72323

Принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Доклад

Политология и государственное регулирование

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников. Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции.

Русский

2014-11-20

30 KB

26 чел.

  1.  принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников.

Можно выделить общеправовые2 и специальные принципы регулирования конкуренции.

ОБЩИЕ

  1.  Принцип свободы экономической деятельности.

Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности — комплексная категория, включающая в себя предусмотренные и гаран- тированные законом:

а) право субъекта экономической деятельности начи- нать, вести и прекращать ее в любой не запрещенной зако- ном сфере и форме;

б) право получать, использовать и передавать достовер- ную экономическую информацию;

в) свободу от принудительной и юридически необосно- ванной деятельности как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства и его органов;

г) право на защиту интересов экономически слабой сто- роны в ходе хозяйственной деятельности;

д) право любого субъекта экономической деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и долж- ностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.

Весь этот комплекс правомочий вводится в действие и обеспечивается различным правовыми нормами, но пост- роенными на базе единого принципа свободы экономичес- кой деятельности. Он в полной мере может быть зачислен и в арсенал основных начал правового регулирования кон- куренции.

     2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность приобретает в настоящее время всё большее значение. Очевидна необходимость прямого и косвенного регулирования экономической системы с целью уменьшить негативные проявления рыночной стихии. Государственное регулирование экономики — это осуществляемая на основании и в пределах, допускае- мых федеральными законами, целенаправленная деятель- ность органов государственной власти по планированию (программированию), организации, стимулированию, учету, контролю и управлению различными видами экономи- ческой активности хозяйствующих субъектов и хозяйст- венной системой в целом.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется требованиями защиты публичных ин- тересов, в том числе обеспечением государственных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, фор- мированием государственного бюджета.

  1.  Принцип законности. В основе этого общеотрасле- вого принципа применительно к конкурентному праву ле- жит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. Напротив, органы государства, воздействуя на кон- куренцию, должны применять другой принцип — запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное ре- гулирование).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

1. Принцип поддержки добросовестной конкуренции.

В соответствии с ним государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограни- чение и пресечение монополизма в любых его противоправ- ных проявлениях, обеспечение регулирующего воздейст- вия на сферы естественной и государственной монополий, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количе- ства поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.  

  1.  Принцип недопустимости экономической дея-тельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию.

Поддерживаемая государством конкуренция объективно создает пред- посылки для развития монополий.

Поэтому государству необходимо не только поддержи- вать добросовестную конкуренцию, но и пресекать эконо- мическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформу- лирован еще один конституционный принцип антимоно- польного законодательства Российской Федерации — прин- цип недопустимости экономической деятельности, направ- ленной на монополизацию и недобросовестную конкурен- цию.

3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий. Дей- ствие рассмотренного выше конституционного принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является экономически и юридически оправданным. Например, речь идет о естественных монопо- лиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию, способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон конста- тирует факт существования таких монополий и обеспечи- вает контроль за деятельностью их субъектов. Аналогич- ное регулирование должно применяться и в отношении го- сударственных монополий.

  1.  Принцип единого экономического пространства.

Он подразумевает, что Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (ра- бот, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление раз- личных материальных благ.

В целях реализации указанного принципа на террито- рии Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий (барьеров) для свободного перемещения това- ров, услуг и финансовых средств.

Исходя из необходимости защиты частных и публич- ных интересов, исключение из рассматриваемого принци- па сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограни- чения перемещения товаров и услуг могут вводиться в со- ответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

  1.  Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов.

При этом отграничительным признаком, свиде- тельствующим о существовании публичного интереса, яв- ляется «наличие статистически значимой группы лиц, за- интересованных в решении той или иной общественно-зна- чимой проблемы».1 Очевидно, что применительно к целям антимонопольного регулирования такую группу составля- ют прежде всего потребители. Именно для защиты их бе- зопасности могут устанавливаться ограничения перемеще- ния товаров и услуг (п. 5—6 ст. 7 Закона о защите прав по- требителей).

6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования. В соответствии с этим принципом из об- щих запретов, содержащихся в конкурентном праве, пре- дусмотрены отдельные исключения. Они обусловлены принципом разумной эффективности. Так, ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках запрещает хозяйствую- щим субъектам злоупотреблять доминирующим положени- ем. В то же время, согласно п. 2 этой статьи, такие зло- употребления могут быть объявлены правомерными в слу- чае, если хозяйствующий субъект докажет их экономичес- кую эффективность

7. Принцип запрета злоупотреблений. В соответст- вии с указанным принципом наказанию подлежат лишь злоупотребления доминирующим положением на рынке, но не сама экономическая власть.

8. Принцип сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля. Принцип ши- роко применяется в ходе антимонопольного регулирования экономической концентрации.

