72521

Сущность понятия «человек»

Лекция

Логика и философия

Теория происхождения человека суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития получила название антропогенез. Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека: Религиозная теория креационизм; теологическая.

Русский

2014-11-24

314 KB

3 чел.

Тема №1

Человек.

  1.  «Сущность понятия «человек».

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его    возникновения                                      и развития, получила название антропогенез. 

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Религиозная теория  (креационизм; теологическая).

                     Суть теории - божественное происхождение     человека.                                                                                                                                                                                      Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным,

                   пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом,

                   происхождение его природное, естественное.                                                                                                                Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у            человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

                                                                                        

  1.  Природное и общественное в человеке

     Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. 

 Антропогенез – процесс становления и развития человека.

Социогенезом – процесс становления и развития общества.

Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.

Черты сходства

Особенности человека

1) физиологическое строение,

2) наличие инстинктов (страх, голод,

   жажда и т.д.),

3) биологические потребности.

1) высокоразвитые мышление и речь, обладает самосознанием,

2) умение трудиться (целенаправленная деятельность, создает необходимые

   ему материальные и духовные ценности),

3) социальные потребности (потребность в общении с другими людьми) как

   главное качество человека,                                                                                        4) в процессе деятельности преобразует окружающую действительность

  Человек, с одной стороны, часть природы, и его формирование подчиняется всем природным законам.

Человек – биологическое существо.

  Человек без общества остается биологическим существом, которому присущи исключительно животные привычки. Чтобы стать человеком разумным, ребенок должен воспитываться людьми и получить человеческое воспитание.     Человек – социальное существо.

! Человек – существо биосоциальное (био – часть природы (способность к размножению), социо – часть общества).

  Человек существо биопсихосоциальное:

        - проявления психического видят в особенностях темперамента, эмоциональных проявлениях,

           особенностях памяти и т. д.;

        - проявления социального в человеке, использование членораздельной речи, стремление к самореализации,

          творческая активность, общение, социализация и т.д.

3) Компоненты понятия «человек».

Каждый из нас является не просто человеком. Каждый – индивид и индивидуальность, кроме того, каждый стремится стать личностью.

Индивид – это человек как представитель человеческого рода, «один из многих».

Индивидуальность – специфические черты, позволяющих выделить человека из множества ему подобных (внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личностьэто человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

Структура личности:

  •  Социальный статус - место человека в системе общественных отношений.
  •  Социальная роль - образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
  •  Направленность - потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Способности – особенности человека, позволяющие ему наиболее  успешно заниматься какой-либо деятельностью.

      Способности имеют врожденный природный фундамент, который называется задатками. 

      Самые важные способности людей — умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называют интеллектом (определенный уровень развития мыслительной деятельности личности).

      Талант — это очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся

                         в результатах его деятельности.

      Гении — это особенно талантливые люди, приносящие что-то новое в жизнь людей.

4) Социализация.

Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь                            социализации.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития

                          индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного

                          функционирования в обществе.

          Детство, юношество, зрелость, старость – этапы социализации.


а) приспособление человека к обществу (социуму);
б) процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей;
в) превращение человека в социального индивида, т.е. личность.

   Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств                     массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных                                 социальных группах и пр.

От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об                               окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном                    диапазоне от 10 до 20 лет).

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других                людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации

                       окружение человека  (семья, друзья…)

Агенты вторичной социализации

формальное окружение

(воздействие институтов, учреждений)

родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, няни, родственники, друзья,    учителя, врачи.

представители администрации школы, колледжа, предприятия, армии, милиции, церкви, государства.

Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа,

                     вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений,

вторичная - в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
 
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов

десоциализации

ресоциализации.

представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.

называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.

Тема № 2

«Человек и его деятельность»

1) Общая характеристика деятельности человека. 

Деятельность – в широком смысле – активность, в узком смысле – занятия человека, его труд.

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его

                     целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).  

Отличия деятельности человека и животного

Деятельность человека

Деятельность животного

Деятельность всегда целенаправленна и осознана, то есть цель задана самим человеком.

