72503

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Цель функционально-стоимостного анализа ФСА состоит в поиске возможностей реализации функций в данном случае ЛС при оптимальных затратах и обеспечении высоких требований к качеству безопасности и рыночной привлекательности товаров и услуг.

Русский

2014-11-24

241.5 KB

3 чел.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА

Среди методов, используемых в системе контроллинга, особое место принадлежит функционально-стоимостному анализу, который является эффективным инструментом оптимизации затрат и качества выполнения логистических функций.

Цель функционально-стоимостного анализа (ФСА) состоит в поиске возможностей реализации функций, в данном случае ЛС, при оптимальных затратах и обеспечении высоких требований к качеству, безопасности и рыночной привлекательности товаров и услуг. В отличие от других методов снижения затрат, ФСА строится на функциональном подходе — изучении функций объекта исследования и применении ряда алгоритмов и приемов, позволяющих решить, каким образом данная функция может исполняться качественно при наименьших затратах. ФСА ориентирован на систематическое изучение функций определенных объектов (товаров, процессов, структур) с целью минимизации затрат и получения максимального эффекта. Между эффектом и затратами следует установить оптимальное соотношение. ФСА используется для решения комплексных экономических, технических и организационных проблем в ЛС. Традиционно целевой Размер снижения затрат, обеспечиваемый ФСА, находится в пределах между К) и 20%. Успех ФСА зависит от многих факторов, в том числе от поддержки этого метода руководством предприятия и понимания его возможностей.

На этапах проектирования объектов и закупки материалов Применение ФСА даст наибольший эффект. Эта методология Может также применяться, когда продукт уже внедрен на ры-н°к. Поскольку товары конкурируют друг с другом, соотношения между затратами и прибылью становятся особенно значимыми. Когда ФСА применяется для уже созданных продуктов и услуг, то цель чаще всего — улучшение стоимостных характеристик.

Процесс оформления заказов в ЛС может также подвергнуться проверке посредством ФСА. При этом изучаются информационные потоки, распределение прав и обязанностей, а также отдельные этапы работ.

Так, на одном из предприятий оказалось, что оформление одного заказа потребовало на 30% больше времени, чем предполагалось ранее. ФСА показал, что каждый сотрудник «отвечал за все», из-за чего происходили сбои в поступлении информации и дублирование работ.

Были разработаны предложения по улучшению организации этого процесса. В результате были четко разграничены обязанности, применены определенные формы документов, анкеты и бланки заказов, что способствовало укреплению позиций предприятия на переговорах с поставщиками и покупателями. После реорганизации предприятие смогло справиться с обработкой гораздо большего числа заказов при прежнем составе персонала.

Кроме того, проведение ФСА взаимоотношений предприятия с поставщиками выявило целесообразность кооперации. В результате поставщик смог обеспечить снижение затрат и повысить эффективность собственного производства.

Использование ФСА в ЛС преследует несколько целей:

  1.  снижение издержек;
  2.  повышение производительности;
  3.  повышение эффективности;
  4.  улучшение качества;
  5.  проведение реорганизации;
  6.  эффективное использование ресурсов.

Существуют различные алгоритмы ФСА в зависимости от предмета исследования, этапа жизненного цикла изучаемого объекта, назначения и т.д. [\9\.

По предмету исследования различают ФСА продуктов, процессов, систем. По моменту исследования в ходе жизненного цикла объекта — формирование стоимостных характеристик, когда объекты находятся на этапе разработки, и улучшение стоимостных характеристик, когда продукты или процессы уже созданы или введены в действие. По назначению — для снижения (минимизации) затрат при заданных функциях, для повышения качества (ценности) объекта, оптимизации затрат и функций.

В соответствии с целями различают три методические формы фСА: корректирующую, творческую и инверсную. Первая форма используется для совершенствования освоенных и действующих объектов, вторая (творческая) — на стадии проектирования, третья (инверсная) - для поиска новых сфер применения, без изменения объекта. ФСА проводится силами рабочих групп. Если предприятие еще не имеет опыта применения ФСА, то есть смысл поручить руководство работой группы консультантам со стороны.

Создание продукции с меньшими затратами требует налаживания информационных потоков между подразделениями, а групповая работа способствует такому обмену информацией и помогает преодолеть бюрократичность мышления. Кроме того, работа в группе побуждает к развитию творческой активности.

