72258

Основы финансового права Республики Казахстан

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Финансовая деятельность государства осуществляется только на основе права каковым является финансовое право. Поэтому можно встретить высказывание согласно которому финансы подразделяются на финансы граждан финансы юридических лиц финансы государственно-территориальных образований...

Русский

2014-11-19

212.5 KB

12 чел.

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация  методической  работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Лекция

«Основы финансового права Республики казахстан»

Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.

Караганда  2008

Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.

Зав. кафедрой:                                                                         Никитина О.К.


Тема: Финансовая деятельность государства осуществляется только на основе права, каковым является финансовое право. Оно регулирует финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управление финансовой системы и т.д..

Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе финансового права, формах и методах финансово-правового регулирования.

План лекции:

  1.  Понятие финансов. Государственные финансы
  2.  Финансово-правовые нормы
  3.  Финансовые правоотношения
  4.  Понятие и элементы денежной системы

 


   1. Термин «финансы» произошел от латинского - конец дела, срок уплаты чего-либо, прекращение тяжбы. К этому примыкает латинский глагол - окончить, урегулировать спор (обычно денежный).

Рассматривая категорию «финансы» в их материальном значении и в соотношении с понятием «деньги» можно выделить три значений этой категории.

В широком значении понятие «финансы» выступает в качестве синонима понятию «деньги». Собственно говоря, в бытовом обиходе мы так и воспринимаем это слово: говорим «финансы» - подразумеваем «деньги». Например, когда человек говорит, что «у него с финансами туговато», то любому ясно - этот человек испытывает денежные затруднения. Некоторые экономисты также придерживаются такого понимания. Поэтому можно встретить высказывание, согласно которому финансы подразделяются на финансы граждан, финансы юридических лиц, финансы государственно-территориальных образований и финансы государства в целом, т. е. охватывается вся денежная масса, оборачивающаяся в стране.

Однако существование такой категории, как «финансовое право», безусловно производной от понятия «финансы», ставит под сомнение такое их отождествление с деньгами. Действительно, если бы понятия «финансы» и «деньги» были бы просто синонимами, то финансовое право мы в полном соответствии с законами грамматики могли бы именовать «денежным правом». Но такое переиначивание названия даже на уровне речевой интуиции воспринимается как нечто режущее слух и не соответствующее истинному положению дел. Скажем, с деньгами имеет дело гражданское право, регулируя товарно-денежные отношения, трудовое право, при регулировании заработной платы, право социального обеспечения, при решении вопросов с пенсиями и т. д. разумеется, все это не «денежное» и тем более не финансовое право. Поэтому, что совершенно очевидно, сам термин «финансы» несет в себе еще некое специальное знамение, отличающее его от понятия «деньги».

С точки зрения большинства экономистов из всех четырех стадий воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление) финансовые отношения возникают лишь на стадии распределения1 . И с этим следует согласиться.

Таким образом, далеко не все денежные отношения могут быть признаны финансовыми (даже при признании существования таких финансов, как частные финансы). Ими не будут отношения, возникающие в таких сферах общественного воспроизводства, как обмен и потребление. К их числу относятся отношения, опосредующие акты Д - Т и Т - Д, т. е. отношения купли-продажи, которые возникают между предприятиями и организациями, причем независимо от формы их собственности.

В силу этого существует узкое значение понятия «финансы», которым охватываются денежные средства государства и юридических лиц. В дореволюционной финансово-правовой литературе их называли «денежные средства публичных союзов».

Здесь отнесение денежных отношений к разряду финансовых основано на использовании двух критериев: а) субъекты денежных операций - государство и юридические лица; б) сфера проявления - стадия распределения.

Поскольку юридические лица могут быть как государственными, так и негосударственными, а денежные фонды - соответственно частными и государственными, возникло деление финансов на частные и государственные.

Категория «частные финансы» сопряжена с деньгами, имеющими частную форму собственности, категория «государственные финансы» - с деньгами, находящимися в государственной собственности.

Наконец, в специальном значении под финансами (в материальном значении) понимаются лишь государственные деньги, сосредоточенные в процессе распределения совокупного общественного продукта в фондах денежных средств.

И это представляется нам наиболее правильным.

Однако следует признать, что использование понятия «финансы» в его широком и тем более узком значении - довольно распространенное явление, которое невозможно игнорировать. Поэтому, встречая в литературе выражение «финансы», особенно применительно к финансовому праву, всякий раз необходимо выяснять, какой смысл вкладывает в этот термин тот или иной автор.

Для юристов выяснение точного значения термина «финансы» важно, во-первых, для определения сферы применения финансового права, во-вторых, для отграничения этой отрасли права от смежных отраслей, предметом которых также выступают те или иные денежные отношения. Связано это прежде всего с тем, что финансово-правовое регулирование денежных отношений с юридической точки зрения характеризуется императивностью, а с социальной - определенной жесткостью. Посредством этого регулирования государство, например, отчуждает деньги налогоплательщиков в свою собственность, предписывает, как использовать деньги, и т. п. Поэтому, в конечном счете теоретический вопрос о понятии «финансы» - это практический вопрос о границах допустимости применения государством императивных установлений при регулировании денежных отношений и границах экономической свободы граждан и хозяйствующих субъектов.

Отличия между государственными и частными финансами –заключаются в следующем:

а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. Вместе с тем отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Что же касается частных лиц, то положение здесь обратное: они не могут в принудительном порядке обеспечит свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;

б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная систем не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами;

в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, - это средства осуществления так называемого общего интереса;

г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры
частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.

При понимании финансов в их широком или узком значении, что предполагает их деление на частные и государственные, данный вывод представляется вполне обоснованным.

К сказанному можно добавить, что определяющим в делении финансов, на государственные и частные является форма собственности: в первом случае денежные средства находятся в государственной собственности, во втором - в частной.

В итоге в материальном смысле государственные финансы представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в собственности государства.

При этом следует иметь в виду, что деньги (и естественно - финансы) могут существовать как в налично-денежной форме, когда они представлены определенными бумажными купюрами или металлической монетой с обозначением на них нарицательной стоимости, так и в безналичной форме, когда они представлены в виде записей на соответствующих счетах.

Денежные средства, входящие в состав государственных финансов, обычно фондируются, то есть распределяются по определенным группировкам, имеющим свое целевое назначение, свой порядок использования и орган, который ими распоряжается. Будучи собранными, в эти фонды деньги всегда имеют государственную форму собственности. В связи с этим отметим, что, говоря о государственных финансах в материальном смысле, их нередко определяют как совокупность денежных фондов государства.

Если рассматривать финансы в их историческом аспекте, то следует иметь в виду, что деньги являются порождением меновых отношений и появились задолго до появления государства. Что же касается государственных финансов (или финансов в их специальном значении), то они являются порождением государства, возникли вместе с ним и предназначены для обеспечения его деятельности. В этом качестве финансы выступают атрибутом государства.

В качестве экономической категории финансы обычно определяют как совокупность определенных отношений, именуемых «финансовыми». Следовательно, понятия «финансы» (в экономическом смысле) и «финансовые отношения» (как особая разновидность экономических отношений) в общем-то являются равнозначными. Точнее, финансы представляют собой систему особых экономических отношений, являющихся финансовыми отношениями.

То, что финансы являются отношениями, с трудом вкладывается в наше бытовое представление о деньгах. Но чтобы убедиться в том, что это именно так, достаточно вспомнить Робинзона на необитаемом острове, обладающего большим количеством денег (правильнее - денежных знаков), но не имеющего возможности их как-то использовать - не с кем было вступить в отношения  купли-продажи. Поэтому экономическая суть денег вообще и финансов в частности есть отношение людей по их поводу.

Финансовые отношения традиционно определяют как отношения «по образованию, распределению и использованию денежных фондов». Однако здесь возникает как минимум два вопроса. Первый, - о каких фондах - государственных или негосударственных - идет речь. Второй - насколько правомерно отнесение к финансовым отношениям, возникающих в процессе использования денежных фондов.

Первый вопрос напрямую связан с тем, какой смысл (широкий, узкий, специальный) вкладывается в само понятие «финансы». Сообразно своей точки зрения одни авторы говорят о денежных фондах «различных субъектов хозяйствования и государства» (т. е. употребляют понятие «финансы» в его широком значении, охватывая денежные средства индивидуальных предпринимателей), вторые - о денежных фондах «государства, его территориальных подразделений, предприятий, учреждений и организаций» (т. е. употребляют понятие «финансы» в его узком значении), третьи - имеют в виду денежные фонды только государство (т. е. употребляют понятие «финансы» в его специальном значении).

