72323

Принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Доклад

Политология и государственное регулирование

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников. Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции.

Русский

2014-11-20

30 KB

25 чел.

  1.  принципы правового регулирования конкуренции и монополий

Правовое регулирование конкуренции пронизывают основополагающие начала, то есть принципы конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и предпринимательскую деятельность её участников.

Можно выделить общеправовые2 и специальные принципы регулирования конкуренции.

ОБЩИЕ

  1.  Принцип свободы экономической деятельности.

Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности — комплексная категория, включающая в себя предусмотренные и гаран- тированные законом:

а) право субъекта экономической деятельности начи- нать, вести и прекращать ее в любой не запрещенной зако- ном сфере и форме;

б) право получать, использовать и передавать достовер- ную экономическую информацию;

в) свободу от принудительной и юридически необосно- ванной деятельности как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства и его органов;

г) право на защиту интересов экономически слабой сто- роны в ходе хозяйственной деятельности;

д) право любого субъекта экономической деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и долж- ностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.

Весь этот комплекс правомочий вводится в действие и обеспечивается различным правовыми нормами, но пост- роенными на базе единого принципа свободы экономичес- кой деятельности. Он в полной мере может быть зачислен и в арсенал основных начал правового регулирования кон- куренции.

     2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность приобретает в настоящее время всё большее значение. Очевидна необходимость прямого и косвенного регулирования экономической системы с целью уменьшить негативные проявления рыночной стихии. Государственное регулирование экономики — это осуществляемая на основании и в пределах, допускае- мых федеральными законами, целенаправленная деятель- ность органов государственной власти по планированию (программированию), организации, стимулированию, учету, контролю и управлению различными видами экономи- ческой активности хозяйствующих субъектов и хозяйст- венной системой в целом.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется требованиями защиты публичных ин- тересов, в том числе обеспечением государственных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, фор- мированием государственного бюджета.

  1.  Принцип законности. В основе этого общеотрасле- вого принципа применительно к конкурентному праву ле- жит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. Напротив, органы государства, воздействуя на кон- куренцию, должны применять другой принцип — запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное ре- гулирование).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

1. Принцип поддержки добросовестной конкуренции.

В соответствии с ним государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограни- чение и пресечение монополизма в любых его противоправ- ных проявлениях, обеспечение регулирующего воздейст- вия на сферы естественной и государственной монополий, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количе- ства поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.  

  1.  Принцип недопустимости экономической дея-тельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию.

Поддерживаемая государством конкуренция объективно создает пред- посылки для развития монополий.

Поэтому государству необходимо не только поддержи- вать добросовестную конкуренцию, но и пресекать эконо- мическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформу- лирован еще один конституционный принцип антимоно- польного законодательства Российской Федерации — прин- цип недопустимости экономической деятельности, направ- ленной на монополизацию и недобросовестную конкурен- цию.

3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий. Дей- ствие рассмотренного выше конституционного принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является экономически и юридически оправданным. Например, речь идет о естественных монопо- лиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию, способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон конста- тирует факт существования таких монополий и обеспечи- вает контроль за деятельностью их субъектов. Аналогич- ное регулирование должно применяться и в отношении го- сударственных монополий.

  1.  Принцип единого экономического пространства.

Он подразумевает, что Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (ра- бот, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление раз- личных материальных благ.

В целях реализации указанного принципа на террито- рии Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий (барьеров) для свободного перемещения това- ров, услуг и финансовых средств.

Исходя из необходимости защиты частных и публич- ных интересов, исключение из рассматриваемого принци- па сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограни- чения перемещения товаров и услуг могут вводиться в со- ответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

  1.  Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов.

При этом отграничительным признаком, свиде- тельствующим о существовании публичного интереса, яв- ляется «наличие статистически значимой группы лиц, за- интересованных в решении той или иной общественно-зна- чимой проблемы».1 Очевидно, что применительно к целям антимонопольного регулирования такую группу составля- ют прежде всего потребители. Именно для защиты их бе- зопасности могут устанавливаться ограничения перемеще- ния товаров и услуг (п. 5—6 ст. 7 Закона о защите прав по- требителей).