Цель деятельности задана природой и находится на уровне инстинктов.

Деятельность носит преобразующий характер.

Деятельность носит приспособленческий характер.

Критериев оценки много, главный критерий – моральный.

Главным и единственным критерием оценки деятельности является выживаемость вида.

! Целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Особенности деятельности человека.

Характер

деятельности

В чем проявляется отличие от

поведения других живых существ

Примеры

Сознательный

Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение ее результатов.

Создание нового проекта здания, на основе  которого впоследствии будет вестись             строительство.

Продуктивный

Направленность на создание полезного продукта

Разведение домашнего скота,

производство предметов потребления.

Орудийный

Создание и дальнейшее использование орудий труда.

Изобретение, производство, использование и обеспечение  сохранности машин и

оборудования.

Преобразующий

Изменение человеком окружающего мира и самого себя.

Строительство городов; проведение   социальных реформ; развитие воли, привычек, способностей.

Общественный

В процессе деятельности человек активно вступает в разнообразные  общественные отношения.   

Совместная обработка земли; разделение труда; товарно-денежные отношения.

2) Структура деятельности.

В деятельности выделяют субъект деятельности и объект деятельности.

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность (на кого направлена)

Главным субъектом и объектом деятельности является человек.

Этапы деятельности.

В деятельности также выделяют этапы:

Мотив -> Цель -> Методы и средства -> Процесс (действия) -> Результат (продукт)

Мотив это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности.

                Мотив  – это то, что движет человеком.

Цель - это осознанный образ предполагаемого результата.

Средства – то, с помощью чего деятельность осуществляется.

Деятельность состоит из цепи действий. Действия – элементы, составляющие деятельность.

Результат – материальные и духовные блага, которых реально достиг субъект деятельности.

3) Разновидности деятельности.

          В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность

подразделяют на практическую и духовную.

Разновидности деятельности

Практическая деятельность

направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность

связана с изменением сознания людей. В нее входят:

    познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);

   ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);

   прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Основа классификации

Виды деятельности

Субъект деятельности

Индивидуальная - Коллективная

Характер самой деятельности

Репродуктивная (деятельность по образцу) - Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)

Соответствие правовым нормам

Законная - Незаконная

Соответствие моральным нормам

Моральная - Аморальная

Соотношение с общественным прогрессом

Прогрессивная - Реакционная

Зависимость от сфер общественной жизни

Экономическая - Социальная - Политическая - Духовная

Особенности проявления человеческой активности

Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) - Внутренняя (умственные действия)

4) Виды деятельности.

      Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Игровая деятельность, основные черты:

  •  реализуется в воображаемой ситуации,
  •  замещает реальные объекты условными объектами,
  •  играет важнейшую роль в социализации ребенка (усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения роли взрослого).

Трудовая деятельность:

  •  всегда практически полезна,
  •  конкретна и реалистична,
  •  нацелена на преобразование окружающего мира.

Познавательная деятельность (учение):

  •  нацелена на получение знаний,
  •  ставит главной целью не создание нового, а изучение опыта человечества,
  •  играет важнейшую роль в социализации человека.

Творческая деятельность:

  •  создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Творчество является высшей формой человеческой деятельности, оно характеризуется неповторимостью по результату, оригинальностью и уникальностью. Процесс творчества включает в себя:

1) Воображение (позволяет опередить практику и предвидеть возможные изменения).

2) Фантазия (построение образа или наглядной модели).

3) Интуиция (знания, условия, получения которых не создаются).

Тема № 3

Общение как важнейший вид деятельности человека.

Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями.

Функция общения

Описание данной функции

1. Коммуникативная функция –

обмен информацией.

2. Функция социализации –

получение ребенком знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе и усвоение роли взрослого.

3. Функция взаимодействия –

организация совместной деятельности.

4.Функция межличностного познания

восприятие друг друга, установление взаимопонимания.

Виды общения.

