72267

Государственное управление Республики Казахстан

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Премьер-министр обеспечивает коллегиальность в работе правительства по поручению Президента представляет Республику Казахстан в международных отношениях и подписывает межправительственные соглашения и договоры принимает решения по вопросам государственного управления не требующим...

Русский

2014-11-19

144.5 KB

19 чел.


   1.   В широком смысле государственное управление осуществляется всеми гражданами Республики Казахстан, так как единственным источником власти является народ. В узком смысле государственное управление осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами, каждое из которых обладает присущим им кругом полномочий, обусловленных возложенными на них задачами и выполняемыми функциями.

   2.    Государственное управление осуществляют: Президент РК, Правительство, министерства, ведомства, агентства, местные представительные и исполнительные органы, предприятия и учреждения.

Пост Президента был учрежден Законом Казахской ССР "06 учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР", Постановлением Верховного Совета Казахской ССР "О Президенте Казахской ССР". Правовое положение главы государства в Казахстане определено Конституцией, Конституционным законом "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 г.

Сравнительный анализ законодательства государств СНГ свидетельствует о наличии общих и особенных аспектов статуса Президента в каждом из государств, где учрежден подобный государственный институт.

Административно-правовой статус Президента Республики Казахстан включает:

  •  социально-правовое назначение данного высшего должностного лица в системе органов государства;
  •  порядок выборов (формирования, назначения);
  •  компетенцию или полномочия;
  •  порядок взаимоотношений с другими органами;
  •  ответственность;
  •  гарантии деятельности.

Согласно действующему законодательству Президент является главой Республики Казахстан, его высшим должностным лицом. Символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Законодательство устанавливает перечень определенных требований, предъявляемых к кандидату в Президенты:

  •  гражданство Республики Казахстан;
  •  обладание активным избирательным правом;
  •  возраст от сорока лет;
  •  постоянное проживание на территории Республики Казахстан последние пятнадцати лет;
  •  не должен быть служителем культа;
  •  не иметь не погашенной в установленном законом порядке судимости;
  •  свободное владение государственным языком;
  •  пребывать в должности не более двух сроков подряд;
  •  не занимать иные оплачиваемые должности или осуществлять предпринимательскую деятельность.

Особенность статуса Президента заключается в том, что он избирается всенародным тайным голосованием путем всеобщих, равных, прямых выборов.

Избираемый сроком на 5 лет Президент вступает в должность с момента принесения присяги во вторую среду января в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также бывших Президентов Республики, исполняет свои обязанности до момента вступления в должность вновь избранного Президента. В случае, когда избрание Президента осуществляется на внеочередных выборах, присяга приносится в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов.

Президент имеет специальный аппарат, который обеспечивает деятельность главы государства прежде всего в целях выполнения им функций гаранта Конституции, прав и свобод граждан, взаимодействия всех ветвей государственной власти.

В целях обеспечения исполнения обязанностей главы государства Конституция Республики Казахстан и другие законодательные акты устанавливают правовые, организационные, социальные гарантии.

Правовые гарантии деятельности Президента заключаются в том, что он правомочен:

  •  выступать от имени народа и государства;
  •  быть гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции;
  •  обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей государственной власти;
  •  обладать широкими полномочиями, закрепленными в статье 44 Конституции.

В зависимости от основных направлений деятельности можно выделить следующие полномочия:

  •  обеспечение государственного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина;
  •  представление интересов Республики Казахстан в международных отношениях и внутриполитической жизни;
  •  учреждение институтов и органов, должностей (лиц) государственной власти;
  •  издание указов и распоряжений, имеющих обязательную силу на всей территории республики, а также законов и указов, имеющих силу закона, в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 53 и пунктом 2 статьи 61 Конституции.

[Классификация полномочий Президента может проводиться по другим основаниям, например, предлагается различать постоянные и временно делегированные полномочия и т. д. На данный момент она не может быть исчерпывающей.

Организационные гарантии состоят в том, что Президент:

  •  назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент;
  •  правомочен прекратить досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Парламента и Правительства;
  •  образует и реорганизует Комитет национальной безопасности,
  •  влияет на систему организации исполнительной и других ветвей власти;
  •  председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;
  •  формирует Администрацию Президента.

Социальные гарантии обеспечивают:

  •  защиту чести и достоинства, обслуживание и охрану Президента и членов его семьи за счет государства;
  •  регулярную связь с народом через институты выборов непосредственно гражданами, обладающими активным избирательным правом, референдума и ежегодного обращения с посланием к народу.

Ответственность как элемент административно-правого статуса Президента имеет свои особенности.

