72412

ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

Лабораторная работа

Логистика и транспорт

Идея концепции синхронизация процессов доставки МР и ГП в необходимых количествах точно к тому моменту когда звенья логистической цепи в них нуждаются для выполнения заказа заданного подразделением-потребителем. Математические модели управления запасами УЗ позволяют найти оптимальный уровень запасов...

Русский

2014-11-22

158.5 KB

26 чел.

Лабораторная работа №2

Тема: ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

1. Концепции закупочной логистики

Разберем две основные концепции, которые применяются в мировой практике.

Планирование потребности в материалах (MRP). Идея концепции — сначала определяется, сколько и в какие сроки необходимо произвести ГП. Затем определяются время и необходимые количества МР для выполнения производственного расписания. Данные концепции реализуют толкающие системы. Основная цель концепции — обеспечение потока плановых количеств МР и запасов продукции на горизонте планирования.

При выборе метода организации управления МП необходимо выяснить, с каким видом спроса имеет дело организация: зависимым или независимым. Если общий спрос формируется большим количеством отдельных покупателей, каждый из которых независимо от других нуждается в каком-то товаре, то имеет место независимый спрос. Если же, например, производитель использует ряд компонентов для изготовления продукта, то спрос на каждый из этих компонентов связан друг с другом и зависит от производственного плана изготовления конечного продукта. В этом случае имеет место зависимый спрос. При зависимом спросе становится возможным планирование потребности в материалах (material requirements planning) или MRP. Суть этого подхода заключается в расчете потребностей во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, необходимых для производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме, и подаче соответствующих заказов на поставку.

Преимущества MRP:

  •  MRP оперирует данными не о прошлом потреблении, а о будущих потребностях.
  •  Снижение объема запасов, т.е. экономия финансов, площадей, персонала и т.д.
  •  Повышение скорости оборачиваемости запасов.
  •  Отсутствие задержек, вызванных нехваткой материалов.
  •  Уменьшение количества срочных заказов.
  •  Возможность использования данных MRP для планирования других логистических видов деятельности как на предприятии, так и в цепи поставок.

Проблемы MRP:

  •  Требуется большой объем подробной и точной информации и необходимых вычислений.
  •  Низкая гибкость не позволяет оперативно реагировать на внешние изменения.
  •  Наличие очень сложных систем управления большой размерности и загруженности, что может повлечь значительное число сбоев в системе.
  •  Размер заказов, предлагаемый MRP, может быть неэффективен.
  •  MRP может не учитывать ограничений по мощности и другим параметрам.
  •  Дорогостоящее и долговременное внедрение.

Концепция «точно в срок» (JIT). Идея концепции — синхронизация процессов доставки МР и ГП в необходимых количествах точно к тому моменту, когда звенья логистической цепи в них нуждаются для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Концепции «точно в срок» реализуют тянущие системы. Цель концепции «точно в срок» — минимизация затрат, связанных с созданием запасов.

Необходимые условия реализации концепции JIT:

  •  наличие в экономической системе надежных поставщиков;
  •  использование систем обмена информацией о требуемых МР, например, «Канбан» для JIT;
  •  высокая скорость физической доставки МР, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки;
  •  точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее.

Для этого при организации и оперативном управлении производственных процессов должны использоваться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.

В основе этой концепции лежит уверенность, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ, и поэтому проблемы прячутся в запасы. Отсюда следует вывод, что надо отыскать причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут. В более широком значении JIT рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированные друг с другом операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, низкое качество ГП, слишком большой объем бумажной работы и многое другое. Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, приобретая дополнительные мощности, устанавливая резервное оборудование, приглашая специалистов по «тушению пожаров» и т.д. Однако на самом деле эти действия только скрывают причины проблем. Конструктивный подход заключается в том, чтобы выявить настоящие проблемы и решить их.

Преимущества JIT:

  •  В некоторых организациях, внедривших JIT, произошло сокращение запасов на 90%; площадей, на которых выполняются работы — до 40 %; затрат на снабжение — до 15% и т.д. К преимуществам JIT относятся:
  •  сокращение запасов материалов и незавершенного производства;
  •  сокращение времени выполнения запасов;
  •  сокращение времени производства продукции;
  •  повышение производительности;
  •  использование оборудования с более высокой загрузкой;
  •  повышение качества материалов и ГП;
  •  снижение объема отходов;
  •  более ответственное отношение сотрудников к работе;
  •  улучшение отношений с поставщиками;
  •  появление привычки конструктивно решать возникающие в ходе работы проблемы.