В группу должны входить специалисты из подразделений, являющихся местами возникновения затрат, и обслуживающих их отделов: исследовательского, конструкторского, производственного, маркетинга, логистики, качества, контроллинга, бухгалтерии, планово-экономического. Наряду с профессиональной пригодностью необходимо учитывать личные качества участников, поскольку работа в группе должна быть гармоничной и творческой. Руководитель группы должен быть признан всеми участниками, обладать высоким авторитетом и хорошо знать предприятие.

Следует учитывать, что ФСА имеет несколько особенностей:

  1.  процесс структурируется в соответствии с системно-техническим аспектом работ;
  2.  работы ориентированы на объекты, обусловливающие затраты, и на количественные целевые показатели;
  3.  объекты анализируются с точки зрения своих функций;

4) работа проводится в междисциплинарных группах.
Таким образом, ФСА обеспечивает наилучшую интеграцию

всей информации из специализированных отделов.

ФСА зарекомендовал себя как метод снижения затрат и повышения экономичности. Успех достигается тем раньше, чем точнее соблюдается состав и технология выполнения работ в Процессе ФСА. Рабочий план, например, в соответствии с действующим в Германии стандартом D1N 69910, представлен в табл. 4.18.

281

Таблица 4.18 Рабочий план проведения ФСА (в соответствии со стандартом DIN 69910)

Основные этапы

Подэтапы

Подготовительные мероприятия

Отбор объектов стоимостного анализа

и постановка задач Определение количественных целей Формирование рабочих групп Планирование работ

Определение фактического состояния

Сбор информации, описание объекта

Описание функций

Определение функциональных затрат

Проверка фактического состояния

Проверка выполнения функций Проверка затрат

Разработка новых решений

Поиск всех возможных решений

Проверка новых решений

Проверка на реализуемость Проверка на экономичность

Выбор и реализация решения

Рекомендации Выбор решения Реализация решения

Особенность ФСА заключается в схеме действий в соответствии со специальным алгоритмом анализа. Для отдельных этапов рекомендуются наводящие вопросы (табл. 4.19), техника постановки которых обеспечивает результативность.

Использование ФСА в логистических системах опирается на пять основополагающих принципов: системный и функциональный подходы, соответствие затрат значимости функций для потребителя; хозяйственный подход (минимизация затрат на всех этапах жизненного цикла объекта при требуемом качестве; принцип коллективного творчества).

Таблица 4.19

Вопросы для группы стоимостного анализа

Основные этапы

Вопросы

1

2

1. Подготовительные мероприятия

Где есть узкие места?

Какие резервы существуют?

Кто что может улучшить?

Что и где должно быть изменено?

Когда возможны улучшения?

282

Окончание таблицы 4.19

1

2

2. Проверка фактического состояния

Что это? Что это дает? Сколько это стоит?

3. Определение требуемого состояния

Что это должно дать? Сколько это стоит?

4. Разработка новых решений

Какие есть еще возможности?

5. Проверка новых решений

Это функционирует?

С какими преимуществами это связано?

6. Выбор и реализация решения

Какие существуют приоритеты?

Что нужно решать?

Кто, что, когда должен делать?

Функциональный подход концентрирует внимание на общности функций (зачастую разнородных объектов), позволяет охватывать разнообразие протекающих в системе процессов и рассматривать их в интегральном виде как поведение системы. Непосредственное выражение функциональный подход находит при создании и совершенствовании объектов техники, производственных систем, непроизводственной сферы. Его универсальность объясняется прежде всего функциональной природой всех изучаемых явлений. Но так как функции реализуются лишь в структуре, досконально исследовать объект, будь то прибор, машина, цех, объединение, ЛС только через призму функций невозможно, поэтому приходится обязательно совмещать структурный и функциональный подходы.

При функциональном подходе специалист отвлекается от реальной конструкции системы и сосредоточивает внимание на ее функциях. Для него исследуемый предмет — комплекс функций, их совокупность. В этом случае изменяется направление поиска путей снижения затрат. Четко определив функции анализируемого объекта, специалист формулирует задачу по-другому: «Необходимы ли эти функции? Если да, то необходимы ли предусмотренные количественные характеристики? Каким наиболее экономичным путем можно выполнить функцию?» Эта формулировка, отличающаяся от традиционной постановки вопроса, изменяет сложившийся стереотип мышления и позволяет добиться такого экономического эффекта, какого не удается достичь с помощью других методов.

■ Процесс формирования замысла функциональным путем, основанный  на поиске адекватных функций,  включает: анализ

283

условий задачи; выделение главной функции будущей системы' поиск механизма с нужной функцией (в полной мере или час! тично); перенос механизма с нужной функцией в заданные новые условия; реконструирование с целью применения найденной функции; формирование замысла-гипотезы.

