72250

ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Лекция

Медицина и ветеринария

Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения сестры пациента общества и окружающей среды. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому что в профессиональном сестринском...

Русский

2014-11-19

50.5 KB

29 чел.

ЛЕКЦИЯ №2.

ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.

Согласно общепринятому определению философия — это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов, связанных с формированием целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Это специфический тип мышления, эмоциональный настрой, система мировоззрения.

   Философия (от греч. люблю и мудрость, любовь к мудрости) - это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления, другие философские категории (причина, сущность и т. д), без которых не может обойтись ни одна наука.

Философия – наука о взаимодействии субъекта и объекта, об изменении взаимоотношений между ними, возникающем в результате этого взаимодействия.

Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения сестры, пациента, общества и окружающей среды.

Философия медицины начала формироваться в Древней Греции. Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая — душу. Ф. Бэкон, представитель эпохи Нового времени, писал, что медицина, не основанная на философии, не может быть надежной.

Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

Современная философия медицины руководствуется критерием духовной ценности человеческой жизни. Роль такой философии состоит в том, что она определяет общие идеи медицины, являющиеся стержневыми не только в области медико-философской проблематики, но и в жизни человека вообще. Система ценностей, которая является предметом философского осмысления, выступает фактором влияния философии на медико-биологические науки и практическое здравоохранение. Она является основой выполнения лечебных манипуляций и веры пациента в свое выздоровление, становится духовным элементом терапевтического воздействия.

Философия любой профессии, в частности сестринского дела, всегда находится в развитии. Взгляды общества на те или иные ценности постоянно претерпевают изменения, поэтому меняется и мнение о профессии  медицинской сестры. Философия сестринского дела существенно отличается не только в разных регионах, национальных группах, но и в лечебно-профилактических, медицинских образовательных учреждениях. Реформа здравоохранения в России подразумевает выработку нового взгляда и на сестринское дело, потому что будущему среднему медицинскому персоналу придется работать при новых социально-экономических условиях.

На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля - 14 августа 1993 года в Голицино, вводятся новые термины и понятия в сестринское дело. Был принят Программный документ «Философия сестринского дела в России».

Этот документ отражает систему взглядов российских медицинских сестер на основные ценности и перспективы  их профессии, раскрывает перед обществом профессиональное мировоззрение, идеал в сестринском деле. Философия описывает сестринское дело таким, каким оно должно быть. Это описание не обязательно совпадает с тем, что мы встречаем в реальной жизни, но оно дает ощущение перспективы. Если нет идеала, нет движения, нет развития. Философия – это своего рода дирижер или внутренний компас в сестринском деле. Мы должны определить для себя идеал, каким бы мы хотели видеть российское сестринское дело и критически оценить нынешнее состояние сестринского дела. Только тогда будет возможным постепенное, поступательное движение вперед к осуществлению реформы.

Согласно международной договоренности, философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях:

   1. Пациент как личность.

   2. Сестра, сестринское дело.

   3. Окружающая среда.

   4. Здоровье.

   Пациент - человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его. Философия сестринского дела это система идей, взглядов на мир с позиции медицинской сестры. Она отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, социального окружения, развитие и совершенствование собственной личности и профессиональной компетентности. Центральным звеном этой философии безусловно явлется пациент со всеми его потребностями - биологическими, психологическими, социальными духовными, а точнее - личность пациента.

Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Медсестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. В этом состоит одно из ее главных профессиональных качеств. Характер мировоззрения формируется социальным окружением личности, ее воспитанием и самовоспитанием. У каждого человека в процессе формирования его личностных качеств складывается индивидуальное представление о здоровье, болезни и факторах, приводящих к ней. И для каждого пациента сестра создает атмосферу уважительного отношения к его настоящему и прошлому, к его жизненным ценностям, привычкам, взглядам и религиозным убеждениям.

Одну из ключевых позиций в системе взаимоотношений медсестры с пациентом занимает медицинская этика, одной из составных частей которой является этический кодекс медсестер. Он освещает основные принципы поведения и оценки действий медсестры, отражает основные цели, обязанности и ценности в данной профессии. Он составляет систему мировоззрений, внутри которой сестра может принимать решения, соответствующие этическим нормам и выполнять обязанности перед обществом, коллегами и своей профессией.

В 1997 г. Ассоциацией медицинских сестер России был утвержден «Этический Кодекс медицинской сестры России». Он является нравственным ориентиром поведения медицинской сестры. Кодекс декларирует основные этические элементы философии сестринского дела.

Этическими элементами философии сестринского дела являются:

• этические обязанности:

говорить правду,

делать добро,

уважать обязанности других членов бригады,

держать слово,

быть преданным,

уважать право пациента на самостоятельность;

• этические ценности:

профессионализм,

здоровье,

здоровая окружающая среда,

человеческое достоинство,

забота,

уход;

• добродетели – определенные личностные качества, которыми должна обладать хорошая медсестра; это черты характера, которые располагают к хорошим поступкам:

знание,

умение,

сострадание,

милосердие,

терпение,

целеустремленность.

