72227

Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде.

Русский

2014-11-19

164 KB

43 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшегопрофессионального образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой безопасности

жизнедеятельности и медицины

катастроф

профессор, д.м.н., чл.-корр. РАМН

И.М.Чиж

     «___ »____________2013 г.

Тема № 5. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской

обороны и основные направления ее деятельности

ЛЕКЦИЯ

для студентов фармацевтического факультета

Обсуждена на заседании кафедры

«__ »______________2013 г.

Протокол №____

Москва – 2013

СЛАЙД 2.

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Учебные вопросы

Время (мин)

Введение

5

1.

Нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера

30

2.

Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций

20

3.

Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности

30

Заключение

5

Всего:

90

СЛАЙД 3.

Литература

ОСНОВНАЯ

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.

2. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.

3. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя. – М.: МЧС России, 2010.

4. Чумаков Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Учебник для вузов. СПб.: НП Стратегия Будущего, 2006. – 247 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

«Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утверждены Президентом РФ 3 сентября 2011 г. № Пр-2613.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

ГОСТ Р 22.3 03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Госстандарт России.

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер (программное обеспечение MicrosoftPowerPoint 2010).


СЛАЙД 4. ВВЕДЕНИЕ

Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидацию их последствий достигают сотни миллиардов долларов во всем мире.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Согласно ГОСТ Р 22.3 03-94. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения», под термином «защита населения» принято понимать комплекс, взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели и ресурсам мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности, опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Для России защита населения и территорий от ЧС актуальна по ряду причин:

  •  возрастание риска технических аварий из-за научно-технического прогресса;
  •  увеличение плотности населения, урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата;
  •  снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов.

По мере развития общества и научно-технического прогресса возросла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катастроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС. Их задача – обеспечить национальную безопасность государства и его жителей.

Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребованной обществом.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие их жизни. Отсутствие естественных механизмов защиты требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.

Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов, в том числе с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала, объекта экономики или объекта здравоохранения, а также организации их выполнения в ЧС различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления ГО и РСЧС.

СЛАЙД 5. 1. Нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера

Важное место в государственной политике отводится нормативно-творческой деятельности в области защиты населения от ЧС.

СЛАЙД 6. В Конституции РФ записано, что в совместном ведении государства и его субъектов находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.

Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

В Федеральном законе РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» дано определение безопасности как «состоянию защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз». Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от ЧС природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от ЧС, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС, права и обязанности граждан в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от ЧС, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от ЧС.

СЛАЙД 7. Федеральным законом РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасательэто гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ» и установлены общие организационно-правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории России, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно-спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил задачи в области ГО и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от ЧС различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от ЧС, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерациии других документах.

СЛАЙД 8. Важность эффективной защиты населения подтверждена принятием в 2011 году «Основ единой государственной политики Российской Федерациив области ГО на период до 2020 года».

Единая государственная политика РФ в области ГО представляет собой систему официальных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ее актуальность определена:

а) стремлением ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента, в том числе в регионах, граничащих с РФ;

б) усилением угроз террористического характера, в том числе с нанесением поражения критически важным и потенциально опасным объектам инфраструктуры РФ;

в) сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

г) изменением характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физических принципах;

д) снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и рост влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование.

СЛАЙД 9. Основными направлениями единой государственной политики РФ в области ГО на период до 2020 года являются:

  •  развитие нормативной правовой базы в области ГО (создание системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий);
  •  совершенствование системы управления ГО (развитие пунктов управления ГО, в том числе мобильных, определение требований к их оснащению современными средствами связи и оповещения, обработки информации и передачи данных);
  •  совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (создание локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов и поддержание их в постоянной готовности; переработка градостроительных норм с учетом необходимости освоения подземного пространства городов для укрытия населения; разработка средств индивидуальной защиты нового поколения, создание современных технических средств радиационной, химической и биологической защиты и обеспечение ими населения, проживающего вблизи опасных объектов; создание и содержание в интересах ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств);
  •  развитие сил ГО (создание в мирное время группировки сил ГО, способной эффективно выполнять задачи в мирное и военное время; развитие спасательных формирований, оснащение их новыми высокоэффективными и многофункциональными образцами техники и оборудования; развитие сил и средств авиационного обеспечения экстренного реагирования на ЧС; оснащение аварийно-спасательных формирований современными аварийно-спасательными средствами);
  •  сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (рациональное размещение производственных фондов на территории РФ с учетом опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий; создание необходимых объемов резервов энергоресурсов, сырья, комплектующих изделий и материалов для обеспечения бесперебойной работы объектов, а также для быстрейшего восстановления их функционирования в случае выхода из строя);
  •  совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области ГО (увеличение охвата обучения населения за счет активного использования средств массовой информации; проведение обязательного обучения соответствующих групп населения в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах ГО; повышение качества и эффективности различных учений и тренировок по ГО);
  •  развитие международного сотрудничества в области ГО (совершенствование международной договорно-правовой базы в области ГО и чрезвычайного гуманитарного реагирования; участие сил ГО в международных акциях, направленных на защиту и спасание населения в зонах бедствий и оказание гуманитарной помощи).