В части второго вопроса, возникающего при рассмотрении традиционного определения финансов и касающегося правомерности включения в их состав отношений «по использованию денежных фондов», следует отметить, что деньги, как известно, не имеют потребительской стоимости (такую стоимость может иметь драгоценный металл, если из него изготовлены монеты, но в этом случае можно говорить лишь о потребительской стоимости самого металла, но не денежных знаков как таковых). Поэтому их использование может происходить лишь в отношениях, где деньги меняются на товар, или, как говорят экономисты, в отношениях, опосредующих акты Д - Т и Т - Д. Но эти отношения являются товарно-денежными, т. е. представляют собой такую разновидность экономических отношений, которая качественно отличается от финансовых отношений. Заметим, что товарно-денежные отношения финансовым правом не регулируются - они выступают в качестве предмета гражданского права.

Применительно к финансовой деятельности употребляется также понятие расходование денежных фондов. Оно шире термина использование. Расходование включает в себя любые формы выхода денежных средств из фондов, а именно: передачу денег в другой фонд (что представляет собой процесс распределения) и трату денег в эквивалентных (типа отношений, опосредующих акты Д - Т и Т - Д) отношениях (что представляет собой процесс использования фонда). Сразу же отметим, что расходование денежных фондов в форме их распределения (денежные средства из одного фонда переходят в другой, не сопровождаясь встречным движением товара) являются финансово-экономическими. Они выражают процессы распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта в денежной форме в интересах государства, связаны с формированием одних государственных фондов и расходованием других, опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме и реализуют потребление денег в своем экономическом значении.

Необходимо также иметь в виду, что поскольку использование денежных средств производится в отношениях, опосредующих акты Д - Т и Т - Д, то говорить об использовании (в прямом значении этого термина) можно лишь применительно к децентрализованным денежным фондам юридических лиц, выступающих в качестве субъектов товарно-денежных отношений (отношений купли-продажи и им подобных). Что касается централизованных фондов (например, бюджета), то их расходование происходит лишь в одной форме - распределения. Ни бюджет, ни представляющие его органы (например, Министерство финансов) не являются субъектами экономических отношений купли-продажи и не выступают в качестве потребителей оплачиваемых товаров или услуг. Они лишь выделяют кому-то деньги в целях такого использования. То есть денежные средства централизованных фондов используются (потребляются) лишь тогда, когда они, пройдя стадии распределения и перераспределения, переместятся в децентрализованные фонды и превратятся в денежные средства юридических лиц - участников товарного оборота. Например, если школа, которая финансируется из бюджета, получает из него деньги, а затем тратит их на приобретение школьного инвентаря и выплату заработной платы учителям, то отношение между бюджетом (в лице соответствующего государственного органа) и данной школой будут финансовыми, поскольку выражают собой распределение бюджета. Отношения по приобретению инвентаря и выплате заработной платы, как выражающие использование децентрализованного денежного фонда (фонда школы), - соответственно товарно-денежными (отношениями купли-продажи) и трудовыми.

Но в этом случае, во-первых, речь следует вести об использовании не централизованных, а децентрализованных фондов, где средства, полученные из бюджета или иного централизованного денежного фонда, выступают в отношениях товарного обмена в качестве средств уже не бюджета (иного централизованного фонда), а самого юридического лица, владельца децентрализованного фонда. Во-вторых, это использование осуществляется в рамках не финансовых, а иных экономических отношений (товарно-денежных, трудовых и т. п.), носящих эквивалентный характер и регулируемых нормами не финансового, а иных отраслей права. В-третьих, это дает основание признать правильной точку зрения тех авторов, которые считают, что финансы выражают только процессы формирования денежных фондов и их расходования в форме распределения.

Таким образом отношения по использованию денежных фондов в разряд финансово-экономических отношений вообще не входят и не могут формировать собой финансы. На основании изложенного можно сказать, что государственные финансы (в экономическом смысле) представляют собой совокупность экономических отношений по формированию и распределению государственных денежных фондов.

Финансовые отношения, связанные с формированием денежных фондов, возникают по поводу добывания государством денежных средств. При этом ситуация выглядит таким образом, что собственная деятельность государственного аппарата, а равно отдельных государственных служащих, как не создающая стоимости, не может быть источником получения денежных средств. Поэтому государство может получить деньги лишь где-то на стороне, получив их или на добровольной основе (например, с помощью государственных займов), или же отобрав их принудительно, классическим примером чему служат налоги. Образно выражаясь, данные отношения представляют собой канал, по которому деньги поступают в государственные фонды.

Финансовые отношения по поводу распределения денежных фондов возникают в связи с осуществлением государством финансирования тех или иных своих расходов (содержание собственного аппарата, финансирование расходов на оборону, культуру, науку, здравоохранение и т. п.). При этом деньги из централизованных денежных фондов переходят в фонды тех юридических лиц, которые осуществляют использование денежных средств (государственные учреждения, выполняющие функции органов государственной власти, учреждения обороны, науки, культуры, здравоохранения и другие организации, финансируемые за счет государства либо реализующие определенные государственные программы). Опять-таки образно выражаясь, данные отношения представляют собой канал, по которому деньги выходят из государственных фондов.

Необходимо отметить, что как отношений по формированию денежных фондов, так и отношения по их распределению с экономической точки зрения носят распределительный и перераспределительный характер: деньги от одного субъекта переходят к другому, меняя своего владельца, а порой и собственника.

В свете существования частных и государственных финансов, во многом отличающихся друг от друга, логично предположить, что существуют частные финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления частными субъектами своей финансовой деятельности, и государственные финансовые отношения, которые возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государством.

Государственные и частные финансы находятся во взаимосвязи, хотя бы в силу того, что частные финансы могут выступать в качестве денежного источника для формирования государственныхх денежных фондов, а последние -для формирования частных финансов. Так, в некоторых странах фонд оплаты труда негосударственных юридических лиц может выступить в качестве объекта налогообложения для формирования таких государственных фондов, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости и т. п. В Казахстане аналогичную роль играет так называемый «социальный налог», плательщиками которого выступают юридические лица, а объектом обложения - заработная плата. В результате уплаты такого рода налогов происходит процесс, с одной стороны, расходования (распределение) негосударственного денежного фонда, с другой, - формирования государственного фонда.

Такого рода отношения, в силу того, что они в первую очередь выражают процесс формирования государственного денежного фонда, относятся к разряду государственных финансовых отношений и соответственно входят в систему государственных финансов.

Аналогично решается вопрос и в том случае, когда государственный денежный фонд выступает в качестве источника формирования негосударственного фонда (например, бюджет финансирует деятельность негосударственного учреждения культуры). Возникающее при этом отношения будут относиться к государственным финансовым отношениям, поскольку опосредуют процесс распределения государственного денежного фонда.

Таким образом, отношения, возникающие на стыке государственных и частных финансов, относятся к категории государственных финансовых отношений.

Принято считать, что финансам присущи две функции: распределительная и контрольная.

Содержанием распределительной функции выступает то, что посредством финансов осуществляется распределение и перераспределение стоимости совокупного (валового) общественного продукта (в её денежной форме), в результате чего денежные средства переходят от одного лица к другому, выражая собой процессы либо формирования денежных фондов, либо их расходования. Применительно к государственным финансам, речь идет, естественно, о государственных денежных фондах.

Несколько сложнее обстоит дело с контрольной функцией финансов.

Дело в том, что, говоря о любом контроле, всегда возникает вопрос: кто, за кем и по поводу чего осуществляет контроль. При социализме, когда все по существу было государственным, с определением содержания контрольной функции финансов особых сложностей не возникало и эта функция сводилась к контролю со стороны государства за сохранностью и правильным использованием денежных средств. В условиях рыночной экономики, когда значительная часть финансов приобретает форму частных финансов, сфера государственного финансового контроля сокращается и он должен осуществляться в рамках государственных финансов. В то же время следует подчеркнуть, что благодаря расширительному толкованию данной функции государство порой использует финансовый контроль (что особенно характерно для сферы налогообложения) в качестве средства тоталитарного экономического сыска и всеохватывающего надзора за деятельностью юридических лиц и жизнью граждан.

Финансы служат материальной основой существования государства. Поэтому главное назначение государственных финансов - это денежное обеспечение функционирования государства.

С понятием «финансы», являющимся экономической категорией, тесно связано понятие «финансовая деятельность государства», сформировавшееся в рамках юридической науки. Юристы, восприняв их экономической из экономической литературы наиболее традиционную точку зрения по поводу финансов, обычно определяют финансовую деятельность государства как его деятельность по собиранию, распределению и использованию денежных фондов.

Отношения, возникающие в процессе этой деятельности, признаются финансовыми и рассматриваются в юридической литературе как предмет финансового права.

Предмет финансового права будет рассмотрен в следующей главе. Здесь же отметим, что первый вопрос, который возникает в данном случае, это - какие фонды выступают в качестве объекта финансовой государства: только имеющие государственную форму собственности (т. е. охватываемые понятием «государственные финансы») или любые фонды, охватываемые в целом понятием финансы, включая частные.