Использованию и развитию функционального подхода при анализе логистических систем способствовала необходимость исследования элементов ЛС с точки зрения их функционирования и связей с окружающей средой, при абстрагировании от внутреннего строения. Такой подход позволяет более полно раскрыть природу иерархических структур, к которым может быть отнесено большинство современных производственных систем, в том числе ЛС (табл. 4.20).

Таблица 4.20 Термины, используемые в ходе ФСА

Термин

Признак (вопрос, на который отвечает термин)

Разновидности существования

Цель

Что должно быть получено?

Результат

Что сделал объект?

Полезный

Нейтральный

Вредный

Действие (состояние)

Что делает объект?

Полезное

Нейтральное

Вредное

Функция

Что должен делать объект?

Свойство

Что может делать объект?

Полезное

Нейтральное

Вредное

Связь, элемент

Что служит носителем свойства?

Полезная(ый)

Нейтральная (ый)

Вредная (ый)

Функции, выполняемые объектом, могут быть сгруппированы исходя из разных признаков. Ниже приводится классификация, принятая в отечественной практике.

По области проявления и отношению к объекту как системе функции разделяются на внешние и внутренние. Внешние (об' щеобъектные) функции выполняются объектом в целом и отражают функциональные отношения между объектом (его состав' I ляющими) и сферой применения - внешней средой. Внутренние функции определяются составом действий и взаимосвязей внутри объекта и выполняются его элементами (на-имер, в изделии они обусловлены особенностями конструкторско-технологических решений).

Среди внешних функций в зависимости от их роли в удовлетвориении потребностей следует различать главные и второстепенные (дополнительные). Главная функция объекта определяет назначение, сущность и смысл существования объекта в целом. Второстепенная функция отражает побочные цели, обеспечивает и увеличивает спрос. Например, главная функция магнитофона -воспроизводить стерео- и монозапись с магнитного носителя; второстепенные функции — создавать удобство пользования, способствовать эстетическому восприятию.

Среди внутренних (внутриобъектных) функций систем необходимо различать в зависимости от их роли в рабочем процессе основные и вспомогательные. Основная функция играет ведущую роль в обеспечении работоспособности объекта, создает необходимые условия для осуществления главной функции. Различают основные функции: приема (ввода вещества, энергии, информации); преобразования (передачи, регулирования, хранениям т.д.); выдачи (отдачи) результата.

Часто при анализе нетехнических систем, например таких объектов, как организационные и управленческие структуры и процессы, в ЛС с успехом используют несколько иную трактовку основных и вспомогательных функций. Считают, что существуют основные внешние функции, которые комплексно выражают только одну область поведения объекта, ориентированную на одну потребительскую систему. Тогда число основных функций объекта зависит от числа потребительских систем, с которыми объект функционально связан. Вспомогательные функции более конкретно характеризуют поведение объекта по отношению к отдельным потребительским системам. Они дополняют основные Функции, главную функцию и всю функциональную систему в Целом. Их число зависит от сложности функциональных связей объекта с потребительской системой (применительно к ЛС эти вопросы рассмотрены в п. 4.5).

По характеру появления различают функции номинальные (целевые), требуемые, которые создают необходимую полезность эоъекта в соответствии с заданными требованиями; действитель-Ые, реально существующие в системе, и потенциальные (до определенного времени не проявляющиеся), способствующие расширению сферы применения объекта (создающие предпосылки увеличения полезности системы в соответствии с изменяющимися условиями).

По характеру результата функции могут быть позитивные (внешние и внутренние), отражающие функционально необходимые потребительские свойства и определяющие работоспособность системы (иначе их называют необходимыми, полезными). и негативные — не нужные объекту, излишние или бесполезные (среди них есть нейтральные и вредные). Нейтральные — те, которые не снижают работоспособности объекта, но создают избыточность и удорожают объект, а вредные влияют отрицательно на работоспособность объекта, его потребительную стоимость и удорожают объект (чаще всего порождают вредные действия).

Совокупность этих понятий позволяет многоаспектно представить функции и способствуют более точному определению области возможных решений.

Необходимо описывать функции точно, кратко (лаконично), обобщенно, определенно и полно. Точность формулировки функций должна отражать действительное содержание процесса (действия), для выполнения которого предназначен исследуемый объект. Например, проводник — «проводит ток», трансформатор — «преобразует напряжение» и т.п.

