72299

Выявление условий и форм внеклассной работы, способствующих повышению качеств знаний учащихся

Дипломная

Педагогика и дидактика

Цель работы: выявить условия и формы внеклассной работы способствующие повышению качеств знаний учащихся. Гипотеза: использование внеклассной работы по физике способствует повышению качества знаний учащихся. Задачи квалификационной работы: дать психолого-педагогическое обоснование внеклассной работы...

Русский

2014-11-20

61.99 KB

4 чел.

Введение

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки. Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». Потребность усовершенствования школьного образования обусловили интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения. »  (В. А. Сухомлинский)

Главной задачей школы на сегодняшний день, это воспитать у учащихся осмысленное отношение к труду, развитие у них необходимых практических умений, навыков и компетенций, а также желание к самостоятельному овладению знаниями, к интересу в исследовательской деятельности и др.

В федеральном законе «об образовании» Российской Федерации глава 10 «Дополнительное образование»  статья 75 утверждает, что дополнительное образование школьников должно быть направлено не только на формирование и развитие творческих способностей учащихся, но и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Так как дополнительное образование школьников помогает не только обеспечивать их адаптацию к жизни в обществе, а также профессиональную ориентацию, но и существенно выявляет и поддерживает детей, у которых проявляются выдающиеся способности. Кроме этого дополнительные общеобразовательные программы для учащихся должны учитывать все возрастные и индивидуальные особенности школьников. Поэтому необходимо организовывать для учащихся дополнительную образовательную среду, внеклассную деятельность  учащихся по разным направлениям.

Безусловно большое значение в развитии всесторонней личности  имеет значение школьная дисциплина  физика. Изучение теории, решение задач, лабораторные и практические занятия, проектная  и исследовательская работа на уроках физике позволяют овладеть глубокими  знаниями учащихся о природе, а также сформировать их научно-материалистические взгляды.  В процессе преподавания физики у учеников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, активность, самостоятельность развивается любовь к природе и др.

Но урок имеет один  недостаток: он ограничен во времени и  зачастую не допускает отвлечений от темы урока, даже когда класс интересуется  каким- либо жизненно важным вопросом, но на это нет времени, т.к. есть установленные рамки плана и программы. А на  внеклассном занятии  учитель может быть более  свободен и креативен.

Поэтому в развитии научно- познавательного интереса учащихся к физике значительное  место должно отводится внеклассным занятиям. Специфика внеклассной работы состоит в том, что такая работа формируется уже с учетом интересов и наклонностей школьников. Внеклассные занятия по физике дают педагогу огромные возможности для развития активной творческой деятельности школьников.

Формирование  интереса – это этап, который включает в себя не только эмоциональные, интеллектуальные и волевые элементы, но также деятельность учащихся  в определенном и последовательном сочетании и взаимосвязи.

Следует так же отметить, что интересы учеников очень широки и разнообразны. Они могут зависеть, как от индивидуальных особенностей учащихся, так и от влияния внешних факторов (школы, семьи, товарищей, радио, среды обитания, телевидения и т.д.). Такие интересы могут отличаться не только по характеру, но и по интенсивности, длительности, стойкости и даже направленности. Нередко такой  интерес у школьников приобретает характер склонности.

Дальнейшему развитию интереса к физике, как к предмету формируют внеклассные занятия. Особенно если такие занятия способствуют и побуждают учеников к практическому применению приобретенных знаний (например, при проведении опытов на школьном учебном оборудовании, при проведении наблюдений и т.д.), к творческому поиску, к чтению научно-популярной литературы по физике, участие в проектной и исследовательской деятельности, конференциях и так далее.

Так же могут в большей мере способствовать нетрадиционные формы внеклассной деятельности (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), которые позволяют качественно повысить  практические умения школьников, навыки самообразования расширить их кругозор и формировать компетенции.

Поэтому темой квалификационной работы выбрали: «Роль внеклассной работы в повышении качества знаний учащихся»

Цель работы: выявить условия и формы внеклассной работы, способствующие повышению качеств знаний учащихся.

Гипотеза: использование внеклассной работы по физике способствует повышению качества знаний учащихся.

Задачи квалификационной работы: дать психолого-педагогическое обоснование внеклассной работы; выявить  классификации форм внеклассной работы по физике; показать пути  повышения качеств знаний по физике через использование внеклассной работы; определить виды внеклассной работы по физике и примеры ее организации; найти пути повышения качества знаний по физике во внеклассной работе учителя.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.                    

                                1.1Психолого-педагогические  обоснования внеклассной работы.

Внеклассная работа является основной неотделимой частью образовательного процесса, которую должен осуществлять учитель в школе. Такая работа должна осуществляться не только со школьниками, уже проявляющими повышенный интерес к изучению физики и техники, но главным образом формировать интерес к предмету, к учению вообще и  развитию способностей у большинства учеников.

Считают, что одним из средств создания мотивации учащихся является внеклассная работа. Где неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе, является организации досуга и свободного времени школьников.

Рассмотрим определения разных авторов внеклассной работы. Так как из них некоторые  считают, что внеклассная работа  это учебно-воспитательный процесс, который должен реализоваться во внеурочное время, сверх учебного плана и обязательной программы коллективом педагогов и учащихся. А также  работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.  ( Проблемы  методики преподавания. / Верзилин Н.М 1983г ) [12]

Другие же считают, что внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.( Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова 1960г ) [15]

По мнению Ш.А. Амонашвили, внеурочная работа должна быть составной частью учебно-воспитательного процесса школы и являться одной из форм организации свободного времени школьников. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей. (Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А 1990 г) [12]

Внеурочная  работа прежде всего понимается преимущественно как деятельность, которая организуется с классом, группой учащихся обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей  в содержательном досуге ( вечера, праздники, походы, дискотеки), а также участие школьников в самоуправлении  общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Такая работа позволяет учителю выявить у своих воспитанников  потенциальные возможности и интересы, помочь подопечным их реализовать.( Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования учащихся в общеобразовательных учреждениях).

Внеклассная (внеурочная) деятельность учащихся – это такая организация на основе, которой вариативная составляющая базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличается от урочной системы обучения: кружки, экскурсии, секции, олимпиады, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, круглые столы, поисковые и научные исследования и т.д; занятия по направлениям внеучебной деятельности школьников, которые позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [14]

В методико-педагогической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа». В начале 90-х годов стал появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной». Одной составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, является внеурочная и внеклассная работа. Одна из форм организации свободного времени учащихся.  Внеклассная работа  дореволюционной  России, проводилась  учебными заведениями в виде занятий творчеством, организации тематических утренников и др. Основное развитие внеклассная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. Педагоги того времени, как: А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока- Росинский и др. рассматривали внеклассную работу,  как обязательную часть воспитания индивида, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. [1]

Позднее в некоторой учебно-методической литературе и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое равносильно определению - «внеурочной деятельности».

Внеурочные учебные занятия, это различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Главной задачею внеклассных внеурочных занятий является деятельность связанная, с уроками, с выполнением домашних заданий,  подготовкой докладов, сообщений, рефератов для выступления в классе, с проектно –исследовательская деятельность и д.р. Другая  часть внеклассных внеурочных занятий  связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное время от изучения школьных дисциплин . Это кружки, факультативные занятия,  секции, индивидуальные занятия творчеством, которые призваны удовлетворять разнообразные интересы школьников в поиске образовательной и самостоятельной деятельности по своему выбору.

