72227

Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде.

Русский

2014-11-19

164 KB

31 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшегопрофессионального образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой безопасности

жизнедеятельности и медицины

катастроф

профессор, д.м.н., чл.-корр. РАМН

И.М.Чиж

     «___ »____________2013 г.

Тема № 5. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской

обороны и основные направления ее деятельности

ЛЕКЦИЯ

для студентов фармацевтического факультета

Обсуждена на заседании кафедры

«__ »______________2013 г.

Протокол №____

Москва – 2013

СЛАЙД 2.

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Учебные вопросы

Время (мин)

Введение

5

1.

Нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера

30

2.

Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций

20

3.

Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности

30

Заключение

5

Всего:

90

СЛАЙД 3.

Литература

ОСНОВНАЯ

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.

2. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.

3. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя. – М.: МЧС России, 2010.

4. Чумаков Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Учебник для вузов. СПб.: НП Стратегия Будущего, 2006. – 247 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

«Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утверждены Президентом РФ 3 сентября 2011 г. № Пр-2613.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

ГОСТ Р 22.3 03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Госстандарт России.

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер (программное обеспечение MicrosoftPowerPoint 2010).


СЛАЙД 4. ВВЕДЕНИЕ

Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидацию их последствий достигают сотни миллиардов долларов во всем мире.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Согласно ГОСТ Р 22.3 03-94. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения», под термином «защита населения» принято понимать комплекс, взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели и ресурсам мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности, опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Для России защита населения и территорий от ЧС актуальна по ряду причин:

  •  возрастание риска технических аварий из-за научно-технического прогресса;
  •  увеличение плотности населения, урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата;
  •  снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов.

По мере развития общества и научно-технического прогресса возросла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катастроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС. Их задача – обеспечить национальную безопасность государства и его жителей.

Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребованной обществом.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие их жизни. Отсутствие естественных механизмов защиты требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.

Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов, в том числе с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала, объекта экономики или объекта здравоохранения, а также организации их выполнения в ЧС различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления ГО и РСЧС.

СЛАЙД 5. 1. Нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера

Важное место в государственной политике отводится нормативно-творческой деятельности в области защиты населения от ЧС.

СЛАЙД 6. В Конституции РФ записано, что в совместном ведении государства и его субъектов находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.

Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

В Федеральном законе РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» дано определение безопасности как «состоянию защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз». Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от ЧС природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от ЧС, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС, права и обязанности граждан в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от ЧС, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от ЧС.

СЛАЙД 7. Федеральным законом РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасательэто гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ» и установлены общие организационно-правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории России, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно-спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил задачи в области ГО и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от ЧС различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от ЧС, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерациии других документах.

СЛАЙД 8. Важность эффективной защиты населения подтверждена принятием в 2011 году «Основ единой государственной политики Российской Федерациив области ГО на период до 2020 года».

Единая государственная политика РФ в области ГО представляет собой систему официальных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ее актуальность определена:

а) стремлением ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента, в том числе в регионах, граничащих с РФ;

б) усилением угроз террористического характера, в том числе с нанесением поражения критически важным и потенциально опасным объектам инфраструктуры РФ;

в) сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

г) изменением характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физических принципах;

д) снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и рост влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование.

СЛАЙД 9. Основными направлениями единой государственной политики РФ в области ГО на период до 2020 года являются:

