72499

Содержание ощущений Б.М. Шуранов

Научная статья

Логика и философия

Примеры ощущений: зелёный цвет, горький вкус, звук «си», гладкая поверхность, горячее. Помимо двух капитальных общефилософских проблем, связанных с нематериальным миром, к которому принадлежат ощущения – психофизической и психофизиологической – есть ещё 2 важнейших подхода к рассмотрению природы нематериального...

Русский

2014-12-11

43.76 KB

0 чел.

ШУРАНОВ Б.М.

(кандидат философских наук по специальности 09.00.07 – логика)

filosof-shuranov@yandex.ru 

СОДЕРЖАНИЕ ОЩУЩЕНИЙ

1

П о с т а н о в к а  з а д а ч и.  Примеры ощущений: зелёный цвет, горький вкус, звук «си», гладкая поверхность, горячее … Помимо двух капитальных общефилософских проблем, связанных с нематериальным миром, к которому принадлежат ощущения – психофизической и психофизиологической – есть ещё 2 важнейших подхода к рассмотрению природы нематериального. Один из них требует ответа на вопрос: «из чего состоят нематериальные явления? – объясните их природу, сущность»; а второй вопрос: «что мы узнаём через ощущения (и более сложные нематериальные явления), что они нам передают?»

Примеры: во сне вы увидели своих умерших предков. В связи с этим вопросы:

.1) из чего состоят эти фигуры (предков), которых вы видели – из какого «материала»? Где они находятся во время сна? Чем природа этих фигур отличается от природы самого вашего тела? – Это область познания, которую можно было бы назвать субъективной онтологией.

.2) почему и как в содержание сна смогли попасть те явления, какие были до того наяву? Откуда вообще берутся чувственные явления – что им соответствует вне чувственного опыта? – Это из области гносеологии.

Касаться вопроса 1 мы не будем. Ответ на него дан в наших работах [1, 3]. К сожалению, в [1] недостаточно обстоятельно изложен ответ на вопрос 2). Но в принципе там всё написано правильно, это § 26 из [1], надо только этот материал прокомментировать, сделать более наглядным.

На вопрос 2) есть 3 основных варианта ответа:

.1. Субъективное, нематериальное, чувственное изначально существует в «голове» и нет ничего кроме «чувственного опыта». (Солипсизм.)

.2. Кроме чувственного опыта есть ещё и внешний (объективный) мир, который в различных формах может взаимодействовать с субъективным миром. (Подавляющее большинство философов именно так и думает.)

.3. Субъективного мира нет. Природа чувственных явлений и внешних по отношению к ним объектов природы одна и та же, - значит, и содержание чувственных явлений тождественна содержанию природы. (Вульгарный материализм (на основе редукционизма), он воскрес вместе с развитием физиологии и биофизики).

Мы не разделяем варианты 1, 3. Другие философы подвергли их серьёзной критике, и мы с этой критикой согласны. Не будем рассматривать 1, 3 в этой статье – наша цель здесь не полемика, а более понятное изложение истины.

Подавляющее большинство философов при изучении вопросов познания делят мир на внешний и внутренний, субъективный и объективный. При этом тоже возникает несколько вариантов решения:

.1. Один из них уже давно вышел из употребления, но сохранился в истории философии. Он предполагает, что органы восприятия животных активно воздействуют на внешние предметы, облучают их каким-то «светом», ощупывают какими-то «щупальцами сознания». Из этого следует, что животные/человек воспринимают именно подлинные предметы природы, а не копии или какие-то образы. Недостатком этого подхода является вывод о том, что само ощущение внешних объектов происходит на поверхности соприкосновения этих объектов с «лучами» или «щупальцами», из чего можно сделать вывод, что ощущение/сознание находится вне «головы», и непонятно, где именно. Ещё, таким образом, затруднительно объяснить феномены памяти – откуда берутся сны и другие представления; на что надо направить «лучи», чтобы увидеть во сне предметы, несуществующие в объективном мире? Сильная сторона варианта 1 состоит в том, что он предполагает в ощущении наличие объективных предметов, а не образов и копий.

.2. Центральными понятиями гносеологии и психологии восприятия являются понятия образ и отражение. Именно при помощи этих понятий основная часть исследователей пытается выразить отношение внешнего (объективного) мира и внутреннего (субъективного).

