72501

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

Лекция

Логистика и транспорт

В рыночных условиях объемы продаж и цены подвержены колебаниям поэтому уровень покрытия затрат доходами получается Разным и по видам продукции покупателям и по группам расходов и по отчетным периодам. Сложность контроллинга связана с классификацией затрат.

Русский

2014-11-24

479 KB

17 чел.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

Развитие теории и практики управления издержками и необходимость обеспечения прибыльной деятельности предприятий привели к формированию контроллинга в 1970-х годах как целостной концепции экономического управления предприятием, ориентирующей руководителей на выявление всех возможностей и рисков, связанных с получением прибыли. Контроллинг основан на принципах директ-коста. Но как система управления затратами может включать и стандарт-кост, и другие аналогичные методы (см. п. 4.1).

Контроллинг шире стандарт-коста и директ-коста, разнообразнее по назначению, функциям, методам планирования, учета и анализа, степени использования информации. Он не ограничивается контролем издержек (функция стандарт-коста) и не только контролирует рентабельность выпуска и реализации продукции

262

(основная функция директ-коста), но и обеспечивает достижение поставленной предприятием цели, как правило, получение максимальной прибыли. Контроллинг часто выполняет функции внутреннего контроля на предприятии, контроля эффективности работы его подразделений и организации в целом. В отличии от ревизии он ориентируется на текущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой, необходимостью выхода на места совершения хозяйственных актов и операций. Система контроллинга особенно целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. Тогда он помогает им в достижении максимально возможного общего результата деятельности. В составе функций контроллинга можно выделить сервисную функцию предоставления необходимой информации для управления и комментирующую функцию для принятия решений и их координации.

Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается с помощью системы планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированной на достижение цели, конечного результата деятельности. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, отклонения, выявленные средствами учета в разрезе подразделений предприятий.

Комментирующая функция контроллинга состоит в использовании данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия управленческих решений.

Таким образом, процесс контроллинга — деятельность, объединенных в определенную структуру субъектов контроллинга (органов контроллинга, руководителей, контроллеров), направленная на гарантии достижения наиболее эффективным способом поставленных целей организации путем устранения «узких мест», выявленных в ходе контроллинговых исследований.

В рыночных условиях объемы продаж и цены подвержены колебаниям, поэтому уровень покрытия затрат доходами получается Разным и по видам продукции (покупателям), и по группам расходов, и по отчетным периодам.

Существуют два уровня контроллинга: стратегический и оперативный. Стратегический направлен на создание потенциала ус-Пеха, т.е. обеспечение долгосрочного существования предприятия. Его задача — отслеживание адаптации предприятия к окру-Жающей среде, т.е. выявление целесообразности продолжения намеченных стратегических мероприятий в течение срока реали-Ции стратегического плана.

263

Оперативный контроллинг направлен на достижение запланированного уровня дохода (прибыли). Его главной задачей является оценка экономической эффективности производственных процессов, выявление «узких мест», вызывающих отклонение ожидаемой (фактической) прибыли от запланированной.

Контроллингу присущ специфический инструментарий, т.е. взаимосвязанная совокупность методов получения, обработки, агрегирования, анализа, предоставления и использования разнообразной экономической информации.

Главными задачами контроллинга являются:

участие в выработке целей предприятия (системы);

предложение альтернативных решений на основе имеющейся информации;

анализ экономической эффективности (особенно инвестиций и инноваций);

руководство при разработке оперативных плановых смет;

сравнение плановых показателей с фактическими и разработка предложений по преодолению отклонений;

определение «узких мест»;

создание систем информации для планирования и управления;

консультации   руководителей   предприятия   по   производственно-экономическим вопросам;

производственно-экономическое  обоснование   информации других специализированных отделов.

Сложность контроллинга связана с классификацией затрат. Например, некоторые виды затрат нельзя охарактеризовать ни как полностью переменные, ни как полностью постоянные, поэтому появилось понятие полупеременные (или смешанные) затраты, которые по сути представляют собой затраты, зависящие как от времени, так и от вида деятельности. К ним относятся затраты на ремонт оборудования, электроэнергию, на коммунальные услуги, складские расходы, плата за аренду транспортных средств и др. В полупеременные затраты включаются как переменная, так и постоянная составляющие.

