72489

Сердечно – легочная реанимация

Лекция

Медицина и ветеринария

Обеспечить проходимости дыхательных путей: освободить полость рта и глотки от инородных масс кровь слизь рвотные массы зубные протезы жвачка рукой обернутой салфеткой платком предварительно повернув голову спасаемого набок.

Русский

2014-11-24

63.5 KB

0 чел.

Лекция №6

     Тема «Сердечно – легочная реанимация »

План:

1) Понятие реанимации.

2) Задачи реанимации.

3) Техника проведения  искусственной вентиляции легких.

4) Техника наружного массажа сердца.

Лекция.

Реанимация- это комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление сердечной деятельности, дыхания и жизнедеятельности организма , находящегося в терминальном состоянии.

При терминальном состоянии, независимо от его причины, в организме происходят патологические изменения, затрагивающие практически все органы и системы (мозг, сердце, дыхательная система, обмен веществ и т. д ) и возникающие в тканях в различный период времени. Учитывая, что органы и ткани продолжают жить некоторое время даже после полной остановки сердца и дыхания, при своевременной реанимации удается добиться эффекта оживления больного.

Задачи реанимации:

  1.  обеспечение свободной проходимости дыхательных путей;
  2.  проведение ИВЛ;
  3.  восстановление кровообращения.

 Признаки жизни:

  1.  наличие сердцебиения – определяют выслушиванием сердечных тонов над областью сердца;
  2.  наличие пульса на артериях: лучевой, сонной, бедренной.
  3.  наличие дыхания: определяют по движению грудной клетки, передней брюшной стенки, поднеся к носу и рту пушинку ваты, нитку, зеркало (запотеет) по движению потока воздуха.
  4.  наличие реакции зрачков на свет (сужение зрачка на пучок света – положительная реакция. Днем глаз закрыть ладонью = > при отведении => изменение зрачка).

Этапы сердечно-легочной реанимации:

1.Обеспечить проходимости дыхательных путей:

- освободить полость рта и глотки от инородных масс (кровь, слизь, рвотные массы, зубные протезы, жвачка) рукой обернутой салфеткой, платком, предварительно повернув голову спасаемого набок.

- после этого выполнить тройной прием Сафара:

1) Максимально запрокинуть голову для выпрямления  дыхательных путей;

2) Выдвинуть вперед нижнюю челюсть для профилактики западания языка;

3) Слегка приоткрыть рот.

2. ИВЛ:

Способом «изо рта в рот» («рот ко рту») спасающий зажимает больному нос, делает глубокий вдох, прижимает губы ко рту больного через салфетку или чистый платок и выдыхает туда воздух с усилием. При этом надо следить, поднимается ли грудь при вдохе больного. Удобнее проверить ИВЛ с помощью S – образного воздуховода Сафара, т.к. он препятствует западению языка.

ИВЛ способом «рот к носу» ( «рот в нос»), спасающий закрывает рот больного, выдвигая вперёд нижнюю челюсть, охватывает губами нос больного и вдувает туда воздух.

У маленьких детей вдувают воздух одновременно в рот и нос осторожно, чтобы не разорвать легочную ткань.

3. Непрямой массаж сердца:

делают одновременно с ИВЛ. Больной должен лежать на твёрдой поверхности ( пол, доска).

Спасающий кладёт ладонь на нижний отдел грудины, вторую – поверх неё и толчкообразно надавливает на грудину всей тяжестью своего тела частотой 60 раз в 1 минуту.

Если спасатель один   после двух вдуваний воздуха нужно сделать 10 – 12 надавливаний на грудину.

Если оказывают помощь двое  => один делает ИВЛ, второй массаж сердца. После каждых 4-6 надавливаний на грудину делать один вдох. Реанимацию проводят до восстановления дыхания и сердцебиения. При появлении признаков биологической смерти реанимация прекращается.

Техника проведения  искусственной вентиляции легких.