В настоящие время внеклассная работа по школьным предметам входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного обучения имеет свои тенденции. В своей работе учителя  стараются учитывать воспитательное, общеобразовательное, практическое и развивающее значение внеурочной работы в деле воспитания и обучения учащихся в школе, т.к. педагоги стараются уделять ей огромное внимание. Не многим учителям предметникам известно, что во внеклассной работе, заложен огромный потенциал. Такая работа способствует  развитию и повышению устойчивого интереса школьников к предмету, повышает  уровень  их практических знаний,  умений и навыков ,воспитывает у учащихся и  развивает их мировоззрения, воображение, память, мышление и внимание, так же формирует у них самостоятельность, активность, организованность, точность и аккуратность в выполнении порученных заданий и многое другое. Внеклассная работа развивает у учащихся следующие компетенции:

1.Ценностно-смысловые компетенции- это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами учащихся,  способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать самостоятельные  решения.

2.Общекультурные компетенции. Где круг вопросов, по отношению к которым школьник должен быть хорошо осведомлен, а также обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.

3.Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций школьника в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы методологической, логической и  общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4.Информационные компетенции, при помощи реальных объектов (телевизор,  компьютер) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формирует у школьников умения самостоятельно отбирать, искать и анализировать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5.Коммуникативные компетенции – включают в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6.Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности.

7.Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки у учащихся.

В наше время, когда школа меняется (объединение школ, создание комплексов и др.) наблюдается спад интереса учащихся к учению, поэтому внеклассная работа, являющая неотъемлемым продолжением и дополнением урочной работы.  Должна помочь увидеть школьникам всесторонние  возможности изучаемого школьного предмета и дать понять, что они изучают его «для себя, а не для школы». Своими познавательными формами внеклассная работа вызывает эмоциональный настрой, который может быть мощным рычагом мотивации учения.

Необходимо учитывать технологию развивающего обучения Л.Занкова, которую можно применить и к внеклассной работе. Согласно его концепции общие развитие можно толковать как развитие интелектуальных способностей учащихся. Где основными критериями при определении его уровня были развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий и умений. Внеклассная работа обеспечивает наивысшую эффективность обучения школьников, что является предпосылкой для их общего развития . Технология Л.Занкова предусматривает участие школьников в различных видах деятельности, использование в преподавание дидактических игр, дискуссий, а также методов, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти и речи. Такая технология показывает свою эффективность на всех этапах организации процесса обучения и прежде всего в развитии психических функций школьников.[7]

Внеклассная работа по физике способствует умственному развитию у учащихся, характеризующее сочетание знаний, умений и набором умственных действий, которые формируются в процессе приобретения этих знаний. По мнению современных психологов М.Н. Шардакова и В.В. Давыдова, которые доказывают, что уровень мыслительной деятельности может определяться содержанием знаний и умений, которые педагог дает детям. Уровень умственного развития является основой, базой для усвоения новых знаний.  А так же по мнению К.М. Гуревича и Е.И. Горбачевой, одним из признаков умственного развития считается направленность, избирательность по отношению к различным видам деятельности.[11]

Процесс организации внеклассной работы в школе нужно рассматривать как систему, которая включает объединение взаимодействующих и взаимосвязанных организационных методов, форм и видов внеурочной деятельности, связанных общими целями. В формировании такой системы необходимо  учесть преемственность различных возрастных этапов и  овладения новым материалом, коммуникативной деятельностью.

Уровень основной подготовленности  учеников и их психофизиологические особенности определяют отбор содержания, форм и методов внеклассной работы по предмету, а также характер взаимоотношений педагога и учащегося. В планировании и проведении внеклассной работы по предмету нужно принимать во внимание, ее значимость и эффективность, которая может быть только в том случае, если каждое её проводимое  мероприятие органически вливается в учебно-воспитательный процесс школы и  способствует развитию творческих, интеллектуальных способностей и компетенций учащихся.

В создании разнообразной  педагогической системы существует неразрывное соединение между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса.

Исследованием этой проблемы, то есть организации внеклассной работы по предмету занимались И.Я Ланина, А.В.Усова, А.И. Никишов и др. Они  считали, что цели организации внеклассной работы требуют решения задач к которым относят следующее: развитие устойчивого и познавательного интереса к предмету; связь изучаемого предмета с жизнью; расширение и углубление  содержания школьного предмета;  развитие способностей учащихся; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; профессиональная организация внеклассной работы по предмету; совершенствование знаний,  умений и навыков использования различных источников информации.

Однако Верзилин О.Н. считает, что итоговые цели и задачи внеклассной работы по предмету могут быть изменены и конкретизированы педагогом в соответствии с возможностями и спецификой предмета.

В научно- методической литературе определяют следующие цели внеклассной работы:

1.Развитие творческих способностей, самообразование навыков и умений;

2. Расширение и углубление знаний и умений учеников;

3.Формирование диалектико-материалистического мировоззрения,  глубокого и устойчивого интереса, физического мышления;

4.Воспитание у учащихся умения сочетать индивидуальную работу с коллективной .

5.Создание актива школьников, оказывающего помощь педагогу в оборудовании кабинета физики, в занятиях с отстающими, в выпуске стеной печати и т.д.

Цель внеклассной работы направляет деятельность школьников только в том случае, если они будут совпадать с их личностными интересами и установками. Если  же несовпадения целей внеклассной работы на каком – то её конкретном этапе с целями ученика и отсутствие у него мотивов деятельности, то тогда вся эта система оказывается формальной, так как не принимается учащимися и не воздействует на них.[12]

Качество и результат выполнения такой деятельности зависит от побуждения и потребностей школьника, его мотивации; так как мотивация может вызывать целеустремлённую активность, определяющую как выбор средств и приемов, так и их упорядочение для достижения общей цели. Такая мотивация может является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если нет результата, то  мотивация исчезает, и это может негативно сказаться на учебную деятельность учащихся, поэтому важно, чтобы внеклассная работа развивала и концентрировала у школьников потребность не только в познании, но также в накоплении социального опыта, в самопознании, в саморазвитии и самосовершенствовании.

На данном этапе, чтобы организация внеклассной работы была именно такой, необходимо  этот процесс обеспечить психологически. Такое психологическое обеспечение сводится; во-первых, к развитию у каждого учащегося соответствующей потребностно - мотивационной сферы его деятельности, а во-вторых; эмоционального окрашивания и насыщения этой деятельности. Психологическое обеспечение означает, что внеклассная работа должна быть, так организована педагогом и проводиться таким образом, чтобы обеспечить мотивацию и положительное отношение к ней. Поэтому проводимая внеклассная работа по предмету должна изменить личное отношение ученика к нему. Необходимо также учитывать, что при планировании и проведении внеклассной работы учитель часто сталкивается с такой проблемой, каким мероприятиям или занятиям отдать набольшее предпочтение. Ведь предложенный педагогом вид деятельности должен быть не только привлекательным для учащихся, и  не вызывать переутомления, но также не должен быть однообразным и скучным.

В подготовке  запланированного такого мероприятия необходимо выделить ряд этапов:

1.Постановка и изучение воспитательных задач. Этот этап направлен на последовательное изучение особенностей воспитанников и коллектива класса для наиболее плодотворного воспитательного воздействия и определение популярных для сложившихся в классе конкретных ситуаций воспитательных задач.

2. Моделирование предстоящей внеклассной работы включает в себя то, что учитель должен создать в своем воображении образ определенной формы и метода работы. При этом следует учитывать в качестве ориентиров цель, функции и общие задачи внеклассной работы.

