72215

Методика проверки правильности исчисления и уплаты региональных и местных налогов

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Учебные и воспитательные цели: Определить порядок проверки исчисления и уплаты транспортного налога Изучить порядок проверки исчисления и уплаты налога на игорный бизнес Определить порядок проверки исчисления и уплаты земельного налога Изучить порядок проверки исчисления...

Русский

2014-11-19

182 KB

7 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Начальник кафедры

финансово-хозяйственной деятельности

полковник полиции

Шубников Ю.Б.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по теме «Методика проверки правильности исчисления и уплаты региональных и местных налогов»

для слушателей, курсантов, студентов по специальности: 080901.65 -бухгалтерский учет, анализ и аудит

Разработал:

к.э.н., доцент Гладкова С.Б.

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №3 от 26.03.2013

Кафедра финансово-хозяйственной деятельности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013


ПЛАН

чтения лекции:

Учебные и воспитательные цели:

  1.  Определить порядок проверки исчисления и уплаты транспортного налога
  2.  Изучить порядок проверки исчисления и уплаты налога на игорный бизнес
  3.  Определить порядок проверки исчисления и уплаты земельного налога
  4.  Изучить порядок проверки исчисления и уплаты на имущество физических лиц
  5.  Воспитать у слушателей потребность в комплексном применении полученных знаний на практике

Учебные вопросы

Введение

  1.  Порядок проверки исчисления и уплаты транспортного налога
  2.  Порядок проверки исчисления и уплаты налога на игорный бизнес
  3.  Порядок проверки исчисления и уплаты налога на имущество юридических лиц
  4.  Порядок проверки исчисления и уплаты земельного налога.
  5.  Порядок проверки исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц

Заключение

Литература:

Основная

Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая. М., Изд-во Омега-Л, 2013.

Закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ»

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 "Вопросы организации полиции".

Голищева Л.Е., Налогообложение: планирование, анализ, контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

 Дадашев А.З. , Пайзулаев И.Р., Налоговый контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Кнорус, 2013.

Дополнительная

Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. 8-е изд. перераб. и доп.,  М.: Дашков, 2010.

Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Ростов н/д. Феникс, 2007.

Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М., Омега-Л, 2008.

Налоговое администрирование. Учебное пособие /Под ред. Л.И. Гончаренко. М., КНОРУС, 2009.

Нестеров Г.Г. Налоговый контроль, 2-е изд., перераб. и доп. М., Эксмо, 2009.

Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

Организация и методика налоговых проверок. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. А.Н. Романова. М., Вузовский учебник. 2009.

Савин А.А., Савина А.А. Аудит налогообложения. М., Вузовский учебник. 2008.

Введение

1. Порядок проверки исчисления и уплаты транспортного налога.

Транспортный налог относится к региональным налогам, поэтому устанавливается НК РФ и законодательством субъектов РФ. Субъекты РФ имеют право определять ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их применения.

Налоговым кодексом РФ установлено, плательщиками транспортного налога: выступают лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.

Лица, признаваемые собственниками транспортных средств и будут являться налогоплательщиками транспортного средства. В случае регистрации транспортного средства одновременно на нескольких лиц (например, при лизинге) налогоплательщиком признают – собственника (письма Минфина России от 24.03.2009 № 03-05-05-04/01, от 30.06.2008 № 03-05-05-04/14). При этом налогоплательщик должен доказать, что транспортное средство у него отсутствует, хотя с учета оно еще не снято. В случае доказанности такого факта налоговые обязанности налогоплательщика будут скорректированы в сторону понижения. Налоговые органы, в свою очередь, выявляют лиц, уклоняющихся от налогообложения путем использования транспортных средств без надлежащей регистрации.  

В отношении воздушных судов налогоплательщиками являются эксплуатанты, указанные в Свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна. В отношении водного судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, налогоплательщиком транспортного средства является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учет транспортных средств и лиц, признаваемых плательщиками транспортного налога, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства:

- местом нахождения водных и воздушных транспортных средств является место нахождения организации, на которую зарегистрированы транспортные средства;

- местом нахождения наземных транспортных средств и другой самоходной техники является место государственной регистрации.