Описывать функции объекта следует кратко, лучше всего двумя словами — глаголом и именем существительным. Это один из главных принципов правильного определения функции, хотя и не самоцель. Краткость, сжатость определения функции является гарантией совершенного знания и понимания действительной сущности анализируемого объекта. Глагол должен быть в третьем лице настоящего времени, например: учитывает, регистрирует, считает, отражает, контролирует, стимулирует и т.д. Имя существительное должно выражать, насколько это возможно, объект, на который направлено действие. В связи с формой глагола имя существительное ставится в винительном падеже единственного или множественного числа, например: данные, давление, импульсы, показатели и т.п.

Обобщение функции состоит в сокращении ограничивающих условий, которые накладываются на варианты ее реализации. Следствием этого является создание достаточно широких возможностей для появления новых решений. Излишняя конкретизация проблемы ведет к ограничению вариантов.

286

Обобщенность определения функций объекта, однако, имеет пределы. Поэтому следует говорить о допустимой ее степени, которую нужно соблюдать в интересах правильного проведения функционального анализа. Отход от обобщенной формулировки допустим лишь по отдельным объектам функционально-стоимостного анализа, если это обосновано целями. Например, объектом стоимостного анализа является складская квитанция, подтверждающая хранение материалов на складе, целью — совершенствование некоторых ее функций. В данном случае при определении функций этой квитанции нельзя избрать такую обобщенную формулировку, которая потребовала бы коренного изменения всего процесса учета запасов в складских помещениях. Такая степень обобщения, заключенная в определении функций, противоречила бы выбранному объекту, потому что она диктовала бы необходимость создания не просто иной функции, но функции, относящейся к другому объекту, стоящему значительно выше в системе. Вместо носителя информации анализу подвергся бы весь информационный процесс в складском хозяйстве.-Такая степень обобщения противоречила бы выбранной цели анализа, которая была сформулирована как «совершенствование некоторых функций складской квитанции при сохранении в целом сложившегося порядка учета запасов на складе».

Как правило, принцип обобщения нарушается при излишней конкретизации в определении функций. Это происходит, когда в комплекс функций, характеризующий выбранный объект как систему определенного уровня (класса), вводятся функции объектов, относящихся к системам более высокого уровня (класса). К ошибкам этого рода может быть отнесен такой случай, когда, например, в комплекс функций какого-либо подразделения технического развития включены функции его частей, например, функции отдельных участков, операций с входной информацией и т.д. Такое нарушение в определении функции данного подразделения как целого означало бы изменение самого объекта анализа. Вместо подразделения технического развития анализировались бы участок или его операции.

| Определяя функции, фактически выполняемые объектом, следует указывать все реализуемые им функции во всей полноте, включая re, для осуществления которых он не предназначался. Это правило имеет принципиальное значение. Оно помогает в Дальнейшем выявить потенциальные функции и свойства, найти Возможности их применения. Следуя системному подходу, необходимо сначала формулировать функции объекта в целом (например ЛС), а затем уже функции его составляющих (элементов и т.п.).

Наряду с понятием функции при проведении ФСА следует учитывать и ряд других, тесно связанных с ним понятий. К таким понятиям относятся: качество функционирования, характеризующее уровень исполнения функций в заданных условиях эксплуатации; функциональная отдача, показывающая размер полезного эффекта, объема полезной работы за определенный период; функциональная организация — состав и взаимосвязи функций и структур. В совокупности позитивные функции, качество функционирования и функциональная отдача составляют основу потребительной стоимости системы или услуги, т.е. способности удовлетворять те или иные потребности общества.

При тщательном отборе номинальных функций, совпадении действительных с необходимыми (позитивными) и полной ликвидации нефункциональных элементов системы становятся функционально и структурно организованными. В результате происходит снижение затрат и повышение их качества.

В ходе ФСА пользуются несколькими видами описания систем: структурным, функциональным, функционально-структурным. Каждое порождает соответствующие виды моделей: структурную, функциональную и функционально-структурную (совмещенную). Кроме того, используются их модификации: функционально-стоимостная, функционально-рисковая, функционально-качественная модель и т.д.

Первый вид описания связан с материальной структурой объекта и может быть представлен в табличной (например в виде спецификации), графической или матричной форме. Наибольшее распространение получила графическая структурная модель (СМ) — упорядоченное представление элементов системы и отношений между ними, которое дает представление о составе материальных составляющих системы, их основных взаимосвязях и уровнях иерархии (подчинения).

