72217

Камеральная налоговая проверка

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Учебные и воспитательные цели: Определить организацию камеральной налоговой проверки Изучить Этапы и сроки проведения камеральной проверки Определить мероприятия проводимые в ходе камеральной проверки. Организация камеральной налоговой проверки.

Русский

2014-11-19

76 KB

7 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Начальник кафедры

финансово-хозяйственной деятельности

полковник полиции

Шубников Ю.Б.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по теме «Камеральная налоговая проверка»

для слушателей, курсантов, студентов по специальности: 080901.65 -бухгалтерский учет, анализ и аудит,

Разработал:

к.э.н., доцент Гладкова С.Б.

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №3 от 26.03.2013

Кафедра финансово-хозяйственной деятельности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013


ПЛАН

чтения лекции:

Учебные и воспитательные цели:

  1.  Определить организацию камеральной налоговой проверки
  2.  Изучить Этапы и сроки проведения камеральной проверки
  3.  Определить мероприятия, проводимые в ходе камеральной проверки

4.  Воспитать у слушателей потребность в комплексном применении полученных знаний на практике

Учебные вопросы

Введение

1. Организация камеральной налоговой проверки

2. Этапы и сроки проведения камеральной проверки

3. Мероприятия, проводимые в ходе камеральной проверки

Заключение

Литература:

Основная

Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая. М., Изд-во Омега-Л, 2013.

Закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ»

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 "Вопросы организации полиции".

Голищева Л.Е., Налогообложение: планирование, анализ, контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

 Дадашев А.З. , Пайзулаев И.Р., Налоговый контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Кнорус, 2013.

Дополнительная

Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. 8-е изд. перераб. и доп.,  М.: Дашков, 2010.

Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Ростов н/д. Феникс, 2007.

Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М., Омега-Л, 2008.

Налоговое администрирование. Учебное пособие /Под ред. Л.И. Гончаренко. М., КНОРУС, 2009.

Нестеров Г.Г. Налоговый контроль, 2-е изд., перераб. и доп. М., Эксмо, 2009.

Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

Организация и методика налоговых проверок. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. А.Н. Романова. М., Вузовский учебник. 2009.

Савин А.А., Савина А.А. Аудит налогообложения. М., Вузовский учебник. 2008.


ВВЕДЕНИЕ

Камеральная налоговая проверка1 осуществляется в соответствии со специальными правилами, установленными в НК РФ, по месту нахождения налогового органа без выезда к налогоплательщику.

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. ФНС России принят внутренний регламент, утвержденный приказом ФНС России 25 сентября 2008 года № ММ-4-2/33дсп. В связи с тем, что данный регламент для служебного пользования он не был опубликован. В регламенте содержаться разъяснения по организации налогового контроля.

Согласно п.1 ст. 88 НК РФ  камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

1. Организация камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) – п.2 ст. 88 НК РФ.

Налогоплательщик представляет в инспекцию декларацию (расчет), о начале проведения и положительном результате камеральной налоговой проверки предоставленных документов его не информируют. Налогоплательщик начинает работать с налоговыми органами только тогда, когда в ходе проверки выявлены ошибки, противоречия и несоответствия в предоставленных декларациях (расчетах).

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика:

-  об объектах налогообложения,

- о полученных доходах и произведенных расходах,

- об источниках доходов,

- о налоговой базе,

- о налоговых льготах,

- об исчисленной сумме налога

- и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ)

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты применительно к конкретному налогу. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов РФ.

В настоящее время налоговые органы используют автоматизированные камеральные  проверки отчетности, основанные на системе специальных контрольных сличений, с целью выявления некорректных показателей. Такие проверки увязывают различные показатели декларации друг с другом, а также с другими формами отчетности. На сайте ФНС России размещена программа Tester, которая предназначена для проверки файлов декларации и бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям.

Охват налогоплательщиков камеральными проверками достигает 90%, в то время как выездными проверками в течение года охвачено только 12-13% налогоплательщиков.

Камеральная налоговая проверка решает две самостоятельные задачи налогового контроля:

- является формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации;

- выступает как основное средство целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

2. Этапы и сроки проведения камеральной проверки

Камеральная проверка проводится без специального распоряжения о ее проведении на основании налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком: бухгалтерского баланса и др. Документы представляются налогоплательщиком налоговому органу для камеральной налоговой проверки в силу закона. Перечень необходимых документов определяется не личным усмотрением проверяющего, а законом.

