7226

Построить электронное устройство в соответствии с предложенной схемой и исходными данными

Курсовая

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

1. Введение Целью курсового проекта является закрепление знаний по курсу Схемотехника ЭВМ и освоение методов расчета, схемотехнического проектирования и конструирования блоков и элементов ЦВМ. При выполнении проекта необходимо построить электронно...

Русский

2013-01-18

712.5 KB

20 чел.

1. Введение

Целью курсового проекта является закрепление знаний по курсу «Схемотехника ЭВМ» и освоение методов расчета, схемотехнического проектирования и конструирования блоков и элементов ЦВМ.

При выполнении проекта необходимо построить электронное устройство в соответствии с предложенной схемой и исходными данными, которое обеспечило бы заданную точность и качество работы.

Разработка устройства включает в себя следующие этапы :

  •  Составление и обоснование выбора функциональной схемы;
  •  Обоснование выбора используемой для проектирования элементной базы;
  •  Составление принципиальной схемы;
  •  Моделирование устройства на ЦВМ и описание его работы с использованием временных диаграмм ;
  •  Конструирование проектируемого устройства ;

В данном курсовом проекте, в соответствии с вариантом задания, отражена разработка  блока памяти для работы  с периферийными устройствами.

Разработка блока для работы памяти с периферийными устройствами является очень актуальной задачей.

Данное устройство содержится практически в любой ЦВМ.


                   2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В соответствии с заданием, в данном курсовом проекте разрабатывается вычислительная  система блока для работы памяти с периферийными устройствами :

Разрядность слова – 4

Объем ОЗУ – 128 слов

Функциональная схема вычислительной системы приведена на рис 1.

                        Блок для работы памяти с периферийными устройствами.

   

                                               Рис. 1 Функциональная схема

           По сигналу чтения происходит чтение данных из памяти. Соответственно, по сигналу записи происходит запись данных, поступающих из периферийного устройства, в ОЗУ. В один момент времени может быть разрешена либо только операция записи , либо только операция чтения.

           Для реализации системы используются 8 схем памяти разрядностью 4 бита.

           Для выполнения операции записи, необходимо подать разрешающий сигнал записи. Чтение  происходит по тому же адресу,  что и запись. Выходы всех схем памяти объединяются и подаются на единую шину данных, подключенную к выходному регистру данных.

            3. выбор элементной базы

Для того чтобы выбрать элементную базу проектируемого устройства необходимо провести сравнительный анализ различных серий микросхем. (Таблица 1 )

                Таблица 1

Типы микросхем tз,нс Pmax,мВт

ТТЛ 5..10 1..10

ТТЛШ 1..3 1..5

КМДП 3..80 0.0002..0.2

ЭСЛ 1..2 30..50

И2Л 1..25 0.1

Основываясь на этом, в данном проекте рассматриваются ТТЛ-схемы, представляющие наиболее полный функциональный набор микросхем, обладающих необходимыми параметрами и доступностью, справочной информацией для проектировщика.

Отечественная промышленность выпускает большой набор интегральных микросхем. Широкое применение для построения устройств находят цифровые микросхемы ТТЛ: серий – К155, К555, К531.

В данном проекте используются микросхемы серии К555. Микросхемы серии К555 были выбраны из-за малой энергетической потребности  в отличии от серии К155 и К531 и наличия всех необходимых элементов.

 


Регистр ИР1

ОЗУ РУ2.

4. СХЕМОТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

                   Micro-Cap V 9.0.3.0.1

 

Программа Micro-Cap V 9.0.3.0.1 имеет удобный пользовательский интерфейс. Программа позволяет моделировать не только аналоговые, но и цифровые и аналого-цифровые электронные устройства.

Воспользуемся программой Micro-Cap V 9.0.3.0.1 для непосредственного конструирования  и тестирования разрабатываемого нами  узла ЦВМ (рис. 4)

 


Диаграммы показывающие работу блока изображены на рисунке 5.

