72530

Минеральные вяжущие вещества

Лекция

Минералогия

Одним из первых вяжущих которым пользовался человек была необожженная глина. Для повышения водостойкости вяжущих еще древние римляне к воздушной извести добавляли вулканический пепел. Толчком для дальнейшего развития производства и применения вяжущих явилось изобретение...

Русский

2014-11-24

53 KB

9 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT3

Минеральные вяжущие вещества.

Материал к лекции для первого курса – немного подредактированный файл из интернета
(Читать в таком плане, добавляя, ориентируясь на время, сведения из своего курса)

(см. также лекцию 5 МВ)

1. Определение. Назначение вяжущих. История.

Минеральные вяжущие представляют собой порошкообразные вещества, способные при смешивании с водой (иногда с растворами солей) образовывать вязкопластичную легкоформуемую массу, постепенно затвердевающую в камневидное тело.

При строительстве зданий и сооружений используют штучные каменные материалы: кирпичи, камни, блоки, панели, облицовочные плитки. Чтобы здание было прочным и теплым, штучные материалы необходимо связать между собой в единую монолитную конструкцию. Для этого служат вяжущие вещества (далее для краткости именуемые «вяжущие»). Кроме того, вяжущие — основной компонент таких искусственных каменных материалов, как бетон и строительный раствор, в которых они скрепляют воедино зерна заполнителей (песка, гравия и щебня).

Одним из первых вяжущих, которым пользовался человек, была необожженная глина. За 3... 4 тысячелетия до н.э. стали применять более прочные вяжущие, получаемые искусственно обжигом природных каменных материалов. Первым, вероятно, было гипсовое вяжущее (формулы), а затем — воздушная известь (формула). Но они из-за своей недостаточной водостойкости не в полной мере отвечали требованиям строительства.

Для повышения водостойкости вяжущих еще древние римляне к воздушной извести добавляли вулканический пепел. Это было водостойкое вяжущее, которое назвали римским цементом. На Руси с той же целью (добавка к извести) применяли обожженную глину. Полученную смесь называли цемянкой. Позднее, в XVIII веке, строители обнаружили, что при обжиге мергелей (известняков с повышенным содержанием глины) получается более водостойкое вяжущее. Так появились гидравлическая известь и романцемент.

Толчком для дальнейшего развития производства и применения вяжущих явилось изобретение в начале XIX века качественно нового цемента более высокой прочности и водостойкости, названного «портландцемент» (история изобретения). В настоящее время в строительстве используют множество разнообразных минеральных (неорганических) вяжущих материалов, различающихся по своим свойствам.

2. Способ применения в стироительстве.

В строительстве вяжущие чаще используют в смеси с заполнителями для экономии вяжущего и улучшения некоторых свойств искусственного камня. Различают следующие виды смесей на основе вяжущих веществ:

— вяжущее (например, гипсовое) тесто — смесь вяжущего (гипса) с водой; отвердевшее гипсовое тесто зывают гипсовый камень;
— растворная смесь, состоящая из вяжущего, воды и песка; после затвердевания смеси образуе
тся строительный раствор (разновидность – сухие смеси);
— бетонная смесь, включающая в себя вяжущее, воду, песок и щебень (или гравий); затверде
вшую бетонную смесь называют бетоном.

 3. Затворение, схватывание и твердение. Воздушные и гидравлические вяжущие.

Определение терминов затворение, схватывание, твердение.

Минеральные вяжущие в зависимости от их способности твердеть (набирать прочность) в определенных условиях делят на воздушные и гидравлические.

