72224

ТИПОЛОГИЯ ПОЭЗИИ КОНСТАНТИНОСА КАВАФИСА

Лекция

Литература и библиотековедение

Греческое государство провозгласило 2013 год годом Кавафиса. Стоит отметить что за последние 30 лет были отмечены три юбилея Кавафиса: в 1983 году пятьдесят лет со дня его смерти 2003 году семьдесят лет со дня его смерти 2013 году двойной юбилей.

Русский

2014-11-19

82 KB

0 чел.

PAGE  7

ДИОНИСИОС МАРУЛИС,

Москва, сентябрь 2013г.

ЛЕКЦИЯ – ТИПОЛОГИЯ ПОЭЗИИ КОНСТАНТИНОСА КАВАФИСА.

Предисловие

 Греческое государство провозгласило 2013 год годом Кавафиса. Константинос Кавафис родился 29 апреля 1863 г., умер 29 апреля 1933. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения и 80 лет со дня смерти . Это вполне можно расценить как двойной юбилей. Стоит отметить , что за последние 30 лет были отмечены три юбилея Кавафиса: в 1983 году ( пятьдесят лет со дня его смерти ) , 2003 году (семьдесят лет со дня его смерти), 2013 году (двойной юбилей) .

Биографические данные

Творчество поэта шло по пути от постепенного отказа до постепенного всеобщего признания. Работы александрийского поэта в современной греческой поэзии начала 20-го века по своей тематике шли вразрез с большинством произведений того времени, поэтому неудивительно, что вначале его творчество не было оценено по достоинству.

В то время как народный язык в Греции достиг своего апогея и стал широко использоваться в поэтической риторике Паламы и бурной лирике Сикелианоса, Кавафис в Египетской Александрии пишет свои произведения на смешенном языке, игнорируя проблему использования литературного и народного языков и отвергая при этом богатые образы поэтического письма.
Первым общественным представителем греческого искусства Александрии является Г.Ксенопулос со статьей «Один поэт», написанной в 1903 г., которая проложила дорогу к  возможному признанию.

Хотя Ксенопулос слышал только несколько стихотворений и при этом будучи писателем-реалистом, он был в состоянии оценить то новое, что приносят стихи Кавафиса, а также сделать точные наблюдения.

Кавафису предстояло пройти долгий период поиска и подготовки, пока он не достигнет полной зрелости. Вехой в этом процессе является 1911 год, когда поэт приблизился к отметке 50-его возраста. В это время встречается и само характеристика, которую поэт дал себе "Я поэт старости".

Свои ранние греческие стихи Кавафис записывает в Константинополе в стиле фанариотских городских песен. Это период его творчества, который можно назвать романтическим ( 1884-1890 гг. ). В Стамбуле Кавафис ищет греческие корни, изучает византийскую торжественность и пытается вступить в контакт с другими художниками из Греции. Под влиянием третьего поколения поэтов-романтиков  первой Афинской школы, в стихах доминирует напыщенность и поверхностные эмоции. Ничего не предвещает неудачного развития романтической поэзии Кавафиса. Однако 1885-1891 гг. проходят в поэтическом молчании. В этот период Кавафис выбрасывает множество книг и исследований. Это молчание прерывается в 1891 году, когда Кавафис обращается к французской поэзии, и сам он оказывается под двойным влиянием символизма и парнассизма. Через болезненный опыт поэт диалектики преодолеет субъективные точки зрения романтики и преувеличения в выражении эмоций и постепенно перейдет к творческому освоению уроков символизма и парнассизма. Курс будет завершен в течение десятилетия 1900-1910 гг . В этот период происходит решительный шаг от субъективизма эмоций к индивидуальной точке зрения на социальный и универсальный горизонты. Таким образом проходит долгий путь завоевания собственных поэтических писем, которое приводит его к линиям поэтического реализма, -  счастливой кульминации долгого поэтические приключения  (с 1882 по 1911 г.).