А) В зависимости от субъектов и объектов общения:

  •  общение между реальными субъектами, (людьми);
  •  общение реального субъекта с иллюзорным партнером, то есть, партнером, которому присваивают                       несвойственные ему качества (человек и собака, ребенок и игрушка);
  •  общение реального субъекта с воображаемым партнером4 

                 (человека с самим собой («внутренним голосом»). Общение с художником – создателем произведения);

  •  общение вымышленных партнеров, например, общение героев книги или фильма;
  •  самообщение.

Б) В зависимости от особенностей общения:

  •  неформальное общение (межличностное)  – строится в зависимости от особенностей личности,
  •  формальное, официальное общение – стандартизировано и обезличено.

В) В зависимости от методов общения:

  •  вербальное общение – при помощи слов,
  •  невербальное общение – при помощи мимики, жестов и других способов.

Способы общения: монолог, диалог, коммуникация, обмен репликами.

                                   Самая продуктивная форма общения – диалог.

Конфликт как форма общения.

Конфликт – ситуация в общении, когда возникает столкновение, серьезное противоречие собеседников.

Виды конфликта: внутренний и внешний, «полезный» и «вредный».

Конфликт – неотъемлемая часть общения.

Фазы конфликта.

  1.  Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.
  2.  Выбор стратегии взаимодействия, стиля поведения в конфликтной ситуации.
  3.  Выбор способа действия для получения желаемого результата в конфликте.

Стили поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Условия взаимовыгодного разрешения конфликта:

  •  взаимное стремление к разрешению конфликта,
    •  наличие четких целей и программ, с которыми конфликтующие стороны идут на переговоры,
    •  знание программы противной стороны,
    •  взаимное уважение сторон,
    •  ведение переговоров и взаимные уступки, приемлемые для обеих сторон,
    •  спокойный, уважительный тон переговоров.

Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположных

                      общественных  интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Субъектами социального конфликта являются:

  •  индивиды,
  •  малые и большие группы,
  •  социальные объединения и организации, между которыми возникло противоречие.

Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта

Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы.    

Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта.

Тема № 4

ПОТРЕБНОСТИ

1) Понятие «потребности».

В основе человеческой деятельности всегда лежат потребности.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком  нужда в том, что необходимо

                             для поддержания его организма и развития личности.

2) Виды потребностей:

Потребности – человека можно разделить на три группы:

  •  биологические (естественные) - (потребность в пище, воде, движении, продолжении рода …);
  •  социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и     самоутверждении в обществе);
  •  духовные (идеальные) (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог Абрахам Маслоу.

  1.  Первичные (врождённые):
    •  физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе,
    •  экзистенциальные (от лат. exsistentia — существование): в безопасности своего                            существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

2)  Вторичные (приобретённые):

  •  социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке

     и  внимании к себе, участии в совместной деятельности;

  •  престижные: достижении определенного статуса в обществе, в самоуважении, уважении со            стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте; -

духовные: потребности в знаниях, творческой деятельности, постижении прекрасного – это высшие потребности человека, свидетельство того, что человек становится личностью.  

(самореализация,    самоутверждение,      самовыражение,     саморазвитие через творчество)

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены  предыдущие.

3) Потребности и их границы.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все                 потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны                  противоречить нравственным нормам общества.

Имеют ли границы потребности человека? – Не путайте два понятия: потребности и желания!

Потребности человека не беспредельны, они ограничены несколькими факторами:

  1.  природные ресурсы (пример с норковыми шубами),
  2.  биологические возможности организма,
  3.  общество (общественная мораль и обычаи общества, уровень его экономического развития),
  4.  разум  и мораль человека.

Особенности человеческих потребностей:

      1. все потребности человека взаимосвязаны.

            Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.

      2. не все потребности человека могут быть удовлетворены.

      3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Подлинные (разумные) потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Мнимые (неразумные, ложные) потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

           Удовлетворение потребностей — это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы            обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Даже деяние, которое, казалось бы, не приносит            никакой пользы  человеку, на самом деле имеет причину. Например, милостыня для того, кто ее дает,   является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.

Тема № 5

Социальные нормы деятельности.