Президент Республики Казахстан несет ответственность в соответствии со статьей 47 Конституции за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Установлена конституционная процедура отрешения его от должности, согласно которой:

  •  решение о выдвижении обвинения и его расследовании принимается большинством от общего числа депутатов нижней палаты Парламента - Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов;
  •  расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты, принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената, передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента;
  •  окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

Правительство осуществляет исполнительную власть в Республике Казахстан. В соответствии с Конституцией оно возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правовой основой его деятельности являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон «О Правительстве Республики Казахстан» и другие акты.

Правительство является коллегиальным органом, в состав которого входят премьер-министр, члены правительства. Его административно-правовой статус имеет ряд особенностей, обусловленных порядкам формирования, компетенцией, институтом отставки и прекращением полномочий. Правительство образуется Президентом; предложения о его структуре и составе вносятся Президенту премьер-министром в десятидневный срок после назначения главы правительства;

Члены правительства приносят присягу народу и Президенту; правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом и подотчетно Парламенту, в случае, предусмотренном Конституцией Республики Казахстан.

Правительство наделено такими полномочиями, чтобы решать все вопросы, отнесенные к исполнительной власти.

Это разработка основных направлений социально-экономической политики, безопасности; обеспечение общественного порядка, обороноспособности и руководства центральными и местными исполнительными органами по реализации указанных направлений; подготовка и представление Парламенту республиканского бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом; управление государственной собственностью; внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их исполнения; выработка мер по проведению внешней политики.

Для оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством и входящих в компетенцию правительства, в качестве постоянного органа действует Президиум правительства в составе премьер-министра, первых заместителей, заместителей премьер-министра.

Премьер-министр обеспечивает коллегиальность в работе правительства, по поручению Президента представляет Республику Казахстан в международных отношениях и подписывает межправительственные соглашения и договоры, принимает решения по вопросам государственного управления, не требующим рассмотрения на заседаниях правительства.

Заместители премьер-министра в соответствии с распределением обязанностей осуществляют координацию деятельности министерств и других подведомственных правительству органов.

На основе и во исполнение законов и иных актов Парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Казахстан правительство издает постановления, организует и проверяет их исполнение непосредственно или через подведомственные ему органы.

Члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые правительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии.

Законодательство ограничивает правомочность членов правительства: занимать иные оплачиваемые должности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, участвовать в предпринимательской деятельности. Вместе с тем им разрешается преподавательская, научная и иная творческая деятельность.

Правительство Республики Казахстан действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.

Для обеспечения эффективного функционирования исполнительной власти правительство, помимо соответствующих полномочий, наделяется правовыми, организационными и социальными гарантиями.

Правовые гарантии:

  •  деятельность правительства осуществляется на основе Конституции и законов с учетом принципа разделения власти на самостоятельные и независимые ее ветви с использованием механизма сдержек и противовесов:
  •  в пределах полномочий издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории;
  •  в пределах полномочий, установленных Конституцией и законами, указами Президента, распоряжается ресурсами власти (экономико-финансовыми, кадровыми, информационными).

Организационные гарантии:

  •  руководит деятельностью органов исполнительной власти;
  •  назначает на должность и освобождает от должности руководителей, не входящих в состав правительства;
  •  создает Аппарат правительства, выполняющий информационно-аналитические, управленческие и хозяйственные функции.

Социальные гарантии:

  •  оплата труда и содержание за счет государственного бюджета;
  •  страхование, медицинское обслуживание и иные социальные выплаты.

Законодательством предусмотрены институт отставки и прекращения полномочий правительства. Правительство вправе заявить Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление своих полномочий и функций.

Президент Республики Казахстан должен в десятидневный срок рассмотреть вопрос о принятии или отклонении отставки. В случае принятия отставки правительства или его члена их деятельность прекращается. Принятие отставки премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.

Если отставка правительства или его члена отклоняется, Президент поручает им дальнейшее исполнение своих обязанностей. Подобное правило действует и в случаях, когда отставка правительства заявлена в связи с выраженным ему Парламентом вотумом недоверия. Но в такой ситуации Президент, поручая правительству дальнейшее исполнение обязанностей, вправе распустить Парламент.

Президент может по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.

Министерства, агентства – центральные органы исполнительной власти

Министерства, агентства входят в систему государственных органов исполнительной власти и определяются в законодательстве как ее центральные органы. Они осуществляют непосредственное управление в различных сферах государственной жизни. Если, к примеру, роль правительства заметна в разработке основных направлений социально-экономической политики государства, то министерства, агентства и ведомства непосредственно осуществляют исполнение законов и актов правительства. Подобные органы существуют во всех государствах мира, хотя их число, правовой статус, выполняемые функции и даже названия различаются.

Министерство - наиболее устойчивая организационная форма среди государственных органов. Министерство – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством – межотраслевую координацию.

