72222

Основные этапы истории СССР (1945 – 1985 гг.)

Лекция

История и СИД

После войны состояние экономики было очень тяжелым. Страна утратила 1/3 своего национального богатства. Было разрушено 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, 31850 промышленных предприятий, 1135 шахт, 4100 ж/д станций, 25 млн. человек лишились жилья. Главная задача – восстановление народного хозяйства.

Русский

2014-11-19

53.5 KB

10 чел.

Основные этапы истории СССР (1945 – 1985 гг.)

  1.  СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.)

После войны состояние экономики было очень тяжелым. Страна утратила 1/3 своего национального богатства. Было разрушено 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, 31850 промышленных предприятий, 1135 шахт, 4100 ж/д станций, 25 млн. человек лишились жилья.

Главная задача – восстановление народного хозяйства.

    1946-1950 гг. – 4-й пятилетний план. Задачи:

  •   демилитаризация экономики,
  •  восстановление разрушенных предприятий и доведение объемов производства до довоенного уровня,
  •  новое строительство, превысить уровень 1940 г. в промышленности на 48%, в с/х. – на 27%,
  •  социалистические преобразования на вновь присоединенных территориях (индустриализация, коллективизация).

Преобладали командно-административные методы управления и экстенсивный характер производства.

Приоритет: тяжелая промышленность, создание атомного оружия.

с/х. – источник средств для восстановления промышленности.

Результат: 

  •  довоенный уровень промышленного производства превзойден на 73%, восстановлен ж/д. транспорт,
  •   прорыв в создании новейшего вооружения (1949 г. атомная бомба)
  •  но во всех остальных отраслях отставание от Запада, где началась НТР.
  •  В 1950 г. валовая продукция в с/х. составила 97% от довоенного уровня.

 (с/х финансировалось скудно, сохранялся «минимум трудодней», колхозники – люди второго сорта (нет пенсий, паспортов).

 Итог: экономика продолжала развиваться однобоко и носила экстенсивный характер.

Политическая ситуация в послевоенный период.

1945 – 1953 гг. – апогей сталинизма. Причины:

  •  либеральные настроения, возникшие после победоносной войны, создавали угрозу политическому режиму,
  •  требовалось напряжение сил  всего общества для восстановления экономики.

Курс на «закручивание гаек»:

  •  «ждановщина»: публичная критика А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, С.М. Эйзенштейна, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.
  •  гонения на генетику, кибернетику
  •  процветала псевдонаука («лысенковщина»)
  •  борьба с низкопоклонством перед Западом (с космополитизмом). Антисемитизм. Апогей – 1949 год.
  •  ленинградское дело (1949-1951 гг.), дело врачей (1952-1953 гг.)
  1.  Советское общество в 1950-1960-е гг. Оттепель.

5 марта 1945 г. – смерть Сталина.

Март 1953 г. коллективное руководство:

К.Е. Ворошилов (Председатель Президиума Верховного Совета СССР),

Г.М. Маленков (Председатель Совета министров),

Н.А. Булганин (министр обороны),

Л.П. Берия (министр МВД и МГБ),

В.М. Молотов (МИД),

Н.С. Хрущев (первый секретарь ЦК КПСС, с сентября).

Борьба за власть между Маленковым, Берией и Хрущевым. Берия арестован и расстрелян в 1953 г. Маленков снят с должности в 1955 г.

В годы оттепели предпринимались попытки устранить наиболее одиозные проявления сталинской системы (демократизация):

  •  реабилитация осужденных в 30-50-е гг.,
  •  реформирование органов суда и прокуратуры,
  •  ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.). Доклад Хрущева о культе личности Сталина. Все беззакония связывались со Сталиным, Ежовым и Берией,
  •  1957 г. восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. В 1964 г. отменен Указ 1941 г. в отношении немцев.
  •  1957 г. неудачная попытка снять Хрущева.
  •  Хрущев стал совмещать посты первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров. Хрущев лишился оппозиции, политический курс полностью зависел от его личных качеств (волюнтаризм).

Экономическое развитие СССР в 1950 – 1960-е гг.

