72259

Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, правильное применение уголовного закона, обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека...

Русский

2014-11-19

76 KB

10 чел.

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация  методической  работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Лекция

тема:«Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан»

Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.

Караганда  2008

Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.

Зав. кафедрой:                                                                         Никитина О.К.


Тема: Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, правильное применение уголовного закона, обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина и др. – во многом зависит от эффективности деятельности правоохранительных органов. В данной лекции раскрывается их понятие и сущность, рассматриваются основные функции и задачи.

Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе правоохранительных органов, их задачах и функциях.

План лекции:

1. Понятие и сущность правоохранительной системы

2. Органы внутренних дел и органы финансовой полиции

3. Органы юстиции и прокуратура

4. Адвокатура


1.  Под правоохранительными органами подразумеваются органы, специально занимающиеся обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбой с преступлениями и иными правонарушениями.

В специальной литературе вопрос о круге такого рода органов решается по-разному. Одни авторы правоохранительными считают только те органы, которые непосредственно ведут борьбу с преступностью, другие – те, что поддерживают порядок в общественных местах и т. д.

Как известно, органов, уполномоченных выявлять преступления и расследовать их, соответствующих должностных лиц насчитывается немало. Вряд ли будет целесообразным всех их относить к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление одной из правоохранительных функций. К примеру, для капитана корабля, находящегося в дальнем плавании, функция дознания является далеко не основной, также она не является главной для воинских начальников, работников противопожарной службы.

При определении роли и значимости конкретной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следует пользоваться дополнительными критериями: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица. Используя названные критерии, из числа правоохранительных органов можно выделить систему государственных органов, для которых борьба с преступлениями – основная задача. Таким специфическим институтом, по мнению В. Н. Кудрявцева, является система уголовной юстиции, под которой он понимает те государственные органы и выполняемые ими функции, которые непосредственно связаны с осуществлением правосудия по уголовным делам, выявлением лиц, совершивших преступления, расследованием и судебным рассмотрением дела, назначением и исполнением наказания и т. п.

В статье 192 УПК РК прямо обозначены органы, к чьей подследственности относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена конкретными статьями Уголовного кодекса РК. Расследование уголовных дел, согласно данной норме, производится следователями Комитета национальной безопасности, органов внутренних дел, финансовой полиции.

Круг органов, к компетенции которых относится производство дознания по уголовным делам, значительно шире (ст. 285 УПК РК). В него, помимо вышеперечисленных, входят таможенные органы, органы военной полиции, пограничной, государственной противопожарной служб.

В зависимости от складывающейся социальной, экономической, политической обстановки возрастает роль той или иной группы правоохранительных оганов. Например, в связи с возрастающей во всем мире угрозой терроризма одной из основных задач органов национальной безопасности Республики Казахстан являются выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности РК (ст. 2 Закона РК «Об органах национальной безопасности РК» от 21 декабря 1995 г. № 2710).

2.  Согласно ст. 1 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «Об органах внутренних дел РК» от 21 декабря 1995 г. № 2707 (с изм. и доп.), органы внутренних дел являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Место и роль правоохранительных органов нашей республики, в частности органов внутренних дел, претерпели множество изменений – от всеобщего, тотального контроля этих органов за всеми сторонами жизни общества до выполнения вспомогательных функций в обеспечении стабильности отношений в условиях демократизации и перехода к рыночным отношениям и защите прав и свобод человека и гражданина.

Многообразие и разноплановость задач, стоящих перед органами внутренних дел, обусловили необходимость выделения в их составе отдельных подразделений: криминальной полиции, административной полиции и иных служб, а также военно-следственных органов и военной полиции Министерства внутренних дел, имеющих статус воинского формирования.

Криминальную полицию образуют оперативно-розыскные, следственные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные Министерству внутренних дел Республики Казахстан. Основными задачами криминальной полиции являются: выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений; производство дознания по делам о преступлениях, относящихся к ведению органов внутренних дел; организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (ст. 4-1 Указа об ОВД).

В состав административной полиции входят службы участковых инспекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензионной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной полиции, дорожной полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед административной полицией задач. К основным задачам административной полиции относятся: охрана общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений; осуществление дознания и административного производства в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан; обеспечение правопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в том числе лиц без определенного места жительства, документов; выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения и иные задачи, возложенные на органы внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан (ст. 4-2 Указа об ОВД).