3. Реализация модели на практике направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проводимой работы должен быть направлен на сравнение модели с реальным воплощением, а также выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий.

Такие этапы очень важны для постановки воспитательных задач, содержания и форм планирования дальнейшей внеклассной работы. В основе деятельности такой системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих как содержание, формы, методы , так и направление педагогического содействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Наиболее весомыми принципами внеклассной работы являются следующие:

1.Принцип связи с жизнью. Реализация, которого позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы с условиями деятельности и жизни школьника;

2.Принцип коммуникативной активности. Коммуникативность во внеклассной работе несколько отличается от коммуникативности на уроке. Эта работа проводится в основном с использованием уже сформированных знаний, умений и навыков, что способствует их дальнейшему формированию, самореализации;

3.Принцип добровольности . Внеклассная работа носит добровольный характер и трудности в ее подготовке, проведении обусловливают необходимость от педагога разработки мер комплексной мотивации личности, соблюдение всех требований к содержанию, формам и методам работы педагога;

4.Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся;

5.Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы;

6.Принцип разнообразия форм и видов;

7.Принцип занимательности;

8.Принцип массовости;

9.Принцип учета уровня подготовленности учащихся и преемственности с уроками изучаемого предмета.

Во внеклассной работе, так же как и на уроке, необходимо учитывать и стараться добиваться от школьников сознательного применения знаний, умений и навыков. Но при этом следует избегать перегрузки во внеклассной работе, установление тесной связи с уроками. Преемственность между урочной и внеурочной работой, должна не только стимулировать деятельность школьников, за счет повышения готовности участвовать в ней, но также объединять мотивы учебной и внеучебной деятельности. Тем самым проявить уникальную возможность практически применять знания, умения и навыки по близкой к изучаемой программе теме на практике. Результатом такого соблюдения преемственности должно является не только закрепление и совершенствование полученных на уроке знаний, умений и навыков, но и развитие потребности у учеников в общении вне урока. Однако следует помнить, что такая  преемственность урока и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не должна дублировать тему, формы и методы работы.

10.Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Такой принцип в определённый момент подразумевает обучение, которое совпадает с наиболее противоречивым и трудным в воспитательном отношении периодом. Этот принцип  может характеризоваться стремлением подростков к взрослости, самостоятельности и недостаточными возможностями (мал кругозор, несовершенны познавательные и практические навыки, не развито умение критически оценивать свои силы).

А вместе с этим происходит интенсивное развитие понятий, идеалов, убеждений, развитие морально - нравственного сознания и самосознания. Старшие учащиеся очень чувствительны к шаблонности и формализму в работе.  Это обязывает педагога тщательно относиться к содержательной наполняемости внеклассной работы -выбору тем , составление программ и конспектов, материалов внеклассных мероприятий, постановке задач и т.д. Педагогу необходима особая тактичность в оценке достигнутых результатов деятельности учащихся, создание таких условий для удовлетворения потребности в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном самоусовершенствовании. Со стороны взрослых, крайне важен контроль, который должен быть под постоянным и твёрдым руководством педагога, но в то же время следует избегать мелочной опеки, назойливости и навязчивости, грубых требований и категоричных распоряжений.

Чтобы установить деловой, доверительный и эмоциональный контакт с учащимся, нужно говорить с ним как с равным партнёром, считаться с его обостренным чувством собственного достоинства, проявлять свой интерес и уважение к его личности. Необходимо помнить и учитывать при разработке и планировании внеклассной работы, что интересы школьников очень широки, либо наоборот неустойчивы, поверхностны, иногда даже в ущерб учебным занятиям. Лишь только к концу 9-го класса начинают появляются первые попытки самоопределения, размышления о своем будущем. Старшего учащегося может заинтересовать игры в пресс-конференцию, различные соревнования и конкурсы, ролевая игра.

Формирование конечной цели обучения, а именно дальнейшее её совершенствование на базе механизма восприятия и порождения высказывания, расширение сфер обучения подростков путем включения новых тем, форм, методов и технологий предлагает усиление дифференцированного и индивидуального подхода к школьникам и более строгий учет их интересов. Именно на таком этапе школьников, привлекает практическая сторона.

1.2 Классификация форм внеклассной работы по физике.

Содержание внеклассных занятий, методы, технологии и формы организации должны быть всегда увлекательны и  интересны самим учащимся. Любое дело, которое организует педагог со школьниками, принесет  им полное удовлетворение тогда, когда оно опирается на потребности  самого учащегося, если оно находит отклик в его переживаниях, положительных эмоциях, чувствах. Выполнению такого требования во внеклассной работе должны содействовать элементы занимательности, которые необходимы для здоровья и отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но будет не правильно, если основывать внеклассную работу только на принципе  занимательности.

Внеклассная работа по физике должна развивать и совершенствовать личность школьника, а не развлекать его. Особое значение необходимо придавать самостоятельной работе школьников по физическому эксперименту, как наиболее популярной и интересной для них формы работы.  Внеклассная работа может отличаться по формам в зависимости от количества участников и от периодичности проведения таких занятий. Существует фронтальная, групповая и индивидуальная формы внеклассной работы по физике. А так же различают следующие классификации форм внеклассной работы по физике:

Периодичность проведения таких занятий ограничивается рамками одного учебного года, т. е. на период, который большинство педагогов планируют внеклассную работу. Но при этом нет большой грани между систематической и эпизодической внеклассной работой. Следовательно систематические формы, могут превращаться в эпизодические и наоборот - это зависит от увлеченности самих подростков. Но вследствие сложности и масштабности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели физики, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями, которые проводят в течение года.

При систематической форме внеклассной работы нужно, рассчитывать на  длительную более углубленную работу с постоянным или меняющимся составом школьников: кружки, лекторские группы и так далее. Такую форму работы возможно разделить на фронтальную, которая проводится с большим составом участников и групповую (кружковую), в которой принимает участие небольшое количество участников, а так же индивидуальную работу с отдельными школьниками.

Эпизодическая форма внеклассной работы, наоборот рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий: это - вечера,  олимпиады, конференции. В такой работе также нужно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по физике. Эпизодическая и систематическая формы внеклассной работы по физике заключают в себя групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся), массовую и индивидуальную формы работы. Такие формы внеклассной работы непременно должны находиться в тесной взаимосвязи между собой.

Массовые формы внеклассной работы –  физические олимпиады, КВНы, неделя физики, научно-практические конференции, тематические вечера и  встречи с учеными.

К групповым формам внеклассной работы можно отнести:  кружки, факультативы, экскурсии, которые могут охватывать группу учащихся от 30–35 человек до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы наиболее характерна активная деятельность каждого ученика.

Индивидуальная внеклассная работа по физике существенно отличается от групповой. Во-первых, такая работа заключает в себе роль исполнительского характера; педагог может предложить подготовить доклад по плану,  изготовить пособия и так далее. Для этого рода работы нужен незначительный элемент творческой деятельности. А так же индивидуальная работа должна носить исследовательский характер.

В зависимости от целей и содержания формы у внеклассной работы могут быть различными. Необходимо только, чтобы любая её форма организации внеклассной работы более полно раскрыла развитие познавательных  интересов и способностей подростков. Особенно важно обеспечение комплексного сочетания различных форм внеклассной работы в целесообразной последовательности. Что повышает уровень и интерес учащихся к предмету, тем самым развивать их творчество.

1.3 Пути  формирования и развития внеклассной работы по физике.

