723

Причины возникновения и суть монополии, ее суть, виды и типы

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Определение понятия МОНОПОЛИЯ. Виды монополии и их характеристика. Факторы, способствующие возникновению монополии. Теоретическая сущность монополизма. Монополистическая конкуренция. Антимонопольное регулирование в условиях рынка.

Русский

2013-01-06

136 KB

208 чел.

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Реферат

«Причины возникновения и суть монополии, ее суть, виды и типы»

                                                                                       Выполнила:

                                                                                       студентка группы

                                                                                       ТиУЗ-09

                                                                                       Твердохлеб С.В.

                                                                                       Проверила:

                                                                                      Белоус-Сергеева

Мариуполь 2012


Содержание

Введение

1.Определение понятия «МОНОПОЛИЯ»

1.1. Виды монополии и их характеристика.

1.2. Факторы , способствующие возникновению  монополии.

2. Теоретическая сущность монополизма

2.1 Монополистическая конкуренция

3. Антимонопольное регулирование в условиях рынка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из важнейших условий существования рынка является конкуренция, которая представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи. Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, «отбраковывая» убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.

Однако, чтобы постоянно увеличивать прибыль, предпринимателю приходится капитализировать часть получаемой прибавочной стоимости, превращать ее в добавочные средства производства и дополнительную рабочую силу. Это обуславливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства, а значит – концентрацию производства и капитала в одних руках, что в свою очередь ведет к образованию монополий.

Кроме того, для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные предприятия прибегают к добровольному или принудительному объединению. Таким образом, парадокс состоит в том, что конкуренция порождает монополию, которая в свою очередь отвергает рынок.

В современной экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются, имеют свои достоинства и недостатки и поэтому вызывают споры и разногласия среди экономистов.

Предметом изучения является собственно монополия как тип рыночной структуры и ее виды.

Объектом изучения служат предприятия и фирмы, которые по определенным признакам относятся к монопольным.

Учитывая вышесказанное, целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополии.

К основным задачам относятся:

- изучение сущности монополии и причин ее возникновения;

- характеристика различных моделей рынка несовершенной конкуренции;

- изучение поведения фирм-монополистов при определении максимальной прибыли и оптимального объема продаж;

Для решения этих задач в работе были использованы материалы периодической печати, Интернета, учебная литература.

  1.  Определение понятия «МОНОПОЛИЯ»

Монополия — это рыночная структура, при которой весь рынок обслуживается одним продавцом, реализующим некоторое изделие при полном отсутствии его близких заменителей. Едва ли можно дать более простое определение, но, оказывается, его очень трудно применить на практике.

Основная характеристика, отличающая монополию от конкурирующей фирмы, — ценовая эластичность спроса. Напомним, что когда речь идет о фирме совершенной конкуренции, ценовая эластичность бесконечно велика. Если конкурирующая фирма даже очень незначительно повышает свою цену, ее продукцию перестают покупать. Напротив, монополия, по существу, контролирует цену, которую назначает.

Как показывает опыт, чтобы установить, действительно ли фирма обладает значительной монопольной властью, необходимо исследовать перекрестную ценовую эластичность спроса на его близкие заменители. На одном известном антитрестовском процессе корпорации Дюпона было предъявлено обвинение в монопольном производстве и распродаже целлофана. Даже продавая свыше 80% произведенного ею целлофана, эта компания смогла бы противостоять такому обвинению, показав, что перекрестная эластичность цен на целлофан и его близкие заменители (в то время ими были главным образом вощеная бумага и алюминиевая фольга) была достаточно высокой, чтобы оправдать продажу всех этих упаковочных изделий на одном рынке. Компания же продавала менее 20% всей упаковочной продукции, что не угрожало сохранению эффективной конкуренции.

Но это вовсе не является поводом для утверждения, будто перекрестная ценовая эластичность является простым, не допускающим двоякого толкования средством, при помощи которого можно различить изделия, имеющие и не имеющие близких заменителей

Различие между совершенной конкуренцией и монополией часто сводится к вопросу о том, у какого из этих двух типов рынков покупатели более многочисленны. И так же, как во многих других областях экономики, задача определения различий между конкуренцией и монополией является не только наукой, но и в определенной мере искусством.

Заметьте, что различие между монополией и конкуренцией заключается не в величине различной ценовой эластичности спроса на их товары. Рыночная ценовая эластичность спроса на изделия конкурирующих фирм часто во много раз ниже ценовой эластичности спроса, с которой сталкивается монополист.