Военно-следственными органами являются следственный департамент, военно-следственные управления и отделы по гарнизонам, состоящие из следственных, оперативно-розыскных, оперативно-технических и иных подразделений, необходимых для решения стоящих перед ними задач. Основными задачами военно-следственных органов являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование воинских преступлений и преступлений, совершенных военнослужащими, относящихся к подследственности органов внутренних дел (ст. 4-3 Указа об ОВД).

Военная полиция Министерства внутренних дел является специальным органом и предназначена: для обеспечения правопорядка во внутренних войсках; осуществления дознания по воинским преступлениям, а также по другим преступлениям, совершенным военнослужащими внутренних войск; предупреждения, выявления, пресечения преступлений и административных правонарушений среди них; раскрытия воинских преступлений; розыска военнослужащих внутренних войск (ст. 4-4 Указа об ОВД).

Как отмечается в Программе Правительства РК на 2003-2006 гг., утвержденной Указом Президента РК от 15 августа 2003 г., существует реальная угроза обострения ситуации в сопредельных государствах, распространения терроризма, политического и религиозного экстремизма, наркобизнеса, незаконного оборота оружия, нелегальной миграции. В связи с этим целями нашего государства являются, в частности, усиление борьбы с терроризмом, наркоманией, преступностью и укрепление правопорядка. «Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод…». Главную роль в реализации этого минимума играют, несомненно, органы внутренних дел, на которые законом возложены задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений и др.

В современной правовой науке преобладающим стало понимание деятельности органов внутренних дел (полиции) как определенного вида государственно-властной деятельности в различных сферах защиты прав и свобод гражданина и прежде всего обеспечения общественного порядка. Так, в 2004 г. в Казахстане было зарегистрировано 143550 преступлений, из них общеуголовных – 122613. Данный факт еще раз подтверждает то, что именно на органы внутренних дел ложится основное бремя борьбы с преступностью и иными правонарушениями, а это, в свою очередь, требует создания системы гарантий для эффективного выполнения ими возложенных на них функций и задач.

    Органы финансовой полиции Республики Казахстан – специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом (Закон РК «Об органах финансовой полиции РК» от 4 июля 2002 г. № 336-II).

Специфика расследования преступлений против собственности, интересов службы в коммерческих и иных организациях, в сфере экономической деятельности, коррупционных преступлений требует специальных знаний не только в области наук криминального цикла (уголовное, уголовно-процессуальное право, криминалистика), но и в сфере экономики. В связи с этим в борьбе с преступностью значительно возрастает роль органов финансовой полиции. Так, Законом РК «О внесении изменений и дополнений в УПК РК» от 31 декабря 2004 г. был расширен перечень преступлений, расследование которых производится следователями органов финансовой полиции. В частности, исключительно к их подследственности отнесены уголовные дела о таких преступлениях, как присвоение или растрата вверенного чужого имущества, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения (п. «г» ч. 3 ст. 176); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 189); коммерческий подкуп (ст. 231); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 310); дача взятки (ст. 312) и др.

3. Систему органов юстиции Республики Казахстан, являющихся органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций, составляют: 1) органы юстиции, включающие Министерство юстиции Республики Казахстан, комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан, территориальные органы юстиции, органы уголовно-исполнительной системы; 2) учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы и иные подведомственные организации (Закон РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 г. № 304).     

  Важное место в системе государственных органов, на которые возложена реализация уголовной политики нашего государства, принадлежит прокуратуре. В соответствии с Законом РК «О прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 прокуратура Республики Казахстан – подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

«Прокуратура в силу своего положения в механизме разделения и взаимодействия властей является наиболее подходящей государственно-правовой структурой, способной должным образом осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе не только с преступлениями, но и с правонарушениями».

Прокурорский надзор является важной юридической гарантией законности и обоснованности при принятии следователем или судом решения о возбуждении уголовного дела.

