72304

Выявление резервов роста прибыли, и разработка предложений по увеличению прибыли на перспективу

Дипломная

Финансы и кредитные отношения

Методика анализа прибыли и рентабельности Введение В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью предприятия. Это связано с тем что для предприятий несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности основной целью...

Русский

2014-11-20

336 KB

8 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ

[2]                  РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

[2.1] Прибыль: экономическое содержание, роль, виды и значение

[2.2] 1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности и        использования ресурсов, ее содержание и порядок расчета

[2.3] 1.3. Методика анализа прибыли и рентабельности

Введение

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной  целью предприятия. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития бизнеса. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема выпуска продукции, товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами предприятия общественного питания.

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, использованием и повышением прибыльности предприятия.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы и потери, обобщаются результаты хозяйствования.

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении дохода.

Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения – между доходом от реализации и издержками обращения).                             

Поэтому прибыль, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

Грамотное, эффективное управление формированием и использованием  прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением.  

Цель данной работы – выявление резервов роста прибыли, и разработка предложений по увеличению прибыли на перспективу.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  •  рассмотреть экономическую сущность прибыли;
  •  провести анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;
  •  выявить влияние факторов на прибыль;
  •  выявить резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности;
  •  разработать прогноз прибыли.

Объектом исследования является экономическая деятельность работы предприятия, а предметом – прибыль.

Объект наблюдения ЗАО «Электрокомплектсервис» на материалах которой выполнена работа.

Методы исследования являются необходимым условием для достижения поставленной в работе цели и включают в себя: метод прямого счета, опытно-статистический, экономико-статистический и нормативный методы.

В первой главе рассмотрена сущность прибыли в системе рыночных отношений: значение и виды прибыли и рентабельности, система показателей оценки прибыли и рентабельности, факторы, влияющие на прибыль и рентабельность.

Вторая глава посвящена анализу прибыли и рентабельности ЗАО «Электрокомплектсервис».

В третьей главе определены пути повышения прибыли и рентабельности ЗАО «Электрокомплектсервис», сделан прогноз прибыли и рентабельности.

ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ

                 РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  1.  Прибыль: экономическое содержание, роль, виды и значение

Главным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль. Прибыль – наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Ее простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в рыночной экономике. В то же время ее сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые она отражает, а также многообразием обличий, в которых она выступает.

Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Это  наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и т.п.).

Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала – особым фактором производства – и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала. [5, с. 78-81].

Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности, и уровень прибыли и уровень предпринимательского риска находятся между собой в прямо пропорциональной зависимости.

Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных за трат на осуществление этой деятельности. Иными слова ми, в количественном выражении прибыль является оста точным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.

С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности»

Прибыль для предприятия играет следующую роль в условиях рыночной экономики.

Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль[10, с. 250].

Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности.

Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет наполнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.

Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях – тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, усиления конкурентной позиции предприятия на рынке.

Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов.

Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества.

Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли.

Как уже отмечалось выше, под общим понятием «прибыль» понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации используемых терминов. Прибыль может быть классифицирована по следующим критериям: [15, с.155]

  1.  в зависимости от источников формирования прибыли, используемых в ее учете:
    •  прибыль от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    •  прибыль от реализации имущества;
    •  прибыль от внереализационных операций;
  2.  в зависимости от источника формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия:
    •  прибыль от операционной деятельности;
    •  прибыль от инвестиционной деятельности
    •  прибыль от финансовой деятельности;
  3.  в зависимости от состава формирующих прибыль элементов:
    •  маржинальная прибыль;
    •  балансовая или валовая прибыль;
    •  чистая прибыль;
  4.  в зависимости от характера налогообложения прибыли:
    •  налогооблагаемая прибыль;
    •  прибыль, не подлежащая налогообложению;
  5.  в зависимости от характера инфляционной «очистки» прибыли:
    •  прибыль номинальная;
    •  прибыль реальная и пр.

Рассмотрим наиболее важные принципы классификации.

Обобщающим показателем результата финансово-хозяйственной деятельности организации за отчётный период является показатель чистой прибыли (чистого убытка), который определяется как разница между доходами и расходами организации за отчётный период после вычета налогов на прибыль, начисленных в соответствии с законодательством.