Проблемы реализации JIT

  •  Высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию JIT (покупка качественного дорогостоящего современного оборудования, затраты на подготовку специалистов и на высокую заработную плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий выпуска и т.д.).
  •  Неспособность справляться с непредвиденными обстоятельствами (поломки, забастовки работников поставки и др.).
  •  Зависимость от высокого качества поставляемых материалов.
  •  Необходимость работать в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется.
  •  Снижение гибкости в удовлетворении меняющихся запросов потребителей.
  •  Трудность сокращения времени на переналадку и связанных с этим затрат.
  •  Неспособность отдельных поставщиков работать в режиме JIT.
  •  Проблемы привязки JIT к другим информационным системам партнеров.
  •  Необходимость изменения общей планировки сооружений.
  •  Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса.
  •  Отсутствие духа сотрудничества и доверия между работниками.
  •  Неспособность отдельных сотрудников взять на себя большую ответственность.

"Математические модели управления запасами (УЗ) позволяют найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, оформление и доставку заказа, хранение товара, а также убытки от его дефицита.

Модель Уилсона является простейшей моделью УЗ и описывает ситуацию закупки продукции у внешнего поставщика, которая характеризуется определенными условиями.

Условия Уилсона формулы:


• интенсивность потребления является априорно известной и постоянной величиной;
• заказ доставляется со склада, на котором хранится ранее произведенный товар;
• время поставки заказа является известной и постоянной величиной;
• каждый заказ поставляется в виде одной партии;
• затраты на осуществление заказа не зависят от размера заказа;
• затраты на хранение запаса пропорциональны его размеру;
• отсутствие запаса (дефицит) является недопустимым.

Q * — оптимальный размер заказа

C — издержки размещения заказа (не зависит от величины заказа)

R — ежемесячный спрос на продукт, потребность

P — издержки на покупку единицы продукта

F — коэффициент издержек хранения запаса; доля издержек на покупку продукта, который используется в качестве издержек хранения (обычно 10-15 %, хотя при определённых обстоятельствах может устанавливаться на уровне от 0 до1)

H — издержки хранения единицы товара в месяц (H = PF)

Топт – оптимальная периодичность заказа

N – количество поставок

 Формула

Рис.1 — Определение оптимального объема заказа

Рисунок показывает взаимоотношение между кривыми издержек размещения заказа, хранения запаса, кривой общих издержек и оптимальным размером заказа.

Формула оптимального размера заказа для единственного продукта может быть представлена как точка минимума следующей функции издержек:

Общие издержки = издержки на закупку + издержки размещения заказа + издержки хранения,

что соответствует:

Продифференцировав обе части уравнения и приравняв выражение к нулю, получим:

В результате получим:

Решим относительно Q:

Знак (*) означает оптимальный размер заказа.

                   Q*

Топт = 360   R

     R

N= Q*

2.Решите задачи

Задача 1

Для производства вилочных погрузчиков предприятию необходимо закупить в следующем году 8000 шт. комплектующих по цене 320 денежных единиц за штуку. Стоимость содержания одного комплектующего изделия на складе предприятия составляет 13% от его цены. В прошлом году транспортно-заготовительные расходы в расчете на одну партию поставки составили 850 денежных единиц.

Определить:

  1.  оптимальную партию поставки комплектующих изделий;
  2.  оптимальную периодичность поставки комплектующих;
  3.  количество поставок в год.

  

 Задача 2

Для производства титанового проката металлургическому предприятию необходимо закупить в следующем году 3800 т сырья. Подразделение по логистике рассчитало, что при закупке сырья партиями по 280 т затраты на размещение и выполнение заказа, а также издержки на хранение запасов будут минимальны.

Определить:

  1.  количество поставок в год;
  2.  оптимальную периодичность поставки сырья

Задача 3

Торгово-посредническая организация закупает различные виды продукции. Годовая потребность в продукте W составляет 1300 единиц, цена единицы продукта W — 880 денежных единиц. Издержки хранения в расчете на единицу продукции W составляют 18% от его цены. Учет затрат показал, что транспортно-заготовительные расходы в расчете на одну партию поставки составляют 5 тыс. денежных единиц.