Что может заставить школьников размышлять, начать задумываться над тем или иным физическим заданием, вопросом, задачей, когда такие  задания вовсе не являются для него обязательными и во всяком случае не принуждение. Известно, что принуждение может лишь только угнетать, а не в коем случае возбуждать мыслительную деятельность школьника. Не всегда мысли ребенка могут активировать и словесные убеждения и просьбы. Считают, что наиболее главным источником побуждения ученика к умственному труду на внеклассных занятиях может и должен послужить его интерес к предмету. Поэтому педагогу необходимо искать и находить такие средства и способы возбуждения интереса школьников к физическим и логическим заданиям, которые он предложить в процессе внеклассного занятий. Вызванный интерес у школьников к отдельным заданиям, к физике вообще послужит большим стимулом для их участия в выпуске физической газеты, создания физического уголка, активного участия в физических викторинах, экскурсиях и т.д. Но может произойти и обратное влияние, если педагог нерационально участит интересные физические экскурсии, викторины, выпуски газет, на которых предлагается занимательные упражнения, помогающие возбудить интерес к самой физике. Чтобы возбудить необходимый интерес к такой работе, прежде всего нужно постараться привлечь внимание школьников не только к каким-то ее желаниям, но и вызвать у учащегося удивление. У подростков удивление может возникнуть тогда, когда они видят, что сложившееся ситуация не совпадает с ожиданием. Если при этом нужно, что бы такое  удивление было тесно связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно может, превращается в приятное удивление. При непродуманной ситуации может быть и наоборот: возникнут неприятное удивление. Поэтому обязательно нужно создавать на начальной стадии организации внеклассной работы по физике ситуации для приятного удивления. Необходимо также учитывать, что удивление вызывает более сосредоточенное и острое  внимание. Такое необходимое удивление должно непосредственно соседствовать с любопытством и  помогать возбуждать активную мыслительную деятельность школьников. Привлекать тем самым их внимание к внеклассному занятию по физике, можно различными средствами: красивым оформлением школьного кабинета, в котором могло бы сочетаться удивительный и знакомый учащимся мир сказок с таинственным миром физики, а также необычными вступительными словами педагога, создавшего  ситуацию таким образом, в которую включены любимые герои. Разве это не может привлечь внимание школьников и не вызвать у них радостное удивление? Вызвать таким образом удивление и интерес у школьников помогают также занимательно сформулированные вопросы, задачи, ребусы, логические упражнения. Такой интерес, как и другой вид эмоционального состояния, может иметь на лицах подростков явное выражение в их  словесных откликах, поведении. По таким внешним признакам педагог всегда может судить о том, вызван ли у детей интерес к данному виду внеклассной работы или нет. Однако, иногда приходится сожалеть, что некоторые педагоги на своих внеклассных занятиях в моменты повышенного интереса у школьников, во время вдохновенной  мысленной  их работы, которое сопровождается внешним их возбуждением, бывают слишком строги к поведению подростков, стараясь заглушить в зародыше естественное внешние проявление учащимися своих чувств. В результате этого у школьников может не сохраниться те удовольствия, те чувства, которые возникли у них на внеклассном занятиях. С полной уверенностью можно сказать, что  при соблюдении  определенной меры на внеклассных занятиях можно допускать более свободным их внешние проявлением. Только тогда у школьников дольше сохраняется тот заряд интереса, который может возникнуть во время внеклассной работы, и послужит стимулом к участию в последующих видах данной работы. Доказано, что значительно лучше и  скорее , а самое главное прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызванные живыми и яркими чувствами, чем те которые оставили человека равнодушными. Привлекать внимание детей и вызывать их удивление это лишь начало возникновение интереса, и добиться которого сравнительно легко; труднее всего удержать этот интерес  к внеклассной работе по физике и сделать его достаточно устойчивым. Необходимо отметить, что в выше изложенном мы отмечали прием для сохранения дальнейшего и устойчивого интереса к внеклассной работе по физике в котором необходимо, чтобы дети не растеряли те чувства и удовольствия, возникшие у них на занятиях. Но это лишь только один из таких приемов. Поддерживая различными приёмами интерес, нужно постепенно воспитывать: вначале интерес  непосредственно к самой деятельности во время внеклассного занятия, затем чтобы этот интерес перерос к самой физике, как науке, интерес к процессу самой мыслительной деятельности и к новым знаниям в области физики. Такой процесс сложный и длительный, а его результат зависит главным образом от мастерства самого педагога. В этом процессе нет готовых рецептов. Однако существуют некоторые общие положения, которые не новы, но которых следует придерживаться в процессе воспитания интереса к физике на практике. Организуя таким образом внеклассную работу по физике нужно добиться максимальной деятельности каждого учащегося  организаторской, трудовой и  особенно  мыслительной для выполнения всевозможных заданий. Необходимо также учитывать, чтобы каждый из школьников представлял себя или был действительно активным участником той ситуации, которую организовал педагог. Материал, который излагается педагогом  или отдельными учащимися, должен быть понятен каждому ученику, иначе он не сможет вызвать интерес, так как будет лишен всякого смысла. Для поддержания такого интереса во всяком новом должны быть определенные моменты старого известного школьникам. Только при установлении связи нового и старого возможны проявления сообразительности и догадки. По отношению к большинству участников внеклассной работы по физике необходимо для выполнения заданий предусматривать оптимальное равновесие между новыми и старыми знаниями и умениями. Применение только старых знаний и умений или только новых снижают интерес к таким заданиям. Наиболее пропорциональное соотношение между знаниями и умениями создают условие для более достаточного и длительного сохранения устойчивого интереса школьников к физическим заданиям. Чтобы облегчить переход от известного к неизвестному в процессе внеклассных занятий по физике, наиболее целесообразно также использовать различные виды  наглядности: такую предметную наглядность, символическую и представления по памяти,- исходя из того уровня развития в сознании школьников, на котором находятся соответствующие физические  понятия.  Особенно осторожно и умело, а самое главное вовремя надо использовать воображение школьников. В поддержании устойчивого интереса к внеклассной работе по физике и к самой физике необходимо проводить систематически, а не от  случая к случаю. На таких занятиях должны постоянно возникать короткие и доступные для понимания школьников вопросы, загадки, кроссворды, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учеников. Педагог всегда может выявить тягу возникновения интереса к физике. Она выражается  в этой настойчивости, которую проявляют учащиеся в процессе решения различных заданий, связанных с разрешение физической проблемы. [1]

1.3 Виды внеклассной работы по физике и примеры ее организации.

А) Занимательная физика в минутах отдыха и на групповых занятиях после уроков.

Ещё давно установили, что некоторые упражнения из занимательной физики, физические игры могут доставлять учащимся такое же удовольствие, но так же служить средствами разумного отдыха, как и элементы занимательного материала, связанные со спортом, литературой и другими областями науки и искусства. Нужно только умело подбирать задания по физике, чтобы они вызывали интерес. Главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физике – это возбуждение интереса к физике, как предмету. Для решения такой задачи полезно использовать на уроках минуты занимательной физики. Обычно с них и зарождается такой интерес учащихся к внеклассным занятиям по физике, желание участвовать в работе кружка, в выпуске газеты и других видах работы по физике. Когда и в каких условиях педагог может проводить минуты занимательной физики? Для этого могут быть использованы: отдельные моменты во время прогулки с учащимися, минуты  отдыха во время, походов, экскурсий и др. Так как речь идет о минутах занимательной физики, то для возбуждения и поддержания устойчивого интереса к заданиям, педагогу необходимо соблюдать следующие условия:

1.Быть похожими на обычные задания по физике;

2.Смысл заданий и упражнений должен быть понятен школьникам;

3.Решения заданий должны быть доступны каждому из присутствующих ребят;

4.Результаты должны получаться быстро, если необходимо вычисления, то они должны выполняться только устно.