Согласно изменениям, введенным Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ, количество истребуемых при камеральной проверке документов строго ограничено закрытым перечнем.

Налоговый инспектор в рамках камеральной налоговой проверки при проверке правильности исчисления налоговой базы в обязательном порядке проводит:

- проверку полноты и достоверности представленных налогоплательщиком документов налоговой отчетности;

- визуальную проверку правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, ясности их заполнения и др.) и своевременности представления налоговых деклараций;2

- логический контроль показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

- сопоставление отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

- сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

- оценку достоверности показателей налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

- экономический анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства, реализации товаров (продукции, работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов;

- проверку обоснованности ставок налогов и льгот.

НК РФ установлен трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщик, у которого в ходе камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия в представленных сведениях, должен в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего уведомления о выявленных недочетах дать необходимые пояснения или внести исправления.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Общий порядок представления налогоплательщиком документов и пояснений установлен п. 3 и п. 4 ст. 88 НК РФ.

Статья 88 НК РФ содержит основания истребования дополнительных документов у налогоплательщика.  При проведении камеральной проверки у налогоплательщика можно в установленном порядке, дополнительно истребовать документы (сведения) только:

- у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы;

- у налогоплательщиков при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов;

- по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе дополнительно истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Все запросы налоговые органы должны направить в сроки, позволяющие получить ответы на них до окончания срока проведения камеральной проверки.

Датой предоставления декларации, бухгалтерских документов считается дата фактического предоставления в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма.

Не позднее следующего дня после принятия документация подлежит регистрации, каждому поступившему документу присваивается регистрационный номер, который проставляется на принятом документе. После регистрации документы передаются в отдел ввода и обработки документов. После окончания ввода на документах проставляется дата ввода и подпись сотрудника, осуществившего ввод данных.

Отчетность проходит программный контроль, предусматривающий подтверждение подлинности электронной цифровой подписи и соответствие формату представления. Документация в бумажном виде подвергается визуальному контролю на наличие обязательных реквизитов.

По окончании камеральной проверки декларация подписывается должностным лицом, проводившим проверку, с указанием даты ее проведения. Оформление камеральной проверки зависит от ее результатов. Если в ходе проверки не выявлено ошибок или противоречивых сведений в представленных документах, а также не выявлены налоговые правонарушения, инспектор подписывает декларацию и на ее титульном листе ставит дату.

В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ обязательное составление налоговым органом акта проверки предусматривается в случае выявления по результатам камеральной налоговой проверки факта совершения налогоплательщиком налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Акт составляется в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ, и вместе с материалами проверки передается на рассмотрение руководителю налогового органа.

Акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ) (не позднее 10 дней по истечении трехмесячного срока с момента предъявления проверяемым лицом налоговой декларации или иных документов). С момента составления акта проверки начинает исчисляться срок давности привлечения к налоговой ответственности.

Налогоплательщик должен быть обязательно извещен о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, для того чтобы он имел возможность реализовать право на участие в данном процессе.

Руководитель налогового органа выносит одно из следующих решений:

- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность. Кроме того, указываются статьи НК РФ, предусматривающие меры ответственности. Приводятся также предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций.

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности. Кроме того, указывается пункт ст. 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности.

Если в ходе проверки выявлена неуплата или неполная уплата налога, то в решении приводятся предложения об его уплате, а также об уплате пеней за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа по камеральной проверке. Он может подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган (ст. 1012 НК РФ). Решение о привлечении к ответственности, вступившее в законную силу, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, налогоплательщик вправе обжаловать в течение одного года в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 139 НК РФ). Если налогоплательщик  подал  апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, он имеет право на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в арбитражный суд (п. 1 ст. 138 НК).

3. Мероприятия, проводимые в ходе камеральной проверки

Конкретные формы и методы камеральной проверки налоговой отчетности определяются налоговой инспекцией самостоятельно. В ходе камеральной проверки налоговый инспектор анализирует соответствующие показатели налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

Налоговая инспекция имеет право направить мотивированный запрос в банк о предоставлении справки по операциям и счетам налогоплательщика.

На каждом этапе проведения камеральной проверки налоговые органы совершают определенные действия:

- при приеме документов проверяется полнота представленных налогоплательщиком документов налоговой отчетности;

- визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности;

-  арифметический контроль;

- проверка своевременности представления налоговых деклараций;

- проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот;

- проверка правильности исчисления налоговой базы:  

А) сопоставление отчетных показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

Б) сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

В) оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

Г) сравнительный анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства, реализации товаров (продукции, работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.

