72262

Основы земельного права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой крупных звеньев отраслей права. Отрасль права может возникнуть и существовать прежде всего при наличии соответствующей сферы общественных отношений нуждающейся в правовом регулировании.

Русский

2014-11-19

199.5 KB

9 чел.

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация  методической  работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Основы земельного права»

Дисциплина:  «Основы права»

Специальность 051301«Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.

Караганда  2008

Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.

Зав. кафедрой:                                                                         Никитина О.К.


Тема: Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой крупных звеньев — отраслей права. Отрасль права может возникнуть и существовать, прежде всего, при наличии соответствующей сферы общественных отношений, нуждающейся в правовом регулировании. Объективно существующие общественные земельные отношения, их своеобразие, экономическая и социальная значимость земли в жизни общества выступают важнейшими факторами, обусловившими формирование и функционирование отрасли земельного права.

Цель лекции: раскрыть понятие земельного права. Представить землю как объект материального мира и общественных отношений. Обратить внимание на особенности и свойства земли, функциональные характеристики. Выявить круг отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права, как отрасли права; выявить особенности предмета современного земельно-правового регулирования. Представить систему земельного права и каждый из её элементов.

План лекции:

  1.  Понятие, предмет и система земельного права
  2.  Принципы земельного права
  3.  Право собственности на землю – вещное право.
  4.  Иные вещные права на землю

 


  1. Объект земельного права

Наличие в национальной системе права самостоятельной отрасли земельного права связано, в первую очередь, с существованием земли как объекта материального мира и правового регулирования. Поэтому очень важно определить юридическое содержание термина "земля", используемого в Конституции РК и специальном земельном законодательстве.

В литературе существуют различные подходы к трактовке понятия земли. В широком смысле под словом "земля" понимается планета Земля со всеми ее естественными компонентами, в узком – только ее поверхностный слой, включающий почву, а также поверхность дна водоемов.

Земля как государственная территория включает в себя все природные компоненты в пределах того пространства, на которое распространяется государственный суверенитет. В отличие от этого земля как объект земельно-правового регулирования является одним из объектов природной среды, она не включает в себя другие природные объекты, например, недра. По смыслу Конституции РК земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы рассматриваются в качестве самостоятельных объектов правового воздействия.

Исходя из вышеизложенных правовых положений, землю следует рассматривать как земную поверхность государственной территории, включающей ее почвенный слой и дно водоемов.

Земля как объект материального мира и общественных отношений обладает рядом особенностей, которыми предопределяется специфика земельных отношений и в конечном итоге обусловливается существование, и определяются пределы действия отрасли земельного права.

От многих объектов материального мира земля отличается своим естественным происхождением — она не является результатом приложения человеческого труда. Земля — наиглавнейший компонент окружающей природной среды, выполняющий экологическую функцию. Кроме того, земля служит местом и условием жизни человека, выступает территорией, определяющей поверхностный пространственный предел государства.

В процессе материального производства земля представляет собой пространственный, операционный базис, а в сельском и лесном хозяйствах является еще и материальным условием, основным средством производства. Земле как объекту правового регулирования присущ ряд других свойств, отличительных особенностей:

  •  плодородие поверхностного слоя почвы;
  •  возможность сохранения, воспроизводства ее потребительской ценности и производительной способности;
  •  незаменимость, невозможность использования вместо нее других средств производства;
  •  пространственная ограниченность;
  •  неперемещаемость, постоянство местонахождения.

Именно эти особенности и свойства земли определяют ее функциональные характеристики и, соответственно, социальную ценность.

Так, благодаря плодородию поверхностного почвенного слоя земля может выступать главным средством и условием производства в сельском и лесном хозяйствах. Уровнем плодородия почвы определяется ценность земель, используемых в качестве источника получения сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции.

Рациональное использование земель позволяет не только сохранить, но и увеличить производительную способность земли. В отличие от этого другие средства производства по мере вовлечения в хозяйственный оборот подвергаются амортизации, изнашиваются и утрачивают свои полезные свойства.

Земля имеет естественные пространственные пределы, остающиеся неизменными. Возможность использования земли объективно ограничивается этими пределами, что порождает необходимость рационализации землепользования. Земля является недвижимым объектом, поэтому в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве. В силу указанного обстоятельства юридическая судьба земельного участка всегда определяется судьбой расположенных на нем строений и сооружений.

Земля как природный объект отличается функциональной и качественной неоднородностью, что неизбежно влечет дифференциацию ее правового режима в зависимости от плодородия почвы, ландшафта, водообеспеченности и т. д. Земля характеризуется незаменимостью как место и условие жизнедеятельности человека, пространственный и операционный базис материального производства, основное средство и обязательное условие сельскохозяйственного производства. Никакой другой объект материального мира не в состоянии заменить землю и выполнять ее функции.

Предмет земельного права

Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Какие общественные отношения составляют предмет собственно земельного права и регулируются соответствующими правовыми нормами? Ответ на этот вопрос является важным для уяснения сути современного земельного права. Правильное определение предмета земельно-правового регулирования имеет значение для правоприменения, точной юридической квалификации и разрешения возникающих вопросов практики. Поэтому исследованию предмета земельного права на всех этапах его развития уделялось достаточное внимание. Как уже говорилось, из-за различий в определении предмета земельного права существует узкая и широкая трактовка отрасли земельного права. В узком смысле предмет и, соответственно, отрасль земельного права ограничивались отношениями, связанными лишь с земной поверхностью.

В широком значении предметом земельного права рассматривались не только отношения, связанные с правом собственности на поверхность земли и ее использованием, но и отношения, связанные с правом собственности на недра, воды и леса, использованием этих объектов государственной собственности.

Естественные свойства, параметры, отличительные особенности и характеристики земли обусловливают множественность ее функций и, соответственно, объясняют весьма сложное, многообразное и разноплановое содержание отношений по поводу земли.

Исходя из этого в отношениях по поводу земли применяются множество различных форм и методов правового опосредования. При этом потребность в правовом регулировании и обеспечении упорядоченности земельных отношений непрерывно усиливается. В силу этого земля становится объектом воздействия правовых норм практически всех отраслей национальной системы права. Возникает целый комплекс правоотношений, связанных с землей.

Нормами государственного права определяются территория государства, пространственный предел государственной власти, государственные границы, формы собственности на землю.

Административное право содержит принципы, определяющие основы управления земельным фондом, нормы административно-правовой ответственности с описанием различных составов земельных правонарушений, санкции и процедуру их применения.

Нормы гражданского права применяются при регулировании отношений собственности на земельные участки, отношений землепользования и иных вещных, обязательственных отношений, возникающих по поводу земельных участков или земельных прав. Они применяются, например, при совершении сделок с землей, определении оснований и пределов возмещения ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства.