Такие модели имеют вид связного графа с несколькими иерархическими уровнями, не содержат контуров, перекрестных связей между элементами различных уровней, т.е. относятся к графам типа дерева. Для каждой пары его вершин существует единственная соединяющая их цепь. Иногда каждый элемент такой модели дополняют количественной характеристикой — затратами на реализацию

Однако графические структурные модели не дают полного представления о связях и отношениях, возникающих в объекте (изделии) при его функционировании. Структура отражает только наиболее устоявшиеся связи в системе. А действительные свойства системы чаще всего проявляются через динамические связи, действия и взаимодействия. Возможность изучения этих свойств в большей мере проявляется при функциональном описании системы. Оно может быть выполнено с помощью функциональных схем, диаграмм функций, функциональных моделей.

При проведении ФСА главный акцент делается на логическое описание, формулировку и определение взаимосвязей функций. Для этих целей используется ряд методов: профессионального анализа, «черного ящика», логической цепочки.

Метод профессионального анализа — наиболее старый способ определения функций, при котором с помощью элементарных приемов научного исследования, таких, как анализ, абстрагирование, дедукция и индукция, а также профессиональный опыт группы специалистов, выявляют функции объекта. Мнение и позицию экспертов фиксируют сначала в многословной форме, а затем на основе известных принципов обобщения выражают двумя словами.

Метод «черного ящика» исходит из теоретического представления о том, что функция как проявление поведения объекта в определенных границах является результатом трансформации входных (первичных) величин в выходные (конечные). Метод основывается на анализе различий между исходной позицией, понимаемой как состояние перед использованием объекта (услуги), и выходной позицией, т.е. состоянием в момент использования либо после использования объекта. Из анализа различий между этими двумя состояниями, а также реакции на выходной (конечной) стадии познается поведение, т.е. функция объекта как целенаправленной системы.

Метод логической цепочки основывается на постепенном раскрытии всей цепи последовательно связанных функций, которые характеризуют структуру анализируемого объекта. Практическим инструментом определения взаимосвязи функций является повторяемая постановка двух основных вопросов (почему? как?), которыми определяются непосредственно предшествующая и Непосредственно последующая функции. Развитием этого метода, включающего логическое описание и систематизацию Функций объекта, послужили (специфичные для ФСА) диаграммы функций. Процедура построения этих диаграмм обобщена в методике под названием FAST (техника систематизированного анализа функций), которая базируется на применении принципов детерминированной логики и предусматривает построение диаграмм функций, напоминающих сетевые графики. По отношению к каждой функции наряду с вопросами «как?» и «почему?» в ряде случаев задается вопрос «когда?».

Линию критического пути диаграммы составляют те функции, которые для реализации главной функции изделия должны быть выполнены обязательно (пояснения, данные за границами функций, касаются материальных носителей этих функций).

С помощью вопроса «как?» определяют правильность формулировки и расположения функции на диаграмме. Если формулировка функции, расположенной справа от рассматриваемой, не содержит ответа на этот вопрос, значит допущена ошибка в распределении и связи функций. Второй проверочный вопрос «почему?» («зачем?») используют для дополнительной проверки формулировок и правильности расположения функций в противоположном направлении (т.е. от правой границы к левой). Третий проверочный вопрос «когда?» позволяет выявить функции, выполняемые одновременно с той или иной функцией критического пути или обусловленные ею. Полученные при этом вспомогательные функции соединяются с критической цепочкой функций вертикальной линией. Диаграммы функций удобно начинать строить с низших уровней СМ, а затем сшивать аналогично первичным и частным сетевым графикам, принимая во внимание входные-выходные функции подсистем и системы в целом.

Методика FAST предназначена не только для помощи исследователям при формулировке, классификации и представлении функций, но и для развития творческого поиска путем использования соответствующего набора вопросов.

Основными положительными сторонами методики FAST можно считать: систему приемов при формулировке функции; возможность наглядного представления взаимосвязей функций; условия для повышения уровня организации ФСА, в том числе улучшения коммуникаций между исполнителями.

Однако наряду с достоинствами методика FAST обладает рядом недостатков: не избавляет от субъективизма в анализе; не позволяет перейти к количественным измерителям значимости функций и установлению их иерархии, а следовательно, к обоснованному определению стоимостных пределов функций.

Другая разновидность представления функций — функциональная модель (ФМ) — логико-графическое изображение состава и взаимосвязей функций объекта, получаемое путем их формулировки и установления порядка подчинения. Каждая функция имеет свой индекс, отражающий принадлежность к определенному уровню ФМ и порядковый номер.

Для того чтобы функциональная модель достаточно полно и правильно отражала сущность изделия, ее формирование осуществляется на основе определенных принципов и правил. Главными принципами можно считать соответствие выделяемой функции как частным, так и общим целям, ради которых создается система; целевой принцип — четкую определенность специфики действий, обусловливающих содержание выделяемой функции; соблюдение строгой согласованности целей и задач, определивших выделение данной функции, с действиями, составляющими ее содержание.