Идея элементарная и легко проверяемая. Внешний предмет (прообраз) входит в прямое материальное соприкосновение с органом восприятия и оставляет в тканях этого органа свой отпечаток (образ). Например: монета = орёл + решка. Стороной орла вы вдавливаете в свою ладонь монету. На ладони отпечатался орёл. Отношение между орлом на монете и орлом на ладони – это отношение подобия (но не в строгом смысле математики). Что вполне соответствует тому, что образ должен быть подобием прообраза. Содержание материального образа и содержание его материального прообраза должны совпадать. Они и совпадают, это в большинстве случает уже доказано физиологией. В общем, проблем с определением отношения материального образа и материального прообраза для философии в данном случае нет. Философы их подобие признают.

Проблемы появляются тогда, когда начинается рассмотрение отношения нематериального ощущения к материальному прообразу. Ведь в ощущении и условиях его возникновения есть не только материальный прообраз, материальный образ, но и субъективное явление (такое как, например, боль при вдавливании монеты в ладонь), причём ещё надо доказать, что это нематериальное явление связано с материей органов восприятия. Проблемы:

.1. Существует ли связь между материей органов восприятия и нематериальными явлениями?

.2. В каком отношении находятся нематериальные явления и материальные образы? (Существует ли подобие, насколько оно адекватно?)

.3. В каком отношении находятся нематериальные явления и материальные прообразы? (Существует ли подобие, насколько оно адекватно?)

.4. Являются ли образами сами нематериальные явления, а если нет, то чем тогда они являются?

(Решение проблемы 1 в популярной форме изложено в [3], а более обстоятельно в [1]. – Повторять не будем).

К о н е ц  п о с т а н о в к и  з а д а ч и.

О  л и т е р а т у р е.  Данный материал содержится в трактате автора «Забесконечность», § 26 «Между раздражением и ощущением. Сущность и содержание души». На наш взгляд, мы полностью ответили на все вопросы по проблеме. Однако после публикации пришлось сделать вывод, что для читателя материал изложен недостаточно обстоятельно. Книга [1], в которой находится «Забесконечность», малодоступна. Значительно легче познакомиться с её электронным вариантом [2]. Облегчает понимание знакомство с отдельной статьёй [3]. Все эти материалы можно скачать на сайте автора [4].

2

Для тех, кто с вышеозначенной литературой ещё не знакомился, необходимо для дальнейшего понимания материала привести некоторые сведения из субъективной онтологии.

Для начала разделим все вещи окружающего мира на 3 разряда:

— косные сущности;

— живые сущности;

— духовные сущности.

И более абстрактно:

— телесный мир;

— бесплотный мир.

Эти абстракции выпукло показывают два революционных скачка в развитии Вселенной; при этом самым значительным изменением является появление нематериального (бесплотного).

Косные тела находятся на очень низком уровне индивидуации. Взаимодействуют они между собою очень сильно. В косном мире действие равно противодействию. Там всё высоковзаимозависимо и относительно. Кварки существуют только парами и тройками; Луна притягивает к себе Землю, а Земля Луну.

Всякое движение имеет направленность. Направленность движения вещей в косном мире мы представим следующим образом:

Тело11) < ---- > Тело22)

Другой (односторонней) направленности (вроде, Т1 --- > Т2, или наоборот) по причине низкой степени индивидуации тел, там быть не может.

Главное отличие живого от косного заключается в появлении на уровне живого таких явлений как ассимиляция, диссимиляция и раздражимость. Раздражимость, как и любое движение, имеет направленность. Процессы ассимиляции и диссимиляции означают, что для живого существа весь окружающий мир делится на своё и на чужое. Процесс ассимиляции — это процесс усвоения, а процесс диссимиляции — отчуждения. Поэтому про жизнь нельзя сказать, что в ней есть Т1 и Т2. В живой природе есть "свои" и есть "чужие". (Будем далее обозначать "свой" — С, а "чужой" — Ч.)

Раздражение – реакция на внешнее воздействие, энергия которой превышает энергию раздражителя.

Основной категорией нематериального естествознания является (по нашему мнению) понятие о направленности раздражения. Несовместимость "своего" и "чужого" исключает такую форму направленности раздражения как С < ---- > Ч. Но зато предполагает возможность существования таких форм направленности раздражения как С ---- > Ч и С < ---- Ч. Назовём это так:

"свой" ---- > "чужой" — выражение.

"свой" < ---- "чужой" — отражение.

Примеры выражения: все реакции раздражения организмов из царств растений, грибов и безъядерных — проникновение ДНК вируса внутрь клетки, повороты листьев к Солнцу и прочее; но ещё и в царстве животных это функциональные движения исполнительных органов — челюстей, лап, плавников, жабр и много ещё чего подобного. Все эти движения осуществляются по форме выражения.