Ставки транспортного налога. Этот налог взимается по легковым и грузовым автомобилям, автобусам, снегоходам и мотосаням, катерам, моторным лодкам и другим водным транспортным средствам, яхтам и другим парусно-моторным судам, гидроциклам с каждой лошадиной силы в зависимости от мощности двигателя.


При проверке необходимо учитывать, положения ст. 358 НК РФ, устанавливающей объекты налогообложения
:

Объекты

налогообложения

Не являются объектами налогообложения

подтверждения

Автомобили

Легковые автомобили, оборудованные для инвалидов, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

Мотоциклы и мотороллеры

Автобусы

Самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции

Необходимо доказать реальность осуществления сельскохозяйственных работ для производства сельскохозяйственной продукции:

- документы учета и отчетности;

- расчет стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции

Самолеты и вертолеты

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службе

на судне должно быть нанесено изображение красного креста или красного полумесяца

Теплоходы, яхты, парусные суда, катера

Моторные лодки и гидроциклы

Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок

Моторные лодки, у которых мощность двигателя не превышает 5 л.с, а также весельные лодки

Промысловые морские и речные суда

Необходимо доказать реальность осуществления перевозок:

- учредительные документы,

лицензия,

- систематическое осуществление такого рода деятельности;

- наличие в отчетности документов, подтверждающих данную деятельность;

- наличие выручки от данной деятельности.

Снегоходы и мотосани

Несамоходные (буксируемые) суда

Другие водные и возд. транспор. ср-ва

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов

Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом

Соответствующая справка из ОВД

Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба

При выборе ставки транспортного средства могут возникнуть разногласия в отношении автомобилей, которые занимаю промежуточное положение между двумя различными типами транспортных средств. В силу п. 3 ст. 15 ФЗ от 10.12.1995 № 196-фз «О безопасности дорожного движения» допуск транспортного движения к эксплуатации возможен только после его регистрации. В паспорте транспортного средства (ПТС) содержаться основные характеристики и конструктивные особенности автомобиля, а также информация о типе транспортного средства.

Налогоплательщик считает, что указание в ПТС категории «В» свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому. В письмах Минфина  от 01.07.2009 № 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 № 03-05-04-04/01 обращается внимание, что при определении типа транспортного средства необходимо обратить внимание и на наличие в ПТС других сведений. В ПТС в строке «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением. Данная запись должна соответствовать сведениям, приведенным в сертификате соответствии транспортного средства: «легковой», «автобус», «грузовой» и т.п.

Например, спор может возникнуть по карьерной технике. В связи с тем, что организация карьерную технику не использует на дорогах общего пользования и не наносит им урона, то по таким транспортным средствам нужно исчислять транспортный налог по пониженным ставкам.

Полномочиями по отнесению транспортных средств к тому или иному типу транспортных средств наделены организации-изготовители, таможенные органы и подразделения Госавтоинспекции.  При наличии в ПТС недостоверных сведений о транспортном средстве налогоплательщик ответственности не несет.     

Органы, осуществившие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговые органы по своему местонахождению о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации (п. 4 ст. 362 НК РФ). К тому же органы, осуществляющие государственную регистрацию, обязаны до 1 февраля текущего календарного года сообщить в налоговые органы о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, а также обо всех изменениях, произошедших за календарный год (п. 5 ст. 362 НК РФ).

Для исчисления и уплаты транспортного налога в учетной политике организации должен быть закреплен раздельный учет транспортных средств:

- облагаемых и необлагаемых данным налогом (ст. 358 НК РФ)

- по месту их нахождения (ст. 363 НК РФ).

Объекты налогообложения

Пример 6.1. В декабре 2008 г. у организации был угнан легковой автомобиль «ВАЗ 2105». Организация заявила об угоне в милицию. Там организации выдали справку, свидетельствующую о том, что автомобиль был похищен.

В данном случае организация с 1 января 2009 г. не должна платить транспортный налог по автомобилю.

Так как транспортный налог относится к региональным нало-■К в соответствии с действующим законодательством субъекты Ф имеют право уменьшить (увеличить) ставки налога в пять раз.

При этом НК РФ предусмотрено право субъектов РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

Юридические лица исчисляют сумму транспортного налога самостоятельно. Транспортный налог рассчитывают путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.

Пример 6.2. У ОАО «Вояж» есть собственный катер. Мощность двигателя катера составляет 90 л.с. Ставка транспортного налога для катеров с мощностью двигателя до 100 л.с. равна 12 руб. с каждой лошадиной силы.