Рассмотрим особенности мероприятий, проводимых в ходе камеральной проверки:

По результатам камеральной проверки деклараций принимается решение о необходимости включения данного налогоплательщика в план выездных проверок.

По любой декларации налоговый орган может потребовать дополнительные пояснения в соответствии со ст. 93.1 НК РФ или вызвать руководителя организации для дачи пояснений (п.1 ст. 31 НК РФ).

Налоговым кодексом не предусмотрено продление камеральной проверки и направление в адрес налогоплательщика требования о предоставлении документов, необходимых для ее проведения, после истечения срока проведения проверки.

В рамках камеральной проверки проверяющие не имеют право произвести выемку документов и приостановить операции по счетам в банке.

Привлечение к налоговой ответственности по результатам камеральной проверки возможно только при наличии акта.

1 Камеральная налоговая проверка производится исключительно по месту нахождения налогового органа «в камере» (от лат. слова camera — комната).

2 Визуальная проверка Ф-1 «Бухгалтерский баланс», Ф-2 «Отчет о прибылях и убытках», Ф-3 «Отчета  об изменениях капитала», Ф-4 «Отчета о движении денежных средств», Ф-5 «Отчета о целевом использовании полученных средств».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56. Устройство подземной части здания. Проектирование фундамента 456 KB
  Выбор комплекта машин для производства земляных работ. Технико-экономическое сравнение вариантов. Сводная ведомость объема земляных работ, подсчет объемов по устройству монолитных фундаментов. Расчет технико-экономических показателей комплексного процесса.
57. Создание фирменного стиля модельной студии Модерн 654.5 KB
  Концепция нового фирменного стиля модельной студии Модерн, расценки на услуги рекламной фирмы (нанесение изображения на жилет и диск). Расчет суммы, необходимой на реализацию предложенного фирменного стиля модельной студии \"Модерн\"
58. Отруйні речовини та їх вплив на організм людини 181.78 KB
  Сильнодіючими отруйними речовинами називаються хімічні сполуки, які в певних кількостях, що перевищують ГДК, надають шкідливий вплив на людей, сільськогосподарських тварин, рослини, викликаючи у них ураження різного ступеня.
59. ЗАСВОЄННЯ ОСНОВ РОБОТИ В СЕРЕДОВИЩІ ПРОГРАМИ ELECTRONIC WORKBENCH 5.0 209.34 KB
  Освоєння принципів складання електронних схем в середовищі програми ELECTRONIC WORKBENCH 5.0 (EWB5) на прикладі RC ланцюгів та електронних елементів, дослідження розподілу напруг /струмів постійного і змінного струму в ланцюгах схеми, дослідження форми сигналів, амплітудно-частотної і фазочастотної характеристик (АЧХ і ФЧХ)
60. Системний аналіз як науковий метод пізнання 243 KB
  Системний аналіз - науковий метод пізнання, що представляє собою послідовність дій з установлення структурних зв'язків між змінними або елементами досліджуваної системи. Спирається на комплекс загальнонаукових, експериментальних, природничих, статистичних, математичних методів.
61. Учебно-исследовательская деятельность по географии как фактор развития коммуникативных компетенций старшеклассников 994.5 KB
  Исследование как форма организации учебно-познавательной деятельности, коммуникативная компетенция как одна из ключевых компетенций школьников. Особенности формирования коммуникаций в ходе организации исследовательской работы в методике преподавания географии.
62. Проблемы определения и повышения производительности труда на предприятии 536 KB
  Теоретические основы планирования производительности труда и выявление путей ее повышения, расчет производственной программы предприятия. Производительность труда как главный фактор развития экономики.
63. Гігієна праці. Оцінка умов праці на підставі гігієнічної класифікації 26.03 KB
  Оцінка умов праці на підставі гігієнічної класифікації умов праці за показниками шкідливості та небезпечності факторів виробничого середовища, важкості та напруженості трудового процесу.
64. Особливості керування ризиками. Якісний аналіз ризиків 30.77 KB
  Якісний аналіз ризиків, як метод їх подолання. Алгоритм проведення імітаційного моделювання. Керування ризиками в реальному проекті та методи аналізу прийнятих рішень. Ігнорування кореляції та моделювання економічних обмежень.