Типичным примером полупеременных затрат для производства являются расходы на электроэнергию. Определенное количество электроэнергии необходимо для поддержания предприятия в рабочем состоянии (постоянная составляющая). Но с ростом производства требуется дополнительное количество электроэнергии, увеличивающееся с расширением производства (переменная составля-

264

ющая). Другие примеры полупеременных затрат — затраты на освещение, отопление, телефон и обслуживание. В этом случае постоянная составляющая — затраты на содержание объекта в рабочем состоянии; переменная составляющая — затраты, зависящие от уровня потребления.

Полу постоянные, т.е. ступенчато (дискретно) возрастающие затраты — постоянные в пределах определенных рамок деятельности, которые меняются ступенчато, т.е. когда меняется уровень деятельности. Заработная плата персонала представляет собой, вообще говоря, ступенчатые затраты. Так, контроллер может наблюдать только за определенным максимальным числом работников, при превышении этого уровня потребуется уже второй контроллер. Если скачкообразные изменения очень малы, ступенчатые затраты можно считать переменными. Но иногда уровень (ступень) изменения затрат так велик, что можно в пределах определенной зоны считать затраты постоянными.

В зарубежной практике для определения постоянной и переменной составляющих постоянно-переменных затрат используются специальные методы: крайних точек, визуального соответствия и наименьших квадратов [13, 31].

Другой пример: невозвратные затраты (или затраты истекшего периода), под которыми понимается стоимость уже приобретенных ресурсов, когда выбор в пользу новой альтернативы не может повлиять на сумму данных понесенных затрат. Это затраты, которые возникли в результате ранее принятого решения и не могут быть изменены никаким решением в будущем. Расходы в сумме 100 000 долл. на материалы, нужда в которых отпала, являются примером невозвратных затрат. К категории невозвратных затрат относится также остаточная стоимость ранее приобретенного имущества.

Информация о затратах, накапливаемая в системе бухгалтерского учета, как правило, основывается на сведениях о прошлых платежах или обязательствах по платежам в определенное время в будущем. Иногда для принятия решения необходимо условно начислять или приписывать затраты, которые, возможно, не будут представлять собой реальных денежных расходов в будущем. Эти затраты относят к вмененным (воображаемым). Они характеризуют потерянную возможность или возможность, которой жертвуют, когда выбор одного альтернативного курса действия требует отказа от другого.

Система учета затрат должна быть организована так, чтобы контроллер мог:

265

быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности фирмы в целом и ее структурных единиц;

точно и своевременно (оперативно) находить факторы, влияющие на получаемую прибыль;

оперативно определять затраты на производство и тенденции их изменения для возможного своевременного внесения корректив;

находить оптимальные пути решения проблем фирмы в ближайшей и отдаленной перспективе.

Только при наличии системы учета затрат, отвечающей этим требованиям, служба контроллинга сможет качественно выполнять свои функции. В большей степени этим требованиям отвечают системы «стандарт-кост». Система «стандарт-кост» подразумевает разработку норм (стандартов), составление стандартной калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов. В основе этой системы лежит принцип управления по отклонениям, суть которого заключается в том, что основное внимание управленческого звена сосредоточивается на выявлении и анализе отклонений от нормального хода работы с целью их дальнейшего недопущения. Основным контрольным показателем системы являются отклонения от стандартов.

«Стандарт» — число необходимых для производства единиц продукции/услуг материальных и трудовых затрат (прямых) или заранее исчисленные материальные и трудовые затраты на производство единицы продукции, услуг, работ; «кост» — это денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукта.

Всю совокупность стандартов в зависимости от принимаемого в расчет уровня цен делят на следующие группы:

идеальные — предполагают наиболее благоприятные цены на материалы, тарифы на услуги, ставки на оплату труда и сметные ставки накладных расходов;

нормальные — рассчитываются по средним в течение экономического цикла ценам;

текущие — предусматривают расчет на основе цен определенного учетного периода — как ожидаемых, так и действующих в этот период;

базисные — устанавливаются в начале года и в течение года остаются неизменными. Обычно применяются для исчисления индекса цен.

266

Характерными особенностями системы «стандарт-кост» являются:

не документированное выявление отклонений от норм в процессе расходования средств, а отражение отклонений в бухгалтерских записях на специальных счетах;

не все компании, внедрившие систему «стандарт-кост», отражают в учете отклонения от стандартов.