Следовательно, транспортный налог, который ОАО «Вояж» заплатило в 2008 г., составил 1080 руб. (12 руб. х 90 л.с).

Пример 6.3. На ЗАО «Лучик» зарегистрирован грузовик, мощность которого — 270 л.с. Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ ставка транспортного налога для грузовых автомобилей равна 17 руб. с каждой лошадиной силы. Законом субъекта РФ, где зарегистрирован грузовик, эта ставка установлена в размере 40 руб. Значит, ЗАО «Лучик» должно рассчитывать транспортный налог исходя из ставки 40 руб. с каждой лошадиной силы.

Следовательно, транспортный налог, который ЗАО «Лучик» заплатило в 2008 г., равен 10 800 руб. (40 руб. х 270 л.с).

В течение года количество транспортных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, может меняться. Какие-то машины проданы и сняты с регистрации, а другие, наоборот, приобретены и зарегистрированы. В этом случае для расчета транспортного налога используется специальный понижающий коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году. Месяц снятия с регистрации и постановки на регистрацию принимается за полный месяц.

Пример 6.4. В апреле 2008 г. ООО «Берег» купило и зарегистрировало в ГИБДД автомобиль мощностью 80 л.с. Допустим, ООО «Брест» использовало купленный автомобиль весь оставшийся год. Следовательно, в 2008 г. автомобиль был зарегистрирован на ООО «Берег» в течение девяти месяцев (с апреля по декабрь).

В субъекте РФ, где зарегистрирован автомобиль, ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью до 100 л.с. — 7 руб. с каждой лошадиной силы. Таким образом, транспортный налог за 2008 г. составил 420 руб. (7 руб. х 80 л.с. х 9 мес.: 12 мес).

Особенности уплаты транспортного налога физическими лицами. Эти лица сами транспортный налог не рассчитывают. За них это делает налоговый орган по месту регистрации транспортного средства.

Налоговый орган должен сообщить физическому лицу сумму налога не позднее 1 июня года, в котором этот налог нужно заплатить. Рассчитывается налог на основе данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, с последующим выставлением гражданам налоговых уведомлений.

Таким образом, налогоплательщики — физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Транспортный налог и авансовые платежи по нему налогоплательщики уплачивают по местонахождению транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. Дело в том, что законодательный орган субъекта РФ при установлении налога может предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Опасные схемы снижения ставок транспортного налога

1. Компания, у которой есть филиалы в других субъектах РФ, где ставки транспортного налога ниже, чем по месту регистрации головной компании регистрируют технику в ГИБДД по месту нахождения филиала.

2. Транспортный налог по транспортному средству, переданной по договору лизинга, уплачивает та сторона, на которую зарегистрировано транспортное средство – на лизингодателя или лизингополучателя (п.1 ст. 357 НК РФ). Стороны заключают письменное соглашение, где указывают, на кого регистрируется транспортное средство. Для регистрации выбирается та сторона, по месту нахождение которой наименьшие ставки транспортного налога.

3. Для воздушных судов свой круг налогоплательщиков – эксплуатанты, т.е. граждане или юридические лица, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующие указанное судно для полетов и имеющие сертификат.  

Если у компании (физического лица) нет сертификата эксплуатанта, то она не включается в перечень плательщиков налога. Получается, что владельцы воздушных судов, которые сдают их в аренду, освобождаются от уплаты налога. Арендатор воздушного судна, по решению суда, также может быть освобожден от уплаты транспортного налога. Свидетельство эксплуатанта не удостоверяет право собственности, а подтверждает, что лицо вправе выполнять определенные виды авиационных полетов, т.е. его квалификацию.

Еще более сложно проследить уплату транспортного налога по воздушным судам, если арендатором является компания-нерезидент. По сути можно говорить о появлении необлагаемого имущества.

4. Если компания не собирается сразу вводить  вновь приобретенное транспортное средство в эксплуатацию, то она затягивает сроки его государственной регистрации. Если будут найдены доказательства, что компания использует незарегистрированный транспорт, то необходимо произвести доначисление налога. Например, транспортное средство используется только на территории склада, гаража и т.п.