Агентство – центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством – межотраслевую координацию. В отличие от министерств, для агентств характерно выполнение межотраслевых управленческих функций. Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям осуществляет свои функции в отношении любых организаций вне зависимости от их ведомственной подчиненности, координирует работу ведомств в области чрезвычайных ситуаций.

Однако сегодня различия между министерствами и агентствами достаточно условны, поскольку министерства в ряде случаев выполняют межотраслевые, управленческие функции (Министерство финансов, Министерство здравоохранения и др.), а некоторые агентства - функции министерств. Не случайно в тактике государственно-управленческой деятельности Казахстана министерства с легкостью преобразуются в агентства и наоборот.

Министерства и агентства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан. Их первые руководители (министры и председатели агентств) также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Для назначения Генерального прокурора. Председателя Комитета национальной безопасности и других первых руководителей, перечень которых установлен Конституцией и зконами, требуется согласие Сената Парламента Республики Казахстан. Министры и председатели государственных комитетов, как правило, входят в состав правительства.

Правовой статус министерств, агентств, в том числе и административно-правовой, закреплен в различных законах, регулирующих те или иные сферы деятельности, в подзаконных актах. В настоящее время имеется Типовое положение о рассматриваемых органах, являющееся основой для разработки их статуса. Статус конкретного министерства, агентства определяется Положением, утверждаемым постановлением Правительства.

Деятельность министерств и агентств осуществляется через первых руководителей и их заместителей. Заместители назначаются, как правило, правительством по представлению министров и председателей агентств. Кроме того, создаются коллегии как консультативные, координационное и совещательные подразделения, которые тем не менее могут принимать решения, проводимые в жизнь приказами министров или председателей агентств. Если решение первых руководителей противоречит решению коллегии, принимается решение министра или председателя агентства, что специально оговорено в некоторых положениях о министерствах (агентствах). В этих органах создаются также различного рода научные, технические, методические советы и т. д.

Министерства и агентства включают в себя определенное количество управлений, отделов, департаментов и других структурных подразделений, часть из них может быть специальными ведомствами. Большинство министерств, агентств имеют территориальные подразделения на различных уровнях административно-территориального устройства. В одних случаях местные органы входят в систему того или иного министерства, агентства, не подчиняясь при этом местным исполнительным органам власти (управления внутренних дел, национальной безопасности, комитеты по государственному имуществу и др.), в других - находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству, агентству и главе местной администрации (комитеты архитектуры и градостроительства). Наконец, имеются местные органы, которые подчиняются акимам, а соответствующие министерства и агентства выполняют по отношению к ним координирующие функции (управления и отделы образования, органы социальной защиты и др.).

Акты министерств, государственных комитетов издаются в форме приказов министров и председателей агентств, инструкций, указаний, рекомендаций, постановлений и др., иногда принимаются совместные акты с другими министерствами и агентствами. Нормативные акты министерств, агентств, ведомств, затрагивающие права, свободы, законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат официальной регистрации в Министерстве юстиции и опубликованию в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 16 июня 1993 г. «О мерах по повышению эффективности правовой реформы в Республике Казахстан». Действие актов министерств и агентств может быть прекращено Президентом Республики Казахстан, правительством, самим министерством, агентством или судом.

Нередко министерства и агентства называют ведомствами. С одной стороны, ведомство – понятие собирательное, поскольку к нему относят не только такие центральные органы исполнительной власти, как министерства и агентства, но и управления, департаменты, государственные комиссии и инспекции. С другой - в системе центральных государственных органов есть собственно ведомство - орган, который выполняет отдельные межотраслевые управленческие либо специальные подотраслевые функции в рамках какого-либо министерства или агентства. И зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.

Среди ведомств можно выделить две основные группы. К первой группе относятся ведомства, создаваемые при правительстве; ко второй — ведомства, которые образуются и действуют в составе министерств (комитет финансово-валютного контроля в системе Министерства финансов, Департамент дорожной полиции в системе Министерства внутренних дел, транспортная инспекция в составе Министерства транспорта и коммуникаций и т.д.). Ведомства второй группы следует отличать от других структурных подразделений министерств - управлений, отделов, которые не могут издавать акты от собственного имени, привлекать к административной ответственности, выполнять самостоятельно другие властные полномочия.

Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан, а их руководители назначаются, как правило, Правительством, а также Президентом. Ведомства второй группы могут образовываться, реорганизовываться и упраздняться как Президентом, так и правительством, они же назначают и их руководителей. В отличие от министров и председателей агентств первые руководители ведомств (начальники, председатели, директора и др.) не входят в состав правительства. Во многих других вопросах правовой статус министерств, агентств и ведомств практически одинаков, в частности в вопросах организации, формах и методах управленческой деятельности, издаваемых актах и т.д. Правовой статус ведомств также закрепляется в положениях, утверждаемых правительством.