Воздушные вяжущие твердеют и длительное время сохраняют прочность только на воздухе; в воде они сильно размокают. Причина снижения прочности в воде заключается в сравнительно высокой растворимости компонентов искусственного камня. К этой группе относят: гипсовые и магнезиальные вяжущие, растворимое стекло, воздушную известь. Иногда к воздушным вяжущим относят глину. Однако это не совсем обосновано, так как глиняное тесто затвердевает исключительно за счет высыхания и не изменяет при этом свой химический состав, что характерно для твердения всех минеральных вяжущих. В сельском строительстве глина и сейчас используется как местный связующий материал в штукатурных растворах для сухих условий эксплуатации, кладочных растворах для бытовых печей, своеобразных бетонах с армирующим наполнителем из соломы, тростника, прутьев. В современном индустриальном строительстве глину применяют как пластифицирующую добавку в цементные штукатурные и кладочные растворы.

Гидравлические вяжущие твердеют и сохраняют прочность как на воздухе, так и в воде . Для эффективного протекания процесса твердения необходимо, чтобы в твердеющем материале постоянно была вода. Иначе течение химических реакций, благодаря которым материал становится прочнее, приостанавливается. Эту группу образуют гидравлическая известь, романцемент, портландцемент и его разновидности, глиноземистый и расширяющиеся цементы, гипсоцементно-пуццолановое вяжущее и др. Число разновидностей гидравлических вяжущих непрерывно растет в результате использования новых видов сырья и применения современных способов производства.

В отдельную группу выделяют вяжущие вещества автоклавного твердения, быстро набирающие прочность только в автоклаве в среде насыщенного водяного пара при температуре 175...200°С и давлении 0,8... 1,5 МПа. В группу вяжущих автоклавного твердения входят известково-кремнеземистые и известково-шлаковые вяжущие, нефелиновый цемент. Хотя по существу эти вяжущие являются гидравлическими.

4. Получение минеральных вяжущих.

Сырьем для производства минеральных вяжущих являются различные горные породы, главным образом осадочного происхождения, и некоторые массовые побочные продукты металлургической, энергетической, химической и других отраслей промышленности.

В наибольших объемах используются карбонатные (известняк, мел, доломит, мергель, магнезит), сульфатные (гипс, ангидрит), кремнеземистые (диатомит, трепел, опока), глинистые и высокоглиноземистые (бокситы) горные породы.

Расширяется применение многотоннажных промышленных отходов: доменных и других металлургических шлаков, шлаков и зол от пылевидного сжигания твердого топлива, нефелинового шлама. При этом отпадает необходимость организации карьеров по добыче природного сырья, сокращаются расходы топлива и электроэнергии на обжиг и помол. Кроме того, использование отходов способствует охране природы и среды обитания человека.

Подготовка сырьевой смеси при производстве вяжущих предусматривает измельчение сырья до частиц примерно одного размера и, если смесь состоит не из одного компонента, их тщательное смешение для получения однородной композиции.

Важнейшим и обязательным этапом производства вяжущего является обжиг сырья. В результате физико-химических процессов, происходящих при высоких температурах, образуются новые соединения, способные взаимодействовать с водой и при этом твердеть, превращаясь в искусственный камень. Каждое вяжущее требует определенной температуры и продолжительности термической обработки . Высококачественные вяжущие (портландцемент и глиноземный цемент) получают обжигом при высоких температурах до частичного плавления (спекания) сырьевой смеси.

Чаще всего продукты обжига еще не являются готовым вяжущим. Для проявления вяжущих свойств их подвергают тонкому измельчению (помолу) в чистом виде или чаще совместно с добавками, вводимыми с целью регулирования технологических свойств теста вяжущего и эксплуатационных свойств искусственного камня, а также облегчения помола и удешевления. Чем выше тонкость помола, тем быстрее и полнее пройдут процессы химического взаимодействия вяжущего с водой.

5. Процессы гидратации, схватывания и твердения минеральных вяжущих.

Минеральные вяжущие обычно приводят в рабочее состояние путем смешивания с водой, называемого затворением. В отдельных случаях (например, магнезиальные вяжущие) затворение производят водными растворами солей.

Отвердевание теста в искусственный камень происходит в результате сложных процессов, сопровождающих химическое взаимодействие вяжущего с водой. Это взаимодействие идет с выделением теплоты, т.е. является экзотермическим.