5. В связи с тем, что прицепы и полуприцепы не перечислены в п. 1 ст. 358 НК РФ, плательщики транспортного налога по ним налог не платят.

6. Компания может в судебном порядке расширит перечень льготируемых специальных машин, которые прямо не перечислены п подпункте 5 п.2 ст. 358 НК РФ. Например, грузовой автомобиль, используемый для технического обслуживания и ремонта техники в поле.

7. По самосвалам, топливозаправщикам, машинам, работающим только в карьерах,  налог может платиться не как с грузовиков, а как с других самоходных транспортных средств. Но для этого транспортные средства должны регистрироваться в органах Гостехнадзора.

При проведении правильности исчисления и уплаты транспортного налога следует обратить внимание на следующие моменты:

1. На основании ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ плательщиками транспортного налога признаются физические лица, получившие транспортные средства по доверенности, выданной до 29 июля 2002 г. Следует помнить, что в соответствии со ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. Следовательно, по истечении трех лет с момента выдачи доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, выданной до 29 июля 2002 г., плательщиком транспортного налога признается физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

2. Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении. В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п. Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные. Категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. Кроме того, при определении категории транспортного средства полагаем необходимым также учитывать судебную практику.

3. Пунктом 3 ст. 362 НК РФ установлены особенности исчисления транспортного налога в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации в течение налогового (отчетного) периода. Так, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы транспортного налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. Обязанность по уплате транспортного налога у организации прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрации. При этом у обособленного подразделения организации (филиала) обязанность по уплате транспортного налога возникает начиная с месяца, в котором эти транспортные средства были зарегистрированы.

4. Самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом.

2. Порядок проверки исчисления и уплаты налога на игорный бизнес

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации. Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления.

На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны.

Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации:

  1.  Алтайский край;
  2.  Приморский край;
  3.  Калининградская область;
  4.  Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).1

Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.

В первую очередь, в качестве объектов налогообложения рассматриваются игровые столы. Под игровым столом понимается специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор.

В качестве объектов налогообложения рассматривается игровой автомат. Игровым автоматом считается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Касса тотализатора и касса букмекерской конторы тоже являются объектами налогообложения. При этом касса тотализатора или букмекерской конторы это специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор признаны объектами налогообложения; при этом сами тотализаторы и букмекерские конторы, являются игорными заведениями, а их кассы — это специально оборудованное место, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (за исключением кассы тотализатора, являющегося структурным подразделением государственного унитарного предприятия). Объект налогообложения и размер налогового обязательства при системе налогообложения в виде налога на игорный бизнес определяются на основе внешних оценочных признаков, которые, должны быть сопряжены со степенью доходности соответствующего вида игорного бизнеса на территории субъекта Федерации, но осуществляется без учета и фактически не зависит от экономических результатов и условий предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Игровые автоматы могут быть объединены в игровой развлекательный комплекс. При этом игровой автомат, входящий в данный комплекс, может иметь все основные блоки игрового автомата, либо отдельные из вышеперечисленных блоков могут быть общими для всего комплекса.

В процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков, каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки.

Каждый объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее, чем за два рабочих дня до установки. Если объекты налогообложения планируется установить на территории того субъекта Российской Федерации, где налогоплательщик не состоит на учете, он обязан встать на учет в налоговых органах по месту установки таких объектов также не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

При определении количества объектов налогообложения у тотализатора, имеющего сеть пунктов, объединенных в единую систему, следует также иметь в виду, что специфика данного вида предпринимательской деятельности требует специального оборудованного места для осуществления приема ставок и выплат соответствующих сумм выигрышей.

Поэтому, в том случае если, организация тотализатора позволяет учитывать общую сумму ставок и подлежащую выплате сумму выигрыша в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения, подлежащим регистрации, будет являться каждое территориальное обособленное структурное подразделение тотализатора.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;

2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей. 

В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

1) за один игровой стол - 25000 рублей;

2) за один игровой автомат - 1500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения. В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей. 2

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При установке нового объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Декларация представляется в налоговый орган по месту регистрации объектов обложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

С налогом на игорный бизнес тесно связана проблема взимания НДФЛ с граждан, получивших выигрыши, т.к. данные физические лица очень редко подают декларации в налоговые органы.

