72323

Принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Доклад

Политология и государственное регулирование

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников. Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции.

Русский

2014-11-20

30 KB

39 чел.

  1.  принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников.

Можно выделить общеправовые2 и специальные принципы регулирования конкуренции.

ОБЩИЕ

  1.  Принцип свободы экономической деятельности.

Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности — комплексная категория, включающая в себя предусмотренные и гаран- тированные законом:

а) право субъекта экономической деятельности начи- нать, вести и прекращать ее в любой не запрещенной зако- ном сфере и форме;

б) право получать, использовать и передавать достовер- ную экономическую информацию;

в) свободу от принудительной и юридически необосно- ванной деятельности как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства и его органов;

г) право на защиту интересов экономически слабой сто- роны в ходе хозяйственной деятельности;

д) право любого субъекта экономической деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и долж- ностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.

Весь этот комплекс правомочий вводится в действие и обеспечивается различным правовыми нормами, но пост- роенными на базе единого принципа свободы экономичес- кой деятельности. Он в полной мере может быть зачислен и в арсенал основных начал правового регулирования кон- куренции.

     2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность приобретает в настоящее время всё большее значение. Очевидна необходимость прямого и косвенного регулирования экономической системы с целью уменьшить негативные проявления рыночной стихии. Государственное регулирование экономики — это осуществляемая на основании и в пределах, допускае- мых федеральными законами, целенаправленная деятель- ность органов государственной власти по планированию (программированию), организации, стимулированию, учету, контролю и управлению различными видами экономи- ческой активности хозяйствующих субъектов и хозяйст- венной системой в целом.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется требованиями защиты публичных ин- тересов, в том числе обеспечением государственных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, фор- мированием государственного бюджета.

  1.  Принцип законности. В основе этого общеотрасле- вого принципа применительно к конкурентному праву ле- жит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. Напротив, органы государства, воздействуя на кон- куренцию, должны применять другой принцип — запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное ре- гулирование).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

1. Принцип поддержки добросовестной конкуренции.

В соответствии с ним государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограни- чение и пресечение монополизма в любых его противоправ- ных проявлениях, обеспечение регулирующего воздейст- вия на сферы естественной и государственной монополий, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количе- ства поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.  

  1.  Принцип недопустимости экономической дея-тельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию.

Поддерживаемая государством конкуренция объективно создает пред- посылки для развития монополий.

Поэтому государству необходимо не только поддержи- вать добросовестную конкуренцию, но и пресекать эконо- мическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформу- лирован еще один конституционный принцип антимоно- польного законодательства Российской Федерации — прин- цип недопустимости экономической деятельности, направ- ленной на монополизацию и недобросовестную конкурен- цию.

3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий. Дей- ствие рассмотренного выше конституционного принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является экономически и юридически оправданным. Например, речь идет о естественных монопо- лиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию, способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон конста- тирует факт существования таких монополий и обеспечи- вает контроль за деятельностью их субъектов. Аналогич- ное регулирование должно применяться и в отношении го- сударственных монополий.

  1.  Принцип единого экономического пространства.

Он подразумевает, что Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (ра- бот, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление раз- личных материальных благ.

В целях реализации указанного принципа на террито- рии Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий (барьеров) для свободного перемещения това- ров, услуг и финансовых средств.

Исходя из необходимости защиты частных и публич- ных интересов, исключение из рассматриваемого принци- па сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограни- чения перемещения товаров и услуг могут вводиться в со- ответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

  1.  Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов.

При этом отграничительным признаком, свиде- тельствующим о существовании публичного интереса, яв- ляется «наличие статистически значимой группы лиц, за- интересованных в решении той или иной общественно-зна- чимой проблемы».1 Очевидно, что применительно к целям антимонопольного регулирования такую группу составля- ют прежде всего потребители. Именно для защиты их бе- зопасности могут устанавливаться ограничения перемеще- ния товаров и услуг (п. 5—6 ст. 7 Закона о защите прав по- требителей).