В республике имеются органы, которые по статусу можно отнести к центральным государственным органам исполнительной власти, хотя по законодательству они таковыми не являются, например Национальный банк. Эти органы выполняют роль своеобразных ведомств.

Задачи, функции, компетенция министерств, агентств, ведомств в сфере государственного управления определяются в соответствующих законах и подзаконных актах. Они отличаются разнообразием, учитывая всеобъемлющий, универсальный характер государственного управления. Огосударствление всех сфер общественной жизни в недавнем прошлом страны, сохраняющийся большой удельный вес государственной собственности, необходимость государственного регулирования многих процессов, протекающих в обществе, влияют на то, что до сих пор среди управленческих функций министерств, агентств, в меньшей степени - ведомств преобладают функции оперативного распорядительства. Рассматриваемые государственные органы имеют в своем подчинении большое количество предприятий, учреждений, которые они или другие государственные органы создают, упраздняют, назначают их руководителей, решают многие вопросы их деятельности, хотя в последние годы имеется тенденция ограничения вмешательства этих органов в деятельность подчиненных им организаций.

Довольно значительны контрольные, надзорные, разрешительные, регистрационные функции министерств, агентств и ведомств, а для некоторых из них контроль и надзор - основные направления деятельности (Министерство природной среды и охраны окружающей среды, Министерство финансов, Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и др).

Центральные органы исполнительной власти выдают лицензии и разрешения на различные виды деятельности (Министерство образования - на занятие педагогической деятельностью, Министерство транспорта и коммуникаций - на осуществление коммерческо-предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов различными видами транспорта, Министерство внутренних дел - на приобретение оружия, Министерство финансов - на право выпуска ценных бумаг и т.д.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения- налогоплательщиков, транспортные средства, жилые строения, нормативные акты и средства массовой информации и т. д.).

Значительна и нормотворческая деятельность этих органов. Они принимают различные стандарты, технические нормы и нормы безопасности, устанавливают порядок и правила проведения той или иной деятельности, которые должны соблюдать граждане и организации. Наконец, административно-правовой статус министерств, агентств, ведомств включает их полномочия по применению мер государственного, в частности административного принуждения, привлечению к административной ответственности, приостановлению деятельности организаций, осуществлению задержания, досмотров и т. д.

По мере разгосударствления и приватизации будет происходить переориентация деятельности министерств, агентств, ведомств на составление прогнозов по планированию, координации, информационному обеспечению процессов в той или иной сфере, созданию благоприятного режима функционирования для различных субъектов, хотя это в большей степени касается тех органов, которые действуют в экономической и социально-культурной сферах. Характер же деятельности центральных органов исполнительной власти административно-политической сферы (МВД, КНБ, Министерство обороны) обусловливает сохранение значительного объема оперативно-распорядительных полномочий, поскольку их деятельность непосредственно связана с охраной государственного строя, обеспечением личной и общественной безопасности, которые невозможно осуществлять без административных методов. Безусловно, большое место в деятельности государственных органов будут занимать и контрольные, разрешительные, регистрационные функции.

       3.   Общегосударственная политика исполнительной власти в областях, районах, городах, районах городов осуществляется ее местными органами, возглавляемыми акимами (статья 87 Конституции Республики Казахстан); отделами, управлениями и другими подразделениями и службами. Эта политика проводится в сочетании с интересами и потребностями соответствующих административно-территориальных единиц.

Деятельность местных исполнительных органов осуществляется на принципах:

  •  подотчетности Президенту и правительству, вышестоящим главам администраций;
  •  подконтрольности соответствующему местному представительному органу по вопросам его ведения;
  •  законности;
  •  единоначалия;
  •  обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан;
  •  самостоятельности и независимости в пределах своей компетенции;
  •  сочетания государственных и местных интересов;
  •  ответственности за свою деятельность и принимаемые решения.

Их административно-правовой статус определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами.

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности акимов создается аппарат.

При акиме может быть создан консультативно-совещательный орган - коллегия, состав которой утверждается акимом. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости. Ее решения проводятся в жизнь через акты акима, на заседания коллегии приглашается секретарь маслихата.

Акимы областей, городов республиканского подчинения и столицы назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан с согласия соответствующих маслихатов, непосредственно выступают представителями Президента и правительства, и их деятельность по социально-экономическому развитию координируется правительством Республики Казахстан.

Акимы районов, городов областного значения избираются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании депутатами маслихата.

Акимы аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков избираются:

1) на основе всеобщего равного прямого избирательного права, если население не превышает 5 тысяч человек и

2) на основе всеобщего равного косвенного избирательного права, если население превышает 5 тысяч человек.