  •  развитие нормативной правовой базы в области ГО (создание системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий);
  •  совершенствование системы управления ГО (развитие пунктов управления ГО, в том числе мобильных, определение требований к их оснащению современными средствами связи и оповещения, обработки информации и передачи данных);
  •  совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (создание локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов и поддержание их в постоянной готовности; переработка градостроительных норм с учетом необходимости освоения подземного пространства городов для укрытия населения; разработка средств индивидуальной защиты нового поколения, создание современных технических средств радиационной, химической и биологической защиты и обеспечение ими населения, проживающего вблизи опасных объектов; создание и содержание в интересах ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств);
  •  развитие сил ГО (создание в мирное время группировки сил ГО, способной эффективно выполнять задачи в мирное и военное время; развитие спасательных формирований, оснащение их новыми высокоэффективными и многофункциональными образцами техники и оборудования; развитие сил и средств авиационного обеспечения экстренного реагирования на ЧС; оснащение аварийно-спасательных формирований современными аварийно-спасательными средствами);
  •  сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (рациональное размещение производственных фондов на территории РФ с учетом опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий; создание необходимых объемов резервов энергоресурсов, сырья, комплектующих изделий и материалов для обеспечения бесперебойной работы объектов, а также для быстрейшего восстановления их функционирования в случае выхода из строя);
  •  совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области ГО (увеличение охвата обучения населения за счет активного использования средств массовой информации; проведение обязательного обучения соответствующих групп населения в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах ГО; повышение качества и эффективности различных учений и тренировок по ГО);
  •  развитие международного сотрудничества в области ГО (совершенствование международной договорно-правовой базы в области ГО и чрезвычайного гуманитарного реагирования; участие сил ГО в международных акциях, направленных на защиту и спасание населения в зонах бедствий и оказание гуманитарной помощи).

СЛАЙД 10. В целях практической реализации требований федеральных законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере. Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

СЛАЙД 11. 2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера

Согласно положениям законодательства в области защиты населения от ЧС, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни и здоровья, личного имущества; использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты; информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС. Они обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности; знать способы защиты и оказания первой помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.

СЛАЙД 12. Федеральным законом РФ от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определены принципы и способы защиты населения и объектов экономики в ЧС мирного и военного времени.

Принципы защиты – это официально установленные положения, определяющие порядок защиты населения и организаций в условиях мирного и военного времени.

Разработка и реализация государственной политики в области ГО осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

  •  защита от ЧС осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;
  •  подготовка и реализация мероприятий по защите от ЧС осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  •  при возникновении ЧС обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
  •  мероприятия по защите населения и территорий от ЧС различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
  •  основной объем мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

СЛАЙД 13.

  •  планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;
  •  объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
  •  ликвидация ЧС различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС;
  •  при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.

СЛАЙД 14. Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС.

Также важная роль принадлежит государству в создании специальных сил и средств ликвидации ЧС. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определен их перечень состав. Это силы и средства, предназначенные для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также для ликвидации ЧС.

Особое внимание государство в современных условиях уделяет вопросам материально-технической и финансовой поддержки мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение ЧС и ограничение их масштабов.

Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации ЧС. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.

Таким образом, защита населения и спасателей от ЧС обеспечивается комплексным проведением организационных, инженерно-технических и специальных, в том числе медицинских, мероприятий по предотвращению или максимальному снижению угрозы жизни и здоровью, нарушений жизнедеятельности населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС.

СЛАЙД 15. 3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности

СЛАЙД 16. Впервые необходимость организации защиты крупных промышленных городов возникла в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), когда применение боевой авиации, способной наносить бомбовые удары по населенным пунктам противника, могло привести к дезорганизации тыла и массовым потерям мирного населения. Кроме этого, 22 апреля 1915 г. Германия провела массивную атаку хлором, в результате чего 15 тысяч французских солдат получили поражения, из них 5 тысяч погибли. Немцы на фронте 6 км в течение 5-8 минут выпустили из 5740 баллонов 168 тонн хлора. В том же 1915 году, 31 мая, на Восточном фронте немцы применили против русских войск еще более высокотоксичное отравляющее вещество под названием «фосген» (полный хлорангидрид угольной кислоты). Погибло 9 тысяч человек. 12 мая 1917 г. в сражении при маленьком городке Ипре немецкие войска использовали новое боевое отравляющее вещество кожно-нарывного и общетоксического действия – 2,2-дихлордиэтилсульфид, получивший после этого название «иприт».