Определить:

  1.  оптимальную партию поставки продукции W;
  2.  количество поставок в год;
  3.  оптимальную периодичность поставки продукции W.

Задача  №4


Объем продажи некоторого магазина составляет в год 500 упаковок супа в пакетах. Величина спроса равномерно распределяется в течение года. Цена покупки одного пакета равна 2 руб. За доставку заказа владелец магазина должен заплатить 10 руб. По оценкам специалистов, издержки хранения в год составляют 40 коп. за один пакет. Необходимо определить: сколько пакетов должен заказывать владелец магазина для одной поставки; частоту заказов; оптимальная периодичность. Известно, что магазин работает 300 дней в году.


Задача №5


На некотором станке производятся детали в количестве 2000 штук в месяц. Эти детали используются для производства продукции на другом станке с интенсивностью 500 шт. в месяц. По оценкам специалистов компании, издержки хранения составляют 50 коп. в год за одну деталь. Стоимость производства одной детали равна 2,50 руб., а стоимость на подготовку производства составляет 1000 руб. Каким должен быть размер партии деталей, производимой на первом станке, с какой частотой следует запускать производство этих партий?

Ответьте на вопросы или решите тест:

  1.  Дайте определение закупочной логистики.
  2.  Что является основной целью закупочной логистики?
  3.  Объясните, как планируются закупки.
  4.  Какие методы используются при выборе поставщика?
  5.  В чем отличие «твердой» и «свободной» оферты?
  6.  Перечислите возможные методы оценки поставщика.
  7.  Перечислите виды потребностей. Какими методами можно определить потребность?
  8.  Что такое производственные запасы и какие функции они выполняют? Какие основные системы управления запасами вам известны?
  9.  В чем заключается суть концепции MRP?
  10.  В чем особенность закупки, осуществляемой по системе ЛТ?
  11.  Какая система планирования потребности в материалах вам известна?

Тест

1. Выберите определение, наиболее точно отражающее понятие «логистика снабжения»:

а) одна из функциональных подсистем логистики организации;

б) управление материальными потоками и услугами в процессе
обеспечения организации материальными ресурсами и услугами;

в) это управление материально-техническим обеспечением предприятия;

г) прикладная наука об управлении материальными потоками в процессе материально-технического обеспечения производства;

д) комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе доведения готовой продукции до потребителя.

2. Перечислите основные задачи, решаемые логистикой снабжения:

а) налаживание надежного и непрерывного материального потока для
обеспечения бесперебойного функционирования организации;

б) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных за
пасов;

в) поддержка и повышение качества закупаемых материальных ресурсов;

г) верны ответы а, в;

д) все ответы верны.

З.В чем отличие снабжения от материально-технического обеспечения?

а) снабжение обеспечивает поступление материалов и компонентов
от внешних источников в нужное место и в нужное время, а материально-техническое обеспечение отвечает за обслуживание всех
потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса;

б) материально-техническое обеспечение подразумевает обеспечение производства только материальными ресурсами, а снабжение — как материальными ресурсами, так и услугами (реклама,
аудиторские, консалтинговые услуги);

в) снабжение, в отличие от материально-технического обеспечения, —
это управление не только процессом обеспечения производства
материальными ресурсами, но и материальными потоками в процессе доведения готовой продукции до потребителя;

г) понятия «снабжение» и «материально-техническое обеспечение»

взаимозаменяемы;

д) понятие «снабжение» наиболее емкое и включает в себя материально-техническое обеспечение производства.

4. Функциональный цикл снабжения включает следующие этапы:

а) определение потребности в материальных ресурсах, выбор источника ресурсов, размещение и отсылка заказа, транспортировка
(экспедирование), получение и проверка поставки;

б) определение потребности в материальных ресурсах, выбор источника ресурсов, размещение и отсылка заказа, транспортировка
(экспедирование), получение и проверка поставки, складирование, упаковка;

в) формирование заказа потребителя, передача заказа поставщику,
обработка заказа, комплектование заказа, транспортировка, до
ставка потребителю;

г) формирование заказа потребителя, размещение и отсылка заказа,
транспортировка (экспедирование), получение и проверка поставки;

д) определение потребности в материальных ресурсах, формирование заказа потребителя, выбор источника ресурсов, размещение и
отсылка заказа, обработка заказа, комплектование заказа, транспортировка (экспедирование), доставка потребителю.