Акимы всех административно-территориальных единиц:

  •  наделяются полномочиями государственно-распорядительного характера и в пределах своей компетенции правомочны вступать в административно-правовые отношения;
  •  принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории (области, района; города и т.д.).

К основным направлениям деятельности акимов относятся:

  •  разработка и представление на утверждение маслихата проектов программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения;
  •  представление на утверждение маслихата проекта бюджета и обеспечение его исполнения;
  •  управление коммунальной собственностью;
  •  назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений местной администрации;
  •  координация деятельности организаций по управлению коммунальной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом;
  •  регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;
  •  принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных обязательствах;
  •  утверждение штатов, условий оплаты труда и материально-технического обеспечения аппарата и органов местной администрации в пределах лимитов и предельных ассигнований, установленных правительством Республики Казахстан.

Аким соответствующей административной единицы осуществляет иные полномочия, возлагаемые на областные, районные, городские, районные в городах исполнительные органы действующим законодательством Республики Казахстан.

По вопросам, отнесенным к его ведению, аким принимает постановления и распоряжения. Заместители акима издают распоряжения, руководители органов местной администрации в пределах своей компетенции издают приказы.

Акты местной администрации не должны противоречить Конституции Республики Казахстан и действующему законодательству и могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, либо Президентом Республики Казахстан, либо в судебном порядке.

Субъектами государственного управления являются также предприятия и учреждения.

К предприятиям относятся организации, осуществляющие как основную хозяйственно-коммерческую деятельность, главная цель которой - получение прибыли.

В отличие от предприятий учреждения выполняют функции в административно-политической, научной, культурно-социальной и других сферах без получения прибыли, а хозяйственно-коммерческая деятельность для них не характерна и может быть только вспомогательной. Это основные признаки, которые разграничивают предприятия и учреждения как субъекты административного права.

Нормативно-правовой основой деятельности предприятий и учреждений являются Гражданский кодекс Республики Казахстан, законодательные и подзаконные акты.

Административно-правовой статус предприятий и учреждений зависит от их вида (в дальнейшем - организаций).

Организации можно классифицировать в зависимости:

  •  от форм собственности: государственные; частные, основанные на частной собственности юридических и (или) физических лиц; смешанные;
  •  от основного вида деятельности: предприятия промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые, строительные и т.д.; учреждения здравоохранения, образования, культуры, научные, спортивные и т.д.

В свою очередь предприятия в зависимости от организационно-правовой формы делятся на кооперативы; хозяйственные товарищества, в том числе акционерные общества; предприятия общественных и религиозных объединений; государственные предприятия (действующие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления); концерны, корпорации, консорциумы, холдинговые компании, фирмы и т. д.

Возможна классификация организаций по иным основаниям, например, в зависимости от участия иностранного капитала и т.д.

Организации создаются собственником имущества или уполномоченным им органом. Образование государственных организаций обусловлено изданием правового акта управления. Они могут создаваться и в результате реорганизации уже действующих, в том числе и в случае принудительной реорганизации по решению антимонопольных органов. Обязательным для большинства организаций является наличие устава, который утверждается собственником или уполномоченным им органом, при этом государство определяет основные вопросы, которые должны быть отражены в уставах. В то же время предприятия могут действовать на основе учредительного договора, а учреждения в предусмотренных законом случаях - на основе общих положений об организациях данного вида.

Административная правосубъектность организаций возникает с момента регистрации их в органе юстиции. Возможен отказ в регистрации из-за несоответствия (учредительных документов требованиям закона, нарушения установленного законом порядка создания. Регистрация организаций означает, что они наделяются правами и обязанностями в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере государственного управления, способностью вступать в административные правоотношения. Права и обязанности в этой сфере - обязательный элемент их административно-правового статуса. Для тех из них, которые являются государственными, государство устанавливает задачи, определяет функции и структуру, порядок формирования органов управления и характер подчиненности, что является частью их правового статуса. Частные организации решают подобные вопросы самостоятельно, хотя и подчиняются общим правовым предписаниям. Например, банки и страховые организации вправе заниматься той деятельностью, которая им разрешена законом. Система органов управления хозяйственного товарищества также устанавливается законом и обязательна для применения в конкретном товариществе.

В административно-правовом статусе государственных, частных и смешанных организаций сохраняются некоторые различия, которые со временем будут устранены или хотя бы нивелированы, поскольку все они должны иметь равные условия создания, регистрации и деятельности вне зависимости от форм собственности.

Организации наделяются государством следующими правами в сфере государственного управления: обжаловать неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц; заниматься различными видами деятельности и получать разрешение на их осуществление; не выполнять требований государственных органов, производящих проверку по вопросам, не входящим в их компетенцию; вносить изменения и дополнения в учредительные документы и т.д. Отдельным из них предоставляются специальные права, обусловленные спецификой их деятельности. Так, только банкам разрешено осуществлять так называемые банковские операции; организации инвалидов имеют право на материально-техническое обеспечение из централизованных источников и т.д.

