72469

Подготовка будущего читателя в дошкольном учреждении. Особенности восприятия детьми литературных произведений

Лекция

Педагогика и дидактика

Они помогают формировать у детей нравственные оценки оказывают влияние на поведение ребят их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. По их мнению эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей в связи с общим ходом их психологического развития...

Русский

2014-11-22

178 KB

18 чел.

PAGE  19

Лекция №10. С.134. С.183. 3.6.  Подготовка будущего читателя в           дошкольном учреждении           

3.6.1. Особенности восприятия детьми литературных произведений

                    (С.183 – 208. – Стародубова Н.А.)

Художественная литература  – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребёнка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дошкольник начинает видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замечаемые им качества, воспринимает предметы и явления в их внутренней связи.

Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребёнка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д.

Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков, а также выражая  отношение  автора к изображаемым  явлениям, произведения художественной литературы заставляют дошкольника волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Они помогают формировать у детей нравственные оценки, оказывают влияние на поведение ребят, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Художественное слово создаёт подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

 Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения  к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Воспитание будущего читателя невозможно без опоры  на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребёнка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.

Сила впечатления, получаемого детьми при слушании литературного произведения, зависит от уровня развития их эстетического восприятия, т.е. от способности воспринимать  художественную литературу в неразрывном единстве её содержания и формы.

Существуют разные т.з. на процесс развития эстетического восприятия. Одни психологи считают, что основное значение в этом процессе имеет  появление эмоционального предпочтения  определённого рода ощущений или  их сочетаний. Отсюда они делают вывод, что у новорождённого уже имеется эстетическое  восприятие действительности. Согласно этой точки зрения эстетическое восприятие   –  факт врождённый, биологический, обнаруживающийся независимо от общественных условий развития и характера воспитания ребёнка.

Другие психологи считают, что эстетическое восприятие появляется тогда, когда ребёнок, отвлекаясь от содержания, начинает судить о форме художественного произведения как таковой. Однако подобный анализ представляет трудности не только для маленького ребёнка, но и для взрослого, поэтому исследователи приходят к выводу, что не только дошкольник, но и младший школьник лишены эстетического восприятия [47].

Несмотря на внешнюю противоположность, эти точки зрения существенно сходны: и те, и другие психологи сводят эстетическое восприятие к формальным особенностям произведения и игнорируют роль художественного воспитания в эстетическом развитии ребёнка. Если ребёнку присуще эстетическое отношение к действительности от рождения, то воспитание бесполезно. Если же эстетическое восприятие появляется у него лишь тогда, когда созревает его абстрактное мышление,  то художественное воспитание, по крайней мере в младшем возрасте, бессильно что-либо сделать.

Существует ещё одна точка зрения, сторонниками которой являются отечественные психологи А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, Л.С. Славина и др. Под эстетическим восприятием действительности они понимают «сложную психическую    деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые моменты». По их мнению, « эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей, в связи с общим ходом их психологического развития, под определяющим влиянием воспитания»[Там же].

 Развитие эстетического восприятия проходит несколько стадий в процессе жизни ребёнка. Глубокие изменения  в этом отношении наблюдаются у ребёнка дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют исследования  Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Е.А. Флёриной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, М.М.Кониной, Л.М. Гурович и др.

Ограниченный личный опыт, недостаточно глубокое понимание существенных связей и отношений подчас мешают детям понять некоторые моменты сюжета, идейного содержания книги и отдельные образные выражения. Но если при чтении у ребёнка возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и ситуациям книги, он может глубоко и правильно воспринять прочитанное. (С.185. – Н.А.Стародубова)

Повышенная эмоциональность является побудителем  внутренней активности ребёнка при восприятии литературного художественного образа. Например, как показала в своём исследовании О.М. Концевая, такой художественный приём, как метафора, взятый отдельно, вне контекста, обычно остаётся непонятным для детей. Если же ребёнок  увлечён тем, что ему читают, он, как правило, верно воспринимает и понимает метафору.

Дошкольник, как правило, ещё не может отделить свои переживания от внешних обстоятельств, изображённых в книге. Его переживания во время слушания, его эмоциональное отношение к героям и событиям часто не соответствует изображаемому событию. Ребёнок не может вырваться из «плена» художественного произведения, что связано с неумением осознавать свои эмоции и управлять ими. Восприятие литературного произведения невозможно без активной работы воображения. Ребёнок младшего дошкольного возраста, слушая рассказ или сказку, «содействует» с героем; ребёнок постарше «соучаствует» с героем, и это соучастие проявляется в его внешней деятельности. А.В.Запорожец приводит интересный (С. 185) эпизод с пятилетней девочкой, которая на картине, изображающей  прикованного Прометея, выскребла пальцами цепи, чтобы освободить героя. Таким образом, «движимый состраданием к герою, ребёнок пытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусства, вместо того чтобы перенести своё отношение на действительность, в нём изображённую» [47 – С. 242]. Дети старшего дошкольного возраста уже могут переживать в воображении. «Содействие», «соучастие» при восприятии художественного произведения сменяются у  них «сопереживанием». Эта способность переживать в  воображении и является одной из существенных особенностей маленького читателя.

Общеизвестна способность детей дошкольного возраста к фантазированию, «примысливанию». При чтении книги важно, чтобы воображение не уводило читателя от текста, а включалось  в эстетическое восприятие, направляло и углубляло его. Но здесь возникают трудности: слушая, ребёнок не всегда может подчинить воображение тексту. Так, пятилетнему ребёнку прочитали  рассказ Л.Н. Толстого «Филиппок». Он слушал с огромным интересом, переживал, смеялся. Его спросили, каким бы он нарисовал Филиппка: «Он такой, в шапке большой… Я бы хотел нарисовать чёрные глаза и белые ресницы… (Увлекаясь.) И бороду! И ёлку нарисовать!»  – «Что ты! это же Филиппок, мальчик, как ты» – «Ну и что же! Он будет такой маленький Дед Мороз!»[10]. Чтобы фантазия не уводила ребёнка от текста, взрослому достаточно только направить её, и тогда он всецело включится в восприятие книги.

 В процессе слушания у детей возникают ассоциации с явлениями действительности, которые они воспринимали в жизни. По мере того как у дошкольников образуются связи между конкретными явлениями окружающего мира и словами,  их обозначающими, те и другие начинают выступать в их сознании как единое целое. У ребят складываются наглядные представления об изображаемых словами жизненных фактах, которые принимают конкретные формы в том случае, если опираются на непосредственный личный опыт слушателей. Например, детям читали рассказ Е.Чарушина «Как Томка научился плавать». Услышав его название, один ребёнок сразу задал вопрос: «Кто это, Томка?», так как это имя не вызывало в его представлении конкретного образа персонажа (щенка). После слов «видно он (Томка)  дышать в воде вздумал, вода и попала ему в нос и в рот» тот же ребёнок продолжил фразу «и он (щенок) захлебнулся». Высказывания мальчика свидетельствуют о том, что он внимательно следит за действиями персонажа и объясняет их, используя свой личный жизненный опыт[53].