Экологическое право участвует в регулировании экологического аспекта земельных отношений, поскольку земля, будучи объектом окружающей природной среды, одновременно входит и в экологическую систему.

Правовое регулирование земельных отношений в Казахстане уходит корнями в далекое прошлое. На всех этапах развития человеческого общества характер использования земельных ресурсов находится в тесной взаимосвязи с природными условиями конкретных территорий и направленностью материального производства. Вовлечение земель в сферу хозяйственного использования обусловливает поиск путей правового регулирования земельных отношений в процессе эволюции человеческого общества.  

С обретением государственной независимости и провозглашением курса перехода к рыночной экономике весьма интенсивно существенно изменилось содержание земельных отношений. Основная направленность новшеств — преобразование и приспособление земельных отношений к условиям рынка, трансформирование их в органический компонент рыночных отношений, создание правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны земельных прав граждан и юридических лиц. В рамках экономической реформы произошла демократизация земельных отношений, увеличение состава субъектов права собственности и землепользования, расширение объема их правомочий, постепенное ограничение административно-командного метода организации земельных отношений.

Таким образом, новое земельное законодательство предоставляет широкую свободу хозяйствования на земле. Развиваются институты права частной собственности на земельный участок и права землепользования. По мере вовлечения земель в гражданский оборот земельные отношения утратили ряд специфических особенностей и одновременно приобрели имущественный характер.

Соответственно произошли существенные изменения в содержании современных земельных отношений, задачах и методах их правового опосредования. Однако, несмотря на это, сфера земельных отношений сохраняет целый ряд особенностей, идентифицирующих ее самостоятельность. Именно их наличие предопределяет необходимость формирования и действия в национальной системе права самостоятельной, адаптированной к условиям рынка, отрасли земельного права.

Земельная реформа, проведенная в рамках масштабных социальных и рыночных преобразований в стране, привела к интенсивному изменению и развитию земельного законодательства, становлению принципиально новой во многих отношениях отрасли земельного права, способной оказать реальное воздействие на развитие современных земельных отношений.

Земельное право Республики Казахстан, составляя самостоятельную отрасль национальной правовой системы, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию и охране земли как природного ресурса и объекта хозяйствования, условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны права на землю граждан и юридических лиц, создания и развития земельного рынка, укрепления законности в области земельных отношений.

Факторами формирования отрасли земельного права являются: наличие предмета правового регулирования — самостоятельной, особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствующей упорядоченности; заинтересованность государства и других субъектов земельных отношений в их регулировании; разработка и принятие специальных правовых норм; необходимость особого сочетания методов правового регулирования.

  2.  Земельное право Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан;

2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;

3) охраны и рационального использования земель;

4) обеспечения экологической безопасности;

5) целевого использования земель;

6) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

7) обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности;

8) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

9) предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий;

10) платности использования земли.

    3.  Понятие вещных прав на землю

Юридическое закрепление системы вещных прав на землю в нашей стране непосредственно связано с развитием рыночных отношений и вовлечением земель в сферу гражданского оборота.

Институт вещных прав охватывает огромный пласт имущественных отношений, имеет очень сложное содержание. Поэтому в правовой науке до сих пор нет всеохватывающего, бесспорного определения вещного права. Соответственно нет и общепризнанного определения вещных прав на землю. Вещные права на землю выражают имущественный аспект земельных отношений, включающий различные правовые способы реализации собственности, осуществления обладания и воздействия на землю. Вещные права на землю представляют собой правоотношения по осуществлению правообладателем закрепленных законом правомочий, связанных с владением, пользованием или распоряжением землей либо правами на землю.

Для понимания сущности и содержания вещных прав на землю важными представляются следующие положения. Вещные права являются разновидностью имущественных прав. Вещные правоотношения возникают в связи с принадлежностью тем или иным субъектам определенных вещей — предметов внешнего материального мира, созданных трудом человека или находящихся в естественном состоянии, — выступающих объектом соответствующего вещного права. Вещное право всегда следует за вещью. Вещные права являются абсолютными правами. Обладателю вещных прав противостоит обязанность всех и каждого не препятствовать осуществлению этих прав. Объект абсолютного права всегда является индивидуально определенным. Обладателю вещных прав принадлежит различный набор правомочий владения, пользования и распоряжения.

Вещные права имеют деление: на право собственности и на вещные права лиц, не являющихся собственниками. Право собственности — основное вещное право, от которого образуются большинство иных вещных прав.

Понятие "вещные права на землю" своим появлением связано с Гражданским кодексом РК, статья 195 которого в перечне вещных прав особо выделила право землепользования.

Несмотря на отсутствие в прежнем земельном законодательстве термина "вещное право", институт вещных прав на землю существует уже давно.

Отдельные виды вещных прав, как земельный сервитут в виде скотопрогонных трасс временного (сезонного) пользования, право землепользования известны земельному законодательству Казахстана еще с советских времен.

В постсоветский период реформирования земельных отношений институт вещных прав на землю наполнился новым содержанием в результате закрепления земельным законодательством аренды земли, купли-продажи, залога права землепользования и др.

Впервые в земельном законодательстве страны понятие вещного права на землю было введено в юридический оборот Указом "О земле". Земельный кодекс Республики Казахстан также оперирует данным понятием. В перечень вещных прав на землю входят: право собственности, право землепользования, сервитут и иные вещные права.

К иным вещным правам с некоторыми определенными оговорками относятся: право аренды земли, ипотека (залог) земли, право доверительного управления земельным участком.

В качестве особенностей вещных прав на землю можно выделить следующие моменты, связанные с естественной и функциональной характеристикой земель. К отношениям по использованию земель применяется прежде всего земельное законодательство, лишь затем — гражданское. Так, Земельный Кодекс говорит о возможности применения к праву землепользования норм о праве собственности постольку, поскольку оно не противоречит настоящему кодексу (Земельному Кодексу) или природе вещного права. Вещные права на землю устанавливаются в отношении земли как природного ресурса, а не объекта, элемента окружающей природной среды.

Понятие права собственности на землю.

Собственность — общественная форма и содержание экономических отношений, вне отношений собственности нет ни общественного производства, ни присвоения материальных благ. Собственность как объективно обусловленное общественное отношение по поводу материальных благ выступает универсальным способом жизнеобеспечения общества. Собственность на землю определяет основу и сущность земельных отношений, отражает процесс и способы потребления земельных ресурсов.

Экономические отношения собственности на землю складываются по поводу владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами. В результате их правового опосредования возникает собственность в юридическом смысле.

Правовое опосредование отношений собственности также является объективно неизбежным состоянием, хотя правоотношения собственности, в отличие от отношений собственности, являются надстрочной категорией — результатом проявления человеческой воли. Вне правового регулирования, без механизма принуждения государства, в отношениях собственности не будет обеспечена устойчивость, упорядоченность, их нормальное функционирование.