выделение специальных синтетических счетов для учета отклонений (при этом одни компании открывают счета отклонений по статьям калькуляции (материалы, заработная плата, накладные расходы), другие идут дальше и открывают счета по статьям калькуляции и факторам отклонений);

определения, насколько существенные отклонения, чтобы их учитывать; что они показывают, при решении каких проблем они могут быть использованы; важность выявленных отклонений в анализе затрат на производство.

Метод «стандарт-кост» может отражать затраты на счетах бухгалтерского учета в трех вариантах.

Первый вариант — «частичная система». Производственные счета здесь дебетируются на фактические суммы затрат, а все расходы собираются на счете «Основное производств». В конце месяца с кредита этого счета по стандартной себестоимости списывается готовая продукция и незавершенное производство. Таким образом, на счете «Основное производство» остаются отклонения, которые анализируются, а затем списываются на счет «Прибыли и убытки».

Второй вариант — «одинарная система». Отклонения от стандартов выявляются уже на счетах «Материалы», «Заработная плата», «Косвенные расходы». Поэтому счет «Основное производство» дебетируется и кредитуется только на величину стандартных затрат. Отклонения списываются на финансовые результаты.

Третий вариант — «двойная система». Отличается от двух предыдущих тем, что учет себестоимости ведется параллельно — по стандартным и фактическим затратам. Причем стандартные суммы приведены в параллельных колонках учетных регистров Для сравнения с фактическими.

К достоинствам системы «стандарт-кост» относятся: обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и Реализацию изделий; установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости единицы продукции/услуг; составле-

267

ние отчета о доходах и расходах с выделением отклонении от нормативов и причин их возникновения.

Другой системой производственного учета, которая достаточно широко используется на Западе, является система «директ-кост». В основу организации производственного учета по системе «директ-кост» легла классификация затрат по их отношению к объему производства на постоянные и переменные, а главная особенность этой системы состоит в том, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года, незавершенное производство. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и периодически списываются на дебет счета финансовых результатов.

Система «директ-кост» имеет следующие преимущества:

простота и объективность калькулирования себестоимости, так как отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат;

возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным мар-жам (суммам покрытия);

возможность установления связей и пропорций между затратами и объемами производства. Отчет о финансовых результатах, составляемый по системе «директ-кост», отражает изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры продукции;

«директ-кост» дает информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга — продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены. Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков продаж;

ограничение себестоимости продукции переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные виды затраты — более контролируемыми;

«директ-кост» позволяет заострить внимание на решении конкретных проблем, поскольку суммы постоянных расходов за данный конкретный период показываются в отчете о доходах отдельной строкой и их влияние на величину прибыли предприятия видно особенно четко;

268

• «директ-кост» дает возможность оперативно контролировать
постоянные расходы, так как часто в процессе контроля за се
бестоимостью используются нормативные (стандартные) за
траты (т.е. «директ-кост» сочетается со «стандарт-кост») или
гибкие сметы. Применяя «стандарт-кост» в системе «директ-
кост», на постоянные затраты устанавливают нормы. В основе
контроля гибких смет лежит разделение затрат на постоянные
и переменные. В системе учета полной себестоимости часть
нераспределенной суммы накладных расходов переходит из
одного периода в другой, поэтому контроль за ними ослабе
вает. «Директ-кост» помогает снизить трудоемкость распреде
ления накладных расходов. Благодаря «директ-косту» расши
ряются аналитические возможности учета, причем наблюда
ется интеграция учета и анализа.

Таким образом, систему «директ-кост» можно представить как систему производственного управленческого учета, объединяющую раздельный анализ затрат и финансовых результатов, а также как основу для принятия ряда управленческих решений.

Этой системе, однако, присущ и ряд недостатков:

при разделении расходов на постоянные и переменные возникают определенные трудности, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы являются полупеременными, из-за чего и появляются проблемы их классификации. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному;

постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. «Директ-кост» не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт и какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;

учет себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественной системы учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций.

Однако система «директ-кост» служит эффективным методом текущего регулирования постоянных и переменных затрат, цен, порога рентабельности и позволяет контролировать эффективность внутреннего управления.