Кавафиса , пока жил , не все начал поэтические произведения , которые , по сути, завершил до последнего момента своей жизни. И, конечно , никогда не делал регулярные коммерческой версии. Он следовал своим собственной, своеобразной системе выпуска и сбыта проектов, которые вызывали много споров в области исследований творчества Кавафиса. В соответствии с тезисом Саввидес , у Кавафиса было три разные тактики публикации: " листовки ", " вопросы " и " коллекции ", которые представляют три различные стадии в истории поэзии Кавафиса . Метод «Флайер » используется с 1891 году по 1904 год, когда поэт печатает первые "вопросы" с 21 стихов. Первый хронологическая "Коллекция" была выпущена в 1912 году, а первая тематическая "Коллекция" в 1917 году. Впервые сосредоточены все ее тело признано поэзии Кавафиса , был выпущен в 1935 году куратором Рики Сенкопулосом время теперь двигаться авторитетной версии " «квалифицированный" ," шутки " ," запрещенные " стихи ( при участии Саввидеса ) и " «несовершенные" стихи (с Ренатой Лаванини ) .

Поэзия Кавафиса

Обновление приносит поэзии Кавафиса тройственную типологию, которая, вероятно, является инициативой самого поэта. Согласно этой типологии, проект подразделяется на три тематические категории: философский, гедонистический и исторический. Различие этих категорий не является абсолютным. Многим из его стихов свойственны  две или все три категории категорий. Сеферис говорит о " едином" Кавафисе.

1. Философские стихи

" Философская поэзия " Кавафису относится к десятилетию 1900-1910 . « Мысль» формируется во вдумчивые монологи (или псевдодиалоги) , по образцу древних литературных жанров, которые появились в традиции Δεύτερης Σοφιστικής как " сообщения " (поддержка мнения [" Че ... Fece IL Gran rifiuto " A107 ] ) ," Заветы " ( универсальная ценность, основанная на исторических примерах [ « Бог покидает Антония », A20 ] или касающиеся самого человека ["До тех пор, как вы можете ", A25 ] ) ," хвала " (выявление и продвижение важных исторических фигур или актов [" Фермопилы " A103 ]). Все эти категории отличаются, так что дидактика Кавафиса постепенно исчезнет после 1911 года?????. Поэзия Кавафиса такая популярная потому, что в ней очень гармонично переплетены простые , точные и понятные слова ,отражающие повседневные и вечные проблемы человека. («Когда не можешь сделать жизнь такой, как хочешь» и «Итака»)

Когда не можешь сделать жизнь такой, как хочешь,
ты попытайся быть способным хоть на это
по мере сил: не унижай ее мельчаньем
в несметном скопище сует, общений, связей,
речей, свиданий, посещений, жестов.

Не унижай преувеличенным значеньем,
и выворачиваньем с ходу наизнанку,
и выставленьем напоказ для любований
в бессмыслице собраний и компаний,
пока она не надоест, как жизнь чужая.
^

ИТАКА

Когда задумаешь отправиться к Итаке,
молись, чтоб долгим оказался путь,
путь приключений, путь чудес и знаний.
Гневливый Посейдон, циклопы, лестригоны
страшить тебя нисколько не должны,
они не встанут на твоей дороге,
когда душой и телом будешь верен
высоким помыслам и благородным чувствам.
Свирепый Посейдон, циклопы, лестрнгоны
тебе не встретятся, когда ты сам
в душе с собою их не понесешь
и на пути собственноручно не поставишь.

Молись, чтоб долгим оказался путь.
Пусть много-много раз тебе случится
с восторгом нетерпенья летним утром
в неведомые гавани входить;
у финикийцев добрых погости
и накупи у них товаров ценных –
черное дерево, кораллы, перламутр, янтарь
и всевозможных благовоний сладострастных,
как можно больше благовоний сладострастных;
потом объезди города Египта,
ученой мудрости внимая жадно.

Пусть в помыслах твоих Итака будет
конечной целью длинного пути.
И не старайся сократить его, напротив,
на много лет дорогу растяни,
чтоб к острову причалить старцем –
обогащенным тем, что приобрел в пути,
богатств не ожидая от Итаки.

Какое плаванье она тебе дала!
Не будь Итаки, ты не двинулся бы в путь.
Других даров она уже не даст.

И если ты найдешь ее убогой,
обманутым себя не почитай.
Теперь ты мудр, ты много повидал
и верно понял, что Итаки означают.