Право собственности, согласно гражданскому законодательству, есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом (статья 188 ГК РК).

Право собственности, таким образом, является юридической категорией, производной от экономических отношений собственности, возникает лишь с появлением государства и права.

В гражданском и земельном законодательстве право собственности на землю трактуется как основополагающее вещное право, от которого, так или иначе производна вся система иных вещных прав на землю.

Право собственности содержит все основные признаки вещного права, которые проявляются в нем в наиболее полной мере, и собственник обладает наибольшим объемом правомочий. Основные признаки права собственности на землю как субъективного вещного права проявляются посредством триады правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение. Право владения означает юридически обеспеченную возможность осуществления фактического обладания землей, право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность присвоения естественных полезных свойств земли, право распоряжения — обеспеченную законом возможность определения юридической судьбы земли.

Собственник находится в абсолютном правоотношении со всеми субъектами, которые обязаны воздерживаться от действий, ущемляющих права собственника. В свою очередь, собственник обременяется взаимной обязанностью воздерживаться от действий, нарушающих права других собственников. Исходя из своих правомочий, собственник имеет право: совершать определенные действия — самостоятельно хозяйствовать на земельном участке, возводить на нем строения и сооружения, выращивать урожай и так далее; требовать определенного поведения со стороны других лиц — соблюдения неприкосновенности земельного участка, обеспечивания права доступа к земельному участку, несовершения действий, нарушающих землеохранные требования, и так далее.

Нарушение субъективного права собственности влечет возникновение охранительного правоотношения по его защите.  

Праву собственности на землю присущи все основные черты, свойственные праву собственности вообще. Вместе с тем есть и принципиальные отличия: право собственности на землю неизменно сопровождается ограничениями, вытекающими из интересов государства и других субъектов земельных правоотношений. При этом степень публичного ограничения рассматриваемого права значительно выше, нежели ограничения в других сферах имущественных отношений.

Земельным кодексом провозглашено право собственников на свободное владение, пользование и распоряжение землей. Однако осуществление принадлежащих им прав не должно наносить вреда земле как природному объекту, окружающей природной среде, а также правам и правомерным интересам других лиц.

Прежде всего, на соблюдении этого общего императива должно основываться свободное и самостоятельное осуществление собственником своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей.

Поэтому право собственника на землю — это всегда право с ограничениями: провозглашая право собственников самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, закон одновременно устанавливает определенные ограничения и требования. Объем и пределы собственности определяются законом таким образом, чтобы реализация собственниками своих прав одновременно служила общественному благу.

Ограничения права собственности на землю обусловлены ее естественным происхождением, функциональными особенностями, ограниченностью в пространстве, незаменимостью другими материальными объектами, а также приоритетами, целями и задачами земельной политики страны. Ограничения могут затронуть любой элемент права собственности — владения, пользования и распоряжения.

Ограничения права собственности выражаются в законе посредством введения запретов на определенные виды поведения, либо предписаний, обязанностей на совершение необходимых действий.

К основным ограничениям, имеющим постоянный характер, относятся обязанности: использовать землю в строгом соответствии с ее целевым назначением; не допускать причинения вреда окружающей природной среде и ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности; не допускать использования земель способами и средствами, приводящими к ухудшению состояния окружающей среды; не допускать снятия плодородного слоя почвы, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя; обеспечивать предоставление сервитутов; соблюдать особый режим использования земель, охраняемых природных территорий, санитарно-защитных, водоохранных и других видов охранных зон.  

В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность на землю. Субъектом государственной собственности на землю на территории Казахстана выступает – Республика Казахстан. Субъектом частной собственности – граждане и негосударственные юридические лица. В частной собственности граждан могут находится земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставляемые (предоставленные) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания.

В частной собственности негосударственных юридических лиц могут находиться земельные участки, предоставляемые (предоставленные) для ведения товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания.

В частной собственности иностранных граждан могут находиться земельные участки предоставляемые (предоставленные) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания.

     3.  Термин "право землепользования" введен в юридический оборот достаточно давно. Его содержание претерпело существенную эволюцию. До принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (28 февраля 1990 г.) право землепользования было единственным юридическим основанием наделения учреждений, предприятий, организаций и граждан правом владения и пользования землей.

Понятие "право землепользования" имело несколько значений:

а)  правовой институт отрасли земельного права;

б)  субъективное право субъекта на совершение определенных действий;

в) земельное правоотношение, в процессе которого реализуются права и обязанности землепользователя;

г)  обязательный составной элемент права недропользования.

Действующее ныне законодательство не содержит понятия права землевладения. В нем, соответственно, нет и института пожизненного наследуемого землевладения. Из прежнего законодательства в новое земельно-правовое поле перенесено право землепользования в качестве основной формы реализации земельных прав граждан и юридических лиц. Одновременно в законодательстве предусмотрено вовлечение земель и земельных прав в гражданский оборот. Введен и действует институт права частной собственности на землю. Все эти юридические нововведения не могли не повлиять на сущность и содержание права землепользования, последнее претерпело существенные изменения.

Право землепользования, несмотря на изменения в законодательстве, значительно повлиявшие на его содержание, сущность и место в системе земельно-правового регулирования, в качестве юридической категории продолжает применяться в нескольких значениях: а) институт отрасли земельного права, тесно связанный с институтом права собственности на землю; б) часть более обширной сферы правоотношений — природопользования; в) одно из правомочий собственника или землепользователя; д) юридический факт, порождающий определенные правоотношения; е) самостоятельная разновидность земельных правоотношений.

В понятие "право землепользования" обычно вкладывается следующее конкретное содержание: право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование). В содержании права землепользования присутствует также элемент распоряжения — землепользователь вправе распоряжаться принадлежащим ему правом землепользования. Например, в случаях, определенных законодательством, землепользователь вправе отчуждать принадлежащее ему право землепользования путем совершения гражданско-правовых сделок: купли-продажи, дарения, мены и другого. Из этого следует вывод, что право землепользования должно рассматриваться как вещное право со всеми присущими ему основными признаками. Не случайно, Земельный Кодекс, определяя сущность его юридического режима, прямо указывает на то, что право землепользования является вещным правом. При этом он, достаточно конкретно уточняет: к праву землепользования применяются нормы о праве собственности постольку, поскольку оно не противоречит  Кодексу или природе вещного права. Право землепользования в указанной Земельном Кодексе трактовке, принципиально отличается от права пользования землей, являющегося лишь одним из правомочий собственника и землепользователя.

Право пользования земельным участком возможно на землях, находящихся как в государственной, так и в частной собственности. Право землепользования как вещное право существенно отличается еще от другого вещного права — права пользования земельным участком, находящимся в частной собственности.

Право землепользования — производное вещное право от права государственной собственности на землю, представляет собой самую основную разновидность вещного права на чужую вещь, поскольку его объектом выступают только те земельные участки, которые находятся в государственной собственности.