Важным различием между монополией и конкуренцией является то, что кривая спроса для отдельной конкурирующей фирмы принимает вид горизонтальной прямой (независимо от ценовой эластичности соответствующей кривой рыночного спроса), в то время как кривая спроса для монополиста представляет собой ниспадающую кривую спроса совокупного рынка.

       Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

1.1. Виды монополии и их характеристика.

Различают три вида монополии.

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;

б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);

в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:

  •  экономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа);
  •  правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;
  •  высокие издержки входа - экономические препятствия. В некоторых отраслях (например в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого;
  •  реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;
  •  контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
  •  высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;

г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;

д) совершенная информированность.

Монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок всего объема продукта, не имеющего близких субститутов.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции .

Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь.

В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов .

С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли).

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — консорциумы, картели, синдикаты, тресты, концерны. [1, с. 123]

Консорциум основан на временных соглашениях между промышленными компаниями, разработчиками, банками с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума обычно полностью сохраняют свою самостоятельность, кроме принятых в соглашениях обязательств.

Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли, не ликвидирующее их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающее соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего, картельные соглашения включают в себя единые монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке.

Картельное соглашение предусматривает также разделение рынка сбыта. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары, например, только на определенных территориях.

Чтобы иметь возможность удерживать высокие цены, картели ограничивают предложение товаров на рынке за счет ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения нередко предусматривают определение доли в производстве различных товаров для каждого члена картеля.

Синдикатэто объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой (сбытовой) самостоятельности. В то время как каждый участник картеля самостоятельно реализует свою продукцию на рынке, хотя и по установленной картелем цене, синдикатские соглашения предусматривают сдачу всей продукции предприятий, входящих в объединение, синдикату, который реализует ее через свои сбытовые конторы.

Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности, как в сбытовом, так и в производственном отношении. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, входящими в его состав.

Концерн является высшей формой монополистских объединений. Он представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля (как правило, с помощью акционерного механизма). Предприятия, входящие в концерн, нередко расположены в разных странах.

1.2.Факторы , способствующие возникновению монополии.

Четыре фактора, способствующих возникновению монополий

Каким образом фирма становится единственным поставщиком какого-то товара на рынке? По мнению экономистов, существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетания приводят к тому, что фирма становится монополией. Рассмотрим каждый из этих факторов.

1. Исключительный контроль над важнейшими вводимыми факторами производства. Французская корпорация «Перрье» продает минеральную воду, разлитую в бутылки. Она тратит каждый год миллионы долларов на рекламу уникальных свойств этой воды, утверждая, что вода добывается из минерального источника, возникшего в результате такого благоприятного сочетания геологических факторов, какое было отмечено единственный раз за всю историю этой местности. В штате Нью-Йорк компания Адирондакских безалкогольных напитков предлагает свое изделие, являющееся по существу обычной водопроводной водой, насыщенной углекислым газом. Я не могу определить различия между Адирондакской сельтерской водой и водой корпорации «Перрье». Но для многих потребителей, по мнению которых разница между этими двумя видами воды исключительно велика, не существует удовлетворительного заменителя воды корпорации «Перрье». Монопольное положение фирмы «Перрье» по отношению к этим покупателям является результатом исключительного контроля этой фирмы над невоспроизводимыми ресурсами.

Такое же монопольное положение сложилось и в результате полного контроля фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз» над большинством мировых разработок по добыче и поставке необработанных алмазов. В настоящее время качество искусственных алмазов настолько улучшилось, что они нередко вводят в заблуждение даже опытных ювелиров. Но многие покупатели предпочитают приобретать настоящие алмазы. И дело здесь не просто в большей твердости камня и в сверкающем отражении лучей. Люди хотят иметь настоящий бриллиант, а компания «Де Бирс» является именно той компанией, которая их имеет.

Исключительный контроль над ключевыми вводимыми факторами, например ресурсами, не гарантирует постоянства монопольной власти. Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано главным образом на том историческом факте, что добытые в копях алмазы действительно когда-то превосходили по качеству искусственные. Но, принимая во внимание, что в конце концов искусственные алмазы стало совершенно невозможно отличить от настоящих, можно утверждать, что вскоре не будет никаких оснований для такого предпочтения. В результате фирма «Де Бирс Даймонд Майнз», контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией с неограниченной властью. Для производства выпускаемых в настоящее время изделий постоянно разрабатываются новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует монополию сегодня, завтра может оказаться утерянной.

