72339

Защита от вредных веществ и обеспечение параметров микроклимата

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

По мере увеличения величины тока организм человека отвечает соответствующими реакциями. Можно выделить 3 основные реакции: Ощущение тока. В электроустановках за смертельный порог берется значения фибрилляционного тока.

Русский

2014-11-21

79.25 KB

0 чел.

  Защита от вредных веществ и обеспечение параметров микроклимата

Пороговые значения токов.

По мере увеличения величины тока организм человека отвечает соответствующими реакциями. Можно выделить 3 основные реакции:

  1.   Ощущение тока.
  2.  Судорожное сокращение мышц.
  3.  Фибрилляция сердца.

Со  2) и 3)  начинается опасность смертельного исхода.

Минимальные значения токов, вызывающих основные реакции, называются пороговыми значениями токов.

В связи с этим различают токи:

  1.  ощутимые,
  2.  не отпускающие,
  3.  фибрилляционные,

и, соответственно, их пороговые значения.

Считается, что поражения переменным током сильнее, чем постоянным током.

Для переменных токов пороговые значения:

  1.  0,6 - 1,5  мА  -  для ощутимых токов;
  2.  6 - 20  мА  -  для неотпускающих токов;
  3.  100  мА  -  для фибрилляционных токов.

В электроустановках за «смертельный» порог берется значения фибрилляционного тока.

Для каждого порогового значения тока существует минимальное допустимое время воздействия: 

  1.  10  мин  -  для ощутимого тока;
  2.  3  сек  -  для неотпускающего тока;
  3.  1  сек  -  для фибрилляционного тока.

Факторы, влияющие на исход электротравм:

1). Сила тока

2). Время протекания

3). Путь тока через организм человека

Наиболее часто встречающиеся пути:

1. нога-нога -   0,4% энергии проходит через сердце.

2. рука-рука -   0,4 - 3,3% (наиболее опасный путь прохождения)

3. рука-нога -    занимает промежуточное положение м/у 1 и 2

4). Место вхождения тока в организм (действие тока на организм усиливается при замыкании контактов в акупунктурных точках (зонах))

5). Состояние организма человека (прежде всего, нервной системы)

6). Условия окружающей среды (температура, влажность)

Повышенная температура, влажность повышают опасность поражения эл. током. Чем ниже атмосферное давление, тем выше опасность поражения.

3. Простейшая схема электрического сопротивления человека.

Кожа действует как конденсатор (большое сопротивление).

Величина эл. сопротивления меняется в зависимости от напряжения:

Ra = 1000 Ом = 1 кОм

Rh =40 кОм  - сопротивление человека

4. Схема двухполосного прикосновения.

Jh - сила тока (при таком значении человек находится в безопасности);

Uл - линейное напряжение;

Uф - фазное напряжение.

Однофазное прикосновение.

Типы электрических сетей:

Согласно правилу устройства электроустановок (ПУЭ) разрешены 4 вида эл. сетей:

  1.  до 1000 В
  2.  с изолированной нейтралью
  3.  с заземленной нейтралью

 rH - сопротивление заземления нейтрали

  1.  Свыше 1000 В
  2.  с изолированной нейтралью
  3.  с заземленной нейтралью

Будем изучать 1) тип эл. сетей.

В сетях свыше 1000 В в аварийных ситуациях возникают большие токи замыкания, в результате которых эл. цепь размыкается (сгорает).

Однополосное прикосновение в сетях с изолированной нейтралью.

r - сопротивление фазы.

По требованию безопасности:

 r ≥ 0,5 МОм

Прикосновение в сетях с заземленной нейтралью (при однофазном прикосновении).

 (иногда используют r0)

rH ≤ 4  Ом  - сопротивление заземления нейтрали.

,

где rП - сопротивление пола,

rоб - сопротивление обуви,

rод - сопротивление одежды.

Двухполосное сопротивление считается наиболее опасным.

Сети с изолированной нейтралью используются для питания небольших лабораторий.

Приведенные формулы справедливы для работы установок в нормальном режиме (т.е. при сохранении нормативных значений сопротивления изоляции).

В аварийных ситуациях человек попадает под действие линейного напряжения (при неисправности фаз). К аварийным режимам относятся режимы, для которых характерно следующее:

  1.  происходит случайно эл. соединение частей электроустановки, находящейся под напряжением, с землей или заземленными конструкциями;
  2.  появление напряжения на частях (корпусах) оборудования.

В 1) случае возникает явление стекания тока в землю:

Потенциал токоведущей части падает до потенциала 3, где 3 = J3 · r3,

где  J3 - ток замыкания,

 r3 - сопротивление цепи в точке заземления.

Далее потенциал начинает снижаться. (На расстоянии 20 м.  0).

В связи с этим возникают следующие понятия:

1). Напряжение прикосновения - напряжение между 2-мя точками цепи тока, которых одновременно касается человек.