Под обычной деятельностью понимаются все виды деятельности, осуществляемые организацией в операциях, проводимых в рамках её финансово-хозяйственной деятельности, если только эта деятельность не может быть признана осуществляемой при наступлении чрезвычайных обстоятельств.

Чрезвычайные обстоятельства признаются и выделяются в отчётности о финансовых результатах в случае, если:

  •  обстоятельства не характерны для обычной деятельности;
  •  они возникают непредвиденно, их повторное возникновение не ожидается в течение длительного времени, по крайней мере, в течение нескольких лет;
  •  их возникновение не является следствием управленческих решений организации.

При формировании информации о прибыли (убытке) от обычной деятельности выделяется:

  •  прибыль (убыток) от продаж, в том числе валовая прибыль от продаж;
  •  прибыль (убыток) до налогообложения;
  •  чистая прибыль (убыток) от обычной деятельности.

Модель формирования чистой прибыли торгового предприятия приведена на рис. 1.1.

Основным видом дохода торгового предприятия является доход от реализации товаров, источником получения которого служат торговые надбавки, выступающие как разница между продажной и покупной ценой. Именно за счет торговых надбавок формируется основной вид дохода торгового предприятия – валовый доход от реализации товаров.

Торговые надбавки, самостоятельно устанавливаемые торговым предприятием, представляют собой плату за торговые услуги, оказываемые покупателям. Величина торговых надбавок дифференцируется по товарам, прежде всего, в зависимости от спроса и предложения (при рыночном подходе) и от издержкоемкости реализации товаров  (при затратном подходе).

Рис. .. Модель формирования прибыли торгового предприятия

Валовой доход от реализации товаров может быть выражен как суммарным значением, так и относительными показателями – уровнем валового дохода и средним уровнем торговых надбавок:

,  либо ,     (1.1)

где УВД – уровень валового дохода, %;

УТН – уровень торговых надбавок, %;

ВД – сумма валового дохода;

Т, Тпок – товарооборот соответственно в розничных и покупных ценах.

Уровень валового дохода характеризует величина дохода, получаемого торговым предприятием с единицы товарооборота. Уровень валового дохода не только измеряет доходность реализации товаров в относительном выражении, но и несет смысловую нагрузку, связанную с ценообразованием. Он дает количественную оценку доли торгового предприятия в розничной цене: чем выше уровень дохода, тем выше эта доля, тем больше разница между ценой продажи и ценой покупки товара.

Прибыль (убыток) от реализации товаров формируется как разность валового дохода и издержек обращения.

Издержки обращения – это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме[5, с. 48-50]. К издержкам обращения относятся: транспортные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, расходы на ремонт основных средств, аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта, затраты по оплате процентов за пользование займами, износ санитарной и специальной одежды, инвентаря, расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, расходы на рекламу, расходы на тару и пр.

Прибыль от продаж товаров, работ, услуг является основным видом прибыли на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой его деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «прибыль по основной деятельности». В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Валовая прибыль представлет собой сумму прибыли от реализации товаров, скорректированную на прочие доходы и расходы, сальдо которых позвляет оценить и прибыль от реализации имущества[6, с. 25-28].

Прочие доходы, возникающие в ходе операционной деятельности организации, состоят из поступлений от операции организации по предоставлению в пользование активов третьим сторонам когда такие операции не являются предметом деятельности данной организации, от продажи, выбытия или списания основных средств и иных активов, от операционной деятельности, которая не вызывается чрезвычайными обстоятельствами, и в тоже время не характерна для данной организации, возникает либо нечасто, либо случайно (штрафы, пени, неустойки и прю)

Прочие расходы, возникающие в ходе операционной деятельности, состоят из расходов организации по предоставлению активов в пользование третьим сторонам, если такие операции не являются предметом деятельности организации, по продаже, выбытию или прочему списанию основных средств и иных активов, включая их остаточную балансовую стоимость, по прочей операционной деятельности, которые не являются характерными для данной организации, возникают не часто и случайно.

Прибыль от реализации имущества представляет собой доход от продажи изношенных или неиспользуемых видов основных фондов и нематериальных активов, а также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и некоторых других видов материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе обеспечения их реализации.

Прибыль от внереализационных операций отражается в отчетности в виде сальдо между полученными доходами и понесенными расходами по внереализационным операциям. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий, доходы от принадлежащих предприятию ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами (в виде сумм процентов и дивидендов); доходы по депозитным вкладам предприятия в банках; полученные штрафы, пени и неустойки и некоторые другие.

