72323

Принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Доклад

Политология и государственное регулирование

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников. Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции.

Русский

2014-11-20

30 KB

20 чел.

  1.  принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников.

Можно выделить общеправовые2 и специальные принципы регулирования конкуренции.

ОБЩИЕ

  1.  Принцип свободы экономической деятельности.

Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности — комплексная категория, включающая в себя предусмотренные и гаран- тированные законом:

а) право субъекта экономической деятельности начи- нать, вести и прекращать ее в любой не запрещенной зако- ном сфере и форме;

б) право получать, использовать и передавать достовер- ную экономическую информацию;

в) свободу от принудительной и юридически необосно- ванной деятельности как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства и его органов;

г) право на защиту интересов экономически слабой сто- роны в ходе хозяйственной деятельности;

д) право любого субъекта экономической деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и долж- ностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.

Весь этот комплекс правомочий вводится в действие и обеспечивается различным правовыми нормами, но пост- роенными на базе единого принципа свободы экономичес- кой деятельности. Он в полной мере может быть зачислен и в арсенал основных начал правового регулирования кон- куренции.

     2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность приобретает в настоящее время всё большее значение. Очевидна необходимость прямого и косвенного регулирования экономической системы с целью уменьшить негативные проявления рыночной стихии. Государственное регулирование экономики — это осуществляемая на основании и в пределах, допускае- мых федеральными законами, целенаправленная деятель- ность органов государственной власти по планированию (программированию), организации, стимулированию, учету, контролю и управлению различными видами экономи- ческой активности хозяйствующих субъектов и хозяйст- венной системой в целом.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется требованиями защиты публичных ин- тересов, в том числе обеспечением государственных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, фор- мированием государственного бюджета.

  1.  Принцип законности. В основе этого общеотрасле- вого принципа применительно к конкурентному праву ле- жит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. Напротив, органы государства, воздействуя на кон- куренцию, должны применять другой принцип — запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное ре- гулирование).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

1. Принцип поддержки добросовестной конкуренции.

В соответствии с ним государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограни- чение и пресечение монополизма в любых его противоправ- ных проявлениях, обеспечение регулирующего воздейст- вия на сферы естественной и государственной монополий, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количе- ства поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.  

  1.  Принцип недопустимости экономической дея-тельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию.

Поддерживаемая государством конкуренция объективно создает пред- посылки для развития монополий.

Поэтому государству необходимо не только поддержи- вать добросовестную конкуренцию, но и пресекать эконо- мическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформу- лирован еще один конституционный принцип антимоно- польного законодательства Российской Федерации — прин- цип недопустимости экономической деятельности, направ- ленной на монополизацию и недобросовестную конкурен- цию.

3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий. Дей- ствие рассмотренного выше конституционного принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является экономически и юридически оправданным. Например, речь идет о естественных монопо- лиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию, способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон конста- тирует факт существования таких монополий и обеспечи- вает контроль за деятельностью их субъектов. Аналогич- ное регулирование должно применяться и в отношении го- сударственных монополий.

  1.  Принцип единого экономического пространства.

Он подразумевает, что Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (ра- бот, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление раз- личных материальных благ.

В целях реализации указанного принципа на террито- рии Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий (барьеров) для свободного перемещения това- ров, услуг и финансовых средств.

Исходя из необходимости защиты частных и публич- ных интересов, исключение из рассматриваемого принци- па сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограни- чения перемещения товаров и услуг могут вводиться в со- ответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

  1.  Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов.

При этом отграничительным признаком, свиде- тельствующим о существовании публичного интереса, яв- ляется «наличие статистически значимой группы лиц, за- интересованных в решении той или иной общественно-зна- чимой проблемы».1 Очевидно, что применительно к целям антимонопольного регулирования такую группу составля- ют прежде всего потребители. Именно для защиты их бе- зопасности могут устанавливаться ограничения перемеще- ния товаров и услуг (п. 5—6 ст. 7 Закона о защите прав по- требителей).

6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования. В соответствии с этим принципом из об- щих запретов, содержащихся в конкурентном праве, пре- дусмотрены отдельные исключения. Они обусловлены принципом разумной эффективности. Так, ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках запрещает хозяйствую- щим субъектам злоупотреблять доминирующим положени- ем. В то же время, согласно п. 2 этой статьи, такие зло- употребления могут быть объявлены правомерными в слу- чае, если хозяйствующий субъект докажет их экономичес- кую эффективность

7. Принцип запрета злоупотреблений. В соответст- вии с указанным принципом наказанию подлежат лишь злоупотребления доминирующим положением на рынке, но не сама экономическая власть.

8. Принцип сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля. Принцип ши- роко применяется в ходе антимонопольного регулирования экономической концентрации.

9. Принцип защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной кон- куренции. Российская Федерация провозгласила разумную открытость своих рынков для иностранных товаров. Однако иностранная конкуренция не должна наносить су- щественный ущерб экономике нашей страны. Поэтому для защиты отечественных товаропроизводителей государство вводит специальные меры регулирования (например, анти- демпинговые меры).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1964. Женщины и война 37.14 KB
  В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В её слабости таилась огромная сила. В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны.
1965. Найрозумніший шестикласник 33.04 KB
  Мета заходу: поглибити знання учнів із української мови, літератури, історії, розвивати навички самостійної роботи, логічне мислення, швидкість психологічних реакцій, виховувати інтерес до вивчення рідної мови та повноцінного оволодіння нею.
1966. Виховна година Юний Архітектор. 10 найвищих споруд світу 30 KB
  Юний Архітектор. 10 найвищих споруд світу. Журнал Форбс визначив десятку найвищих споруд світу, зведених станом на лютий 2008 року.
1968. Беседа для подростков ЗОЖ 60.5 KB
  Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие Здоровье человека. Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
1969. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧЕВЫХ КОМАНД ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ АРХИТЕКТУР 1.46 MB
  АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СКРЫТЫХ МАРКОВСКИХ МОДЕЛЕЙ В СИСТЕМАХ РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ СММ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ СММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕНЕТИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ.
1970. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАРЛА ЯСПЕРСА КАК МЫСЛИТЕЛЯ СВОЕЙ ЭПОХИ 1.17 MB
  Исторические условия формирования научного мировоззрения Карла Ясперса. Концепция всемирно-исторического развития в трудах Карла Ясперса. Ясперс о будущем человечества и смысле истории. Роль современных науки и техники в истории человечества.
1971. Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова 1.17 MB
  Теоретические взгляды В.В. Розанова на литературу. Теория пола и семейный вопрос. Основные черты современности в понимании В.В. Розанова. Место литературы в системе ценностей В.В. Розанова. Писательская саморефлексия. Пушкин в сопоставлении с другими авторами. Интерпретация второй половины 1890-х – начала 1900-х гг.
1972. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.17 MB
  Актуальные аспекты современного развития органов местного самоуправления в Российской Федерации. Оценка управленческой эффективности в мировой практике. Критерии, характеризующие состояние местных финансов (бюджет). Расчет и ретроспективный анализ управленческого состояния м/о г. Артем.