9. Принцип защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной кон- куренции. Российская Федерация провозгласила разумную открытость своих рынков для иностранных товаров. Однако иностранная конкуренция не должна наносить су- щественный ущерб экономике нашей страны. Поэтому для защиты отечественных товаропроизводителей государство вводит специальные меры регулирования (например, анти- демпинговые меры).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31216. Вспомогательные технические средства 37.5 KB
  Технологическая связь между отдельными подразделениями сейсморазведочной партии сейсморазведочная станция СВП СМ буровые установки и т. Для производства топогеодезических работ в сейсморазведочной партии создается один или несколько топогеодезический отряд возглавляемый старшим техником или инженеромтопографом. В задачи отряда входит рекогносцировка местности и определение наиболее удобных путей подъезда к площади работ вынесение на местность и подготовка профилей для работы на них сейсморазведочного отряда привязка отработанных...
31217. Группирование сейсмоприемников и источников 43 KB
  При кажущейся скорости поверхностной волны Vпов разность времен прихода этой волны на кый элемент группы по сравнению с первым элементом будет составлять к1 x Vпов. Для этих волн временной сдвиг между кым и первым элементом группы будет равен к1x Vотр. Учитывая то что элементы интерференционной группы одинаковы и выбирая начало отсчета в центре базы группы амплитудночастотную характеристику группы можно записать в виде: . Для изучения свойств амплитудночастотной характеристики линейной группы строится и анализируется график...
31218. Источники упругих волн 30 KB
  Все источники упругих волн применяемые в сейсморазведке подразделяются на два вида: взрывные и невзрывные. Невзрывные источники колебаний в свою очередь делятся на импульсные и вибрационные. Импульсные невзрывные источники могут быть построены на различных физических принципах. При работе на суше используются преимущественно источники либо механического принципа работы удар по грунту падающего груза либо газодинамического типа.
31219. Классификация методов сейсморазведки 30 KB
  Классификация методов сейсморазведки. Внутри нее сформировалось много различных направлений и модификаций которые в силу сложившейся в геофизической литературе терминологической практики получили название методов. Общее число методов сейсморазведки весьма велико. Однако на производстве фактически широко используется лишь ограниченное число методов.
31220. Технических средств и их классификация 31 KB
  Классификация технических средств К первой группе технических средств принято относить различные системы записи и предварительной обработки сейсмической информации. Технический уровень этой группы средств решающим образом определяет состояние и возможности сейсмической разведки. Эти средства используются преимущественно для проведения полевых работ. Источники упругих волн различного типа составляют третью специфическую группу технических средств сейсморазведки.
31221. Метод отраженных волн 33 KB
  Метод отраженных волн. Метод отраженных волн MOB наиболее эффективный и развитый метод сейсморазведки применяемый в наибольших объемах при поисках и детальной разведке месторождений нефти газа и ряда других полезных ископаемых на суше и на море. Упругие волны в MOB возбуждают с помощью проведения взрывов в неглубоких скважинах или действием специальных невзрывных источников на поверхности земли. На поверхности земли регистрируются отраженные волны от достаточно протяженных геологических границ на которых заметно меняется волновое...
31222. Метод преломленных волн 29.5 KB
  В методе преломленных волн МПВ обычно регистрируются и анализируются головные рефрагированные и преломленнорефрагированные волны. Главными достоинствами МПВ являются: большой диапазон доступных для исследования глубин от первых метров до 10 15 и более километров возможность определения граничной скорости в слоях малая зависимость от помех со стороны кратно отраженных и поверхностных волн. Усовершенствованная модификация МПВ корреляционный метод преломленных волн КМПВ был предложен в СССР в конце 30х годов группой геофизиков под...
31223. Метод проходящих волн (скважинная сейсморазведка) 33 KB
  Позднее в СССР была разработана аппаратура и технология проведения вертикального сейсмического профилирования ВСП СССР Е.Основой для анализа волнового поля по материалам ВСП являются сводные сейсмограммы по стволу скважины для каждого пункта взрыва. По принципу анализа зарегистрированного волнового поля выделяют две основные модификации ВСП скалярную и векторную поляризационную модификацию ПМ ВСП. По технике записи различают однокомпонентную модификацию ВСП регистрируется только вертикальная компонента поля и трехкомпонентную ПМ ВСП.
31224. Источники упругих колебаний 30 KB
  Основным типом источников сейсмических колебаний при морских работах в настоящее время являются пневматические излучатели которые чаще всего называют воздушными пушками. Поэтому для таких источников очень важно чтобы второй импульс был как можно менее интенсивным в сравнении с первым. Комплекс мер который обычно применяют для исключения влияния повторных ударов схлопывающихся воздушных пузырей является группирование источников различной емкости и выбор оптимальной глубины и буксирования. Получающийся в результате короткий импульс создает...