72458

Социология Э. Дюркгейма. Принцип социологизма и его применение к анализу социальных фактов

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – фр. социолог и философ, родоначальник фр. социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала «Социологический стодневник» (1896-1913). Преподавал в университетах Бордо и Парижа, осуществил институциализацию социологии во Франции.

Русский

2014-11-22

82.5 KB

1 чел.

Социология Э. Дюркгейма. Принцип социологизма и его применение к анализу социальных фактов.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – фр. социолог и философ, родоначальник фр. социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала «Социологический стодневник» (1896-1913). Преподавал в университетах Бордо и Парижа, осуществил институциализацию социологии во Франции.

Основные работы:

  1.  Элементы социологии (1889)
  2.  О разделении общ. Труда (1893)
  3.  Правила соц. метода (1895)
  4.  Самоубийство (1897)
  5.  Элементарные формы религиозной жизни (1912)
  6.  Социология и философия (1924)

- Д. выделил предмет научного изучения социологии - социальную сферу.

- Им разработаны методология и методы социологического исследования.

- Это позволило подвести под социологическую теорию эмпирическую базу (применение   принципа   социологизма   к исследованию феномена самоубийства).

- Социология   стала   преподаваться   в   качестве   академической дисциплины.

- Стал основателем социологической школы.

Идейные и теоретические источники творчества.

  1.  Его учителя Бугру, Куланж.
  2.  представители психологической, органической и социал-дарвинистской школ Гумплович (принцип рационализма в объяснении социальных явлений, - мнение о том, что социология - философская основа всех социальных наук), Шеффле с его идеей роли и значения коллективного сознания в жизни общества).
  3.  Иммануил Кант - о нравственной сущности социальных отношений.
  4.  Маркс – эконом. Детерминизм (Дюркгейм оппонировал Марксу по многим вопросам)
  5.  Декарт (работа «Рассуждения о методе»). Объединяющая идея здесь - найти рациональные принципы и приемы, позволяющие постичь истину, отвлекаясь от общепринятых мнений и представлений о предметах и явлениях; правила соц. метода; принцип социологизма; логика построения соц. фактов, типов общества.
  6.  Монтескье, Д. - социальный детерминизм, то есть социальные явления имеют свою объективную предопределенность, социальные явления имеют внутреннюю законообразность своего развития; понятия закона, классификация законов.
  7.  Руссо – общ. договор; идея прогресса; общая воля.
  8.  Конт - Д. рассматривал естественные науки в качестве образца для построения науки социальной, но, в противоположность Конту, Д. считал, что социология должна отвечать не только на вопрос «как», но и «почему», т.е. заниматься поиском причин социальных событии.
  9.  Влияние Спенсера двойственно. С одной стороны Д. исходил из противоположного постулата о взаимодействии общества и личности, провозглашая примат общества над личностью. (Общество более богатая реальность, оно создает индивида и является источником всех высших ценностей). С другой - Д. придерживался того же взгляда на общество, что и Спенсер. Речь идет о структурно-функциональном подходе: общество есть органическое целое, в котором каждый институт выполняет свою функцию, а также о влиянии эволюционной теории Спенсера.

Методология социального познания. Принцип социологизма.

Основным принципом социологического анализа общественных явлений у Д. выступает принцип социологизма, который имеет два аспекта: онтологический и методологический (гносеологический).

Онтологический:

  1.  Социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, она также реальна (т.е. существует объективно по своим, присущим ей законам), как и другие области - биологическая, психологическая, экономическая.
  2.  Общество - реальность особого рода, несводимая к другим. Д. обосновывает некую автономность социальной реальности, которая имеет свои законы и причинно-следственные связи.
  3.  Более того, социальная реальность у Д. занимает приоритетное положение по отношению к индивиду. Коллективное - выше индивидуального, индивидуальное зависит от коллективного. В этой позиции просматривается «антипсихологизм» и «антииндивидуализм».

Во втором аспекте можно выделить след. положения методологического характера.

  1.  Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе. Ее познавательной целью является исследование социальных феноменов, в их объективном существовании, устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. В социологии должны применяться методы аналогичные тем, которые применяются в естественных науках. (Методологический монизм Д., его установка на единство научного знания - социального и естественного - оказала заметное влияние на формирование различных школ в социологии, в частности немецкой. Как известно Дильтей, Виндельбанд, Риккерт разводили позиции и методы естественных и общественных наук, выделяли науки о природе и науки о духе (культуре).
  2.  Социальные   факты   следует  рассматривать   как   вещи,   т.е., как объективные реальности.
  3.  Суть принципа социологизма заключается в том, что социальные явления должны объясняться социальным же. Конкретно этот подход Д. реализовал исследуя феномен самоубийства.
  4.   Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном (теоретическом)       фундаменте,       она       представляет       собой самостоятельную науку.