Восприятие литературных произведений зависит от развития отдельных психических функций и свойств личности, но не определяется только ими. (С.187) Весь психический склад личности ребёнка, обусловленный всем комплексом взаимоотношений с окружающей его средой, влияет на процесс восприятия произведения искусства. А.В.Запорожец писал: «Ребёнок проходит длительный путь развития  отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне, как их, глядя на них как бы со стороны»[47. – С.242]. Эта способность ребёнка определяет особенности его восприятия книги.

При восприятии литературного произведения ребёнок невольно выделяет в нём конкретные детали, эпизоды. И уже от них идёт к более глубокому восприятию ситуации, произведения в целом. Часто, передавая свои впечатления о прочитанном, дошкольник пропускает в своём рассказе существенные моменты содержания, но никогда не забывает несущественные детали. Особое удовольствие дети испытывают от комической детали  (в манере поведения, облике, даже имени героя), которая влияет на оценку героя.

Дошкольники острее воспринимают поступки и действия героя, чем мотивы их действий. В то же время, как показало исследование Л.М.Гурович, дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию мотивов поведения героя. Это зависит от  самого художественного произведения, от того, как автор раскрывает мотивы поведения, причины переживаний, ситуации, в которых действует персонаж, а также от того, как педагог направляет внимание детей к чувствам, мыслям и переживаниям героя [35].

Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и вместе с тем расширяло их знания о нём, необходимо учитывать особенности восприятия книги, которыми отличаются дети того или иного возраста, обозначенные в трудах Е.А.Флёриной [134], Н.С.Карпинской [53], Л.М.Гурович, Л.Б.Береговой,  В.И.Логиновой [35] и др.

Для младших дошкольников характерны следующие моменты:

 – тесная  зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка;

  – детей интересует прежде всего фабула ( цепь связанных между собой событий);

  – установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события чётко следует друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего;

 – способность некоторое время сосредоточенно слушать, не отвлекаясь;

– в центре внимания детей – главный персонаж; (С.188)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 – эмоциональное отношение к героям ярко выражено;

 – ребёнок прежде всего видит действия и поступки персонажа, но не понимает мотивов его поведения;

 – тяга к ритмической структуре речи, рифме (дети повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр.);

  – открытое непосредственное  выражение эмоций (улыбка, смех, радостные восклицания, выразительная мимика).

Дети среднего дошкольного возраста:

   – способны глубже вникать в содержание произведения, осваивать в известной мере возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять своё отношение к событиям, героям;

 – уже  в состоянии не просто слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности;

 – легко устанавливают простые причинные связи в сюжете;

 – характеризуя героев, чаще всего высказывают правильные суждения  об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт;

 – проявляют ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать.

 Совершенствование  восприятия у старших дошкольников идёт по линии всё бо́льшего осмысления прослушанных литературных произведений и обогащения чувств. Для детей этой группы характерно следующее:

   – пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;

 – формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;

  – рост внимания к выразительным средствам языка;

 – герои произведения становятся им  ближе и понятнее;

 – сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;

 – понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;

 – чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, откидываются на спинку стула, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозится (они затихают, сидят неподвижно, напряжённо слушают читающего);

 – способность к элементарному анализу литературных произведений.

Таким образом, активное восприятие литературного произведения формируется постепенно на протяжении дошкольного детства.

 3.6.2. Принципы отбора литературных произведений для детей   (С.189)

 Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор  литературных произведений, в основе которого лежат педагогические принципы, разработанные Р.И. Жуковской, О.И. Соловьёвой, Н.С. Карпинской, М.М.Кониной. Л.М.Гурович и др.:

  1.  литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
  2.  необходимо учитывать возрастные особенности детей. По мнению С.Я. Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учёте особенностей психики ребёнка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
  3.  книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
  4.  в книге должна быть чётко выражена позиция автора. С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке;
  5.  книги должны  отличаться композиционной облегчённостью, т.е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или  система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать,  что возможности восприятия детей растут. По мнению А.С. Макаренко, художественная книга должна идти впереди возрастного комплекса психики ребёнка, быть немного «навырост».
  6.  Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят: произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевёртыши, сказки); произведения русской и зарубежной классики  (А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И. Тютчева, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др.); произведения современной отечественной литературы (В.В. Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В. Михалкова, М.М. Пришвина, С.Я. Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З. Александровой и др.).

 В круг детского чтения включаются произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы), народов других стран.

 Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения.

 3.6.3. Воспитание будущего читателя в дошкольном учреждении (С.190)

   Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми дошкольного возраста, так как они выступают в основном в роли слушателей, а не читателей. Именно от него зависит то, как дети воспримут художественное произведение. В связи с этим  к воспитателю предъявляются повышенные требования в отношении качества исполнения для детей литературных произведений. Педагог должен стремиться донести до детей не только сюжет, но и идею произведения, его смысловую сущность, передать художественную природу произведения, творческие приёмы автора. Поэтому воспитатель должен  владеть искусством художественного выразительного чтения.

  А.М. Горький писал, что воспитательное значение литературы огромно потому, что она действует одновременно и одинаково на мысль  и чувства. Художественное исполнение литературных произведений усиливает это воздействие на слушателя.

  В детском саду воспитатель знакомит детей с литературными произведениями, читая их по книге, наизусть или рассказывая. Во всех случаях донесение до слушателей смысла художественного текста достигается в первую очередь грамотным  чтением. Воспитатель не может и не должен оставаться равнодушным к тому, что  он читает или рассказывает детям, потому что этим он их воспитывает, оказывает на них влияние, Следовательно, воспитателю необходимо провести  предварительную подготовку, целью которой является  обеспечение полноценного восприятия детьми литературного произведения.

  Подготовка воспитателя предполагает обоснованный выбор книги, её разбор (о чём говорится в произведении, какова его идея, характер героев, их взаимоотношения, мотивы поступков, художественные средства, с помощью которых реализуется замысел автора).

  После того как педагог познакомится с произведением, он готовится к его анализу вместе с детьми.

  Существует мнение, что анализировать прочитанное не нужно,  так как это отвращает детей от произведения. Так ли это? Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. (С.191) А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении всё, что ему не интересно. Такой способ  чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте. Вот почему нужно учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Анализ произведения должен быть совместным раздумьем педагога и детей вслух, что со временем приведёт к развитию  у ребёнка естественной потребности самому разобраться в прочитанном. Это то звено, которое соединяет эстетическое восприятие ребёнка и художественный образ книги. От способности педагога к такому   анализу зависит эффективность методов и приёмов, которыми он направляет и развивает эстетическое восприятие ребёнка.

