72338

Классификация вредных веществ по степени воздействия на организм человека

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Эффект токсического воздействия зависит от количества попавшего в организм АХОВ аварийные химически опасные вещества их физико-химических свойств длительности и интенсивности поступления взаимодействия с биологическими средами кровью ферментами.

Русский

2014-11-21

15.18 KB

1 чел.

ТЕМА:  Классификация вредных веществ по степени воздействия на организм человека

Воздух играет наиважнейшую роль в повседневном обмене веществ в организме. Человек не может прожить без воздуха даже несколько минут.

Воздух представляет собой смесь газов, состав которой изменяется с высотой.

Эффект токсического воздействия зависит от количества попавшего в организм АХОВ (аварийные химически опасные вещества), их физико-химических свойств, длительности и интенсивности поступления, взаимодействия с биологическими средами (кровью, ферментами).

АХОВ наряду с общей обладают избирательной токсичностью, т. е. они представляют наибольшую опасность для определенного органа или системы организма. По избирательной токсичности выделяют:

1) сердечные с преимущественным кардиотоксическим действием (многие лекарственные препараты, растительные яды, соли металлов – бария, калия, кобальта, радия);

2) нервные, вызывающие нарушение психической активности (угарный газ, фосфорорганические соединения, алкоголь и его суррогаты, наркотики, снотворные препараты);

3) печеночные (хлорированные углеводороды, ядовитые грибы, фенолы и альдегиды);

4) почечные (соединения тяжелых металлов, этиленгликоль, щавелевая кислота);

5) кровяные (анилин и его производные, нитраты, мышьяковистый водород);

6) легочные (смог, смолы, газы).

Токсический эффект при действии различных доз и концентраций АХОВ может проявиться функциональными и структурными (патоморфологическими) изменениями, т. е. токсичность проявляется в виде пороговых доз и концентраций. Но результатом может быть и гибель организма в случае смертельных концентраций. Об опасности ядов можно судить также по значениям порогов вредного действия (однократного, хронического) и порога специфического действия.

Порог вредного действия – это минимальная концентрация вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения биологических показателей на организменном уровне, выходящие за пределы приспособительных реакций, или скрытая патология.

Характер воздействия вредных веществ на организм и общие требования безопасности регламентируются ГОСТом 12.0.003-74, который подразделяет вещества на:

1) токсические, вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы (ЦНС, кроветворения), вызывающие патологические изменения печени, почек;

2) раздражающие, вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, легких, кожных покровов;

3) сенсибилизирующие, действующие как аллергены (формальдегиды, растворители, лаки на основе нитро– и нитросоединений);

4) мутагенные, приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы);

5) канцерогенные, вызывающие злокачественные новообразования (циклические амины, ароматические углеводороды, хром, никель, асбест);

6) влияющие на репродуктивную (детородную) функцию (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы).

Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений

Преимущественно в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов труда и производственных вредностей возникают профессиональные болезни, распространенность которых зависит от социально-экономических условий труда, технологического процесса и состояния технического оснащения производства.

Предупреждение профессиональных отравлений во многом зависит от соблюдения профилактических мероприятий всеми работающими на производствах с вредными условиями труда, а также от выполнение правил охраны труда и техники безопасности. Профилактические мероприятия направлены на внедрение автоматизации производственных процессов, обоснованной организации труда и отдыха, установление сокращенного рабочего дня и дополнительного ежегодного отпуска на вредных производствах, бесплатное лечебно-профилактическое питание, устройство рациональной вентиляции применительно к особенностям производства.

Промышленные яды – химические вещества, используемые на производстве и оказывающие при нарушении правил техники безопасности и гигиены труда вредное действие на организм человека.

Воздействуя на организм человека, промышленные яды могут оказывать неблагоприятное влияние на потомство.

Профилактика воздействия вредных веществ на организм предусматривает исключение из технологии производства высокотоксичных и опасных для жизни ядов или замену их менее токсичными и менее опасными; укорочение рабочего дня и увеличение отпусков для лиц, соприкасающихся с ядами; надлежащую вентиляцию, ношение защитной одежды, применение противогаза, респиратора или других средств защиты (защитные пасты, мази и др.); организацию душевых и ежедневную смену производственного нательного белья; периодические медосмотры, лечебно-профилактическое питание, медикаментозную профилактику (ингалятории, профилактории т. п.).

Очень важным является научное обоснование актов санитарного законодательства в области гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Необходимо установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, т. е. таких концентраций, которые в течение всего рабочего стажа не могут вызвать у работающих заболеваний или отклонений в состоянии здоровья непосредственно в процессе работы или в отдаленные сроки.

ПДК являются обязательным санитарным нормативом при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования и вентиляции, а также при проведении предупредительного и текущего санитарного надзора и режима в производственных условиях, для оценки эффективности оздоровительных мероприятий.

Предприятия и проектирующие организации должны постоянно добиваться минимального (ниже ПДК) содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36979. Дослідження процесу розробки класів програмними засобами для різних задач 14.3 KB
  Розробіть класи для задачі про філософів що обідають. Розробіть класи для підписки на журнали. Розробіть класи для редактора графічних документів що підтримують групування об’єктів.
36980. ПОВІРКА ВОЛЬТМЕТРА УНІВЕРСАЛЬНОГО В7-16 ТА ПРЯМЕ ВИМІРЮВАННЯ ОПОРУ РЕЗИСТОРА 226.5 KB
  ПРИЗНАЧЕННЯ Вольтметр універсальний В716 призначений для автоматичного виміру: напруги постійного струму; напруги змінного струму; активних опорів. У вхідному пристрої напруга постійного струму приводиться за допомогою дільника до номінальної межі і далі надходить на вхід підсилювача диференційного напруга змінного струму приводиться до номінальної межі і надходить на перетворювач напруги змінного струму в напругу постійного струму а потім на вхід підсилювача диференційного. Другий каскад разом з першим забезпечує загальний...
36981. ВИБІР СИСТЕМИ ТРУДОВОГО та професійного НАВЧАННЯ 89 KB
  Методика трудового та професійного навчання частина І. Проектнотехнологічна система трудового навчання Трудова підготовка в закладах освіти. Формування загально трудових умінь у різних дидактичних системах трудового навчання Трудова підготовка в закладах освіти.
36982. Побудова FTP-сервера на основі операційної системи Linux 526 KB
  Він розташований в каталозі etc і має ім'я proftpp. Також можуть знадобитися команди: виклик редактора – mcedit робота з FTPсервером – ftp визначення IPадреси – ifconfig тестування каналу – ping запуск файлового провідника – mc допомога – mn [команда] Алгоритм налаштування FTPсервера наступний: 1 Встановити пакет proftpd за допомогою команди sudoptitude instll proftpd. Якщо FTPсервер не використовуватиметься постійно...
36983. Дослідження процесу проектування станів програмними засобами 14.1 KB
  Розробіть класи програмними засобами С або С для найпростішого електронного годинника. Розробіть класи програмними засобами С або С для телефонного автовідповідача. Розробіть класи програмними засобами С або С протоколу передачі даних.
36986. Початкова школа 244 KB
  Початкова школа - самоцінний, принципово новий етап в житті дитини: він починає систематичне навчання в освітньому закладі, розширюється сфера його взаємодії з навколишнім світом, змінюється соціальний статус і збільшується потреба в самовираженні.