При формировании ФМ необходимо проверить, чтобы каждая выделяемая функция обладала конкретной направленностью и определенностью содержания; учитывала внутрисистемные отношения каждой составляющей; в содержании (формулировке) функции находили отражение характерные особенности, свойственные системе, т.е. формулировка должна содержать субъектную и объектную характеристики, например: «преобразует данные», «передает информацию», «фиксирует состояние».

При функциональном анализе ранее созданных систем имеется, как первичная, поэлементная структурная модель (СМ) объекта, при проектировании новых систем — первична функциональная модель.

Согласно первому подходу, первоначально формулируются внешние функции системы в целом (главные и второстепенные); они составляют первый уровень модели. Затем выделяются самостоятельные функциональные части и формулируются их функции, исходя из назначения объекта и принципа его построения. Перечень функций, характеризующих последовательность преобразований, происходящих в системе и соответствующих принципу действия, определяет, как правило, состав основных функций (ввода, преобразования, вывода). Эти функции составляют второй уровень ФМ. Далее определяются функции подсистем и элементов.

Дублирование формулировок функций элементов свидетельствует о том, что эти элементы работают на одну и ту же функцию 1 должны быть затем увязаны общей для них функцией ФМ. После проверки правильности определения функций и их важнейших связей переходят к построению графической функциональной модели (в виде иерархической структуры) с указанием всех видов связей между функциями разных уровней, а затем в оценке их значимости и относительной важности.

Оценка значимости и важности функций ведется последовательно по уровням ФМ, начиная с первого (т.е. сверху вниз). Дт, главной и второстепенных, т.е. внешних, функций изделия при оценке их значимости исходным является распределение требований потребителей (показателей качества, параметров, свойств) по значимости (важности). Те функции, которые способствуют удовлетворению наиболее важных требований потребителей или участвуют одновременно в реализации нескольких требований, имеют соответственно более высокую значимость. Нормирующими условиями являются следующие.

Для требований

Для функций последующих уровней ФМ (т.е. внутренних) определение значимости ведется исходя из их роли в обеспечении функций вышестоящего уровня. Учитывая многоступенчатую структуру ФМ наряду с оценкой значимости функций по отношению к ближайшей вышестоящей определяется показатель относительной важности функции любого /-го уровня R. по отношению к системе в целом, по формуле:

где G — число уровней функциональной модели.

292

В случае если одна функция участвует одновременно в обеспечении нескольких функций верхнего уровня модели, ее значимость определяется для каждой из них отдельно, а относительная важность функции для системы в целом рассчитывается как сумма значений Щ по каждой ветви ФМ (от уровня / до первого), проходящей через эту функцию.

Полученные значения позволяют перейти к обоснованной стоимостной диагностике системы исходя из программно-целевого подхода и определить степень соответствия между затратами, относительной важностью и качеством исполнения функций с помощью функционально-стоимостных моделей (диаграмм).

Второй подход к построению ФМ применяют в основном, когда используют ФСА в проектировании новой системы, т.е. когда уровень неопределенности решений высокий. Исходной информацией для построения ФМ в этом случае служит иерархический граф, известный как «дерево целей» и задач проектирования новой системы (где I уровень — генеральная цель, II — подцели, III — задачи, IV — мероприятия и т.д.). Построение модели начинается аналогично предыдущему способу с верхнего уровня, на который выводятся главные и второстепенные, т.е. внешние, функции системы, сформулированные с достаточной степенью абстрагирования от конкретных вариантов решений (принятых в системах-аналогах), с учетом уровней I и II «дерева целей» проектирования. На уровне II ФМ фиксируются возможные основные функции, отражающие принцип построения системы. Они не должны противоречить задачам, вытекающим из целей проектирования. Каждый элемент этого уровня ФМ может иметь несколько путей реализации, которые влияют на взаимоотношения между функциями нижних уровней ФМ и их вклады в реализацию главной функции системы.

По мере оформления облика будущей системы материальное воплощение функций в виде конкретных составляющих должно производиться с учетом следующих требований: * не допускать элементов, способствующих появлению негативных функций, вредных действий; ' контролировать состав и характер производных функций, появляющихся как результат взаимодействия элементов, введенных проектировщиком; исключать бесполезные; оценивать вероятность появления  потенциальных функций (внешних и внутренних) и характер их влияния на главную Функцию и полноту удовлетворения требований потребителей.