  К анализу литературных произведений предъявляются следующие требования

1) он должен быть целенаправленным  – каждый из вопросов воспитателя должен преследовать определённую цель;

2) он должен проводиться только после целостного, непосредственного, эмоционального восприятия произведения;

3) он должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия детей;

4) анализу подлежит не жизненная ситуация, изображённая в произведении, а изображение  этой ситуации автором;

5) он должен быть избирательным – обсуждаются не все  элементы произведения, а

те, которые наиболее ярко выражают идею  ( в одном случае анализ композиции, в другом  – поступков персонажей и т.д. При чтении рассказов, основу которых составляет одно событие, ярко раскрывающее их характеры (В.А.Осеева «Сыновья», «Три товарища», Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок» и др.), анализировать композицию нецелесообразно;

6) анализ должен  способствовать литературному развитию детей, т.е.формировать начальные литературоведческие представления и читательские умения:

  – умения осваивать идею произведения;

  – умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображённые автором;

  – умение устанавливать причинно-следственные связи;

  – умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку);

  – умение  воспринимать изобразительно-выразительные средства языка.

 Чтобы грамотно провести анализ, воспитатель намечает вопросы к тексту, которые будут предложены детям. Исследователи (Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, Э.П. Короткова, Л.М. Гурович) условно разделили вопросы по направленности на следующие группы:      (С.192)

  1.  вопросы, направленные на выявление основного замысла произведения, его проблемы: «О чём  этот рассказ (сказка)?», «Почему автор  так назвал свой рассказ?», «Какое главное событие рассказа (сказки)?». Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько  дети поняли содержание произведения;
  2.   вопросы на воспроизведение содержания. Например, после чтения сказки  «Теремок» детям можно задавать вопросы: «Кто первый прибежал к  теремку», «Кто потом прискакал к теремку?» и т.д. Отвечая на эти вопросы, дети вспоминают описанные в сказке факты в их последовательности, образы персонажей (мышки-норушки, лягушки-квакушки и др.) Называя персонажей сказки, их действия, дети усваивают её содержание;
  3.  вопросы, связанные с образом героя:

а) вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою: «Кто понравился? Почему?», «Кто больше всех понравился? Почему?»

б) вопросы, обращающие внимание на мотивы поступков: «За что  все так любили дядю Стёпу?» («Дядя Стёпа»  С. Михалкова), «Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?» («Косточка» Л.Н. Толстого). Подобные вопросы заставляют детей размышлять о причинах и следствиях поступков, замечать логическую закономерность событий;

в) вопросы, позволяющие понять настроение героя, его эмоциональное состояние: «Почему ему было страшно? «Почему им было  весело?»;

г) вопросы на сравнение действующих лиц: «Чем похожи герои?», «Чем они различаются?»;

д) вопросы, обращающие внимание на внешний облик, портрет героя: «Каким ты его себе представляешь?»;

е) вопросы на сравнение поведения, характера героя со знакомыми детям явлениями жизни: «А вы встречали кого-нибудь, похожего на Фому?» (стихотворение С.Михалкова «Про упрямого Фому»);

4) вопросы, позволяющие ввести детей в ситуацию произведения, сделать их участниками событий: «Что бы вы сделали на месте…?», «Что бы вы посоветовали…?» Однако злоупотреблять такими вопросами нельзя. Иначе легко перейти ту грань, когда ненавязчивые аналогии могут превратиться в назидательный «урок», разрушающий эстетическую целостность произведения;

5) вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности: «Как автор описывает…?», «С чем автор сравнивает…?» и «Какие слова вам показались интересными (волшебными)?» и т.д. Эти вопросы способствуют повышению интереса детей к наблюдению над языком, над его образным строем;

6) вопросы, обращающие внимание на особенности жанра: «Что я вам прочитала (рассказала), рассказ или сказку?», «Почему вы так думаете?», «Как начинается сказка, как заканчивается?», «Какие повторы вы заметили?» и т.д. (С.193)

   Указанные вопросы  – опорные в беседе. Но по ходу беседы часто возникает необходимость в дополнительных вопросах, помогающих детям осмыслить содержание произведения.

  Варианты беседы могут быть разнообразными. Это зависит  от уровня  развития детей, от того, насколько дошкольники ориентируются в тех фактах, явлениях, которые служат предметом беседы, в какой степени они близки жизненному опыту детей.

  Следующим этапом подготовки является работа над выразительностью передачи мысли: расстановка логических ударений и пауз как внутри предложения, так и между отдельными частями произведения; выработка ясного и правильного произношения, овладение разнообразными интонациями. Читая произведение, следует помнить об особенностях возраста детей. При чтении текста младшим дошкольникам используются чёткие, определённые интонации; выразительное подчёркивание ярких, характеризующих образ определений; контрастное сочетание темпов и ритмов в зависимости от содержания и  формы исполняемого произведения. Старшие дошкольники способны различать  более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развёртыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста  доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и другие средства выразительности, используемые при чтении [53].

  Задача педагога – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства,  возбудило бы интерес к произведению, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нём событиям и героям.

  Предварительная работа педагога влияет на качество проведения занятий. В структуре занятий по литературным произведениям выделяется три части.

  основная цель первой части занятия – ознакомление детей с произведением, обеспечение полноценного первичного восприятия текста.

  Подготовка дошкольников может быть организована по-разному. Выбор приёма подготовки зависит от имеющегося у детей личного опыта,

уровня их литературной  подготовки, характера произведения и других факторов.

  При подготовке детей к восприятию литературного произведения используются :

   – рассматривание книги;    (С.194)

  – вводная беседа – необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей не знают ответа. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением;

  – рассказ педагога (о писателе, о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения);

  – рассматривание рисунков, картин, связанных с содержанием произведения;

  – прослушивание музыкальных произведений;

  – организация наблюдений во время прогулок для углубления конкретных знаний детей, без которых восприятие произведения будет затруднено;

  – объяснение и уточнение значения незнакомых, непонятных слов. Существуют следующие приёмы объяснения:

   – показ предмета, явления или действия в естественных условиях; показ картины, рисунка; подбор синонимов и антонимов; замена слова описательным оборотом; вопрос к детям о значении слова.

        Вместе с тем следует помнить, что не все слова следует объяснять, особенно если они не затрудняют восприятие текста.

 Важным моментом в подготовке детей к восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание художественного произведения. Установка даётся в форме вопроса или задания Например: «Подумайте, почему рассказ (сказка) так называется? Подумайте, какое настроение было у писателя (поэта) при написании этого рассказа (стихотворения)?

 Подготовив детей к восприятию художественного произведения, воспитатель выразительно читает текст.