В 1931 г. французский хирург Жорж Сан-Пол основал в Париже Ассоциацию «Женевских зон», которая впоследствии переросла в Международную организацию гражданской обороны. С французского языка термин «Protection civil» («Женевские зоны») был переведен русскими специалистами как «гражданская оборона» или «гражданская защита». Под «Женевскими зонами» понимались нейтральные зоны или открытые города, где в период войны могло найти убежище гражданское население.

Родоначальником ГО в СССР была местная противовоздушная оборона (МПВО), созданная в 1932 г., когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Местной противовоздушной обороне. Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тыс. зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тыс. крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения в военное время, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.

В 1958 г. международная ассоциация «Женевских зон» трансформируется в Международную организацию ГО (МОГО).

В послевоенное время, в связи с появлением оружия массового поражения, МПВО была подчинена Министерству обороны СССР (1960 г.), а в 1961 г. была реорганизована в ГО СССР.

1 марта 1972 г. вступил в силу Устав МОГО. Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 г. на 9-я сессия Генеральной Ассамблеи МОГО, 1 марта установлен как Всемирный день ГО.

С 1993 г. Российская Федерация является членом МОГО. Сейчас эта организация включает порядка 50 стран мира, и еще свыше 20 являются наблюдателями.

В 1994 г. военизированные формирования ГО вошли в состав МЧС России.

СЛАЙД 17. В соответствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в этой сфере установлена следующая терминология:

гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области ГО в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления ГО и объектов ГО, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества ГО, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

СЛАЙД 18. Систему ГО составляют:

  •  органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  •  силы и средства, предназначенные для выполнения задач ГО;
  •  фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай ЧС;
  •  системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

ГО организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы ГО является объект экономики (предприятие, завод, и т.д.).

СЛАЙД 19. ГО является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Целью ГО является защита населения, материальных и культурных ценностей и объектов от современных средств нападения противника, а также проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (зонах ЧС) и зонах заражения. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники.

В соответствии с принципами государственной политики ГО есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени и в условиях войны.

СЛАЙД 20. В Федеральном законе № 28-ФЗ «О гражданской обороне» впервые определены ее основные задачи:

  •  обучение населения в области ГО;
  •  оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
  •  эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  •  предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  •  проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  •  проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  •  первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  •  борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

СЛАЙД 21.

  •  обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  •  санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  •  восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  •  срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  •  срочное захоронение трупов в военное время;
  •  разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  •  обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

СЛАЙД 22. Как было отмечено ранее, ГО организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители.

ГО, организованная на предприятиях, в учреждениях и организациях, в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентирована на решение задач мирного времени.

СЛАЙД 23. На слайде показана система ГО, организованная в стенах нашего университета.

СЛАЙД 24. В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Мероприятия по ГО организуются и проводятся на всей территории страны. В соответствии с «Положением о гражданской обороне в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия поГО.

СЛАЙД 25. Силы ГО – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России», штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения.

В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» важной составляющей сил ГО являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются в организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий ГО. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СЛАЙД 26. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» определены основные направления деятельности, осуществляемые в целях решения задач ГО:

1. Основные мероприятия, связанные с обучением населения.

  •  Развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
  •  Планирование и осуществление обучения населения в области ГО.

СЛАЙД 27.

  •  Создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по ГО и защите от ЧС, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников ГО, а также курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по ГО.
  •  Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО.
  •  Пропаганда знаний в области ГО.

СЛАЙД 28. 2. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях.

  •  Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации.
  •  Создание локальных систем оповещения.
  •  Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
  •  Комплексное использование средств единой сети электросвязи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации.
  •  Сбор и обмен информацией.

СЛАЙД 29. 3. Основные мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

  •  Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации.
  •  Подготовка районов к размещению эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.
  •  Создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

СЛАЙД 30. 4. Основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

  •  Строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию, техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем.
  •  Приспособление заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения.
  •  Подготовка и строительство быстровозводимых защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
  •  Обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях.
  •  Накопление, хранение, освежение и использование средств индивидуальной защиты населения.
  •  Своевременное обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты.

