72268

Государственные служащие

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Данные функции они осуществляют в рамках определенных должностей в государственных органах учреждениях. В данной теме рассматриваются понятие цели задачи государственной службы категории государственных служащих их права и обязанности.

Русский

2014-11-19

70.5 KB

0 чел.

Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация  методической  работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Лекция

тема : «государственные служащие»

Дисциплина: «Основы права»

Специальность 051301 «Общая медицина».

Курс: 1

Время (продолжительность): 50 минут.

Караганда  2008

Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № 10

от «19» июня 2008г.

Зав. кафедрой:                                                                         Никитина О.К.


Тема: Государственные служащие – это категория граждан, которые выполняют работу по руководству, выработке необходимых решений, подготовке информации и т. д. в аппарате государственного управления. Данные функции, они осуществляют в рамках определенных должностей в государственных органах, учреждениях. Они обладают особым статусом в силу специфичности возложенных на них задач. В данной теме рассматриваются  понятие цели, задачи государственной службы, категории государственных служащих, их права и обязанности.

Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе государственной службы, ее предназначении.

План лекции:

1. Понятие и сущность государственной службы

2. Понятие и категории государственные служащие

    1.   С обретением в 1991 году независимости в Казахстане началось ускоренное строительство новой национальной государственности. Впервые и в очень короткие сроки была разработана и поставлена цель - создание новой, эффективно действующей системы государственного управления, положено начало формированию профессионального корпуса государственных служащих.

Реформа государственной службы в Республике Казахстан прошла несколько этапов в своем развитии. Начало реформ было положено принятием Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона “О государственной службе” от 26 декабря 1995 года.

Государственная служба — одна из сторон деятельности государства. Она предназначена для решения следующих задач:

  •  осуществления на основе Конституции и законов Республики Казахстан функций государства и государственных органов;
  •  создания условий для эффективной деятельности органов государства в соответствии с их компетенцией;
  •  совершенствования организации управленческой деятельности;
  •  обеспечения прав и свобод граждан.

Практически обеспечивает их реализацию государственный аппарат - система органов, через которые осуществляются власть и функции государства. Но сам по себе государственный аппарат не может выполнять функции государства, решать те или иные задачи. Только труд лиц, работающих в государственных органах и их аппаратах, составляет содержание государственной службы.

Для организации государственной службы устанавливаются служебные должности, которые определяют содержание деятельности служащего, его права и обязанности.

Должность - простейшая ячейка аппарата, наделенная соответствующей частью компетенции государственного органа и предоставляемая одному служащему.

Итак, государственная служба — это трудовая деятельность лиц в государственных органах и их аппаратах, предусмотренная занимаемыми должностями, осуществляемая на конституционной основе и направленная на осуществление государственного управления, реализацию задач и функций государства.

Государственная служба в Республике Казахстан основывается на определенных принципах — основополагающих идеях, в соответствии с которыми функционирует государственный аппарат и осуществляют свою деятельность государственные служащие.

Принципов довольно много, но при всем многообразии они связаны между собой, так как касаются различных сторон одного и того же института - государственной службы.

1. Неукоснительное исполнение и соблюдение Конституции, законов, актов Президента и правительства Республики Казахстан. Любое отступление от требований закона может нанести существенный ущерб правам и законным интересам граждан, а тем самым - и интересам всего общества, государства, т.е. первым и важнейшим принципом государственной службы является законность.

2. Принцип казахстанского патриотизма.

3. Приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.

4. Единство системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

5. Принцип общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой - т. е. равные правовые возможности при поступлении на службу, ее прохождении, занятии любых должностей; равенство государственных служащих независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии и убеждений.

6. Принцип добровольности поступления граждан на государственную службу;

7. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих; Для осуществления служебных функций государственный служащий должен обладать соответствующими знаниями, опытом и навыками работы, т. е. определенным профессионализмом. Это требование предъявляется к государственным служащим на протяжении всей их деятельности в государственном аппарате, начиная с оценки кандидатов на первоначальное занятие должности и далее при всех последующих продвижениях, перемещениях. Постоянное повышение своего профессионального уровня и квалификации для эффективного исполнения служебных обязанностей является обязанностью государственных служащих. Служащие обязаны постоянно совершенствовать уровень своей профессиональной подготовки.

8. Принцип равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы;

9. Принцип обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов;

10. Принцип подконтрольности и подотчетности государственных служащих. Этот принцип заключается в ответственности всех государственных органов и служащих перед народом Казахстана и подчиненности соответствующим вышестоящим государственным органам и должностным лицам.