Принято считать, что предметом финансового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Однако, это бесспорно правильное утверждение нуждается в конкретизации, хотя бы в силу того, что разные авторы вкладывают различный смысл в понятие «финансовая деятельность государства». В результате набор объектов финансовой деятельности государства существенно различается. В силу этого различается и круг общественных отношений, выступающих предметом финансового права.

Кроме того, существует мнение, что не все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, выступают предметом финансового права. Многие авторы полагают, что понятие финансовой деятельности государства шире, чем понятие предмета финансового права, и что «в процессе ее осуществления могут возникнуть и действительно возникают отношения, регулируемые другими отраслями права (например, гражданским)».

Представляется целесообразным еще раз уточнить, какие отношения возникают в процессе финансовой деятельности и какие из них выступают (или, напротив, не выступают) предметом финансового права.

Выше мы уже пришли к выводу, что объектом финансового права выступают лишь государственные финансы. Исходя из этого отношения, входящие в состав частных финансов, предметом финансового права выступать, не могут. Впрочем, такие отношения и не являются продуктом финансовой деятельности государства, которая ограничена, как уже сказано, лишь государственными финансами.

Следовательно, предметом финансового права выступают не все финансовые отношения, а их определенная часть - отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, которые мы будем именовать «государственные финансовые отношения». Для того рода финансовых отношений характерно, что они всегда выражают движение денег либо в государственный фонд, либо из него. Отношения, опосредующие движение денежных средств в рамках частной собственности, выражая собой категорию «частные финансы» (или «частные финансовые отношения»), при всех обстоятельствах не должно быть объектом ни финансовой деятельности государства», ни финансового права. К финансовым отношениям относятся отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, хотя бы внешне они напоминали отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Так, отношения, возникающие в процессе формирования негосударственного пенсионного фонда, нельзя отнести к отношениям, возникающим в процессе .финансовой деятельности государства, хотя эти отношения сходны с отношениями, возникающими в процессе формирования государственного пенсионного фонда.

Между тем в работах по финансовому праву освещаются (причем в полном объеме) такие институты, как страхование, 6анковское кредитование, расчетные отношения, которые вовсе не выражают ни государственных финансов, ни категории «отношений, возникающих в процессу осуществления финансовой деятельности государства».

Правда, некоторые авторы, хорошо понимая, что отношения, посредством которых осуществляется, например, страхование или банковское кредитования, с юридической точки зрения представляют собой гражданско-правовые отношения, к сфере финансового права относят лишь государственное регулирование порядка формирования и использования денежных фондов страховых и банковских организаций.

В связи с этим возникает вопрос: является ли правовое регулирование частных финансов элементом финансовой деятельности государства, и выступают ли возникающие при этом отношения предметом финансового права?

С позиций тезиса, согласно которому объектом финансового права выступают лишь государственные финансы и финансовая деятельность представляет собой процесс формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов, на данный вопрос следует ответить отрицательно.

Но тогда естественно возникает другой вопрос: к какой отрасли права относится это регулирование?

Вообще-то говоря, регулирование частных финансов в целом осуществляется по линии гражданского права. При этом следует исходить из того, что гражданское право вовсе не сводится только к регулированию договорных отношений, где гражданско-правовые нормы определяют исключительно права и обязанности сторон этого договора. Гражданское право содержит и такие нормы, которые порождают определенные обязанности участников гражданских правоотношений перед государством и, соответственно, права государства в отношении этих участников. Так, к сфере гражданско-правового регулирования относится и установление размеров уставных капиталов юридических лиц (смотри, например, статьи 64, 74, 78, 88 - 90 ГК). К числу гражданско-правовых норм относятся и нормы, порядок размещения резервных фондов негосударственных коммерческих организаций, включая страховые организации и банки.

Что касается таких видов правового регулирования, как государственная регистрация негосударственных юридических лиц, лицензирование деятельности частных предпринимателей, осуществление государственного контроля или надзора за их деятельностью, установление правил ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности и т. п., то это типичное административно-правовое регулирование, даже если оно в некоторых случаях касается денежных фондов (т. е. частных финансов) негосударственных юридических лиц.

Говоря о том, что в процессе финансовой деятельности возникают финансовые отношения, которые не регулируются финансовым правом, следует иметь в виду, что ряд таких отношений лишь ошибочно квалифицируются в качестве финансовых и возникающих в ходе осуществления финансовой деятельности государства. Это происходит вследствие необоснованного расширения границ данной деятельности. К числу таких отношений относятся отношения, связанные с использованием государственных денежных фондов, которые, будучи товарно-денежными, не являются ни финансовыми отношениями, ни отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства. Поэтому исключение их из предмета финансового права обусловлено вовсе не тем, что некоторые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, финансовым правом не регулируется, а тем, что эти отношения к данной деятельности не имеют никакого отношения, а являются продуктом обычной хозяйственной (как правило, предпринимательской) деятельности.

В равной мере не всякое движение государственных денежных средств выражает собой финансовую деятельность государства и осуществляется в рамках именно финансовых отношений, например, расходование государственным предприятием своих денежных средств на приобретение сырья, оборудования, выплату заработной платы рабочим и служащим, выплата государственных пенсий и пособий, производство страховых выплат при государственном страховании, предоставление банковских ссуд государственный банками гражданам и юридическим лицам.

Для разграничения отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, на регулируемые и не регулируемые финансовым правом, иногда вводят юридический критерий в виде метода правового регулирования. К числу таких отношений относят отношения, опосредованные договором. То есть применяется принцип: «Договорное - значит не финансово-правовое». Однако при ближайшем рассмотрении это в основном как раз и будут отношения, связанные с использованием денежных фондов, которые, как уже неоднократно отмечалось, не являются ни финансовыми, ни отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства. И именно по этой причине они предметом финансового права выступать не могут, какими бы они ни были с точки зрения метода правового регулирования (односторонне-властными или договорными).

В то же время следует признать, что в процессе финансовой деятельности в ряде случаев действительно возникают отношения, являющиеся по своей экономической природе, финансовыми, но регулируются они договорным методом. Такими будут отношения государственного займа, бюджетного кредитования, налогового кредита и ряд других.

Не отрицая договорного характера этих отношений, вместе с тем мы считаем ошибочной посылку, согласно которой используемый в данных случаях договор является гражданско-правовым, и полагаем, что здесь имеет место особая разновидность договора, а именно - финансово-правового. Иначе говоря, финансовое право применяет не только односторонне-властный метод правового регулирования, но и договорный, но договорный не в гражданско-правовом смысле, а в собственном, финансово-правовом смысле. На этом вопросе мы еще остановимся при рассмотрении методов правового регулирования, применяемых финансовым правом.

Давая оценку тем или иным экономическим отношениям в качестве возникающих в процессе финансовой деятельности государства или, напротив, не имеющих к этой деятельности никакого отношения, следует иметь в виду, что границы данной деятельности довольно подвижны. Так, в условиях социалистической экономики, когда все денежные фонды находились в так называемой «социалистической» собственности, частных финансов вообще не существовало, так как не было и частной собственности, а такие институты финансовой системы, как финансы страхования и банковского дела были полностью огосударствлены. В результате страховая и банковская деятельность представляли собой разновидность финансовой деятельности государства. Однако в ходе проведенных экономических реформ эти виды деятельности стали основываться на частных финансах и в силу этого перестали выступать в качестве объекта финансовой деятельности государства. Однако авторы многочисленных учебников по финансовому праву, словно не замечая произошедших изменений, носящих, подчеркнем, коренной характер, продолжают включать финансы таких организаций в качестве объекта финансового права.

В целях определения предмета финансового права подведем некоторые итоги сказанному.

Во-первых, предметом финансового права выступают отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, которая в свою очередь ограничена государственными финансами. Исключение составляет такой элемент финансовой деятельности государства, как формирование государством денежной системы страны и обеспечение ее нормального функционирования. Осуществляя эту деятельность государство не только заботится о нормальном существовании своих собственных финансов (выступая в качестве собственника, озабоченного своими деньгами), но и выступает в интересах всего общества (выступая в качестве политического субъекта).

Во-вторых, отношения, возникающие процессе финансовой деятельности государства, по своей экономической природе являются финансовыми и представляют такую их разновидность, которую мы называем в целях выделения из общей массы финансовых отношений «государственные финансовые отношения».

В-третьих, частные финансы (а равно и частные финансовые отношения, они же - отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, осуществляемой субъектами частнопредпринимательской деятельности) предметом финансового права выступать не должны. Если государство и устанавливает порядок формирования, распределения и использования частных денежных фондов, то это осуществляется в рамках, как правило, гражданского, административного и иных отраслей права.

В-четвертых, отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, носящих нефинансовый характер и поэтому регулируемых нормами не финансового, а иных отраслей права, существовать не может.

