72236

Основные понятия конституционного права Республики Казахстан

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Конституционное право регулирует общественные отношения возникающие в процессе осуществления государственной власти Предмет конституционного права общественные отношения связанные с осуществлением государственной власти и ее организации устройством государства а также между человеком и государством.

Русский

2014-11-19

71.5 KB

11 чел.

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация  методической  работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Лекция

тема: «Основные понятия конституционного права Республики Казахстан»

Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.

Караганда  2008

Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.

Зав. кафедрой:                                                                         Никитина О.К.

 

 


Тема: Конституционное право – ведущая отрасль казахстанского права. Обслуживая публичные интересы, оно сохраняет в качестве юридических приоритетов права и свободы человека и гражданина.

Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе, основных понятиях конституционного права.

План лекции:

1. Понятие конституционного права

2. Механизм государства и государственный аппарат

3. Гражданство


    1.  Конституционное право – совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК.

Конституционное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти

Предмет конституционного права – общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о  глобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992-1993 гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссылки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции в другом. Охватывая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресуется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям, народам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повышение уровня обобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Развитие государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в  стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и в не человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической , фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою не только перед нынешним, но и будущими поколениями.

Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции — важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью.

  •  Юридической гарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положения усилили «жесткость» основного закона страны, значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых моментов.

Конституция для сегодня значит очень много. В Конституции и через нее казахстанское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Сегодня в часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем.

Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1995 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со времен империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.

Конституция играет важнейшую роль в идентификации и легитимизации государства перед мировым сообществом. С принятием конституции зачастую связывается учреждение нового государства либо его подтверждение, а то и новое признание после кардинального изменения его прежних основных характеристик, в том числе территориальных, социально-экономических и политических. Действующая Конституция также подтверждает и закрепляет перемены, происшедшие в жизни страны после распада СССР. Суверенитет не знает больше ограничений, обусловленных статусом союзной республики. провозглашена демократическим унитарным правовым государством с республиканской формой правления. Идея государственной преемственности нашла отражение и особо подчеркивается в тексте Конституции . В этой связи следует особо подчеркнуть неразрывное единство положений преамбулы о многонациональном народе соединенном общей судьбой на своей земле, и о сохранении исторически сложившегося государственного единства.

2. Механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная, власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Для осуществления функции государства создается специальный государственный аппарат. Он представляет собой сложную систему государственных органов, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией — установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.

К органам государства относятся: органы государственной власти, управления, дипломатические органы, суда и прокуратуры. Meханизм государства, помимо органов государства, включает вооруженные силы в виде постоянной армии. Она используется как для осуществления внешних функций, так и для подавления антиправительственных и антиобщественных выступлений.

Механизм государства обладает следующими свойствами.

1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась и общества и занимается только тем, или почти только тем, или главным образом тем, что управляет.

2. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

3. Каждый орган обладает властными, обязательными для все> полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.     /

4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государства и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.

    3.   Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство РК приобретается:

  1.  по рождению
  2.  в результате приема в гражданство
  3.  по основаниям или в порядке, предусмотренными международными договорами Республики Казахстан
  4.  по иным основаниям, предусмотренным законом.

Гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.

Каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.

Иллюстративный материал: (схема, таблица, видео фильм)

Литература:

1.Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.).

2.Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2002 года «О классификации отраслей законодательства Республики Казахстан».

3. Конституционный Закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г. // «Индустриальная Караганда» от 19.12.91 г.

4.Конституционный Закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 г. // «Вести Казахстана» от 18.12.95 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

5.Конституционный Закон Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 г. // «Вести Казахстана» от 04.01.96 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

6.Конституционный Закон Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан » от 18 декабря 1995 г. // «Вести Казахстана» от 23.12.95 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

7.Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. // «Казахстанская правда» от 30.12.00 г.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Конституционного Закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 г. // «Индустриальная Караганда» от 23.12.95 г. С изм. и доп. от 06.05.99 г.

9.Оспанов К.И. Основы права. – Алматы, 2006 г.

10. Турлаев А.В., Бакирова А.М. Основы права. – Караганда, 2008 г.  

Контрольные вопросы (обратная связь):

  1.  Проведите сравнительный анализ конституций 1993 и 1995 года;
  2.  Расскажите о политической модернизации Казахстана;
  3.  Как протекает процесс реформирования в РК?
  4.  Каковы основные противоречия модернизационного процесса?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28746. Русская культура 2-й половины 14-15 веков 18.11 KB
  в Москве открывается первый Печатный двор в котором издается богословская православная литература. расписывал в Москве Благовещенский собор. К началу царствования Ивана III в Москве не было ни одного понастоящему величественного здания. Иван III начинает интенсивное строительство в Москве.
28747. Великая Октябрьская Социалистическая Революция 17.81 KB
  16 октября 1917 г. В ходе революции к 25 октября 1917 г. Вечером 25 октября на 2ом Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов объявили что власть переходит ко 2ому Съезду Советов а на местах к Советам рабочих солдатских и крестьянских депутатов.
28748. ГРАЖДАНСКАЯ война И ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ в России 15.75 KB
  После выхода России из 1й мировой войны германские и австровенгерские войска в феврале 1918 оккупировали часть Украины Белоруссии Прибалтики и юга России что привело к заключению в марте 1918 Брестского мира. После окончания советскопольской войны Красная Армия нанесла ряд ударов по войскам генерала П. Эмигрировало к концу Гражданской войны до 2 млн. предпосылки и причины гражданской войны в России то их можно свести к следующим: 1.
28749. Новая экономическая политика 21.12 KB
  По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13 а мелкой более чем на 44. Не отказываясь от конечной цели создания нерыночной системы экономики НЭПа большевики прибегли к использованию товарноденежных отношений при одновременном сохранении в руках государства командных высот: национализированной земли и недр крупной и большей части средней промышленности транспорта банковского дела монополии внешней торговли. система совершенствования сельскохозяйственного производства предшествовала...