № 322-П «О порядке направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде через Банк России», предусматривают следующий порядок отправки решения:

Налоговый орган Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных Уполномоченное подразделение Банка России —Территориальное управление Банка России Обслуживающий банк.

Решения в электронном виде направляются через ЦБ РФ в банки (филиалы банков), с которыми у ЦБ РФ заключено соглашение о получении решений в электронном виде.

Решение об отмене приостановления вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Копия решения о приостановлении или об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения, в срок не позднее дня, следующего заднем принятия такого решения.

Не позднее следующего дня после дня получения решения о приостановлении операций налогового органа банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах, операции по которым приостановлены.

Приостановление операций действует с момента получения банком соответствующего решения налогового органа и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам этого налогоплательщика.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

В случае если общая сумма денежных средств, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены, превышает указанную в решении сумму, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций. В случае если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы подтверждающие наличие денежных средств на счетах, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах. После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации.

В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или срока вручения представителю банка этого решения на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов подлежащей уплате на основании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Также приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и

штрафов, указанной в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить такие меры:

1) на банковскую гарантию. По этой гарантии банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности За совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;

2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества;

3) поручительство третьего лица.

Если банковская гарантия предоставлена банком с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Министерством финансов РФ, то налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене перечисленных выше обеспечительных мер.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

В случаях, определенных Кодексом РФ об административных правонарушениях, налоговые органы наделены правом проводить проверки с целью выявления административных правонарушении, вести производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном

правонарушении.

Приказом ФНС России от 02.08.2005 г. № САЭ-3-06/354 утвержден Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях:

1) в центральном аппарате ФНС России:

• руководитель Федеральной налоговой службы (его заместитель);

• начальник управления (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

• должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю;

2) в межрегиональных инспекциях ФНС России:

• руководитель межрегиональной инспекции (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

• главный государственный налоговый инспектор;

• старший государственный налоговый инспектор;

• государственный налоговый инспектор;

• должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю;

3) в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации:

• руководитель управления (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

• главный государственный налоговый инспектор;

• старший государственный налоговый инспектор';

• государственный налоговый инспектор;

• должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю;

4) в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня:

• руководитель инспекции (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

• главный государственный налоговый инспектор;

• старший государственный налоговый инспектор';

• государственный налоговый инспектор;

• должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

При выявлении в процессе выездной налоговой проверки административных правонарушений должностное лицо налогового органа составляет протокол, в котором фиксируются:

• сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

• сведения о свидетелях и потерпевших;

• время совершения и событие правонарушения;

• статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ст. 28.2 КоАП РФ).

Чтобы возбудить дело об административном правонарушении, необходимо доказать вину конкретного лица. Эта вина должна быть четко зафиксирована в протоколе. Если же по одному и тому же факту к ответственности привлекаются несколько лиц (например, юридическое лицо и должностное лицо), то должна быть определена и доказана вина каждого из них. При этом на каждое лицо должен быть составлен отдельный протокол об административном правонарушении.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, составленным в соответствии с КоАП РФ, объяснениями проверяемого лица, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При составлении протокола об административном правонарушении лицам, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Объяснения, данные в устной форме, записываются и приобщаются к делу. Им вручаются копии протокола под расписку.

Протокол составляется немедленно после выявления административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). При проведении административного расследования он составляется в течение месяца с момента возбуждения дела и в исключительных случаях — продлевается еще на месяц.

Административные расследования проводятся при обнаружении правонарушений в области законодательства о налогах и сборах, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В этих случаях для установления факта правонарушения и степени виновности конкретных лиц организуется экспертиза и иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст. 28.7 КоАП РФ). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполно

моченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения. Определение составляется немедленно после выявления факта совершения административного нарушения.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Следует учитывать, что по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу не может быть начато (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ).

Давность привлечения к административной ответственности установлена в ст. 4.5 КоАП РФ. Дело не может быть начато по истечении двух месяцев со дня его совершения, а за совершение его в областях прямо перечисленных в этой статье (в том числе законодательства о налогах и сборах), — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При этом начало истечения срока давности определяется днем совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — днем его обнаружения1.

Статьей 23.5 КоАП РФ установлено, что налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях предусмотренных:

• ст. 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»;

• ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»;

• ст. 15.2 «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций».

Если в ходе контрольной работы налоговым органом выявлены перечисленные выше правонарушения, то соответствующие протоколы составляются его сотрудниками. Постановление о привлечении к административной ответственности выносится руководителем налогового органа. Если такие нарушения выявлены сотрудниками МВД России или других уполномоченных органов, то составленные ими протоколы направляются в налоговую инспекцию для рассмотрения и принятия решения о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 15.3-15 9, 15.11, ч. 3 ст. 18.15, ч. 3 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ):

• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

• нарушение сроков представления налоговой декларации;

• непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

• нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

• нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

• неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

• грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;

• незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

• несоблюдение установленных федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

• неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

• невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

• непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

• непредставление сведений (информации) (табл. 1).

Таблица 1

Нарушения, в отношении которых составляется протокол об административных правонарушениях

Статья КоАП РФ

Вид правонарушения

Санкция

15.3

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда

Штраф на должностных лиц —от 500 до 1000 руб.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в этих органах

Штраф на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.

15.4

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Штраф на должностных лиц — от 10ОО до 2000 руб.

15.5

Нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Штраф на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

15.6

Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф:

на граждан — от 100 до 300 руб.;

на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в непопном объеме или в искаженном виде

Штраф — от 500 до 1000 руб.

