72338

Классификация вредных веществ по степени воздействия на организм человека

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Эффект токсического воздействия зависит от количества попавшего в организм АХОВ аварийные химически опасные вещества их физико-химических свойств длительности и интенсивности поступления взаимодействия с биологическими средами кровью ферментами.

Русский

2014-11-21

15.18 KB

1 чел.

ТЕМА:  Классификация вредных веществ по степени воздействия на организм человека

Воздух играет наиважнейшую роль в повседневном обмене веществ в организме. Человек не может прожить без воздуха даже несколько минут.

Воздух представляет собой смесь газов, состав которой изменяется с высотой.

Эффект токсического воздействия зависит от количества попавшего в организм АХОВ (аварийные химически опасные вещества), их физико-химических свойств, длительности и интенсивности поступления, взаимодействия с биологическими средами (кровью, ферментами).

АХОВ наряду с общей обладают избирательной токсичностью, т. е. они представляют наибольшую опасность для определенного органа или системы организма. По избирательной токсичности выделяют:

1) сердечные с преимущественным кардиотоксическим действием (многие лекарственные препараты, растительные яды, соли металлов – бария, калия, кобальта, радия);

2) нервные, вызывающие нарушение психической активности (угарный газ, фосфорорганические соединения, алкоголь и его суррогаты, наркотики, снотворные препараты);

3) печеночные (хлорированные углеводороды, ядовитые грибы, фенолы и альдегиды);

4) почечные (соединения тяжелых металлов, этиленгликоль, щавелевая кислота);

5) кровяные (анилин и его производные, нитраты, мышьяковистый водород);

6) легочные (смог, смолы, газы).

Токсический эффект при действии различных доз и концентраций АХОВ может проявиться функциональными и структурными (патоморфологическими) изменениями, т. е. токсичность проявляется в виде пороговых доз и концентраций. Но результатом может быть и гибель организма в случае смертельных концентраций. Об опасности ядов можно судить также по значениям порогов вредного действия (однократного, хронического) и порога специфического действия.

Порог вредного действия – это минимальная концентрация вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения биологических показателей на организменном уровне, выходящие за пределы приспособительных реакций, или скрытая патология.

Характер воздействия вредных веществ на организм и общие требования безопасности регламентируются ГОСТом 12.0.003-74, который подразделяет вещества на:

1) токсические, вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы (ЦНС, кроветворения), вызывающие патологические изменения печени, почек;

2) раздражающие, вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, легких, кожных покровов;

3) сенсибилизирующие, действующие как аллергены (формальдегиды, растворители, лаки на основе нитро– и нитросоединений);

4) мутагенные, приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы);

5) канцерогенные, вызывающие злокачественные новообразования (циклические амины, ароматические углеводороды, хром, никель, асбест);

6) влияющие на репродуктивную (детородную) функцию (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы).

Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений

Преимущественно в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов труда и производственных вредностей возникают профессиональные болезни, распространенность которых зависит от социально-экономических условий труда, технологического процесса и состояния технического оснащения производства.

Предупреждение профессиональных отравлений во многом зависит от соблюдения профилактических мероприятий всеми работающими на производствах с вредными условиями труда, а также от выполнение правил охраны труда и техники безопасности. Профилактические мероприятия направлены на внедрение автоматизации производственных процессов, обоснованной организации труда и отдыха, установление сокращенного рабочего дня и дополнительного ежегодного отпуска на вредных производствах, бесплатное лечебно-профилактическое питание, устройство рациональной вентиляции применительно к особенностям производства.

Промышленные яды – химические вещества, используемые на производстве и оказывающие при нарушении правил техники безопасности и гигиены труда вредное действие на организм человека.

Воздействуя на организм человека, промышленные яды могут оказывать неблагоприятное влияние на потомство.

Профилактика воздействия вредных веществ на организм предусматривает исключение из технологии производства высокотоксичных и опасных для жизни ядов или замену их менее токсичными и менее опасными; укорочение рабочего дня и увеличение отпусков для лиц, соприкасающихся с ядами; надлежащую вентиляцию, ношение защитной одежды, применение противогаза, респиратора или других средств защиты (защитные пасты, мази и др.); организацию душевых и ежедневную смену производственного нательного белья; периодические медосмотры, лечебно-профилактическое питание, медикаментозную профилактику (ингалятории, профилактории т. п.).

Очень важным является научное обоснование актов санитарного законодательства в области гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Необходимо установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, т. е. таких концентраций, которые в течение всего рабочего стажа не могут вызвать у работающих заболеваний или отклонений в состоянии здоровья непосредственно в процессе работы или в отдаленные сроки.

ПДК являются обязательным санитарным нормативом при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования и вентиляции, а также при проведении предупредительного и текущего санитарного надзора и режима в производственных условиях, для оценки эффективности оздоровительных мероприятий.

Предприятия и проектирующие организации должны постоянно добиваться минимального (ниже ПДК) содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8199. Методы педагогического стимулирования 16.05 KB
  Методы педагогического стимулирования. Эти методы воспитания направлены на активизацию позитивного развития личности и торможение деструктивных педагогических процессов. (По латыни stimulus - острая палка, которой погоняли животных.) Мето...
8200. Методы воспитания 30.55 KB
  Методы воспитания План: Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания. Из истории методики воспитания. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса. Руководство процессами самово...
8201. Руководство процессами самовоспитания 13.89 KB
  Руководство процессами самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности. Способность к самовоспитанию развивается в конце подросткового - начале юношеск...
8202. Коллектив и личность: педагогический аспект 17.74 KB
  Коллектив и личность: педагогический аспект ПЛАН: Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива. Педагогические проблемы творческого коллектива. Лич...
8203. Мастерство педагогического взаимодействия 18.78 KB
  Мастерство педагогического взаимодействия. Деятельность учителя сложна, ответственна, трудоемка. Его иногда называют навечно вызванный к доске. Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения...
8204. Воспитание в семье 35.59 KB
  Воспитание в семье План Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания. Культура как цель и средство семейного воспитания. Проблемы семейного во...
8205. Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога 18.35 KB
  Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога. В своей профессиональной деятельности культурологи (в зависимости от специализации) выполняют функции преподавателя, педагога-консультанта, организатора досуга дете...
8206. Место педагогической профессии в социуме 27.71 KB
  Место педагогической профессии в социуме. Жрец или ремесленник? Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса). Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячел...
8207. Сущность и закономерности эстетического воспитания 25.01 KB
  Сущность и закономерности эстетического воспитания ПЛАН: Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности. Своеобразие эстетической деятел...