 Во второй части занятия проводится беседа о прочитанном. Вопросы должны быть целенаправленными и ставиться в определённой последовательности. Их не должно быть много, они должны побуждать детей к размышлению, помогать увидеть скрытое художественное содержание. По мнению

Е.Н.Ильина, вопросы не надо ставить, задавать, ими лучше разговаривать. Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями педагога. Очень важно, чтобы в беседе принимали участие все дети. Н.С. Карпинская обращает внимание на то, что дошкольникам не безразлично отношение воспитателя к их ответам во время беседы, его заинтересованность их мыслями и суждениями. Когда дети видят, что их ответы и высказываемые мысли интересуют воспитателя, что удачные, правильные суждения вызывают его поощрения, они мобилизуются, подтягиваются, стараются как можно лучше выполнить то, что от них требуется, и, если это удаётся, испытывают большое удовлетворение [53].

 В третьей части занятия, чтобы в памяти детей остался сам рассказ (сказка), а не беседа  «по поводу» [34], организуется повторное чтение произведения (если оно невелико по объёму) или чтение понравившихся детям эпизодов.(С.195)

 Для детей младшего дошкольного возраста отдельные места читаемых произведений повторяют для того, чтобы они запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию. Например, читая во второй младшей группе  сказку «Колобок», надо постараться, чтобы ребята запомнили песенку колобка, и для этого повторить её. В средней группе, читая сказку «Гуси-лебеди», можно повторить диалоги девочки с печкой, речкой, яблонькой, а в старшей группе следует фиксировать внимание на повторах в сказке, помогая тем самым непроизвольному запоминанию. Например, после чтения сказки «Хаврошечка» дети должны запомнить и жалобу обиженной девушки своей кровушке, и ответы коровушки.

 Знакомство дошкольников с художественной литературой не заканчивается занятиями. Педагогу необходимо стремиться активно использовать свободное время, чтобы, с одной стороны, значительно расширить литературный багаж детей, а с другой  – повторно прочитать произведения, с которыми их уже знакомили на занятиях.

 Вне занятий хорошо читать с продолжением объёмные книжки: «Золотой ключик» А.Толстого, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Что я видел» Б.Житкова и пр. Чтение с продолжением развивает у детей привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе. Чтение таких книг следует прерывать неожиданно, в напряжённом месте, а  перед тем как продолжить чтение, попросить детей вспомнить, где остановились в прошлый раз, предложить пересказать какой-нибудь эпизод.

 Для слушания дети рассаживаются поближе к воспитателю на ковре или на  стульчиках вокруг него. Воспитателю нужно сесть так, чтобы видеть и тех, кто играет, и тех, кто его слушает.

 При чтении литературных произведений вне занятий необходимо помнить следующее:

 – в течение дня не следует читать детям больше одного раза;

– нельзя читать или рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т.п.;

– нельзя читать детям перед сном.  Образы книг возбуждают деятельность воображения, приводят в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают;

 – в каждой возрастной группе есть дети, которые любят слушать книги и предпочитают это занятие всякому другому, но есть и такие, которым слушание художественных произведений представляется непосильным и скучным делом. Обязательность слушания порой вызывает у них негативную реакцию. Заставить такого ребёнка(С.196) слушать текст – значит окончательно отбить интерес к книге. Задача педагога  – найти подход к дошкольнику, выбрать такую книгу, которая затронула бы его эмоции и оказалась бы ему интересной;

– если дети приносят книги из дома и просят почитать, надо удовлетворить их желание, предварительно ознакомившись с её содержанием [34. – С.41 – 44].

 

3.6.4. Роль иллюстраций в понимании детьми литературных   (С.196)

                                               произведений

Иллюстрация – это рисунок, относившийся к определённой части  текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу.

 Иллюстрации доставляют радость ребёнку, активизируют его чувства, мысли, расширяют кругозор, способствуют усвоению родного языка, помогают углубить восприятие и понимание художественных произведений.

 И.П. Павлов рассматривает понимание как образование временны́х связей и использование прежних ассоциаций. Более глубокое  понимание заключается  в увеличении и усложнении  ассоциаций, в образовании цепей и комплексов временны́х связей. При этом временны́е связи становятся всё более дифференцированными и устойчивыми. В процессе усвоения книги различную роль играют первая и вторая сигнальные системы. Понимание рисунка требует в первую  очередь оживления чувственно–наглядных образов. Таким образом, большую роль играют связи первой сигнальной  системы в их взаимодействии с сигналами второй сигнальной системы [144].

 Влияние иллюстрации на понимание текста, как доказали исследователи (Е.А.Флёрина,Р.И. Жуковская, Е.А.Езикеева, Т.А. Репина, Н.А. Курочкина и др.), проявляется в увеличении общего количества воспроизводимых детьми отрывков при пересказе, улучшении понимания основных смысловых моментов, возрастании связанности содержания высказываний. Иллюстрации помогают детям излагать прослушиваемый текст более  выразительно, образно, способствуют возникновению у них эмоционального отношения к героям.

 Влияние иллюстраций на понимание текста в разные  периоды дошкольного детства различно и сильнее всего у младших дошкольников. Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты содержания текста, позволяют ребёнку шаг за шагом проследить события, о которых ему рассказывают, что увеличивает эффективность воспроизведения содержания. Если же они недостаточно точно соответствуют содержанию и дошкольник лишён возможности проследить на наглядном материале основные действия и взаимоотношения героев, эффективность воспроизведения оказывается низкой (С.197).

 Т.А.Репина выделяет два этапа в формировании понимания  дошкольниками литературного произведения. И на том, и на другом этапах роль иллюстрации чрезвычайно велика, но и характер этой роли при переходе от одного этапа к другому принципиально меняется.

  К первому (раннему) этапу понимания литературного произведения относятся  те случаи, когда литературный текст хотя и играет уже для ребёнка существенную роль, однако служит ещё лишь указанием на обстоятельства, понимание которых может быть достигнуто лишь путём непосредственного ознакомления с их наглядным изображением. На этом этапе рисунок представляет для ребёнка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

 В дальнейшем дети уже могут понимать внешнюю последовательность событий, фабулу литературного произведения без опоры на наглядное изображение. Но такое понимание становится  возможным  том случае, если в тексте даётся  развёрнутое драматизированное описание конкретных действий и взаимоотношений героев произведения. В этих условиях возникают ранние формы так называемого «внутреннего содействия героям произведения» и «мысленное прослеживание» словесно описанных событий, на которые указывали А.В. Запорожец, О.О. Хоменко и О.М.Концевая. Это второй этап понимания литературного произведения. На этом этапе основное значение иллюстрации заключается не столько в передаче внешнего хода событий, сколько в раскрытии внутреннего смысла художественного текста [99].

 Для полного и глубокого понимания детьми содержания книги важно, чтобы они осмысливали не только текст, но и рисунки к нему.