15.7

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

Штраф на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.

Продолжение табл 1

Статья КоАП РФ

Вид правонарушения

Санкция

Открытие банком или иной кредитной организа- дией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

итраф на должностных пиц — от 2000 до 3000 руб.

15.8

Нарушение кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (госу- паоственный внебюджетный фонд)

Штраф на должностных лиц —от 4000 до 5000 руб.

15.9

Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уппате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о поиостановлении операций по таким счетам

Штраф на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.

15.11

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов (под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%)

Штраф на должностных лиц —от 2000 до 3000 руб.

15.11

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов

Штраф на должностных лиц —от 2000 до 3000 руб.

Статья КоАП РФ

Вид правонарушения

Санкция

18.15, ч.З

Неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Штраф:

на граждан — от 2000 до 5000 руб.;

на должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

18.17, ч.З

Несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

Штраф — от 800 000 до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

19.4, ч. 1

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей

Предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан — от 500 до 1000 руб.;

на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.

19.5,4.1

Невыполнение в установленный срок законного предписания [постановления, представления, решения) налогового органа (должностного лица) об устранении нарушений законодательства

Штраф:

на граждан — от 300 до 500 руб.;

на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

19.6

Непринятие по постановлению [представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Штраф на должностных лиц —от 300 до 500 руб.

19.7

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления ими законной деятельности, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф:

на граждан — от 100 до 300 руб.;

на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

В вышеперечисленных случаях протокол об административных нарушениях составляется должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, и направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела по этим статьям. Они должны рассматриваться мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).

Рассмотрение дела об административном правонарушении проводится в соответствии с гл. 29 КоАП РФ. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

• относится ли к их компётенции рассмотрение данного дела;

• имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

• правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

• имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

• достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

• имеются ли ходатайства и отводы.

В случае необходимости определяются обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В случае проведения административного расследования дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении ограничен 15 днями со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с

момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении:

• объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

• устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

• проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

• выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

• разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

• рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

• выносится определение об отложении рассмотрения дела в случаях: поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, должностного лица, рассматривающих дело, специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела; истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

• выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

• выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол, а при необходимости — и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение экс

перта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

• должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

• дата и место рассмотрения дела;

• сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

• обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

• статья федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

• мотивированное решение по делу;

• срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу о правонарушении также должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая для заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Заключение

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Копия вынесенного судьей постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение

месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшим представление.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Жалоба рассматривается в 10-дневный срок со дня ее поступления уполномоченными лицами. Жалоба подается:

1) на постановление, вынесенное судьей, — в вышестоящий суд;

2) на постановление, вынесенное должностным лицом налогового органа, — в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3) на постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в арбитражный суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

• после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

• после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

PAGE   \* MERGEFORMAT22


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55696. ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНОЇ КУЛЬТУРИ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ МУЗИКИ В ПОЗАНАВЧАЛЬНІЙ ДІЯЛЬНОСТІ ВНЗ 389 KB
  Студенти учасники ансамблю краще проводять заняття педагогічної практики у дитячому садку та школі бо їхнє тонке чуття музичних творів передається дітям а хвилювання яке притаманне студентам-практикантам під час проходження...
55697. Формування і розвиток комунікативної компетентності молодших школярів 244.5 KB
  Наше завдання полягає в тому щоб: а удосконалювати вміння правильно відповідати на поставлені запитання ставити запитання іншим вступати в розмову; б збагачувати мовлення дітей формулами мовленнєвого етикету...
55698. Використання інтерактивних технологій як засобу продуктивного навчання учнів початкових класів 338 KB
  Від якості навчання і виховання залежить формування культурних цінностей. Тому реформування загальної освіти супроводжується введенням нових спеціальних форм організації пізнавальної діяльності які мають конкретну мету –- створити такі умови навчання за якими би кожен учень міг успішно навчався...
55699. Участь студентів у позанавчальній роботі – необхідна передумова формування професійної компетентності випускника ВНЗ 2.16 MB
  На нашу думку поєднання аудиторної та позанавчальної роботи з додаткової спеціалізації Керівник дитячого хореографічного колективу яке реалізується у ВНКЗ Білгород-Дністровське педагогічне училище Одеської області через діяльність Народного ансамблю танцю Бессарабський сувенір сприяє...
55700. Самооцінювання учнів – один із способів розвитку їхньої пізнавальної самостійності і творчої активності на уроках математики 593 KB
  Навчальна мета уроку: Активізувати пізнавальну діяльність учнів; познайомити учнів з поняттями: пропорція члени пропорції; правильна і неправильна пропорція; з основною властивістю пропорції.
55701. Самостійна робота як засіб навчання, виховання і розвитку учнів 228 KB
  Успішне його виконання багато у чому залежить від методики навчання яка дає змогу озброїти учнів глибокими знаннями навчити їх працювати зацікавлено й самостійно. Методику сучасного уроку характеризує система самостійних робіт учнів. В цій статті описується певною мірою методи самостійного навчання учнів.
55702. Види диктантів і методика їх проведення 120 KB
  Текстуальні диктанти. Специфіка диктантів та класифікація їх видів Диктант -– це такий прийом організації навчальної діяльності на уроці в процесі якої учні відтворюють письмово сприйнятий ними на слух текст.
55703. Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы 124.5 KB
  Приобщая школьников к наиболее высоким достижениям мировой культуры и литературы учитель литературы воспитывает общую культуру развивает художественно-образное мышление формирует творческую личность.