Рассматриваемый государственный орган самостоятелен и обладает рядом конституционно закрепленных признаков; является необходимым элементом разделения и взаимодействия властей, становления и развития демократического правового государства; служит одним из эффективных институтов, «цементирующих» государственность (как единая централизованная система в силу своей универсальности она максимально приспособлена к обеспечению надзора за единообразным исполнением законов на всей территории страны). Главной целью функционирования прокуратуры является правозащитная деятельность, причем в отношении не только человека и гражданина, но и общества и государства (защита публичного интереса). Кроме того, прокуратура – важный субъект формирования государственной правовой и криминологической политики. «При этом в отличие от других правоохранительных органов, рассматривающих преступление как единство факта и его уголовно-правовой оценки, она распространяет свой интерес не только на преступление и преступника как элементы явления преступности, но и выявляет тенденции и закономерности процесса нарушаемости закона, что позволяет прокуратуре обосновать социальную обусловленность закона и предвидеть его эффективность».

История убедительно доказывает, что функции прокуратуры со временем меняются, расширяются, отмирают. Прокуратуре придавались судебные, административные, контрольные и иные функции, в том числе совершенно ей несвойственные. Зародившись как орган общего надзора, прокуратура в настоящее время во многих странах превратилась преимущественно в орган государственного обвинения в связи с тем, что появились учреждения, должностные лица, надзорная деятельность которых оказалась более эффективной. Вместе с тем есть немалое количество стран, где прокуратура имеет обширные надзорные и властные полномочия. Некоторые государства при неблагоприятной динамике преступности с целью стабилизации положения пересматривают функции прокуратуры и ее полномочия.

В России, например, осуществлена передача функций прокуратуры суду, «который уже санкционирует оперативно-розыскные мероприятия, проверяет обоснованность арестов, законность правовых актов. Суд отменяет постановления о возбуждении, прекращении уголовных дел, представления прокуроров… Предлагается поставить под контроль суда решения о приостановлении расследования по делу. В недалеком будущем в соответствии с Конституцией РФ суду предстоит санкционировать заключение под стражу. По-видимому, экстрадиция также будет осуществляться по судебному решению…».

По этому поводу у юристов складываются различные мнения. Так, А. Л. Протопопов отрицательно оценивает подобное новшество, отмечая, что в силу различных причин деятельность судов во многом парализована, волокита в них достигла беспрецедентных размеров. Арестованные, не будучи признаны виновными, находятся в следственных изоляторах годами, нередко их осуждение сопровождается освобождением, т. к. срок санкции истек. Имеются случаи необоснованных арестов по определению суда, при этом прокуроры не могут опротестовать незаконные решения. Зачастую судьи не изменяют меру пресечения в виде ареста, не желая вмешиваться в деятельность следственных органов, особенно при расследовании тяжких преступлений, и наоборот, иногда судьи без каких-либо видимых причин освобождают из-под стражи опасных преступников. «Совершенно очевидно, что российский суд в современных условиях не готов принять на себя эффективное исполнение надзорных функций. Упование на укрепление законности путем простой передачи полномочий прокуратуры суду по крайней мере наивно».

Противоположное суждение высказывает председатель Костанайского областного суда Е. Канаданов: «Практика показывает, что в европейских странах и соседней России довольно успешно применяется опыт судебного санкционирования.

Так как суд является одной из ветвей власти, право судебного санкционирования просто должно принадлежать именно ему… институт судебного санкционирования будет являться гарантом граждан от необоснованных арестов и не будет вызывать споров со стороны общественности».

Анализируя роль и значение прокуратуры на современном этапе, А. А. Джумалиева говорит о том, «что при разрешении вопроса об оптимальном соотношении процессуальных функций суда, прокурора и защиты на предварительном следствии следует исходить из того, что прокуратура является правоохранительным органом государства и соответственно своему статусу представляет интересы государства как на предварительном следствии, так и в суде. При таких обстоятельствах при принятии прокуратурой решений во всех случаях, где будет идти борьба между частным интересом и интересом государства (публичным), верх, безо всяких сомнений, будет брать интерес публичный. Поэтому важно признать уголовное преследование доминирующей функцией прокуратуры, соответственно перераспределив часть ее надзорных полномочий в пользу судебного контроля и самостоятельности следователя».