Налоговые органы проводят проверки с целью установления:

- наличия декларации о соответствии игорного оборудования требованиям, предъявляемым к игорному автомату;

- соответствия данных игровых автоматов, копий сертификатов, подтверждающих результаты экспертизы игровых программ с целью установления отсутствия в них недекларированных возможностей по изменению технически заложенного процента денежного выигрыша, данным указанным в декларации;

- значения технически заложенного среднего процента выигрыша, установленного в каждой игровой программе, осуществляемого визуальным контролем значения процента, выведенного на экран меню настройки игрового автомата, которое сверяется со значением процента, указанного в декларации.

4. Порядок проверки исчисления и уплаты земельного налога 

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Арендная плата

Земельный кодекс РФ предоставляет право организациям и гражданам иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Пример

Организация приобретает в собственность здание, расположенное на земельном участке, который продавец взял в аренду. Необходимо определить плательщика арендной платы с момента перехода права собственности на здание покупателю.

На основании п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой этими объектами, на тех же условиях, что и прежний их собственник. В п. 2 ст. 271 Гражданского кодекса РФ закреплен принцип неотделимости прав пользования земельным участком при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на этом земельном участке. Таким образом, к новому собственнику переходят те же права пользования земельным участком (в данном случае право аренды), что принадлежали прежнему собственнику. Следовательно, новый собственник здания с момента регистрации перехода права собственности приобретает право пользования земельным участком на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между ним и собственником земельного участка.

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли определяется арендным договором. В отношении земель, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, размер арендной платы устанавливается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Общие начала определения арендной платы при сделках в отношении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ, ст. 21 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»).

В соответствии со ст.3 п.2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137- ФЗ для юридических лиц размер арендной платы на год устанавливается в пределах:

  •  двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
  •  трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  •  полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в оборот

Земельный налог

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется положениями главы 31 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г. Учитывая, что земельный налог является местным, и его введение в действие осуществляется правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вступление в силу указанной главы НК РФ не означает ее автоматического применения на всей территории страны. Обязанность по исчислению и уплате земельного налога у плательщиков возникает только после принятия соответствующего пакета нормативных документов с указанием всех необходимых элементов налогообложения: применяемой в данном районе налоговой ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядка и сроков уплаты и т.п.

По многим землям по состоянию на 1 января 2005 г. не была рассчитана кадастровая стоимость, в силу этого земельный налог в 2005 г. уплачивался в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I «О плате за землю» и Инструкцией МНС РФ от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю».

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Рассмотрим подробнее возникновение обязанностей по уплате земельного налога

Права на земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном (бессрочного) пользование или пожизненном наследуемом владении удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Документом, подтверждающим право на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации прав. Форма свидетельства устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Если это право возникло у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, то оно сохраняется. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса (01.01.2002 г.), сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Обязанность по уплате земельного налога возникает с момента оформления правоустанавливающих документов (государственной регистрации права). Если организации своевременно не принимают необходимые шаги и не обращаются в органы юстиции, то в отношении них должны применяться меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Объектом обложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):

 земельные участки, в соответствии с законодательством изъятые из оборота;

 земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

 земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

 земельные участки, расположенные в пределах лесного фонда;

 земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (за исключением участков, занятых обособленными водными объектами).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося текущим налоговым периодом (п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территории нескольких муниципальных образований определяется по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего участка, пропорциональная доли конкретного участка.

Государственная кадастровая оценка земель производится территориальными органами Государственного комитета РФ по земельной политике и основывается на классификации угодий по их целевому назначению и виду функционального использования. Полученные данные вносятся в государственный земельный кадастр и затем используются для определения налоговой базы по земельному налогу.

Налогоплательщики, участвующие в хозяйственном процессе — организации и индивидуальные предприниматели — определяют налоговую базу (и исчисляется сумма налога) самостоятельно по каждому находящемуся в их ведении земельному участку. Для физических лиц налоговая база и подлежащая перечислению в бюджет сумма определяются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 3, 4 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ).

Для некоторых категорий плательщиков налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на территории одного муниципального образования. Если кадастровая стоимость принадлежащего этому лицу участка меньше 10 000 руб., то налоговая база принимается равной нулю (п. 5, 7 ст. 391 НК РФ). К этой категории плательщиков относятся Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалиды детства и другие лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствие с законодательством РФ.