В устройствах заземления и зануления:

Uпр. = 3 -  = 3 - (1 - ) = 3 · α

0 < α ≤ 1

2). Напряжение шага - разность потенциалов между точками цепи тока, находящихся на расстоянии 0,8 м.

,

где  β - коэффициент шагового напряжения.

Напряжение шага зависит от потенциала замыкания свойств грунта (удельного сопротивления грунта).


Обеспечение качества воздушной среды.

Защита от вредных веществ и обеспечение параметров микроклимата.

  1.  Причины и характер загрязнения воздушной среды.
  2.  Действие вредных веществ загрязнителей воздушной среды на человека.
  3.  Нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны и населенных мест.
  4.  Методы контроля загрязнения воздуха.
  5.  Защита от вредных веществ.
  6.  основные источники загрязнений:
  7.  объекты энергетики – ТЭС.
  8.  Промышленные предприятия – предприятия горнодобывающие, нефтехимические, химической, металлургической промышленности и др.

Вредными веществами являются вещества, которые при контакте с организмом человека, могут вызывать профилактические заболевания или другие отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1 – 007 - 76).

Причины и характер загрязнений воздушной среды: принято разделять вредные вещества на 2 группы:

  1.  Химические;
  2.  Производственная пыль.

Более точная классификация:

  1.  Смеси, которые образуют в воздухе пары и газы;
  2.  Дисперсные системы  или аэрозоли.

Аэрозоли подразделяются:

  1.  Пыль (размер терв. частиц более 1 микрометра);
  2.  Дым (меньше 1 микрометра);
  3.  Туман (смесь с воздухом мельчайших жидких частиц, меньше 10 микрометров).

Выделение загрязнителя зависит от характера технологического процесса, от используемого материала и т.д.

Газы выделяются при сгорании веществ; туман - при распылении охлаждающей жидкости; пыль – при дроблении твердых веществ, при транспортировки различного  материала и т.д.; дым – при сгорании топлива в печах и энергоустановках.

Диоксид серы  (), оксиды азота приводят к закислению природных сред – глобальная экологическая проблема (кислотные дожди).

Трансграничный перенос – перенос на большие расстояния вредных веществ (фоновые концентрации).

  1.  В организм человека вредные вещества проникают:
  2.  Через органы дыхания;
  3.  Через ЖКТ (желудочно – кишечный тракт);
  4.  Через кожные покровы и слизистые оболочки.

Они могут вызывать отравления как острые, так и хронические. Острые вызываются высокими концентрациями вредных паров и газов и развиваются быстро в течении малого промежутка времени. Хронические развиваются медленно в результате накопления или кумуляции  времени веществ (материальная) или функциональных изменений (функциональная кумуляция).

Действие химических веществ на человека  зависит от физико – химических свойств, основные факторы, которые определяют тяжесть последствий воздействия химического вещества, является доза и продолжительность действия.

Согласно ГОСТ 12. 003  вредные вещества делятся на:

  1.  Общетоксические (вызывают общие отравления – монооксид углерода СО (угарный газ), ртуть, цианистые соединения, мышьяк).
  2.  Раздражающий (раздражает органы дыхания, слизистую – хлор, аммиак, диоксид серы, оксиды азота, озон и др.)
  3.  Сенсибилизирующие (способствуют развитию аллергических заболеваний – действуют как аллергены – растворители, лаки на основе нитросоединений, формальдегид и др.).
  4.  Канцерогенные вещества (способствуют образованию злокачественных опухолей: никель и его соединения, окислы хрома, асбест, аромат углеводорода (полициклические), битум, асфальт, гудрон, масла, сажа, и ряд других веществ).
  5.  Мутагенные (влияют на генетический аппарат зародышевых клеток, приводят к изменениям (мутациям) наследственной информации: свинец, марганец,  формальдегид, радиоактивные элементы).
  6.  Вещества, влияющие на репродуктивную функцию (стирол, марганец, ртуть).

Тератогены – вещества, которые приводят к нарушению внутриутробного развития, в следствии: врожденные дефекты, болезни (стирол, формальдегид, краски, лаки и т.д.).

По степени воздействия вредные вещества:

  1.  Чрезвычайноопасные;
  2.  Высокоопасные;
  3.  Умереноопасные;
  4.  Малоопасные.

У пыли выделяют:

  1.  Общетоксические;
  2.  Раздражающие;
  3.  Фиброгенные действия – разрастание соединительной ткани.

Пневмокомеоз – профессиональное заболевание легких из – за насыщения ими пылью.

Семекоз – при вдыхании пыли содержащей диоксид кремния ().

