72377

ПРОГРАММИРОВАНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

Самостоятельная работа студента объемом 116 ч. (очное обучение), 187 ч. (очно-зоачное обучение), 230 ч. (заочное обучение) и 236 ч. (заочное сокращенное обучение) выполняется в соответствии с методическими указаниями с целью закрепления и усвоения навыков объектно-ориентированного...

Русский

2014-11-21

5.58 MB

4 чел.

16

Министерство образования и науки РФ

Федеральное бюджетное государственное 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тульский государственный университет"

Политехнический институт

Кафедра "Автоматизированные станочные системы"

Троицкий Д.И. 

доцент, к.т.н. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Направление подготовки: 

Информатика и вычислительная техника

Профиль подготовки: 

Системы автоматизированного проектирования

Форма обучения - очная, очно-заочная, заочная

Тула 2011 г.


Рассмотрено на заседании кафедры "Автоматизированные станочные системы"

протокол1 от "31" августа 2011 г.

Зав. кафедрой________________А.Н. Иноземцев


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения 4

2. Технологии программирования 5

2.1. Верификация и отладка программы 5

3. Интегрированная среда программирования 6

4. Инструменты отладки программ 7

5. Автоматизация разработки программных проектов 9

6. Программная документация 12

6.1. Концепция "Literate Programming" 12

6.2. Использование гипертекста при документировании программ 14

6.3. Скрытие подробностей при описании фрагмента текста (folding) 14

6.4. Представление исходного текста программ в форме книги 16

7. Рекомендуемая литература 17

7.1. Основная литература 17

7.2. Дополнительная литература 17


  1.  Общие положения

Самостоятельная работа студента объемом 116 ч. (очное обучение), 187 ч. (очно-зоачное обучение), 230 ч. (заочное обучение) и 236 ч. (заочное сокращенное обучение) выполняется в соответствии с методическими указаниями с целью закрепления и усвоения навыков объектно-ориентированного программирования в среде Delphi. Курсовая работа студента выполняется в соответствии с методическими указаниями.

1)  по очной форме:

п/п

Наименование видов самостоятельной работы

Трудоемкость

(час.)

Методические материалы

(см. РП)

Курсовая работа

20

 [1]

(см. п. 8.7)

Подготовка к лабораторным занятиям

20

[1..5]

(см. п. 8.5)

Самостоятельное изучение разделов 28-29

10

[4]

(см. п. 8.1)

Подготовка к экзамену

30

[1-6]

(см. п.8.1)

Подготовка к зачету

36

[1-6]

(см. п.8.1)

ИТОГО

116

)  по очно-заочной форме:

п/п

Наименование видов самостоятельной работы

Трудоемкость

(час.)

Методические материалы

(см. РП)

Курсовая работа

20

 [1]

(см. п. 8.7)

Подготовка к лабораторным занятиям

36

[1..5]

(см. п. 8.5)

Самостоятельное изучение разделов 28-29

15

[4]

(см. п. 8.1)

Подготовка к экзамену

60

[1-6]

(см. п.8.1)

Подготовка к зачету

56

[1-6]

(см. п.8.1)

ИТОГО

187

3)  по заочной форме:

п/п

Наименование видов самостоятельной работы

Трудоемкость

(час.)

Методические материалы

(см. РП)

Курсовая работа

20

 [1]

(см. п. 8.7)

Подготовка к лабораторным занятиям

36

[1..5]

(см. п. 8.5)

Самостоятельное изучение разделов 28-29

17

[4]

(см. п. 8.1)

Подготовка к экзамену

80

[1-6]

(см. п.8.1)

Подготовка к зачету

77

[1-6]

(см. п.8.1)

ИТОГО

230

3)  по заочной сокращенной форме:

п/п

Наименование видов самостоятельной работы

Трудоемкость

(час.)

Методические материалы

(см. РП)

Курсовая работа

20

 [1]

(см. п. 8.7)

Подготовка к лабораторным занятиям

42

[1..5]

(см. п. 8.5)

Самостоятельное изучение разделов 28-29

17

[4]

(см. п. 8.1)

Подготовка к экзамену

80

[1-6]

(см. п.8.1)

Подготовка к зачету

77

[1-6]

(см. п.8.1)

ИТОГО

236

  1.  Технологии программирования

  1.  Верификация и отладка программы

По мнению известного специалиста в области программирования Э. Дейкстры "…если отладкапроцесс устранения ошибок в программах, то программированиепроцесс их внесения". Увы, написать сложную программу без ошибок практически невозможно. Процесс "доведения до ума" программы называется отладкаотладкой (debugging). 

Интересно происхождение английского термина debug, буквально означающего "обезжучивание" (англ. bug означает "жук"). В 40-х гг. ХХ века во флоте США эксплуатировался компьютер Mark-1. Однажды машина вышла из строя по причине попадания самого настоящего жука в контакты одного из многих тысяч реле. Математик Г.М. Хоппер, разрабатывавшая программы для Mark-1, записала в журнале "Реле70. Произведено обезжучивание". С тех пор термин debug прижился для обозначения процесса отладки.

Еще сравнительно недавно отладка программы была весьма трудоемким и утомительным делом. Работа с компиляторами таких языков, как C, Fortran или Clipper в ОС MS DOS выглядела следующим образом. Текст программы набирался в любом текстовом редактореот Word до блокнота. Далее запускался компилятор, которому на вход подавался файл с программой. Если компиляция проходила успешно, компилятор создавал так называемый объектный файл. Затем запускался линкерлинкерпрограмма, объединяющая код стандартных библиотек и код в объектном файле в окончательный exe-файл. Наконец, полученный exe-файл запускался на выполнение. Если в нем обнаруживалась ошибка, весь процесс надо было повторять заново. 

  1.  Интегрированная среда программирования

Резкому повышению производительности труда программистов способствовало появление интегрированных сред программирования IDE(IDE, Integrated Development Environment). Delphi как раз и является такой средой. IDE объединяет редактор текста, компилятор, линкер, отладчик (рис. 13.1).

Рис.  2.1 - Структура IDE.

Самая интересная для нас часть IDEотладчикотладчик (debugger). Он позволяет выполнять следующие действия:

  •  просматривать значения переменных;
  •  прерывать выполнение программы в заданной точке;
  •  выполнять программу по шагам;
  •  отслеживать вызовы процедур и функций.

Как это возможно? Ведь мы знаем, что не существует способа превратить exe-файл обратно в программу на Паскале. Дело в том, что компилятор со встроенным отладчиком записывает в EXE-файл «лишнюю» информациюимена переменных, ссылки на строки в исходной программе и т.д. После окончательной отладки следует отключить генерацию отладочной информации и откомпилировать "чистую" программу. Если об этом забыть то, во-первых, бесполезно возрастет размер exe-файла, а во-вторых, злобным хакерам будет очень легко вскрыть разнообразные защиты, которые автор так долго и старательно создавал. 

Режимы компиляции в пункте меню ProjectOptionsCompiler (Рис.  2.2).

Рис.  2.2 - Управление режимами компиляции в Delphi.

  1.  Инструменты отладки программ

Важнейший инструмент отладкиточка прерывания (breakpoint). Когда программа в своей работе доходит до точки прерывания, ее выполнение временно прекращается. Пока программа остановлена, можно просмотреть и даже изменить значения переменных, а затем продолжить ее выполнение. 

точка прерыванияТочка прерывания ставится на строчку программы. В Delphi это делается клавишей F5. Строка, в которой установлена точка прерывания, в редакторе помечается красным цветом (Рис.  2.3). 

Бесполезно ставить точку останова на операторы END, VAR, CONST, TYPE, FUNCTION, PROCEDURE, UNITони не являются исполняемыми. Разумеется, не сработает и точка прерывания, стоящая внутри процедуры, если эта процедура ниоткуда не вызывается на выполнение.

Как только точка прерывания достигнута, можно просмотреть текущие значения переменных. А вот сам текст программы "на ходу" менять нельзяесли текст изменен, придется компилировать заново. Окно просмотра значений переменных вызывается клавишами Ctrl+F7 (Рис.  2.4).

Рис.  2.3 - Точка прерывания.

В поле Expression можно вводить не только имя переменной, но и целое математическое выражение. Это позволяет использовать окно просмотра как мощный калькулятор. 

Интересная возможность окна просмотраизменение значения переменной. Если в процессе отладки установлено, что некоторая переменная получила неверное значение, то для продолжения работы программы можно ввести правильное значение в поле Modify и нажать кнопку Modify.

Рис.  2.4 - Окно просмотра значений переменных.

Кстати, а как продолжить выполнение программы, остановленной на точке останова? Очень простонажав F9. Для полного же прерывания выполнения программы служат клавиши Ctrl+F2.

Если в программе есть циклы, то отладка затрудняетсяпри каждой итерации придется нажимать Ctrl+F7, вводить имя переменной, и так не один десяток раз. Для удобства помимо обычного окна просмотра в Delphi предусмотрено и так называемое окно постоянного просмотра (вызывается клавишами Ctrl+Alt+W). В него вводятся (при помощи клавиши Insert) переменные и выражения, значения которых постоянно отображаются. Как только программа остановилась на точке останова, все значения уже на экране (Рис.  2.5).

Рис.  2.5 - Окно постоянного просмотра.

пошаговое выполнениеА можно ли выполнять программу пошагово, по одной строке? Да, конечно. Для этого служат клавиши F4, F7 и F8. Клавиша F4 запускает программу до курсора, F7с заходом в процедуры/функции, F8без захода в процедуры/функции. Текущая выполняемая строка в программе отмечается синей полосой. Для сброса программы (досрочного прекращения ее работы) предназначена комбинация клавиш Ctrl+F2. 

  1.  Автоматизация разработки программных проектов

Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. Современные крупные проекты ИС характеризуются, как правило, следующими особенностями: 

  •  сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;
  •  наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов (подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования (например, традиционных приложений, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, и приложений аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема);
  •  отсутствие прямых аналогов, ограничивающее возможность использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем;
  •  необходимость интеграции существующих и вновь разрабатываемых приложений;
  •  функционирование в неоднородной среде на нескольких аппаратных платформах;
  •  разобщенность и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств;
  •  существенная временная протяженность проекта, обусловленная, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, и, с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС. 

Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть прежде всего адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем. 

Ранее при разработке ИС достаточно широко применялась структурная методология, предоставляющая в распоряжение разработчиков строгие формализованные методы описания ИС и принимаемых технических решений. Она основана на наглядной графической технике: для описания различного рода моделей ИС используются схемы и диаграммы. Наглядность и строгость средств структурного анализа позволяла разработчикам и будущим пользователям системы с самого начала неформально участвовать в ее создании, обсуждать и закреплять понимание основных технических решений. Однако, широкое применение этой методологии и следование ее рекомендациям при разработке конкретных ИС встречалось достаточно редко, поскольку при неавтоматизированной (ручной) разработке это практически невозможно. Действительно, вручную очень трудно разработать и графически представить строгие формальные спецификации системы, проверить их на полноту и непротиворечивость, и тем более изменить. Если все же удается создать строгую систему проектных документов, то ее переработка при появлении серьезных изменений практически неосуществима. Ручная разработка обычно порождала следующие проблемы: 

  •  неадекватная спецификация требований;
  •  неспособность обнаруживать ошибки в проектных решениях;
  •  низкое качество документации, снижающее эксплуатационные качества;
  •  затяжной цикл и неудовлетворительные результаты тестирования. 

С другой стороны, разработчики ИС исторически всегда стояли последними в ряду тех, кто использовал компьютерные технологии для повышения качества, надежности и производительности в своей собственной работе (феномен "сапожника без сапог"). 

Перечисленные факторы способствовали появлению программно-технологических средств специального класса - CASE-средств, реализующих CASE-технологиюCASE-технология создания и сопровождения ИС. Термин CASE (Computer Aided Software Engineering) используется в настоящее время в весьма широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения (ПО), в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных ИС в целом. Теперь под термином CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного ПО (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. CASE-средства вместе с системным ПО и техническими средствами образуют полную среду разработки ИС. 

Появлению CASE-технологии и CASE-средств предшествовали исследования в области методологии программирования. Программирование обрело черты системного подхода с разработкой и внедрением языков высокого уровня, методов структурного и модульного программирования, языков проектирования и средств их поддержки, формальных и неформальных языков описаний системных требований и спецификаций и т.д. Кроме того, появлению CASE-технологии способствовали и такие факторы, как: 

  •  подготовка аналитиков и программистов, восприимчивых к концепциям модульного и структурного программирования;
  •  широкое внедрение и постоянный рост производительности компьютеров, позволившие использовать эффективные графические средства и автоматизировать большинство этапов проектирования;
  •  внедрение сетевой технологии, предоставившей возможность объединения усилий отдельных исполнителей в единый процесс проектирования путем использования разделяемой базы данных, содержащей необходимую информацию о проекте. 

CASE-технология представляет собой методологию проектирования ИС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей. Большинство существующих CASE-средств основано на методологиях структурного (в основном) или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств. 

Успешное внедрение CASE-средств должно обеспечить такие выгоды, как: 

  •  высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения ПО;
  •  положительное воздействие на некоторые или все из перечисленных факторов: производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование;
  •  приемлемый уровень отдачи от инвестиций в CASE-средства.

  1.  Программная документация

При сопровождении программных продуктов наиболее часто возникающей задачей является анализ исходного кода. На это уходит от 50% до 90% времени, затрачиваемого на сопровождение. При этом эта процедура значительно упрощается, если исходные тексты программы так или иначе документированы. 

Как показывает опыт, простого комментирования исходного текста бывает более чем недостаточно. Тем более что качественные комментарии можно встретить далеко не в каждой программе. В случае, когда исходный код сопровожден подробной документацией ситуация усложняется тем, что объем материала, в котором программисту придется разбираться возрастает во много раз. Существуют различные подходы к документированию программ, которые позволяют решить эту проблему для некоторых частных случаев. 

  1.  Концепция "Literate Programming"

С появлением концепции структурного программирования в области сопровождения программ наступило некоторое улучшение, но, тем не менее, результаты все еще оставались не удовлетворительными. В связи с этим, Дональдом Кнутом была предложена концепция "Literate Programming". В 1984 году в журнале "Computer" он опубликовал статью "Literate Programming", в которой описал новый способ документирования программ и реализующую этот способ систему WEB. 

Основная идея была в том, чтобы рассматривать программу не как последовательность инструкций для компьютера, а как литературное произведение (отсюда и название). Таким образом, программист при написании программы формально описывает действия, которые он ожидает от компьютера, вставляя в соответствующе места код на языке программирования. В результате получается целостное литературное произведение (например статья), которое одновременно является работающей программой. 

В качестве реализации указанной концепции, Кнутом была предложена система WEB. В этой системе используются два языка: язык форматирования текста и язык программирования. Изначально в качестве языка форматирования текста использовался TeX, а в качестве языка программирования - PASCAL. В дальнейшем были выпущены версии с поддержкой других языков программирования и мультиязычные версии. 

В системе поддерживаются две операции: WEAVE и TANGLE. Результатом выполнения операции WEAVE является документ TeX, а в при выполнении операции TANGLE генерируется текст на языке PASCAL. Подробнее это изображено на Рис.  2.6

Рис.  2.6 - Основные операции системы WEB.

Система WEB изначально создавалась как система, поддерживающая концепцию структурного программирования. Сгенерированный WEB документ состоит из параграфов, каждый из которых помимо текста может содержать код, в котором, в свою очередь, могут быть использованы ссылки на участки кода из других параграфов. Описание WEB - программы строится по принципу последовательного улучшения: определенный ранее параграф в дальнейшем можно доопределить при помощи операции '+='. Также система генерирует оглавление и индекс. В качестве комментариев используется текст, заключенный в двойные прямые скобки '[[...]]'. После описания каждого фрагмента кода, указываются номера параграфов, где этот код используется, а также номера параграфов, внутри которых соответствующий фрагмент кода доопределяется. 

Как уже можно было заметить, этот метод документирования является несколько специфичным. Он практически идеально подходит для написания научных статей, но в силу ряда причин, его применение в остальных случаях затруднено. Основным неудобством является то, что сгенерированный в результате текст очень сложен для чтения и в случае, если WEB - описание будет утеряно, в программе будет очень сложно разобраться. 

  1.  Использование гипертекста при документировании программ

Этот метод гораздо чаще применяется на практике по сравнению с предыдущим. Предыдущий метод ориентирован на то, что сгенерированное описание пользователь будет читать последовательно, раздел за разделом. Целью описываемого метода является создание не только печатного документа, а также предоставление программисту дополнительных возможностей при чтении кода с экрана. К ним можно отнести выборочный просмотр фрагментов кода, переход по ссылкам в графе потока управления и многие другие. Иначе говоря создатели этого метода поставили перед собой цель предоставить программисту возможность просматривать текст программы как гипертекстовый документ. 

Рассмотрим теперь более подробно конструкции, используемые в гипертекстовых документах. С их помощью в документ вставлять таблицы, формулы, картинки и другие элементы. Рассмотрим некоторые из них более подробно. 

  1.  Скрытие подробностей при описании фрагмента текста (folding)

При использовании данной конструкции на экране вместо соответствующего фрагмента текста отображается другой (обычно более короткий) текст, характеризующий содержимое данного фрагмента (Рис.  2.7). Это используется для оформления комментариев и скрытия подробностей реализации. 

В первом случае вместо некоторого фрагмента кода отображается его краткое описание. По желанию пользователя этот фрагмент кода может быть полностью отображен та экране. Это оказывается полезным когда фрагмент кода можно очевидным образом описать в двух словах, избавив тем самым программиста от необходимости просматривать весь фрагмент целиком. 

Рис.  2.7 - Использование конструкции folding
для скрытия подробностей реализации. 

Во втором же случае для определенной языковой конструкции на экран может быть выведен комментарий, содержащий пояснения в виде текста и картинок. Даже если необходимо узнать, например, описание прототипа функции это избавляет от необходимости открывать заголовочный файл, не говоря уже о том, что из комментария можно получить и более подробную информацию. 


Рис.  2.8 - Использование конструкции folding для оформления комментариев.

Переход по ссылкам (linking)

Эта конструкция позволяет осуществлять переход по ссылкам. Это значительно облегчает работу со связанными участками кода. 


Рис.
 2.9 - Переход между связанными участками кода
при помощи конструкции linking.

Данный метод документирования достаточно удобен и широко применяется на практике. Причина популярности этого метода заключается в том, что он позволяет документировать уже существующие исходные тексты программ и в том или ином виде поддерживается многими редакторами исходных текстов. В большинстве случаев добавление гипертекстовых элементов в документ происходит автоматически и не требует от программиста никаких усилий. 

  1.  Представление исходного текста программ в форме книги

Прежде, чем описывать следующий метод, попробуем ответить на следующий вопрос: актуально ли сейчас использование исходных текстов программ в напечатанном виде? Опросы, проведенные среди программистов показывают, что это действительно так. Такая необходимость обычно возникает в следующих случаях: 

  •  при внесении в код большого числа изменений;
  •  когда фрагмент кода не помещается на экране;
  •  при работе с программой, с которой разработчик не сталкивался раньше;
  •  при использовании заголовочных файлов в напечатанном виде для ссылок;
  •  в случаях, кода изменения, вносимые в код настолько взаимосвязаны, что становится необходимо делать примечания о внесении каждого изменения;
  •  для работы со сложными, запутанными языковыми конструкциями;
  •  при объяснении кода другим людям (например при проведении инспекций кода);
  •  при работе с кодом вне офиса;
  •  при разборе плохо структурированных программ;
  •  при разборе глобальных взаимодействий. 

Теперь попытаемся выяснить следующее: как именно должен быть отформатирован документ, чтобы обеспечить пользователю максимальное удобство чтения? Прежде всего, такое форматирование должно обеспечивать быстры доступ к любому участку кода, текст программы должен быть хорошо структурирован, в нем должны быть выделены важные места. Помимо этого, код должен оставаться легким в использовании и быть совместимым с существующими программными средствами. Всем этим условиям удовлетворяет давно известный способ форматирования документа, а именно - книга. 

Идея состоит в том, чтобы не нарушая целостность кода и сохраняя программу в работоспособном виде, отформатировать код так, чтобы текст программы стал похож на содержимое книги. Можно провести множество параллелей между содержимым книги и содержимым отформатированного таким образом документа. Так, например, оглавлению будет соответствовать структурированный список компонентов программы, индексу и нумерации страниц - ссылки на соответствующие номера строк, а главам, разделам, параграфам и предложениям - соответственно программные модули, секции внутри модуля (как, например, разделы Const, Type и Var), структурные языковые конструкции (например Case или While) и, наконец, простые языковые конструкции и объявления переменных. 

Форматирование же самого текста программы заключается в приведении кода в более удобную для чтения форму. А именно: 

  •  добавление комментариев для указания завершающих элементов языковых конструкций;
  •  выделение вызовов функций курсивом или жирным шрифтом;
  •  выделение пустыми линиями программных конструкций, которые занимают более, чем несколько строк;
  •  выделение в коде определенных разделов, например раздела описания данных;
  •  выделение глобальных идентификаторов. 
  1.  Рекомендуемая литература

  1.  Основная литература

  1.  Культин, Н.Б. Основы программирования в Delphi 2006 для Windows / Н.Б.Культин .СПб. : БХВ-Петербург, 2006 .с. : ил. + 1опт.диск(CD ROM) .—(Самоучитель) .Библиогр.в конце кн. [4 экз.]
  2.  Фаронов, В.В. Delphi.Программирование на языке высокого уровня : учебник для вузов / В.В.Фаронов .М.[и др.] : Питер, 2007 .с. : ил. —(Учебник для вузов) .Библиогр.в конце кн.ISBN 978-5-8046-0008-3 /в пер./ : 161.50. [6 экз.]
  3.  Фаронов, В.В. Программирование баз данных в Delphi 7 : учебный курс / В.В.Фаронов .М.[и др.] : Питер, 2006 .с. : ил.ISBN 5-318-00100-9 : 98,01. [10 экз.]
  4.  Степанов, А.Н. Информатика : учеб.пособие для вузов / А.Н.Степанов .-е изд.М.[и др.] : Питер, 2006 .с. : ил. —(Учебник для вузов) .Библиогр.в конце кн.ISBN 5-94723-898-5 /в пер./ : 154.66. [ 10 экз.]
  5.  Троицкий Д.И. Конспект лекций по курсу "Программирование". ТулГУ, 2011, 268с. [эл. ресурс]

  1.  Дополнительная литература

  1.  Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. В 3 тт.М.: Мир, 1978
  2.  Арсак Ж. Программирование игр и головоломок: Пер. с франц.М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990.с.
  3.  Фленов, М.Е. Библия Delphi / М.Е.Фленов .СПб. : БХВ-Петербург, 2007 .с. : ил. + 1опт.диск(CD ROM).
  4.  С.А. Абрамов, Г.Г. Гнездилова, Е.Н. Капустина, М.И. Селюн. Задачи по программированию.М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.с.
  5.  ГОСТ 19.002-80 Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения

15


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11990. Развития банковской системы РФ 1.48 MB
  Оглавление Введение Глава 1. Банковская система РФ ее сущность функции и структура 1.1 Понятие и признаки банковской системы 1.2 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ 1.3 Деятельность кредитных организаций Глава 2. Анализ деятельности банков России 2.1...
11991. Мероприятия по сокращению просроченной задолженности по кредитам юридических лиц 356.53 KB
  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Мероприятия по сокращению просроченной задолженности по кредитам юридических лиц Содержание Введение 1. Теоретические основы процесса кредитования юридических лиц коммерческими банками 1.1 Основные понятия и сущность
11992. Сутність ресурсної бази банків України 782.58 KB
  Содержание Вступ Розділ I. Теоретикометодологічні основи аналізу організації ресурсної бази банків 1.1 Сутність та значення ресурсної бази банку 1.2 Класифікаційні ознаки та види банківських ресурсів 1.3 Методи та організаційні принципи формування банківських р
11993. Пластиковые карты, как один из видов банковского продукта 776.66 KB
  Тема: Пластиковые карты как один из видов банковского продукта Содержание Введение 1.Экономическая сущность пластиковых карт 1.1 Понятие банковского продукта 1.2 Пластиковые карты как банковский продукт 1.3 Принципы работы пластиковых карт 2. Особенности
11995. Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке (по материалам Поволжского банка ОАО Сбербанка России) 694 KB
  Выпускная квалификационная работа Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке по материалам Поволжского банка ОАО Сбербанка России Введение Современное развитие рынка финансовых услуг оказываем...
11996. Базовый курс по рынку ценных бумаг 772.04 KB
  Базовый курс по рынку ценных бумаг Учебное пособие рекомендовано Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг для подготовки к базовому экзамену Базовый курс по рынку ценных бумаг. М.: Финансовый издательский дом Деловой экспресс 1997 485 с. ISBN 5896440030 Осн
11997. Изучение и анализ процесса кредитования осуществляемого Волгоградским ОСБ № 8621 261.12 KB
  Содержание Введение 1. Сущность и цели кредитной политики волгоградского ОСБ № 8621 1.1 Характеристика Волгоградского ОСБ № 8621 1.2 Кредитная политика банка и процесс кредитования 1.3 Операционный риск процессов кредитования 2. Оценка кредитного по
11998. ОБГРУНТУВАННЯ МАРКЕТИНГОВОЇ (РИНКОВОЇ) СТРАТЕГІЇ КОМЕРЦІЙНОГО БАНКУ І МЕХАНІЗМІВ ЇЇ РЕАЛІЗАЦІЇ ( НА МАТЕРІАЛАХ ТОВ УКРПРОМБАНК) 63.31 KB
  ЗВІТ про результати переддипломної практики на тему Обгрунтування маркетингової ринкової стратегії КОМЕРЦІЙНОГО БАНКУ і механізмів її реалізації НА МАТЕРІАЛАХ тов укрпромбанк Зміст Вступ 1 Загальна характеристика діяльності ТОВ Укрпромб