6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования. В соответствии с этим принципом из об- щих запретов, содержащихся в конкурентном праве, пре- дусмотрены отдельные исключения. Они обусловлены принципом разумной эффективности. Так, ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках запрещает хозяйствую- щим субъектам злоупотреблять доминирующим положени- ем. В то же время, согласно п. 2 этой статьи, такие зло- употребления могут быть объявлены правомерными в слу- чае, если хозяйствующий субъект докажет их экономичес- кую эффективность

7. Принцип запрета злоупотреблений. В соответст- вии с указанным принципом наказанию подлежат лишь злоупотребления доминирующим положением на рынке, но не сама экономическая власть.

8. Принцип сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля. Принцип ши- роко применяется в ходе антимонопольного регулирования экономической концентрации.

9. Принцип защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной кон- куренции. Российская Федерация провозгласила разумную открытость своих рынков для иностранных товаров. Однако иностранная конкуренция не должна наносить су- щественный ущерб экономике нашей страны. Поэтому для защиты отечественных товаропроизводителей государство вводит специальные меры регулирования (например, анти- демпинговые меры).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37935. Определение горизонтальной составляющей магнитного поля земли. Методические указания 160.64 KB
  Методические указания предназначены для студентов, изучающих раздел курса общей физики «Электричество и магнетизм». Приведены основные положения геомагнетизма и методика экспериментального определения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли с помощью тангенс гальванометра.
37936. Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 223.5 KB
  14 Лабораторная работа № 48 Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 1. Получим уравнение колебаний в контуре без активного сопротивления рисунок 2.3 получаем дифференциальное уравнение свободных колебаний в контуре без активного сопротивления 2.5 где φ начальная фаза колебаний.
37937. Изучение вынужденных колебаний в электрическом контуре 438.5 KB
  В теоретической части методических указаний изложены условия возникновения вынужденных колебаний в электрическом контуре выведено дифференциальное уравнение этого вида колебаний рассмотрены явления резонансных тока и напряжения. Для осуществления вынужденных колебаний в контур включают источник тока обладающий периодически изменяющейся ЭДС рис. в каждый момент времени сила тока во всех сечениях цепи одинакова. Перейдя от тока I к заряду q и введя обозначения: ω02=1 LС ...
37938. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОНННО – ЛУЧЕВОГО ОСЦИЛЛОГРАФА 206.5 KB
  4 Устройство и принцип работы осциллографа.11 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 50 ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОНННО ЛУЧЕВОГО ОСЦИЛЛОГРАФА Цель работы Изучение устройства электронно лучевого осциллографа и знакомство с некоторыми видами наблюдений и измерений которые можно проводить с его помощью. Устройство и принцип работы осциллографа Осциллографы бывают различного типа и назначения. Например с помощью осциллографа можно найти силу тока и напряжение изучать зависимость силы тока и напряжения от времени измерять сдвиг фаз между ними сравнивать...
37939. Изучение свойств ферромагнетиков и явления магнитного гистерезиса для железа 202.5 KB
  Изучение магнитных свойств вещества. Расчет и построение кривой намагничивания, снятие петли гистерезиса и определение тепловых потерь на перемагничивание ферромагнетиков. Вычисление коэрцитивной силы и остаточной намагниченности изучаемого образца железа.
37940. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКОВ 166.5 KB
  Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.
37941. ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА 168.5 KB
  11 Изучение свободных незатухающих колебаний пружинного маятника.11 Изучение затухающих колебаний пружинного маятника12 5. Изучение вынужденных колебаний пружинного маятника.14 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА Цель работы Изучение свободных незатухающих свободных затухающих и вынужденных колебаний пружинного маятника.
37942. Изучение собственных колебаний струны 137 KB
  Колебания струны5 3.10 Лабораторная работа № 11 а Изучение собственных колебаний струны 1. Цель работы Изучение собственных колебаний струны. Колебания струны В закрепленной с обоих концов натянутой струне при возбуждении поперечных колебаний устанавливаются стоячие волны причем в местах закрепления струны должны располагаться узлы.
37943. Определение ускорения силы тяжести при свободном падении тела 374 KB
  Центростремительное ускорение соответствующее движению Земли по орбите годичное вращение гораздо меньше чем центростремительное ускорение связанное с суточным вращением Земли. Поэтому с достаточной точностью можно считать что система отсчета связанная с Землей вращается относительно инерциальных систем с постоянной угловой скоростью суточного t = 86400 с вращения Земли . Если не учитывать вращение Земли то тело лежащее на ее поверхности следует рассматривать как покоящееся сумма действующих на это тело сил равнялось бы тогда...