СЛАЙД 10. В целях практической реализации требований федеральных законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере. Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

СЛАЙД 11. 2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера

Согласно положениям законодательства в области защиты населения от ЧС, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни и здоровья, личного имущества; использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты; информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС. Они обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности; знать способы защиты и оказания первой помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.

СЛАЙД 12. Федеральным законом РФ от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определены принципы и способы защиты населения и объектов экономики в ЧС мирного и военного времени.

Принципы защиты – это официально установленные положения, определяющие порядок защиты населения и организаций в условиях мирного и военного времени.

Разработка и реализация государственной политики в области ГО осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

  •  защита от ЧС осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;
  •  подготовка и реализация мероприятий по защите от ЧС осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  •  при возникновении ЧС обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
  •  мероприятия по защите населения и территорий от ЧС различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
  •  основной объем мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

СЛАЙД 13.

  •  планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;
  •  объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
  •  ликвидация ЧС различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС;
  •  при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.

СЛАЙД 14. Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС.

Также важная роль принадлежит государству в создании специальных сил и средств ликвидации ЧС. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определен их перечень состав. Это силы и средства, предназначенные для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также для ликвидации ЧС.

Особое внимание государство в современных условиях уделяет вопросам материально-технической и финансовой поддержки мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение ЧС и ограничение их масштабов.

Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации ЧС. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.

Таким образом, защита населения и спасателей от ЧС обеспечивается комплексным проведением организационных, инженерно-технических и специальных, в том числе медицинских, мероприятий по предотвращению или максимальному снижению угрозы жизни и здоровью, нарушений жизнедеятельности населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС.

СЛАЙД 15. 3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности

СЛАЙД 16. Впервые необходимость организации защиты крупных промышленных городов возникла в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), когда применение боевой авиации, способной наносить бомбовые удары по населенным пунктам противника, могло привести к дезорганизации тыла и массовым потерям мирного населения. Кроме этого, 22 апреля 1915 г. Германия провела массивную атаку хлором, в результате чего 15 тысяч французских солдат получили поражения, из них 5 тысяч погибли. Немцы на фронте 6 км в течение 5-8 минут выпустили из 5740 баллонов 168 тонн хлора. В том же 1915 году, 31 мая, на Восточном фронте немцы применили против русских войск еще более высокотоксичное отравляющее вещество под названием «фосген» (полный хлорангидрид угольной кислоты). Погибло 9 тысяч человек. 12 мая 1917 г. в сражении при маленьком городке Ипре немецкие войска использовали новое боевое отравляющее вещество кожно-нарывного и общетоксического действия – 2,2-дихлордиэтилсульфид, получивший после этого название «иприт».

В 1931 г. французский хирург Жорж Сан-Пол основал в Париже Ассоциацию «Женевских зон», которая впоследствии переросла в Международную организацию гражданской обороны. С французского языка термин «Protection civil» («Женевские зоны») был переведен русскими специалистами как «гражданская оборона» или «гражданская защита». Под «Женевскими зонами» понимались нейтральные зоны или открытые города, где в период войны могло найти убежище гражданское население.

Родоначальником ГО в СССР была местная противовоздушная оборона (МПВО), созданная в 1932 г., когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Местной противовоздушной обороне. Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тыс. зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тыс. крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения в военное время, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.

В 1958 г. международная ассоциация «Женевских зон» трансформируется в Международную организацию ГО (МОГО).

В послевоенное время, в связи с появлением оружия массового поражения, МПВО была подчинена Министерству обороны СССР (1960 г.), а в 1961 г. была реорганизована в ГО СССР.

1 марта 1972 г. вступил в силу Устав МОГО. Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 г. на 9-я сессия Генеральной Ассамблеи МОГО, 1 марта установлен как Всемирный день ГО.

С 1993 г. Российская Федерация является членом МОГО. Сейчас эта организация включает порядка 50 стран мира, и еще свыше 20 являются наблюдателями.