Сестра - специалист с профессиональным образованием, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу.

Сестринское дело - часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Искусство оказывает большое воздействие на духовный мир человека. Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. В свое время Ф. Найтингейл говорила, что сестринское дело — одно из древнейших искусств и одна из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах.

Как наука сестринское дело опирается не только на медицинские знания, но и на психологию, социологию, культурологию, историю, этику и эстетику. В процессе профессиональной деятельности у сестринского персонала вырабатывается определенный концептуальный подход, на базе которого составляются обширные описательные характеристики особенностей сестринского дела. Они образуют прочную основу для создания теории сестринского дела.

Окружающая среда - совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека. Окружающая среда всегда оказывала влияние на жизнедеятельность людей. Еще Гиппократ исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных (конструкция) и душевных (темперамент) свойств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства и др.) с точки зрения их влияния на человека. Ф.Найтингейл также считала окружающую среду существенным фактором в предотвращении заболеваний и поддержании здоровья.

Окружающая среда подразделяется:

- на физическую, включающую географическое положение, климат, качество воздуха, воды и т.п. В  дополнение к природной окружающей среде необходимо учитывать и техногенную;

- социальную, оказывающую огромную роль на личность пациента (семья, школа, знакомые, рабочий коллектив и т.д.);

- культурную, которая включает поведение человека, его взаимоотношение с другими людьми (язык,  традиции, обычаи, вера, манеры общения и т.п.).

Медицинская сестра строит свои взаимоотношения с пациентом в зависимости от окружающей среды, в которой он рос, живет и работает. Следует помнить, что среда обитания накладывает отпечаток на конституцию и характер людей, а значит, на их болезни и здоровье.

 Здоровье - динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни. В 1947 г. ВОЗ определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний или неполноценности. Порой трудно определить, что является здоровьем, но следует учитывать, что это динамический процесс. Здоровье можно определить как объективно, так и субъективно: это цель, к которой нужно стремиться; оно включает умение заботиться о самом себе; обеспечивает чувство целостности; справляется со стрессом путем адаптации; его составной частью являются процессы непрерывного роста и становления. В любой момент жизни каждый человек должен стремиться к здоровью.

Таким образом, философия сестринского дела отражает отношение медицинской сестры к своей деятельности, формирует целостный взгляд на сестринское дело, роль и место в нем сестринского персонала.

Философия сестринского дела основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии находится человек. Основным принципом философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимоотношений сестры и общества. Цель сестринского дела – осуществление сестринского процесса.

           Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы с пациентом.

   

  

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55290. Электродуговая сварка 45 KB
  Цель урока: Научить учащихся пользоваться электродуговой сваркой, настраивать трансформатор, показать примеры швов, способов сварки. Научить учащихся зажигать дугу, настраивать трансформатор в зависимости от сечения электрода; объяснить основные понятия; определять качество шва.
55291. Values of life in the tale «The happy prince» 51.5 KB
  As you know, books are wisdom and collection of experience of many generations. That’s why tell me, please, Are you fond of reading? P1: Yes, I am. Reading is my hobby T: Can you imagine your life without books? P2: Of course not. I can’t imagine my life without books.
55292. Реализация принципа систематичности и последовательности при формировании умения решать простые задачи 822.5 KB
  Принципы обучения возникли из потребностей педагогической практики как результат её обобщения например принципы наглядности прочности последовательности обучения. Современные принципы обучения учитывают особенности массового школьного обучения.
55293. Веселий поїзд 48 KB
  Мета: продовжувати вчити дітей визначати місце розташування предметів у просторі, користуючись поняттями «ліворуч», «праворуч», «біля», «перед», «за», «угорі», співвідносити величини предметів, кількість предметів з цифрами, розуміти слова та вирази: більше на один...
55294. Ми з природою дружимо 55 KB
  Мета. Сприяти формуванню рухів, що забезпечують вільне просування дитини у просторі; формувати вміння зберігати правильну поставу. Продовжувати вчити узгоджувати свої дії з діями інших дітей, змінювати напрямок і характер руху відповідно до сигналу під час ходьби та бігу.
55295. Природокористування 89 KB
  Мета: надати уяву стосовно того, що таке природокористування та які його види; звернути особливу увагу учнів на питання раціонального природокористування на прикладі використання альтернативних джерел енергії у різних країнах світу в тому числі і в Україні...
55296. Дивовижний світ природи 114.5 KB
  Розширювати дитячий кругозір і знання учнів про реальний світ у його зв’язках і залежностях; збагачувати інтелектуальний розвиток учнів; розвивати читацькі інтереси учнів; виховувати бережне ставлення до природи.
55297. НА ХМАРИНЦІ ПРОЛІТА ОСІНЬ ЛЮБА, ЗОЛОТА 101 KB
  Сонце вже не припікає Коли дітки це буває Восени Поетична хвилинка Осінь наша осінь – Золота година Неба ясна просінь Пісня журавлина Бабиного літа Довгі білі коси І дорослі й діти Люблять тебе Осінь...