72323

Принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Доклад

Политология и государственное регулирование

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников. Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции.

Русский

2014-11-20

30 KB

15 чел.

  1.  принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников.

Можно выделить общеправовые2 и специальные принципы регулирования конкуренции.

ОБЩИЕ

  1.  Принцип свободы экономической деятельности.

Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности — комплексная категория, включающая в себя предусмотренные и гаран- тированные законом:

а) право субъекта экономической деятельности начи- нать, вести и прекращать ее в любой не запрещенной зако- ном сфере и форме;

б) право получать, использовать и передавать достовер- ную экономическую информацию;

в) свободу от принудительной и юридически необосно- ванной деятельности как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства и его органов;

г) право на защиту интересов экономически слабой сто- роны в ходе хозяйственной деятельности;

д) право любого субъекта экономической деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и долж- ностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.

Весь этот комплекс правомочий вводится в действие и обеспечивается различным правовыми нормами, но пост- роенными на базе единого принципа свободы экономичес- кой деятельности. Он в полной мере может быть зачислен и в арсенал основных начал правового регулирования кон- куренции.

     2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность приобретает в настоящее время всё большее значение. Очевидна необходимость прямого и косвенного регулирования экономической системы с целью уменьшить негативные проявления рыночной стихии. Государственное регулирование экономики — это осуществляемая на основании и в пределах, допускае- мых федеральными законами, целенаправленная деятель- ность органов государственной власти по планированию (программированию), организации, стимулированию, учету, контролю и управлению различными видами экономи- ческой активности хозяйствующих субъектов и хозяйст- венной системой в целом.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется требованиями защиты публичных ин- тересов, в том числе обеспечением государственных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, фор- мированием государственного бюджета.

  1.  Принцип законности. В основе этого общеотрасле- вого принципа применительно к конкурентному праву ле- жит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. Напротив, органы государства, воздействуя на кон- куренцию, должны применять другой принцип — запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное ре- гулирование).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

1. Принцип поддержки добросовестной конкуренции.

В соответствии с ним государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограни- чение и пресечение монополизма в любых его противоправ- ных проявлениях, обеспечение регулирующего воздейст- вия на сферы естественной и государственной монополий, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количе- ства поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.  

  1.  Принцип недопустимости экономической дея-тельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию.

Поддерживаемая государством конкуренция объективно создает пред- посылки для развития монополий.

Поэтому государству необходимо не только поддержи- вать добросовестную конкуренцию, но и пресекать эконо- мическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформу- лирован еще один конституционный принцип антимоно- польного законодательства Российской Федерации — прин- цип недопустимости экономической деятельности, направ- ленной на монополизацию и недобросовестную конкурен- цию.

3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий. Дей- ствие рассмотренного выше конституционного принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является экономически и юридически оправданным. Например, речь идет о естественных монопо- лиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию, способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон конста- тирует факт существования таких монополий и обеспечи- вает контроль за деятельностью их субъектов. Аналогич- ное регулирование должно применяться и в отношении го- сударственных монополий.

  1.  Принцип единого экономического пространства.

Он подразумевает, что Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (ра- бот, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление раз- личных материальных благ.

В целях реализации указанного принципа на террито- рии Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий (барьеров) для свободного перемещения това- ров, услуг и финансовых средств.

Исходя из необходимости защиты частных и публич- ных интересов, исключение из рассматриваемого принци- па сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограни- чения перемещения товаров и услуг могут вводиться в со- ответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

  1.  Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов.

При этом отграничительным признаком, свиде- тельствующим о существовании публичного интереса, яв- ляется «наличие статистически значимой группы лиц, за- интересованных в решении той или иной общественно-зна- чимой проблемы».1 Очевидно, что применительно к целям антимонопольного регулирования такую группу составля- ют прежде всего потребители. Именно для защиты их бе- зопасности могут устанавливаться ограничения перемеще- ния товаров и услуг (п. 5—6 ст. 7 Закона о защите прав по- требителей).

6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования. В соответствии с этим принципом из об- щих запретов, содержащихся в конкурентном праве, пре- дусмотрены отдельные исключения. Они обусловлены принципом разумной эффективности. Так, ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках запрещает хозяйствую- щим субъектам злоупотреблять доминирующим положени- ем. В то же время, согласно п. 2 этой статьи, такие зло- употребления могут быть объявлены правомерными в слу- чае, если хозяйствующий субъект докажет их экономичес- кую эффективность

7. Принцип запрета злоупотреблений. В соответст- вии с указанным принципом наказанию подлежат лишь злоупотребления доминирующим положением на рынке, но не сама экономическая власть.

8. Принцип сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля. Принцип ши- роко применяется в ходе антимонопольного регулирования экономической концентрации.

9. Принцип защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной кон- куренции. Российская Федерация провозгласила разумную открытость своих рынков для иностранных товаров. Однако иностранная конкуренция не должна наносить су- щественный ущерб экономике нашей страны. Поэтому для защиты отечественных товаропроизводителей государство вводит специальные меры регулирования (например, анти- демпинговые меры).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76350. Технология УЗК и дефектоскопические средства 174.5 KB
  Для обнаружения дефектов пороговые УЗД. Для обнаружения дефектов измерения глубин их залегания и измерения отношения амплитуд сигналов от дефектов. Для обнаружения дефектов измерения глубин их залегания и измерения эквивалентной площади дефектов по их отражающей способности или условных размеров дефектов. Для обнаружения дефектов распознавания их форм или ориентации для измерения размеров дефектов или их условных размеров.