Валовая прибыль корректируется на статьи, которые в соответствии с налоговым законодательством должны увеличивать или уменьшать налогооблагаемую базу прибыли для получения налогооблагаемой прибыли от обычной деятельности, из которой высчитываются подлежащие к уплате налоги.

По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

На первый взгляд кажется, что этот признак классификации идентичен ранее рассмотренному, но это не так. Только первые позиции систематизации прибыли по этим признакам совпадают, так как операционная прибыль является результатом операционной (производственно-сбытовой или основной для данного предприятия) деятельности. Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты отражены частично. В прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения пенными бумагами и от депозитных вкладов), а частично – в прибыли от реализации имущества (такая реализация активов носит характер дезинвестиций и является предметом инвестиционной деятельности предприятия).

Особого рассмотрения требует понятие прибыли от финансовой деятельности, основные денежные потоки по которой связаны с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования. Казалось бы, что такое содержание денежных потоков не может сформировать прямо прибыль предприятия, так как, в конечном счете, возвратить всегда приходится больше денежных средств, чем получено. Вместе с тем как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах операционной или инвестиционной прибыли. Поэтому под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных издержек обращения.

К условно-переменным издержкам обращения относятся: транспортные расходы, сдельная заработная плата, расходы по операциям с тарой, проценты за пользование кредитами и займами и другие).

Условно-постоянные издержки обращения включают в себя: расходы на аренду и содержание зданий, амортизацию основных фондов, расходы на их ремонт, повременную заработную плату, внутрихозяйственные отчисления и др.).

Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех издержек обращения, как постоянных, так и переменных. Чистая прибыль характеризует сумму балансовой прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.

1.2. Рентабельность как показатель эффективности деятельности и        использования ресурсов, ее содержание и порядок расчета

Для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия используются показатели прибыли в абсолютном стоимостном выражении, а также учитываются относительные показатели, называемые показателями рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов[7, с. 150-156].

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Различают показатели рентабельность затратного и рентабельности ресурсного типа. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности предприятия.

К показателям рентабельности затратного типа относят:[7, с. 160-165]

  •  рентабельность реализации товаров;
  •  рентабельность хозяйственной деятельности;
  •  рентабельность текущих затрат;
  •  рентабельность совокупных текущих затрат.

Рентабельность реализации товаров может рассчитываться как:

.

(1.2)

Этот показатель характеризует эффективность основного вида деятельности предприятия – реализации товаров. Показатель отражает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации и служит как оценкой эффективности деятельности на рынке, так и эффективности управления затратами.

Рентабельность хозяйственной деятельности:

.

(1.3)

Характеризует эффективность не только торговых операций, но и прочих операций (инвестиционных, финансовых) в целом.

Рентабельность текущих затрат:

.

(1.4)

Характеризует эффективность затрат на реализацию товаров.

Рентабельность совокупных текущих затрат:

.

(1.5)

Характеризует эффективность затрат на закупку и реализацию товаров.

К показателям рентабельность ресурсного типа относятся:

  •  рентабельность активов (капитала);
  •  рентабельность затрат на содержание трудовых ресурсов;
  •  фондорентабельность;
  •  рентабельность финансовых ресурсов в форме оборотных средств;
  •  рентабельность собственного капитала.

Рентабельность активов характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов, и рассчитывается как:

.

(1.6)

Рентабельность активов позволяет оценить рентабельность всего имущества предприятия. Тот же показатель, рассчитанный по операционной прибыли, в сравнении с предыдущим позволяет сделать вывод о влиянии на прибыльность таких операций, как получение дивидендов и процентов и других, не имеющих непосредственного участия отношения к производству операций (реализация имущества). Рентабельность активов, рассчитанная по прибыли до налогообложения, в сравнении с предыдущим показателем позволяет сделать вывод о влиянии на прибыльность некоторых налоговых отчислений. Рентабельность активов, рассчитанная по чистой прибыли, позволяет сделать вывод о влиянии на прибыльность налога на прибыль и различных отчислений из чистой прибыли.

Рентабельность затрат на содержание трудовых ресурсов:

.

(1.7)

Характеризует эффективность использования трудовых ресурсов и затрат на их содержание.

Фондорентабельность:

.

(1.8)

Рентабельность финансовых ресурсов в форме оборотных средств:

.