2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на ресурсы) представляет собой нисходящую кривую, то самый дешевый способ удовлетворить потребности в продукции отрасли заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного продукта в рамках одной фирмы.

Рынок, который с наименьшими затратами обслуживается одной фирмой, носит название естественной монополии. Часто для иллюстрации приводится пример функционирования местной телефонной станции.

3. Патенты. В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент обычно представляет исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования данного изобретения. Но наряду с выгодами существуют и издержки, связанные с использованием патентов. Соответствующая монополия, как будет показано в дальнейшем, обычно окупает издержки, устанавливая более высокие цены для покупателей Что же касается выгоды, то она достигается за счет осуществления большого числа изобретений, которые без патента внедрить было нельзя Хотя некоторые изобретения и совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий солидных исследовательских лабораторий и затраченных на их разработку средств Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок При отсутствии патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до уровня предельных издержек, и темпы нововведений катастрофически бы снизились Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возмещать издержки на нововведения В Соединенных Штатах срок действия патента составляет в среднем 17 лет. Для одних изобретений этот срок слишком велик, для других — слишком мал Убедительным аргументом в пользу продления срока действия патента является опыт фармакологической промышленности, где на испытание и утверждение лекарства уходит несколько лет, которые также входят в срок действия патента.

4. Государственные лицензии или привилегии. На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии. Например, в зонах отдыха, расположенной в Массачусетсе, ни один ресторан-закусочная не может начать работать без специального разрешения. Администрация этих зон после проведения переговоров с несколькими компаниями останавливает свой выбор на одной из них и затем передает ей исключительное право обслуживания данной территории. Поскольку сам я принадлежу к любителям Биг Маков, я счастлив, что администрация недавно предпочла фирму «Бургер Кинг», отказав фирме «Макдональдс». Но такой выбор может разочаровать многих других покупателей. Ограничение доступа других фирм к торговле в данном месте объясняется просто отсутствием помещений для их торговых точек. В подобных случаях государственная лицензия является первопричиной возникновения монополии, но на самом деле и здесь имеет место эффект масштаба, только проявляется он в другой форме. Государственные лицензии необходимы и на других рынках (например, для таксистов), где эффект масштаба не является важным фактором.

Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что именно может или не может гарантировать лицензия. Если, например, ресторану предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, то в ней часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с ценами в нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая владельца лицензии повышать цены. Например, администрация некоторых аэропортов, продавая торговые площади своих залов торговцам, фактически вынуждает их назначать самые высокие цены. Ваше недовольство по поводу цены 3,5 долл. на «хот дог» в здании аэропорта La Guardia следует адресовать скорее администрации аэропорта в Нью-Йорке, чем продавцам.

С учетом перспективы наиболее важным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важнейшими используемыми ресурсами представляет собой лишь временный фактор процветания монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая в любом случае способствует становлению монополии.

Завершая краткий обзор причин, способствующих возникновению монополий, вернемся к вопросу о том, к каким последствиям приводит монополия. Для этого проведем те же исследования, что и для случая совершенной конкуренции, т. е. будем исследовать, какие решения относительно уровня выпуска продукции будет принимать монополия в зависимости от конкретных обстоятельств на рынке. Зададимся вопросом: приводит ли это к такой ситуации, когда все возможные выгоды от обмена исчерпаны. Мы придем к выводу, что, как правило, на этот вопрос следует отвечать отрицательно. Но определяя государственную политику в области улучшения деятельности нерегулируемых монополий, мы убедимся, что именно эта политика играет решающую роль в понимании самой природы монополии.

                    2. Теоретическая сущность монополизма

         Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм].

В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса

Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей.

Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия.

Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства».

Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

2.1 Монополистическая конкуренция

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Понятие «монополистическая конкуренция» возникло после выхода одноименной книги американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967 гг.), опубликованной в 1933 г. Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, поскольку отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой стороны, схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

б) свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

Экономические последствия монополистической конкуренции.

  1.  Недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности.
  2.  Потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю.
  3.  Приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования.
  4.  Приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.

Следует отметить, что в условиях рынка размеры фирм и виды рыночных структур варьируются в зависимости от задач, целей и условий их существования. Схематически это представлено на рис.

