72209

Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке...

Русский

2014-11-19

103.5 KB

0 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Начальник кафедры

финансово-хозяйственной деятельности

полковник полиции

Шубников Ю.Б.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по теме «Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки»

для слушателей, курсантов, студентов по специальностям: 080901.65 -бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080107.65 - налоги и налогообложение, 080101.65 - экономическая безопасность

Разработал:

к.э.н., доцент Гладкова С.Б.

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №6 от 26.06.2013

Кафедра финансово-хозяйственной деятельности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013


ПЛАН

чтения лекции:

Учебные и воспитательные цели:

  1.  Определить обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе.
  2.  Изучить обжалование решения налогового органа в арбитражном суде.
  3.  Воспитать у слушателей потребность в комплексном применении полученных знаний на практике

Учебные вопросы

Введение

1. Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе.

2. Обжалование решения налогового органа в арбитражном суде

Заключение

Литература:

Основная

Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая. М., Изд-во Омега-Л, 2013.

Закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ»

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 "Вопросы организации полиции".

Голищева Л.Е., Налогообложение: планирование, анализ, контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

 Дадашев А.З. , Пайзулаев И.Р., Налоговый контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Кнорус, 2013.

Дополнительная

Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. 8-е изд. перераб. и доп.,  М.: Дашков, 2010.

Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Ростов н/д. Феникс, 2007.

Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М., Омега-Л, 2008.

Налоговое администрирование. Учебное пособие /Под ред. Л.И. Гончаренко. М., КНОРУС, 2009.

Нестеров Г.Г. Налоговый контроль, 2-е изд., перераб. и доп. М., Эксмо, 2009.

Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

Организация и методика налоговых проверок. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. А.Н. Романова. М., Вузовский учебник. 2009.

Савин А.А., Савина А.А. Аудит налогообложения. М., Вузовский учебник. 2008.

1. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ВЫШЕСТОЯЩЕМ НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Обжалование может быть обращено в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

Согласно разъяснению, данному Пленумом ВАС РФ, при применении ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

В определении от 04.12.2003 г. № 418-0 КС РФ указал, что налогоплательщик также может обжаловать в арбитражном суде ненормативные акты любых должностных лиц налогового органа.

Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 137-ФЭ в НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2009 г. решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Законодатель предусмотрел обязательную досудебную процедуру обжалования для ограниченного перечня ненормативных правовых актов налоговых органов. К таким актам относятся решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решения такого вида выносятся по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Другие ненормативные правовые акты, в том числе решения об отказе в зачете налога, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, взыскании налога, пеней и штрафа, приостановлении операций по банковским счетам, а также действия или бездействие налоговых органов могут быть обжалованы в суде без предварительного административного обжалования.

Законодательством предусмотрены два порядка досудебного обжалования решений налоговых органов:

• обжалование решения налогового органа, не вступившего в законную силу (апелляционная жалоба);

• обжалование решения налогового органа, вступившего в законную силу (жалоба).

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном ст. 139-141 НКРФ.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. Основания для восстановления пропущенного трехмесячного срока на подачу жалобы не установлены и определяются органом или должностным лицом, которому подано заявление о восстановлении пропущенного срока. Например, для налогоплательщика — физического лица уважительными причинами могут считаться болезнь, тяжелое стечение личных и семейных обстоятельств, болезнь или смерть близких; для юридического лица — отсутствие информации о налоговом органе, которому должна подаваться жалоба, и другие причины.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Законодательно регламентирована письменная форма подачи жалобы соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Лицо, подавшее жалобу до принятия по ней решения, может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

а) пропуска срока подачи жалобы (ст. 139 НК РФ);

б) отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26-29 НК РФ);

г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в 10-дневный срок со дня ее получения. Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.

В состав документов, которые могут быть приложены к жалобе, входят:

• акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя,

нарушает его права (например, постановление о привлечении к

административной ответственности);

• акт налоговой проверки;

• первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

• иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах,

имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:

1) на акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов — вышестоящим налоговым органом;

2) действия или бездействие должностных лиц налогового органа — вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;

3) действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера — вышестоящим налоговым органом.

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное налоговым органом в отношении организаций, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, а вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица, — вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.

Согласно подп. 15 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 101 НК РФ налогоплательщик имеет право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а его присутствие при рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 03.06.2009 г. № 03-02-08/46).