СЛАЙД 31. 5. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.

  •  Создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО, а также разработка планов их действий.
  •  Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
  •  Разработка современных технологий и технических средств.
  •  Организация взаимодействия сил ГО с Вооруженными Силами, воинскими формированиями и другими специальными формированиями, создаваемыми в военное время.

СЛАЙД 32. 6. Основные мероприятия по обеспечению пострадавшего населения.

  •  Планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения.
  •  Создание и поддержание в готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
  •  Нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами.
  •  Предоставление населению коммунально-бытовых услуг.
  •  Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

СЛАЙД 33.

  •  Осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения.
  •  Определение численности населения, оставшегося без жилья.
  •  Инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения.
  •  Размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах, а также подселение людей на площадь сохранившегося жилого фонда.
  •  Предоставление населению информационно-психологической поддержки.

СЛАЙД 34. 7. Основные мероприятия по борьбе с пожарами.

  •  Создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО.
  •  Тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  •  Тушение пожаров на объектах ГО.

СЛАЙД 35. 8. Основные мероприятия по обнаружению и обозначению зон радиоактивного, химического, биологического и иного загрязнения.

  •  Создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных к обнаружению и идентификации различных видов загрязнения.
  •  Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
  •  Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки.
  •  Оценка степени загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

СЛАЙД 36. 9. Основные мероприятия по санитарной обработке населения и специальной обработке (очистке, обезвреживанию) зданий, сооружений, техники и территории.

  •  Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов.
  •  Создание сил ГО для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области ГО.
  •  Организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

СЛАЙД 37. 10. Основные мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах.

  •  Создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО.
  •  Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил ГО.
  •  Охрана объектов и имущества, в том числе имущества, оставшегося без присмотра.

СЛАЙД 38. 11. Основные мероприятия по восстановлению функционирования коммунальных служб.

  •  Обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий.
  •  Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения.
  •  Создание и подготовка резерва мобильных средств очистки, опреснения и транспортировки воды.
  •  Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств.
  •  Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

СЛАЙД 39. 12. Основные мероприятия по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

  •  Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
  •  Рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
  •  Разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения.

СЛАЙД 40.

  •  Разработка и реализация инженерно-технических мероприятий ГО.
  •  Планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время.
  •  Заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса.
  •  Создание страхового фонда документации.
  •  Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

СЛАЙД 41. 13. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время.

  •  Заблаговременное определение мест возможных захоронений.
  •  Создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств ГО к срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.
  •  Организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил.
  •  Организация санитарно-эпидемиологического надзора.

СЛАЙД 42. 14. Основные мероприятия по обеспечению постоянной готовности сил и средств ГО.

  •  Создание и оснащение современными техническими средствами сил ГО.
  •  Обучение сил ГО, проведение учений и тренировок.
  •  Разработка и корректировка планов действий сил ГО.
  •  Разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  •  Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

СЛАЙД 43. Так сложилось, что МЧС России руководит двумя смежными системами – РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и ГО, обеспечивающей защиту населения в военное время. Как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.

В связи с этим, в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, построенную на единых принципах систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию ЧС в мирное и военное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно действовать в период опасностей, появляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий.

В настоящее время разработан проект Концепции создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 г.

Согласно представленной Концепции на первом этапе (2011-2014 гг.) разрабатываются и согласовываются проекты основных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание и функционирование РСГЗ (Федеральный закон «О гражданской защите», Положение о РСГЗ, типовые положения о системе гражданской защиты и др.) и представляются для принятия. На втором этапе (2015-2017 гг.), после принятия Федерального закона РФ «О гражданской защите» и издания постановления Правительства РФ «О создании РСГЗ», разрабатывается, согласовывается и представляется для принятия Федеральный закон «Кодекс гражданской защиты», объединяющий и систематизирующий нормативную правовую базу в области гражданской защиты, включая функционирования РСГЗ в военное время. На третьем этапе (2018-2020 гг.) разрабатывается нормативная правовая база по реализации основных положений «Кодекса гражданской защиты», в том числе вносятся изменения в федеральные законы (об образовании нового вида государственной службы – службы гражданской защиты); осуществляются организационные мероприятия по выполнению положений «Кодекса гражданской защиты» и развитию РСГЗ.