Отражение отличается от выражения тем, что в результате движений, производимых по форме отражения, в организме появляется образ некоторого внешнего предмета. По форме отражения работают органы восприятия в царстве животных. Функционирование нервной системы — это тоже пример отражения. Движения по форме отражения чётко представлены для внешнего наблюдателя. Ничего духовного в них нет. Когда мы что-то видим, то наш глаз движется по контуру предмета, а внутри него происходят сложные биофизические преобразования — меняются потенциалы на мембранах, волны света взаимодействуют с молекулярными структурами, входящими в состав колбочек и палочек, и многое другое. Когда мы что-то слышим, то значит, мы одновременно "говорим", поскольку слуховое ощущение сопровождается движением голосовых связок, а это движение формирует телесный образ звука. Лучше всего, конечно, показывать отражение на примере осязания. Осьминог нащупал якорь. Уберите мысленно якорь — и движение щупальцев оставит вам его образ.

Все органы (или органоиды) у живых объектов делятся на:

.1. Органы жизнедеятельности (листья, корни, желудки, лёгкие челюсти …). Направленность по С ---- > Ч.

.2. Органы восприятия (глаза, уши, мозги …). Направленность по С < ---- Ч.

Что же вытекает из того, что у живого раздражение проходит только по форме С ---- > Ч и форме С < ---- Ч, но никогда не проходит по форме С < ---- > Ч? Из этого вытекает то, что для всякого живого верно следующее правило:

1) Некоторые организмы имеют только одну из двух форм раздражения — либо выражение, либо отражение.

2) Некоторые организмы имеют обе формы раздражения, но при этом одна из них является существенной и адекватной формой раздражения, а другая является несущественной и неадекватной формой.

3) Невозможно, чтобы выражение и отражение, являясь присущими организму зараз, являлись бы зараз одинаково адекватными и существенными.

Существенным признаком мы называем такой признак, исчезновение которого приводит к исчезновению всей вещи.

В царствах растений, грибов и безъядерных организмы состоят только из органов жизнедеятельности - там нет никакого отражения. Выражение для этих организмов будет адекватной и существенной формой раздражения.

Организмы животных состоят из органов жизнедеятельности и органов восприятия. Мы наблюдаем сосуществование выражения и отражения в организме в целом, но не в отдельном из этих органов зараз. Существенной и адекватной будет в данном случае форма выражения, а отражение — это здесь несущественная форма. Последнее вытекает из того, что животные произошли из растений.

Уже достаточно знаний, чтобы понять, как из материального появляется нематериальное.

Рассмотрим орган жизнедеятельности. Форма раздражения – С ---- > Ч (выражение), она существенная и адекватная. Какая ещё форма раздражения может находиться в органе жизнедеятельности? Вообще никакой формы раздражения в живом органе находиться не может, потому, что он живой. Остаётся предположить, что помимо выражения, в органе жизнедеятельности будет находиться ещё и отражение (С < ---- Ч). Однако последнее предположение приходится отвергнуть, поскольку, как было уже установлено выше, выражение и отражение друг с другом несовместимы. Живые объекты – это не косные вещи. Если допустимо Т1 < ---- > Т2, то С < ---- > Ч недопустимо. Вывод: в органах жизнедеятельности есть только выражение и больше ничего. Выражение это материальное. Ничего идеального органы жизнедеятельности не производят.

Рассмотрим орган восприятия. Форма раздражения - С < ---- Ч (отражение). По отношению к самому органу восприятия, отражение - это существенное качество, поскольку без отражения орган восприятия не был бы органом восприятия, эти органы формируются именно для отражения. А вот по отношению ко всему организма в целом, отражение – несущественная и неадекватная форма раздражения. Отражение это материальное. Поставим 2 вопроса и ответа сразу:

.1. Может ли в органе восприятия одновременно находиться материальное отражение и материальное выражение? – Не может никогда, потому что то С < ---- > Ч недопустимо.

.2. Может ли в органе восприятия находиться одно только лишь материальное отражение? – Не может этого быть в принципе, поскольку отражение это несущественная форма раздражения (по отношению ко всему организму), а выражение – это существенная. Не может быть такого положения, чтобы несущественное существовало, а существенное не существовало бы (смотри выше определение существенного признака). Заострите внимание: организм это не механизм, организм это в значительной степени целостное явление – организм не мог бы оставаться целостным, если бы в каждом его органе не соблюдался бы принцип, общий по отношению ко всему организму: выражение – это существенное, а отражение – несущественное.