Функциональные модели позволяют не только проявить все существенные связи в системе, но, перейдя к количественным оценкам значимости каждой функции и ее относительной важности для результатов в целом, определить допустимые лимиты затрат.

Наряду со структурным и функциональным описанием системы требуется их совместное рассмотрение. Для этих целей используется совмещенная функционально-структурная модель (ФСМ). Модели такого рода пригодны для: выявления ненужных функций и элементов в системе (бесполезных и вредных); определения функциональности, полезности материальных элементов системы, распределения затрат по функциям; оценки качества исполнения функций; выявления дефектных зон в системе; определения уровня функционально-структурной организации системы (в том числе логистической).

Построение ФСМ осуществляется путем наложения функциональной модели на структурную. Чаще всего ФСМ приводится в матричной форме, где по строкам матрицы представляются материальные элементы системы, а по столбцам — функции объекта. На пересечении строк и столбцов знаком «+» отмечается принадлежность (участие) какого-либо элемента к выполнению функции. В дальнейшем эти же позиции матрицы используются дня отображения размера стоимостного вклада каждого материального носителя в реализацию функции (в относительных единицах или баллах) и определения конкретной величины затрат, приходящихся на каждую функцию.

Эти данные совместно с показателями значимости и качества исполнения функций служат основой для построения функционально-стоимостной модели, одной из разновидностей которой являются функционально-стоимостные диаграммы (ФСД). Их применяют при подведении итогов функционально-стоимостной диагностики каждой функции, для определения зон рассогласования между ролью функций в системе, уровнем их реализации и затратами на обеспечение. Особенности диагностики логистических систем на основе принципов ФСА рассмотрены в следующем подразделе.

Подготовительный этап является ключевым, так как он задает начальные условия моделирования: точное определение исследуемого объекта (состав системы и ее границы), цели моделирования, «точка зрения», ограничения, тип модели. Условие успешного моделирования — определенность начальных установок. На подготовительном этапе выполняются следующие процедуры:

Определение исследуемого объекта (системы): состав элементов и границы. Как отмечалось выше, объект исследования - торговая компания в целом, т.е. граница исследуемой системы совпадает с существующей организационной границей фирмы. Элементы системы: основные структурные единицы — отделы компании (исполнительные механизмы).

Определение цели моделирования. Цель — анализ бизнес-процессов внутри фирмы для усовершенствования ее структуры, улучшение взаимодействия и распределения функций между подразделениями.

Выбор типа модели. Для решения задачи здесь лучше всего подходит функциональная модель организации (см. п. 5.2), представляющая собой иерархию функций, связанных материальными и информационными потоками, согласно правилам построения &4£>Г~модели.

Определение «точки зрения» и ограничений модели. Под «точкой зрения» в данном контексте будем понимать условное место аналитика, позволяющее ему наблюдать систему в ранее определенных границах. Единственная точка зрения, позволяющая решить поставленную задачу, — позиция генерального директора или управляющего менеджера компании. Степень детализации должна быть достаточной для целей моделирования.

Этап моделирования предполагает использование результатов подготовительного этапа для выполнения описанных ниже процедур.

Составление списка данных. В данном случае анализу подвергаются процессы, связанные с товародвижением, поэтому основным материальным потоком в модели является товарный, а также связанный с ним внутренний и внешний документооборот. Кроме т°го, в системе имеются следующие группы данных: финансовые Потоки, внутрифирменная нормативная база (правила, процедуры, инструкции, методики, положения, планы, решения и т.д.), а также информационный поток.

Выбор варианта декомпозиции. Для корректного и точного описания системы очень важен правильный и последовательный выбор стратегии декомпозиции, наиболее распространенные из них:

  •  функциональная стратегия декомпозиции;
  •  стратегия декомпозиции  people (люди), paper (бумаги), procedures (процедуры);
  •  декомпозиция на основе уже известных стабильных подсистем;
  •  стратегия декомпозиции, основанная на анализе жизненного цикла (ЖЦ) системы;
  •  декомпозиция по физическим процессам.

В данном случае лучше всего подходит функциональная декомпозиция как наиболее полная и общая.