По мнению А.Ф. Яковличевой, для понимания детьми содержания  иллюстраций необходимо:

  1.  помочь им выделить главное в сложном сюжетном рисунке. Опорой понимания основного в иллюстрации является выделение детьми главных персонажей в их существенных связях. Для вычленения детьми существенного в рисунке в соответствии с основной мыслью текста им следует задавать вопросы: «Что я читала об этой картинке?», «Что автор  книги написал об…(например, рабочих; что они  делают, для чего)?» В этом случае рассматривание иллюстрации будет представлять собой мыслительный процесс. Вопросы воспитателя требуют от детей глубокого анализа, сравнения и обобщения основного содержания текста и иллюстраций к нему. Это приводит к формированию у дошкольников новых образов, представлений, понятий, т.е. новых знаний;
  2.  обеспечить раскрытие детьми взаимосвязей между частями  иллюстрации (предметами, вещами, действиями людей и т.д.). Например, к пониманию взаимосвязи частей рисунка  А.Пахомова к книге С. Михалкова «Важные дела» детям можно задать вопросы: «Кто нарисован?», «Что делают девочка и мама?», «Почему они вместе вытирают посуду?» Эти вопросы позволяют детям выделить взаимосвязи людей через их действия, что делает понятной всю изображённую ситуацию, т.е. основное содержание иллюстрации;
  3.  установить связи между иллюстрациями. Все рисунки в пределах каждой главы и во всей книге обычно логически и последовательно связаны между собой соответственно тексту. Каждая иллюстрация отражает узловой момент содержания главы и в то же время она связана с решением центральной задачи всей книги. Все рисунки в целом составляют логический ряд образов, о которых идёт речь в тексте. Например, каждая иллюстрация книги С. Баруздина «Кто построил этот дом?» показывает участие в коллективном труде разных специалистов (архитектора, каменщика, кровельщика, плотника, штукатура, маляра) в постройке дома[144].

Несмотря на то, что иллюстрации играют большую роль в восприятии и понимании художественного произведения детьми, они, по мнению Н.С. Карпинской, занимают подчинённое положение [53]. Ведущим всё же является художественный текст. Текст раскрывает  содержание произведения во всём его объёме и полноте, показывает  развитие событий, нарастание  напряжённости,  изменения, , происходящие в связи с развёртыванием сюжета. Иллюстрация статична. Она изображает  отдельные эпизоды, портреты героев, обстановку действия, картины природы.  Даже при детальном иллюстрировании наглядные образы не заменяют в полной мере художественного текста. Дети получают полное представление  о содержании произведения, о действиях и переживаниях героев только после того, как оно будет им прочитано.

 Слушая текст и рассматривая иллюстрации, дошкольники воспринимают отражённый в них реальный мир с помощью  слуха и зрения, и он представляется перед ними разносторонне, со всеми возможными деталями. Иллюстрации конкретизируют, уточняют образы, выраженные словом, и помогают полнее воспринимать идейное содержание произведения. Таким образом, в книге взаимодействуют два вида искусства, объединённые единой творческой задачей: художественное слово (текст), выражающее идейное содержание в целом, и иллюстрации, изображающие отдельные его стороны.

 Чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению  с книжной иллюстрацией, педагогу следует иметь представление об особенностях её восприятия дошкольниками, выявленных в исследованиях Е.А. Флёриной[134], В.А. Езикеевой[41], Н.А. Курочкиной[63] и др.

  Дети радуются  яркому, красочному изображению, им свойственно  действенное игровое отношение к картинке: они гладят изображённый предмет, делают вид, что кладут нарисованные ягодки в рот, пытаются сорвать цветок, стремятся подражать позам, движениям персонажей. Однако дошкольники с трудом выделяют главное в изображении и чаще перечисляют детали. Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: они хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

 Для детей трёх-четырёх лет основным признаком узнавания изображённого образа является форма, пяти лет – цвет, шести лет – и цвет и форма. Ребята легко узнают у изображённого героя выражения радости, страха, удовольствия, показывая на его рот, глаза, поднятые руки движения. Доступно им  и понимание характера образа («лиса хитрая» – прищуренные глаза, вытянутая мордочка, «медведь злой»  – глаза злые, бежит с палкой). Гротеск, деформация, обобщённость формы, силуэтность, декоративность воспринимаются  детьми положительно.

 Однако для дошкольников характерен односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: рисунки являются для них только средством припоминания текста, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимание на выразительные средства. из всех, использованных художником средств выразительности большинство детей отмечают в основном действия персонажа  (бежит, сидит, стоит и т.п.). Жест, поза, мимика чаще всего остаются незамеченными.

 Знание особенностей восприятия детьми иллюстраций позволили исследователям сформулировать следующие принципы их отбора для детей:

 высокохудожественность, реалистичность;

– доступность (по содержанию и средствам художественной выразительности);

– органическая связь с текстом;

– учёт особенностей восприятия, жизненного опыта и интересов детей;

– соответствие иллюстраций жанру и стилю литературного произведения;

 – разнообразие по оформлению и манере изображения.

Иллюстрации помогают воспитателю полнее раскрыть читаемый текст, но они могут и помешать восприятию, если их показать не вовремя.

На занятиях при знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочитать детям текст, а затем рассмотреть вместе с ними иллюстрации. Важно, чтобы иллюстрация следовала за словом, а не наоборот; иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут представлять себе мысленно только её, и зрительный (С. 200) образ не сольются со словом, потому что дети «не услышат» слов, не заинтересуются высказанным в них[82]. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес.

 В тех случаях, когда в книжке речь идёт о вещах, не известных детям, или встречаются непонятные  слова, целесообразно до чтения при их объяснении показать соответствующую иллюстрацию. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом (В.Маяковский «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто  «Игрушки», С. Маршак  «Детки в клетке» и др.), то сначала лучше рассмотреть иллюстрации, а потом прочитать текст. Если  книга разделена на небольшие главки, иллюстрации следует рассматривать после чтения каждой главы.

 Если рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно, так как пришлось бы подходить к каждому ребёнку. Лучше после занятия оставить книгу детям, чтобы они сами их рассмотрели.

 Для того чтобы развивать у детей целенаправленное, эмоциональное восприятие, исследователи (Р.И. Жуковская, В.А. Езикеева и др.) предлагают применять методы (приёмы), активизирующие этот процесс.

 Для детей младшего дошкольного возраста важно узнавать в рисунке изображённые предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребёнку уловить сходство со знакомым предметом и назвать его (что это? как называется? покажи, где кто (что). После того как предмет назван, ставится ряд

вопросов, относящихся к характеристике данного предмета (какого цвета, формы, величины? что делает или что собирается делать тот, кто изображён? как одет? как украшена одежда? где происходит действие, когда?). Активность восприятия усилят следующие приёмы:

– детям предлагается поставить себя на место действующего лица в иллюстрации Становясь героем интересного для него события, дошкольник с увлечением начинает рассказывать «про самого себя»;

игровой приём, развивающий наблюдательность и речь (например, соревнование

«Кто больше увидит на иллюстрации»).

– детям предлагается передать движения изображённых фигур.

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить угадать, к какому произведению нарисована иллюстрация.