В то же время государство ограничивает права для занятия такими видами деятельности, как изготовление государственных ценных бумаг и денежных знаков, оружия и взрывчатых веществ; лечение больных, страдающих некоторыми инфекционными и психическими заболеваниями. Такие права предоставлены только государственным организациям.

Помимо прав, организации наделены большим количеством обязанностей в сфере государственного управления. Некоторые из них являются общими для всех: предоставлять статистическую информацию государственным органам, соблюдать государственные стандарты и технические условия, получать лицензии на осуществление различных видов деятельности, соблюдать антимонопольные и экологические требования и др. Специальные обязанности устанавливаются для отдельных видов организаций: оказывать неотложную медицинскую помощь гражданину любым учреждением здравоохранения; обеспечивать безопасность движения транспортными предприятиями и т. д.

Реализуют права и несут обязанности организации в многочисленных административных правоотношениях, складывающихся между ними и органами государственного управления по самым различным вопросам: получению лицензий на занятие какой-либо деятельностью, разрешений на строительство; в связи с привлечением к административной ответственности, осуществлению контроля со стороны государства, регистрации транспортных средств и т. д.

Административно-правовые гарантии прав и законных интересов организаций являются еще одним элементом их административно-правового статуса. К их числу можно отнести следующие законодательные положения:

  •  не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц в хозяйственную и иную деятельность организаций;
  •  устанавливается административная ответственность должностных лиц и государственных органов, нарушающих права и законные интересы организаций;
  •  предоставляется право обжалования таких действий государственных органов и должностных лиц;
  •  законодательно ограничиваются проверки, проводимые государственными органами;
  •  гарантируются равные права организаций, независимо от форм собственности, в доступе к материалам, финансовым, трудовым, природным, интеллектуальным, информационным ресурсам;
  •  обеспечиваются равные условия защиты организаций.

В законодательстве установлено множество других гарантий прав и законных интересов свободной деятельности организаций. Так, государство финансирует учреждения здравоохранения и образования, предоставляет льготы предприятиям инвалидов и т. д.

В организациях существуют свои органы управления. Если речь идет о государственных организациях, то назначение и освобождение руководителей производится путем издания соответствующего правового акта полномочным органом государственного управления. Именно через органы управления реализуется правосубъектность, в том числе административная, организации. Органы управления государственных организаций признаются органами государственного управления, наделенными государственно-властными полномочиями, которые распространяются только на отношения внутри самой организации за некоторыми исключениями, если государственная организация наделена контрольными, разрешительными, экспертными полномочиями по отношению к другим субъектам.

Органы управления частных и смешанных организаций создаются собственником и не имеют государственно-властных полномочий; управление в них осуществляется без использования административных актов, на основе внутриорганизационных норм и норм других отраслей права.

За нарушения правовых норм организации несут административную ответственность с применением таких мер административного взыскания, как штрафы, лишение лицензий, установление надзора за предпринимательской деятельностью и др. Наиболее тяжкой мерой административного взыскания является ликвидация организации, которая наряду с реорганизацией является формой прекращения их деятельности.

Реорганизация и ликвидация организации могут осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. В первом случае деятельность прекращается по решению собственника имущества, органа, уполномоченного собственникам или учредительными документами; во втором - по решению судебных органов. Например, ликвидация организации по решению суда может произойти в случаях признания ее банкротом, недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными нарушениями законодательства при его создании, осуществления запрещенной законодательством или противоуставной деятельности и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Говоря о государственном управлении, необходимо отличать государство как собственника имущества, когда его управленческие функции в отношении государственных организаций лежат скорее в сфере частного права, от государства как субъекта публичного права, когда оно с помощью административно-правовых средств регулирует деятельность всех организаций в обществе.

В перспективе государство должно вообще отказаться от хозяйственно-коммерческой деятельности, хотя, конечно, будет существовать необходимость в функционировании социально ориентируемых государственных организаций, без которых невозможно выполнение ряда государственных функций (бесплатное медицинское обслуживание и образование, производство продукции для инвалидов, военной продукции). Главная же роль государства должна заключаться в создании благоприятного правового режима деятельности для организаций и условий для решения с их помощью стоящих перед обществом проблем.

  

    4.  Функционирование любой ветви власти, в том числе исполнительной, во многом определяется применением методов управления.

Методы управления — это способы (приемы):

1) организации деятельности субъекта административного права;

2) решения конкретных вопросов, возникающих в процессе управления;

3) воздействия на волю управляемых.