Самыми красивыми стихами этой категории являются те, в которых поэт применяет методы повествования, такой как «образцовое повествование". Этот метод представляет типичное поведение человека таким образом, что это навязывается в качестве типичного примера для подражания или избегания. Вместо модели имитация вовлекают коннотацию , так что историческое прошлое определяет содержание. Приведем примеры: " В ожидании варваров " ( A107 , 1904), "Сатрапия " (А16 , 1910) и другие. Также стоит отметить " Фермопилы " ( A103 , 1903) , " Итака " ( А23-24 , 1910 ) и другие ( читаю Фермопилы )

ФЕРМОПИЛЫ 

Честь вечная и память тем, кто в буднях жизни
воздвиг и охраняет Фермопилы,
кто, долга никогда не забывая,
во всех своих поступках справедлив,
однако милосердию не чужд,
кто щедр в богатстве,
но и в бедности посильно щедр
и руку помощи всегда протянет,
кто, ненавидя ложь, лишь правду говорит,
но на солгавших зла в душе не держит.

Тем большая им честь, когда предвидят
(а многие предвидят), что в конце
появится коварный Эфиальт
и что мидяне все-таки прорвутся.

 (В случае с Кавафисом можем уверенно говорить о символическом перемещении. Эти переводы символические, так что вместе образуют символический код искусства Кавафиса.) Комментирую, ЕСЛИ у есть время

2. Чувственные стихи

Чувственные стихи Кавафиса имеют свои особенности, относятся к однополой любви, что характерно для сексуального поведения во времена заката античного мира, особенно в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

Значение этих стихов заключается в инновационной технике. Существует вневременной принцип греческой традиции, которая создает модели античной трагедии : поэт и художник никогда намеренно не обостряют то, что могло бы задеть моральные или эстетические чувства читателя или зрителя. Основываясь на этом принципе, Кавафис развивает личную технику повествования, где эротические отклонения не описываются непосредственно, но используются неявно. Таким образом, бремя сдвигается с места событий в его памяти,ностальгические мечты , эмоции в результате личного опыта, или даже мучительного чувства отсутствия или потери любимого человека????

Почаще приходи, я жду тебя,
бесценное волненье, приходи, я жду,
когда все тело обретает память,
когда былая страсть в крови бушует,
когда трепещут помнящие губы
и руки вновь живут прикосновеньем.

Почаще приходи, я жду в ночи,
когда трепещут помнящие губы...

( Стихи , A56 , 1912)

Таким образом, чувственный опыт превращается в эстетический опыт с подлинными поэтическими средствами, такими как приложения, эллиптичность, коннотация.

Давным-давно

Воспоминание одно хотел бы передать я…
Но всё так смутно… словно ничего и не осталось -
давным-давно случилось это, когда я был ещё подростком.

Жасмином пахнущая кожа…
Тем августом - ведь август был ? - в тот вечер…
Я помню лишь глаза, мне кажется, лиловые…
Ах да, лиловые - под цвет сапфира.

Это один из самых олигостичных??? стихов Кавафиса. Он относится к эротическим и написан в 1914 году. Поэту в то время был уже 51 год, прошли годы радостной молодости , однако стих однозначно выиграл от возраста и поэтической зрелости поэта.

Как правило, в чувственных стихах доминируют воспоминания и созерцания. Поэтому очень часто возникает визуализация.

3. Исторические стихи

Самой важной категорией стихов Кавафиса являются исторические стихи. Именно эта тематика привнесла основной вклад в современную греческую поэзию. Поэт делает стратегический выбор. Кавафис пишет о  приоритетных вопросах и исторических проблемах, затрагивая временные рамки от поздней античности до эллинистической и римской эпохи. Географически же затрагивается область расширенного эллинистического мира преемников Александра Македонского. Этот новый мир представляет высокую точку греческой культуры как фактора , которые формируют историю. Кавафис родом из Александрии чувствует себя наследником этого мира и пытается интерпретировать поэтических средства. Поразительно, что Кавафис не сильно вдохновлен своей современной историей, ни, в том числе, революцией 21 года. Кавафис выбрал периоды спада или серьезных изменений.