Искусственная вентиляция легких по способу «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Для проведения искусственной вентиляции легких необходимо уложить больного на спину, расстегнуть стесняющую грудную клетку одежду и обеспечить свободную проходимость дыхательных путей. Имеющееся в полости рта или глотке содержимое нужно быстро удалить пальцем, салфеткой, платком или при помощи любого отсоса ( можно использовать резиновую спринцовку, предварительно отрезав ее тонкий кончик).  Для освобождения дыхательных путей голову пострадавшего следует отвести назад. Нужно помнить, что чрезмерное отведение головы может привести к сужению дыхательных путей. Для более полного раскрытия дыхательных путей необходимо выдвинуть нижнюю челюсть вперед. При наличии одного из видов воздухоотводов  его следует ввести в глотку для предотвращения западения языка . При отсутствии воздухоотвода во время проведения искусственного дыхания следует удерживать голову в отведенном положении, рукой смещая нижнюю челюсть вперед.

Для проведения дыхания способом «изо рта в рот» голову пострадавшего удерживают в определенном положении. Проводящий реанимацию, сделав глубокий вдох и плотно прижав свой рот ко рту больного, вдувает в его легкие выдыхаемый воздух. При этом рукой, находящейся у лба пострадавшего, необходимо зажать нос. Выдох осуществляется пассивно, за счет эластических сил грудной клетки. Число дыханий в минуту должно быть не менее 16-20. Вдувание надо проводить быстро и резко ( у детей менее резко), чтобы продолжительность вдоха была в 2 раза меньше времени выдоха.

  Необходимо следить, чтобы вдыхаемый воздух не привел к чрезмерному растяжению желудка. В этом случае появляется опасность попадания пищевых масс из желудка в бронхи. Разумеется, дыхание « изо рта в рот» создает значительные гигиенические неудобства. Избежать непосредственного соприкосновения со ртом больного можно, вдувая воздух через марлевую салфетку, платок или любую другую неплотную ткань.

  При использования способа дыхания «изо рта в нос» вдувание воздуха производится через нос. При этом рот пострадавшего должен быть закрыт рукой, которой одновременно смещают нижнюю челюсть вперед для предупреждения западения языка.

Искусственная вентиляция легких при помощи ручных респираторов.

Необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей. На нос и рот больного плотно накладывается маска. Сжимая мешок, производят вдох, выдох осуществляется через клапан мешка, при этом продолжительность выдоха в 2 раза больше, чем продолжительность вдоха.

Ни в коем случае нельзя начинать искусственное дыхание, не освободив дыхательные пути ( рот и глотку) от инородных тел или пищевых масс.

Техника наружного массажа сердца.

Смысл наружного массажа сердца состоит в ритмичном сжимании сердца между грудиной и позвоночником. При этом кровь изгоняется из левого желудочка в аорту и поступает, в частности, в головной мозг, а из правого желудочка – в легкие, где насыщается кислородом. После того как давление на грудину прекращается, полости сердца вновь заполняются кровью. При провидении наружного массажа больного укладывают на спину на твердое основание (пол, земля). Массаж на матраце или мягкой поверхности производить нельзя. Реаниматор становится сбоку от больного и ладонными поверхностями рук, наложенных одна другую, надавливает на грудину с такой силой, чтобы прогнуть ее по направлению к позвоночнику на 4-5 см. Частота сжатий 50-70 раз в минуту. Руки должны лежать на нижней трети грудины, т.е на 2 поперечных пальца выше мечевидного отростка. У детей массаж сердца следует проводить лишь одной рукой, а у грудных детей- кончиками двух пальцев с частотой 100-120 надавливаний в минуту. Точка приложения пальцев у детей до 1 года- у нижнего конца грудины. Если реанимацию проводит один человек, то через каждые 15 надавливаний на грудину он должен, прекратив массаж, произвести 2 сильных быстрых вдоха по методу «изо рта в рот», «изо рта в нос» или специальным ручным респиратором. При участии в реанимации двух человек следует производить одно вдувание в легкие после каждых 5 надавливаний на грудину.

Контрольные вопросы для закрепления:

  1.  Назовите основные задачи реанимации?
  2.  Расскажите последовательность провидения искусственной вентиляции легких
  3.  Дайте понятие, что такое реанимация.