 


5. ПРИМЕНЕНИЕ МАКРООПРЕДЕЛЕНИЙ (макросов) ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ УСТРОЙСТВ И   

ПОСТРОЕНИИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМ.

В процессе моделирования устройств в ряде случаев отдельные элементы  могут отсутствовать в библиотеке компонентов. В этом случае необходимо строить макросы, представляющие собой компиляцию однородных или разнородных элементов и объединенных в отдельную схему, которой присваивается некоторое название. Подобную процедуру также удобно применять для объединения блоков схемы одинакового функционального назначения  с целью упрощения самой принципиальной схемы.

           Рассмотрим процедуру составления макроса на примере разрабатываемой в данном курсовом проекте оперативной памяти.

 Входы: 7 входов адреса, для выбора слова, 4 входа данных, сигнал очистки ОЗУ(R), сигналы записи (W) и чтения (RE).

Выходы: ОЗУ имеет 4 выхода данных.

Принцип работы:

1) Чтение: После подачи кода адреса на входы A0-A6 подается сигнал чтения для чтения из памяти.

2) Запись: Необходимо на вход данных подать входное слово, на входы адреса адрес, куда необходимо записать слово и затем подать сигнал записи.

Для создания макроса открываем меню Файл, выбираем пункт Новый, выбираем Schematic, нажимаем кнопку OK. Появляется пустое окно, в котором  нужно нарисовать схему, изображенную на рисунке 6 и сохранить под именем «ram128x4», с расширением Macro(*.mac)

Затем в  меню Окно выбираем пункт Редактор компонентов. Справа в дереве выбираем нужную нам группу и Нажимаем кнопку ADD, вводим имя «ram128x4», рисуем фигуру, соответствующую разрабатываемому нами элементу, затем нажимаем кнопку CLOSE, подтверждая сохранение изменений (рис.7) 

 


Затем вторично выбираем меню Окно, выбираем пункт Редактор компонентов  

Нажимаем кнопу Add component.В поле Name пишем «ram128x4»,В поле Shape выбираем «ram128x4». В поле Definition выбираем Macro. Устанавливаем галочку в поле Assign Component Name to File. В окне с изображением схемы наводим курсор на каждую ножку и вводим её название в соответствии с названиями на схеме.Нажимаем кнопку CLOSE, подтверждая сохранение изменений (рис.8).


                                                       Рисунок 8 –Редактор компонентов

Полностью принципиальная схема изображена в С.42.2201.4641.КР.04.Э3

 


6. Обеспечение помехоустойчивости   

     плат (разработка цепей питания)

Для подавления ВЧ и НЧ помех, поступающих в устройство по цепям питания на платах устанавливаются развязывающие конденсаторы по питанию.

1). НЧ помехи блокируются электролитическими конденсаторами, типа К50-12, К50-38,  К50-68 из расчета 0,1 мкФ.*N, где N – общее количество микросхем на плате.

С1нч = 0,1 * 17 = 1,7 . Из справочных таблиц выбираем конденсатор

 С1нч: К50-12-25В-5мкФ±10% ОЖО.464.023ТУ

  Устанавливается между шинами +5В и общий провод возле разъема.

2). Для подавления ВЧ помех на каждую ИМС повышенной степени интеграции устанавливается керамический конденсатор, типа К10-7, К10-17,    К10-62, емкостью 0,1 мкФ.

 С2..С4вч: К10-17-1а-Н50 – 0,1мкФ±10% ОЖО.460.107ТУ

  Устанавливается между шинами +5 и общим проводом возле соответствующей ИМС.

3). Если в устройстве есть ряды ИМС, состоящие только из ИМС типа «Логика», то на каждый такой ряд устанавливается один конденсатор  для подавления ВЧ помех (К10-7, К10-17, К10-62) из расчета 0,002 мкФ*К, где К – количество микросхем в ряду.