  Внимание детей следует обращать на характеристику персонажей, на их позы, жесты, выражение лица, постановку фигур («Как можно узнать, что он сидит, бежит?», «Как ты догадался, что у него хорошее (плохое) настроение»). В зависимости от цели занятия дошкольникам могут быть заданы вопросы, помогающие узнавать изображённые предметы, их качества, характерные признаки и устанавливать связь между двумя или всеми частями иллюстрации.

  Чтобы привлечь внимание детей к иллюстрации, иногда бывает недостаточно вопроса,  нужна подсказка, пояснение, которые по возможности должны быть образными, выразительными, чтобы создать у ребят определённое настроение.

  Педагог должен подсказать или помочь ребёнку вспомнить слово, которого ему не хватает для того, чтобы передать то, что он видит

  В этом возрасте внимание детей уже направляется на средства выразительности. Например, рассматривая иллюстрации В.Лебедева к сказке Л.Н.Толстого «Три медведя», можно обратить внимание на «сказочность» медвежьей комнаты, на  необычность кроватей, стульев, чашек…

   Целесообразно показывать детям иллюстрации двух художников к одному  и тому же произведению. Они ещё не смогут вычленить характерную манеру каждого, понять творческий почерк, однако почувствуют разницу, что послужит базой для развития умения сравнивать, делать заключения.

    В старшем дошкольном возрасте  дети уже способны оценивать иллюстрации, отвечать на вопросы: «Понравилась или не понравилась иллюстрация? Почему?» Их  оценка становится более обоснованной.

  При показе цветных иллюстраций следует подводить детей к восприятию цвета как средства передачи определённого настроения. Также нужно предоставлять больше возможности смотреть иллюстрации, выполненные разными художниками. С этой целью можно организовать игру «Угадай, кто нарисовал иллюстрации к этой сказке».

  Детям этого возраста можно предложить рассмотреть репродукции живописных картин в параллели с книжными иллюстрациями (как  изображён пейзаж? как передано душевное состояние героя?). в этот возрастной период детей знакомят с творчеством  художников-иллюстраторов.

   3.6.5. Ознакомление дошкольников с поэтическими произведениями                                (С.201 –       208.  – Стародубова)

С поэтическими произведениями  дети знакомятся рано, они оказывают на  ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое  воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое, меткое слово.

  Как показали исследования Р.И. Жуковской[46], В.Н.Андросовой [5], А.И. Полозовой [94] и других, дети по-разному относятся к ним.                           

   (С.202) Одни дошкольники довольно длительное время, не отвлекаясь, могут слушать чтение поэтических произведений. Они легко воспринимают содержание и форму, с полной ясностью определяют, о чём говорится в произведении, поэтому охотно вступают в разговор по поводу прочитанного, высказывают свои суждения о средствах выразительности, определяют характер поэтического произведения. Эти дети знают наизусть стихотворения и охотно читают их в группе, на праздниках. дома, проявляют интерес к тому. кто и как пишет стихи. Другие дошкольники при положительном в целом отношении к поэзии не дифференцируют понятие содержания и формы, проявляют интерес лишь к некоторым, наиболее понравившимся им стихам. Они не могут выделить в стихотворениях главное и второстепенное, им всё нравится. Представления таких детей схематичны. Они без особого желания вступают в беседу о прочитанном, легко запоминают стихи, но и очень быстро их забывают, поэтому самостоятельно прочесть всё стихотворение затрудняются. Некоторые ребята запоминают стихи, но не воспроизводят их  в силу робости, застенчивости.

И наконец, есть дети, которые не понимают содержания поэтических произведений, тем более их подтекста, не воспринимают их специфических особенностей. Такие дошкольники слушают стихотворения с частыми и длительными   отвлечениями,  поэтому они не знают наизусть ни одного из них.

Для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием у слушающих определённых знаний, определённого опыта. По мнению И.П.Павлова, пользование знаний, приобретёнными связями  –  есть понимание. Поэтому педагог должен считаться с опытом детей, их возрастом и развитием.

При заучивании стихотворений важно добиваться, чтобы все дети их хорошо запоминали. Психологи различают два основных вида запоминания: непроизвольное, происходящее без волевых усилий со стороны человека, и произвольное, являющееся результатом сознательно намерения запомнить. Произвольному запоминанию дошкольников необходимо учить. Для этого нужно, чтобы  дети умели ставить перед собой цель – запомнить текст,  и чтобы эта цель была понятна и конкретна. Произвольное запоминание – это внутренняя, интеллектуальная работа,  необходимая детям в трёх отношениях: она помогает более быстрому  обогащению речи, способствует интенсивному развитию эстетических чувств (чувства поэзии чувства прекрасного в языке), укрепляет  память[82].

 У каждого ребёнка можно развить интерес к поэзии. На запоминание и воспроизведение стихотворений, как показала Р.И. Жуковская, оказывают влияние следующие факторы: (С.203).

– интерес к содержанию стихотворения, совершенству его формы. Дети легко запоминают поэтические произведения, если в них есть близкие им образы, если сам ребёнок может перевоплощаться в образ  произведения, если есть смежные рифмы, правильный ритм, звучность;

– близость стихотворения детским  интересам, индивидуальным вкусам. Дошкольники лучше запоминают стихотворения, в которых даны образы детей, в которых описывается, что дети умеют делать, чего они хотят, что у них есть. Ребёнок, слушая стихотворение, в котором есть образ активного, жизнерадостного, инициативного героя, Ставит себя на его место. Уже дети младшего дошкольного возраста неодинаково относятся к одному и тому же содержанию. Одни из них предпочитают  фольклорные жанры с  напевными песенными мелодиями, другие проявляют интерес к стихотворениям с динамичным, маршевым ритмом;

– интерес к художественному изобразительному творчеству.

Дети, любящие рисовать, лепить, часто начинают  интересоваться стихами, которые дают  стимул к этому виду деятельности;

 – возможность выявить свои творческие способности (принять участие в праздниках, в игре). Радость от реализации своих творческих возможностей, «участие в исполнительской деятельности» (Е.А. Флёрина) повышают интерес к искусству и создают условия для лучшего запоминания;

– характер оценочных суждений педагога. Необходимо поощрять даже небольшие достижения ребёнка. Воспитатель должен убедить каждого дошкольника в том, что  тот может запомнить, припомнить то, что он предлагает;

– выразительность чтения стихотворений взрослыми. Выразительное  чтение особенно важно при первичном знакомстве с произведением, так как ребёнок определяет, нравится или не нравится ему произведение. По мнению К.С. Станиславского, первые впечатления   – это «семена» будущего творчества. Потеря этого важного момента может оказаться безвозвратной, так как второе  и последующие чтения будут  лишены элементов неожиданности. Исправить плохое впечатление  труднее, чем  изначально создать хорошее;

– систематичность обучения. Если знакомство с поэтическими произведениями носит случайный характер или дети разучивают стихотворения только во время подготовки к праздникам, то у ребят не развивается потребность слушать и наслаждаться языком поэтических произведений, его звучностью, музыкальностью;

– овладение детьми способами, приёмами запоминания. Важно неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать последовательную логическую связь между отдельными частями [46].