Из пунктов 1, 2 следует, что материальное выражение должно и не должно находиться в органе восприятия зараз.

Из полученного противоречия автор сделал вывод, что в органе восприятия находится выражение, НО ТОЛЬКО ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ.

Из последнего вывода мы имеем направление исследования: установить природу нематериального выражения в органе восприятия и проверить, можно ли, отождествить нематериальное выражение с психикой (духом)?

Будем устанавливать природу нематериального выражения. Раздражение – это не тело. Тело – это условие для появления материального (телесного) раздражения. Телесное раздражение не возникает из ничего. Причиной телесного раздражения является раздражитель – тело. (Пока в глаз ничего не попадёт совне, вы ничего нового не увидите.)

Назовём то раздражение, раздражителем какого является тело, раздражением первого порядка (раздражением1):

Тело --- > раздражение1.

В органе восприятия отражение – это раздражение1.

Самый интересный вопрос: какой раздражитель вызывает в органе восприятия выражение? Учтём, что выражение в органе восприятия не может быть таким же по природе, как и отражение – значит, раздражителем выражения не может быть тело. Учтём ещё, что отражение это неадекватная по отношению к выражению форма, которая находится с ней в логическом конфликте (противоречии).

 Автор решил, что неадекватная, несущественная форма раздражения может действовать на адекватную и существенную форму раздражения как раздражитель. В органе восприятия раздражителем для появления выражения служит неадекватная и несущественная форма – отражение.

Назовём то раздражение, раздражителем какого является раздражение первого порядка, раздражением второго порядка (раздражение2):

Раздражение1 --- > раздражение2.

В органе восприятия выражение – это раздражение2.

Для раздражения 1 порядка раздражитель – тело. Поэтому раздражение 1 порядка телесно, материально.

Для раздражения 2 порядка раздражитель – раздражение 1 порядка (материальное, телесное раздражение).

Из причинно следственной цепочки:

Тело --- > раздражение1 --- > раздражение2

вытекает, что:

Тело --- > раздражение2 ЗАПРЕЩЕНО!

 Раздражение 1 порядка непосредственно вызывается телом – поэтому оно материально. Раздражение 2 порядка не может быть непосредственно вызвано телом – поэтому оно нематериально.

Вот в этом и состоит вся суть нематериального, бестелесного. Ещё раз:

То раздражение, какое вызывается телом, будет телесным, материальным.

То раздражение, какое не может быть вызвано телом, будет бестелесным, нематериальным.

Нам удалось установить природу нематериального выражения в органе восприятия: это раздражение 2 порядка.

Осталось решить последний вопрос: можно ли раздражение 2 порядка в органе восприятия отождествить с психикой (духом)?

 Пример 1. Пусть я какой-нибудь биофизик-редуктивист и пытаюсь в недрах тканей органов восприятия (или мозга) испытуемого человека обнаружить то, что он видит своими глазами сам. Он говорит, что видит зелень. Почему я не могу ту самую зелень, какую видит он, обнаружить в тканях его органов восприятия? – Потому что орган восприятия – это тело, имеющее отражение1. А в основе ощущения зелени лежит выражение2. Ощущение это более сложное явление, чем выражение2. Помимо выражения2 в ощущениях дано ещё и содержание образов. Но нематериальность ощущений обусловлена нематериальностью выражения2.

3

Внимание! В тексте используются общеупотребительные слова в качестве терминов и много часто употребляемых терминов. Поэтому, для адекватного понимания требуется использовать только приведённые здесь определения и комментарии к ним. Главное понятие § 26 – содержание. Там даётся его определение, которое нужно тщательно прокомментировать.

 Содержание – это отношение между признаками.

 Признаки – предикаты 1 порядка, свойства и отношения, непосредственно связанные с предметами и неотделимые от них.

Отношения, образующие собой содержание, могут от носителей признаков отделяться и переходить на другие предметы и признаки.

 Форма – это совокупность признаков.

 Пример 1: острие иголки: А (это не буква, а рисунок), её форма это втулка, острие. Её содержание – угол при вершине 30. Если эту иголку воткнуть в поверхность, то на поверхности получится новая форма - отверстие: V. Содержанием у этого отверстия будут те же 30 при вершине, что и у втулки. Содержание с одной формы перешло на другую, не меняясь.