11. Принцип учета общественного мнения и гласности.

Суть этого принципа сводится к тому, что государственные служащие обязаны обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено Законом. Ограничения этого принципа связаны с исключением из его деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

12. Принцип правовой и социальной защищенности государственных служащих.

Содержание этого принципа означает, что государственный служащий должен получать достаточное материальное, социально-бытовое обеспечение, льготы, гарантии и компенсации в целях обеспечения эффективного исполнения им своих должностных обязанностей.

Пенсионное и социальное обеспечение государственных служащих осуществляется в соответствии с действующим законодательством в установленном законодательством порядке.

Государственные служащие обеспечиваются жильем, пользуются медицинским обслуживанием. В случае ликвидации или реорганизации государственного органа государственные служащие, при наличии стажа работы в государственных органах не менее трех лет, обеспечиваются работой во вновь образованном, либо в другом государственном органе.

Изложенные принципы выражают наиболее характерные черты государственной службы, их соблюдение способствует эффективной деятельности всего государственного аппарата.

  2.  Государственные служащие - это категория граждан, которые выполняют работу по руководству, выработке необходимых решений, подготовке информации и т. д. в аппарате государственного управления. Данные функции, они осуществляют в рамках определенных должностей в государственных органах, учреждениях.

Таким образом, государственным служащим является гражданин Республики Казахстан, занимающий оплачиваемую государственную должность и в соответствии с законодательством осуществляющий должностные полномочия от имени государственного органа в целях реализации задач и функций государства.

В соответствии с Законом, Указами Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999 года № 317 и № 318 утверждены Реестры должностей политических государственных служащих и Правила порядка наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих, а также Реестр должностей административных государственных служащих и Перечень категорий административных государственных служащих.

Под Реестром государственных должностей понимается перечень государственных должностей. Реестры имеют значение, прежде всего, для учреждения государственных должностей, их систематизации.

Реестр должностей административных государственных служащих, как уже отмечалось выше, подразделяется на 5 категорий.

Группа категорий А.

Администрация Президента Республики Казахстан.

Советник Государственного секретаря

Советник Руководителя Администрации

Помощник Государственного секретаря

Помощник Руководителя Администрации

Помощник Секретаря Совета Безопасности

Заведующий сектором, главный эксперт

Консультант, старший эксперт

Старший референт

Эксперт

Референт

Старший специалист

Специалист

Группа категорий В.

Аппараты Палат Парламента

Канцелярия Премьер - Министра

Аппарат Верховного суда

Аппарат Конституционного Совета Республики Казахстан

Управление Делами Президента Республики Казахстан

Руководитель структурного подразделения

Заместитель руководителя структурного подразделения

Помощник, советник Премьер - Министра

Главный инспектор Канцелярии Премьер - Министра

Помощник, советник Председателя Палаты Парламента

Помощник, советник Председателя Верховного Суда

Помощник, советник Председателя Конституционного Совета

Главный консультант аппарата Верховного Суда

Заведующий сектором

Помощник, советник Заместителя Премьер - Министра

Помощник Руководителя аппарата Палаты Парламента

Помощник заместителя Председателя Палаты Парламента

Помощник, советник Руководителя Канцелярии Премьер - Министра,

Управляющего Делами Президента Республики Казахстан

Помощник члена Президиума Верховного Суда

Консультант

Референт

Старший специалист

Специалист

Группа категорий С.

Органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Центральные исполнительные органы

Центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства

Ведомства центрального исполнительного органа1

Областные, районные территориальные органы2

Директор Департамента

Посол по особым поручениям МИД Республики Казахстан

Заместитель директора Департамента

Генеральный консул Республики Казахстан и др.

Группа категорий D.

Аппараты акимов областей, районов, поселков, аулов (сел)1

Аппараты маслихатов областей, районов

Аппараты судов областей, районов

Руководитель областного аппарата

Заместитель руководителя областного аппарата

Заместитель акима района

Руководитель структурного подразделения областного аппарата

Помощник, советник, главный инспектор акима области

Руководитель районного аппарата2

Секретарь судебного заседания районного аппарата

Специалист поселкового, аульного (сельского) аппарата и др.

Группа категорий Е.

Местные исполнительные органы

Руководитель областного органа

Заместитель руководителя областного органа

Начальник отдела областного органа

Руководитель районного органа

Специалист районного органа и др.

В соответствии со ст.1 Закона государственным служащим является гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

К государственным служащим не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственных органов. Перечень таких лиц установлен Правительством.