 Принцип социологизма просматривается и на понимании предмета и задач социологии.

 Предмет и задачи социологии: Социология должна изучать соц-ую реальность, имеющие особые, только ей присущие качества. Элементами соц-ой реальности являются социальные факты, совокупность которых – общество. Эти факты и составляют предмет социологии. Социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача – не только исследование соц-ых фактов. Социология дает всем другим общественным наукам метод и теорию, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Д. считал, что отделившись от фил-ии, социология получит возможность заняться своими собственными проблемами – соц-ой реальностью как таковой. Социология занимается надиндивидуальными явлениями. Соц-ия - наука об институтах, их генезисе и функционировании. Особо выделял историю, т.к. она снабжает соц-ию фактами. Указывал на тесную связь соц-ии с философией через такие понятия как «сознание», «бытие», «свобода» и другие. Как соц-ии, так и фил-ии присущи целостное рассмотрение сложных общественных феноменов (общество, группа, личность). Также связь соц-ии с психологией. Обе пользовались понятием «человеческий индивид», хотя и вкладывали в это  понятие разное значение. Психология рассматривает индивидуальные хар-ки чел-ка, а социология – коллективные представления. Д. говорил, что чел-ек – это существо социальное, что чел-ек не может жить вне общества и становится таким, каким делает его социальная среда.

Предмет социологии - социальные факты, которые имеют два основных признака:

  1.  Они существуют как вещи, т.е.  вне и независимо от индивида (социология должна брать социальные факты как данность, как объект изучения и объяснения, она не должна их конструировать).
  2.  Они оказывают на индивида принудительное воздействие (например, принуждение имеет место в толпе, под влиянием внушения, когда какое-либо чувство или эмоция ('смех') воздействуют на индивида. Смех, в данном случае - явление коллективное и социальное, группа, толпа оказывает влияние на индивида, а не наоборот. Точно также мода, основой которой является подражание, или общественное мнение, которое побуждает к большей или меньшей рождаемости, браку, самоубийству. Или другие примеры: социальные институты - право, воспитание, верования, мораль, то же общественное мнение (состояние коллективной души) отличаются друг от друга, но являются продуктами общественного развития, они навязываются индивиду извне, воздействуют на формы его поведения).

Таким образом, феномен толпы, потоки общественного мнения, мораль, право - все эти факты Д. объединяет на основании основного признака: они всеобщи потому что это социальные, коллективные факты, принуждающие индивида действовать определенным образом, хотя и воздействуют на каждого по-разному. Д. дает такое определение: «Социальным фактом является любой, устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению и, кроме того, способ общий для данного социального пространства, существующий независимо от своих индивидуальных проявлений».

Поэтому социологию «... можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании. Социология делится на три новые сферы:

  1.  социальная морфология
  2.  социальная физиология
  3.  общая социология.

Социальная морфология исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. Она изучает географические основы жизни общества, социальную организацию, народонаселение, его плотность, распределение по территории.

Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ», она включает в себя социологию религии, социологию морали, юридическую социологию, экономическую социологию, лингвистическую социологию, эстетическую социологию.

Общая    социология осуществляет общий синтез и устанавливает наиболее общие законы.

Социальные факты делятся на 2 большие группы:

1. Факты коллективного сознания;

2. Морфологические факты (факты материального субстрата общества).

Д. дал классификацию фактов коллективного сознания. 1 класс – общие идеи и чувства (религиозные традиции, политические верования и т.д.); 2 класс – это общие моральные максимы, которые обеспечивают связь между индивидами; 3 класс – моральные нормы и юридические кодексы; 4 класс – экономические феномены (мотивация экон-ой деят-ти).

Морфологические факты – это демографические, географические и экологические факторы. Эти факты более постоянны и устойчивы. Это количественный аспект общества.

Принцип социологизма явно проявляется и понимании Дюркгеймом методов, которыми должна пользоваться социология: общие и частные правила социологического исследования.

К общим относятся правила:

- исследовать социальные факты как вещи, вне предшествующих представлений о них, т.е. вне предпонятий, т. е. вне какого бы то ни было субъективного отношения к ним, или вне какого бы то ни было представления о них философской науки.

- Применять принцип классификации фактов по их внешним признакам.

- При этом внешние, социальные признаки необходимо отделять от психически-индивидуальных, которые не могут быть предметом социологии.