 Пример 2. Пианист играет гамму. В форме 1 эта гамма будет иметь колебания воздуха, а содержанием частоту колебаний. В форме 2 гамма будет находиться в виде колебаний барабанной перепонки, но с той же самой частотой-содержинмем.

 Пример 3. Треугольник. Формы: прямой, тупоугольный, остроугольный. Содержание - 180.

Начнём рассматривать, как образуются ощущения. В качестве материального раздражителя возьмём иголку. Форма иголки – острие А. Содержание иголки – острый угол при вершине и высота конуса. Втыкаем острие в кожу ладони – в коже образуется новая форма - отверстие V. Содержание отверстия V – тот же острый угол при вершине и та же высота конуса, что и в содержании А.

Как было показано в § 2 этой статьи, так происходит материальное отражение1. Острие иголки отразилось в ладони. Форма существования отверстия V является материальным образом материального прообраза А. Отражение1 служит раздражителем для появления в коже ладони выражения2 (уже нематериального).

 Главный вопрос: может ли у выражения быть содержание, и что мы вообще ощущаем в нематериальной форме?

У отражения содержание есть – это видно из примеров и определений, а вот может ли быть содержание у выражения? Если предположить, что у выражения2 не будет содержания – то что мы тогда чувствуем?? Бессодержательного чувства быть может. Кто ощущал бессодержательное чувство?

 Ответ: Если есть выражение2, то это значит, что внутри органов восприятия находятся 2 отношения, имеющие противоположную направленность: материальное Ч ---- > С (отражение) и нематериальное Ч < ---- С (выражение). Соединим вместе эти 2 противоположнонаправленных отношения – получится новое отношение – приблизительное равенство: . 

Ч ---- > C + Ч < ---- C = Ч  С

Оно должно оказаться приблизительным из-за того, что нематериальное в принципе не может быть отождествлено с материальным, но по направленности раздражения материальное и нематериальное могут быть уподоблены друг другу.

Ответ состоит в том, что отношение подобия между содержанием прообраза и образа находится вне органа восприятия и не может, поэтому ощущаться. Приблизительное равенство  устанавливает отношение подобия между содержанием материального образа и его прообраза внутри органа восприятия. Вот это самое содержание, которое является общим, как для материального образа, так и для материального прообраза выделяется отношением  и существует в нематериальной форме – его-то мы и ощущаем.

 Продолжаем пример. Содержанием формы А является острый угол при вершине и высота конуса. Такое же содержание имеет и форма V. Но внутри кожи, внутри органа восприятия нет отношения подобия содержания А и V. В коже (до (в логическом времени) появления выражения2) есть только отражение1, а оно является материальным. Выражение2 не полностью отождествляет содержание А с содержанием V внутри кожи. В результате такого отождествления мы имеем тот же угол при вершине и ту же высоту конуса в качестве содержания новой формы - ощущения. Боль от укола (ощущение) – это форма, которой соответствует и в которой существует острый угол при вершине и высота конуса.

 В отличие от отражения1, выражение2 не имеет своего собственного содержания, но оно может создавать содержание за счёт неполного отождествления содержания раздражителя и содержания отражения1 внутри органа восприятия и выступать в качестве формы существования (нематериальной - ощущения) для такого содержания.

 В форме нематериального выражения ощущается содержание материального образа  содержание материального прообраза.

 Последний пример. Раздражитель издал звук «си». Форма звука – колебания воздуха. Содержание звука – частота колебаний «си». Звук доходит до уха. Возникает раздражение1 по форме отражения. На барабанной перепонке появляется материальный образ звука в форме колебаний перепонки. Содержание образа – частота колебаний «си». По Общему правилу перехода от материального к нематериальному в ухе/нервной системе возникает раздражение2 в форме выражения. Само по себе выражение не может иметь содержания (подобно тому, как его имеет образ). Но вместо этого возникает отношение Ч ---- > C + Ч < ---- C = Ч  С, где в Ч  С объединяется содержание образа и содержание прообраза. Когда мы слышим звук «си», а это есть раздражение2 в форме выражения, то содержанием у данной формы будет частота колебаний «си».

Теперь вернёмся к той дискуссии, в которой обсуждается вопрос: что мы имеем в ощущениях – образы или прообразы? Из формулы

Ч ---- > C + Ч < ---- C = Ч  С

понятно, что и то и другое.

П р и м е ч а н и е. Автор пропагандирует материал этой статьи для преподавания в школах. Как можно видеть, тут нет ничего сложного, особенно если сравнить с материалом по химии или молекулярной генетике, какой уже преподаётся. Нельзя не понимать, чем дух отличается от тела; учить этому надо начинать ещё в школе. Те, кто согласен с этим мнением – поддержите инициативу автора.