(1.9)

Рентабельность собственного капитала (РСС) является важным показателем для акционеров (собственников), т.к. показывает отдачу на каждый вложенный ими рубль:

.

(1.10)

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования инвестированного собственниками капитала и сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие источники дохода:

Полезно сравнивать рентабельности активов и рентабельность собственного капитала, рассчитанные по чистой прибыли. Разница между этими показателями обусловлена привлечением компанией заемных средств. Если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые по заемному капиталу, то влияние привлеченных средств должно расцениваться как отрицательное.

Наиболее часто используется оценка рентабельность собственного капитала по модели Дюпона:

,

(1.11)

где РСС – рентабельность собственного капитала;

РР – рентабельность реализации товаров;

ОА – оборачиваемость активов (Розничный товарооборот / Активы);

КФЗ – коэффициент финансовой зависимости (Собственный капитал / Заемный капитал).

Данная модель позволяет определить за счет каких факторов происходит изменение рентабельности собственного капитала. Рентабельность реализации товаров отражает возможность предприятия управлять затратами и его рыночную позицию (достижение более высоких цен). Оборачиваемость активов позволяет сделать вывод о динамике товарооборота и общей эффективности использования совокупных ресурсов. Коэффициент финансовой зависимости характеризует структуру финансирования деятельности. Таким образом, итоговый результат – рентабельность собственного капитала – может быть достигнут за счет различного сочетания параметров, что и важно знать при управлении предприятием [16, с.135-137].

Показатели рентабельности изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйственной деятельности предприятием.

Таким образом, прибыль и показатели рентабельности являются ключевыми параметрами управления, характеризуя итоговый эффект деятельности и эффективность использования вложенных ресурсов.

1.3. Методика анализа прибыли и рентабельности

Анализ прибыли проводится с целью выявления и оценки достигнутых финансовых результатов, определения факторов, их обусловивших, тенденций развития, резервов дальнейшего увеличения массы прибыли и уровня рентабельности хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Формы анализа многообразны. Это обусловлено объектом исследования, пользователями, масштабами деятельности предприятия, периодом проведения анализа. Объектом исследования может быть не только сам процесс формирования прибыли. Различают, как правило, два типа: анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования.

Предприятие анализирует прибыль для внутреннего применения с целью совершенствования управления прибылью, но анализ проводят и внешние пользователи: налоговые органы, банки, страховые компании, потенциальные инвесторы. Их цель – установление точности отражения финансовых результатов, оценки кредитоспособности предприятия и перспективы его доходности. С этих позиций различают внутренний и внешний анализ прибыли.

В зависимости от масштабов деятельности анализ прибыли может проводиться по предприятию в целом, по его структурным подразделениям либо по отдельным коммерческим сделкам или товарам, товарным группам при наличии информации об их издержкоемкости.

Анализ прибыли производится в следующей последовательности:

  •  анализ выполнения плана, динамика прибыли и рентабельности;
  •  анализ факторов, влияющих на прибыль и рентабельность;
  •  анализ распределения и использования прибыли.

Первое направление анализа, как правило, производится методом сравнения. При этом целесообразно производить анализ динамики развития товарооборота, издержек обращения и валового дохода. Это позволит провести экспресс-анализ рентабельности и факторов, определяющих развитие прибыли, установить тенденцию изменения, как массы прибыли, так и уровня рентабельности.

Более конкретное представление о количественном влиянии на прибыль показателей, ее формирующих, дает факторный анализ прибыли.

Сумма прибыли зависит от объема товарооборота, т.е. физической массы реализованных товаров, и фактора цен, среднего уровня валового дохода и издержек обращения, прочих доходов и расходов. При этом прибыль изменяется в том же направлении, что и товарооборот, валовый доход, прочие доходы, и в направлении, обратном изменению издержек обращения, прочих расходов и налога на прибыль.

Влияние товарооборота на сумму прибыли рассчитывается путем умножения суммы отклонения товарооборота отчетного года (Т1) от товарооборота прошлого года (Т0) на базисный уровень рентабельности по прибыли от реализации товаров (Р0):

.

(1.12)

В условиях инфляции влияние объема товарооборота может быть выражено через влияние ценового фактора и физического объема реализации товаров. Для этого необходимо определить товарооборот в сопоставимых ценах (Т1соп), т.е. пересчитать объем товарооборота отчетного года в ценах прошлого года. Тогда влияние ценового фактора на показатель прибыли рассчитывается умножением изменения товарооборота за счет цен на базисный уровень рентабельности:

.