В равной мере, в-пятых, не существует государственных финансовых отношений, которые регулируются не финансовым, а иными отраслями права. Даже если эти отношения имеют договорный характер, то это свидетельствует не о том, что данные отношения являются гражданско-правовыми, а о том, что финансовое право в ряде случаев использует диспозитивный метод правового регулирования и существует такая разновидность договора, как финансово-правовой договор. Иначе говоря, все государственные финансовые отношения выступают предметом финансового права независимо от метода правового регулирования этих отношений.

Таким образом, сфера финансового права ладностью совпадает со сферой финансовой деятельности государства, и наоборот.

     2.  Финансовая деятельность государства осуществляется только на правовой основе, в качестве которой выступает финансовое право.

Финансовое право представляет собой совокупность правовых норм. Финансово-правовая норма является тем «кирпичиком», из множества которых состоит само финансовое право.

Норма права (правовая норма) - это общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте, обеспеченное мерами государственного принуждения, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию.

Финансово-правовые нормы - это правовые нормы, устанавливающие правила поведения участников отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

Финансово-правовые нормы, подобно другим правовым нормам, характеризуются следующими признаками:

  •  выражает государственно-властное веление;
  •  принята уполномоченным органом государства. Скажем, издание акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом;
  •  содержит общеобязательное правило поведения, рассчитана на неоднократное применение и адресована неопределенному количеству субъектов;
  •  финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы. Например, налог может быть введен только таким юридическим актом, который имеет форму закона;
  •  исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.

Специфика финансово-правовых норм заключается в том, что принимающий их субъект - государство в то же время является субъектом финансового отношения (выступая в целом или в лице своего органа). В результате получается, что,' издавая финансово-правовые нормы, государство регулирует поведение не только своего контрагента, но и свое собственное, наделяя самого себя как правами, так и обязанностями. Для правовых конструкций это нетипичная ситуация - обычно государство, издавая правовые нормы, располагается над общественным отношением, поведение субъектов которого оно регулирует. Здесь же оно находится внутри общественного отношения, выступая одновременно в двух качествах: и как сторона этого отношения и как субъект, регулирующий поведение его участников посредством издания правовых норм. Кстати, это является объективной предпосылкой возможности злоупотребления государством своим положением, когда в процессе осуществления финансовой деятельности оно ставит свои материальные интересы выше интересов общества, экономики и населения. Это, в частности, проявляется в установлении завышенного налогообложения, в отказе от выполнения своих собственных финансовых обязательств и т. п. Такое положение вполне понятно: тот, кто принял правовую норму, установившую свою собственную обязанность, в любой момент может ее пересмотреть или отменить вовсе.

В числе особенностей финансово-правовых норм можно отметить следующие:

  •  по содержанию - они регулируют поведение участников финансового отношения, т. е. отношения, связанного с формированием, распределением и организацией использования государственных денежных фондов;
  •  по характеру предписания - в основном носят императивный характер;
  •  по мерам ответственности - государство заинтересовано в неукоснительном исполнении предписаний финансово-правовых норм, что неудивительно, поскольку речь идет о его собственных материальных интересах. Поэтому за нарушение этих предписаний устанавливается довольно серьезная юридическая ответственность;
  •  по способу зашиты прав государства - нормы, как правило, наделяют одного из субъектов финансового отношения, а именно государство или представляющий его орган, правом на одностороннею защиту своих интересов во внесудебном порядке (в частности, установление возможности принудительного взимания недоимки по налогам, а то и привлечения к финансово-правовой или административной ответственности);
  •  по способу оформления - для финансово-правовых норм характерна
    тщательность описания ситуации, подробность в конструировании диспозиции, охват многочисленных вариантов финансово-хозяйственных операций.

Еще одной особенностью финансово-правовых норм является то, что через них государство реализует свой собственный материальный интерес. Хотя и считается, что государство во всех ситуациях должно занимать патерналистские позиции, т. е. действовать исключительно на благо всего общества в целом, бескорыстно покровительствуя всем его членам в равной мере, в действительности у него всегда существует свой собственный интерес, не всегда совпадающий с интересами общества. Особенно четко это прослеживается при осуществлении налоговой политики государства. При этом государство имеет в своем арсенале мощное средство решения своих денежных проблем - возможность издания правового акта, порождающего финансовые обязательства организаций или граждан перед ним. И исполнение предписаний этого акта будет обеспечено всей мощью государственного аппарата и механизмом государственного принуждения. Такой возможностью не обладает ни один субъект политической системы общества.

Это обстоятельство накладывает отпечаток на содержание финансово-правовых норм и отличает их от норм гражданского права, за которыми, во-первых, не стоит материальный интерес государства, и которые, во-вторых, наделяют субъектов правоотношения равными правами.

Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

К регулятивным нормам относятся нормы, возлагающие на участников финансового правоотношения определенные обязанности либо предоставляющие им определенные права.

Охранительные нормы финансового права (а к ним относятся и нормы, устанавливающие финансово-правовую ответственность за совершение финансовых правонарушений) выступают средством обеспечения надлежащего исполнения субъектами финансовых отношений. Одновременно они являются средством обеспечения защиты финансовых интересов государства, где главным является полное и своевременное выполнение всеми лицами своих финансовых обязательств перед государством.

Регулятивные нормы финансового права подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам финансового правоотношения совершить определенные действия. Например, использовать бюджетные ассигнования только на те цели, на которые они выделены.

Запрещающие финансово-правовые нормы предписывают воздержаться от определенных действий. Например, запрещается изымать в вышестоящий бюджет доходы, дополнительно полученные местными бюджетами, а также денежные средства, полученные за счет постоянно закрепленных доходных источников этих бюджетов.

Управомочивающие финансово-правовые нормы дозволяют совершить определенные действия. Например, уполномоченный финансовый орган вправе предоставить налогоплательщику отсрочку по уплате налога.

Обязывающие и запрещающие финансово-правовые нормы являются императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений от содержащихся в них предписаний и требующими их безусловного исполнения. Уклонение от исполнения предписаний влечет применение санкций к виновному лицу либо включение иного механизма понуждения к надлежащему исполнению этих предписаний. При этом санкции могут быть не только финансово-правового, но и уголовного, административного и дисциплинарного характера.

В финансовом праве преобладают обязывающие и запрещающие нормы. Это определяется самой сутью финансовой деятельности, в значительной степени построенной на механизмах принуждения. В силу этого в юридической литературе в качестве особенности финансово-правовых норм нередко упоминается то обстоятельство, что они носят императивный (повелительный) характер. Представляется, это не является какой-то характерной и присущей только финансовому праву особенностью - такие нормы преобладают и в некоторых других отраслях права (например, в административном). Кроме того, как уже отмечалось, некоторые финансово-экономические отношения (например, кредитные) невозможно организовать на методах одностороннего властвования (т. е. путем обязывания и запрета), а требуется согласование сторонами условий движения денег, что требует применения диспозитивного метода правового регулирования и использования управомочивающих норм.

В зависимости от метода правового регулирования финансово-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные финансово-правовые нормы предельно конкретно и точно определяют права и обязанности субъектов финансового отношения и требуют от них безукоснительного исполнения содержащегося в норме предписания. По характеру содержащегося в императивных нормах предписания они могут быть как обязывающими, так и запрещающими.

Диспозитивные финансово-правовые нормы допускают возможность выбора поведения, отсылая решение тех или иных вопросов либо на одностороннее усмотрение управомоченного субъекта, либо на взаимное соглашение сторон. По характеру содержащегося в них предписания диспозитивные нормы являются управомочивающими.

В большинстве случаев диспозитивные нормы производны от императивных, зависят от них и существуют в качестве их дополнения.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и организационные.

Материальные финансовые правовое нормы регулируют финансовые отношения, опосредующие движение денег как материального объекта. Примером могут служить нормы налогового права в той части, в которой они устанавливают денежные обязательства плательщиков перед государством.

Материальные финансово-правовые нормы, являющиеся по характеру своего предписания обязывающими, связаны с возникновением финансового обязательства либо направлены на его реализацию.

Материальные финансово-правовые нормы, являющиеся по характеру своего предписания управомочивающими, предусматривают лишь возможность возникновения или прекращения финансового обязательства. Для его возникновения или прекращения требуются дополнительные юридические факты: индивидуальный правовой акт управомоченного субъекта или финансовый договор. Например, закон о налоговой системе какой-либо страны, дав перечень местных налогов и сборов, предоставляет право введения их на свой территории местным представительным органам. Данная норма закона о налоговой системе выступает управомочивающей нормой, которая налога непосредственно не устанавливает, но дозволяет его установить.