2014

Литература

.1. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. - Ростов-на-Дону: ООО "Медиа-Полис", 2013.

.2. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. - Ростов-на-Дону: ООО "Медиа-Полис", 2013.// Файлообменник. URL: http://yadi.sk/d/3s2qHVwp582sk/ .

.3. Шуранов Б.М. Объяснение основного психического эффекта, 2014.// Файлообменник. URL: https://yadi.sk/i/1BXrZnX7cHNRd 

.4. Шуранов Б.М. Философ Шуранов Б.М.: сайт// URL: http://filosofshuranov.ru .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52280. Бактериологическое оружие и его поражающие факторы 50.5 KB
  11й класс Цели: Познакомить учащихся с видами поражающими факторами бактериологического оружия. Обучить способам защиты от бактериологического оружия. Учебные вопросы: История применения бактериологического оружия. Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.
52281. Злочини бактерій проти людства 68 KB
  Характеристика холери менінгококової хвороби дифтерії туберкульозу сифілісу. Стан захворюваності на туберкульоз в Україні. Обладнання: ПК; мультимедійний проектор; презентації: Хвороботворні бактерії: вчора і сьогодні Туберкульоз підступний вбивця Профілактика бактеріальних хвороб ; оцінювальні завдання; слайд із відповідями на завдання; виставка газетбюлетенів: Кишкові інфекції Туберкульоз підступний вбивця Імунітет на сторожі здоров’я . Фтизіатри з’ясувати особливості збудника туберкульозу причини поширення...
52282. Випускний вечір 88 KB
  Веселинівської районної ради Миколаївської області Випускний вечір 2011 Звучать фанфари на сцену виходять ведучі Ведучий. Ведучий. Ведучий. На сьогоднішнє свято запрошуємо тих хто впродовж одинадцяти років вів винуватців сьогоднішніх урочистостей нелегкими стежками шкільних наук ті хто вчив читати і писати відкрив чудесні світи літератури та точних наук наші вчителі звучить музика виходять вчителі Ведучий.
52283. Осінній бал. Поетично – музичний вечір присвячений посвяті учнів 9 класу в старшокласники 54 KB
  Осінь нам дарує радість й спокій І чарівних квітів розмаїть Осінь – це пора прекрасних років Коли в повну силу треба жить В. Осінь уже не щедра на квіти. Вишиває осінь на канві зеленій золоті квітки Квіти оживають і з дерев спадають жовті ягідки. Вишиває осінь на канві зеленій золоті квітки В.
52285. ВИПУСКНИЙ БАЛ «ПРОЩАВАЙ ПОЧАТКОВА ШКОЛО! 67 KB
  Лунає музика для вас В садах бузок зацвів для вас І сонця промінь теж для вас Мої малятадружній клас Ми всі чекаємо на вас. Учні входять під музику до зали Учні по черзі Доброго днядорогі батьки вчителігості Ми раді вас вітати у цьому затишному залі. Сьогодні вас називають таким вагомим словом випускники. 1: Ми всі раді вас вітати На нашому сімейному святі.
52286. Репродуктивне здоров`я молоді 61.5 KB
  Репродуктивне здоров`я молоді. Мета: сформувати уявлення про репродуктивне здоров`я системні валеологічні знання про здоровий спосіб життя розуміння необхідності дотримання культури статевих стосунків на основі дружби поваги вірності; навчити запобігати ризикам і негативному впливу на репродуктивне здоров’я соціальних та особистісних чинників; охарактеризувати чинники впливу і ризику; виховувати свідоме ставлення до свого репродуктивного здоров’я. Перевірка виконання практичної роботи №2 Самооцінка рівня фізичного здоров’я та аналіз...
52287. СВЯТО – ПОДОРОЖ ДО БАРВІНКОВОЇ КРАЇНИ 88.8 KB
  Діти сьогодні до нас на наше свято завітала Мудра Сова. Діти що за свято без Барвінку. Допоможемо Діти. Ну діти молодці справилися з першим завданням.
52288. Барви літа на картинах відомих українських художників 180.5 KB
  Сяйвом сонця все залито В нас гостює справжнє літо О. Сяйвом сонця все залито В нас гостює справжнє літо Кольорове та яскраве Запашне смішне цікаве О. Роговенко ІІ читецьЛіто літо золоте Випиває роси Та з пшениченьки плете Україні...