Если исходить из наличия в содержании права землепользования общепризнанной триады — владение, использование и распоряжение, представляющих собой обязательные составляющие права собственности, то обнаруживается очень близкое сходство между правом землепользования и правом частной собственности на землю. Здесь различия наблюдаются по объекту распоряжения: в праве собственности таковым выступает непосредственно земельный участок, а в праве землепользования — право на земельный участок. В этом нетрудно убедиться, сравнив между собой земельно-правовые нормы, содержащие определения терминов "право землепользования".

Поэтому, как убедимся еще в дальнейшем, в некоторых случаях право землепользования включается в гражданский оборот с правовым режимом, сходным с правом частной собственности на земельный участок.

В Земельном Кодексе термин «право землепользования» используется в узком значении: только применительно к землям, находящимся в государственной собственности. При этом право землепользования как вещное право в отношении государственных земель имеет несколько своих видов или разновидностей, которые будут рассмотрены отдельно.

Если подходить более широко, то право землепользования должно было бы также охватывать: а) право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности; б) сервитут; в) другие формы землепользования, осуществляемые за пределами права частной собственности на землю.

Право землепользования в интерпретации Земельного Кодекса, как уже говорилось, состоит из трех элементов, представляющих правомочия субъекта правоотношения землепользования.

1)  Владение — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком. Право владения землей оговаривается целым рядом ограничений и условий. Наличие множества оговорок объясняется функциональными, экологическими характеристиками земли, ее ограниченностью в пространстве, неперемещаемостью, незаменимостью другими объектами материального мира и т.д. В частности, право владения основывается на определении на местности четких границ фактического обладания земельным участком, зависимости судьбы права владения земельным участком от изменения целевого назначения категории земель, а также от юридической судьбы находящихся на земле объектов недвижимости — зданий, сооружений.

2)  Пользование — допустимая законом возможность (или сам процесс) хозяйственной и иной эксплуатации земли и извлечения из нее определенной имущественной и другой выгоды.

Относительно этого элемента установлены определенные требования или ограничения в виде:

- запрещения тех видов деятельности, которые несовместимы с целями землепользования;

-  необходимости соблюдения установленных способов и порядка хозяйствования на земле;

-  обязательности соблюдения и выполнения землеохранных требований.

3)  Право распоряжения — допустимая законом возможность и способы распоряжения субъекта принадлежащим ему правом на земельный участок.

Здесь обязательно присутствуют ограничения и требования следующего порядка:

- недопустимость изменения формы собственности на земельный участок;

-недопустимость изменения целевого назначения земельного участка при распоряжения правами на него;

-  недопустимость отчуждения земельного участка без соответствующего отчуждения права землепользования.

Право землепользования предстает как сложный правовой институт, включающий различные формы и виды землепользования, выступает способом реализации права государственной собственности на землю, важнейшей формой обеспечения и реализации земельных прав граждан и юридических лиц.

Посредством данного вещного права включаются в гражданский оборот земли, находящиеся в государственной собственности и которые не могут быть переданы в частную собственность.

Субъекты права землепользования. В соответствии с земельным законодательсвом субъекты права землепользования подразделяются на:

-  государственных и негосударственных;

-  национальных и иностранных;

-  физических и юридических лиц;

-  постоянных и временных;

-  первичных и вторичных.

Национальные землепользователи — граждане Республики Казахстан и казахстанские юридические лица, в том числе предприятия с иностранным участием.

Иностранные землепользователи — иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации. К иностранным землепользователям приравниваются также лица без гражданства.

Постоянные землепользователи — лица, право землепользования которых носит бессрочный характер. Временные землепользователи — лица, право землепользования которых ограничено определенным сроком.

Первичные землепользователи — лица, право землепользования которых получено непосредственно от государства в порядке, предусмотренном Законом "О земле", либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права.

Вторичные землепользователи — лица, получившие право временного землепользования на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус.

Объекты права землепользования. Объектами права землепользования являются земельные участки, предоставляемые в установленном законодательством порядке отдельным конкретным землепользователям. Земельный участок характеризуется конкретными юридически значимыми признаками: размером, местом расположения, категориальной принадлежностью, качеством почвы. Правовой режим земельных участков как объектов права землепользования различается в зависимости от их целевого назначения, хозяйственного использования, видов права землепользования.

Размеры находящихся в пользовании земельных участков зависят от целой совокупности факторов: уровня землеобеспеченности района, области; орошаемости или неорошаемости; целевого назначения; характера и масштабов производственно-хозяйственной и иной деятельности; направленности правомочий субъекта права землепользования и т.д.

Размеры земельных участков, представляемых гражданам и юридическим лицам для промышленности, транспорта и других несельскохозяйственных целей, как правило, определяются по утвержденным в установленном законодательством порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности. Указ "О земле" предусматривал также нормирование размеров земельных участков, безвозмездно предоставляемых для целей негосударственного товарного сельскохозяйственного производства. В законодательстве нормированы размеры земельных участков, бесплатно предоставляемых в частную собственность. Земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в частную собственность в следующих размерах:

  •  для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности — 0,25 гектара на неорошаемых и 0,15 гектара на орошаемых землях;
  •  для индивидуального жилищного строительства — 0,10 гектара;
  •  для садоводства, а также дачного строительства — 0,12 гектара. Повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанных целей не допускается.

В отличие от этого не разработаны и не утверждены на законодательном уровне оптимальные размеры земельных участков, необходимых для наиболее эффективной организации различных видов сельскохозяйственного производства. Предельные размеры земельных массивов в каждом случае предоставления определяются индивидуально и достаточно произвольно. По этому вопросу Земельный Кодекс ограничился установлением общих требований и конкретное его решение отнес к компетенции местных представительных и исполнительных органов. В соответствии с Законом "О земле" предельные ( максимальные) размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности, а также в долгосрочном землепользовании для ведения товарного сельскохозяйственного производства, устанавливались совместными решениями местных представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей. Действующий Земельный кодекс устанавливает, что предельные размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности устанавливаются совместными решениями областных (городов республиканского значения и столицы) представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей.

 Виды права землепользования

Земельное законодательство различает следующие виды права землепользования: в зависимости от срока действия — постоянное или временное; условий приобретения — приобретенные возмездно или безвозмездно; допущенности в гражданский оборот — отчуждаемое или неотчуждаемое; по характеру принадлежности права землепользования — первичное и вторичное.

Возможно также проведение классификации видов права землепользования по субъектному признаку. По указанному признаку выстраиваются следующие виды права землепользования: государственное и негосударственное; физических и юридических лиц; национальных, иностранных, а также лиц без гражданства.

Различия в субъектах, основаниях приобретения, условиях принадлежности, сроках, объектах и сферах действия права землепользования существенно влияют на объем правомочий правообладателей, обусловливают соответствующие различия в правовых режимах землепользования.