Минуты занимательной физики, должны проводится эпизодически. Педагог может планировать такие минуты с поставленной целью, например возбудить у детей  интерес к организации кружка по физике, к выпуску газеты и т. д. В результате такого знакомства школьников с элементами занимательной физики в минутах отдыха может возникнуть устойчивый интерес к систематическому проведению групповых внеклассных занятий.

Групповые или фронтальные внеклассные занятия должны проводится после уроков, но не по своему содержанию, ни по форме они не должны быть похожи на занятия, которые организуются для отстающих учеников. При организации внеклассных занятий сразу же возникают проблемы: все ли ученики класса привлечены к этим заданиям или только добровольцы?  Нередко к таким занятиям привлекаются лишь самые подготовленные ученики, которые и так с интересом занимаются физикой. А со слабо подготовленными школьниками организуются лишь только дополнительные занятия, на которых повторяют ранее пройденный материал. Поэтому многим из них остается неизвестной увлекательная сторона  физики.

Исходя из главной цели групповых занятий во внеурочное время является повышение интереса школьников к физике. А слабо подготовленные дети находятся в такой ситуации, когда их интересы к тому или иному учебному предмету не определились, когда интересы только формируются. Поэтому к внеклассным занятиям по физике, нужно и будет полезно привлекать весь класс. Такую работу следует уже начинать с 7 класса. Исходя из этого следует, сделать вывод, что групповые внеклассные  занятия предоставляют собой такие занятия, которые проводятся педагогом после уроков со всеми учащимися своего класса. Каждое из таких занятий планируется педагогом в соответствии с требованиями повышения устойчивого интереса учащихся к физике и с учетом уже имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Усложнение содержания занятий нужно проводить последовательно, исходя из накопленных у учащихся знаний по физике и углублений выполнять упражнения и задания занимательной физики ( ребусы, шарады, загадки-смекалки и др.). Внеклассное занятие по физике могут быть тематическими, но чаще всего педагоги проводят комплексные занятия, материал которых непосредственно должен быть не связан с темами последних уроков по физике. Более частое проведение комбинированных уроков может объясняться тем, что на них можно использовать разнообразный материал , как по форме, так и по содержанию. Поэтому и сами занятия для школьников могут быть более интересными и разнообразными.

Поддерживание такого интереса у школьников на протяжении всего занятия способствует его организация. Каждое внеклассное занятие должно складываться  из трех частей:

1.вводной;

2.основной;

3. заключительной.

В вводной части школьники сразу же могли почувствовать необычность таких занятий, непохожими их с уроками. Школьникам предлагались ребусы, задачи в стихах, либо педагог в ситуацию вводил сказочных героев рассказов и сказок, от имени которых  предлагались различные задания физического характера.

В основную часть включались задания ,требующие более направленной мысленной деятельности учащихся, внимание и сосредоточенности. Учащийся решали различные  физические задачи, выполняли логические упражнения, решали задачи- смекалки и задачи –шутки.  Основным содержанием заключительной части занятия являлись загадки и физические и логические задачи. Полезно оканчивать занятие в тот момент, когда дети готовы повторять игру с увлечением.  Этим сохранив имеющие  желание  служат « зарядом интереса» к последующим внеклассным занятиям.

При проведении внеклассного занятия необходимо тщательно отбирать и продумывать применение наглядности. Наглядность должна быть не только занимательной, но и должна содействовать  пониманию детьми сущности решения того или иного вопроса, запоминанию деталей физического или логического задания.

В процессе таких занятий нужно обеспечить как индивидуальный, так и дифференцированный подход, при этом необходимо учитывать особенности отдельных учащихся, так как предлагаемые на них вопросы и задания могут быть направлены на воспитание внимания, памяти, выработку вычислительных навыков, расширение кругозора,  привитие интереса к решению задач и т.д.[1]

Б) Физическая газета и физические уголки в газете.

Физика, как наука содержит много занимательного, интересного и увлекательного, а по своему содержанию доступно пониманию школьников. Для расширения кругозора учащихся  по физике, для их ознакомления с любопытными фактами из области физики, с рядом занимательных задач и вопросов большую пользу может оказать физическая газета или соответствующий уголок в общешкольной или классной стенной газете.

Физическая газета при правильной организации работы с ней способствует повышению интереса школьников к физике как предмету, воспитанию у них физической смекалки и элементов логического  мышления, выработки навыков самостоятельного физического текста.

Физическая газета служит организатором кружков по физике, викторин, конкурсов и других мероприятий. Через газету освещают результаты различных сообразительных ребят, содержанию и решению отдельных конкурсных задач, указывают победителя из числа учеников.

Газета может помещать материал по физике для подготовки к конкурсу сообразительных, а так же освещать сами конкурсные вопросы, задачи , задания.

Газета будет пользоваться большой популярностью, если ее содержание будет отражать не только жизнь класса, но и его « физическую атмосферу».  Материал газеты может быть использован педагогом для проведения  разумного отдыха учеников в отдельные большие перемены. Опыты показывают, что интересно и красиво оформленная газета в течении ряда дней может служит центром внимания учащихся.

Стимулом для выпуска газеты по физике может послужить показ ранее выпущенной газеты, из которых полезно разобрать 1-2 занимательные задачи, загадки, ребусы и т.д.

При показе надо постараться вызвать у детей интерес не только к самой газете, но и к самой деятельности по выпуску газеты. Выпуском физической газеты может заниматься кружок, ранее организованный в школе или классе. Тогда она будет центром этого физического  кружка. Во всех случаях газета должна выпускаться под непосредственном контролем учителя. Практика показывает, что для выпуска газеты необходима постоянная редколлегия из 7-9 человек, либо временная-  только данного номера. Редколлегия сначала собирает и отбирает материал для газеты, это могут быть занимательные задачи, другие – физические ребусы и т.д. Подросткам нравится, когда в газете освещается отобранный ими материал, и когда газету оформляют сами школьники. Поэтому в оформлении газеты ученикам нужно помогать советами, направлять их деятельность в нужное русло, поправлять некоторые моменты. Самой ответственной  частью работы является письмо текста. Так как к письму текста следует допускать тех учащихся, у которых четкий , красивый, каллиграфический почерк. Черновые материалы должны быть написаны школьниками и тщательно проверены педагогом. Рисунки в газете тоже должны быть выполнены учениками.

В газету можно включать отдельные задачи, составленные школьниками и признанные педагогом, как оригинальные. Решение таких задач и примеров, других заданий, предлагаемой газетой, не должно занимать слишком много времени. Так как у учащихся может не хватить терпения на длительные обдумывания и выкладки. Тем более, что эти задачи для них не являются обязательными.

При отборе материалов для газеты следует ориентироваться не только на сильных учеников, но также на средних и слабых. Учет решения задач, взятых из газеты, позволит педагогу отметить и поощрить не  только тех, которые всегда активны, но и слабых учащихся, проявивших определенную сообразительность, возбуждая, тем самым у них интерес к физике. В  результате проведения различных фор классной и внеклассной работы по физике может возникнуть необходимость в том, чтобы наглядный материал, измерительные и другие инструменты и приборы,  стенные газеты, тетради, с составленными детьми задачами и прочие, сосредоточить внимание в классе в определенном месте. С этой целью может быть организован физический уголок.