5. Определите понятие «первичная потребность»:

а) потребность в изделиях, договоры на производство и поставку
которых уже заключены;

б) потребность во вспомогательных материалах производственно
го назначения, необходимых для выполнения производственной
программы;

в) потребность в изделиях, которые подлежат изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены;

г) потребность в основных материалах производственного назначения, необходимых для выполнения производственной программы;

д) объем продукции определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции.

6. Определите понятие «вторичная потребность»:

а) потребность в изделиях, договоры на производство и поставку
которых уже заключены;

б) потребность во вспомогательных материалах производственно
го назначения, необходимых для выполнения производственной
программы;

в) потребность в изделиях, которые подлежат изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены;

г) потребность в основных материалах производственного назначения, необходимых для выполнения производственной программы;

д) объем продукции определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции.

7. Определите понятие «брутго-потребность»:

а) объем продукции определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции;

б) потребность во вспомогательных материалах производственно
го назначения, необходимых для выполнения производственной
программы;

в) потребность в изделиях, которые подлежат изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены;

г) потребность в материальных ресурсах для выполнения производственной программы с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции;

д) потребность в материальных ресурсах для выполнения производственной программы без учета имеющихся производственных за
пасов и готовой продукции.

8. Определите основные источники информации для определения потребности в материальных ресурсах:

а) основной график;

б) ведомости спецификации материалов;

в) график использования материалов;

г) учетная документация по запасам;

д) все ответы верны.

9. При решении вопроса «производить или закупать?» решающими
факторами являются:

а) объем закупок;

б) виды закупок;

в) затраты на закупку и производство;

г) верны ответы а, в;

д) все ответы верны.

10. Определите основные критерии выбора лучшего поставщика:

а) стоимость приобретаемой продукции, качество обслуживания;
надежность обслуживания;

б) имидж, налаженные долгосрочные хозяйственные отношения, финансовое состояние;

в) удобство размещения, предлагаемый широкий ассортимент продукции, наличие товаров-субститутов;

г) низкие цены, короткое время выполнения заказов, оказание технической поддержки;

д) все ответы верны.

11. Определите основные преимущества единственного источника
поставки материальных ресурсов по сравнению с несколькими источниками:

а) снижение вероятности сбоев в поставке продукции;

б) снижение риска и неопределенности;

в) более простые процедуры размещения и экспедирования заказа;

г) большая вероятность поощрения инноваций и усовершенствований;

д) все ответы верны.

12. Что понимается под понятием «экспедирование заказа»?

а) доставка заказанной продукции потребителю;

б) контроль выполнения заказа;

в) доставка, получение и контроль качества поставленной продукции;

г) контроль выполнения графика доставки продукции;

д) отправка полученной продукции в следующее место назначения —
на склад, в отдел контроля или по месту использования.

13. Перечислите основные функции процедуры получения и контроля
сырья:

а) проверка качества и подтверждение получения заказанного количества сырья;

б) наклеивание этикеток и упаковка;

в) отправка сырья в следующее место его назначения — на склад,
в отдел контроля или по месту использования;

г) верны ответы а, б;

д) верны ответы а, в.

14. Какие закупки относятся к группе традиционных закупок?

а) сырье, особые товары, стандартные товары, малоценные предметы;

б) основные товары, услуги, товары для перепродажи;

в) международные, государственные;

г) сырье, основные товары, государственные;

д) сырье, основные товары, стандартные товары.

15. Какие закупки относятся к группе нетрадиционных закупок?

а) сырье, особые товары, стандартные товары, малоценные пред
меты;

б) основные товары, услуги, товары для перепродажи;

в) международные, государственные;

г) сырье, основные товары, государственные;

д) сырье, основные товары, стандартные товары.

16. В чем главное отличие приобретения услуг от приобретения то
варов:

а) в отличие от приобретения товаров время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребностями покупателя;

б) в отличие от приобретения товаров качество оказываемой услуги
трудно оценить;

в) приобретение товаров происходит на основании оформления заказа на закупку, а приобретение услуг — контракта;

г) верны ответы а, б;

д) верны ответы б, в.

17. В чем отличие государственных закупок от закупок промышленных предприятий?