269

Логистический контроллинг базируется в основном на тех же принципах. Он предполагает следующие этапы:

определение цели, допустимых отклонений и сроков;

анализ фактического состояния на основе показателей в соответствии с определенными методами;

сравнение фактического и планового состояния с учетом заданных областей допустимых отклонений и вниманием к причинам отклонений;

планирование мероприятий по устранению недостатков на основе выявленных дефектов;

создание новых плановых показателей по результатам проведенных мероприятий;

составление отчета с утвержденной периодичностью как в расширенном, так и в сжатом виде.

Применительно к логистическим системам контроллинг должен проводиться на основе системы логистических показателей, которые включают:

структурные и рамочные показатели для характеристики объема задач и имеющихся мощностей;

показатели производительности, с помощью которых определяются производительности персонала, средств труда и производственного оборудования;

показатели экономичности, с помощью которых затраты на логистику соотносятся с соответствующими единицами производственной деятельности;

показатели качества для характеристики уровня достижения цели.

Эти показатели конкретизируются для логистических подсистем, т.е. для логистики снабжения, складирования и реализации, а также для материального потока и логистики в целом (табл. 4.12).

Таблица 4.12 Показатели логистического контроллинга

Группы показателей

Показатели

1

2

Структурные и рамочные

Число работников, режим труда

Число и тип транспортных и подъемно-транспортных средств

Имеющиеся мощности (складские, производственные

и др. площади) Уровень механизации и автоматизации Норма плановых затрат Объем выполняемых задач (перевозимое количество)

270

Окончание табл. 4.12

1

2

Производительности

Время транспортировки для каждого заказа

Мощности транспортировки (число транспортных средств,

структура парка) Производительность персонала Пропускная способность склада, погрузочно-разгрузочной

рампы (тонна/час, куб. м/час, ед./час) Уровень загрузки мощностей (площадь хранения, число

паллето-мест) Доля ремонтных работ

Экономичности

Затраты на заказ Затраты на единицу груза/товара Затраты на тонну/км

Эксплуатационные расходы на транспортные и подъемно-транспортные средства в единицу времени Связывание капитала запасами материалов на складах Издержки, вызванные дефицитом

Качества

Уровень обслуживания

Качество услуг

Частота возникновения ошибок, приводящих к ущербу

Наряду с показателями важным инструментом контроллинга является оценка логистических затрат. Расчет логистических затрат только недавно выделился в самостоятельное направление. Сложность расчетов обусловлена недостатками системы учета, проблемой выделения логистических затрат из общих затрат и видов деятельности — из общей деятельности предприятия, недостаточной дифференциацией, а следовательно, и недостаточным числом ссылок на конкретный логистический продукт, сегмент рынка или клиента в отчетной документации. Расчет логистических затрат почти не отличается от методов расчета других затрат, однако необходимо установить места образования этих затрат. Таковыми могут быть, например, места поступления товара, склад, на который поступает товар, внутризаводской транспорт, склад готовой продукции, отсылка, выдача товара и т.п.

Первым шагом в логистическом контроллинге является совершенствование системы отчетности и переход на группировку затрат по крупным статьям, удобным для анализа и принятия решений. В табл. 4.13 приведен пример построения системы отчетности, используемой на некоторых предприятиях.

271

Табли ца 4.13 Система отчетности по логистическим затратам

1. Учет и анализ показателей производственной деятельности

Управленческие отчеты:

Транзакционные отчеты:

Отчет о затратах на реализацию Маржа на доход от реализации Анализ переменных затрат Отчет о деятельности за период Детальный отчет о затратах периода Анализ переменных затрат за период Анализ затрат сырья и материалов

за период Производственные индикаторы Оценка запасов полуфабрикатов и ГП Отчет по затратам на реализацию по

заводам

Отчет о затратах по шагам

распределения Анализ затрат по кодам

отчетности ОСВ с данными по ГК

(по периодам) Проводки/движения по счетам

ГК Приходы/списания по складам

2. Учет и управление закупками ТМЦ

Управленческие отчеты:

Транзакционные отчеты:

Отчет о закупках за период Анализ закупок за период Отчет о заказах на закупку Отчет о закупочных ценах

Распределение накладных расходов - накладные расходы по счетам ГК

3. Учет и управление складскими запасами ТМЦ

Управленческие отчеты:

Транзакционные отчеты:

Движение материалов за период

по складам Запасы сырья и материалов Анализ запасов по срокам

возникновения Анализ оборачиваемости запасов

Запасы продуктов по складам Операции с материалами

Зарубежный опыт показывает, что переменные логистические затраты можно сгруппировать по следующим статьям (табл. 4.14).