Уголок – это не простое хранилище накапливаемых материалов, а отражение деятельности учащихся класса в процессе классной и внеклассной работы по физике, отражение те изменения, которые происходят в процессе такой деятельности. Физический уголок организуется и оформляется при активном участии учащихся. Работа школьников в уголке должна носить разнообразный характер:

1.В соответствии с изучаемым  материалом постепенно накапливается записанные в особую тетрадь задачи жизненного, познавательного характера, составленные самими школьниками. Такой сборник задач накапливается в уголке. За  накопление задач и оформление сборника несут ответственность определенные ученики.

2.Собирается папка с вырезками из газет и другими материалами по физике.

3.Ведётся сборник интересных физических сведений под название : « Знаете ли вы, что…» В котором накапливаются данные для чтения в газетах, журналах, книгах. В сборнике указывается не только интересные факты, связанные с физикой, но и записываются сами источники, откуда они получены, или просто к странице сборника приклеивается соответствующая вырезка.

4.В уголке могут вывешиваться красочно оформленные объявления с сообщениями о викторинах, олимпиадах, об учениках класса, ставших победителями физических  соревнований и др.

5.Также в физическом уголке  можно хранить и по необходимости выдавать различные инструменты, отдельные наглядные пособия для внеклассной работы.                                                                                                                      6. Периодически в уголке должны организоваться выставки: книг, лучших тетрадей,  наглядных пособий, изготовленных учениками физических газет.

Для рабочих уголков выделяют ответственных учеников, которые организуют дежурство. Они отвечают за различные разделы работы физического уголка, с помощью педагога составляют план работы, которые объединяются  в общий план работы уголка. В этом плане отражается:

1.когда и кто записывает в сборник новые задачи;

2.когда и кто оформляет альбом;

3. когда и кто проводит выставки;

4.сроки выпуска физической газеты и кто ответственный за своевременный выпуск.

План уголка находится в полном соответствии с планом классной и внеклассной работы по физике, который проводит учитель и школа в целом.[1]

В) Кружковая работа по физике.

В школе получили распространения различные предметные кружки в том числе и по физике. Для школьников присуще неудержимая любознательность, которую необходимо поддерживать и направлять в нужном потоке знаний.

Организация кружка по физике, как средство, которое содействует удовлетворению любознательности учащихся. И в данном случае одна из причин, вызывающих необходимость организации кружков. Физический кружок в процессе своей работы помогает расширить кругозор школьников в различных областях физики. Кружок по физике создаётся на добровольных началах. Но при этом следует учитывать, то обстоятельство, что в школе и в классе часто организуется несколько кружков и подростки стремятся принять участие сразу в нескольких из них. Педагог должен тактично предостеречь школьника, то есть посоветовать только некоторым учащимся включиться в работу физического кружка. При отборе учеников в кружок нужно учитывать их склонности, возможности и интересы. Целесообразно в кружок вовлекать не только самых способных и подготовленных ребят, но также постараться вызвать интерес к кружковой работе по физике и со стороны слабых и со стороны средних ребят. Уже в 7 классе можно создать кружок из ребят, проявивших интерес  к физике. Создавать такой кружок следует тогда когда у педагога, выработан план корректных мероприятий, к выполнению которых можно привлечь учащихся. Для школьников привлекательно не столько то, что они услышат, узнают новое на кружке, а то, что новые задания они будут  делать самостоятельно. На таких занятиях могут присутствовать не только его члены, но и все желающие.

Работу физического кружка следует проводить не чаще одного или два раза   в неделю, так как такие занятия требуют более тщательной подготовки как со стороны педагога, так и со стороны учащегося.

На  занятиях кружка надо отказаться от длительных докладов. Если у школьника большое сообщение, то его можно разделить на короткие рассказы, которые готовят несколько участников кружка. Но будет лучше, если такое изложение будет оформлено в виде инсценировки или презентации.

Участники кружка по физике  могут выпускать свою физическую газету или быть активными корреспондентами уголка общешкольной газеты. Итак, работа кружка по физике отличается от проведения внеурочных групповых занятий следующим:

1.В основу вовлечения школьников в кружковую работу должен лежать принцип добровольности.

2. Со стороны учащихся при подготовке и проведение занятий кружка должна проявляется значительно большая самостоятельность и инициатива. Внеурочные групповые занятия по физике, как правило, готовит и проводит сам педагог.

3.Методы, формы проведения занятий кружка по физике более разнообразны, чем методы и формы проведения групповых внеклассных занятий.

Г) Клубная форма внеклассной работы по физике.

В практике некоторых школ, часто может встречается особая форма внеклассной работы со школьниками именуемая клубом.

Такой клуб организуется в школе, где находятся несколько параллельных классов. Он может быть  создан специально для внеклассной работы только по физике или как форма, объединяющая внеклассную работу секций по различным предметам.

Педагоги рекомендуют несколько человек от каждого класса, которые могут быть членами этого клуба, при этом учитывают их склонности. Эти члены составляют его актив. В дни работы клуб могут посещать и другие учащиеся.

Клуб юных физиков работает по плану, который составляется педагогом, ведущим в нем основную работу, и утвержденному после свободного обсуждения на заседании штаба. Такой клуб  юных физиков работает ежедневно. В эти дни участники клуба могут собираться для выпуска физической газеты или подбора материалов к конкурсам, оформления соответствующих стендов и т.д.

В обычные дни работа клуба проводится под руководством старшеклассников, которые при этом получают консультацию у педагогов. Однако контроль за результатом работы участников клуба в эти дни осуществляет сам педагог, просматривая отобранный материал для оформления газеты, стенда, содержание вопросов и задач для конкурсов и т.д.

Необходимо, один- два раза в месяц проводить сбор всех членов клуба юных физиков. Непосредственно такие сборы должны проходить под руководством педагога. На таких сборах педагог обязан провести занятие, аналогичное внеклассным занятиям  по физике или занятиям кружка. Если участниками  клуба будут школьники с различной подготовкой, из разных классов, то такие занятия могут проводить два- три педагога с соответствующими возрастными группами.

Хотя бы один раз в полугодие в клубе нужно проводить соревнование между командами параллельных классов.[1]

Д) Физика на  экскурсиях

В учебном процессе экскурсия представляет собой один из методов наглядного обучения. Экскурсия является также одним из видов внеклассной работы по физике.

В школе проводятся специальные экскурсии по физике: на природу, на производство и т.д. Экскурсии по физике проводятся с целью ознакомления детей с различными видами измерений на местности, с простейшими измерительными приборами и применениям их на практике.

На экскурсиях школьники учатся поиску и сбору информации, научных материалов, исходя от поставленной цели. Экскурсии по физике принадлежат к числу образовательных экскурсий, где преобладающее место занимают занятия, которые направлены на приобретение учащимися новых знаний, углубление и закрепление имеющихся. Но при этом нельзя забывать, что занятие под открытым небом для сосредоточивания внимания требуют от школьников большого напряжения, чем занятия в классе, поэтому при планировании экскурсии, нужно предусматривать минуты отдыха и продумывать, чем их занять, например логические игры, игры- развлечения и т.д. В учебное время длительность экскурсии определяется в 1,5- 2 часа, из которых на образовательную программу отводится 1 до 1часа, 20 минут.

Экскурсия по физике требует более углубленных знаний по теме, исключительное внимание к учащимся, а также умению поддерживать на высоком уровне их интерес к работе и дисциплине.