а) цикл поставки государственных заказов короче по сравнению с циклом поставки закупок промышленных организаций;

б) основной способ организации снабжения при государственных
закупках — централизованный, а при закупках промышленных
предприятий — децентрализованный;

в) государственные закупки осуществляются в более жестких рамках, нежели закупки промышленного предприятия;

г) в отличие от государственных закупки промышленных предприятий регламентируются законодательно утвержденными процедурами по видам и объемам закупок;

д) отличия нет.

18. Перечислите характерные черты международных закупок:

а) высокое качество продукции, мотивация поддержания деловых
долгосрочных отношений, возможность бартерной торговли, длинный цикл поставки;

б) процесс закупок регламентирован законодательно утвержденными процедурами по видам и объемам закупок, при расчетах используется система оплаты по факту получения товара, высокие затраты на оформление документов при осуществлении закупок;

в) высокие затраты на оформление документов при осуществлении
закупок, формальный характер оценки качества закупаемых товаров, возможность бартерной торговли;

г) целевое размещение заказов, длинный цикл поставки, при расчетах используется система оплаты по факту получения товара.

19. Какой из перечисленных ниже признаков является определяющим при децентрализованном способе снабжения?

а) в организации отсутствует отдел снабжения, при необходимости
каждое подразделение самостоятельно осуществляет закупки;

б) предприятие пользуется услугами сторонней организации для
осуществления закупок материальных ресурсов;

в) деятельность по осуществлению закупок сосредоточена в отделе
снабжения;

г) наличие единой точки контакта с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг;

д) верны ответы а, г.

20. Какой из перечисленных ниже признаков является определяющим при централизованном способе снабжения?

а) в организации отсутствует отдел снабжения, при необходимости каждое подразделение самостоятельно осуществляет закупки;

б) объединение всех закупок аналогичных или похожих материальных ресурсов для получения скидки за крупный заказ;

в) деятельность по осуществлению закупок сосредоточена в отделе
снабжения;

г) наличие единой точки контакта с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг;

д) верны ответы а, б, г.

 

 


Н опт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18554. Процедуры синтеза и анализа САПР 12.17 KB
  Процедуры синтеза и анализа. Проектные процедуры делятся на процедуры синтеза и анализа. Процедуры синтеза заключаются в создании описаний проектируемых объектов. В таких описаниях отображаются структура и параметры объекта и соответственно существуют процедуры
18555. Технологическая подготовка производства 17.49 KB
  Технологическая подготовка производства Технологическая подготовка производства является продолжением работ по проектированию изделия. На этой стадии устанавливается при помощи каких технических методов и средств способов организации производства должно изготав
18556. Требования к математическим моделям 17.11 KB
  Требования к математическим моделям. Математическая модель это совокупность математических объектов чисел символов множеств и т.д. и связей между ними отражающих важнейшие для проектировщика свойства проектируемого технического объекта.Математические модели ММ...
18557. Классификация математических моделей 18.15 KB
  Классификация математических моделей. По характеру отображаемых свойств объекта ММ делятся на структурные и функциональные.Структурные ММ предназначены для отображения структурных свойств объекта. В свою очередь структурные ММ делятся на топологические и геометрич
18558. Математические модели на макроуровне 17.4 KB
  Математические модели на макроуровне. На макроуровне производится дискретизация пространств с выделением в качестве элементов отдельных деталей дискретных электрорадиоэлементов участков полупроводниковых кристаллов. При этом из числа независимых переменных исклю...
18559. Математические модели: аналитические, алгоритмические 17.94 KB
  Математические модели: аналитические алгоритмические. Математические модели можно разделить на: аналитическиеалгоритмическиекомбинированные.Для аналитического моделирования характерно то что для описания процессов функционирования системы используются сист
18560. Математические модели: имитационные, теоретические, эмпирические 17.12 KB
  Математические модели: имитационные теоретические эмпирические. Имитационная модель определяется как такая алгоритмическая ММ которая отражает поведение объекта во времени при задании различных внешних воздействий на объект. Теоретические ММ создаются в резуль...
18561. Методика получения математических моделей 18.33 KB
  Методика получения математических моделей. включает в себя следующие операции: 1. Выбор свойств объекта которые подлежат отражению в модели. Выбор основан на анализе возможных применений модели и определяет степень универсальности ММ. 2. Сбор исходной информаци...