(1.13)

Для определения влияния физического объема реализации на прибыль необходимо отклонение товарооборота отчетного года в сопоставимых ценах от базисного товарооборота умножить на базисный уровень рентабельности:

.

(1.14)

Влияние изменения среднего уровня валового дохода определяется умножением товарооборота отчетного года на отклонение уровня валового дохода отчетного года от базисного.

Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией товаров. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Влияние на прибыль прочих доходов и прочих расходов, а также суммы налога на прибыль рассчитываются как разница между этими величинами в отчетном и базисном году.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

Размер прибыли от реализации товаров непосредственно связан с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения. Система этой связи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет, выявит роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров.

Существенной методологической особенностью системы управления прибылью в рамках CVP-анализа является использование зависимости величины издержек от товарооборота. При использовании этого метода принимаются допущения о делении издержек обращения на постоянные и переменные, о связи объема продаж и затрат, о неизменности цен товаров и ресурсов. В общем виде модель имеет вид:

,

.

(1.15)

где ВД – валовый доход;

ИО – издержки обращения;

УВД – уровень валового дохода;

УИОпер – уровень переменных издержек обращения;

Т – розничный товарооборот;

ИОпост – постоянные издержки обращения.

На постоянные издержки обращения не влияет изменение товарооборота, но рассчитанные на единицу товара – корректируются с изменением уровня деловой активности. Переменные издержки обращения зависят от объема продаж, а в пересчете на единицу товара остаются неизменными (покупная стоимость товаров, сдельная заработная плата, транспортные расходы, расходы на упаковку и пр.) [20, с.128-130].

Следует заметить, что переменные издержки могут быть неоднородны. В зависимости от соотношения изменения затрат и изменения товарооборота их можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные и регрессивные. О пропорциональности говорят тогда, когда относительное изменение затрат равно относительному изменению объема. Прогрессивные растут быстрее, чем увеличивается объем продаж; дегрессивные медленнее; регрессивные сокращаются в абсолютном выражении независимо от объема товарооборота.

Дифференциация издержек может быть проведена тремя методами:

  1.  методом максимальной и минимальной точки;
  2.  графическим методом;
  3.  методом наименьших квадратов.

Наиболее точным методом является дифференциация затрат методом наименьших квадратов, так как в ней используются все данные о совокупных издержках и определяются коэффициенты уровень переменных издержек и постоянные издержки обращения.

Уровень переменных издержек УИОпер будет рассчитываться как:

.

(1.16)

.

(1.17)

Наиболее точной будет являться модель, полученная методом наименьших квадратов, потому что статистическому анализу подвергается вся совокупность данных.

Методика маржинального анализа предполагает пять этапов:

  1.  анализ безубыточности;
  2.  определение силы операционных рычагов по каждому из анализируемых факторов (товарообороту, переменным и постоянным затратам);
  3.  проведение анализа чувствительности прибыли к анализируемым факторам;
  4.  проведение анализа безубыточности;
  5.  определение компенсирующего объема реализации при прогнозируемом изменении одного из факторов.

В целях изучения зависимости между изменениями валового дохода, издержек и чистой прибыли проводят анализ безубыточности (расчет критических показателей). Критической считается такая величина валового дохода, при которой он покрывает все затраты (постоянные и переменные) без получения прибыли или убытка.

Если предприятие находится на пороге рентабельности (в критической точке) то прибыль равна нулю, таким образом, трансформируя формулу и принимая валовый доход за критический, получаем следующую формулу:

.

(1.18)

Результаты маржинального анализа позволяют проводить анализ чувствительности прибыли к изменению одного или нескольких факторов: уровня валового дохода, постоянных и переменных издержек обращения.

На втором этапе анализа необходимо определить силы операционных рычагов по каждому анализируемому фактору. Общий вид уравнения для силы операционного рычага (ОР) по анализируемому фактору имеет следующий вид:

,

(1.19)

где Фактор – величина соответствующего анализируемого фактора;

П  величина прибыли.

Для определения силы операционных рычагов по каждому фактору можно воспользоваться следующими формулами.

Сила операционного рычага рассчитывается как:

.

(1.20)

Сила операционного рычага по переменным затратам:

.

(1.21)

Сила операционного рычага по постоянным затратам:

.