Они наиболее рельефно, выпукло проявляются, например, через ряд существенных особенностей в содержании и правовом режиме постоянного землепользования.

Право постоянного землепользования

Действующим законодательством институт постоянного землепользования сохранен в отношении государственных юридических лиц.

Субъектами права постоянного землепользования выступают лишь национальные государственные землепользователи. Таковыми не могут являться негосударственные землепользователи — юридические лица и граждане РК, иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. На праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки следующим государственным землепользователям:

  •  юридическим лицам, владеющим зданиями (строениями, сооружениями), помещениями в объектах кондоминиума, на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
  •  юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и ле-сохозяйственное производство;
  •  юридическим лицам, осуществляющим землепользование на землях особо охраняемых природных территорий;
  •  в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

В отношении государственных землепользователей действует особый режим осуществления права землепользования. Так, Земельный Кодекс предусматривает следующие принципиальные особенности правового положения государственных землепользователей. Государственные постоянные землепользователи лишь в исключительных случаях вправе осуществлять распоряжение принадлежащим им правом землепользования. Государственный землепользователь не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее ему право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества либо его залога.

Право землепользования, принадлежащее государственным землепользователям, не может быть предметом взыскания по требованиям кредиторов, включая случаи банкротства землепользователей. Исключение составляет обращение взыскания на право землепользования в связи с обращением взыскания по требованиям кредиторов на здания (строения, сооружения), принадлежащие государственным землепользователям. Не допускается сдача государственным землепользователем принадлежащего ему земельного участка во временное безвозмездное землепользование, кроме случаев предоставления земельного участка в порядке служебного надела.

Государственный землепользователь вправе сдать принадлежащий ему земельный участок в долгосрочную аренду. Но для этого в обычных случаях в обязательном порядке необходимо согласие государства в лице уполномоченного органа.

Их право распоряжения сильно ограничено как по содержанию, так и по процедуре, связано главным образом с необходимостью распоряжения зданиями и сооружениями, расположенными на земельном участке.

Это объясняется тем, что государственные юридические лица владеют полученным государственным имуществом, необходимым для обеспечения своей уставной деятельности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Режим этих прав предусматривает исключительность и разрешительный порядок совершения сделок в отношении вверенного им имущества. Так, например, учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (статья 206 Гражданского кодекса РК). Государственное предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа не вправе: продавать или передавать иным лицам, обменивать, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное землепользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия.

Известно, что действует принцип подчиненности и соответствия правового режима земельного участка режиму использования и распоряжения расположенных на нем объектов недвижимости. Все это в совокупности предопределило необходимость установления того правового режима государственного землепользования, который предусмотрен в действующем земельном законодательстве и принципиально отличается от режима действовавшего в прошлом аналогичного права негосударственных землепользователей.

Право временного землепользования

В соответствии с действующим земельным законодательством страны право временного землепользования является основной, в некоторых сферах единственной формой реализации земельных прав граждан и юридических лиц. Право временного землепользования ограничено сроком, определенным законом, либо основанном на законе договором. Право временного землепользования может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет), первичным и вторичным.

Право временного землепользования является первичным, если оно получено правообладателем непосредственно от государства либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права. Право вторичного временного землепользования возникает на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус.

В отличие от права постоянного землепользования, закон не содержит какого-либо специального исчерпывающего перечня случаев передачи (предоставления) государством земель на праве временного землепользования. Тем не менее, анализ законодательства позволяет выделить следующие обязательные случаи возникновения права временного землепользования:

а) если субъектом права землепользования являются физические лица и негосударственные юридические лица;

б)  если субъектом права землепользования являются иностранцы,

лица без гражданства, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации;

в)  если земельный участок предоставлен на условиях аренды, в порядке вторичного или первичного землепользования;

г) если право землепользования возникает в порядке вторичного землепользования.

Правовой режим права временного землепользования также зависит от целой системы факторов: категориальной принадлежности и целевого назначения земельного участка; статуса правообладателя; характера принадлежности права землепользования; условий предоставления и срока права временного землепользования.

Краткосрочное временное землепользование предоставляется, как правило, на период осуществления строительства и ремонта магистральных трубопроводов, дорог, линий связи и иных объектов инфраструктуры. Могут быть и другие основания для возникновения краткосрочного землепользования. При краткосрочном временном землепользовании участка, хотя и осуществляется деятельность, не связанная с основным целевым назначением, земельный участок возвращается в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Краткосрочное временное землепользование возникает в порядке вторичного землепользования, как правило, на основе договора.

Право долгосрочного временного землепользования может быть как вторичным, так и первичным. Оно предоставляется для весьма разнообразных целей за счет земель всех категорий земельного фонда.

Для разграничения правовых режимов временного землепользования определяющее значение имеет существующее в законе деление землепользователей на первичных и вторичных. Негосударственные землепользователи с правом первичного возмездного долгосрочного землепользования вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное землепользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного землепользования. То есть за некоторыми изъятиями здесь просматривается сходство с правовым режимом отмененного института постоянного негосударственного землепользования. Вторичное землепользование возникает на основе договора о вторичном землепользовании в случаях, когда первичный землепользователь не производит отчуждения своего права землепользования, а передает другому лицу принадлежащий ему участок (или его часть) во временное землепользование с уведомлением уполномоченного органа. При передаче земельного участка во вторичное землепользование наряду со вторичным землепользователем первичный землепользователь продолжает нести перед государством обязанности землепользователя в полном объеме (в том числе по уплате налогов, обеспечению целевого использования земли и ее охране).

В случае, когда первичный временный землепользователь передает земельный участок по договору о вторичном землепользовании, срок последнего не может превышать срока первичного землепользования и не должен приводить к нарушению целевого назначения земельного участка.

Залог права временного долгосрочного землепользования в форме аренды земельного участка допускается на срок действия договора аренды. Залог права краткосрочного возмездного и временного безвозмездного землепользования не допускается.

По своему содержанию весьма близко к вторичному землепользованию право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности. Его существование в системе вещных прав на землю напрямую связано с правом частной собственности на землю. В соответствии с Земельным Кодексом собственник наделен обширным перечнем правомочий по свободному распоряжению своим земельным участком. В частности, вправе сдавать принадлежащий ему земельный участок во временное пользование на основе договора о временном пользовании земельным участком. Договор о временном пользовании земельным участком заключается в форме договора аренды (с арендатором) или договора о безвозмездном пользовании (с безвозмездным пользователем).

Представляется, что к рассматриваемой разновидности вещных прав на землю в полной мере применимы вышеизложенные положения о праве вторичного землепользования.

При всех различиях между правом частной собственности на земельный участок (а также отмененным правом негосударственного постоянного землепользования) и правом временного землепользования имеется много общего и сходств в их содержании. Наибольшее совпадение приходится на права и обязанности собственников и землепользователей по использованию земель. 