При признании участка находящимся в собственности группы лиц либо подлежащим обложению по нескольким ставкам налоговая база определяется отдельно в отношении каждой из долей или ставок (п. 2 ст. 391 НК РФ). При этом налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется по принципу пропорциональности, а в отношении участков, находящихся в общей совместной собственности, устанавливается в равных долях (п. 1, 2 ст. 392 НК РФ).

Если при приобретении недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим строением и необходима для его эксплуатации, то налоговая база для его нового владельца определяется пропорционально его доле в праве собственности на землю (п. 3 ст. 392 НК РФ).

В статье 393 НК РФ устанавливается налоговый период — календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года. Представительные органы муниципальных образований вправе не устанавливать отчетные периоды.

Определение налоговых ставок является прерогативой местных органов власти, однако их величина не может превышать:

 0,3% в отношении земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных (представленных) для жилищного строительства или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства;

 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

В отношении ряда плательщиков действуют налоговые льготы. Согласно ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения следующие организации и учреждения, использующие принадлежащие им земельные участки в общественно-значимых целях:

 организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

 организации — собственники земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

 религиозные организации;

 общероссийские общественные организации инвалидов при соблюдении условий установленных законодательством;

 организации народных художественных промыслов;

 физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

 организации — резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на предоставленный земельный участок.

Порядок исчисления земельного налога подробно освещен в ст. 396 НК РФ. Сумма налога определяется по окончании налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, где установлены поквартальные отчетные периоды, исчисляют суммы авансовых платежей как 25% соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. На уровне местных представительных органов власти может быть принято решение об освобождении отдельных категорий налогоплательщиков от обязанности исчислять и уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода.

При возникновении или прекращении у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на землю исчисление суммы налога или, соответственно, авансового платежа производится с учетом коэффициента. Последний определяется следующим образом: отношение числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в периоде, за который производится расчет. Если изменение в имущественных правах имело место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, а если после 15-го — то месяц прекращения указанных прав. Аналогичная схема расчета применяется и в случае получения или утере прав на налоговые льготы: поправочный коэффициент равен отношению числа полных месяцев, в течение которых льгота не применялась, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения или прекращения права на налоговую льготу рассматривается как полный.

В случае наследованного физическим лицом земельного участка или его доли налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Особый порядок исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) предусмотрен в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них коммерческого или общественного жилищного строительства:

1) с учетом коэффициента 2 – при осуществлении строительства в течение трехлетнего срока. В случае завершения такого жилищного строительства до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке;

2) с учетом коэффициента 4- в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Пример

Организация осуществляет выращивание и переработку сельхозпродукции. Она является собственником двух земельных участков: площадью 3520 кв. м кадастровой стоимостью 28 950 руб. за 1 га (используется для размещения объектов используемых при переработке овощей) и площадью 100 га кадастровой стоимостью 20 000 руб. за 1 га (отведен под выращивание овощей).

Для строительства овощехранилища 15 марта 2005 г. тем же предприятием был приобретен в собственность еще один участок площадью 1950 кв. м кадастровой стоимостью 26 500 руб. за 1 га. Строительство было начато 5 апреля и окончено 21 июля того же года.

Необходимо определить сумму налога на землю, уплачиваемого организации за налоговый период.

Налоговая база рассчитывается отдельно по участкам с различной кадастровой стоимостью и облагаемым по различным ставкам. Исходя из условия задачи она равна:

 по участку, используемому в производственных целях — 10 190 руб. (28 950 руб. * 3520 кв. м. : 10 000);

 по участку, используемому для выращивания овощей —

2 000 000 руб. (20 000 руб. * 100 га);

 по новому участку налоговая база рассчитывается исходя из срока владения им, т. е. за 10 месяцев (месяц приобретения считается за полный месяц) и составляет 4306 руб. (26 500 руб. * 1950 кв. м. : 10 000 * 10 : 12). Срок начала и окончания строительства применяется при расчете налога по землям, используемым для жилищного строительства, и в данном случае не важен.

Ставка налога в условиях задачи не определена и принимается исходя из максимальных значений, установленных НК РФ — 0,3% для земель сельскохозяйственного назначения и 1,5% для остальных.