В некоторых случаях акты финансового законодательства могут содержать различные по характеру своего предписания материальные финансово-правовые нормы: обязывающие, запрещающие, управомочивающие. Примером могут служить акты, определяющие государственный заем: условия займа определяются нормами, носящими обязывающий и запрещающий характер, но сама возможность возникновения заемного обязательства вытекает из управомочивающей финансово-правовой нормы, на основании которой заключается между государством и конкретным заимодателем договор, являющийся разновидностью финансовый договора.

Организационные финансово-правовые нормы определяют финансовые структуры, устанавливают процедуры и формы финансовой деятельности. К ним относятся, например, нормы, определяющие финансовое устройство страны и её денежную систему, устанавливающие порядок разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и т. д. Большое место среди организационных финансово-правовых норм занимают так называемые компетенционные нормы, т. е. нормы, устанавливающие права и обязанности и правовой статус финансовых органов государства (например, Министерства финансов, налоговых органов и т. п.).

По характеру своего предписания организационные нормы также могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.

Характерной обязанностью управомочивающих норм, относящихся к разряду компетенционных, выступает то, что наделяя соответствующий государственный орган определенными правами в части контрагента государства по финансовому отношению, реализация этих прав выступает обязанностью перед государством. Скажем, закон предоставляет налоговому органу право производить взимание недоимки во внесудебном и одностороннем порядке. Однако по отношению к государству это взимание выступает в качестве обязанности (т. е. данный орган обязан воспользоваться своим правом на одностороннее взимание недоимки и осуществить сбор налога в точном соответствии с имеющимся налоговым обязательством плательщика). Наличие двойного действия такой правовой нормы объясняется тем, что уполномоченный орган государства в данном случае является субъектом двух финансовых правоотношений: материального - с налогоплательщиком и организационного - с государством.

Следует отметить, что для финансово-правовой литературы традиционно деление норм на материальные и процессуальные. При этом материальные нормы закрепляют материальное, денежное содержание прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, процессуальные - устанавливают порядок применения норм материального права. В принципе, такое деление норм возражений не вызывает. Однако в юриспруденции сам термин «процесс», ассоциируясь с понятиями «гражданский» и «уголовный процесс», больше выражает порядок рассмотрения споров или разрешения дел. Поэтому назвать, скажем, нормы, устанавливающие структуру и компетенцию финансовых органов государства, «процессуальными» - не поворачивается язык. Здесь же речь идет не столько о порядке разрешения конфликтов или привлечении к ответственности, а сколько об организации финансовой деятельности государства. Поэтому в данном случае термин «организационный» представляется более предпочтительным по сравнению с термином «процессуальный», поскольку он более точно выражает сущность явления.

По своей логической структуре финансово-правовая норма состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза финансово-правовой нормы описывает обстоятельства, при которых данная норма должна применяться.

Диспозиция финансово-правовой нормы содержит само правило поведения, выражает содержание прав и обязанностей участников финансового отношения. Диспозиция является основным элементом финансово-правовой нормы.

Характерной особенностью гипотез и диспозиций финансово-правовых норм выступает их развернутость, подробность и тщательность описания. Законодатель стремится максимально точно охватить все возможные ситуации, не допуская двусмысленности и различного толкования. Объясняется это как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, сложностью предмета описания. Финансовые операции и связанные с ними ситуации -это очень специфические явления, отличающиеся своеобразием понятий и многообразием вариантов. Во-вторых, речь идет о государственных деньгах, где не должно оставаться ни малейшей лазейки для их утекания.

Санкция финансово-правовой нормы устанавливает последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний финансово-правовых норм. Это осуществляется путем установления того или иного вида финансово-правовой ответственности.

Санкции финансово-правовых норм по сравнению с санкциями других отраслей права имеют целый ряд особенностей.

Во-первых, они, как правило, носят денежный характер.

Во-вторых, эти санкции всегда выражают ответственность перед государством. Поэтому при наложении финансовых взыскания деньги поступают в доход государства, а не в пользу, скажем, непосредственного взыскателя. Так, когда налоговый орган взыскивает с налогоплательщика штраф за несвоевременную уплату налога - то взысканная сумма зачисляется в доход бюджета, а не этого органа.

В-третьих, для многих финансово-правовых норм (особенно налоговых) характерна односторонняя направленность санкций, т. е. они, рассчитаны только для того субъекта, который противостоит в финансовом правоотношении государству (или органу, представляющему его интересы). Поэтому существует, скажем, штраф за уклонение от уплаты налога, налагаемый на налогоплательщика, но не нет штрафа за неправильное взимание налога, который можно было бы наложить на налоговый орган.

В-четвертых, многие финансово-правовые органы наделяют субъекта, представляющего в финансовом правоотношении государство, правом самостоятельного применения санкций, т. е. правом привлечения другого лица к финансово-правовой ответственности путем наложения соответствующих взысканий в одностороннем порядке.

В-пятых, финансово-правовые санкции могут сочетать в себе предупредительные, восстановительные и карательные меры.

Так, блокировку расходов получателя бюджетных средств, приостановление операций по банковским счетам можно рассматривать в качестве предупредительной меры, взыскание пеней за несвоевременную уплату налога - восстановительной (считается, что с помощью пени государства восстанавливает тот доход, который бы получило при своевременной уплате налога), наложение штрафа выступает карательной мерой.

Государство весьма заинтересовано в неукоснительном и правильном исполнении предписаний изданных им финансово-правовых норм. И это вполне объяснимо: речь идет о его собственных деньгах. Отсюда наличие мощного аппарата, контролирующего исполнение этих норм, и разветвленной системы санкций, карающих виновных в их нарушении, а также упрощенный порядок защиты прав и интересов государства, позволяющий быстро и оперативно добиваться надлежащего исполнения финансовых обязательств.

Своевременное и качественное исполнение предписаний финансово-правовых норм обеспечивают следующие меры:

а) привлечение виновных должностных лиц и граждан, виновных в нарушении финансового законодательства, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (причем меры административной и уголовной ответственности всегда являются весьма суровыми). При этом во многих случаях государство наделяет правом наложения и административных взыскания за совершение правонарушений в области финансов тот государственный орган, который представляет его интересы в данном финансовом правоотношении;

б) применение мер специальных финансово-правовых санкций, которые также налагаются финансовым органом государства в одностороннем порядке;

в) принудительное исполнение финансового обязательства.

    3.

Финансовые правоотношения - это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права.

Поскольку сами финансовые отношения (как разновидность общественных отношений) подразделяются на материальные и организационные, то и финансовые правоотношения делятся на материальные и организационные.

Эти две группы финансовых правоотношений имеют существенные различия.

Но, прежде всего, обозначим признаки, свойственные всем видам финансовых правоотношений (т. е. как материальным, так и организационным).

Для финансовых правоотношений характерны следующие признаки.

1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Еще раз подчеркнем, что предметом финансового права выступают не все финансовые отношения, а лишь те, которые мы именуем «государственные финансовые отношения»; финансовые отношения, относящиеся к категории частных финансов, предметом финансового права не выступают и принять форму финансового правоотношения вообще не могут. Следовательно, финансовые правоотношения возникают вместе с государством и являются продуктом его финансовой деятельности.

2. Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа).

Будучи продуктом финансовой деятельности государства и не существуя без него, в конструкцию финансовых правоотношений объективно заложено участие в них государства (или его органа) в качестве субъекта данных отношений.

3. Финансовые правоотношения носят характер «власти и подчинения».

При этом властвующим субъектом правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа), а подчиненным - другой субъект этого отношения. В силу этого финансовые правоотношения, как отмечается в литературе, носят государственно-властный характер. Один из субъектов этого отношения является управомоченным, а другой - обязанным.

Государственно-властный характер финансовых правоотношений объясняется самой спецификой финансовой деятельности государства, где оно либо отбирает у кого деньги (например, в процессе взимания налогов), либо кому-то их выделяет, действуя при этом в одностороннем порядке (например, в процессе бюджетного финансирования). Наиболее четко момент властвования, приобретающий характер одностороннего принуждения, свойственен такой разновидности финансовых правоотношений, как налоговые правоотношения. Опять-таки юридическое свойство общественного отношения определяется его экономическим содержанием - налог есть насильственное изъятие денег, которое можно реализовать лишь путем юридического принуждения. Отсюда один из субъектов налогового правоотношения - государство - является носителем власти, другой - налогоплательщик - подчинения, что придает этому правоотношению характер правового неравенства.

Но экономические финансовые отношения многообразны, поскольку многообразны и методы осуществления финансовой деятельности государства. Поэтому многообразны и финансовые правоотношения.