Физическая экскурсия планируются, как и другие виды внеклассных мероприятий, так же как и уроки. В плане предусматриваются:

1.Подготовленная к экскурсии работа с детьми ( объяснение приемов работы, которые будут применяться на экскурсии,  выработка детьми первоначальных умений).

2.Изготовление соответствующих приборов.

3.Разделение учащимися на бригады, распределение между ними приборов и измерительных инструментов.

4.разъяснительная беседа, как надо вести себя во время похода на экскурсию и во время отдельных видов работ и отдыха.

5.Распределение времени, которое пойдет на каждый этап экскурсии.

6.Выделение того материала, который деть должны записывать в своих тетрадях.

7.Обработка материала после проведения экскурсии.

Перед тем, как провести экскурсию педагог должен сам посетить соответствующие пункты, при этом наметить работу для каждой школьной бригады, а также предусмотреть все элементы безопасности. В период этого посещения полезно учитывать время на движения до места экскурсии и обратно, наметить места, удобные для отдыха детей.

Перед каждой экскурсии учитель в начале предусматривает вопросы, которые могут задать дети при сборе данных, распределяет их между учащимися с той целью, чтобы они сами во время экскурсий добывали нужные сведения.

Каждой такой экскурсии должна предшествовать беседа в классе.  В ней учитель знакомит детей с некоторыми особенностями объекта экскурсии.[1]

Е)  Физические викторины, олимпиады.

Само название « викторина» произошла от латинского слова «виктория» - победа. Викторина – это одна из форм организации соревнования, состязания между командами, а также между отдельными лицами в области физики или другими науками. Одной из форм внеклассной работы по физике является организация викторин. Соревнование в форме викторины, позволяет выделить лучшего физика, лучший класс. Проводится викторина следующим образом: школьникам предлагается система вопросов, задач, примеров доступных определенной возрастной группе. Участники викторины в добровольном порядке решают примеры, задачи отвечают на вопросы в устной или письменной форме сообщают свои результаты. Проверка качества результатов выполнений заданий и соответствующий учет, дают основание лучшего физика класса.

При организации викторины требуется не так уж много времени, этим она и привлекает педагогов. Викторины могут проводиться внутри класса, где между собой соревнуются ученики. Каждый конкурс проведенный викторины по физике всегда требует что-то добавлять в « копилку» учащихся. Викторины могут проводится и внутри физического кружка, где выделяются лучшие физики, в клубе юных физиков, где  организуется соревнование между командами параллельных классов. Проводят их с целью повышения интереса учащихся к физике, для выявления любителей физики и последующим привлечением их в физические кружки, где они могут проявить свои способности.

Если викторина проводится в классе или клубе юных физиков, так, что от учащихся требуются ответы сразу в устной форме, то включается 8- 10 несложных вопросов, заданий, требующих лишь устных способов решения, выполнения. Среди них могут быть вопросы занимательного характера. Эти  вопросы и задания продумываются заранее. При проведение викторины перед участниками учитель, а в клубе в качестве выступает два старшеклассника.

Когда один из ведущих читает задание, другой следит за тем, кто из присутствующих первым поднял руку для ответа. Ведущие прослушивают решения и дают заключение о качестве ответа. После получения ответов на все вопросы викторины подсчитывают очки, полученные командами или отдельными учениками, и отмечают победителей.

Чаще всего викторина проводится так, что на определенный срок предлагается несколько вопросов, заданий по физике. В викторине должны быть вопросы различной трудности, чтобы в ней могло участвовать большинство учащихся. Ответ на каждое задание , вопрос викторины должен быть оценен определенным количеством очков.

Исходя из целей, с которыми проводится викторина, материал подбирается различный. Викторина может включать:

1.Задание для повторения одной определенной темы.

2.Задание для повторения основных разделов изученных тем.

3.Задания, взятые из основных разделов изученных тем с включением занимательности.[1]

Олимпиады, которые проводятся для наших школьников, имеют свою историю. Впервые такая олимпиада была проведена в 1962 г. по инициативе Московского физико-технического института. В олимпиаде приняло участие более 6 тыс. школьников из 63 городов и поселков. В этом же году учеными Сибирского отделения АН СССР была проведена первая Всесибирская олимпиада учащихся средних школ. В 1963 г. олимпиаду школьников провел Московский государственный университет. В этой олимпиаде приняли участие школьники европейской части СССР и республик Закавказья. Олимпиады МФТИ и МГУ были физико - математические. С 1964 г. начали проводиться единые Всероссийские олимпиады. На заключительные туры этих олимпиад приглашались также команды всех союзных республик. Всесоюзные олимпиады школьников по физике начали проводиться с 1967 г. [6]

Подготовка учащихся к олимпиаде и участие в ней играют существенную роль в приобретении и повышении качества знаний. Кроме этого участие в олимпиаде способствуют расширению кругозора, развитию и совершенствованию познавательных интересов, самостоятельности школьников в приобретении и закреплении определенных знаний, привитию любви к физики. Участие в олимпиаде способствуют также развитию и воспитания таких ценных качеств личности, как настойчивости в достижении цели, индивидуальность, целеустремлённость, самостоятельность мышления и действия и формированию других важных качеств характера личности.

Поскольку олимпиада по физике - это прежде всего качественное соревнование на «самом высоком» уровне, то следует ожидать, что на олимпиаде школьники встретятся с «достойным соперником» - не с тривиальными заданиями, а с задачами высокой трудности и довольно трудного их решения. Итак, задачи на олимпиаде можно охарактеризовать как задачи повышенной трудности, к которым необходимо применить нестандартные решения, как по условиям так и методам их решения. От школьника, при решении таких задач требуется не только предельное внимание, но и воля в предоставлении трудностей, твердых знаний, умений и  навыков в решении обычных школьных задач.

Меру трудности решения отдельной задачи и оценку (в баллах) решения определяет жюри олимпиады. Также учитывается качество оформления выполненной работы. Участие в школьных физических кружках и олимпиадах может помочь каждому оценить свои способности, серьезность и прочность увлечения физикой.[1]

Ж) Физические вечера ( утренники).

Из всех видов внеклассной работы с детьми самое широкое распространение имеют: вечера и утренники. Обычно вечера и утренники насыщаются литературно- историческим, обществоведческим материалом по физике. Цель также вечеров- показ достижений по физике.

В проведение физических вечеров нужно руководствоваться следующими организационными принципами: физический вечер- одна из форм внеклассной работы, заключающая итоги разнообразной и интересной классной и внеклассной работы, а не самоцель. В течении полугода или года достаточно провести один , два вечера, демонстрируя лучшие образцы работы как всего коллектива, так и отдельных учащихся. Главное внимание нужно обратить на показ достижений в области физики, решения задач, смекалки т измерительных навыков.

Вечер должен строится на основе самодеятельности ребят, выступающих не только в качестве судей при определение кого отметить или в итоге вечера, но и в качестве исполнителей и зрителей. Классные вечера должны быть по возможности тематичны. Устройство вечеров для определенного класса нужно проводить с учетом возрастных особенной детей, обеспечивая увлекательность  и яркость выступлений.                                                                        1.4Возможности внеклассной работы по физике в повышении качеств знаний учащихся.