Это - секретари, служащие охраны, делопроизводители, курьеры, операторы, экспедиторы, стенографисты и т.д.

В соответствии с Законом государственные служащие классифицируются на два вида: политические государственные служащие и административные государственные служащие.

К политическим государственным служащим относятся государственные служащие, назначение (избрание), освобождение и деятельность которых носит политико-определяющий характер, который несет ответственность за реализацию политических целей и задач.

К административным государственным служащим относятся государственные служащие, не входящие в состав государственных служащих осуществляющих должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе.

В зависимости от характера полномочий, определяющих степень участия служащих в осуществлении государственно-властных функций - в юридической литературе принято выделять два вида государственных служащих: руководители и специалисты.

Руководитель - это государственный служащий, занимающий государственную должность, связанную с непосредственным осуществлением задач и функций государственных органов. Руководитель – это, прежде всего, должностное лицо.

Специалист - это государственный служащий, имеющий необходимое профессиональное образование и способствующий выполнению задач и функций государственного органа в рамках занимаемой государственной должности.

В системе государственных служащих выделяется особая группа государственных служащих - должностные лица. Согласно ст.1 Закона должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

Согласно ст.13 Закона, лица, поступающие на государственную службу должны отвечать следующие требованиям:

1) обладать гражданством Республики Казахстан;

2) быть не моложе 18 лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством Республики Казахстан;

3) обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.

При поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообложения.

Общие положения о равном праве на поступлении на государственную службу не исключает некоторые ограничения, которые установлены п.4 ст.10 Закона.

В соответствии с ней, на государственную службу не может быть принято лицо:

1) признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) лишенное судом права занимать государственные должности в течении определенного срока;

3) в соответствии с заключением медицинского учреждения имеющее заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующих должностей установлены в квалификационных требованиях;

4) отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах;

5) которое в течение года перед поступлением на государственную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения;

6) на которое в течение года перед поступлением на государственную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

7) имеющее судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законодательством порядке.

Непредставление или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную службу.

Иллюстративный материал: (схема, таблица, видео фильм, видеосюжеты)

Литература:

  1.  Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.)
  2.  Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении» от 23 января 2001 г.
  3.  Закон Республики Казахстан “Об общественных объединениях” от 31 мая 1996 г.
  4.  Закон Республики Казахстан «О политических партиях» от 15 июля 2002 г.
  5.  Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 г.
  6.  Административное право РК: Учебник / Отв. ред. А.А.Таранов. – Алматы, 1998.
  7.  Турлаев А.В., Бакирова А.М. Основы права. – Караганда, 2008.

Контрольные вопросы (обратная связь):

  1.  Понятие, задачи государственной службы
  2.  Принципы государственной службы
  3.  Категории государственных служащих


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27752. Психолого - педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями 39.13 KB
  В процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Поэтому эмоциональноположительное взаимодействие ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи внимания памяти целенаправленной деятельности эмоциональной сферы мышления и сознания. Специальные исследования показали что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не изза отсутствия материального ухода а являются следствием недостаточности эмоциональных...
27753. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 23.81 KB
  Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. СМИ являются также источниками пошлой информации порнографии. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение можно выделить несколько позитивных моментов: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий таким образом удаляя информационный голод средства массовой информации повышает общую в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и...
27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...
27755. Сущность социальной педагогики 18.67 KB
  Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...
27756. Принцип. Основные принципы и их применение 26.32 KB
  Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...
27757. Принцип гуманизма 16.95 KB
  Гуманность человечность идеал различных направлений гуманизма его целью является развитие ценностных способностей чувств и разума человека высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие гуманизация широко используемое в наше время подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения признание ценности человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей...
27758. Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода) 13.72 KB
  Сущность принципа заключается в том что социальнопедагогическая деятельность ориентируется строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта его социальной обусловленности и в его интересах. Этому способствует начальная первичная диагностика стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;...
27759. Принцип социальной обусловленности 13.81 KB
  Данный фактор имеет место при:организации социально-педагогической деятельности любая деятельность осуществляется на определенном фоне; социально-педагогической экспертизе работы учреждения в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой;социально-педагогической экспертизе технологии ее соответствия требованиям учреждения;социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; экспертизе...
27760. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 20.86 KB
  в книге Теория социализации употребил его в значении близком к современному развитие социальной природы или характера индивида подготовка человеческого материала к социальной жизни. говоря о социализации почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Анализ многочисленных концепций социализации показывает что все они так или иначе...