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять по делу новое решение (п. 2 ст. 140 НК РФ). В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2009 г. № А58-2053/08-0325-Ф02-6772/08 указано, что нормы права не запрещают вышестоящим органам отменять или изменять решения нижестоящих в части, не обжалованной налогоплательщиком. Следовательно, подавая апелляционную жалобу на решение инспекции, налогоплательщик не застрахован от того, что решение может быть изменено даже в той части, которая его устраивает и которая не обжаловалась. Если налогоплательщик не будет присутствовать при рассмотрении его жалобы, то очевидно, что он не будет знать о вменяемых ему нарушениях и не сможет представить свои возражения по данным обвинениям.

Однако возможность давать объяснения вышестоящему налоговому органу относительно вменяемых налогоплательщику нарушений представляет собой конституционно гарантированное право на защиту его интересов. Конституция РФ гласит: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через представителя, а также давать налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчисле

нию и уплате налогов (подп. 6 и 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Согласно разъяснениям Минфина РФ налогоплательщик лишен права на представление возражений в вышестоящий орган, поскольку его участие в рассмотрении апелляционной жалобы ни НК РФ, ни иными документами не предусмотрено. Однако закон разрешает налогоплательщику защищать свои интересы путем представления налоговому органу объяснений и не запрещает присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим органом.

Таким образом, возможность присутствия налогоплательщика при рассмотрении его апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом может быть предметом обращения в Конституционный Суд РФ, поскольку существует неопределенность в том, как в данной ситуации налогоплательщик может реализовать право на защиту своих интересов.

Налогоплательщик заинтересован в том, чтобы участвовать в рассмотрении его апелляционной жалобы. Только тогда он сможет узнать о вменяемых ему нарушениях и представить вышестоящему органу соответствующие пояснения по исчислению и уплате налогов. Кроме того, присутствие при рассмотрении жалобы поможет налогоплательщику подготовиться к защите в арбитражном суде, если возникнет такая необходимость. Поэтому целесообразно непосредственно в текст апелляционной жалобы внести просьбу о предоставлении возможности присутствовать на заседании и давать пояснения в ходе рассмотрения жалобы. Если подобная просьба останется без внимания либо в ее удовлетворении будет отказано, налогоплательщик вправе защищать свои права в суде.

Все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений. Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы. Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений. Запросы направляются с приложением необходимых документов (при их наличии). Заключения методологических подразделений представляются в юридические подразделения в пятидневный срок. Жалобы налогоплательщиков рассматриваются с учетом судебно-арбитраж- ной практики по этим вопросам.

Затем юридическое подразделение готовит рассмотрение жалобы на комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков. Комиссия возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющими оперативное руководство юридическим подразделением. Комиссия включает руководство юридического подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству РФ, комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие. В случае если налогоплательщик не может присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести рассмотрение жалобы, налоговый орган рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных НК РФ.

При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству РФ, в комиссию по рассмотрению жалоб налогоплательщиков приглашаются представители методологических подразделений. При тех же основаниях могут приглашаться представители нижестоящих налоговых органов.

В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол. В протоколе заседания указывается:

• год, месяц, число и место заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;

• наименование налогового органа (должностного лица), рассматривающего жалобу налогоплательщика;

• основания жалобы налогоплательщика, ее реквизиты;

• сведения о явке лиц, участвующих в заседании комиссии;

• мнение каждого члена комиссии, приглашенного специалиста, должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. Протокол заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня. По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим подразделением) принимается решение.

Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию НК РФ не предусмотрено.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

• оставить жалобу без удовлетворения;

• отменить акт налогового органа;

• отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

• изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

• оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

• отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

• отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не всту

пившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, последнее вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, последнее с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

2. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

После выполнения налогоплательщиком требования досудебного порядка урегулирования спора путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган и если решение налогового органа вступило в законную силу, у него появляется право в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК подать заявление об обжаловании решения налогового органа, вынесенного по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки. Законодателем при этом установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении прав и законных интересов на подачу такого заявления.

В случае если трехмесячный срок на обжалование решения в судебном порядке был пропущен, лицо может подать ходатайство о восстановлении срока и обосновать уважительные причины пропуска.