В настоящее время интерес к изучению физики как предмету падает, хотя наше будущее напрямую зависит от наших воспитанников, от их знаний и умений в этой области. А это тем самым накладывает на педагогов – предметников по физике определённые обязанности по подготовке фундамента, на котором должно будет вестись формирование грамотных специалистов в этой области. В повышении качества знаний учащихся также огромную роль играет сам педагог, его мастерство, талант, увлечённость своим предметом

Учитель обязан применять на практике различные виды  работ, которые в  совокупности содействуют развитию  познавательной  и умственной деятельности учащихся, а также восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Как утверждал К. Д. Ушинский: « Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и, что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

Внеклассная работа по физике способствует активизации учебного процесса. Тем самым помогает развитию у школьников познавательных и творческих способностей, пытаются пробудить в них глубокое и серьёзное отношение к знаниям. Также педагог старается формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, помогает находить способы наиболее рациональных способов решения задач, в физической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр, в организации коллектива своих сверстников, чтобы с наибольшей результативностью выполнить какую - либо работу или провести познавательную игру и т. д.

Внеклассная работа по физике пробуждает у школьников потребность пополнять свои знания путём самообразования, воспитывает у них чувство коллективизма и товарищества ( в связи с совместной работой по выпуску стенгазет, при организации командных соревнований на занятиях, в процессе клубной работы и т. д.), накоплению своих наблюдений за трудом и отношению к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.

Главным значением в повышении качества знаний  школьников, способствуют различные виды внеклассной работы, которые помогают усилить не только интерес учащихся к физике, но и содействуют развитию умственных способностей  учащихся.

Познавательный интерес к физике в школе поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о познавательном интересе и повышении качества знаний у школьников, мы имеем в виду не развлечения детей пустыми забавами, а познавательным содержаниям физических заданий либо формы, в которые они облекаются. Педагогически оправданный познавательный интерес имеет цель привлечь внимание учащихся, усилить его, активировать их мыслительную деятельность.

В повышении качества знаний у учащихся на внеклассных занятиях всегда должны быть элементы остроумия игрового настроя, праздничности, что  служит основой для проникновения в сознания школьников, чувства прекрасного в самой физике.

На практике внеклассная работа по физике показывает, что она полезна не только для  подростков, но и для педагога в целом, помогая ему лучше узнать своих воспитанников.

Благодаря  проведению внеклассной работы педагог повышает качество  знаний, умений, навыков по предмету не только у школьников, но и пополняет свой багаж знаний, изучает дополнительный материал и документы представляющие профессиональный интерес, проводит анализ своей деятельности, постоянно работая и совершенствуя свои знания.

Считается, что одним из  наиболее верных путей повышения качества знаний по физике, это установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.

Ставить такие вопросы, чтобы у учащихся возникла необходимость более глубокого, чем это возможно на уроке, изучения материала. Затем на внеклассных занятиях изучить этот дополнительный материал, например, позволяющий учащимся ознакомится с историей физических открытий, с новыми обобщениями, новыми способами решения проблемы. А на последующих уроках  заслушать выступление учащихся, подготовленные на внеклассных занятиях.

Предлагать задачи, допускающие различны способы решения,  часть из которых анализировать на занятиях кружка. Интересные способы решения участники кружка могут сообщить всему классу на следующих уроках.

Пособия и приборы, изготовленные учащимся на внеклассных занятиях, следует обязательно демонстрировать на уроках.

Поощрять использование на уроках и при выполнении домашних заданий умений, полученных во внеклассных занятиях.

Внеклассные занятия могут не только углублять и расширять программный материал, они могут быть посвящены темам, далеко выходящим за пределы программы школы.

Всякая внеклассная работа по физике должна учитываться и в конце, после ее завершения, получить оценку.

В тех случаях, когда учитель не ведет учета выполнения учениками добровольно взятой на себя работы, получается  беспорядок: учащиеся часто не доводят работу до конца или выполняют ее крайне небрежно.

Педагог на практике учитывает общеобразовательное, практическое, воспитательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания подростков в школе, старается  уделить ей большое внимание. Каждому педагогу физики сейчас известно, что во внеклассной работе заложен огромный потенциал, который формирует и поддерживает интерес школьников к предмету, повышает уровень их знаний и практических навыков, расширяет мировоззрения, воображение, память и внимание, формирует у учащихся  самостоятельность, организованность, точность и аккуратность в выполнении порученных заданий и многое другое.[1]

Я считаю, что если учитель смог повысить качество знаний у школьников во время внеклассной работы и сумел вызвать удивление, жгучее любопытство на лицах учащихся во время занятий. Наблюдает вспышку, неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц школьников, когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущиеся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая, поскорее ответить на « коварный» вопрос педагога?

Если  педагог смог у подростков вызвать к занятиям настолько большой интерес, что они встречают и его неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом- « Когда же у нас будет еще такое занятие?» И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник. В такие моменты, когда педагог сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес школьников к своему предмету, является  поистине для него счастливым, из этого и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему школьники начинают смотреть на педагога открыто и влюбленно, ожидая не подарит он ли еще мгновенье познавательного интереса, увлеченности предмета.

Заключение.

Правильная постановка занятий по физике невозможна без широкого применения наглядности, занимательности и практических занятий. Но этого недостаточно, чтобы углубить знания учащихся и содействовать повышению успеваемости, необходимо наряду с классными занятиями проводить и внеклассную работу. Так как эта работа расширяет кругозор учащихся, развивает у них любовь к знаниям, содействует повышению успеваемости и дисциплинирует их.

На таких занятиях закрепляются не только знания и навыки, полученные на уроке, но также создаются стимулы для самостоятельной творческой работы в школе. Удовлетворяя запросы и склонности учащихся, педагог проводя внеклассную работу способствует формированию знаний и устойчивого интереса школьников к физике, воспитывает их внимание, развивает мышление и речь.

Внеклассная работа со школьниками должна проводится эпизодически в форме игр или комбинированных занятий. Ценность таких занятий заключается в том, что они способствуют развитию восприятия, внимания и мышления детей на физике, как наиболее доступным понимание детей. Увлеченные игрой, школьники совершенно незаметно для себя  совершенствуются в применении  полученных на уроке знаний к решению практических задач, приобретают новые вычислительные и измерительные навыки.

Организуя внеклассную работу, таким образом педагог должен учитывать требования программы, превращая эпизодические встречи со школьниками в планомерные занятия по определенным заданиям, а иногда  и расписанию и выступлений.                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52580. СХЕМА-МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНОГО ПОДХОДА КАК ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 932.5 KB
  Отечественные и зарубежные ученые давно пытаются ответить на вопрос: каким должно быть образование, чтобы удовлетворять потребности современного мира? Почему во всем мире наблюдается глобальный кризис образования и какова основная функция школы нового тысячелетия.
52581. Усі уроки з інформатики 10 клас. Рівень стандарту 31.44 MB
  Вправи, що призначені для закріплення вивченого матеріалу, передбачають поступове наростання складності: знання теоретичного матеріалу, вміння використовувати його на практиці та застосування набутих знань у нестандартних ситуаціях
52582. Усі уроки фізики 10 клас. Академічний рівень 110.3 MB
  Закони збереження в механіці. Механічні коливання і хвилі. Релятивістська механіка. Молекулярна фізика і термодинаміка. Властивості газів, рідин і твердих тіл. Основи термодинаміки. Фізичний практикум
52583. Усі уроки екології 11 клас. Профільний рівень 127.74 MB
  Мінерально-сировинні ресурси: Особливості використання, екологічні проблеми. Тенденції зміни клімату. Водокористування та його екологічні наслідки. Екологічний стан землекористування. Стан вкористання і відтворення ресурсів рослинного і тваринного світу, екологічні проблеми.