(1.22)

Третий этап предполагает проведение анализа чувствительности прибыли к анализируемым факторам. Это можно сделать с помощью формулы:

,

(1.23)

где  – процентное изменение прибыли;

  сила операционного рычага по анализируемому фактору;

  процентное изменение анализируемого фактора.

Анализ чувствительности позволяет определить, как изменится прибыль в процентном отношении при изменении в процентном отношении анализируемого фактора.

На четвертом этапе проводится анализ безубыточности. Вначале определяют критические значения анализируемых факторов, а затем запас финансовой прочности по анализируемым факторам.

Под критическим значением фактора понимается такое его значение, при котором прибыль обращается в ноль. Под запасом финансовой прочности (ЗФП) понимается тот объем реализации (выручки), на который в настоящий момент времени предприятие превышает критическое значения объема реализации (выручки). Предполагая, что запас финансовой прочности соответствует такой величине возможного изменения валового дохода, при которой прибыль предприятия уменьшилась бы на 100 % по сравнению с исходным положением, получаем , откуда:

.

(1.24)

Знак + в этой формуле используется для определения критического значения такого анализируемого фактора, при увеличении которого прибыль уменьшается и наоборот (переменных и постоянных затратах).

Запас финансовой прочности в абсолютных единицах рассчитывается как:

.

(1.25)

На последнем этапе определяют компенсирующий объем валового дохода при изменении анализируемых факторов:

,

(1.26)

где  – компенсирующее процентное изменение валового дохода.

Таким образом, анализ CVP позволяет оценить барьерные значения показателя объема реализации, получить картину влияния факторов затрат на изменение прибыли и создать механизм управления финансовыми показателями.

Проводится и факторный анализ уровней рентабельности деятельности, исчисленный в целом по организации (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения товарооборота, удельных весов валового дохода и издержек обращения;

Факторная модель этого показателя имеет вид:

.

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по организации можно выполнить способом цепных подстановок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81274. Нормативистская школа права 35.26 KB
  Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой чистую науку. Суть нормативистской теории составляют следующие положения: право является пирамидой норм; во главе данной пирамиды стоит суверенная норма определяющая смысл остальных норм конституция; каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и в конечном итоге от суверенной нормы; сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы; право живет только в кодифицированных юридических нормах то есть не...
81275. Право и политика 37.71 KB
  Мицкевич зародилось и понятие политики как общественного светского института выражавшего общие дела интересы полиса городагосударства типичного для государственности Древней Греции и Рима . Поэтому политики не существовало в первобытном обществе где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины. Государство главный политик центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики политические партии профсоюзы отдельные политики и др. выражают...
81276. Право и экономика 36.48 KB
  Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса экономической структуры общества экономического строя которая складывается независимо от воли и сознания людей и надстройки идеологических отношений и институтов. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов других частей...
81277. Право и мораль. Единство права и морали 38.26 KB
  Соотношение между правом и моралью сложное оно включает в себя четыре компонента: единство различие взаимодействие и противоречия. Единство права и морали состоит в том что: право и мораль представляют собой разновидности социальных норм образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами у них единая нормативная основа; право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи упорядочение и совершенствование общественной жизни внесение в нее...
81278. Формы (источники) права 38.83 KB
  Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли форму в которой содержится правовое решение государства. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт судебный прецедент санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание правовую идеологию а также деятельность юристов.
81279. Нормативно-правовой акт: понятие, виды 39.43 KB
  Нормативные акты создаются в основном государственными органами имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам которые переданы им для разрешения. Нормативные акты характеризуются следующими признаками. Нормативные акты – это носители хранилища жилища правовых норм из них мы черпаем знания о правовых нормах. 2 Нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений между которыми возможны...
81280. Норма права: Понятие, структура, классификация. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах 41.26 KB
  Нормы права – это правило поведения имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании объеме прав и обязанностей четких указаниях на последствия ее нарушения. Она обладает качеством системности которое проявляется в структурном построении нормы в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу диспозицию и санкцию.
81281. Система права и система законодательства 36.02 KB
  Система права как его содержание это внутренняя структура права соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права выражающая строение его источников т. Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества.
81282. Типология правовых систем 38.05 KB
  При классификации правовых систем используют различные факторы начиная с этических расовых географических религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии включающей религию философию экономические и социальные структуры и юридической техники включающей в качестве основной составляющей источники права. Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым университетам Европы...