Сумма налога за налоговый период равна:

 в отношении участка, используемого в производственных целях – 152,8 руб. (10 190 руб. * 1,5%);

 в отношении вновь приобретенного участка –64,6 руб. (4306 руб. * 1,5%);

 в отношении земельного участка, используемого для выращивания овощей – 6000 руб. (2 000 000 руб. * 0,3%).

Общая сумма налога будет равна 6217,4 руб. (152,8 руб. + 64,6 руб. +  6000 руб.).

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Федеральным законодательством оговариваются только наиболее общие моменты: место взимания налога совпадает с местом нахождения земельного участка, срок уплаты не может быть установлен ранее срока предоставления налоговой декларации (1 февраля года, следующего за истекшим). Расчеты сумм по авансовым платежам представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (30 апреля, 31 июля, 31 октября).

Особенности исчисления и уплаты налога физическими лицами.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в бюджет исчисляется налоговым органом. Представительные органы муниципальных образований вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей. Сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и доли налоговой ставки: при одном авансовом платеже – ½; при двух авансовых платежах – 1/3. Уплата авансовых платежей и налога производится на основании направленного налоговым органом налогового уведомления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

5.Порядок проверки исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц относится к числу местных налогов. Его введение обязательно на всей территории Российской Федерации. Данный налог взимается на основании Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон о налогах на имущество физических лиц) от 9 декабря 1991 г. № 2003. Порядок исчисления регламентируется нормами Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Инструкция от 2 ноября 1999 г.).

Круг плательщиков налогов на имущество физических лиц обозначен в ст. 1 Закона о налогах на имущество физических лиц. Таковыми являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения. Право собственности на различные виды имущества возникает чаще всего при совершении покупки, обмена, дарения, наследства, нового строительства. Удостоверенный соответствующей регистрацией факт владения имуществом, отнесенным к объекту обложения, причисляет физических лиц независимо от гражданства к плательщикам налога.

Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком признается каждый из собственников соразмерно своей доле в этом имуществе.

Если же объект обложения находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то все они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может быть одно из этих лиц, определяемое по взаимному соглашению.

Объектом налогообложения является находящееся в собственности физических лиц следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц).

Налоговая база для исчисления налога равна суммарной инвентаризационной стоимости объекта, определяемой органами технической инвентаризации (в случае, если это не было сделано, налог исчисляется от стоимости имущества, применяющейся для расчета сумм по государственному обязательному страхованию).

Инвентаризационная стоимость рассчитывается как восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу (п. 3 Инструкции от 2 ноября 1999 г.).

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (но в пределах, определенных федеральным законодательством) дифференцированно в зависимости от величины налоговой базы и других критериев, например, от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.

Федеральным законодательством установлена прогрессивная шкала ставок по налогу на имущество физических лиц (табл. 1).

                                                                                                 Таблица 1

Шкала ставок налога на имущество по федеральному законодательству

Стоимость имущества, руб

Ставка налога, %

До 300 000

до 0,1

От 300 000 до 500 000

от 0,1 до 0,3

Свыше 500 000

от 0,3 до 2  

В статье 4 Закона о налогах на имущество физических лиц предусмотрен ряд льгот. От уплаты налога освобождаются:

 Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;

 инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

 участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР;

 лица вольнонаемного состава вооруженных сил, участвовавшие в боевых действиях;

 граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф;

 военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

 лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

 члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

 пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

 гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы;

 родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

 со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

 с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Представительные органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков и основания для их использования.

В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготы по налогу на имущество они освобождаются от налога начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу. Для получения льгот, имеющие на них право физические лица, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы по месту жительства. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

При утрате в течение года права на льготу исчисление указанных налогов производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц определен в ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц и подробно рассмотрен в п. 9—11 Инструкции от 2 ноября 1999 г.

Налог исчисляется налоговым органом по местонахождению объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по местонахождению облагаемого имущества, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется налогоплательщику по адресу его места жительства.

Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько объектов налогообложения, и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов. Если установлены различные ставки налога в зависимости от типа использования имущества (жилого или нежилого назначения, используемое для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц по состоянию на 1 января.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

В соответствии с законодательством члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям — с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.