Право землепользования служебным земельным наделом

В Земельном кодексе в качестве особой разновидности временного долгосрочного землепользования был выделен служебный земельный надел.

Служебный земельный надел относится к вторичному землепользованию, поскольку выделяется из земель, находящихся в землепользовании юридических лиц, где работают лица, имеющие право на надел. Служебные земельные наделы предоставляются отдельным категориям работников для обслуживания служебного жилого дома, возделывания сельскохозяйственных культур, сенокошения и пастьбы скота. Перечень категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 мая 1996 г. № 634 "Об утверждении перечня категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел" (САПП. 1996. № 22. Ст. 198).

Предоставление земельного участка в порядке служебного земельного надела осуществляется на основе договора о предоставлении служебного земельного надела, заключаемого между работником и администрацией юридического лица.

Правовой режим служебного земельного надела характеризуется следующими особенностями:

а) не допускается совершение сделок в отношении права землепользования служебным земельным наделом;

б)служебные земельные наделы относятся к временному безвозмездному землепользованию и предоставляются на период работы, в связи с которой они выделены. Прекращение трудовых правоотношений является основанием прекращения права на служебный земельный надел;

в)  предусматривается сохранение служебного земельного надела: 1) за работниками, прекратившими трудовые отношения после ухода на пенсию по возрасту или инвалидности; 2) за семьями работников, призванных на действительную срочную службу в ряды вооруженных сил или поступивших на учебу — на весь срок нахождения этих работников на действительной службе или в учебном заведении; 3) за семьями работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизненно, для детей — до их совершеннолетия;

г) право на служебный земельный надел в виде участка для обслуживания служебного жилого дома также сохраняется, если в соответствии с жилищным законодательством сохраняется право проживания в служебном жилом помещении;

д) если на служебном земельном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.

Земельные сервитуты

Право собственности, как уже говорилось, хотя и является наиболее обширным по объему вещным правом, всегда сопровождается определенными ограничениями. Особенно когда его объектом выступает земля, характеризующаяся особой публичной значимостью и многофункциональностью. Объективная неизбежность и обусловленность установления определенных законных ограничений в отношении права собственности на землю проявляются, в частности, в существовании института земельных сервитутов.

Для сервитута ограничение права собственности — не самоцель. Сервитут — это такое ограничение права собственности, которое устанавливается с целью наделения посторонних лиц определенными правами на земельного участка. Участок, в интересах пользования которым устанавливался сервитут, назывался господствующим участком; земельный участок, пользование которым в том или ином отношении составляло содержание сервитута, назывался служащим участком. В земельном законодательстве страны прямо не проводится деление сервитутов на вышеуказанные виды. Однако в нем есть нормы, предусматривающие сходные виды сервитутов. Например, право лица свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках можно отнести к категории личных сервитутов. Право прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов, в соответствии с вышеприведенным делением, представляет собой типичный пример земельного (предиального) сервитута.

Сервитуты объективно обусловлены экономическими причинами, столкновением интересов субъектов земельных правоотношений, вызванными неравномерностью распределения естественных благ, полезных свойств между отдельными земельными участками, различиями в местоположении участков, их неперемещаемостью и другими факторами. То есть неизбежны ситуации, когда возможность и эффективность пользования одним земельным участком полностью зависит от предоставления заинтересованному субъекту в определенных пределах и целях права пользования другим и, как правило, соседним земельным участком. Чаще всего возникает необходимость закрепления в законе или гарантирования другим способом: а) права нахождения лица на чужих земельных участках; б) права прохода и проезда через них; в) права на ограниченное пользование полезными свойствами соседнего или иного земельного участка. Исходя из этого можно сделать вывод, что назначение сервитута заключается в обеспечении сбалансированности, согласованности прав и интересов собственников земельных участков и землепользователей, оптимального сочетания публичных и частных интересов в сфере земельных отношений.

Изложенное положение проявляется и в способах возникновения сервитутов. Право ограниченного целевого пользования чужим участком (сервитут) может возникать: а) непосредственно из нормативно-правового акта; б) на основе договора заинтересованного лица с частным собственником или землепользователем; в) на основе акта местного исполнительного органа; г) на основании решения суда.

Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с частным собственником или землепользователем, то отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые частным собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.

Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основе акта местного исполнительного органа, то этот акт может быть обжалован в судебном порядке заинтересованным в установлении сервитута лицом, собственником или землепользователем.

Таким образом, согласно этим нормативным положениям сервитут, как право на чужую вещь, может возникнуть как с согласия, так и без согласия собственника земли (землепользователя).

Непосредственно из нормативно-правового акта возникает сервитут, заключающийся в праве нахождения физического лица на чужих земельных участках и прохода через них. Согласно Земельному Кодексу физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках.

Если земельный участок, находящийся в чьей-либо частной собственности или землепользовании, не огорожен, или если частный собственник или землепользователь иным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства частному собственнику или землепользователю.

На основе договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем сервитут может устанавливаться для обеспечения: а) прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов; б) прокладки и эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок.

Земельный Кодекс предусматривает установление сервитутов на основе акта местного исполнительного органа для проведения изыскательских работ и прогона скота.

Скотопрогонные трассы относятся к сервитутам, если они имеют временный (сезонный) характер использования, без изъятия земли у частных собственников или землепользователей. Срочный характер данного сервитута отличает его от других разновидностей земельных сервитутов, действие которых не ограничивается временными пределами. В отношении этих земель сервитут возникает на основе постановлений районных (на территории района) или областных (на территории двух или более районов) исполнительных органов, по согласованию с частными собственниками или землепользователями, по землям которых пролегает трасса. Владельцы скота несут перед частными собственниками или землепользователями ответственность за убытки, причиняемые при перегоне скота по отведенной трассе.

Разрешение на использование земельных участков для изыскательских работ, с указанием срока его действия дает районный, городской, поселковый, аульный, сельский исполнительный орган, а на пашне, улучшенных сенокосах и пастбищах, на землях, занятых многолетними насаждениями, а также на землях особо охраняемых природных территорий и землях лесного фонда — областной исполнительный орган.

Данный вид сервитута позволяет провести геологические, геофизические, поисковые, почвенные, землеустроительные, археологические и другие виды изыскательских работ без изъятия земельных участков у частных собственников или землепользователей.

С другой стороны, указанные сервитуты предупреждают возможность необоснованного изъятия земель для государственных и общественных надобностей без достаточных на то оснований. Тем самым обеспечивается стабильность земельных прав собственников и землепользователей, сохраняются предпосылки для их эффективного и хозяйственно целесообразного использования в соответствии с целевым назначением.

Сроки проведения, место указанных работ, размеры платежей за использование земель, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также другие условия определяются в договоре, заключенном изыскателем с частным собственником или землепользователем.