В 1994 г. военизированные формирования ГО вошли в состав МЧС России.

СЛАЙД 17. В соответствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в этой сфере установлена следующая терминология:

гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области ГО в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления ГО и объектов ГО, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества ГО, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

СЛАЙД 18. Систему ГО составляют:

  •  органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  •  силы и средства, предназначенные для выполнения задач ГО;
  •  фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай ЧС;
  •  системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

ГО организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы ГО является объект экономики (предприятие, завод, и т.д.).

СЛАЙД 19. ГО является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Целью ГО является защита населения, материальных и культурных ценностей и объектов от современных средств нападения противника, а также проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (зонах ЧС) и зонах заражения. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники.

В соответствии с принципами государственной политики ГО есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени и в условиях войны.

СЛАЙД 20. В Федеральном законе № 28-ФЗ «О гражданской обороне» впервые определены ее основные задачи:

  •  обучение населения в области ГО;
  •  оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
  •  эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  •  предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  •  проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  •  проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  •  первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  •  борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

СЛАЙД 21.

  •  обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  •  санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  •  восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  •  срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  •  срочное захоронение трупов в военное время;
  •  разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  •  обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

СЛАЙД 22. Как было отмечено ранее, ГО организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители.

ГО, организованная на предприятиях, в учреждениях и организациях, в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентирована на решение задач мирного времени.

СЛАЙД 23. На слайде показана система ГО, организованная в стенах нашего университета.

СЛАЙД 24. В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Мероприятия по ГО организуются и проводятся на всей территории страны. В соответствии с «Положением о гражданской обороне в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия поГО.

СЛАЙД 25. Силы ГО – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России», штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения.

В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» важной составляющей сил ГО являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются в организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий ГО. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СЛАЙД 26. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» определены основные направления деятельности, осуществляемые в целях решения задач ГО:

1. Основные мероприятия, связанные с обучением населения.

  •  Развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
  •  Планирование и осуществление обучения населения в области ГО.

СЛАЙД 27.

  •  Создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по ГО и защите от ЧС, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников ГО, а также курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по ГО.
  •  Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО.
  •  Пропаганда знаний в области ГО.

СЛАЙД 28. 2. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях.

  •  Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации.
  •  Создание локальных систем оповещения.
  •  Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
  •  Комплексное использование средств единой сети электросвязи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации.
  •  Сбор и обмен информацией.

СЛАЙД 29. 3. Основные мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

  •  Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации.
  •  Подготовка районов к размещению эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.
  •  Создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

СЛАЙД 30. 4. Основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

  •  Строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию, техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем.
  •  Приспособление заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения.
  •  Подготовка и строительство быстровозводимых защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
  •  Обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях.
  •  Накопление, хранение, освежение и использование средств индивидуальной защиты населения.
  •  Своевременное обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты.

СЛАЙД 31. 5. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.

  •  Создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО, а также разработка планов их действий.
  •  Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
  •  Разработка современных технологий и технических средств.
  •  Организация взаимодействия сил ГО с Вооруженными Силами, воинскими формированиями и другими специальными формированиями, создаваемыми в военное время.

СЛАЙД 32. 6. Основные мероприятия по обеспечению пострадавшего населения.

  •  Планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения.
  •  Создание и поддержание в готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
  •  Нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами.
  •  Предоставление населению коммунально-бытовых услуг.
  •  Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

СЛАЙД 33.

  •  Осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения.
  •  Определение численности населения, оставшегося без жилья.
  •  Инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения.
  •  Размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах, а также подселение людей на площадь сохранившегося жилого фонда.
  •  Предоставление населению информационно-психологической поддержки.

СЛАЙД 34. 7. Основные мероприятия по борьбе с пожарами.

  •  Создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО.
  •  Тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  •  Тушение пожаров на объектах ГО.

СЛАЙД 35. 8. Основные мероприятия по обнаружению и обозначению зон радиоактивного, химического, биологического и иного загрязнения.

  •  Создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных к обнаружению и идентификации различных видов загрязнения.
  •  Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
  •  Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки.
  •  Оценка степени загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

СЛАЙД 36. 9. Основные мероприятия по санитарной обработке населения и специальной обработке (очистке, обезвреживанию) зданий, сооружений, техники и территории.

  •  Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов.
  •  Создание сил ГО для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области ГО.
  •  Организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

СЛАЙД 37. 10. Основные мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах.