Учёт особенностей восприятия, запоминания и воспроизведения детьми поэтических произведений даёт возможность педагогу Эффективно проводить занятия.

Осуществляя подготовку к занятиям, воспитатель проводит отбор  поэтических произведений; прочитывает их, чтобы вдуматься в смысл произведений,выделить авторские интонации, сделать их слышимыми для детей, точнее передать поэтичность образов. Для этого педагог должен расставить логические, смысловые ударения, наметить паузы, определить ритм и темп чтения.

 Занятия обычно строятся  по следующему плану.

  1.  Подготовка детей к восприятию поэтического произведения. Воспитатель проводит небольшую вступительную беседу, помогает припомнить  созвучный образ (картины весёлого праздника, золотую осень и т.п.). Можно показать предмет, игрушку, картину, близкие теме стихотворения.
  2.  Чтение воспитателем всего текста. Прочитать произведение надо так, чтобы оно воздействовало на сознание и чувства детей. Об этом писал ещё К.Д. Ушинский: «Это два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы дети его почувствовали, на практике часто противоречат одно другому. Длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его влияние на чувства, а с другой стороны, влияние на чувство возможно лишь тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно»[130. – С.13]. С целью более глубокого понимания стихотворения и подготовки его к его воспроизведению проводится его анализ.
  3.  Беседа с детьми о стихотворении. Воспитатель может задавать вопросы, помогающие представить общую картину произведения (о чём?); раскрывающие отношение ребёнка к произведению, к герою, его поступкам; характеризующие героев произведения (характер, настроение, состояние); помогающие пониманию поэтической формы произведения, средств выразительности. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
  4.  Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.
  5.  Воспроизведение стихотворения детьми. сначала можно предложить повторить стихотворение детям с хорошей памятью. Таким образом, остальные дошкольники смогут  несколько раз прослушать текст. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст,  напоминает свои указания о характере чтения (об интонации, силе голоса, темпе речи). Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить его результаты, следует менять форму повторения ( чтение в лицах, для куклы, в игровой форме – «Угадай, кто читает?» и т. д.). Стихотворение дошкольники повторяют индивидуально, а не хором. Хоровое повторение мешает выразительности, приводит к монотонности, закрепляет неправильное произношение слов. По мнению Е.И. Тихеевой, читая хором, дети скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого чтения, убивающего всякую индивидуальность. Небольшие по объёму стихотворения необходимо заучивать целиком.

Занятия по заучиванию стихотворений целесообразно дополнять другими видами деятельности: рассматриванием иллюстраций, рисованием на эту же тему, упражнениями по совершенствованию техники речи и др.

 Заучивание стихотворения в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте мышление детей носит конкретно-образный характер, их жизненный опыт невелик и они не всегда могут представить себе то, о чём говорится в стихотворениях. В этом возрасте нужна бо́льшая наглядность. Чтение стихотворений следует сопровождать показом игрушек, предметов, картин, близких по содержанию теме. Например, перед чтением  стихотворения  А. Барто «Снег» воспитатель может показать картину «Зимой на прогулке», на которой изображена зима: падает белый  снег, радостные дети катаются на санках, играют и веселятся.

 С помощью игрушек можно создать игровую ситуацию. Например, на стульчике сидит мишка с перевязанной лапой. Дети спрашивают: «Что случилось?»

Узнав, что «уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу», они жалеют его.

 В поэтических текстах часто встречаются слова и речевые обороты, не понятные детям. Их смысл лучше раскрывать в наглядных игровых действиях. Например, для пояснения фразы «и верхом поеду в гости» воспитатель сажает поочерёдно кукол на игрушечного коня и приговаривает, выделяя голосом слово   «верхом»: «Олечка села верхом и поехала в гости», «Зайчик сел верхом» и т.д.

 Для лучшего запоминания используются неоднократные повторения стихотворения в игровой форме. Например, читая стихотворение Е.Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате.

 В этом возрасте возможно чтение по ролям с элементами драматизации. Например, при воспроизведении  потешки «Кошкин дом» каждый ребёнок может произносить слова одного действующего лица: первый ребёнок  –  «Кошка выскочила! Глаза выпучила!»; второй ребёнок –  «Бежит курочка с ведром заливать кошкин  дом»! и т.д.

 В занятие можно включать элементы упражнений по технике речи: на развитие голоса, отработку дикции, постановку дыхания. Эти упражнения следует строить на игровой основе. Например, перед разучиванием стихотворения «Гуси, вы, гуси!» можно провести игру-перекличку: «Гуси, гуси! – Га-га- га!  – Есть хотите?  – Да-да-да!»

 В среднем дошкольном возрасте   до чтения можно охарактеризовать стихотворение, а  затем прочитать его так, чтобы ребёнок почувствовал настроение произведения. Например: «Сейчас я прочту вам очень ласковое стихотворение.

У него и название звучит ласково, вслушайтесь – «Гуленьки». Поэтому и читать его я постараюсь негромко, ласково». Постепенно необходимо приучать детей самим характеризовать стихотворение, сначала с опорой на наводящие вопросы (« Какое это стихотворение – грустное или весёлое?»), далее без них  («Что вы можете сказать об этом стихотворении? Какое оно?»).

 При заучивании сложного по содержанию и большого по объёму стихотворения можно использовать следующий приём: воспитатель читает строку стихотворения вопросом, а дети отвечают словами стихотворения. Например, стихотворение Е. Трутневой «Ёлка»:

                    Воспитатель: «Вырастала ёлка в лесу на горе?» 

                    Ребёнок: «Вырастала ёлка в лесу на горе»

                    Воспитатель: « У неё иголки зимой в серебре?»

                    Ребёнок: «У неё иголки зимой в серебре» и т.д. 

Дошкольников следует приучать вслушиваться в чтение стихотворений, обращать внимание на то, как  будут звучать те или иные строчки. Например: «Сейчас я прочту строчки, рассказывающие о том, что случилось с пирогом, который слепил кот. Догадайтесь, какое слово я прочту иначе, чем остальные. Я выделю его голосом».

 Занятия по разучиванию стихотворений можно закончить игрой-драматизацией.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются умения осознанно и выразительно читать стихотворения. В работе с детьми можно использовать следующие приёмы:

– показ картины по теме произведения для более глубокого осмысления текста детьми;

  – прослушивание грампластинок с записью стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения;

   – предварительные беседы о том, как дети понимают то или иное выражение;

  –  придумывание названия к стихотворению;

  – литературные викторины (прочитываются строчки какого-нибудь известного произведения, а дети должны назвать его заглавие и автора);

  – анализ произведения по вопросам.