В судебном порядке также предусмотрен механизм приостановления исполнения решения налогового органа. Аналогично тому, как подается ходатайство о приостановлении в вышестоящий налоговый орган, может быть подано ходатайство в суд вместе с иском налогоплательщика.

Как указал КС РФ в Определении от 18.11.2004 г. № 367-0, установление сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) — незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.

Подведомственность судебного обжалования актов налоговых органов зависит от правового статуса заявителя.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

• об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

• об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

• об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

• другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В ч. 3 ст. 198 АПК РФ установлено, что заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов.

Согласно ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, пп. 1,2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, устанавливающим общие требования к форме и содержанию искового заявления. Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается истцом или его представителем.

Обязательными элементами искового заявления являются:

• наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

• наименование истца, его место нахождения. Если истцом является гражданин — его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

• перечень прилагаемых документов.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. Зет. 125 АПК РФ).

В ст. 199 АПК РФ установлено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) налогового органа незаконными должны быть указаны:

• наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

• название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

• права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

• законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

• требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются следующие документы:

• уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

• копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

• копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

• документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

• проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

Вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

Арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением всех требований к его форме и содержанию. О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу. В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.

Дело рассматривается арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу (ст. 152 АПК РФ). Судебное разбирательство проводится в полном соответствии с гл. 19 АПК РФ. По итогам разбирательства выносится решение. При его принятии арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих тре

бований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению. При принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства. Арбитражный суд, признав при принятии решения необходимым дополнительно исследовать доказательства или продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, возобновляет судебное разбирательство, о чем выносит определение.

В решении должны быть указаны мотивы его принятия, и оно должно быть изложено языком, понятным для лиц, участвующих в деле, и других лиц. Решение подписывается судьей, а в случае коллегиального рассмотрения дела — всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение. Исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до объявления решения. Решение арбитражного суда выполняется в одном экземпляре и приобщается к делу.

Решение арбитражного суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть решения должна содержать наименование арбитражного суда, принявшего решение; состав суда, фамилию лица, которое вело протокол судебного заседания; номер дела, дату и место принятия решения; предмет спора; наименования лиц, участвующих в деле, фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий.

Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения должны быть указаны:

• фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом;

• доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле;

• законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В мотивировочной части решения должны содержаться также обоснования принятых судом решений. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом. Также могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.

При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

Если арбитражный суд установил порядок исполнения решения или принял меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения.

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69863. Римское право: Учебно-методический комплекс 207 KB
  Его значение определяется огромным влиянием не только на последующее становление права но и на развитие культуры в целом. Римляне создали совершенную универсальную систему права имеющую основой частную собственность уникальную по степени своей внутренней гармонии и завершенности.
69864. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 1.23 MB
  Понятие предмет метод система и источники уголовного права; уголовный закон; понятие и признаки преступления; классификация категории преступлений; состав преступления; объект преступления; объективная сторона преступления; субъект преступления субъективная сторона преступления...
69866. Гражданский процесс: Учебно-методический комплекс 848.5 KB
  Государственные требования к минимуму содержания дисциплины Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса источники гражданского процессуального права процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения...
69867. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 1.42 MB
  Понятие, предмет, метод, система и источники гражданского права; понятие, элементы, виды и основания гражданских правоотношений; субъекты гражданского права; правоспособность и дееспособность граждан, её содержание, возникновение и прекращение; понятия...
69868. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 791 KB
  Теория и практика перевода Адекватная передача понятого текста выбор нужного слова или лексического варианта правильное построение предложения при переводе. Теория и практика перевода Виды перевода: перевод научной и общественно-политической литературы перевод юридических документов...
69869. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 479 KB
  Понятие, предмет, метод и источники конституционного права; Конституция Российской Федерации; основные этапы конституционного развития России; основы конституционного строя; конституционный статус личности в РФ; избирательная система в РФ; федеративное государство; Президент РФ...
69870. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: БАЗОВЫЙ КУРС ДЛЯ НЕЛИНГВИСТОВ 27.12 MB
  Считается общепризнанным, что грамматика наряду с фонетикой и лексикологией входит в науку о языке. Сама грамматика состоит из двух разделов: морфологии (исследование внутренней структуры слова, а также рассмотрение слова как части речи) и синтаксиса (раздел, изучающий сочетание слов как членов предложения).