В соответствии с теорией твердение минеральных вяжущих разделяется на три периода: подготовительный, коллоидации и кристаллизации, которые не следуют один за другим в четкой последовательности, а налагаются один на другой.

В подготовительном периоде сразу после затворения частицы вяжущего, смачиваясь водой, начинают растворяться с поверхности до образования насыщенного раствора. Одновременно происходит гидратация, т.е. присоединение воды к молекулам растворенного вяжущего. Особенность вяжущих заключается в том, что их растворимость существенно выше, чем у появляющихся гидратных соединений, содержащих химически связанную воду. Из-за этого образовавшийся раствор является пересыщенным по отношению к гидратным новообразованиям.

В период коллоидации из пересыщенного раствора начинают выделяться мельчайшие коллоидные частички гидратов с образованием так называемого геля (студнеобразной массы). По мере увеличения их количества тесто заметно загустевает, утрачивая пластичность, и приобретает начальную прочность.

В третьем периоде (кристаллизации) происходит дальнейшая гидратация вяжущего. Неустойчивый гель уплотняется и постепенно преобразуется в крупные более стабильные кристаллы, которые, срастаясь между собой, формируют жесткий каркас искусственного камня . Со временем число и поверхность контактов между кристаллами возрастают, что приводит к значительному повышению прочности.

Практическое значение имеет выделение в процессе твердения вяжущего этапа схватывания (загустевания), ограниченного двумя моментами: началом и концом схватывания. Началом схватывания называют момент, когда появляются признаки загустевания вяжущего теста и оно ощутимо теряет пластичность. Все производственные операции по приготовлению, транспортированию и укладке растворных и бетонных смесей должны быть завершены до начала схватывания.

К концу схватывания вяжущее тесто окончательно загустевает, но его прочность незначительна. Последующее нарастание прочности для разных вяжущих идет с различной интенсивностью.

Наибольшей скоростью твердения характеризуются гипсовые вяжущие — они полностью затвердевают за несколько часов, наименьшей — воздушная известь: прочность известкового камня увеличивается многие годы.

6. Технические характеристики вяжущих в виде порошка, теста и камня.

При оценке качества минеральных вяжущих рассматривают следующие основные показатели.

Тонкость помола (дисперсность) определяют просевом навески вяжущего через сито со стандартным размером ячеек и характеризуют остатком на сите (в % массы пробы). Кроме того, тонкость помола оценивают удельной поверхностью порошка.

Водопотребность представляет собой количество воды в % массы вяжущего, необходимое для получения теста стандартной консистенции. Для различных вяжущих методики оценки консистенции различны, что, объясняется неодинаковыми способами укладки смесей в производственных условиях. Использование теста стандартной консистенции обеспечивает сопоставимые условия при определении сроков схватывания, прочности и других свойств вяжущих . Сроки схватывания показывают, как быстро вяжущее тесто теряет пластичность, становясь жестким и неудобообрабатываемым. Начало и конец схватывания определяют в значительной степени условно по изменению во времени глубины проникания иглы прибора Вика в тесто стандартной консистенции.

Прочность — это основная характеристика качества вяжущих веществ, по которой устанавливают их марку. Так как прочность вяжущих изменяется во времени, то марка находится по прочности, достигнутой за определенное время при твердении в условиях, зафиксированных в соответствующем стандарте. Для вяжущих, твердеющих с различной скоростью, марка контролируется в разном возрасте: для гипсовых вяжущих — после 2 ч твердения на воздухе, а для портландцемента — после 28 сут пребывания во влажных условиях.