6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования. В соответствии с этим принципом из об- щих запретов, содержащихся в конкурентном праве, пре- дусмотрены отдельные исключения. Они обусловлены принципом разумной эффективности. Так, ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках запрещает хозяйствую- щим субъектам злоупотреблять доминирующим положени- ем. В то же время, согласно п. 2 этой статьи, такие зло- употребления могут быть объявлены правомерными в слу- чае, если хозяйствующий субъект докажет их экономичес- кую эффективность

7. Принцип запрета злоупотреблений. В соответст- вии с указанным принципом наказанию подлежат лишь злоупотребления доминирующим положением на рынке, но не сама экономическая власть.

8. Принцип сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля. Принцип ши- роко применяется в ходе антимонопольного регулирования экономической концентрации.

9. Принцип защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной кон- куренции. Российская Федерация провозгласила разумную открытость своих рынков для иностранных товаров. Однако иностранная конкуренция не должна наносить су- щественный ущерб экономике нашей страны. Поэтому для защиты отечественных товаропроизводителей государство вводит специальные меры регулирования (например, анти- демпинговые меры).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32102. Туристский продукт 114.5 KB
  Продуктами являются физические объекты услуги идеи и т. набор услуг продаваемый туристам в одном пакете. Если спросить поставщиков что они производят перевозчики назовут транспортные услуги отели услуги по размещению тематические парки услуги развлечения и т. Для каждого из них продукт есть конкретный вид предоставляемых услуг.
32103. Объекты и схемы стандартизации в сфере услуг. Применение сертификации 28.5 KB
  Применение сертификации. Схема сертификации это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции услуг систем качества и персонала. Как правило система сертификации предусматривает несколько схем. Схемы сертификации продукции применяемые в РФ приведены в приложении 5.
32104. Государственный контроль и надзор за соблюдением обяза 32.5 KB
  Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии получивших статус территориальных органов госнадзора государственные инспекторы. Акт должен быть направлен руководству проверенной организации в РостестМосква который готовит обобщенную информацию о результатах работы госнадзора а если возникла необходимость применения мер воздействия в Госстандарт России где в соответствии с Законом О стандартизации и другими действующими законодательными положениями определяются конкретные...
32107. Правовые основы стандартизации и сертификации в Рф. Характеристика ФЗ Техническом Регулировании, об обеспечении единства измерении,о защите прав потребителей, об основах туристской деятельности в РФ 31.5 KB
  Целями Федерального закона являются: 1 установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации; 2 защита прав и законных интересов граждан общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; 3 обеспечение потребности граждан общества и государства в получении объективных достоверных и сопоставимых результатов измерений используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан охраны окружающей среды животного и растительного мира обеспечения обороны и безопасности государства...
32108. Структура ряда динами. Проверка ряда на наличие тренда 97 KB
  Проверка ряда на наличие тренда. Всякий ряд динамики теоретически может быть представлен в виде составляющих: тренд основная тенденция развития динамического ряда к увеличению либо снижению его уровней; циклические периодические колебания в том числе сезонные; случайные колебания. Изучение тренда включает два основных этапа: ряд динамики проверяется на наличие тренда; производится выравнивание временного ряда и непосредственное выделение тренда.
32109. Понятие индекса 289.5 KB
  В экономическом анализе индексы используются не только для сопоставления уровней изучаемого явления но главным образом для определения экономической значимости причин объясняющих абсолютное различие сравниваемых уровней. Далее приведены два наиболее распространенных определения понятия экономический индекс: Индекс это показатель сравнения двух состояний одного и того же явления простого или сложного состоящего из соизмеримых или несоизмеримых величин. Индекс это относительная величина показывающая во сколько раз уровень...
32110. Ряды динамики. Классификация 134.5 KB
  Ряд динамики хронологический ряд динамический ряд временной ряд это последовательность упорядоченных во времени числовых показателей характеризующих уровень развития изучаемого явления. Всякий ряд динамики включает следовательно два обязательных элемента: вопервых время и вовторых конкретное значение показателя или уровень ряда. Интервальный ряд динамики последовательность в которой уровень явления относится к результату накопленному или вновь произведенному за определенный интервал времени.