- Необходимо   отличать   нормальные   и  патологические  факты социального развития.

- Причины   изменения  социальных явлений  следует  объяснять социальными же изменениями.

К частным правилам относятся правила доказательств:

-  одному и тому же следствию соответствует одна и та же причина,

- наиболее продуктивным сравнительным методом в социологическом анализе является  метод сопутствующих изменений;

- метод сравнительных аналогий.

Для социологического анализа Д. использует следующие методы: метод аналогии, наблюдение, сопоставление, описание, сравнительный анализ, каузальный (выявление причинно-следственных связей), структурно-функциональный.

Принцип   социологизма   позволил   Д.    объяснить   целый   ряд фундаментальных свойств самоубийств:

  1.  тип людей, совершающих самоубийства
  2.  частоту возрастания и убывания самоубийств.
  3.  Причины
  4.  Зависимость от присущего данному обществу типа сознания и его форм (например, религии)

Во времена Дюркгейма одной из распространенных точек зрения на причины самоубийств была та, которая объясняла этот феномен индивидуально-психическими или медицинскими причинами. Изучалась и другая – экономическая. В частности, зависимость частоты самоубийств от экономического благополучия общества. Д. на основе эмпирических данных показал, что суицид имеет под собой более глубокие причины. Он попытался найти универсальное и достаточное объяснение суицида: количества самоубийств и их колебания объясняются социокультурными явлениями. В частности степенью сцепления, соединенностью индивида с обществом. Высокая степень сцепления в примитивных обществах или в религиозных общинах обеспечивает низкий показатель самоубийств, и наоборот – в атомизированном обществе, где индивид имеет больше свободы и меньше, выражаясь современным языком, социальной защищенности - наблюдается рост самоубийств.

Иными словами как только наблюдается разрыв социальных связей и зависимости человека от общества и его структур (семьи, социально, профессиональной группы, коллективных форм сознания) - создается возможность к психосоц. изоляции и одиночеству - появляется основа для объяснения всех частых причин самоубийств.

Д. выделил 4 вида самоубийств:

1. эгоистическое - причина отдаление индивида от общества, которое перестало влиять на него регулирующим образом.

2. Альтруистическое – причина - поглощение   индивидуальных интересов общественными, например, древние обычаи убийств стариков во имя пропитания молодых (по сути самопожертвование).

3. аномическое – причина крупные общественные потрясения, неспособность отдельных людей приспособиться к новым условиям. (Аномия - состояние общества, при котором имеется слабое признание существующих в обществе норм, рассогласованность и противоречивость системы нормативности, когда  старые  регуляторы общ. Поведения уже не работают, а новые еще не работают или не созданы – характерно для переходных и кризисных форм соц. реальности. Аномию могут переживать общества, соц. группы, индивиды).

4. фаталистическое – причина – чрезмерная регламентация поведения индивида со стороны общества, что создает невыносимые условия жизни.

Цель работы Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893 г) - Доказать, что  разделение труда обеспечивает социальную солидарность; Социальные корпорации, внутри которых существует разделение труда  являются той формой социальности, которая вырабатывает основные правила нравственности; Разделение труда – фундамент, цементирующий единство общества.

Функции разделения труда:

- Необходимое условие материального и духовного развития общества.

- Источник цивилизации,

- Условие повышения производительности труда,

- Условие накопления опыта, навыков, умений работников.

Социально-исторические типы обществ:

  1.  Механическая солидарность (Основана на сходствах; Сегментарный тип общества; Слабая взаимозависимость; Относительно малый объем населения; Относительно низкая материальная и моральная плотность)
  2.  Органическая солидарность (Основана на разделении труда; Организованный тип общества; Тесная взаимозависимость; Относительно большой объем населения; Относительно высокая материальная и моральная плотность).

Типы норм в социально-исторических типах обществ:

  1.  Механическая (Правила с репрессивными правилами; Преобладание уголовного права).
  2.  Органическая (Правила с реститутивными санкциями; Преобладание кооперативного права (гражданского, административного, конституционного).

Формальные признаки коллективного сознания

  1.  Механическая (большой объем; Высокая интенсивность; Высокая определенность; Власть группы абсолютна).
  2.  Органическая (малый объем; Низкая интенсивность; Низкая определенность; Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии).

Плодотворность положений Д.

- Признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам.

- Соц-ая среда влияет на индивида, формы его поведения и сознания (социализация).

- обоснование соц. природы процесса познания, морали, верований.

«Элементарные формы религиозной жизни», 1912 г.

Наука не воссоздает религии, а доверяет способности общества поклоняться в каждую эпоху тем богам, в которых оно нуждается. Цель религии – преображение общества.