Процесс организации деятельности субъекта управления — это  формирование структурных подразделений и распределение функций между ними, включение их в систему органов исполнительной власти;

оформление управленческих процессов и т.д. Словом, орган исполнительной власти организует свой аппарат, исходя из поставленных задач, для достижения соответствующих результатов.

Конкретные вопросы в процессе управления могут решаться единолично (министром, председателем агентства), коллегиально (на коллегии, научно-методическом совете) или совместно (с участием двух или нескольких министерств, агентств и т.д.). Решения эти оформляются в виде документов — постановлений, приказов, инструкций.

Методы управления обусловливаются не субъективными устремлениями должностных лиц, а формируются под воздействием конкретных задач управления.

Органы исполнительной власти при реализации политических, социально-экономических и других интересов и потребностей общества и граждан используют административно-правовые методы - субординации и координации.

Выделяются следующие основные черты метода субординации:

  •  прямое воздействие на управляемых путем установления их прав и обязанностей;
  •  односторонний выбор органом управления способа решения стоящей задачи или конкретного варианта поведения путем определения заданий, порядка и сроков их выполнения, использования ресурсов и регламента условий работы;
  •  юридически обязательный характер актов управления, неисполнение которых может повлечь за собой меры административного воздействия;
  •  защита прав физических и юридических лиц в порядке, установленном законом.

Таким образом, основу метода составляют властный характер юридического воздействия и государственный авторитет, социальную опору которого образуют публичные интересы.

Метод координации проявляется в обеспечении согласованного взаимодействия центральных исполнительных органов, руководителей и должностных лиц в решении управленческих задач. Безусловно, необходимо иметь в виду, что подобная координация осуществляется между органами, службами, должностными лицами, обладающими властными полномочиями и неподвластными друг другу.

Координация действий подобных органов возникает как потребность в решении всего комплекса возникающих проблем. Координация может быть обусловлена правовым актом вышестоящего органа, в результате чего может создаваться специальный орган, наделяющийся полномочиями по координации правоохранительных и иных органов.

Метод координации может быть обусловлен определенными социальными институтами: ценностной ориентацией, потребностями, социальной оценкой и интересами.

Такие ценности, как свобода личности, общественный порядок, материальное благополучие просты и общественно значимы. К ним стремится каждый здравомыслящий человек. Вместе с тем социально-психологическая природа формирования социальной ориентации имеет свои особенности и состоит из осознания потребностей, осознанного стремления к условиям и формам удовлетворения потребностей. Сформировать ценностную ориентацию невозможно вне права, знания законодательства.

На первый взгляд, освоение правовых норм — это забота самих граждан. Но и государству в лице его органов далеко не безразлично состояние правовой просвещенности граждан. Чем полнее знания о праве у граждан, тем успешнее исполнительные и другие органы имеют возможность решать управленческие задачи. Именно для повышения правовой культуры и правовой информированности населения Министерство юстиции республики осуществляет координацию работы государственных органов и организаций по вопросам правового всеобуча.

Благодаря координации Министерство юстиции расширяет возможности физических и юридических лиц в реализации прав, свобод и обязанностей.

Для того чтобы реализовать этот интерес, необходимы не только властные предписания, но и заинтересованное координирующее взаимодействие различных субъектов.

Но эти властные предписания могут и не быть обусловлены подотчетностью органов или должностных лиц. Например, многие министерства и ведомства имеют в своем подчинении средние специальные и высшие учебные заведения. Однако только Министерство образования правомочно координировать деятельность учебных заведений по вопросам научно-методического обеспечения учебного процесса, выполнения общеобязательных стандартов образования. Для повышения правовой культуры и правовой информированности населения и решения других задач, предусмотренных постановлением Президента Республики Казахстан «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан» от 21 июня 1995 г., Министерство юстиции республики осуществляет координацию работы государственных органов, научных учреждений по вопросам подготовки учебно-методической литературы, справочно-нормативных материалов по правовому всеобучу, изучает в министерствах и ведомствах состояние работы по правовому всеобучу и разрабатывает рекомендации по ее улучшению.

Благодаря координации государственная воля, исходящая от органов исполнительной власти, аккумулируя интересы отдельных организаций, граждан, реализуется в целях обеспечения публичных интересов.

Главная задача исполнительной власти - обеспечивать исполнение законов. Реализуется эта задача в различных формах управления. Под формой управления в административном праве понимается внешнее проявление (документ) не только деятельности, но и результата управления. Формы управления определяются законами. Различают правовые и неправовые формы.

К правовым формам управления относятся:

  •  подготовка и принятие нормативных правовых актов;
  •  заключение договоров.

Подготовка и принятие нормативных правовых актов - основной вид деятельности исполнительной власти, предписанный ее органам законодательством и для исполнения законов, обусловленный потребностью в административном нормотворчестве из-за невозможности обеспечить публичные интересы только с помощью законов. Именно в правовых формах проявляется характер властных полномочий.