Составление списка функций и их агрегирование. Отличительной особенностью этой работы является создание типового «дерева функций», в данном случае — внешнеторгового предприятия (рис. 4.11, 4.12). При этом эффективным может быть метод построения функциональной модели FAST, хорошо зарекомендовавшей себя в ФСА. Кроме того, при анализе предпринимательских структур удобнее сгруппировать функции по отношению к ним потребителя:

  •  Основные функции — функции, прямо связанные с выполнением целей организации, которые, с точки зрения потребителя, обеспечивают конкурентоспособность компании, например: основные операции (производство, торговля и т.д.), исследования и разработки, маркетинг.
  •  Функции обеспечения прямо связаны с основными функциями, они «работают» на потребителя, но оказывают косвенное воздействие на конкурентоспособность фирмы (компьютерное и информационное обеспечение, логистика, контроль качества. сервисные услуги и т.д.).
  •  Функции обслуживания позволяют существовать организации в целом, не оказывая влияния на потребителя: администрирование, финансовое обеспечение, обеспечение кадрами, хозяйственный отдел и т.д. Степень детализации функций соответствует поставленной задаче.

15


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75558. Книги в нашому житті, Контроль позакласного читання 21.98 KB
  Обладнання: підручник Reding Preferences НО1 текст It is interesting to red different kinds of booksrdquo;. Т: We re going to discuss the topic Books in our life . By the end of the lesson you should be ble: to prticipte in common converstionl exchnges bout books in your life; to identify detils from the given text; to discuss tsk 3 of your Home Reding.Т: Do you like reding Do you spend much time reding Not counting mgzines for teengers how much do you red out of school One book week One fortnight month One now nd gin Wht kind...
75559. Канада. Перші українці в Канаді, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 56.5 KB
  Мета: Перевірити рівень навчальних досягнень учнів за вивченими темами: Cnd. The first Ukrinins in Cnd . Т: We\'ve got test tody to check your skills in communictive writing bout Cnd nd the first Ukrinins in Cnd. By the end of the lesson you will be ble: to mtch the English words word combintions nd sentences with their Ukrinin equivlents Level 1 2; to put the questions to show your bility of operting fcts bout Cnd nd the first Ukrinins in Cnd Level 3; to write bout Cnd nd the first Ukrinins in Cnd to check your skills in communictive...
75560. Об’єднане Королівство Великобританії та Північної Ірландії. Географічне положення 59.5 KB
  Explin how you understnd these syings Wht is the min sense of them б Т: Listening to joke Fthers nd sons . Wht is the resemblnce between Kyiv Ottw nd London They re the cpitls of the countries. Blck Red White Yellow wht word not colour cn be dded to ech of these to put them ll in the sme group Se Wht countries mke up Gret Britin Englnd Scotlnd nd Wles. Wht nother nme does the English Chnnel hve L Mnche Is the UK n Europen country Yes it is.
75561. Економічний розвиток Великобританії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61 KB
  Tody we re going to tlk bout the economicl development of Gret Britin. Jigsw sentences: The crds re mixed Gret Britin in the world one of the leding countries is fmous Gret Britin for its woolen industry hs got highly developed industry Gret Britin II. Активізація ЛО теми The industry of Gret Britin nd Northern Irelnd .T: Gret Britin is fmous for.
75562. Україна та Великобританія, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Обладнання: підручник географічні карти Великобританії та України Odd One Out на дошці Red the questions bout Ukrine HO1 Fill in the missing informtion H02 Pick up the sentences Ho3. Т: Tody we re going to tlk bout the geogrphicl position nd the climte of Ukrine nd Gret Britin. By the end of the lesson you should be ble: to understnd the gist nd detils of the text for listening; to give comprtive chrcteristics of the geogrphicl position nd climte of Ukrine nd Gret Britin; to discuss Tsk 4 of your Home Reding. Аудіювання тексту...
75563. Великобританія. Осінь в Англії. Минулий доконаний час 65.5 KB
  Обладнання: підручник граматична таблиця Pst Perfect Tense Exmple Sitution HO1 висловлювання P. We hve to revise the grmmr mteril the Pst Perfect Tense. Drw on the bord Noughts nd crosses grid with nine ctegories like this: Pst Perfect I hd done. Повторення та активізація граматичного матеріалу: Pst Perfect Tense.
75564. Великобританія. Уельс, Контроль позакласного читання 76 KB
  Обладнання: підручник текст для аудіювання rthur Conn Doyle HO1 True or Flse H02 H04 Put the events in the order H03 Interesting fcts bout Wles H05. Wles. Предявлення тексту для читання Wles вир.Т: Wht do you think Why do the English like to spend their holidys in Wles Wles is known s lnd of songs why 2 WhileReding ctivities.
75565. Лондон — столиця Великобританії 74.5 KB
  Ввести та активізувати у мові учнів ЛО теми «Лондон — столиця Великобританії». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning). Підготувати учнів до самостійного висловлювання про Лондон на основі змісту прочитаного тексту,