В одних из них момент властвования государства (а, следовательно, и юридическое неравенство сторон) выражено совершенно четко (например, налоговые правоотношения), в других оно смягчено (например, отношения государственного займа, в котором субъекты внешне выглядят чуть ли не равноправными). Тем не менее, юридическое неравенство сторон свойственно любым финансовым правоотношениям, что определяется самим фактом участия в них в качестве субъекта государства, которое могущественнее любого другого субъекта этого отношения. И выражается это в первую очередь в том, что государство, являясь стороной правоотношения, одновременно выступает субъектом, осуществляющим его правовое регулирование посредством издания правовых актов. Вторая сторона этого правоотношения вынуждена подчиняться установлениям государства. Те же отношения государственного займа, хотя и построены по аналогии с займом вообще, что придает им сходство с гражданско-правовым договором, отличаются от последнего тем, что условия займа диктует заемщик -государство. Оно же может в любой момент изменить их, вплоть до одностороннего расторжения договора и отказа от исполнения своих денежных обязательств.

Все эти признаки свойственны материальным финансовым правоотношениям.

Материальные финансовые правоотношения опосредуют непосредственное движение денежных средств. В зависимости от кого и к кому идут деньги, это движение может быть различным. Это может быть движение денег от плательщика к тот или иной государственный фонд, что выражает процесс его формирования. Примером может служить движение суммы налогового платежа от плательщика в бюджет. В других случаях деньги движутся из фонда к получателю, что выражает процесс распределения денежного фонда. Например, из бюджета выделяются деньги какому-либо министерству для финансирования его деятельности. В процессе такого движения деньги могут менять своего собственника.

    4.

Как экономическая категория деньги, являясь продуктом развития меновых отношений, возникли задолго до появления и государства, и соответственно государственных финансов. Первоначально деньги представляли собой разновидность товара, стихийно выделившегося из массы материального продукта в силу своей способности быть эквивалентом других товаров, т. е. имели форму денежного товара. Постепенно деньги, видоизменяясь и трансформируясь, теряли свойства товара и превратились в меру его стоимости. Одновременно деньги выполняют функцию средства обращения, выступая посредником в обмене товарами, где стоимость проходит две метаморфозы: продажу (Т - Д) и покупку (Д - Т).

Деньги являются также средством платежа. Для функции денег в качестве средства платежа характерен разрыв во времени между движением денег и товара. Товар поступает в распоряжение покупателя либо раньше, либо позже, чем деньги к продавцу.

Деньги, опосредованные государственными финансами, не выполняют ни функцию средства обращения (так как не участвуют в осуществлении товарного метаморфоза), ни функцию средства платежа (так как не выступают носителем меновой стоимости), т. е. деньги в финансовых отношениях не обмениваются на товар и не выступают мерой его стоимости.

Для денег, выраженных государственными финансами, характерны следующие функции:

функция средства расчетов по финансовым обязательствам. В экономической литературе эту функцию обычно называют средством платежа при нетоварных операциях. При этом обязанности плательщика может нести не только контрагент государства по финансовому отношению (на пример, налогоплательщик), но и само государство (например, при погашении государственного займа);

при аккумулировании денег в фондах они начинают выполнять для государства функцию накопления.

При распределении денежных фондов и поступлении денежных средств тем или иным субъектам для их непосредственного использования, деньги вновь начинают выполнять функцию платежа.

Таким образом, в процессе осуществления финансовой деятельности государства функция денег может меняться: при внесении денег в государственные фонды мы имеем реализацию функции расчетов по финансовым обязательствам перед государством; при поступлении их в государственный денежный фонд осуществляется функция накопления; при выдаче их из фонда непосредственным потребителям деньги приобретают функции средства обращения и средства платежа.

Выступая в качестве объекта финансовой деятельности государства, деньги1 видоизменяют и такую свою функцию, как мера стоимости. Данная функция наиболее полно реализует в себя в условиях товарного обращения. В процессе осуществления такой стадии финансовой деятельности, как формирование денежных фондов, деньги изымаются из товарного обращения, и их функция меры стоимости носит лишь потенциальный характер. Более того, использование такого метода добывания денежных средств, как эмиссия (в целях, например, ликвидации бюджетного дефицита), приводит к тому, что деньги, даже находящиеся в условиях товарного обращения (т. е. вне государственных финансов), снижают свою меру стоимости, все время, поднимая планку цены товаров. Проще говоря, деньги обесцениваются, цены растут. Покупательская способность денег, сосредоточенных, а государственных денежных фондах, также снижается. В итоге государство решает свои финансовые проблемы за счет ухудшения качества денежного обращения, что отрицательно сказывается на экономике и приводит к снижению жизненного уровня населения. Такой способ получения государственного дохода даже получил название «эмиссионный налог». При этом, что характерно, государство не несет какой-либо юридической ответственности за обесценение выпущенной (эмитированной) им валюты.

Этому способствует и то обстоятельство, что в ходе своего исторического развития деньги ушли от вида денежного товара, каким они были первоначально, будучи изготовленными из золота, серебра и других металлов, обладающих собственной товарной стоимостью, и приобрели форму денежного знака - банкнот, ассигнаций, купюр и т. п. (так называемые «кредитные деньги»), изготавливать которые можно практически в неограниченных количествах, чем государство и пользуется. А если учесть, что деньги могут существовать не только в наличной, но и безналичной формах, то проблема изготовления денег еще больше упрощается.

Как уже отмечалось, деньги (в форме денежного товара) появились до возникновения государства и первоначально оно в процессе своей деятельности пользовалось теми деньгами, которые существовали до него. Однако вскоре оно начинает изготавливать собственные деньги (т. е. становится эмитентом денег), но еще долгое время в качестве эмитента могли выступать и другие лица, главным образом банки. Отсюда, кстати, и название одной из разновидностей бумажных денег - банковские билеты, банкноты, в то время как деньги, эмитентом которых выступало непосредственно государство, назывались казначейскими билетами. Характерно, что традиция именовать бумажные деньги банковскими билетами сохранилась и по настоящее время, правда, уже в силу того, что государственным органом, призванным регулировать состояние денежной системы страны, стали выступать центральные государственные банки, которые и рассматриваются в качестве эмитента денежных знаков.

Кстати, в экономической литературе (особенно зарубежной) до сих пор приводится деление денег на «государственные» и «негосударственные» (именуемые порой даже «частные»), к которым относятся векселя, чеки и иные средства платежа.

Характерно и то, что в период расстройства государственной денежной системы (например, вследствие высокого уровня инфляции) и отказа населения и предпринимателей принимать обесценившиеся бумажные деньги, экономика мигом реагирует на это путем демонетизации расчетов (т. е. исключением из расчетов денежных знаках и осуществления сделок путем натурального обмена, что адекватно современному термину «бартерные сделки»), тезаврации расчетов (расчетов монетами из драгоценных металлов, как это было после Февральской и Октябрьской революций, когда население предпочитало керенкам и «совзнакам» золотые монеты дореволюционного чекана, хотя и вышедшие по закону из обращения), наконец, что актуально и в настоящее время, использования в расчетах иностранных денежных знаков (то, что сейчас именуют «долларизацией экономики»). Кроме того, на рынке появляются так называемые «суррогаты денежных знаков» - заменители денег, эмитированные местными органами государственной власти, частными предпринимательскими структурами, главным образом в целях осуществления расчетов по заработной плате со своими работниками.

В конечном счете, рано или поздно, государство монополизирует эмиссию денежных знаков в частности и формирование денежной системы страны в целом. При этом оно решает две главные задачи, выступая одновременно в двух разных (хотя и взаимосвязанных) качествах.

Первая задача - упорядочивание и налаживание денежного хозяйства (понимаемого в широком смысле) страны. Здесь оно выступает как политический субъект общества.

Вторая - стабилизация собственной финансовой системы, обеспечение ее эффективного функционирования. Здесь оно уже больше озабочено проблемами собственника тех денежных фондов, которые входят в состав этой системы.

В итоге в современных условиях организация денежной системы, во-первых, является монополией государства, во-вторых, выступает элементом его финансовой деятельности. Организуя денежную систему и выпуская денежные знаки, государство не только обеспечивает нормальное функционирование денежных отношений в стране, но и организует собственную финансовую систему, способствуя нормальному функционированию той части денежных отношений, субъектом которых оно само является, т. е. финансовых отношений.

Под денежной системой понимается сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране.

Денежная система включает в себя следующие элементы: 1) официальная денежная единица; 2) виды денежных знаков; 3) порядок эмиссии денег; 4) режим валютного обращения; 5) организация денежного обращения. Кроме того, в зависимости от методов организации государством денежной системы страны в ней может содержаться еще два элемента: официальный валютный курс (валютный паритет) и масштаб цен.

Денежная единица - это установленный государством денежный знак, обозначающий наименование национальной валюты.