аши работы(смсм


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52271. Азбука юного гражданина. Своя игра 45 KB
  Оборудование: иллюстративный материал видеофильм Народні свята Гимн Украины выставка книг по теме таблица экран флажки разных стран. Едины мы в своем стремленьи: Пусть это будет на века Трезубец в гербе Украины Страны любимой нашей лик. Беседа Что мы называем домом для народа Как называется наше государство Назовите столицу Украины. Можно включить фонограмму 50 Когда была принята Конституция Украины 28 июня 1996г.
52272. Азбука міста 75.5 KB
  Ведучий Дорогі діти сьогодні ви побуваєте на веселому святі де будемо вивчати дорожні знаки та правила вуличного руху. Діти Устає над містом сонце Будить все довкола Зазирає у віконце Кличе нас до школи. У зал заходить Баба Яга Баба Яга Фу фу фу Нас учили в школі Потягується ліниво Не спішіть ніко о о о ли Діти діти айайай Добрий день вам зазвичай Та чому смієтесь ви Не впізнали ви Яги Я колись була весела А тепер ось не до сміху Бо не можу вже вільно літати Знаки на моїй дорозі стали пропадати. Нову...
52273. Профессиональная азбука духовности 81 KB
  Установочномотивационный этап 5 мин Осмысление поставленных задач формирование установки на сотрудничество. Ситуация для группы Мир Труд не позорит человека: к несчастью иногда попадают люди позорящие работу. Вспомните и запишите поговорки пословицы о труде и изобразите их в виде рисунка. Бенчли Великая радость работа В полях за станком за столом Работай до жаркого пота Работай без лишнего счета Все счастье земли за трудом В.
52274. Азбуку міста вивчай до ладу, щоб не потрапити раптом в біду 285.5 KB
  Приспів: На дорозі не спіши Щоб не трапилось біди. Світлофор не спить і не дріма До порядку на дорозі всіх нас кличе. На дорозі зупинись Вліво вправо подивись Чемним будь ти у автобусі й трамваї. Я друзі гарно прогулявся Там де машини так награвся Я немаленький вже на зріст До того ж маю гарний хвіст Нікого слухать не збираюсь Бо я дорослий і на дорозі часто граюсь.
52275. Весела нотна азбука 247.5 KB
  Вміння співати по нотах сприяє розвитку музичних здібностей дітей. Навчання молодших школярів музичної грамоти передбачає такі завдання: розвинути музичні здібності дітей: ладове чуття музичнослухові уявлення музичноритмічне чуття чуття цілого форми; дати основи нотної грамоти яка є складовою музичної грамоти навчити дітей розуміти нотний запис і сформувати вміння співати по нотах; сформувати уявлення про елементи музичної мови засоби музичної виразності та музичні явища; навчити розуміти ідейнохудожній зміст музичних...
52276. Повторювально-узагальнюючий урок за темою: «Передня Азія» 40 KB
  Назвати річки що протікають через Межерічча. Назвати та показати місто яке називали Ворота Божі. Назвати військову державу що розташована у верхній течії р. Назвати столицю Ассирійської імперії яку називали містом крові.
52277. Уроки державної мови 5.42 MB
  Ось що радить доктор філологічних наук Світлана Єрмоленко. У мовній практиці часом використовують ці лексеми як взаємозамінні. Але взаємозамінність у термінологічних висловах – річ небажана, і зрештою в кожному конкретному звороті утворюється якесь одне термінологічне слово, а інші, якщо вони не мають додаткових значеннєвих відтінків, виходять із літературно-нормативного вжитку.
52278. Бабуся – берегиня нашого роду 117 KB
  Та запросили у гості сьогодні тих людей яких обєднує не вік а високе почесне звання бабуся Ми зібралися великою родиною щоб вітати й вшановувати найрідніших найближчих нам людей. Що в мене є бабуся. Учитель: Так кого ж ми називаємо таким теплим іменем бабуся Діти відповідають а вчитель їх підводить до висновку що це мати мами або...
52279. Жизненная сила музыки И.С. Баха 69 KB
  Баха Цели и задачи урока: Закрепить понятие полифония на примерах вокального инструментального и произведения изобразительного искусства; Определить особенности содержания музыки И. Баха; Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. Баха понятие Сюита навыки хорового пения. Баха иллюстрации по теме урока стихи и высказывания по теме урока нотный материал.