Наиболее интересным аспектом этой тематики является то, что она становится критерием соотношения исторических условий поздней античности и периода времен Кавафиса (и так было каждый раз). На этом аналогии Кавафис поддерживает инновационные технологии, известные как "объективный массив" : время корреляции проблем и даже психологии людей и народов , что способствует созданию " диалектики" между два полюса в форму: историческое прошлое код = → = историческое настоящее интерпретация. Существуют еще более благоприятные условия, что делает "объективный массив" органическим элементом поэзии Кавафиса, что обеспечивает легкий ответ на вопросы греческого читателя. Это общее представление цикличности истории, характерное восприятие вневременной греческой традиции, которая отвергает как наивную идею непрерывную линейную эволюцию человеческого общества к совершенству, что характеризует западную мысль. На этой традиционной концепции, лежащей в основе исторического чувства Кавафиса, основывается метод, который отменяет расстояние между далеким прошлым и настоящим и немедленно охватывает всю историческую диахронию. Использование густой сетью интертекстуальный , metakeimenikon и прилегающих указания создает игру многократных отражений . Сезонзеркало другой эпохи , древние герои делали маски ( «Маски» ) нашего собственного лица . Благодаря этой точки зрения обработка исторического материала превращается в каждом отдельном случае в историческую модель. Через выбор типичных человеческих ситуаций поэт переносит исторические или псевдоисторические лица другой эпохи ближе к нам и делает их как бы знакомыми, как будто бы они между нами.

В этом историческом опыте и диалектика производит лежащие в основе динамики исторические поэмы Кавафиса: история толкования ключевых понятий, что наше время , сознательно занимается поиском невидимых факторов, которые определяют нашу жизнь и нашу позицию в мире. Наоборот, наш жизненный опыт, в свою очередь, является той движущей силой, которая поможет нам понять дух той далекой эпохи с открытым сердцем и «исторической солидарностью».

Исторические поэмы Кавафиса охватывают  большой исторический период. И вот результат - а с ним и презумпция -поэтический реализм Кавафиса, который управляет  вместо этого универсального и характерные через изучение специальных и конкретных факторов??? . Более того, через несколько соответствий и соответствий древнего с современным миром легко внедряются вневременные и универсальные элементы, которые составляют общую человеческую судьбу. Приобретение такой универсальной перспективы позволяет поэту изучить в свете исторического опыта поэтическую антропологию и космологию. (Прочитать Цезариона)

Цезарион
Отчасти чтоб в эпохе той найти какой-то штрих,
отчасти для времяпрепровожденья
вчерашней ночью я открыл одну из книг
о знаменитых Птолемеях – что за чтенье –
хвалы и лести в изобилье
все удостоились равно. Всяк знаменит,
славен, могуч и милостив на вид;
в своих деяньях всяк наимудрейший.
А что касается до женщин из их рода, то они –
все Береники, Клеопатры, какую ни возьми.
Когда же нужный штрих в эпохе удалось мне обнаружить,
я был готов оставить книгу, не останови
меня заметка небольшая о царе Цезарионе –
она вдруг привлекла мое вниманье...

И вот вошел ты во всем неизъяснимом
очаровании. В истории немного
осталось по тебе невнятных строк,
но тем свободней я создал тебя в своем воображенье,
сотворил прекрасным, чувствующим глубоко;
мое искусство наделило лик твой
влекущей, совершенною красой.
Я живо так вообразил тебя
вчерашней ночью, что, когда погасла
лампа моя – намеренно дал я догореть ей, –
вообразил я дерзко, как ты входишь в мою келью,
и вот мне мнится, что ты стоишь предо мною, как стоял ты
перед Александрией, в прах поверженной,
бледный и изнемогший, но совершенный, даже в скорби
все еще надеясь, вдруг да пощадят
подлые, те, что нашептывали: "Цезарей слишком много".
Пер. А. Величанского

Закрытие

В целом, в то время как большинство категорий, которые так или иначе упоминаются в стихотворениях, принадлежат человеку каждый день (например: любовь, потеря, поражение, аварии и т.д.) Кавафис не пишет о каждодневной тривиальности, бегает эфемерности и страдает от постоянной и ежедневной мелочности. В отличие от тематических , в большом проценте из этой книги, могла реплику от лица или несовершеннолетнего. Но не сорвали его и не попавшие в тематические малости. В частности, постоянно расширяется . От малых до больших проходов. Частичное преобразование в универсальное, так как поэтическая тема приобретает диапазон за пределами узкого круга лиц, приводит человека к универсальности.