Ввиду имеющихся разногласий по поводу передачи части функций прокуратуры суду полагаем, что этот вопрос нуждается в тщательной проработке, включающей изучение опыта не только России, но и других цивилизованных государств. В то же время следует учитывать необходимость функционирования в любом государстве органа (или группы органов), обладающего именно высшими надзорными полномочиями. Возможно, что возложение подобных функций на суды (оставив за прокуратурой в качестве основной функцию уголовного преследования) оптимизирует систему органов уголовной юстиции. Главное, чтобы при этом не произошло смешение полномочий названных государственных органов – в стране должны быть сильные, независимые суд и прокуратура, которые являются необходимыми элементами уголовной юстиции нашей республики.

4.  Наряду с государственными органами, обеспечивающими расследование и раскрытие уголовных дел, охрану и защиту прав и законных интересов граждан, в республике действует такой особый правовой институт, как адвокатура. Названный институт «в первую очередь, объективируется через деятельность особых организаций, имеющих признаки общественной, независимой, профессиональной, корпоративной, самоуправляемой организации».

Адвокатура не входит в систему органов государственной власти, а следовательно, в систему органов уголовной юстиции, что, тем не менее, не умаляет важность возложенных на нее задач, имеющих государственное значение и отражающих публичный интерес общества. Оказывая населению квалифицированную юридическую помощь (давая консультации, составляя документы, выполняя поручения по делам, представляя интересы гражданина в суде и т. д.), адвокаты вносят значительный вклад в дело построения правового, демократического государства.

Одна из причин относительной независимости адвокатуры от государства заключается в самой природе и назначении адвокатуры – противостояние возможному произволу государственных органов при отстаивании личностью своих прав. К сожалению, в Законе РК «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 г. нет раздела о взаимоотношениях государственных органов с адвокатурой, которые, как отмечает С. Тыныбеков, в последнее время претерпели существенные изменения. Взаимодействие названных органов приобретает характер конструктивного диалога, в частности, все больше адвокатов вовлекается в разработку проектов в качестве экспертов, в работу различных комиссий. Одной из задач законодателя является формирование конкретных механизмов сотрудничества государственных органов с адвокатурой как на республиканском (Министерство юстиции, Верховный суд и др. – Союз адвокатов РК), так и на областном уровнях (областной суд, областная прокуратура и пр. – коллегия адвокатов).

То обстоятельство, что адвокатура – публично-правовой институт, не обладающий государственно-властными полномочиями, в состав которого входят юристы-профессионалы, говорит о том, что она способна наиболее квалифицированно осуществлять содействие соблюдению правовых норм, следованию важнейшим принципам уголовной политики, защиту прав личности и юридических лиц.

Иллюстративный материал: (схема, таблица, видео фильм, видеосюжеты)

Литература:

  1.  Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.)
  2.  Закон Республики Казахстан “Об органах внутренних дел Республики Казахстан” от 21 декабря 1995 г.
  3.  Закон РК «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан» от 4 июля 2002 г.
  4.  Закон РК «Об органах юстиции Республики Казахстан» от 18 марта 2002 г.
  5.  Жунусов Б.Ж. Проблемы уголовной политики. – Караганда, 2006.

Контрольные вопросы (обратная связь):

  1.  Какие органы называются правоохранительными
  2.  Функции и задачи органов внутренних дел
  3.  Функции и задачи органов финансовой полиции
  4.  Функции и задачи органов национальной безопасности
  5.  Адвокатура


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61498. КАК НЕ НАДО ДАВАТЬ ОТКРЫТЫЙ УРОК 27.6 KB
  Чтобы не сбиться на традиционное описание правильного урока это очень большая тема значительно превосходящая объемы одной статьи и рассматривать только те моменты которые вызывают мое несогласие я буду давать рекомендации от противного: как не надо давать открытый урок.
61499. Как организовать урок с учетом темпераментов учащихся 12.56 KB
  Добросовестно выполняя задания учителя он предпочитает однако репродуктивные методы. Стремится как можно полнее уяснить суть задания и способы решения и лишь затем приступает к его выполнению. Поэтому целесообразно давать ему задания на длительны и период времени. При этом желательно чтобы наряду с практической например вычислительной частью в ней были и задания на актуализацию изученного теоретического материала.
61501. Урок музыки 26.63 KB
  Урок сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока...
61502. Фотоискусство. История фотографии 36.31 KB
  Цель как основной результат урока: Получение и формирование новых знаний о фотоискуссвте развитие воображения и интереса к фотоискусству. Задачи воспитания: способствовать формированию эстетического чувства художественных вкусов воспитывать эмоциональную отзывчивость научения...