                         

   Размеры фирмы                                       

Мелкие                                                                                          Крупные

Виды рыночных структур

Совершенная         Монополистическая   Олигополия   Чистая

Конкуренция         конкуренция                                           монополия

                                                                                                                                            1

Число фирм

Рис. Классификация основных рыночных структур

Более детальное представление о рыночных структурах даёт таблица

Рыночные структуры

Характерные черты

Совершенная конкуренция

Монополистическая  конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество и размеры фирм

Множество мелких фирм

Множество мелких фирм

Несколько фирм

Одна фирма

Тип продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальный, нет близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но довольно в узких рамках

Ограниченный взаимозависимостью; значительный при тайном сговоре

Значительный

Условия входа и выхода из отрасли

Никаких затруднений

Никаких затруднений

Возможны отдельные препятствия при входе

Практически непреодолимые препятствия при входе

Доступность информации

Равный доступ ко всем видам информации

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Некоторые ограничения

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу (торговые знаки, марки и т.д.)

Очень типична, особенно при дифференциации продукта

Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды и т.д.

Производство стали, автомобилей, с/х инвентаря, бытовых приборов

Местные предприятия общественного пользования (метро)

3.Антимонопольное регулирование в условиях рынка

В современных условиях хозяйствования рыночный механизм (в чистом виде, без корректирующего участия государственного регулирования) не в состоянии координировать  процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное распределение и использование ресурсов. Возникает явление, получившее название фиаско (поражение) рынка. В микроэкономике выделяют четыре основные причины фиаско рынка:

  1.  внешние эффекты, то есть ситуация, когда цены дают ложную информацию об истинной (альтернативной) стоимости товара. К примеру, в цену металла (в Украине) не включают весь ущерб, причиняемый экологии, здоровью людей, поскольку учёт этих затрат резко поднимет цену продукции (даже выше мировых цен);
  2.  общественные блага, то есть ситуация, когда товары и услуги, предложенные одному человеку, в тоже время предоставляются и всем остальным. К примеру: освещение улиц, оборона страны и т.д.;
  3.  асимметричность информации в условиях рынка;
  4.   ограничение конкуренции на рынке. Эта ситуация вызывается действием монополий, что приводит к росту цен и ущемлению интересов потребителей. О первых двух причинах фиаско рынка будет сказано в последующих лекциях. В настоящий момент рассмотрим третью причину и пути активизации конкуренции.

Поддержка конкуренции тесно связана с проведением соответствующей экономической политики государства, важнейшей составляющей которой является антимонопольная политика. Общеизвестно, что стержнем экономической политики является государственное регулирование, а антимонопольной политики – соответственно, антимонопольное регулирование. Меры антимонопольного регулирования на практике проявляются через антимонопольное законодательство страны.

Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься и в узком и в широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), против любых форм монопольной дискриминации. Исходя из такого подхода, антимонопольное законодательство представляет собой разветвлённую систему законов и других нормативных актов, направленных на регулирование действий монополий и олигополий на рынке с целью пресечения тех действий, которые являются эгоистическими, малоэффективными по отношению к национальным экономическим интересам, дискриминационными по отношению к потребителю, вредными для общества.

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана — нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями (картелями, синдикатами, трестами). Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контроля за выполнением закона, отсутствие постоянной государственной структуры и профилактических антимонопольных мер.

Эти недостатки в значительной степени были устранены в 1914 г., когда в США был принят закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам расширилась профилактика "монопольной болезни". В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения.

В 1936 г. как поправка к закону Клейтона был принят закон Робинсона-Патмана, в котором главные акценты были сделаны на усиление борьбы с ценовой дискриминацией. Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. В 1950 г. (как поправка к закону Клейтона) был принят закон Селлера, ужесточавший требования к слиянию фирм. На уровне государственной власти в рамках Министерства Юстиции США (в 30-е годы) был создан антитрестовский отдел, который вместе с ФТК осуществляет и координирует процесс антимонопольного регулирования с помощью нормативных актов и судебных решений.

Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее. Главными направлениями были признаны: борьба с проявлениями фиксации цен, сговора по ценам; борьба со слиянием фирм, концентрацией монопольной власти; борьба с проявлением дискриминации цен, в том числе и в международной торговле. Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля—Хиршмана (JHH). Если этот индекс не превышал 1000, рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 — высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило горизонтальную концентрацию (то есть однородное слияние: поставщик – поставщик и др.) в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации (т.е. неоднородное слияние: товаропроизводитель – поставщик – банк и т.д.) и образованию конгломератов.

Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной Украины.