Я перенёс в Искусство (1921 г.)

Сижу, мечтаю. И желания, и чувства
я перенёс в Искусство – что-то полувиденное:
так, лица или строчки, связи прерванные,
какие-то воспоминанья смутные. Ему теперь отдамся.
Дать Форму Красоте оно умеет,
почти неуловимо наполняя жизнь,
выстраивая впечатления, соединяя дни.

( "Я перенесен в искусство" , B 27)

Известно, что стих " Перенесенный в искусство " открывает новые вещи, обогащает поэтическую традицию инновационными методами. После смерти Кавафиса его творчество становится объектом длительного изучения поэтов и ученых всего мира. Его стихи были выпущены и опубликованы в сборниках новогреческой литературы. Его стихи были переведены на французский, английский, немецкий, итальянский, испанский, голландский, арабский, японский, армянский, индийский, а также славянские языки и многие другие.

Для Кавафиса этот год – юбилейный вдвойне, и важно, что мы возвращаемся к его творчеству.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32846. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни 15.34 KB
  Проблема жизни смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании прежде всего в философии и религии. Для ранней античной философии характерен космоцентричный подход к пониманию проблемы жизни и смерти.
32847. Общество как материальная система 15.36 KB
  Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира высокоорганизованная материальная система подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств: объективность системность и структурность движение пространство время отражение самоорганизация. Общество возникает и существует объективно т. Общество представляет собой открытую развивающуюся систему.
32848. Материально-производственная сфера общественное жизни.Диалектика производительных сил и производственных отношений 12.99 KB
  Материальное производство характеризуется определенным способом производства который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. В этом проявляется диалектика экономических потребностей производства и потребления.; способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие...
32849. Социальная сфера общественной жизни. Социальная структура общества. Виды социальных общностей 13.65 KB
  Социальная структура общества. Сфера общества – это социальное пространство которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности. Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами социальными группами и социальными общностями. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества социальных общностей и групп отношения общества и личности здесь создаются и совершенствуются условия труда быта и досуга.
32850. Политическая сфера общественной жизни. Структура и соц функции. Государство,как основной политический институт 12.55 KB
  Общество как система состоит из нескольких подсистем или сфер основными из которых являются экономическая социальная политическая духовная и экологическая. Политическая сфера – область общественной жизни включающая в себя политические отношения данного общества. и международные; политическая деятельность; политическое сознание политическая идеология и политическая психология.
32851. Экологическая сфера. Роль мед работников 11.81 KB
  Общество как система состоит из нескольких подсистем или сфер основными из которых являются экономическая социальная политическая духовная и экологическая. Экологическая сфера общества сформировалась во 2й половине ХХ в. Экологическая сфера – подсистема общества формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране воспроизводству улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Экологическая деятельность.
32852. Духовная сфера общ6ества. Основные формы и уровни. Общественная психология и идеология,их диалектическая взаимосвязь 14.08 KB
  Специфика идеологии проявляется в том что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов как систему идей и взглядов классов. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии. Общественно историческая практика...
32853. Религия, как форма общественного сознания 16.61 KB
  1Мораль 2Религия 3Искусство4Наука 5Философия 6Политическое сознание 7Право 8Экологическое сознание Религия – представления о мире основанные на вере в сверхъестественное и отражающие мир в иллюзорной форме. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии основанной на эмоциях и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Религия существует много веков повидимому также долго как существует человечество.
32854. Мораль, особенности медицинской этики 13.15 KB
  Особенности медицинской этики. Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача. в связи с развитием новых медицинских технологий появилась необходимость пересмотра многих принципов медицинской этики. Сформировалась новая наука – биоэтика этика живого – дисциплина определяющая меру ответственности тех кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении в медицинской практике новых научных знаний и медицинский технологий.