Наименование денежной единицы - доллар, марка, тенге, рубль, фунт стерлингов, сом и т. д. - складывалось, как правило, исторически. Например, слово «рубль» произошло от глагола «рубить», поскольку означало отрубленный от серебряного слитка кусочек определенного веса (так называемая «гривна»); доллар - искаженное название немецкой монеты «талер», произошедшее от «иоахимсталер» - название, австро-венгерской монеты времен Габсбургов, которое, в свою очередь, взято по названию местечка в Чехии, где добывалось серебро; фунт стерлингов (англ.) - берет свое название от меры веса «фунт» (римский фунт, именуемый «либра» и обозначаемый знаком, составлял 327,45 г.) и названия серебряной монеты «стерлинг» (по одной из версий происходит от - звезда, изображенная на монете), которую начал чеканить в 1180 г. король Англии Генрих П. Позднее эта монета получила название «пенни», «пенс». Таким образом в своем буквальном значении фунт стерлингов обозначал 327 граммов мелких серебряных монет. От знака либра произошел и знак фунта стерлингов ; итальянская лира произошла от римской меры веса «либра».

Денежная единица страны иногда обобщенно выражается термином «национальная валюта».

Денежная единица обычно имеет внутреннее строение, т. е. делится на более мелкие и, как правило, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время существует десятичная система деления: 1:10 = 100 (1 доллар США равен 100 центам, 1 российский рубль - 100 копейкам, 1 немецкая марка - 100 пфеннигам, 1 английский фунт стерлингов первоначально равнялся 20 шиллингам, каждый из которых составлял 12 пенсов, монета в 2 шиллинга именовалась «флорин», в 5 шиллингов - «крона», но с 1971 года 1 фунт равен 100 пенсам и т. д.).

Виды денежных знаков - организационное строение денежной массы и номиналы денежных знаков.

Обычно выпускается два вида денежных знаков:

а) бумажные деньги - купюры, которые в разных странах могут иметь различные наименования (банкноты - билеты государственного банка, государственные кредитные билеты, государственные казначейские билеты). Деньги времен Великой Французской революции назывались ассигнаты. Ассигнациями назывались бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769 по 1849 годы. В первые годы Советской власти бумажные деньги вы пускались под названием «расчетный знак РСФСР», чем в какой-то мере подчеркивалось пренебрежительное отношение к деньгам вообще («проклятое наследие капитализма») и стремление считать их только в качестве условного средства взаимных расчетов;

б) металлические монеты разных достоинств и разных сплавов. Лицевая сторона монеты, на которой обычно изображается государственный герб, именуется аверс, оборотная (на которой может изображаться профиль главы государства - монарха или какой-либо исторической личности) именуется реверс, боковая поверхность - гурт.

Бумажные деньги могут быть двух видов: а) с гарантией обмена на денежный товар (так называемые «разменные деньги»), когда эмитент берет на себя обязательство разменять предъявленную банкноту на золото или серебро (т. е. деньги имеют металлическое обеспечение). Отметим, что в современных денежных системах такого рода деньги практически не применяются (последней разменной валютой, да и то формально, был доллар США до 1971 г.); б) обычные, т. е. денежные знаки с установленным государством принудительным курсом (законная платежная способность), выпущенные неразменными на драгоценный металл или иной денежный товар.

Порядок эмиссии денег. Как уже отмечалось, в современных условиях единственным эмитентом денег является само государство. В качестве непосредственного эмиссионного центра обычно выступает центральный государственный банк страны, однако эмитентом может и быт казначейство (министерство финансов). Эти центры могут выступать параллельно. Тогда банк обладает правом выпуска банковских билетов, составляющих основную часть налично-денежного обращения. На долю казначейства приходится обычно около 10 процентов выпуска денег в виде разменных монет и бумажно-денежных знаков мелких номиналов.

Режим валютного обращения определяется установленными государством валютными ограничениями, которые действуют в отношении как своей национальной валюты, так и, главным образом, иностранных валют.

В зависимости от своего режима валюты подразделяются на: а) полностью обратимые (свободно конвертируемые); б) частично обратимые (частично конвертируемые); в) необратимые (неконвертируемые, замкнутые).

Полностью обратимыми являются такие валюты, которые свободно, без специальных на то разрешений обмениваются на любые другие валюты. При этом разрешен из страны свободный ввоз и вывоз как своей, так и иностранной валюты. К числу таких валют относятся доллар США, доллар Канады, японская йена, валюты стран ЕЭС, включая их коллективную валюту - европейский евро, Швейцарии, Швеции и некоторых других стран.

Частично обратимыми являются валюты стран, где имеются определенные валютные ограничения и запреты на совершение валютных операций, особенно для резидентов (физических и юридических лиц данной страны). Казахстанский тенге можно считать относящимся именно к этому виду валюты.

Следует отметить, что конвертируемость валюты - это вопрос не только внутренних законодательных установлений, но и вопрос стабильности валюты, ее надежности и значимости на международном валютном рынке. Мало объявить свою валюту конвертируемой - будет ли она признана таковой в международных расчетах?

К необратимым относятся такие валюты, которые не обмениваются на другие. На территории страны запрещено любое присутствие иностранной валюты, сделки с такой валютой являются монополией государства, за нарушение которой виновные привлекаются к ответственности. Примером таки валют являются валюты бывших социалистических стран.

Режим валютного обращения, включая вопрос о виде валют, обслуживающих это обращение, - это вопрос организации экономики. Замкнутой экономике всегда соответствует замкнутая денежная система, обслуживаемая исключительно национальной валютой, которая естественно является неконвертируемой. Собственно, замкнутость экономики и будет обеспечиваться замкнутостью валюты. Открытая экономика влечет конвертируемость национальной валюты, где регулирование денежного обращения и курса национальной валюты все больше ускользает из непосредственной юрисдикции государства и становится предметом самих рыночных отношений. Глобализация экономики, развитие мировых хозяйственных связей вызывает зависимость национальных валют от более сильных, выполняющих функцию мировых денег. И чем слабее национальная экономика, тем больше требуется от государства административно - и финансово-правовых усилий по поддержанию своей денежной системы.

Валютная монополия - это исключительное право государства на совершение сделок с валютными ценностями.

Объектами валютной монополии обычно являются: I) иностранная валюта; 2) платежные документы и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте; 3) драгоценные металлы; 4) природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде.

В наиболее жестком и полном виде валютная монополия присуща странам, имеющим закрытый денежный рынок и неконвертируемую валюту. Однако валютное регулирование (с большей или меньшей степенью регламентации) существует во всех странах.

Поскольку ни одна страна не может жить в абсолютной изоляции и всегда вынуждена что-то продавать и что-то покупать, то всегда возникает проблема соотношения между денежными единицами разных стран, что выражается категорией валютный курс.

В условиях, когда денежные единицы были привязаны к определенному количеству золота, валютный курс рассчитывался путем сравнения золотого содержания, стоящего за каждой денежной единицей. Например, считалось, что рубль СССР содержит 0,987412 г. чистого золота, польский злотый - 0,222168 г., т. е. в рубле в 4,44 раза больше чистого золота, чем в злотом. Отсюда валютный курс рубля по отношению к злотому составлял 4,44 злотых за 1 рубль. Однако в настоящее время большинство стран отказались от золотого паритета - фиксации законом содержания чистого золота в национальной денежной единице. Поэтому сравнивать ценность валют на этой основе стало невозможно.

Для свободно конвертируемых валют валютный курс формируется на основе рыночно определяемой покупательной способности денежных единиц сопоставляемых национальных валют. Для неконвертируемых валют он обычно устанавливается самим государством (в лице, как правило, центрального государственного банка) и носит название официальный валютный курс, который еще именуется валютный паритет. Иногда (обычно для частично конвертируемых валют) применяется комбинированная схема: центральный банк устанавливает свой курс (курс центрального банка), который служит ориентиром для установления курса на биржевых валютных торгах (рыночного курса валюты).

Официальный (или паритетный) валютный курс также является элементом денежной системы.

Различают два типа денежных систем: а) система, основанная на деньгах, роль которых выполняет денежный товар (золото, серебро и т. п.) как всеобщий эквивалент стоимости (система металлического обращения); б) система, основанная на деньгах как знаках стоимости (обращение бумажных денег и неполноценных монет).

Система металлического обращения относится к устаревшим денежным системам и в настоящее время практически нигде не применяется.

Тем не менее металлическое обращение может быть основано на биметаллизме .или монометаллизме. При биметаллизме роль денежного товара законодательно закреплена за несколькими драгоценными металлами (обычно золото и серебро). Существовало две разновидности биметаллизма: 1) система параллельных денежных знаков, когда золотые и серебряные монеты оценивались в процессе денежного обращения исходя из рыночной стоимости золота и серебра; 2) система двойной валюты, при которой государство фиксирует соотношение стоимости золотых и серебряных монет, являющееся обязательным в денежном обращении. Иногда это достигалось путем межгосударственных соглашения. Например, Латинский монетный союз - соглашение, заключенное в 1865 г. Францией, Бельгией, Италией и Швейцарией, - предусмотрел твердое соотношение между золотом и серебром 1 15,5.