1) Понятие

Социальные нормы – границы деятельности человека и общества, они направляют поведение,    позволяют его контролировать, регулировать и оценивать (сравнение с дорогой и дорожными знаками).

Социальные нормы – это результат исторического развития общества, система правил и требований, для обязательного исполнения всеми членами общества.

Нормы направляют поведения, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми, группами людей и организациями.

Социальные нормы:

  1.  Эстетические нормы – это представления о красивом и не красивом.
  2.  Политические нормы (регулируют политическую деятельность).
  3.  Религиозные нормы (поддерживаются сознаниями верующих людей).

Поведение, которое не согласуется с нормами, что ждёт от человека общество называется о т к л о н я ю щ и м с я  п о в е д е н и е м.

2) Виды социальных норм.

Общественные нормы – это нормы, существующие в обществе, они существуют в общественном                       сознании, их исполнение обеспечивается общественным мнением и силой привычки, воспитанной                    обществом:

  •  традиционные нормы – сложившиеся в обществе обряды и традиции, то есть правила поведения в определенных обстоятельствах (знакомство, правила поведения за столом, свадьба, похороны и т.д.). Обычаи и традиции – это первичные образцы поведения.
  •  моральные нормы – закрепленные в общественном сознании представления о добре и зле,                            о хороших и плохих поступках.

Государственные нормы – это правила, установленные государством, они существуют в письменном                 виде, в форме законов, их исполнение обеспечивается силой государства:

  •  правовые нормы – регулируют важнейшие правила поведения человека в обществе,

                                         (закрепляются в законах).

  •  политические нормы – регулируют правила политической деятельности, отношения между                        личностью и властью.

Религиозные нормы – это правила поведения, обязательные для верующих, закреплены в священных                   книгах; эти нормы легли в основу моральных норм общества (во многом совпадают с моральными                         нормами, но во многом и не совпадают, например: требование соблюдать пост, ходить на исповедь и т.д.).

Эстетические нормы – нормы, закрепляющие общепринятые представления о красоте, существуют в                       произведениях искусства.

Если поведение человека не совпадает с социальными нормами, принятыми в данном обществе, то это  называется отклоняющееся (девиантное) поведение.

3) Отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует социальным                    нормам, принятым в обществе.

Виды отклоняющегося поведения:

  •  индивидуальное отклоняющееся поведение – эксцентричность (А.Энштейн),
  •  позитивное отклоняющееся поведение – изменение устаревших общественных норм в лучшую                  сторону (князь Владимир Красно Солнышко),
  •  негативное отклоняющееся поведение – изменение общественных норм в сторону ухудшения.

Самые опасные для общества и самого человека виды отклоняющегося поведения:

  •  наркомания и алкоголизм,
  •  организованная преступность,
  •  терроризм.

Целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности                  обеспечивается социальным контролем (реакция общества). 

Все социальные нормы сопровождаются санкциями.

Санкция – это любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой   реакции - гарантировать выполнение данной социальной нормы.

Санкции бывают позитивными и негативными, формальными и неформальными.

Неформальные позитивные: похвала, улыбка, одобрение.

Неформальные негативные: ругань, выговор, игнорирование индивида.

Формальные санкции в основном связаны с системой наказаний. Для них существуют законы.

Тема № 6

Мировоззрение, его виды и формы.

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение

                                                                            культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира:

  •  познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и                             назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных                         способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
  •  эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
  •  чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко                      выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
  •  мировоззрение
  •  направленность личности.

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1) Структура мировоззрения:    знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2) Пути формирования:    стихийный, осознанный.

 3) Классификация по эмоциональной окраске:    оптимистическое и пессимистическое;

4) Основные типы:    обыденное (житейское), религиозное, научное.

5) Особенности:     всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества);

                                тесно связано с убеждениями.

6) Роль мировоззрения в жизни человека:    определяющая. Вся деятельность человека, все его поступки

                                                       в значительной мере зависят именно от его мировоззренческой позиции.  