Формирование в стране благоприятной конкурентной среды для развития предпринимательства является важнейшим условием активизации экономического роста. Главенствующую роль в этом процессе играет государство. Выделим основные функции государственного регулирования в стимулировании и развитии конкурентной среды:

  •  контроль за деятельностью и взаимодействием реально существующих на рынке конкурентов;
  •  анализ деятельности потенциальных конкурентов;
  •  государственное регулирование субъектного состава рынков;
  •  прекращение или ограничение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  •  антимонопольный контроль за уровнем экономической концентрации;
  •  недопущение или ликвидация разрушительной иностранной конкуренции;
  •  предоставление государственной помощи и льгот субъектам хозяйствования с целью поддержки конкуренции и недопущения монополизации рынков;
  •  установление государством экономических барьеров касательно вхождения на рынок и выхода с рынка.

Следует признать, что в Украине на 1 января 2000 г. официально были признаны монополизированными общегосударственные рынки 584 товаров (товарных групп) и 4186 региональных и локальных рынков 184 товаров (товарных групп). На этих рынках монопольным считалось положение 3395 субъектов хозяйствования. Наивысший уровень монополизации был характерен для рынков поставки электроэнергии, централизованных тепло-, водо-, нефтепоставок; материально-технического обеспечения АПК; коммунальных услуг (газопоставок населению и т.д.); специализированных услуг морских портов и т.д.

На монополизированных рынках  часто встречаются злоупотребления, в том числе:

Ценовые злоупотребления (в виде монопольно высоких цен и тарифов);

Неценовые злоупотребления, в том числе:

  •  меры, связанные с неправомерным сокращением монопольными объединениями в Украине предложения или спроса;
  •  антиконкурентные согласованные действия участников монопольных объединений;
  •  дискриминация субъектов хозяйствования;
  •  недобросовестная конкуренция;
  •  злоупотребления в виде действий, которые приводят или могут привести к созданию препятствий для доступа на рынок (выхода с рынка) субъектов хозяйствования и т.д.

В Украине принят целый ряд законов, регулирующих отношения в сфере конкурентной политики государства. Наиболее важными среди них являются:

  •  закон «Про обмеження монополізму та недопущення недобросовісної конкуренції у підприємницькій діяльності» (від 18 лютого 1992 р.);
  •  закон «Про Антимонопольний комітет України» (від 26 листопада 1993 р.);
  •  закон «Про охорону прав на знаки для товарів і послуг» (від 15 грудня 1993 р.);
  •  закон «Про захист від недобросовісної конкуренції» (від 7 червня 1996 р.);
  •  закон «Про природні монополії» (від 20 квітня 2000 р.);
  •  закон «Про захист економічної конкуренції» (від 11 січня 2001 р.) и др.

Основные усилия антимонопольной политики в Украине в соответствии с положениями национального законодательства направлены на активизацию следующих процессов:

  1.  децентрализацию управления;
  2.  снижение, ликвидацию барьеров, которые ограничивают вход субъектов хозяйствования на существующие товарные рынки;
  3.  стимулирование входа на монополизированные рынки новых субъектов хозяйствования;
  4.  дробление (деление) государственных монопольных образований;
  5.  ликвидация государственных организационных структур монопольного типа;
  6.  стимулирование создания новых субъектов хозяйствования;
  7.  снижение или ликвидация барьеров входа на товарные рынки;
  8.  принудительная реструктуризация (дробление) монопольных объединений.

Антимонопольная политика является важнейшей составляющей экономической политики государства. Развитая конкурентная среда должна существовать как на уровне внутриукраинского рынка так и на уровне функционирования международных рынков. Соответствие принципов и норм существования конкуренции в границах единого украинского экономического пространства является важнейшим условием процветания нашей страны и гарантией успешного выхода Украины на европейские и мировые рынки. 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих, наиболее важных выводов.

Суть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески «моно» - один, «полео» - продаю.

Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке.

Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену.

Такая цена предстает как монопольно высокая.

Установление цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара.

Наиболее распространенным способом монополизации какой-то отрасли является объединение крупных компаний.

Компании, вошедшие в объединение, на рынке соответствующего товара предстают как единое целое, то есть как монополия. Такие объединения могут быть различными, варьируясь от весьма простых до очень сложных форм.

Наиболее простыми монополистическими объединениями являются временные соглашения между отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, конвенциями.

Название таких объединений зависит от предмета соглашения. Это могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отношении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара. Поскольку соглашения носят временный характер, то такие монополистические объединения являются неустойчивыми.

Для современного этапа развития рынка характерен синтез конкуренции и монополии.