Различают следующие варианты проявлений комбинированного действия вредных веществ:

  1.  Независимое действие;
  2.  Суммирование, при действии веществ, относящихся к одной груаае воздействия;
  3.  Потенцирование (синергизм) – усиление увеличением порядка (непропорциональное усиление вредного действия, обнаруживаются новые эффекты воздействия);
  4.  Антагонистическое (одно вещество ослабляет действие другого).

  1.  Существует множество показателей, которые характеризуют степень загрязнения воздушной среды и используется для контроля ее качества:
  2.  Временно – допустимые концентрации (ВДК).
  3.  Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК).
  4.  Ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).

Конечной целью при обеспечении качественного контроля является обеспечение ПДК (предельно – допустимая концентрация). Впервые перечень ПДК для 120 веществ был утвержден в 1971 году, и затем постоянно пополнялся.

С позиции экологии, ПДК – верхние пределы лимитирующих факторов среды (в частности химических соединений), при которых их содержание не выходит за пределы или допустимой границы экологической ниши человека.

Существует раздельное нормирование содержания примесей в воздухе и таким образом, используется 2 типа ПДК:

  1.  ПДК рабочей зоны (рабочая зона – пространство, ограниченное предприятием сверху);

ПДК рабочей зоны – концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течении 8 часов при другой продолжительности (не больше 41 часа в неделю) в течении всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений (в течении 30 мин.)

  1.  ПДК для атмосферного воздуха селитебной зоны (ПДК средняя суточная) измеряется в течении суток и усредняется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52724. До майстерності – через передовий досвід 69 KB
  Авторська школа О. Як це починалось Знайомтесь Авторська школа О. Сахнівська школа славилась Літописом надзвичайних справ а саме: майстрували повітряну кулю; майстрували дво чи триступінчасті ракети які запускали зі шкільного Байконуру; створили розумні двері з кодовим замком для контрольних робіт; створили обчислювальні машини Ромашка і Ромашка 2 ; створили Музей бойової слави; будівництво Палацу здоровя; спорудження Криниці совісті; випуск шкільної газети Дівочі гори та інші. І ще...
52725. Створення умов для самореалізації особистості кожного учня на уроках математики 75.5 KB
  Досягти освітньої мети означає озброїти учнів максимумом знань з основ алгебри та геометрії; сприяти формуванню математичних навичок; ознайомити їх з доступними методами сучасної науки математики; показати її місце в суспільнокорисній діяльності. Практичноприкладні цілі передбачають формування в учнів умінь і навичок повязувати теорію з практикою: розвязувати задачі виробничого і життєвого характеру математично осмислювати навколишні явища тощо. Учитель не лише має можливість а і зобовязаний активно формувати в учнів науковий...
52726. Пізнавальний інтерес 269.5 KB
  Так справді нинішній стан навчання учнів молодшого шкільного вікузасвідчує що 80 дітей залишаються пасивними на уроці і ця пасивністьспостерігається упродовж багатьох років навчання в школі. При цьому навчально пізнавальна діяльність організовується так щоб діти шукали різницю між новими та вже отриманими знаннями приймають альтернативні рішення мають змогу зробити відкриття формулювали свої власні ідеї та думки за допомогою різноманітних засобів навчальної співпраці. При цьому ситуативний інтерес який проявляється через позитивні...
52727. Досвід роботи з упровадження інтерактивних і мультимедійних технологій на уроках української літератури як засобу формування компетентної особистості 76 KB
  Моя система роботи будується на сучасних педагогічних технологіях головна мета яких зробити процес навчання творчим особистісно зорієнтованим. Під час етапу цілеутворення та планування роботи учні спільно працюють на уроці з учителем. Продумуючи кожен свій крок надаю перевагу таким формам роботи котрі сприяли б виробленню в учнів психологічних установок на самовдосконалення націлювали б їх на високі моральні цінностівідповідальне ставлення до життя.
52728. Реалізація соціальної, мотиваційної, функціональної компетенцій на уроках української мови та літератури 60 KB
  Насамперед учні мають засвоїти поняття мови і мовлення; стилі мовлення; монологічне і діалогічне мовлення;текст його ознаки; тему та основну думку тексту; типи мовлення. Хто є адресантом а хто адресатом мовлення У чому полягає діяльність адресанта і діяльність адресата Які умови потрібні щоб відбулося спілкування Від чого залежить успішність спілкування 2. Чи добре ви засвоїли зміст слів мова і мовлення Поширте поданий текст вибравши зі слів у дужках ті які підходять за змістом і поставивши їх у потрібному відмінку. Діти засвоюють...
52729. Формування життєвих компетентностей через проектну діяльність 346.5 KB
  Світові тенденції розвитку середньої загальної освіти характеризуються переходом від традиційної репродуктивної моделі школи до розвиваючої конструктивної моделі, орієнтованої на результат. Обновилася функція школи: не тільки навчання і виховання, але і соціалізація школяра, формування життєвої компетентності, розвиток соціально - значимих якостей особистості.