Таблица 4.14 Пример группировки переменных логистических затрат

Суммарные переменные логистические затраты (USD)

Total Variable Logistic Costs (USD)

Группа затрат

i.

1

2

3

Подача и уборка средств транспортировки

Wagon Maintenance

cT

272

Окончание табл. 4.14

1

2

3

Потери

Losses

cn

Тара (паллеты, ящики)

Тага (pallets, crates)

cn

Ремонт и обслуживание погрузчиков

Forklifts maintenance

cT.cc

Затраты на оплату труда

Personnel costs

Cc< Ц,

Таможенные платежи

Customs

cT

Дорожный налог

Road Tax

Cv

МБП

Low Value Item

c3

Прочие

Other

C0

Такая группировка затрат может служить предпосылкой перехода к планированию по центрам затрат (центрам ответственности за расходы, которые несет данная структурная единица). Это — ключевой момент во всей системе бюджетирования и управления затратами. В данном случае центром будет подразделение логистики предприятия. Главный принцип отнесения затрат — распределение по местам их возникновения. Тогда затраты «ложатся» на тот центр затрат, руководитель которого выступил с инициативой понести данные расходы. Рассмотрим схему формирования центров затрат, в основе которой заложено следующее деление затрат на производственном предприятии: основное производство, вспомогательное производство, логистика, маркетинг, продажи, администрация.

Каждый центр затрат имеет свой уникальный номер и ответственное лицо. По принадлежности к функциональному циклу, с позиции логистики, центры затрат можно классифицировать, как показано в табл. 4.15. Данная классификация также предусматривает деление затрат на постоянные и переменные затраты логистики в системе отчетности. Центр затрат должен являться дополнительной областью анализа и предусматриваться в системе отчетности при использовании счетов отчета о прибылях и убытках.

В качестве плановых значений контролируемых величин (в результате бюджетирования) могут выступать количественные параметры деятельности предприятия, выраженные в натуральных и стоимостных показателях. Объем контролируемых величин с Целью выявления отклонений и анализа причин их возникновения определяется экономической целесообразностью (соотношение выгоды, получаемой от устранения причин отклонения и затрат на их выявление). Возможен и частичный контроль наиболее значимых величин, выявленных на основе Л5С-анализа.

273

Таблица 4.15 Центры затрат логистики

Код

цз

Название

ФЦ снабжения

ФЦ обеспечения производства

ФЦ распределения   I

1

2

3

4

5

хооо

Отдел закупок

+

Х005

Технологический транспорт

+

+

+

Х010

Склады сырья и материалов

+

+

Х022

Отдел дистрибьюции - постоянные расходы

+

Х021

Отдел дистрибьюции - переменные расходы

+

Х032

Склад тары - постоянные расходы

+

+

Х031

Склад тары - переменные расходы

+

+

Х042

Склад готовой продукции - постоянные расходы

+

Х041

Склад готовой продукции - переменные расходы

+

Х050

Отдел обслуживания клиентов

+

Х060

Логистика и дистрибьюция - накладные расходы

+

+

+

Х070

Отдел планирования производства

+

Фактические значения контролируемых величин выявляются на основе данных статистического, финансового и управленческого учета, действующих на предприятии. В задачу контроллера не входит тотальный анализ всех возникших отклонений. Даже если абсолютная или относительная величина отклонения значительная, то это еще не повод немедленно заняться ее анализом, оценкой и корректировкой. Необходимо выяснить, является ли данное отклонение случайным или регулярным. В случае если отклонение имеет разовый характер и не играет серьезной роли в достижении целевой прибыли, то анализ не имеет смысла. Как известно, существует не-

274

сколько видов отклонений: абсолютные, относительные, селективные, кумулятивное и отклонения во времени.