  •  Создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО.
  •  Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил ГО.
  •  Охрана объектов и имущества, в том числе имущества, оставшегося без присмотра.

СЛАЙД 38. 11. Основные мероприятия по восстановлению функционирования коммунальных служб.

  •  Обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий.
  •  Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения.
  •  Создание и подготовка резерва мобильных средств очистки, опреснения и транспортировки воды.
  •  Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств.
  •  Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

СЛАЙД 39. 12. Основные мероприятия по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

  •  Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
  •  Рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
  •  Разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения.

СЛАЙД 40.

  •  Разработка и реализация инженерно-технических мероприятий ГО.
  •  Планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время.
  •  Заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса.
  •  Создание страхового фонда документации.
  •  Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

СЛАЙД 41. 13. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время.

  •  Заблаговременное определение мест возможных захоронений.
  •  Создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств ГО к срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.
  •  Организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил.
  •  Организация санитарно-эпидемиологического надзора.

СЛАЙД 42. 14. Основные мероприятия по обеспечению постоянной готовности сил и средств ГО.

  •  Создание и оснащение современными техническими средствами сил ГО.
  •  Обучение сил ГО, проведение учений и тренировок.
  •  Разработка и корректировка планов действий сил ГО.
  •  Разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  •  Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

СЛАЙД 43. Так сложилось, что МЧС России руководит двумя смежными системами – РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и ГО, обеспечивающей защиту населения в военное время. Как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.

В связи с этим, в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, построенную на единых принципах систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию ЧС в мирное и военное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно действовать в период опасностей, появляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий.

В настоящее время разработан проект Концепции создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 г.

Согласно представленной Концепции на первом этапе (2011-2014 гг.) разрабатываются и согласовываются проекты основных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание и функционирование РСГЗ (Федеральный закон «О гражданской защите», Положение о РСГЗ, типовые положения о системе гражданской защиты и др.) и представляются для принятия. На втором этапе (2015-2017 гг.), после принятия Федерального закона РФ «О гражданской защите» и издания постановления Правительства РФ «О создании РСГЗ», разрабатывается, согласовывается и представляется для принятия Федеральный закон «Кодекс гражданской защиты», объединяющий и систематизирующий нормативную правовую базу в области гражданской защиты, включая функционирования РСГЗ в военное время. На третьем этапе (2018-2020 гг.) разрабатывается нормативная правовая база по реализации основных положений «Кодекса гражданской защиты», в том числе вносятся изменения в федеральные законы (об образовании нового вида государственной службы – службы гражданской защиты); осуществляются организационные мероприятия по выполнению положений «Кодекса гражданской защиты» и развитию РСГЗ.

Специалисты ГО обращают внимание и на появление угроз невоенного характера, связанных с качественно новыми средствами воздействия – экономическими, технологическими, конфессиональными, нравственными и другими. Современная ГО должна быть готова к противодействию подобным опасностям и угрозам. Специалисты МЧС считают, что для этого система защиты населения должна быть единой и глубоко интегрированной для условий мирного и военного времени.

СЛАЙД 45. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных геополитических, социально-экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасностей и угроз как мирного, так и военного времени, являются весьма актуальными, ибо ЧС природного, техногенного и террористического характера – это повседневные реалии, а военные опасности – потенциально возможны. Это требует постоянного внимания кдальнейшему совершенствованию и развитию организации защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени, уточнения государственной политики в этой области, основной целью которой является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

В настоящее время в Российской Федерации действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике как в мирное, так и на военное время, основные элементы которого были представлены вашему вниманию в этой лекции.

Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности

и медицины катастроф

доктор фармацевтических наук                                           А.Б.Горячев

PAGE   \* MERGEFORMAT 20


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63116. Материки Землі 31.01 KB
  Обладнання: тести; прапорці; реферати про материки; фізична карта півкуль; мікрофон; презентація Материки Землі. Як ви гадаєте що таке материки Скільки їх на планеті Як вони називаються Чому їм дали таку назву...
63117. Екологічна гра «Дивосвіт природи» 7.33 MB
  В умовах сьогодення потрібно формувати в учнів цілісність свідомості, структури мислення, що обумовлюють здатність до сприйняття сучасних наукових ідей та підходів до пояснення дійсності, формування системи знань про природу, вмінь і навичок природодослідника.
63118. ПОЕТИЧНІ РЯДКИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФІЇ 27.4 KB
  Важливе місце в системі навчально-виховного процесу відіграють засоби художнього слова. Вони сприяють формуванню уяви, баченню географічних обєктів та процесів у специфічних художніх фарбах...