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

4. Типы мировоззрения:

  •  Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в                сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей.
  •  Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях                надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни.                                             Основа –  религиозные течения (буддизм, христианство, ислам и др.)
  •  Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей,                   обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь   намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей                    культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Тема № 7

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

1. Свобода – слово многозначное.

Свобода – есть познанная необходимость.

Свобода (воля) – возможность поступать так, как хочется.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями,

                осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность   личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность,    ответственность направляет свободу.

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением

                                     (бремя выбора).

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей,

                                 дарований.

Воля - способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.

Почему не может быть абсолютной свободы?

 При спорах вокруг смыслов и сути «свобода» очевидно, что «чистой» (абсолютной) свободы не существует. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении                    другого.

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

  •  с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
  •  с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
  •  социализация.

Свобода – способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими

                  устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями.

Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в                 качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного                   поведения является совесть.

Подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он выберет здоровый образ жизни. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним  регулятором его деятельности.

Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас           мучительный выбор в пользу добра. Без моральных ограничений подлинной свободы нет!

Виды ответственности:

  •  Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
  •  Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
  •  Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  •  Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная).

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с                           интересами других людей.

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном                поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Тема № 8

САМОПОЗНАНИЕ

Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть 

  •  опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности)
  •  непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).

Познание себя путем познания других. 

Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе - он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. 

Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения. 

На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ "Я". У молодых людей этот образ складывается, прежде всего, из представлений о собственной внешности.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Важным средством познания является самоисповедь - полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio - обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного "Я" не обязательно проводить психологические эксперименты.                 Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.

Мораль

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в                 обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и                 отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и                    бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и                    жестокостью и т.д.

 Мораль является очень сложным общественным явлением и может пониматься по-разному: как опыт житейской мудрости, исполнение божественных заветов, инструмент сохранения порядка в               обществе, честность во взаимоотношениях людей, высший смысл человеческой жизни, внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Список общечеловеческих ценностей можно представить следующим образом:

  •  Не совершай сознательного и расчетливого убийства человека.
  •  Старайся не причинять боли и страданий и при необходимости облегчай их.
  •  Ответственно относись к своим обещаниям.
  •  Не способствуй разжиганию ненависти ни в своей душе, ни в душах других людей.
  •  Не покушайся на свободу другого человека.
  •  Будь справедлив и признавай равенство людей.
  •  Принимай с благодарностью помощь и отвечай взаимностью.
  •  Не пользуйся ложью для собственной выгоды и достижения каких-либо целей.
  •  Соблюдай принятые в обществе нормы, которые не противоречат предыдущим заповедям.

Моральный выбор возникает тогда, когда человек сталкивается с необходимостью                 действовать правильно, т. е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами. В основе этих                 действий лежит моральный долг — поступок, требующий от человека усилий для его совершения.                Моральный выбор часто совершается между «хочется» и «нужно». Обычно он обусловлен системой               ценностей которых придерживается тот или иной человек. В моральном выборе поведения                           определяющую роль играет свобода, создающая предпосылки для определения человеком целей и средств, направлений и характера своих поступков.

Нравственное самосовершенствование заключается в изменении пропорций доброго и злого в самом себе в сторону первого, но для этого необходим личный моральный выбор.

Мышление и деятельность

Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может                    познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие,                неизвестное — через известное.

Вторая особенность мышления — его обобщенность. Обобщение как познание общего и                 существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов                 связаны друг с другом..

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных                       мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством              которого человек решает мыслительные задачи.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли; это — объединение частей, свойств, действий,              отношений в одно целое. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение                       основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько                  признаков, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или                   неполным, и многосторонним, или более полным. Абстрагирование — это процесс мысленного                     отвлечения от               некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.                     Конкретизация — это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью                     раскрытия содержания.

Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и                 отношениях. Каждое суждение — это отдельная мысль о чем-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о                     предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по                 аналогии.

Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему.                       Из суждений о нескольких единичных случаях или об их группах человек делает общий вывод.                      

Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным.

Дедукция — это вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее   положение,

правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя и не изучали их специально.

Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность                 умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых              отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по                 аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать                       предмет — значит раскрыть его сущность.

 Понятие — это отражение существенных признаков предмета. Чтобы раскрыть эти признаки, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нем.

Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т. д.

Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путем изменения этой ситуации. Решение мыслительных задач проходит в                       несколько этапов.

Первый этап — осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще мыслительной деятельности.

 Второй этап решения мыслительной задачи — это анализ ее условия. Без этого нельзя                   решить ни одной задачи — ни практической, ни умственной.

 Третий этап решения мыслительной задачи — само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и                         действие и как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:

Конкретно-действенное (практическое) мышление направлено на решение конкретных                 задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической                  деятельности людей. Практическое мышление — это, прежде всего техническое, конструктивное                     мышление.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на поиск общих                  закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление                        отражает общие связи и отношения

Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их                называют качествами ума. Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Качества мышления —  основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые              другие качества мышления.

Часть С

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Выразите свое отношение к данному мнению и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

Позиция согласия с мнением – три аргумента:

1.  В настоящее время существует такая глобальная экономическая проблема, как истощение                      природных ресурсов. Под этой проблемой понимают недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных ресурсов, например, полезных ископаемых, водных, почвенных, лесных богатств. Все это            связано с так называемой «ненасыщаемостью» потребностей человека, о которой говорил российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн. Американский психолог А.Маслоу, описывая человеческие                потребности, А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.

2.  Из истории известно, что Адольф Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Его целью было    

завоевание страны. Мотивом к завоеванию послужила потребность к власти, т.к. Гитлер стремился            получить мировое господство. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. принесла России                         огромные разрушения и многочисленные жертвы и оттолкнула развитие страны на несколько лет назад. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что удовлетворение мнимых потребностей наносит           огромный, а иногда даже непоправимый ущерб обществу и приводит к его деградации.

3.  Немаловажную роль среди мотивов человеческой активности играют влечения – психические             состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно так              считал и австрийский врач-психиатр и психолог З.Фрейд, говоря о том, что бессознательное является главным источником мотивов деятельности человека.

Например, мотивами действий известного серийного маньяка А.Чикатило были обиды и унижения,             перенесенные им в детстве и подростковом возрасте. Он совершил 53 доказанных убийства, потому что хотел удовлетворить свою потребность в сексуальном удовлетворении, наблюдая смерть и     мучения людей. Вывод понятен – мнимые потребности маньяка, во-первых, противоречили   нравственным               нормам       общества, во-вторых, принесли смерть, горе и страдания обществу.

Человек в отличие от животных

  •  обладает мышлением и членораздельной речью
  •  способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
  •  в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
  •  способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
  •  воспроизводит не только биологическую сущность, поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности

                         Человек

                                  Животные

Мышление и членораздельная речь

Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение)

Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян.

Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез).

С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет.

«Разговор» животных — различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях.

Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.

                                 Сознательная целенаправленная творческая деятельность

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли.

Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы.

Не отделяют себя от природы.

Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.

Выражает ценностное отношение к действительности.

                  Преобразование окружающей действительности, создание необходимых  

материальных и духовных благ

Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру.

Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования.

                 Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ

Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека.

Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но, ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике.

Биологические, социальные, духовные потребности

Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами.

«Пирамида потребностей Маслоу».

Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

                          организма и развития его личности.

I. Первичные (врожденные):

1. физиологические – удовлетворение природных инстинктов:

Жажда,   голод,    отдых,    двигательная активность,       воспроизводство рода,      дыхание,    одежда,   жилище

2. экзистенциальные (от лат. «existentia» - существование) – потребности в защищенности и безопасности:

безопасность существования,    комфорт,            гарантия занятости,                                                                            страхование от несчастных случаев,                     уверенность в завтрашнем дне

II. Вторичные (приобретенные)

1. социальные – потребность в принадлежности к социальной группе:

социальные связи,            общение,              привязанность,               забота о другом человеке,                                                                                   внимание к себе,               участие в совместной деятельности

2. престижные – потребность в уважении и признании:

Самоуважение,          уважение со стороны других,                   признание общества,                                                                достижение успеха и высокой оценки,                                        служебный рост

3. духовные – потребность в самовыражении и самоактуализации:

Самореализация,    самоутверждение,      самовыражение,     саморазвитие через творчество

Деятельность человека

Деятельность человека – вид активности человека, направленной на познание и творческое

               преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Человеческая деятельность носит характер:

  •  сознательный – человек осознанно определяет цель и предвидит результат.
  •  продуктивный – человек направляет активность на получение результата (продукта).
  •  преобразующий – человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.
  •  общественный – в процессе деятельности происходит общение, и возникают разнообразные                   отношения с другими людьми.

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие видов деятельности людей.   Исходя из различных оснований, выделяют виды деятельности:

I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру:

1.Практическая (материальная) деятельность – деятельность, которая связана с созданием                                необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.

  •  материально-производственная – деятельность по преобразованию природы.
  •  социально-преобразовательная – деятельность по преобразованию общества.

2.Духовная деятельность – деятельность, которая связана с созданием идей, образов, научных,                           художественных и нравственных ценностей.

А) познавательная – деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях.

К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний:

  •  чувственное – познание через ощущение, восприятие, представление.
  •  рациональное – познание, связанное с формами рационального познания (понятие, суждение,                 умозаключение).
  •  научное – познание, которое руководствуется принципом объективности, обоснованности,                       системности и проверяемости знаний.
  •  художественное – познание через искусство (связано с использованием художественных образов).
  •  житейское (обыденное, практическое) – познание, которое приобретается в повседневной жизни и деятельности.
  •  личностное – познание, которое зависит от способностей человека и от особенностей его                         интеллектуальной деятельности.
  •  мифологическое – познание, которое представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.
  •  религиозное – познание, которое обусловлено непосредственной эмоциональной формой                           отношения людей к господствующими над ними земными силами (природными и социальными).
  •  паранаучное – познание, которое не соответствует общепринятым критериям построения и                       обоснования научных теорий, а также неспособно дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.

Б) ценностно-ориентировочная – деятельность, связанная с положительным или отрицательным                  отношением людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.

В) прогностическая – деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных                       изменений действительности.

II. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как

1. созидательная — деятельность, которая приносит положительные результаты.

2. разрушительная — деятельность, которая приносит негативные результаты.

III. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии:

1. репродуктивная — деятельность, при которой происходит получение или воспроизведение уже известного результата известными способами и средствами.

2. продуктивная (творческая) — деятельность, которая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

IV. В зависимости от общественных сфер, в которых осуществляется деятельность:

1. экономическая – деятельность, связанная с процессами производства, распределения, обмена и                         потребления материальных благ – производственная и потребительская деятельность.

2. политическая

1. Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере           отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усиления с целью упрочения политической власти или ее захвата.

2. Деятельность в сфере отношений между государствами на международной арене – государственная, военная, международная деятельность.

3. духовная – деятельность, связанная с созданием духовных ценностей, их сохранения,                распространения  и освоения – научная, образовательная, досуговая.

4. социальная – деятельность, связанная с преобразованием, целесообразным изменением               общества и своей социальной сущности.

V. В зависимости от особенностей проявления человеческой активности:

1.внешняя – деятельность, которая проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами.

2.внутренняя – деятельность, связанная с умственными (мыслительными) операциями.

Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26475. Классификация костей 23.5 KB
  Классификация костей Оs longum длинные дугообразные рёбра трубчатые плечевая бедренная общий план строения: биэпифизарные дистальный эпифиз проксимальный эпифиз между эпифизами – тело кости – диафиз. Зона роста кости в длину – проксимальный и дистальный метафиз – между эпифизом и диафизом. Os longum короткие равны по длине высоте ширине состоят из компактного и губчатого вещества кости запястья и заплюсны основная функция – амортизация Os planum плоские или пластинчатые Имеют обширные...
26476. Кость как орган и её остеогенез 33.5 KB
  соли в кости меняется: Молодость: 1:1 Зрелость: 1:2 Старость: 1:7 кости твёрдые хрупкие С поверхности кость покрыта надкостницей periosteum: Наружный фиброзный слой защитная функция из плотной соединительной ткани содержит много коллагеновых волокон. продольно по отношению к главной оси кости. Костные перегородки остеоны расположены плотно что придаёт кости прочность сравнимую с прочностью гранита. Особо толстый слй компакты там где велики нагрузки кости на излом.
26477. Морфофункциональная характеристика волоса 35.5 KB
  Морфофункциональная характеристика волоса Волосы pili производные эпидермиса тонкие эластичные ороговевающие нити из ороговевшего или ороговевающего эпителия. волосы покрывают почти всё тело Фции: защита терморегуляторная орган осязания Волос состоит из: волосяная нить: стержень – scapus pili видимая часть корень – radix pili находится в толще кожного покрова корень переходит в луковицу волоса. волосяная сумка чехол в сумку открываются протоки сальных желёз Утолщение корня...
26478. Морфофункциональная характеристика кожного покрова 36.5 KB
  3 составляющих: кожа cutis слизистая оболочка tunica mycosa выстилает изнутри органы пищеварения дыхания размножения мочевыделения производные кожного покрова: железы потовые сальные молочные волосы перья чешуя мякиши роговые образования рога копыта когти СUTIS: epidermis располагается с поверхности представлен многослойным плоским ороговевающим эпителием dermis собственно кожа – дерма – соединительная ткань subcutis подкожный слой – соединительная ткань epidermis 2060мкм эктодермальное происхождение...
26479. Морфофункциональная характеристика мякиша 32 KB
  Морфофункциональная характеристика мякиша МЯКИШИ torus – упругие утолщения кожного покрова которые служат для опоры конечности о землю и обеспечивает амортизацию обладают большой чувствительностью осязание имеют хорошо развитый подкожный слой липоциты эласт. волокна располагаются на автоподиях Лошадь запястье пальмарно заплюсна плантарно каштаны пясть плюсна – шоры пальцевый мякиш стрелка внутри копыта Собака на грудной – запястные пястные пальцевые на тазовой – плюсневые пальцевые Свинья КРС...
26480. СПЛАНХНОЛОГИЯ 24.5 KB
  Внутренние органы оъединяют в 3 аппарата: пищеварительный: система органов пищеварения пищеварительный канал пищеварительные железы вспомогательный аппарат жевательные мышцы челюсти зубы мышцы брюшного пресса и т. дыхательный: система органов дыхания дыхательные пути – носовая полость глотка гортань трахея органы дыхания – лёгкие вспомогательный аппарат органы дыхыхательной распираторики – грудная клетка диафрагма мышцы брюшного пресса мочеполовой: почки мочевыводящие...
26481. МЫШЦЫ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ 39.5 KB
  cerratus dorsalis craniflis i caudalis e поверхностная мышцы прикрывает мускулатуру позвоночного столба лежит дорсально в области холки в области поясницы закрепление различно у разных видов = инспиратор слабо развит у КРС экспираторнаиболее хорошо выражен у лошади и собаки иннервация – венральные ветви спинномозговых нервов межрёберные закрепляется широким апоневрозом на остистых отростках грудных позвонков 58 поясничных позвонков 15 закрепляются зубцами на верхней трети и теле рёбер Л – 512 КРС – 58...
26483. ГОЛОВНОЙ МОЗГ (ENCEPHALON) – высший отдел ЦНС 40 KB
  С дорсальной поверхности располагается ромбовидная ямка дно Iv мозгового желудочка – vixii пара ЧМН С вентральной поверхности – 2 пирамидальных пути tractus pyramidalis lateralis et medialis – соединяют кору ГМ и СМ Впереди – трапециевидное тело corpus trapecioideus тройничный нерв подъязычный XII пара – каудально перекрещивающиеся пиромидальные пути функции продолговатого мозга : центр сердечнососудистой деятельности и дыхания центр защитных рефлексов рвота понос слезоотделение чихание кашель центр пищеварительной...