Реформы в с/х.: 

-списание долгов с колхозов, повышение в 2-5 раз закупочных цен на с/х продукцию, уменьшение налогов с колхозов,

-в деревню направлено 150 тыс. партработников, инженеров, техников,

-1954 г. для решения зерновой проблемы начали осваивать целину (42 млн. га за 5 лет),

-введение пенсий, паспортов для колхозников.

 Удары по с/х:

  •   1958 г. реорганизация МТС (продана колхозам, деньги государству),
  •  наступление на ЛПХ,
  •  ликвидация неперспективных деревень,
  •  «кукурузная эпопея». Цель: решить кормовую проблему и поднять животноводство,
  •  обострение зерновой проблемы. 1963 г. впервые зерно закуплено за границей.
  •  Семилетний план (1959-1965 гг.) по с/х. провален: рост 15% вместо 70.
  •  Приоритетная отрасль – промышленность: ¾ группа «А», ¼ группа «Б». Курс на ускоренное индустриальное освоение восточных районов страны: Братская и Красноярская ГЭС, дорога Абакан-Тайшет.
  •  1957 г. вместо министерств были созданы совнархозы.

Итог: темпы промышленного роста – 10% в год (экстенсивно). Темпы замедлились, но промышленный потенциал страны удвоился.

Технико-технологическое отставание от мирового уровня.

Освоение Космоса.

1961 г. XXII съезд КПСС принял новую Программу партии: социализм победил полностью и окончательно; задача – строительство коммунизма. Срок – 20 лет.

В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС отстранен от власти.

  1.  Советское общество во второй половине 1960 – первой половине 1980-х гг.

первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев

 председатель Президиума Верховного Совета СССР – Н.В. Подгорный

председатель Совета министров - А.Н. Косыгин.

Новое руководство  стремилось сохранить свое положение («курс на стабилизацию кадров»).

Прекращена критика «культа личности».

Видоизменилась репрессивная политика (психиатрические репрессии). Усиление коррупции.

  •  Конституция 1977 г. закрепила руководящую роль КПСС
  •  Кампания по возвеличиванию Брежнева (160 советских и иностранных орденов).
  •  концепция развитого социализма – идея однородности советского общества, а, следовательно, бесконфликтности его развития.

НО! урбанизация, изменение социальной структуры, рост образовательного уровня.

Факторы развития страны: 

  •  противоречие между существовавшей общественно-политической системой и новыми интересами и запросами населения,
  •  нравственный кризис, вызванный разрывом между официальной идеологией и жизнью,
  •  двоемыслие как самая расхожая форма духовного бытия советских людей.
  •  отличительная черта периода – диссидентство. 

Для советского общества характерны пассивные формы протеста: кухни – у интеллигенции, рок – у молодежи. 

  •  Ю.В. Андропов (1982-1984 гг.)  обнародованы свидетельства глубокого кризиса в стране.
  •  кадровая чистка партийно-хозяйственной номенклатуры,
  •  но не затрагивала основ системы.
  •   К.У. Черненко (1984-1985 гг.) возвращение к глубокому «брежневскому застою». При нем система открыто продемонстрировала полное исчерпание своих исторических ресурсов.

  Экономические реформы

  •  с/х.: повышение закупочных цен на с/х. продукцию,
  •  введение ежемесячной оплаты труда колхозников и увеличение ее размеров;  
  •  предоставление большей самостоятельности колхозам и совхозам;  индустриализация отрасли;
  •  мелиорация земель, химизация растениеводства и животноводства;  социальное развитие села;
  •  прекращение борьбы с ЛПХ;
  •  увеличение ассигнований в аграрный сектор.

В 70-начале 80-х гг. упор на проведение межхозяйственного кооперирования (объединение нескольких хозяйств) и агропромышленной интеграции (объединение с/х. с отраслями промышленности и торговлей).

Результаты отрицательные. Продовольственная проблема из экономической превратилась в политическую.

 Зерно и другие продукты закупали за границей на нефтедолларами.

  •  промышленность: возвращение к отраслевому управлению, твердому планированию,
  •  перевод предприятий на хозрасчет (для стимулирования работников оставлять часть доходов на предприятии).
  •  НО! Директивная система управления «задавила» рыночные механизмы.
  •  Приоритет: тяжелая промышленность и ВПК.