Приведение земельных участков, используемых для изыскательских работ, в состояние, пригодное для использования по прямому назначению, определяется договором между частным собственником или землепользователем и изыскателем с учетом того, что работы по приведению участков в пригодное для использования по назначению состояние должны проводиться в ходе изыскательских работ, и при невозможности этого — не позднее чем в месячный срок после завершения работ, исключая период промерзания почвы.

Исходя из анализа действующего земельного законодательства, можно выделить следующие виды сервитутов: а) право нахождения физического лица на чужих земельных участках; б) право прохода физического лица через чужие земельные участки; в) право использования чужого земельного участка под скотопрогонные трассы временного (сезонного) пользования; г) право использования чужого земельного участка для изыскательских работ; д) право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком.

Обладатель сервитута — субъект права ограниченного пользования чужим земельным участком — обязан возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом. Договором может быть установлена плата за сервитут.

Сервитут, выражающийся в ограниченном целевом пользовании соседним или иным земельным участком как вещное право, характеризуется рядом особенностей:

-  объективно обусловленное право на чужой земельный участок;

- безысходно ущемляющее, ограничивающее права собственников (землепользователей) соседних и иных земельных участков;

- право, реализуемое без изъятия земельного участка у собственника или землепользователя;

-  право, обеспечиваемое посредством ограничений объема прав собственника или землепользователя;

-  право, предполагающее совершение исключительно положительных, активных действий со стороны обладателя сервитутного права;

-  право, заранее предопределяющее исключительно узкоцелевое использование чужого земельного участка, выступающего объектом сер-витутных отношений.

Кроме того, для характеристики сервитута в качестве вещного права важны следующие положения.

1) условием возникновения сервитута выступает наличие используемого земельного участка, препятствующего осуществлению связанных с землей прав и законных интересов субъекта и в силу этого порождающего его заинтересованность в установлении сервитута.

2) объектом сервитута является сам земельный участок, а не обязательства его собственника или землепользователя допускать к пользованию принадлежащим им земельным участком лица, заинтересованного в установлении сервитута (субъекта сервитутного права). Сервитут является обременением самого земельного участка. Поэтому за субъектом сохраняется его сервитутное право в случае перехода права собственности или права землепользования земельным участком, обремененным сервитутом, к другому лицу.

3)  сервитут не может выступать самостоятельным предметом сделок, в том числе купли-продажи и залога. Сервитут может переходить к другим лицам лишь вместе с правом, для обеспечения которого установлен сервитут.

4)  собственник, устанавливая сервитут на своем земельном участке, тем самым ограничивает себя в своих правах. Поэтому в случае возникновения коллизии между сервитутом и правами собственника или землепользователя действует принцип доминирования сервитутного права. Собственник (землепользователь) обремененного сервитутом земельного участка не должен препятствовать осуществлению сервитута. Наоборот, он обязан создавать необходимые условия субъекту сервитутного права для совершения им тех или иных действий, составляющих содержание сервитута, но при обязательном соблюдении следующего правила: обеспечение совместимости сервитута с возможностью использования собственником (землепользователем) земельного участка в соответствии с его основным целевым назначением.

5)  исходя из смысла действующего земельного законодательства, ограничения прав собственника или землепользователя, обусловленные установлением сервитута, не должны приводить к невозможности использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Поэтому в тех случаях, когда земельный участок, обремененный сервитутом, не может использоваться по своему назначению в результате такого обременения, частный собственник или землепользователь вправе в судебном порядке требовать прекращения сервитута.

6)  сервитут в судебном порядке может быть прекращен по требованию частного собственника или землепользователя также в случаях ненадлежащего его использования правообладателем.

7) сервитут устанавливается, как правило, не на определенный срок, а на период существования необходимости сервитута. Отпадение причин, породивших необходимость установления сервитута, дает основание частному собственнику или землепользователю потребовать прекращения действия сервитута.

8)  возникновение, изменение и прекращение сервитута, если он не возникает непосредственно из нормативно-правового акта, или же является объектом регистрации, подлежат государственной регистрации в правовом кадастре в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Одним из определяющих признаков сервитута рассматривается конкретная (индивидуальная) определенность обладателя сервитутного права. Исходя из этого в литературе ставится под сомнение закрепленная в земельном законодательстве система земельных сервитутов. В целом в вопросах о признаках сервитута, его соотношении с другими видами имущественных и вещных прав, построения системы земельных сервитутов очень много спорных, неразрешенных положений и моментов.

Таким образом, в перечень основных вещных прав на землю входят: право собственности, право землепользования, право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, а также сервитут. Право собственности на землю содержит полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Поэтому именно оно занимает главенствующее место в системе вещных прав на землю. Сущностью и содержанием права собственности на землю предопределяется количественное разнообразие и система вещных прав на землю. Все иные вещные права, будучи производными от права собственности на землю, в то же время обладают относительной самостоятельностью, представляют собой различные правовые формы реализации собственности на землю. Система вещных прав наполняется реальным содержанием, возрастает их функциональное значение в гражданском обороте земель.

     4.    В экономически развитых странах кадастр земель и другой недвижимости прошел этапы становления и развития на протяжении последних 200-400 лет. В настоящее время эти государства имеют юридически полноценный, организационно оформленный инструмент учета и ведения налогообложения, что является важнейшей составляющей экономической и социальной стабильности государства.

Учитывая современные технические возможности по сбору, обработке, хранению и выдаче данных о кадастре, его возрастающее значение, изменения, происходящие в общественном переустройстве России, опыт ведущих европейских стран, США и Канады, целесообразно сформировать современный подход к структуре кадастров Республики Казахстан, и городского кадастра в частности, решить правовые и юридические вопросы создания, ведения и мониторинга кадастра. Это касается не только отдельных видов кадастра, но и системы Государственного кадастра Республики Казахстан, для успешного воплощения которого необходимо подготовить и принять соответствующие законодательные и нормативно-технические акты и как можно быстрее разработать стандарты на термины и определения.

Конечным продуктом при ведении государственных кадастров должны быть банки кадастровой информации. Пользователями информации, хранящейся в таких банках данных, могут быть органы управления территориями, администрации городов, областей, районов. Для того, чтобы эффективно возможности банков данных использовались органами управления, необходимо соблюдение трех условий.

1. Любой банк кадастровых данных должен содержать достоверную и полную информацию о кадастрах.

2. Доступ заинтересованных служб к кадастровой информации, хранящейся в банках данных, должен быть мгновенным, что достижимо благодаря терминальной связи между банками данных и соответствующими службами.