; Типичным для контроллинга является сравнение «план-факт». Отклонения определяются на основании сравнения бюджетных и фактических значений в течение планового периода с фактами соответствующего предыдущего периода (месяца, года). Оба подхода к сравнению «план—факт» и «факт—факт» опираются на статистику прошлого и позволяют уменьшить отклонения в будущем. На основе результатов анализа отклонений может быть составлен другой прогноз или определены ожидаемые результаты на конец планового периода. Сравнение планового результата на конец года с прогнозируемым или ожидаемым с учетом происходящих изменений во внешней среде (или внутри предприятия) позволяет получить отклонения типа «план—желаемый результат», что дает возможность более глубоко исследовать причины, влияющие на развитие бизнеса в будущем.

I Анализ и оценка отклонений не должны выполняться механически, когда причины отклонений очевидны, необходимость в детальном исследовании отпадает. Напротив, незначительное и непонятное на первый взгляд отклонение может заслуживать тщательного исследования, так как в результате могут быть выявлены тенденции, которые в будущем могут привести к большим проблемам.

Как показывает опыт работы отдела контроллинга одной из ведущих компаний пищевой промышленности, задача контроллера прежде всего заключается в подготовке данных об отклонениях и проведении анализа. При значительном отклонении, превышающем допустимые границы, контроллер подключает для анализа соответствующие функциональные подразделения, ответственные за выявленные отклонения. Контроллеры и менеджеры должны совместно определить и признать сферы ответственности, закрепляемые за подразделениями. При установлении ответственных за возникшие отклонения необходимо учитывать реальную возможность влияния подразделения на полученный результат.

■ Анализ отклонений по центру логистических затрат наиболее интересен с позиции двух видов затрат: переменных и постоянных логистических издержек. Отклонения переменных логистических издержек являются следствием изменения трех основных факторов: объемов производства, цен на ресурсы и норм расхода, причем обычно все факторы действуют одновременно.

275

Существуют еще две разновидности факторов: эффект валюты (изменения валютного курса) — разновидность изменения цены и эффект изменения ассортимента (Mix — разновидность эффекта объема).

В табл. 4.16 представлены факторы, вызывающие отклонения (эффекты) переменных логистических затрат.

Таблица 4.16

Факторы отклонений переменных логистических издержек

Эффект

Причина

Ответственное подразделение

1

Объем (Volume)

Изменение затрат вследствие отклонения объема поставки (в размерности материального потока). Увеличение объема влечет за собой повышение расходов, уменьшение -сокращение расходов в абсолютной величине

Служба планирования, техническая служба (в случае недостатка или неполной загрузки производственных мощностей) или служба продаж (недостаток продаж)

2

Цена (Price)

Изменение затрат вследствие изменения цен транспортных, складских услуг, энергоресурсов, ремонта и обслуживания складской техники, материалов

Логистические подразделения, отдел закупок, отдел обслуживания клиентов

3

Валюта (Currency)

Неточность прогноза или непредвиденное изменение курса валют. По природе -тот же эффект, что и эффект цены, только его валютная составляющая при закупке услуг или ТМЦ в иностранной валюте

Финансовая служба

4

Норма (Usage)

Изменение затрат вследствие несоответствия нормативам грузопереработки, складирования, транспортировки, потерь, нормативам работы складской техники, обработки заказов

Складская служба, транспортный отдел, отдел закупок, отдел обслуживания клиентов

5

Ассортимент (Mix)

Изменение затрат вследствие отклонения ассортимента от запланированного

Ответственность службы планирования производства, отдела продаж

276

Данная формула показывает изменение бюджетных затрат вследствие изменения объемов производства, т.е. допускается, что величина затрат на единицу остается неизменной. Поэтому данный эффект не учитывается при оперировании удельными показателями.

Расчет показывает эффект изменения цены по отношению к бюджетным затратам (т.е. за основу берется бюджетная цена и фактическое потребление сырья, материалов, энергоресурсов).

Данная формула показывает эффект от изменения нормы использования ресурсов (т.е. отклонение по норме умножается на бюджетную цену).

4. Эффект Mix (ассортимента).

Особенности расчета этого вида эффекта приведены в табл. 4.17.