Порядок подготовки, обсуждения, принятия и опубликования нормативных правовых актов определяется законодательством. Нарушение этого порядка исключает возможность введения в действие и опубликования нормативных правовых актов.

Такая правовая форма управления в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, как заключение договора, позволяет обеспечивать координацию деятельности органов государственного управления на горизонтальном уровне, осуществлять кооперацию специализированного управленческого труда, выполняемого различными руководящими центрами, сглаживать остроту ведомственной разобщенности и т. д.

Заключение договора позволяет осуществлять совместную управленческую деятельность сторон по реализации взаимосвязанных элементов их компетенции.

Общие же представления о договоре как юридическом акте взаимного согласия в установлении связей управления дают основания говорить о возможностях данной формы.

Договор обслуживает сферу публичных интересов, где воля субъектов сдерживается специально установленными государством правилами. Такой договор возникает не только в соответствии с нормативным актом для решения управленческих задач (обеспечение безопасности и правопорядка путем взаимодействия различных органов - внутренних дел, таможенных, налоговых и др.). Следовательно, субъекты договора руководствуются не свободным волеизъявлением, а правовым требованием административного правила. Типологические признаки гражданско-правового, трудового договоров неправомерно переносить на административные.

К неправовым формам управления относят организационные и материально-технические действия. По своим целям организационные действия (деятельность) органов управления совпадают с правовыми, различны лишь средства их достижения. Организационные действия могут выражаться:

  •  в разъяснении содержания законодательных и иных актов:
  •  проведении аттестации и инструктировании служащих, должностных лиц;
  •  инспектировании и обобщении работы органов управления;
  •  проведении совещаний, заседаний с привлечением руководителей нижестоящих органов управления, совместных заседаний коллегий двух министерств и других мероприятий.

Материально-технические действия связаны:

  •  с ведением информационно-справочного обеспечения работы органов и должностных лиц;
  •  осуществлением делопроизводства (переписка, размножение документов, их хранение);
  •  учетно-регистрационной работой, выдачей необходимых документов на основании принятых решений (внесение в реестр, указание соответствующего номера и т. д.).

Порядок осуществления подобных действий может определяться как органами специальной компетенции (статистики и др.), так и актами (инструкциями, положениями) министерств ведомств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71357. Основи системного адміністрування ОС FreeBSD Unix 1.55 MB
  Завдання на роботу Відповідно до варіанту: створити облікові записи груп користувачів; створити облікові записи користувачів; додати облікові записи користувачів в необхідні групи, символ «+» означає приналежність користувача групі; створити каталоги і встановити необхідні права доступу...
71358. Установка і початкове налаштування ОС FreeBSD Unix 8.71 MB
  Контрольні питання Визначте основні можливості операційної системи FreeBSD Unix. Які функції виконує менеджер завантаження FreeBSD? Вкажіть особливості виділення дискового простору для FreeBSD Unix. Яким чином ядро системи іменує IDE диски?
71359. Розміщення графіки на Web-сторінці 228 KB
  Цей необов’язковий елемент визначає текст, який буде відображений браузером, що не підтримуює відображення графіки або з відключеною підтримкою зображень. Звичайно, це короткий опис зображення, який користувач міг би, чи зможе побачити на екрані.
71360. Работа с растровыми изображениями в Corel Draw 9.0 3.02 MB
  Для включения растровых изображений в CorelDRW используется команда Импорт в меню Файл. Для выделения части растрового изображения при импортировании: выберите команду Импорт в меню Файл; в открывшемся диалоговом окне в поле расположенном справа от поля Тип файла выберите команду Обрезка...
71361. Специальные эффекты в Corel Draw 9.0 1.1 MB
  На панели атрибутов есть кнопки позволяющие задавать режим редактирования оболочки: 1. Возможны четыре способа деформации объекта в результате применения эффекта Огибающая список панели атрибутов: 1. для получения таких изображений воспользуйтесь кнопками панели атрибутов инструмента...
71362. Работа с текстом в CorelDraw 9.0 493.5 KB
  В CorelDRW существует два типа текста: фигурный и простой. Выбор типа текста зависит от того что вы с ним будете делать. Если к нему будут применяться художественные спецэффекты выбирайте фигурный текст. Для изменения всего текста необходимо выделить его инструментом Выбор.
71363. CorelDraw 11.0 Знакомство с CorelDRAW 8.41 MB
  Выделите последовательно каждый объект инструментом Указатель и измените цвета контуров и заливку выделенных объектов используя левую и правую кнопки мыши и цветовую палитру в правой части экрана. С помощью инструмента Кривая нарисуйте кривую удерживая левую кнопку мыши.