Форсированное индустриальное освоение Сибири: создание территориально-производственных комплексов (Западно-Сибирский ТПК: нефть и газ; КАТЭК, Саянский, Братско-Усть-Илимский  ТПК).

С 1974 г. началось строительство БАМа. БАМ оказался нерентабельной стройкой.

Нефтедоллары продлили существование советской системы. Экспорт энергоносителей способствовал еще большему технико-технологическому отставанию СССР от Запада (разрыв приобрел  стадиальный характер). 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54316. Методичні рекомендації класному керівникові, щодо організації профільного навчання і допрофільної підготовки в 9-х класах 73 KB
  Доцільно проводити шкільні міжшкільні олімпіади дні відкритих дверей видавати інформаційні матеріали які знайомлять учнів із специфікою вимог і особливостями профільного навчання в різних освітніх закладах району. По суті інформаційна робота повинна стати змістовною подорожжю для учнів по освітній території для чого необхідно спланувати відповідний маршрут форми дати конкретні домовленості про час і форми заходів з керівниками освітніх установ. Частина часу ймовірно кілька годин в цілому слід буде передбачити на...
54317. Функціональні методи розвязування рівнянь 193.5 KB
  Мета: - повторити функціональні методи розв’язування рівнянь; - розвивати вміння і навички розв’язування рівнянь різними методами; - розвивати вміння систематизувати і узагальнювати, робити умовиводи; - виховувати прагнення до реалізації своїх навчальних можливостей.
54318. Застосування активних методів і форм на заняттях іноземної мови 288 KB
  Робота над проектом здійснюється у кілька етапів і зазвичай виходить за рамки навчальної діяльності на заняттях: вибір теми чи проблеми проекту, формування групи виконавців, розробка плану роботи над проектом, визначення термінів, розподіл завдань серед студентів, обговорення в групі результатів виконання кожного завдання, оформлення спільного результату, звіт по проекту, оцінка виконання проекту.
54319. Чи можливо виховати генія? 75.5 KB
  От чому в процесі навчання необхідно систематично збуджувати розвивати і укріплювати пізнавальний інтерес учнів і як важливий мотив навчання і як стійку рису особистості і як могутній засіб виховуючого навчання підвищення його якості. Основна мета роботи вчителя по активізації пізнавальної діяльності учнів розвиток їх творчих здібностей. Досягнення цієї мети дозволяє вирішити багато завдань навчання: забезпечити міцні і усвідомлені знання навчального матеріалу; підготувати учнів до активної участі у виробничій...
54320. Пути развития европейской культуры в эпоху Нового времени 20.7 KB
  Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения.
54321. Створення та редагування таблиць із застосуванням режиму конструктора, використання звязків між таблицями, створення форм із застосуванням майстра форм, створення звітів із застосуванням майстра звітів 2.97 MB
  ЗАДАЧА: створити БД для підприємства (фірми), яке займається реалізацією продовольчих товарів. 1.1 Створити БД в папці Мої документи та надати ім’я «Прізвище_група_учня_фірма» 1 Створити таблиці, які будуть містити основну інформацію про діяльність фірми.
54322. Метод проектов 26.5 KB
  В последние годы в связи с реформами в образовании и изменениями в школьном математическом образовании в частности остро стоит вопрос об организации учебного процесса направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Однако за последние несколько лет многое изменилось – общество поднялось на новую ступень экономического развития потребовались кардинальные перемены во...
54323. МЕТОД ПРОЕКТІВ ЯК ТЕХНОЛОГІЯ НАВЧАННЯ 257.5 KB
  Метод проектів це метод в основі якого лежить розвиток пізнавальних творчих навичок студентів умінь самостійно конструювати свої знання орієнтуватися в інформаційному просторі критично мислити. Мета застосування методу полягає у формуванні навичок ефективного використання різних джерел інформації при навчанні студентів за допомогою інноваційних педагогічних технологій якими передбачається самостійна індивідуальна чи групова дослідницькопошукова та творча діяльність студентів підвищення рівня комунікабельності. Завдання методу...
54324. З’єднання болтом і шпилькою 496 KB
  Оформлення завдання Завдання виконується на креслярському папері в олівці у відповідність з правилами ЕСКД. Креслення повинне мати основний напис. Діаметри крізних отворів