3. Форматы и классификаторы банков данных всех объектов кадастровой информации должны быть едиными.В соответствии со Ст. 152 Земельного Кодекса Государственный земельный кадастр представляет собой систему сведений о природном и хозяйственном положении земель Республики Казахстан, местоположении, целевом использовании, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете землепользования и кадастровой стоимости земельных участков, иных необходимых сведений В государственный земельный кадастр также включается информация о субъектах прав на земельные участки

Составной частью земельного кадастра является мелиоративный кадастр орошаемых земель, представляющий собой систему сведений о мелиоративном состоянии орошаемых земельных участков, оценке их качественных характеристик по природным и ирригационно-хозяйственным условиям, об учете их использования

Организация проведения земельного кадастра в Республике Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами и его территориальными органами

Государственный земельный кадастр является составной частью государственной системы кадастров Республики Казахстан и ведется по единой системе на всей территории Республики Казахстан специализированными республиканскими государственными предприятиями, по отношению к которым центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами является органом государственного управления

Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом

Государственный земельный кадастр ведется посредством проведения аэрофототопографических, фотограмметрических, кадастровых съемок, проектно-изыскательских, картографических и оценочных работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, мониторинга земель, количественного и качественного учета земель и других работ, связанных с ведением государственного земельного кадастра

Данные государственного земельного кадастра являются основой при планировании использования и охраны земель, при проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель, а также для формирования единого государственного реестра земель, ведения правового и других кадастров, определения размера платежей за землю, учета стоимости земельных участков в составе недвижимого имущества и стоимости земли в составе природных ресурсов

Единицей учета и хранения данных государственного земельного кадастра является земельный участок, выделенный в замкнутых границах, закрепляемый в установленном порядке за субъектами земельных правоотношений

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Республики Казахстан, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и разрешенного характера использования земельных участков.

Основной целью земельного кадастра является обеспечение рационального использования и охраны земельного фонда страны, защита прав собственников и землепользователей в условиях права частной собственности на землю и гражданского оборота вещных прав на землю.

Все кадастровые сведения о земле оформляются специальной базовой (постоянной) документацией, структура, содержание и формы которой утверждены центральным органом по управлению земельными ресурсами по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается системой органов специальной компетенции: Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, органы по управлению земельными ресурсами областей и города республиканского значения:, районные органы по управлению земельными ресурсами. В частности, органы указанного звена. В сельских населенных пунктах ведение государственной земельно-кадастровой книги аульного (сельского) округа, поселка могут осуществлять уполномоченные должностные лица соответствующего аульного (сельского) или поселкового исполнительного органа.

Земельный кадастр состоит из следующих взаимосвязанных элементов: учет количества и качества земель; оценка земель; учет земельных участков, их собственников и землепользователей для целей регистрации. В назначении земельного кадастра стали доминировать действия, связанные с определением стоимостной оценки земельных участков, государственной регистрации сделок с землей.

Оценка земель производится в соответствии с Порядком определения оценочной стоимости земельных участков, продаваемых в частную собственность или предоставляемых в землепользование государством, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 октября 1996 года №1203 (САПП. 1996.№ 40. Ст. 378)

Иллюстративный материал: (схема, таблица, видео фильм).

Литература:

  1.  Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.)
  2.  Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года. Опубликован: «Казахстанская правда» от 26 июня 2003г.
  3.  Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года.
  4.  Кодекс Республики Казахстан “Об административных правонарушениях” от 30 января 2001 г. Алматы. Юрист. 2001 г.
  5.  Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О недрах и недропользовании» от 27 декабря 1996 года № 2828 //Казахстанская правда от 24 августа 1999 года, № 206-207; от 1 сентября 1999 года № 212-213.
  6.  Архипов И.Г. Земельное право. Учебное пособие.- Алматы: ЮРИСТ, 2000.
  7.  Турлаев А.В., Бакирова А.М. Основы права. – Караганда, 2008 г.

Контрольные вопросы (обратная связь):

  1.  Что включает в себя система земельного права?
  2.  Какие есть принципы земельного права
  3.  Как возникает и прекращается право собственности на землю
  4.  Что такое земельный кадастр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17272. Первинний облік праці та її оплати 26 KB
  Первинний облік праці та її оплати. Під час оформлення на роботу між працівником і підприємством укладають контракт – трудовий договір. Зарахування на роботу оформляється €œНаказом розпорядженням про прийняття на роботу€ форма П1. На кожного працівника заводиться ...
17273. Облік розрахунків з оплати праці 39.5 KB
  Облік розрахунків з оплати праці. Облік розрахунків з оплати праці ведуть на рахунку 66 €œ Розрахунки за виплатами працівникам € у розрізі субрахунків 661 €œРозрахунки за заробітною платою€ 662 €œРозрахунки з депонентами€. На кредиті рахунку відображають нараховану пр
17274. Облік виробничих витрат 40 KB
  Облік виробничих витрат Методологічні основи формування в бухгалтерському обліку інформації про витрати підприємств всіх форм власності регламентується ПСБО 16 €œВитрати€. У відповідності до цього стандарту витратами визнається зменшення активів або збільшення зо...
17275. Облік незавершеного виробництва та зведений облік витрат і калькулювання собівартості продукції 25.5 KB
  Облік незавершеного виробництва та зведений облік витрат і калькулювання собівартості продукції До незавершеного виробництва відноситься продукція яка не пройшла всіх стадій обробки передбачених технологічним процесом а також вироби закінчені виробництвом але п
17276. Облік витрат підприємства, які не включаються у собівартість продукції 33 KB
  Облік витрат підприємства які не включаються у собівартість продукції. В процесі операційної діяльності у підприємства виникають витрати які не включаються у собівартість продукції. До них відносяться: адміністративні витрати; витрати на збут; інші операц...
17277. Предмет і об'єкти бухгалтерського обліку 72.5 KB
  Предмет і об'єкти бухгалтерського обліку Бухгалтерський облік як і будьяка інша економічна наука має свої предмет об'єкти суб'єкти і метод. Предмет це те на що спрямована пізнавальна творча та практична діяльність людей. Предмет бухгалтерського обліку в широком...
17278. Базові принципи бухгалтерського обліку 39 KB
  Базові принципи бухгалтерського обліку Слово принцип від лат. рrіпсіріиs основа первоначало вихідне положення будьякої теорії науки що визначає всі наступні положення які випливають з його твердження. На відміну від вихідних положень природничих наук принципи ...
17279. Методичні прийоми (метод) бухгалтерського обліку 41.5 KB
  Методичні прийоми метод бухгалтерського обліку Бухгалтерський облік як і кожна наука має свій метод. Слово метод від гр. methodos дослідження означає спосіб дослідження явищ підхід до вивчення явищ планомірний шлях встановлення істини взагалі прийом спосіб дії. У ...
17280. Суть і побудова бухгалтерського балансу 43.5 KB
  Суть і побудова бухгалтерського балансу Оперативне управління господарюючим суб'єктом вимагає достовірних і точних даних про стан і наявність господарських засобів їх склад і розміщення а також про джерела їх формування і цільове призначення. Таку інформацію узагал