Колебания в рыночной цене золота и серебра, сказывавшиеся на соотношении стоимости монет из них, привели к монометаллизму, при котором лишь одни металл (золото) стал служить всеобщим эквивалентом. Золотой монометаллизм впервые был установлен в Великобритании в 1816г. Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843- 1852гг. Было три разновидности золотого монометаллизма - золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный.

Весовое количество денежного металла в денежной единице устанавливается с помощью такой категории, как масштаб цен.

С внедрением бумажных денег масштаб цен указывал, в каком соотношении бумажный денежный знак разменивался на драгоценный металл. Например, в ходе денежной реформы в России 1895 - 1897 гг. в качестве денежной единицы был установлен золотой рубль с содержанием 17,424 доли чистого золота.

Постепенно золото ушло из денежного обращения, так же как и прекратился обмен бумажных денег на золото, что именуется процессом демонетизации. Однако категория «масштаб цен», показывая официальное содержание золота в национальной денежной единице, в некоторых странах применяется и поныне. Он используется, как было показано выше, при установлении официального валютного курса.

Следует иметь в виду, что в настоящее время такие элементы своей денежной системы, как золотой паритет и масштаб цен, имеют сравнительно немногие государства. Поэтому соотношение национальной валюты с иностранными производится на основе спроса и предложения на валютных торгах. Выявленный при этом курс национальной валюты именуется «рыночным курсом».

Сформировав денежную систему, государство естественно заинтересовано в том, чтобы она функционировала надлежащим образом.

В этих целях оно использует следующие меры обеспечения надлежащего функционирования «своей» денежной системы:

1) установление порядка, в соответствии с которым государство становится единственным законным эмитентом денежных знаков. В связи с этим устанавливается запрет (порой под страхом уголовного преследования) на выпуск кому бы то ни было иных денежных знаков, которые именуются «суррогатами денежных знаков». Параллельно устанавливается весьма жесткая уголовная ответственность за всякого рода фальшивомонетничество.

Исключительное право государства на эмиссию денежных знаков в прошлом носило название «королевской монетной регалии», а в настоящее время - суверенным правом государства на изготовление и выпуск в обращение денежных знаков и рассматривается в качестве признака его суверенитета. В итоге деньги выступают таким же символом государства, как его герб, гимн и флаг;

- объявление эмитированных государством денежных знаков «законным платежным средством». Следует подчеркнуть, что свойство законного платежного средства государственный денежный знак приобретает не только в силу закона, но уже самим фактом его выпуска в обращение государством (хотя бы уже в силу того, что государство не допускает существования в стране каких-либо параллельных, негосударственных денежных систем);

- понуждение всех лиц использовать эти знаки в качестве средства об ращения, что осуществляется путем установления обязанности по их при ему по нарицательной стоимости на всей территории государства по всем видам платежей. Кстати говоря, в некоторых странах, отображая исторический этап борьбы государства за свое верховенство в формировании денежной системы страны, установлена даже уголовная ответственность за отказ в приеме в качестве платежа государственных денежных знаков. По законодательству Республики Казахстан при уклонении кредитора от принятия исполнения должник во исполнение денежного обязательства вправе разместить причитающиеся с него деньги на условиях депозита, а в случаях, предусмотренных законодательством - на имя суда. Совершение этих действий считается исполнением обязательства;

- осуществление всех платежей в казну, включая налоги, и из казны только в государственных денежных знаках. Этот способ получил в свое время финансово-правовой науке название «налоговое обеспечение»;

- запрета использования в качестве средства платежа иностранной валюты, за исключением случаев, предусмотренных законом;

6) регулирование денежного обращения финансово-правовыми средствами.

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Налично-денежное обращение обслуживается бумажными деньгами и металлической монетой, безналичное - через банковские счета посредством платежных поручений (требований), чеков, кредитных карточек и т. п.). В развитых странах, где хорошо налажена банковская система, преобладает безналичное денежное обращение. Например, в США доля наличных платежей составляет менее 1 процента совокупной суммы расчетов.

Государство, устанавливая порядок денежного обращения, стремится не только к повышению эффективности расчетных операций, но и к стабилизации своей денежной системы и преодолению инфляционных процессов в экономике. Общее количество денег, необходимое для обслуживания товарооборота, зависит от суммы цен товаров, подлежащих реализации, и скорости обращения денег. Избыток денег в обращении приводит к повышению номиналов цен товаров, равно как затягивание процессов расчетов межу продавцами и покупателями требует увеличения денежной массы, находящейся в обращении. Кроме того, государство всегда заинтересовано в такой организации денежного обращения, при которой все платежи и расчеты были бы легко контролируемы и могли быть подвергнуты проверке со стороны государственных органов. Вот почему государство заинтересовано в осуществлении расчетов через банки на безналичной основе и пытается ограничить расчеты наличными деньгами, хотя с экономической точки зрения эти расчеты являются равноценными, а с правовой - этот вопрос должен решаться по усмотрению сторон. Устанавливая запреты на налично-денежные расчеты, государство борется с пресловутым «черным налом» и «теневой экономикой», усматривая в этих расчетах способ ухода от налогообложения.

Следует подчеркнуть, что такие способы регулирования денежного обращения, как установление правил расчетных операций, а равно и установление форм безналичных расчетов, производится государством в рамках гражданско-правового регулирования. Это и естественно, поскольку сами по себе расчетные операции, назначением которых является доставка денег от покупателя к продавцу, выражают собой реализацию денежной ветви товарно-денежных отношений, выступающих предметом гражданского права. Субъектом расчетных отношений (как и в целом товарно-денежных) государство не выступает и действует в данном случае в качестве стороннего регулятора. По большому счету безналичные расчетные отношения являются продуктом банковской деятельности, формы расчетов выработаны (и обновляются постоянно) банковской практикой, и государство посредством своих правовых норм лишь фиксирует то, что выработала эта практика. Не будет государство регулировать расчетные отношения - эти отношения, как и банковская деятельность по производству безналичных перечислений, останутся. Объясняется это, прежде всего объективным характером товарно-денежных отношений.

Иллюстрационный материал (схема, таблица)

Литература:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.)

2. О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организа   ций. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 474

3. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 г. Опубликован: «Казахстанская правда» от 11 апреля 2003г.

4.Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 30 марта 1995 года № 2155 «О национальном банке Республики Казахстан».

5.Худяков А.И. Основы теории финансового права. – А лматы. 1995.

Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Какие правоотношения регулирует финансовое право?

2. Структура финансово-правовых норм

3.. Что включает в себя денежная система?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52947. Развитие стереометрического воображения на начальном этапе обучения 310.5 KB
  Основная задача факультатива: расширить пространственные представления учащихся, развивать умения выполнять чертежи, развивать логическое мышление учащихся 5-6 классов
52948. London Virtual Tour. The Places of Interest in London 300.5 KB
  T.: The theme of our lesson is “Virtual tour about London”. Today we’ll speak about sightseeing in London. We’ll learn some new facts about London, places of its interest by reading, speaking, listening, watching the presentation of your classmates, where some of you will be guides; we’ll do quiz and tests.
52949. Англійська мова з «Family and Friends» - весело і цікаво! 94 KB
  Як мені здається, ми ще не мали такого підручника, який би так ефективно і ефектно поєднував методику навчання англйської мови її носіїв і методику навчання мови як іноземної. А сам вчитель вперше отримав повне методичне забезпечення: не лише класичний комплект (Class Book, Workbook) та книжку для вчителя, а й повний дедактичний комплект.
52950. Being a Personality 281 KB
  Good morning pupils! I’m glad to see you at our lesson. I want to announce that we are going to speak about family relations today. I want you to accumulate a better vision of the subject that seems to be so trivial at first sight. Really, what can be said about a family? But we are to remember that it is a very complicated phenomenon. It’s worth investigating and that is what we are going to do today.
52951. My family and friends 28 KB
  A to repeat and to actualize lexics on the given topic, to prove grammar material (Past Simple Tense),to learn to put general and special question and answer them B to develop communicative and reading skills, to practice in speaking C to develop ability to form your own point of view D to bring up politeness in intercourse
52952. Famous People of the World. William Shakespeare 30 KB
  T: Look at the blackboard. You can see a portrait of a famous man. Do you know who he is? P: He is W. Shakespeare. T: You are right. Today we will speak about one of the famous people of the world- William Shakespeare, his life and work, his role in English literature. I hope you’ll learn many interesting things about this poet.
52953. Life of a Society. Famous people of the USA 48.5 KB
  Today we start learning a new theme “Life of a Society. Famous people of the USA”. While learning this theme you’ll extend your imagination about some famous people of the USA, there deeds, inventions, interests. You’ll learn how there deeds and ideas have changed life of a society, and have made and still are making history. You’ll extend your vocabulary and broaden your world outlook, practise skills of making simple projects. And I hope, you’ll enjoy English.