277

Таблица  4.17 Форма отражения отклонений по ассортименту*

1

2

3

4

5

6

7

8

VbU0

%

Kct

бюджетному, %

Отклонение (5-4)

Costbud/

Mix (6x7)

Сорт 1

300

30

500

330

-170

350

-59 500

Сорт 2

500

50

200

550

350

330

115 500

СортЗ

200

20

400

220

-180

386

-69 480

Сорт л

итого

1000

100

1100

1100

0

-13 480

Примечание: построкам представлены ассортиментные группы.

Логика расчета следующая: за основу берется бюджетное распределение затрат по сортам. Фактические объемы распределяются в соответствии с бюджетной пропорцией (ст. 5). Затем рассчитывается отклонение фактических объемов от фактических по бюджетному ассортименту (ст. 6) и результат умножается на величину затрат на единицу продукции по бюджету (ст. 8).

В нашем примере доля дорогих сортов фактически больше, чем дешевых. Поэтому по данному виду эффекта результат отрицательный. Если предыдущие виды отклонений в определенной мере известны российским и зарубежным исследователям, то предложенная методика расчета эффекта по отклонению от ассортимента является нетрадиционной.

Другой аспект анализа отклонений логистических издержек -отклонения постоянных затрат, которые могут быть вызваны двумя причинами: реальное изменение, которое нужно корректировать (так как ситуация не позволяет уложиться в бюджетные ограничения), временное отклонение, связанное с перераспределением общей суммы бюджета затрат во времени.

В любом случае ликвидация отклонений, вызванных реальными изменениями, более проблематична, чем действия, обусловленные второй причиной отклонения. Компании всегда приходится изыскивать возможности экономии по статьям, где имеет место перерасход в начале года (и не допускать перерасхода к концу планового периода).

278

Оперативное получение информации и обратная связь в целях определения причин отклонений позволяет четко реагировать на все изменения, тем самым своевременно принимать меры по экономии затрат в Л С, т.е. управлять затратами в течение бюджетного периода. Таким образом, факторный анализ отклонений дает возможность непосредственно вовлекать в процесс управления затратами различные функциональные подразделения, которые оказывают непосредственное влияние на величину издержек в логистике.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67870. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 106 KB
  Принципы регулирования налоговых правоотношений это основополагающие и руководящие идеи ведущие положения определяющие начала правового регулирования налогообложения. Поэтому основные принципы налоговых правоотношений одновременно выступают принципами налогового права.
67871. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ЯПОНИИ 65.5 KB
  По Конституции обе палаты обладали одинаковыми правами. Однако на практике палата пэров играла большую роль, т.к. она состояла из членов императорской фамилии, титулованной аристократии и финансовой знати. Влиятельность ее была гораздо выше...
67872. ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕСТО В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ ФТС 114.5 KB
  В общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью единством целей и задач непосредственное осуществление таможенного дела совокупность таможенных органов. Она объединена функциональным единством органов...
67873. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 134 KB
  Уголовная политика является составной частью социальной политики любого государства. С содержательной стороны она представляет собой такое направление политики которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами ее порождающими...
67874. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДВОКАТУРЕ РОССИИ 94 KB
  Адвокаты впервые получили «собственный» федеральный закон, на основе которого создана общероссийская некоммерческая организация — Федеральная палата адвокатов России, объединившая региональные адвокатские палаты; помимо традиционных юридических консультаций и коллегий адвокатов признан...
67875. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К РЕГЛАМЕНТУ ПАЛАТЫ ОБЩИН ПАРЛАМЕНТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 2.86 MB
  По заказу редакции журнала Право и жизнь был подготовлен юридически точный но неофициальный перевод Регламента палаты Общин Парламента Великобритании. Иными словами Регламент не связан с каждым созывом палаты Парламента как в России а является стабильным несмотря на многочисленные...
67876. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРА ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА 52.5 KB
  В настоящее время правовые основы юридической ответственности кредитных организаций за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика плательщика сбора или налогового агента установлены положениями...
67877. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 29.5 KB
  Финансовое право представляет собой одну из отраслей публичного права и в этом качестве сближается с конституционным и административным правом. Финансовое право отличает от других отраслей публичного права то что отношения составляющие его предмет являются властно имущественными.
67878. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА 132 KB
  Существует два базовых конституционных положения касающихся государственно-правового механизма разграничения полномочий и гарантий обеспечения единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации: о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Российской...