Несмотря на предпринимаемые в Украине меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию малого предпринимательства, регулированию деятельности естественных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективности его исполнения.

             Список использованной литературы

1.Борисов Е. Ф., Экономическая теория: Учебник / Е. Ф. Борисов.- М.: Высшее образование, 2008.- 400с.

2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 414 с.

3.Журавлева Г. П., Экономика: Учебник/ Г. П. Журавлева.- М.: Юристъ, 2001.- 574с.

4.Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2001.- 455с.

5.Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник. / Аузан. А – М.: ИНФРА-М, 2005.- 492с.

6.Курс экономической теории: Учебник. / Под ред. М. Н. Чепурина. – М.: Киров, 2005.-528с.

7. Кучуков Р. А., Экономическая теория: Учебник/ Р. А. Кучуков.- М.: Экономика, 2007.- 520с.

8. Нестеренко А. Н., Экономика и институциональная теория/ РАН, Институт экономики; Отв. ред. Л. И. Абалкин.- М.: Эдиториал УРСС, 2002.- 415с.

9. Пушкарева В. М., Экономика: [Текст]/ В. М. Пушкарева.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 256с.

10.Салихов Б. В., Экономическая теория/ Б. В. Салихов.- М.: «Дашков и К0», 2007.- 724с.

11. Таран В., Сочетание эффективности и справедливости в экономике/ В. Таран//Экономист.- 1996.- №4.- с. 11-19.

12.Шишкин А. Ф., Экономическая теория: Учебное пособие для вузов.- 2-е изд.: В 2 кн.- М.: ВЛАДОС, 2006.- 652с.

13.Экономическая теория/ под ред. М. А. Сажиной, Г. Г. Чибрикова.- М.: Норма, 2001.- 440с.

14.Экономическая теория/под ред. М. Н. Чепурнова.- М.: Юнити – ДАНА, 2008.- 528с.

15.Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 460с.

16.Янова В. В., Янова Е. А., Экономическая теория: [Текст]/ В. В. Янова, Е. А. Янова.- М.: Эксмо, 2008.- 512с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14694. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ KCl В СМЕСИ KCl+NaCl 32 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ KCl В СМЕСИ KClNaCl Природный калий представляет собой смесь изотопов: К3993 К4003 К4167. Изотопы К39 и К41 стабильны изотоп К40 радиоактивен с периодом полураспада 14109 лет. Радиоактивное превращение калий40 прот
14695. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ α-ЧАСТИЦ ПО ВЕЛИЧИНЕ ИХ ПРОБЕГА В ВОЗДУХЕ 53 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №22 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ αЧАСТИЦ ПО ВЕЛИЧИНЕ ИХ ПРОБЕГА В ВОЗДУХЕ Ядра некоторых изотопов как естественных так и искусственных могут самопроизвольно превращаться в другие ядра. Такие превращения ядер называют радиоактивным распадом. При испу...
14696. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ 40.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №21 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ Вероятность того что за данный промежуток времени ∆t распадётся k атомов из n равна где pk – число групп из n атомов в каждой из которых произошло к радиоактивных распадов a q об
14697. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ СТОЯЧЕЙ ВОЛНЫ 408 KB
  Лабораторная работа № 5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ СТОЯЧЕЙ ВОЛНЫ Цель работы: ознакомиться с основными характеристиками волновых процессов; изучить условия образования и особенности стоячей волны; определить скорость звука в воздухе метод...
14698. Определение характеристик двухполюсных резистивных элементов 189.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Определение характеристик двухполюсных резистивных элементов Цель работы: Генератор и нагрузка собираются по схеме звезды. Исследуются зависимые и независимые схемы соединения генератора и нагрузки. Объект и средства измерения:
14700. Определение характеристик пассивных элементов в цепи постоянного тока 52.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Определение характеристик пассивных элементов в цепи постоянного тока Цель работы: Овладеть методикой измерения сопротивлений и определения вольтамперных характеристик пассивных двухполюсников Объект и средства измерения: Об...
14701. Определение характеристик пассивных элементов в цепи переменного тока 58 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Определение характеристик пассивных элементов в цепи переменного тока Цель работы: Определение параметров пассивных двухполюсников при переменном токе. Объект и средства измерения: Объектом исследования служат двухполюсны
14702. Національна етика. Сімейна етика. Релігійна етика. Біоетика 76 KB
  Моральний зміст відношення до природи як до мети і засобу людської діяльності. Рослинний і тваринний світ як морально-естетичне багатство людства. Завдання та взаємодія екологічного і етичного виховання