Для формирования у детей чувства рифмы им можно предложить:

– подобрать рифмы к словам. Например: «Я буду говорить  слова, а вы будете их рифмовать. К примеру, слово «точка». А рифма ваша…(«дочка», «кочка», «почка», «ночка»). Скажу я слово «огурец». А вы мне  скажете…(«боец», «стрелец», «колец», «овец»). Скажу я слово « мышь», а вы мне…(«чиж», «тишь», « пыж»)» и т.д.

        – соревнование «Кто больше придумает рифмующихся слов»;   ( С. 207)

       – игру «Доскажи  словечко» с напрашивающейся рифмой: «Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет  с клюва капля, кто же это…(цапля)»;  «По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда из мешков течёт вода. Спрячемся получше от дырявой…(тучи)»;

 – чтение художественных произведений (отрывок из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Как Незнайка сочинял стихи»; Д.Хармс «Очень, очень вкусный  пирог»; сказка Б. Шергина «Рифмы»; стихотворения А.Барто «Капризные ерши» и Е. Лаврентьевой «Поймай рифму» и др.;

– чтение стихов не только словами, но и хлопками (сильный хлопок – ударный слог, слабый хлопок  – безударный слог).

     В старшем дошкольном возрасте с детьми разучивают басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята любят их слушать. Но аллегория басни не доходит до детей без помощи воспитателя. Для примера приведём объяснение смысла аллегории басни, разработанное Л.А. Панкратовой.

Вы знаете, что люди, звери и насекомые не могут жить без пищи. Они трудом добывают себе пропитание: люди выращивают хлеб, овощи и фрукты; звери собирают плоды диких растений, насе-комые, например пчёлы, собирают нектар цветов. В какое время года созревают плоды? Почему?

 Правильно, летом все стараются сделать запасы продуктов на зиму. Летом все трудятся, чтобы не голодать зимой. А вот Стрекоза  не хотела трудиться, она всё лето веселилась, бездельничала. Поэтому зимой ей пришлось худо. Послушайте, как  об этом написано в басне И.Крылова «Стрекоза и Муравей».

 Разъяснение смысла аллегории басни: «Дети, вы замечали, что когда людей хотят похвалить за хороший поступок, их сравнивают с животными. Например, говорят: смелый как сокол; храбрый, как лев; трусливый, как заяц. Вспомните сами, с кем сравнивают хитрого человека? (с лисой), болтливого (с сорокой), а трудолюбивого (с муравьём, пчелой).

 С животными человека сравнивают в том случае, если замечают                                                                                                                                                                     в его характере те качества, которые свойственны какому-то зверю, птице или насекомому. Как вы думаете, не напоминает  ли поведение некоторых людей поведение стрекозы, о которой мы сейчас говорили? Крылов хотел, чтобы такие люди исправились. Про бездельницу-стрекозу он рассказал для того, чтобы беспечные люди подумали: «Не будет ли и мне так же плохо, если я вовремя не поработаю, не позабочусь о себе?   

 Мы с вами, ребята, читали про животных сказки, а теперь прочитали басню. В сказке действуют настоящие животные. В басне люди названы животными. Баснописец только делает вид, что говорит о животных, на самом деле он говорит о недостатках людей, старается исправить эти недостатки [92].

               Вопросы и задания для повторения

1.В чём значение художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста?

2.Раскройте особенности восприятия детьми литературных произведений и образов литературных героев.

3. Перечислите принципы  отбора  литературных произведений для детей.

4. В чём заключается подготовка педагога к чтению художественного произведения?

5. Каковы приёмы объяснения детям незнакомых, непонятных слов?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 6. Как вы понимаете выражение  «анализ  произведения должен быть совместным (педагога и детей) раздумьем вслух»?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                7. Каким требованиям  должен отвечать анализ литературных произведений?

8. Какие вопросы доступны детям дошкольного возраста при анализе литературных проиведений?

9. Какова роль иллюстраций  в понимании детьми литературных произведений.

10. Расскажите о методике показа иллюстраций детям.

11. Чему учат стихи7

12. Раскройте условия, влияющие на характер детского запоминания поэтических произведений.

13. В чём специфика разучивания стихотворений в разных возрастных группах?                                                                                                             

PAGE  

PAGE  19


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

405. Создание программы с цветным движущимся изображением 79 KB
  По заданию требуется разработать программу, реализующую цветное движение: вращение многоугольника (количество углов от 3 до 5 задается пользователем). Алгоритмы работы программ различные, что обусловлено высоким уровнем библиотеки OpenGL и относительно низким уровнем средств DirectX.
406. Разработка электронного устройства на примере RC-генератора 1.72 MB
  Назначение и виды генераторов. Схема трёхзвенной RC-цепи. Генераторы синусоидальных колебаний. Режимы самовозбуждения. Автоматическое смещение с помощью базового делителя. Мощные усилительные каскады. Выбор электрической схемы электронного устройства и её описание.
407. Разработка сети кампуса с выходом во внешнюю среду 955 KB
  Список оборудования и линий связи. Сети кампуса объединяют множество сетей различных отделов одного предприятия в пределах одного здания или в пределах одной территории. Сеть разрабатывалась на основе структурированной кабельной системы.
408. Схема модификации резонаторного фильтра для использования в полосовых структурно-перекрытых реализациях фильтров 178.5 KB
  Коэффициенты передачи в выходные узлы можно вычислить методом графов, так как данная схема довольно проста. Формула Мейсона представляет собой отношение произведения коэффициентов передачи ветвей. Для вычисления γ12 выделим в отдельную схему элементы и связи между ними.
409. Анализ и прогнозирование деятельности предприятия ремонтная организация 413 KB
  Возможности организации (резюме). Правовое обеспечение деятельности организации. Стратегия финансирования. Организационный план, конкуренция и рынок сбыта. Оценка рисков и страхования.
410. Исследование таблично заданной функции 669.5 KB
  Дана система линейных алгебраических уравнений шестого порядка. Найти ее решение методом простых итераций с заданной точностью E. Выполнить проверку истинности полученного решения. Метод простых итераций.
411. Разработка программы Кафе с использованием классов на языке программирования С# 417.5 KB
  Автоматизация деятельности кафе на основе объектно-ориентированного подхода, а также получение навыков в реализации этого подхода, проектировании и реализации схемы данных. Проектирование иерархии классов и интерфейсов на основе выделенных сущностей.
412. Проектирование передаточного и кулачкового механизма зубострогального станка 516.5 KB
  Проектирование передаточного зубчатого механизма зубострогального станка. Расчет выходных характеристик и координат профиля кулачка. Расчет вспомогательных элементов (радиуса ролика и пружины). Синтез эвольвентной зубчатой передачи.
413. Инженерные решения в разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом 320.5 KB
  Решения инженерных задач горной промышленности. Принятия управленческих и проектных решений в недропользовании на примере открытых горных работ, формирующих наибольшую нагрузку на окружающую среду.