Работа включает в себя:

- описание и подробный анализ системы кланов (группа родства, не строящаяся на кровных связях) и тотемизма в некоторых австралийских племенах, с намеками на американские племена (анимизм, натурализм).

- раскрывается сущность религии, вытекающая из исследования австралийского тотемизма.

- намечается социологическое толкование форм мышления, т.е. введение в социологию познания.

Сущность религии - в разделении мира на священные и мирские феномены. Священное состоит из совокупности вещей, верований и обрядов. Религия, следовательно, предполагает священное, затем организацию верований в священное, наконец, обряды или практику, более или менее логически вытекающие из верований.

Лишь одно общество представляет собой священную реальность как таковую. Оно принадлежит природе, но превосходит ее. Оно одновременно служит и причиной религиозного феномена, и оправданием непосредственного различения мирского и священного.

 Тотемизм — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них.

Социологическая интерпретация религии Дюркгеймом, таким образом, принимает две формы. В одном случае акцент делается на том, что при тотемизме люди, не зная об этом, поклоняются своему обществу или что священное связывается прежде всего с коллективной и безличной силой, олицетворяющей само общество. Согласно другой интерпретации, общества могут творить богов или религии, когда люди находятся в состоянии экзальтации как следствие крайнего напряжения коллективной жизни. В австралийских племенах эта экзальтация возникает при проведении церемоний, которые можно наблюдать еще сегодня. В современных же обществах, намекает Дюркгейм, не делая, впрочем, из этого напрашивающихся выводов, такое состояние появляется при политических и иных кризисах.

Дюркгеим разработал теорию обрядов, выявил их разные типы и общие функции. Он различает три рода обрядов: негативные (запреты), позитивные, искупительные.

Религия живет только ритуалами, символами верований и различными способами их обновления.

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83198. «Моделі протидії» фінансовому шахрайству на ринку фінансових послуг 18.88 KB
  Теорія ризик-менеджменту розглядає шахрайство як один з багатьох компонентів операційних ризиків. Кримінальна відповідальність за шахрайство з фінансовими ресурсами в науці кримінального права є проблемою новою а тому звичайно і недостатньо розробленою.
83199. СТРАТЕГІЧНІ АСПЕКТИ ФІНАНСОВО-ЕКОНОМІЧНОЇ БЕЗПЕКИ ПІДПРИЄМСТВА 53.5 KB
  У сучасних умовах процес успішного функціонування і економічного розвитку вітчизняних підприємств багато в чому залежить від міри забезпечення їх економічної безпеки. Економічна безпека будьякого підприємства це захищеність його діяльності від негативних впливів зовнішнього середовища спроможність швидко усунути різноманітні погрози...
83200. Проблемы высвобождения и конверсии РЧС в Российской Федерации 185 KB
  Государственные решения по регулированию использования частот должны быть направлены на гармонизацию использования радиочастотного спектра в соответствии с международными договорами Российской Федерации (РФ) путем высвобождения и конверсии РЧС. В результате этих решений Постановлением Правительства РФ должна быть определена доля РЧС...
83201. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ОСНОВЕ МАГНЕЗИАЛЬНОГО ВЯЖУЩЕГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО ВОЛЛАСТОНИТА 56.91 KB
  В статье показана возможность получения композиционных материалов на основе магнезиального вяжущего и синтетического волластонита, полученного на основе электротермофосфорного шлака, с повышенным пределом прочности при сжатии.
83202. Положительные и отрицательные черты главного героя в повести «Над пропастью во ржи» 34.56 KB
  Но для меня Холден является скорее предметом подражания нежели негодования. Углубляясь в детали в своем рассказе Холден дает понять как дороги они для него насколько настоящие они и как действительно приятно было бы встречать в жизни только таких людей. Сильнее всего в людях Холдену не нравится их желание быть тем кем они на самом деле не являются.
83204. Моя семья в Великой Отечественной войне 18.02 KB
  Я хочу рассказать о своих прадедушках и прабабушке. Мой прадедушка Белоусов Леонид Яковлевич был кадровым военным. Участвовал прадедушка и во взятии Рейхстага на стене которого потом расписался. Прадедушка вернулся с войны и еще много лет работал в колхозе Архангельского района.
83205. Томск сокровенный 12.82 KB
  За все мои прожитые годы у меня сложилось мнение в какой-то степени сокровенные чувства которые я бы не смогла рассказать на публике но именно сейчас я хочу поделиться о своей влюбленности к любимому Томску. Конечно как и в любом другом городе в Томске стоит множество памятников.