Пример

1. Физическое лицо является членом жилищно-строительного кооператива. Дом не достроен, паевой взнос за квартиру физическим лицом выплачен полностью. Налог со строений будет исчисляться со следующего года после принятия дома в эксплуатацию.

2. Физическое лицо является членом гаражно-строительного кооператива. Гаражный бокс построен, сдан в эксплуатацию, пай гражданином выплачен полностью, но он по каким-то причинам не занимает гараж. Налог будет исчисляться со следующего года после принятия ГСК в эксплуатацию.

3. Физическое лицо является членом жилищно-строительного кооператива. Дом был сдан в эксплуатацию в 2000 г., пай гражданин полностью выплатил в июне 2003 г. В таком случае налог будет исчисляться с июня 2003 г.

При переходе права собственности в течение года от одного гражданина-налогоплательщика к другому (купля-продажа, мена, дарение) налог исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности, а каждому новому собственнику с момента вступления в право собственности до момента отчуждения. Налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется имущество или нет.

За вновь возведенные гражданами строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

Установленный в ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц порядок уплаты налога предусматривает, что налоговые органы вручают платежные извещения на уплату гражданам по месту их жительства не позднее 1 августа. Перечисление средств производится равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.

В случае неуплаты налогов в установленные сроки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что налог на имущество физических лиц, обязателен к уплате на территории поселений, зачисляется в местный бюджет.

1 Федеральный закон от 26 декабря 2006 года  № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

2 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2010 г. Стати  365-370.

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15316. Настройка портов ввода-вывода в CodeVision AVR 77.5 KB
  Настройка портов вводавывода в CodeVision AVR Рассмотрим примеры настройки портов в CodeVision AVR DDRB=0×02; данная запись означает что вторая ножка порта В настроена как выход но откуда взялось это число Для начала переведем данную запись в более понятный нам вид: приставка 0...
15317. Подключение ЖК(LCD) дисплея к AVR микроконтроллеру 95 KB
  Лабораторная работа №3 Подключение ЖКLCD дисплея к AVR микроконтроллеру Цель работы: написать для микроконтроллера программу вывода информации на LCD дисплей на языке программирования С согласно варианта. На первых двух лабораторных работах научились: управлять мик
15318. Использование таймера в AVR микроконтроллерах 89 KB
  Лабораторная работа №2 Использование таймера в AVR микроконтроллерах Цель работы: написать для микроконтроллера программу с использованием таймеров МК по прерыванию и вывод значений переменной на дисплей на языке программирования С согласно варианта. Прежде чем пр
15319. Обработка ошибок с помощью исключений 30 KB
  Лабораторная работа №5 Тема: Обработка ошибок с помощью исключений. Цель изучить основные способы программирования устойчивого кода. Обработка ошибок с помощью исключений Основная философия Java в том что €œплохо сформированный код не будет работать€. Идеальн...
15320. Базовые классы пакета Java.awt (Abstract Window Toolkit) 89 KB
  Базовые классы пакета Java.awt Abstract Window Toolkit. Рассмотрим самый большой и наверное самый полезный раздел языка Java связанный с реализацией пользовательского интерфейса. Для этого изучим базовые классы пакета Java.awt Abstract Window Toolkit. Итак что же такое awt Это набор классов Ja...
15321. Розробка текстового редактора 157.5 KB
  КУРСОВА РОБОТА Тема: Розробка текстового редактора/ Обєктом розробок та досліджень є текстовий редактор. Мета роботи – розробка текстового редактора. Програма була реалiзована за допомогою функцій мови Сі. В результаті роботи була розроблена програма, яка призначена для перегляду та редагування тексту. Програму виконано у середовищі Сі.
15323. Интерфейс программы 3ds max 1.09 MB
  Тема 1: Интерфейс программы 3ds max 1. Интерфейс программы Задание 1. Запустите программу 3d max командой Пуск – Программы discreet 3ds max 5 – 3ds max 5. Командой File Open Файл – Открыть Откройте файл Сфера.max из папки dop_material/01. Изучите основные эл...
15324. Создание примитивов в 3D Studio MAX 529.81 KB
  ТЕМА 2: Создание примитивов в 3D Studio MAX 1. Принципы создания и модификации объектов Методы создания объектов В интерактивном режиме Вводом с клавиатуры. Основная часть объектов 3d MAX создается в интерактивном режиме с...