Рекомендуемая литература

- Учебная литература для учащихся медицинских училищ В.М Буянов;

 

- дополнительная;

- электронные ресурсы.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52537. Всі ми родом із дитинства. Подорож в українську минувшину. Живопис на склі «Ікона святого Миколая» 87.5 KB
  Миколай народився в Патарі тепер Туреччина біля 280 р. Миколай і потайки вечором кинув у відкрите вікно кімнати мішечок з золотом. І знову Святий Миколай підкинув торбинку грошей так щоб ніхто того не бачив. Коли прийшов час наймолодшій дочці виходити заміж а грошей не булоі її чекала неволя батько дівчат заховався біля хати; і коли Святий Миколай кинув знову мішечок з золотом батько схопив його за руку.
52538. Дитинство Ісуса Христа 116 KB
  Мета: ознайомити учнів з дитинством Спасителя, вказуючи на Його чесноти; розвивати бажання брати собі за взірець Христа; виховувати послух, покірність та повагу до батьків.
52539. Всі ми родом із дитинства 97 KB
  Евеліна Хромченко Дитинство Дитинствоказка мов чарівна мить Там завжди сонячно і світло. Надія Красоткіна Дитинство це коли день починається з першим променем сонця звуком тихих маминих кроків запахом теплого хліба співом птахів і триває довгодовго це коли дерева великі а ти внизу і помічаєш так багато: і мурашки і бджолу на квітці і пухнасту гусеницю і чуєш як росте трава і можеш залізти на найвище дерево і переплести саму широку річку і все можеш зробити сам. Варто подумати про дитинство і память підкине дивні...
52540. Свято здоровя 43 KB
  Підвищувати відповідальність за особисте здоровя, здоровя родини; пропагувати і заохочувати до співпраці дітей та батьків; розвивати і зміцнювати в учнів почуття прекрасного в побуті, працьовитість, повагу до звичаїв і традицій рідного народу; виховувати повагу в особистих стосунках, почуття колективізму та взаємодопомоги.
52541. Сценарій свята для учнів 2-х класів «Різдвяне диво» 81 KB
  Заходять колядники звіздар ангел зірка коза дохтур Звіздар. Де коза ходить там жито родить Де коза ногою там жито копою Де коза рогом там жито стогом. Коза скаче а потім падає Пуць Коза впала нежива стала Ой Ой Яка добра тваринка була Що ж то робити Усі. Де тут хто тут пацієнт Виліковую в момент Робить козі укол коза оживає встає танцює танець всі плескають у долоні Усі.
52542. Ти наше диво калинове, кохана українська мово 61 KB
  Ведуча Мова А що таке мова Народ говорить слово до слова зложиться мова а Т . Ведучий Найбільше і найдорожче добро кожного народу це його мова ота жива схованка людського духу його багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподіванки розум досвід почуття. Добута з надр далеких поколінь Ти скарб наш вічний українська мова. Мова ...
52543. ДИВОСВІТ. Методичні рекомендації 8.27 MB
  Методичні рекомендації «Дивосвіт» вихователя Менського дошкільного закладу «Сонечко» Шевель Наталії Володимирівни допоможуть педагогічним працівникам дошкільних закладів у створенні та облаштуванні розвивального простору в групах дошкільних навчальних закладів.
52544. Методичний проект «Центр дитячої творчості Дивосвіт як заклад життєвої компетентності» 58.5 KB
  Підвищити рівень орієнтованності навчально виховного процесу закладу на розвиток життєвої компетентності особистості учня. Націлити педагогів закладу до розробки та впровадження авторських програм навчальних посібників нового покоління 3. Переорієтнувати виховну систему закладу відповідно до вимог часуформування через освіту здорового способу життя дітей та молоді інтеграцію освіти до європейського та світового освітнього простору 5.
52545. Україно! Мій духмяний дивоцвіт 53 KB
  Разом: Збулося Хлопчик: 24 серпня 1991 року Верховна Рада України урочисто прийняла Акт проголошення України незалежною самостійною демократичною державою. На цьому шляху загинула незліченна кількість кращих синів і дочок України які відстоювали її незалежність. Шлях України позначений високими степовими могилами руїнами та прекрасними безіменними невідомо коли і ким складеними піснями. Хлопчик: Народе України Твоєю силою волею.