Специалисты ГО обращают внимание и на появление угроз невоенного характера, связанных с качественно новыми средствами воздействия – экономическими, технологическими, конфессиональными, нравственными и другими. Современная ГО должна быть готова к противодействию подобным опасностям и угрозам. Специалисты МЧС считают, что для этого система защиты населения должна быть единой и глубоко интегрированной для условий мирного и военного времени.

СЛАЙД 45. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных геополитических, социально-экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасностей и угроз как мирного, так и военного времени, являются весьма актуальными, ибо ЧС природного, техногенного и террористического характера – это повседневные реалии, а военные опасности – потенциально возможны. Это требует постоянного внимания кдальнейшему совершенствованию и развитию организации защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени, уточнения государственной политики в этой области, основной целью которой является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

В настоящее время в Российской Федерации действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике как в мирное, так и на военное время, основные элементы которого были представлены вашему вниманию в этой лекции.

Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности

и медицины катастроф

доктор фармацевтических наук                                           А.Б.Горячев

PAGE   \* MERGEFORMAT 20


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73259. Исследование распределений температуры в полосковых проводниках 456.58 KB
  Измерение теплового поля тонких полосковых проводников может быть осуществлено различными методами, каждый из которых связан с некоторыми трудностями. Контактный метод измерения не подходит, так как высока теплоемкость контактирующего материала. Для измерения теплового поля хорошо подходит пирометрический метод, но для проведения измерений необходимо подготовить исследуемый объект
73260. Особенности религиозного и религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях РФ 80.52 KB
  Причины введения курса основы религиозных культур и светской этики в современных школах. Цели и задачи курса. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Реализация этих целей – в культурологических религиоведческих курсах.
73262. Высокоскоростной наземный транспорт 31.62 KB
  Движение таких поездов как правило осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям высокоскоростной магистрали ВСМ либо на магнитном подвесе Маглев. Благодаря быстроте обслуживания и высокой скорости движения они составляют серьёзную конкуренцию другим видам транспорта сохраняя при этом такое свойство всех поездов как низкая себестоимость перевозок при большом объёме пассажиропотока. Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов началось в 1964 году в Японии по проекту Синкансэн.
73263. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 916.5 KB
  Дисциплина Экономика предприятия входит в блок общепрофессиональных экономических дисциплин. Методические рекомендации разработаны на основе программы Экономика предприятия призвана помочь студенту более глубоко изучить теоретические и практические вопросы связанные с экономической сферой деятельности предприятия законодательноправовые и нормативные документы в данной области выработать...
73264. РЕКОНСТРУКЦИЯ РАЙОНА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ 49.75 MB
  Цель и задачи курсового проекта Цель курсового проекта разработка проекта реконструкции района жилой застройки. В содержание работы по курсовому проектированию входит решение следующих задач: проведение общего обследования жилой застройки: Сбор исходной информации о жилой застройке посредством проведения натурных изысканий; Построение картограммы жилищного фонда; Разработка возможных реконструктивных мероприятий; Построение картограммы возможных реконструктивных мероприятий...
73266. Технология организации технического обслуживания и ремонта устройств автоматики и телемеханики на железной дороге 286 KB
  Основной задачей работников дистанции сигнализации и связи является обеспечение эксплуатационной надёжности устройств автоматики телемеханики и связи при безусловном соблюдении всех требований безопасности движения поездов. Это рекомендуется: Инструкцией по техническому обслуживанию устройств СЦБ ЦШ – 720. Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту...