72412

ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

Лабораторная работа

Логистика и транспорт

Идея концепции синхронизация процессов доставки МР и ГП в необходимых количествах точно к тому моменту когда звенья логистической цепи в них нуждаются для выполнения заказа заданного подразделением-потребителем. Математические модели управления запасами УЗ позволяют найти оптимальный уровень запасов...

Русский

2014-11-22

158.5 KB

26 чел.

Лабораторная работа №2

Тема: ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

1. Концепции закупочной логистики

Разберем две основные концепции, которые применяются в мировой практике.

Планирование потребности в материалах (MRP). Идея концепции — сначала определяется, сколько и в какие сроки необходимо произвести ГП. Затем определяются время и необходимые количества МР для выполнения производственного расписания. Данные концепции реализуют толкающие системы. Основная цель концепции — обеспечение потока плановых количеств МР и запасов продукции на горизонте планирования.

При выборе метода организации управления МП необходимо выяснить, с каким видом спроса имеет дело организация: зависимым или независимым. Если общий спрос формируется большим количеством отдельных покупателей, каждый из которых независимо от других нуждается в каком-то товаре, то имеет место независимый спрос. Если же, например, производитель использует ряд компонентов для изготовления продукта, то спрос на каждый из этих компонентов связан друг с другом и зависит от производственного плана изготовления конечного продукта. В этом случае имеет место зависимый спрос. При зависимом спросе становится возможным планирование потребности в материалах (material requirements planning) или MRP. Суть этого подхода заключается в расчете потребностей во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, необходимых для производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме, и подаче соответствующих заказов на поставку.

Преимущества MRP:

  •  MRP оперирует данными не о прошлом потреблении, а о будущих потребностях.
  •  Снижение объема запасов, т.е. экономия финансов, площадей, персонала и т.д.
  •  Повышение скорости оборачиваемости запасов.
  •  Отсутствие задержек, вызванных нехваткой материалов.
  •  Уменьшение количества срочных заказов.
  •  Возможность использования данных MRP для планирования других логистических видов деятельности как на предприятии, так и в цепи поставок.

Проблемы MRP:

  •  Требуется большой объем подробной и точной информации и необходимых вычислений.
  •  Низкая гибкость не позволяет оперативно реагировать на внешние изменения.
  •  Наличие очень сложных систем управления большой размерности и загруженности, что может повлечь значительное число сбоев в системе.
  •  Размер заказов, предлагаемый MRP, может быть неэффективен.
  •  MRP может не учитывать ограничений по мощности и другим параметрам.
  •  Дорогостоящее и долговременное внедрение.

Концепция «точно в срок» (JIT). Идея концепции — синхронизация процессов доставки МР и ГП в необходимых количествах точно к тому моменту, когда звенья логистической цепи в них нуждаются для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Концепции «точно в срок» реализуют тянущие системы. Цель концепции «точно в срок» — минимизация затрат, связанных с созданием запасов.

Необходимые условия реализации концепции JIT:

  •  наличие в экономической системе надежных поставщиков;
  •  использование систем обмена информацией о требуемых МР, например, «Канбан» для JIT;
  •  высокая скорость физической доставки МР, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки;
  •  точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее.

Для этого при организации и оперативном управлении производственных процессов должны использоваться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.

В основе этой концепции лежит уверенность, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ, и поэтому проблемы прячутся в запасы. Отсюда следует вывод, что надо отыскать причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут. В более широком значении JIT рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированные друг с другом операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, низкое качество ГП, слишком большой объем бумажной работы и многое другое. Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, приобретая дополнительные мощности, устанавливая резервное оборудование, приглашая специалистов по «тушению пожаров» и т.д. Однако на самом деле эти действия только скрывают причины проблем. Конструктивный подход заключается в том, чтобы выявить настоящие проблемы и решить их.

Преимущества JIT:

  •  В некоторых организациях, внедривших JIT, произошло сокращение запасов на 90%; площадей, на которых выполняются работы — до 40 %; затрат на снабжение — до 15% и т.д. К преимуществам JIT относятся:
  •  сокращение запасов материалов и незавершенного производства;
  •  сокращение времени выполнения запасов;
  •  сокращение времени производства продукции;
  •  повышение производительности;
  •  использование оборудования с более высокой загрузкой;
  •  повышение качества материалов и ГП;
  •  снижение объема отходов;
  •  более ответственное отношение сотрудников к работе;
  •  улучшение отношений с поставщиками;
  •  появление привычки конструктивно решать возникающие в ходе работы проблемы.

Проблемы реализации JIT

  •  Высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию JIT (покупка качественного дорогостоящего современного оборудования, затраты на подготовку специалистов и на высокую заработную плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий выпуска и т.д.).
  •  Неспособность справляться с непредвиденными обстоятельствами (поломки, забастовки работников поставки и др.).
  •  Зависимость от высокого качества поставляемых материалов.
  •  Необходимость работать в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется.
  •  Снижение гибкости в удовлетворении меняющихся запросов потребителей.
  •  Трудность сокращения времени на переналадку и связанных с этим затрат.
  •  Неспособность отдельных поставщиков работать в режиме JIT.
  •  Проблемы привязки JIT к другим информационным системам партнеров.
  •  Необходимость изменения общей планировки сооружений.
  •  Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса.
  •  Отсутствие духа сотрудничества и доверия между работниками.
  •  Неспособность отдельных сотрудников взять на себя большую ответственность.

"Математические модели управления запасами (УЗ) позволяют найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, оформление и доставку заказа, хранение товара, а также убытки от его дефицита.

Модель Уилсона является простейшей моделью УЗ и описывает ситуацию закупки продукции у внешнего поставщика, которая характеризуется определенными условиями.

Условия Уилсона формулы:


• интенсивность потребления является априорно известной и постоянной величиной;
• заказ доставляется со склада, на котором хранится ранее произведенный товар;
• время поставки заказа является известной и постоянной величиной;
• каждый заказ поставляется в виде одной партии;
• затраты на осуществление заказа не зависят от размера заказа;
• затраты на хранение запаса пропорциональны его размеру;
• отсутствие запаса (дефицит) является недопустимым.

Q * — оптимальный размер заказа

C — издержки размещения заказа (не зависит от величины заказа)

R — ежемесячный спрос на продукт, потребность

P — издержки на покупку единицы продукта

F — коэффициент издержек хранения запаса; доля издержек на покупку продукта, который используется в качестве издержек хранения (обычно 10-15 %, хотя при определённых обстоятельствах может устанавливаться на уровне от 0 до1)

H — издержки хранения единицы товара в месяц (H = PF)

Топт – оптимальная периодичность заказа

N – количество поставок

 Формула

Рис.1 — Определение оптимального объема заказа

Рисунок показывает взаимоотношение между кривыми издержек размещения заказа, хранения запаса, кривой общих издержек и оптимальным размером заказа.

Формула оптимального размера заказа для единственного продукта может быть представлена как точка минимума следующей функции издержек:

Общие издержки = издержки на закупку + издержки размещения заказа + издержки хранения,

что соответствует:

Продифференцировав обе части уравнения и приравняв выражение к нулю, получим:

В результате получим:

Решим относительно Q:

Знак (*) означает оптимальный размер заказа.

                   Q*

Топт = 360   R

     R

N= Q*

2.Решите задачи

Задача 1

Для производства вилочных погрузчиков предприятию необходимо закупить в следующем году 8000 шт. комплектующих по цене 320 денежных единиц за штуку. Стоимость содержания одного комплектующего изделия на складе предприятия составляет 13% от его цены. В прошлом году транспортно-заготовительные расходы в расчете на одну партию поставки составили 850 денежных единиц.

Определить:

  1.  оптимальную партию поставки комплектующих изделий;
  2.  оптимальную периодичность поставки комплектующих;
  3.  количество поставок в год.

  

 Задача 2

Для производства титанового проката металлургическому предприятию необходимо закупить в следующем году 3800 т сырья. Подразделение по логистике рассчитало, что при закупке сырья партиями по 280 т затраты на размещение и выполнение заказа, а также издержки на хранение запасов будут минимальны.

Определить:

  1.  количество поставок в год;
  2.  оптимальную периодичность поставки сырья

Задача 3

Торгово-посредническая организация закупает различные виды продукции. Годовая потребность в продукте W составляет 1300 единиц, цена единицы продукта W — 880 денежных единиц. Издержки хранения в расчете на единицу продукции W составляют 18% от его цены. Учет затрат показал, что транспортно-заготовительные расходы в расчете на одну партию поставки составляют 5 тыс. денежных единиц.

Определить:

  1.  оптимальную партию поставки продукции W;
  2.  количество поставок в год;
  3.  оптимальную периодичность поставки продукции W.

Задача  №4


Объем продажи некоторого магазина составляет в год 500 упаковок супа в пакетах. Величина спроса равномерно распределяется в течение года. Цена покупки одного пакета равна 2 руб. За доставку заказа владелец магазина должен заплатить 10 руб. По оценкам специалистов, издержки хранения в год составляют 40 коп. за один пакет. Необходимо определить: сколько пакетов должен заказывать владелец магазина для одной поставки; частоту заказов; оптимальная периодичность. Известно, что магазин работает 300 дней в году.


Задача №5


На некотором станке производятся детали в количестве 2000 штук в месяц. Эти детали используются для производства продукции на другом станке с интенсивностью 500 шт. в месяц. По оценкам специалистов компании, издержки хранения составляют 50 коп. в год за одну деталь. Стоимость производства одной детали равна 2,50 руб., а стоимость на подготовку производства составляет 1000 руб. Каким должен быть размер партии деталей, производимой на первом станке, с какой частотой следует запускать производство этих партий?

Ответьте на вопросы или решите тест:

  1.  Дайте определение закупочной логистики.
  2.  Что является основной целью закупочной логистики?
  3.  Объясните, как планируются закупки.
  4.  Какие методы используются при выборе поставщика?
  5.  В чем отличие «твердой» и «свободной» оферты?
  6.  Перечислите возможные методы оценки поставщика.
  7.  Перечислите виды потребностей. Какими методами можно определить потребность?
  8.  Что такое производственные запасы и какие функции они выполняют? Какие основные системы управления запасами вам известны?
  9.  В чем заключается суть концепции MRP?
  10.  В чем особенность закупки, осуществляемой по системе ЛТ?
  11.  Какая система планирования потребности в материалах вам известна?

Тест

1. Выберите определение, наиболее точно отражающее понятие «логистика снабжения»:

а) одна из функциональных подсистем логистики организации;

б) управление материальными потоками и услугами в процессе
обеспечения организации материальными ресурсами и услугами;

в) это управление материально-техническим обеспечением предприятия;

г) прикладная наука об управлении материальными потоками в процессе материально-технического обеспечения производства;

д) комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе доведения готовой продукции до потребителя.

2. Перечислите основные задачи, решаемые логистикой снабжения:

а) налаживание надежного и непрерывного материального потока для
обеспечения бесперебойного функционирования организации;

б) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных за
пасов;

в) поддержка и повышение качества закупаемых материальных ресурсов;

г) верны ответы а, в;

д) все ответы верны.

З.В чем отличие снабжения от материально-технического обеспечения?

а) снабжение обеспечивает поступление материалов и компонентов
от внешних источников в нужное место и в нужное время, а материально-техническое обеспечение отвечает за обслуживание всех
потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса;

б) материально-техническое обеспечение подразумевает обеспечение производства только материальными ресурсами, а снабжение — как материальными ресурсами, так и услугами (реклама,
аудиторские, консалтинговые услуги);

в) снабжение, в отличие от материально-технического обеспечения, —
это управление не только процессом обеспечения производства
материальными ресурсами, но и материальными потоками в процессе доведения готовой продукции до потребителя;

г) понятия «снабжение» и «материально-техническое обеспечение»

взаимозаменяемы;

д) понятие «снабжение» наиболее емкое и включает в себя материально-техническое обеспечение производства.

4. Функциональный цикл снабжения включает следующие этапы:

а) определение потребности в материальных ресурсах, выбор источника ресурсов, размещение и отсылка заказа, транспортировка
(экспедирование), получение и проверка поставки;

б) определение потребности в материальных ресурсах, выбор источника ресурсов, размещение и отсылка заказа, транспортировка
(экспедирование), получение и проверка поставки, складирование, упаковка;

в) формирование заказа потребителя, передача заказа поставщику,
обработка заказа, комплектование заказа, транспортировка, до
ставка потребителю;

г) формирование заказа потребителя, размещение и отсылка заказа,
транспортировка (экспедирование), получение и проверка поставки;

д) определение потребности в материальных ресурсах, формирование заказа потребителя, выбор источника ресурсов, размещение и
отсылка заказа, обработка заказа, комплектование заказа, транспортировка (экспедирование), доставка потребителю.

5. Определите понятие «первичная потребность»:

а) потребность в изделиях, договоры на производство и поставку
которых уже заключены;

б) потребность во вспомогательных материалах производственно
го назначения, необходимых для выполнения производственной
программы;

в) потребность в изделиях, которые подлежат изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены;

г) потребность в основных материалах производственного назначения, необходимых для выполнения производственной программы;

д) объем продукции определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции.

6. Определите понятие «вторичная потребность»:

а) потребность в изделиях, договоры на производство и поставку
которых уже заключены;

б) потребность во вспомогательных материалах производственно
го назначения, необходимых для выполнения производственной
программы;

в) потребность в изделиях, которые подлежат изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены;

г) потребность в основных материалах производственного назначения, необходимых для выполнения производственной программы;

д) объем продукции определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции.

7. Определите понятие «брутго-потребность»:

а) объем продукции определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции;

б) потребность во вспомогательных материалах производственно
го назначения, необходимых для выполнения производственной
программы;

в) потребность в изделиях, которые подлежат изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены;

г) потребность в материальных ресурсах для выполнения производственной программы с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции;

д) потребность в материальных ресурсах для выполнения производственной программы без учета имеющихся производственных за
пасов и готовой продукции.

8. Определите основные источники информации для определения потребности в материальных ресурсах:

а) основной график;

б) ведомости спецификации материалов;

в) график использования материалов;

г) учетная документация по запасам;

д) все ответы верны.

9. При решении вопроса «производить или закупать?» решающими
факторами являются:

а) объем закупок;

б) виды закупок;

в) затраты на закупку и производство;

г) верны ответы а, в;

д) все ответы верны.

10. Определите основные критерии выбора лучшего поставщика:

а) стоимость приобретаемой продукции, качество обслуживания;
надежность обслуживания;

б) имидж, налаженные долгосрочные хозяйственные отношения, финансовое состояние;

в) удобство размещения, предлагаемый широкий ассортимент продукции, наличие товаров-субститутов;

г) низкие цены, короткое время выполнения заказов, оказание технической поддержки;

д) все ответы верны.

11. Определите основные преимущества единственного источника
поставки материальных ресурсов по сравнению с несколькими источниками:

а) снижение вероятности сбоев в поставке продукции;

б) снижение риска и неопределенности;

в) более простые процедуры размещения и экспедирования заказа;

г) большая вероятность поощрения инноваций и усовершенствований;

д) все ответы верны.

12. Что понимается под понятием «экспедирование заказа»?

а) доставка заказанной продукции потребителю;

б) контроль выполнения заказа;

в) доставка, получение и контроль качества поставленной продукции;

г) контроль выполнения графика доставки продукции;

д) отправка полученной продукции в следующее место назначения —
на склад, в отдел контроля или по месту использования.

13. Перечислите основные функции процедуры получения и контроля
сырья:

а) проверка качества и подтверждение получения заказанного количества сырья;

б) наклеивание этикеток и упаковка;

в) отправка сырья в следующее место его назначения — на склад,
в отдел контроля или по месту использования;

г) верны ответы а, б;

д) верны ответы а, в.

14. Какие закупки относятся к группе традиционных закупок?

а) сырье, особые товары, стандартные товары, малоценные предметы;

б) основные товары, услуги, товары для перепродажи;

в) международные, государственные;

г) сырье, основные товары, государственные;

д) сырье, основные товары, стандартные товары.

15. Какие закупки относятся к группе нетрадиционных закупок?

а) сырье, особые товары, стандартные товары, малоценные пред
меты;

б) основные товары, услуги, товары для перепродажи;

в) международные, государственные;

г) сырье, основные товары, государственные;

д) сырье, основные товары, стандартные товары.

16. В чем главное отличие приобретения услуг от приобретения то
варов:

а) в отличие от приобретения товаров время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребностями покупателя;

б) в отличие от приобретения товаров качество оказываемой услуги
трудно оценить;

в) приобретение товаров происходит на основании оформления заказа на закупку, а приобретение услуг — контракта;

г) верны ответы а, б;

д) верны ответы б, в.

17. В чем отличие государственных закупок от закупок промышленных предприятий?

а) цикл поставки государственных заказов короче по сравнению с циклом поставки закупок промышленных организаций;

б) основной способ организации снабжения при государственных
закупках — централизованный, а при закупках промышленных
предприятий — децентрализованный;

в) государственные закупки осуществляются в более жестких рамках, нежели закупки промышленного предприятия;

г) в отличие от государственных закупки промышленных предприятий регламентируются законодательно утвержденными процедурами по видам и объемам закупок;

д) отличия нет.

18. Перечислите характерные черты международных закупок:

а) высокое качество продукции, мотивация поддержания деловых
долгосрочных отношений, возможность бартерной торговли, длинный цикл поставки;

б) процесс закупок регламентирован законодательно утвержденными процедурами по видам и объемам закупок, при расчетах используется система оплаты по факту получения товара, высокие затраты на оформление документов при осуществлении закупок;

в) высокие затраты на оформление документов при осуществлении
закупок, формальный характер оценки качества закупаемых товаров, возможность бартерной торговли;

г) целевое размещение заказов, длинный цикл поставки, при расчетах используется система оплаты по факту получения товара.

19. Какой из перечисленных ниже признаков является определяющим при децентрализованном способе снабжения?

а) в организации отсутствует отдел снабжения, при необходимости
каждое подразделение самостоятельно осуществляет закупки;

б) предприятие пользуется услугами сторонней организации для
осуществления закупок материальных ресурсов;

в) деятельность по осуществлению закупок сосредоточена в отделе
снабжения;

г) наличие единой точки контакта с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг;

д) верны ответы а, г.

20. Какой из перечисленных ниже признаков является определяющим при централизованном способе снабжения?

а) в организации отсутствует отдел снабжения, при необходимости каждое подразделение самостоятельно осуществляет закупки;

б) объединение всех закупок аналогичных или похожих материальных ресурсов для получения скидки за крупный заказ;

в) деятельность по осуществлению закупок сосредоточена в отделе
снабжения;

г) наличие единой точки контакта с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг;

д) верны ответы а, б, г.

 

 


Н опт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21935. Защита информации в телекоммуникационных системах 811.5 KB
  Уязвимость ТКС - это некоторое неудачное свойство системы, которое делает возможным возникновение и реализацию угрозы. Атака на компьютерную систему - это действие, предпринимаемое злоумышленником, которое заключается в поиске и использовании той или иной уязвимости системы. Таким образом, атака-это реализация угрозы безопасности.
21937. РОЗВЯЗАННЯ ІНЖЕНЕРНИХ ЗАДАЧ ПО ТОПОГРАФІЧНИМ КАРТАМ ТА ПЛАНАМ 1.23 MB
  Довжина горизонтального прокладання лінії на місцевості визначиться за формулою Д = dпл М.1 Довжину нахиленої лінії місцевості L визначають за формулою 3. Якщо виміряно горизонтальне прокладання Д лінії на місцевості то її довжину на топографічному плані визначають за формулою .3 Довжину ламаної лінії рис.
21938. Розв’язання інженерних задач по топографічним картам та планам 324.5 KB
  Це і читання карти визначення координат висот дирекцій них кутів та ін. Визначення меж водозбірної площі Водозбірною площею називають поверхню землі з якої за умовами рельєфу збирається поверхнева вода в даний водостік річку логовину яр і т. Визначення меж водозбірної площі 22. Визначення площ Вимірювання площ ділянок місцевості виконується по топографічним картам та планам – графічним аналітичним та механічним способами.
21939. Оцінювання точності геодезичних вимірювань 207.5 KB
  Сукупність що впливають на результати вимірів називають комплексом умов: 1 об’єкт; 2 суб’єкт; 3 прилад; 4 метод; 5 зовнішнє середовище. При порушенні комплексу умов результати вимірів називають нерівноточними. Результати вимірів розглядають з точки зору кількісних та якісних характеристик. Математична обробка результатів вимірів дає можливість отримати як кількісні так і якісні характеристики.