72544

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений в том числе и отношений в сфере бюджетной деятельности это совокупность правовых средств или способов применяемых в ходе правового регулирования названных отношений.

Русский

2014-11-24

104.5 KB

1 чел.

В. ПАРЫГИНА,

кандидат юридических наук

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере бюджетной деятельности, — это совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений. Принято считать, что вместе с предметом они дают наиболее полную и четкую характеристику каждой отрасли российского права.

Проблеме наличия или отсутствия у того или иного образования в системе права собственного (особого) метода правового регулирования с советских времен традиционно уделяется незаслуженно много внимания. Как известно, ни дореволюционные российские юристы, ни юридическая наука зарубежных стран этим вопросом себя вполне обоснованно не утруждали и не утруждают. Для правовых систем развитых стран проблема метода правового воздействия не вызывает особых споров и затруднений.

Между тем повышенное внимание к этому вопросу в нашей стране объясняется субъективным фактором — скорее всего ошибочным представлением, о том, что метод якобы можно использовать в качестве инструмента выделения отраслей права (а значит, и в качестве доказательства ошибочного выделения отраслей, «обнаруженных» коллегами). Как отмечают зарубежные исследователи, природа этого недоразумения коренится, видимо, в самой истории возникновения и развития советского социалистического права, когда первым совюристам очень хотелось найти в социалистическом праве что-нибудь принципиально отличающее его от права буржуазного и при этом избежать обвинений в «классово чуждом» делении советского права на частное и публичное. Как известно, еще в ходе первой дискуссии о критериях деления советского права на отрасли, развернувшейся в 1938—1940 гг. на страницах журнала «Советское государство и право», С.Н. Братусь выдвинул тезис о недостаточности для означенных целей самостоятельности предмета правового регулирования1. Поэтому в ходе второй научной дискуссии (1955—1958 гг.) еще одним важным критерием деления права на отрасли был признан метод правового регулирования. При этом де-факто сущность метода любой отрасли предопределялась публично-правовой или частноправовой природой этой отрасли (хотя по указанным выше идеологическим соображениям вслух это, конечно, не произносилось). Отсюда «родом» и наделение всех советских отраслей только двумя методами — императивным (о нем писалось применительно к публично-правовым по определению отраслям) либо диспозитивным (отрасли частного цикла)2. В дальнейшем указанный критерий, как правило, рассматривался в связи с необходимостью наличия у отрасли права специфического (собственного), юридического режима (С.С. Алексеев).

Проблема методов в российской юридической науке дискуссионна. В работах отдельных ученых (А.П. Алехин, Н.А. Шевелева, О.А. Ногина, А.Г. Чернявский, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлов и др.) выделяется два принципиально различных подхода к познанию содержания метода правового регулирования. Так, Ю.М. Козлов отмечал: «…либо каждая правовая отрасль, помимо предмета, имеет свой собственный метод, либо все отрасли права используют единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция»3.

В.Д. Сорокин полагает, что методу правового регулирования вообще не свойственна функция выяснения характера отношений между субъектами4, и он не может выступать критерием разделения права на отрасли. По его мнению, всем отраслям права присущ единый метод правового регулирования, системными элементами которого являются дозволение, запрет и предписание5. Нам представляется возможным в целом согласиться с таким подходом.

Напротив, как указывает С.С. Алексеев, каждый отраслевой метод, представляя собой сложное, многогранное правовое явление, выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений — предметом правового регулирования.

Основными способами правового регулирования выступают: 1) дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия; 2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; 3) позитивное обязывание — возложение на лиц обязанностей к активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т. д.)6.

Специфика правового режима и метода бюджетного права обусловлена особенностями регулируемых этой отраслью общественных отношений (спецификой предмета). Особенности метода бюджетного права, характерные черты его юридического режима в том или ином виде отмечались в литературе. Однако системного рассмотрения метода бюджетного права в рамках финансово-правовой науки практически не проводилось. Большинство исследователей, отождествляя метод бюджетного права с методом финансового права, отмечают, что традиционным для него выступает метод властных предписаний, а использование диспозитивного метода правового регулирования незначительно (либо его нет вовсе).