 

4). Если в одну ряду кроме ИМС типа «Логика» располагаются ИМС повышенной степени интеграции, то установка дополнительного конденсатора, блокирующего высокочастотные помехи на ИМС типа «Логика», не требуется.

                                                  Рисунок 9

Контакты 14 микросхем подключить к цепи А (+5В).

Контакты 7 микросхем подключить к цепи B (Общий).


DATA

Двунаправ-ленный

RG

DATA

RAM

ШУ

Адрес

ячейки

DATA

DC

Сигнал

записи

Сигнал

чтения

DATA


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54292. УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ 7-11 классы 4.89 MB
  Тем более мы с вами будем касаться таких острых и острейших вопросов как спасение Человека избавление от зависимостей рождение новой цивилизации здравосозидателей решение проблем наркотизма формирование здорового и оптимального образа жизни. Авторы РАЗДЕЛ I В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ Урок 1 Здравствуйте На этом уроке ты: ознакомишься с понятием здоровый образ жизни ; узнаешь отношение к ЗОЖ Всемирной организации здравоохранения; выяснишь какие качества жизни тебя больше всего устраивают; вместе с педагогом разберешь...
54293. Украина в годы правления Ивана Мазепы 63 KB
  Мазепы и начало его правления; определить основные направления его внутренней и внешней политики; развивать умение учащихся работать с учебником электронным атласом; умение анализировать и систематизировать исторический материал; развивать умение работать с историческими источниками умение составлять систематические схемы и таблицы развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма. Мазепы гетманом. Внутренняя и внешняя политика Ивана Мазепы.
54294. Кто же он, Иван Мазепа? ( Гетьманщина в конце 17-в нач. 18 вв. И. Мазепа) 38.5 KB
  Интерактивная часть Ведущий представляет участников токшоу и приглашает озвучить результаты работы. Ведущий: Слово предоставляется группе социологов. Ведущий: А теперь я прошу всех занять места в зале в соответствии голосованию за против не определился. Ведущий: Я выражаю огромную благодарность докладчикам за такие содержательные факты.
54295. Meals 55.5 KB
  Look at the first page of our magazine. There is a basket full of words (вивішується перша сторінка журналу) Lets repeat them after the record in a quick way/ (Звучить магнітофонний запис) Soup, pie, salad, cutlet, beefsteak, juice, potatoes, milk, porridge, beetroot soup, sausage, minerals, corn flakes, spaghetti.
54296. Феномен стрічки Мебіуса 2.17 MB
  Основне питання: В чому полягає феномен стрічки Мебіуса Основні проблеми: Звідки у стрічки така назва У чому її властивості що так турбують людство Чому космічний корабель може повернутись до місця старту Що таке топологія Який звязок між стрічкою Мебіуса і життям людини У кожного з нас є інтуїтивне поняття про те що таке поверхня. Чи може бути щось несподіване чи навіть таємне у такому звичному понятті Приклад стрічки Мебіуса показує що може. Основні питання: Як отримати ЛМ лист Мебіуса Якщо зафарбовувати ЛМ у...
54297. Виховна година: «У кого бджоли – у того й мед» 285.5 KB
  Ознайомити із лікувальними властивостями меду та життям бджіл; інформувати про легендипов’язані з бджолами. Обладнання: таблиці сюжетні та предметні малюнки роздатковий матеріал презентація про бджоли та мед. А як ота муха чинить мед не пояснює уже двадцять віків: боїться конкуренції.
54298. Meet Great Britain. The Geographical Position of the Country 231.5 KB
  Goals: to give students basic information about the subject they are going to learn about; to inform students about the geographical position of the UK; to enrich the outlook; to develop skills of listening, reading, speaking and writing; to teach students to listen carefully, to summarize, to work in groups and individually.
54300. Значение эпохи Возрождения в истории европейской культуры 16.82 KB
  Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).