Таким образом, бюджетное право располагает самостоятельным, не присущим иным публично-правовым отраслям права (в том числе административному и конституционному праву), методом правового регулирования и юридическим режимом. В методе бюджетного права мы находим своеобразное, не характерное другим отраслям российского права сочетание первичных частноправовых и публично-правовых элементов метода правового регулирования, которые и определяют его юридический режим. При этом, естественно, на своеобразие конструкции метода бюджетного права влияют вариации конкретных способов регулирования — дозволений, запретов, обязывания.

1 См.: Братусь С.Н. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. — 1940. — № 1. — С. 36—39.

2 Отметим, что эта коллизия не преодолена в отраслевых науках и поныне. Обратившись хотя бы к одному ведущему учебнику по каждой из основных юридических дисциплин, любой студент обнаружит, что сообразно с разумением их авторов императивный метод указан в качестве «собственного», «только этой отрасли присущего» и «самостоятельного» метода не менее чем в трех отраслях, а диспозитивный «является единственным и неповторимым» для более четырех основных отраслей российского права.

3 См., напр.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1994. — С. 25; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1998. — С. 32.

4 См.: Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: теоретические проблемы. — М., 1976. — С. 85.

5 См.: Сорокин В.Д. Единый предмет правового регулирования определяет и единый метод // Юридическая мысль. — 2001. — № 5. — С. 25.

6 См.: Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995. — С. 156, 157.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47288. Процедура построения почти полного дерева поиска и ее особенности 82.69 KB
  Бинарное дерево-это конечное множество элементов, которое либо пусто, либо содержит один элемент, называемый корнем дерева, а остальные элементы множества делятся на два непересекающихся подмножества, каждое из которых само является бинарным деревом.
47289. Туберкулез кожи. Лепра 249.5 KB
  Туберкулезные поражения кожи – группа клинически и морфологически различных заболеваний, обусловленных внедрением в кожу микобактерий туберкулеза (палочки Коха)
47292. Качество и его оценка 825.07 KB
  Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79)
47293. Автомобильные парки 11.81 MB
  Опыт эксплуатации, как обычных бортовых автомобилей, так и автопоездов, состоящих из автомобиля-тягача и прицепа (прицепов) или полуприцепа позволил определить преимущества автопоездов
47294. Вивчення виробничо-господарської діяльності КАТП №1728 366.67 KB
  Метою практики є вивчення виробничо-господарської діяльності КАТП №1728, технологічних процесів організації автомобільних перевезень, організації й керування перевезеннями, закріплення, поглиблене вивчання й розширення знань по теоретичних дисциплінах, які вивчалися в університеті, придбання професійної компетенції майбутніх фахівців, збір необхідної інформації для дипломної роботи, вивчення науково-дослідницької роботи кафедри Автомобілів, автомобільного господарства і технології металів.
47295. Видеомонтаж. Обработка видео на компьютере 99.5 KB
  Самым первым методом передачи видеосигнала является аналоговый метод. Одним из первых видео форматов на основе этого принципа стал композитный видеосигнал. Композитное аналоговое видео комбинирует все видео компоненты (яркость, цвет, синхронизацию и т. п.) в один сигнал
47296. Интерполяция, экстраполяция и аппроксимация данных 1.4 MB
  Тема проекта Выполнить расчеты связанные с обработкой экспериментальных данных методами интерполяции экстраполяции и аппроксимации в математической системе Mthcd и Microsoft Ecxel. Описание используемых функций табличного процессора Microsoft Excel и Mthcd. Реализация заданий по обработке экспериментальных данных методами интерполяции экстраполяции и аппроксимации в математической системе Mthcd