72544

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений в том числе и отношений в сфере бюджетной деятельности это совокупность правовых средств или способов применяемых в ходе правового регулирования названных отношений.

Русский

2014-11-24

104.5 KB

1 чел.

В. ПАРЫГИНА,

кандидат юридических наук

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере бюджетной деятельности, — это совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений. Принято считать, что вместе с предметом они дают наиболее полную и четкую характеристику каждой отрасли российского права.

Проблеме наличия или отсутствия у того или иного образования в системе права собственного (особого) метода правового регулирования с советских времен традиционно уделяется незаслуженно много внимания. Как известно, ни дореволюционные российские юристы, ни юридическая наука зарубежных стран этим вопросом себя вполне обоснованно не утруждали и не утруждают. Для правовых систем развитых стран проблема метода правового воздействия не вызывает особых споров и затруднений.

Между тем повышенное внимание к этому вопросу в нашей стране объясняется субъективным фактором — скорее всего ошибочным представлением, о том, что метод якобы можно использовать в качестве инструмента выделения отраслей права (а значит, и в качестве доказательства ошибочного выделения отраслей, «обнаруженных» коллегами). Как отмечают зарубежные исследователи, природа этого недоразумения коренится, видимо, в самой истории возникновения и развития советского социалистического права, когда первым совюристам очень хотелось найти в социалистическом праве что-нибудь принципиально отличающее его от права буржуазного и при этом избежать обвинений в «классово чуждом» делении советского права на частное и публичное. Как известно, еще в ходе первой дискуссии о критериях деления советского права на отрасли, развернувшейся в 1938—1940 гг. на страницах журнала «Советское государство и право», С.Н. Братусь выдвинул тезис о недостаточности для означенных целей самостоятельности предмета правового регулирования1. Поэтому в ходе второй научной дискуссии (1955—1958 гг.) еще одним важным критерием деления права на отрасли был признан метод правового регулирования. При этом де-факто сущность метода любой отрасли предопределялась публично-правовой или частноправовой природой этой отрасли (хотя по указанным выше идеологическим соображениям вслух это, конечно, не произносилось). Отсюда «родом» и наделение всех советских отраслей только двумя методами — императивным (о нем писалось применительно к публично-правовым по определению отраслям) либо диспозитивным (отрасли частного цикла)2. В дальнейшем указанный критерий, как правило, рассматривался в связи с необходимостью наличия у отрасли права специфического (собственного), юридического режима (С.С. Алексеев).

Проблема методов в российской юридической науке дискуссионна. В работах отдельных ученых (А.П. Алехин, Н.А. Шевелева, О.А. Ногина, А.Г. Чернявский, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлов и др.) выделяется два принципиально различных подхода к познанию содержания метода правового регулирования. Так, Ю.М. Козлов отмечал: «…либо каждая правовая отрасль, помимо предмета, имеет свой собственный метод, либо все отрасли права используют единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция»3.

В.Д. Сорокин полагает, что методу правового регулирования вообще не свойственна функция выяснения характера отношений между субъектами4, и он не может выступать критерием разделения права на отрасли. По его мнению, всем отраслям права присущ единый метод правового регулирования, системными элементами которого являются дозволение, запрет и предписание5. Нам представляется возможным в целом согласиться с таким подходом.

Напротив, как указывает С.С. Алексеев, каждый отраслевой метод, представляя собой сложное, многогранное правовое явление, выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений — предметом правового регулирования.

Основными способами правового регулирования выступают: 1) дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия; 2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; 3) позитивное обязывание — возложение на лиц обязанностей к активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т. д.)6.

Специфика правового режима и метода бюджетного права обусловлена особенностями регулируемых этой отраслью общественных отношений (спецификой предмета). Особенности метода бюджетного права, характерные черты его юридического режима в том или ином виде отмечались в литературе. Однако системного рассмотрения метода бюджетного права в рамках финансово-правовой науки практически не проводилось. Большинство исследователей, отождествляя метод бюджетного права с методом финансового права, отмечают, что традиционным для него выступает метод властных предписаний, а использование диспозитивного метода правового регулирования незначительно (либо его нет вовсе).

Таким образом, бюджетное право располагает самостоятельным, не присущим иным публично-правовым отраслям права (в том числе административному и конституционному праву), методом правового регулирования и юридическим режимом. В методе бюджетного права мы находим своеобразное, не характерное другим отраслям российского права сочетание первичных частноправовых и публично-правовых элементов метода правового регулирования, которые и определяют его юридический режим. При этом, естественно, на своеобразие конструкции метода бюджетного права влияют вариации конкретных способов регулирования — дозволений, запретов, обязывания.

1 См.: Братусь С.Н. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. — 1940. — № 1. — С. 36—39.

2 Отметим, что эта коллизия не преодолена в отраслевых науках и поныне. Обратившись хотя бы к одному ведущему учебнику по каждой из основных юридических дисциплин, любой студент обнаружит, что сообразно с разумением их авторов императивный метод указан в качестве «собственного», «только этой отрасли присущего» и «самостоятельного» метода не менее чем в трех отраслях, а диспозитивный «является единственным и неповторимым» для более четырех основных отраслей российского права.

3 См., напр.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1994. — С. 25; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1998. — С. 32.

4 См.: Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: теоретические проблемы. — М., 1976. — С. 85.

5 См.: Сорокин В.Д. Единый предмет правового регулирования определяет и единый метод // Юридическая мысль. — 2001. — № 5. — С. 25.

6 См.: Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995. — С. 156, 157.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81111. Распознавание падежей имен существительных 102 KB
  Задачи урока: Продолжить работу над распознаванием падежей имен существительных. Совершенствовать умение учащихся в грамотном каллиграфическом письме. Развивать умение в самостоятельной работе на уроке, творческой работе, работе с текстом по памяти.
81112. Написание слов с удвоенными буквами в корне 46.5 KB
  Учить учащихся произносить и правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне слова; развивать поисково-познавательную активность и самостоятельность детей; путем наблюдения над словом вывести что долгий согласный звук на письме обозначается двумя одинаковыми буквами...
81113. Письмове додавання трицифрових чисел з переходом через розряд. Легенди про весняні квіти 37 KB
  Мета: пояснити прийом додавання трицифрових чисел з переходом через десяток; опрацювати складання задачі за коротким записом; вдосконалювати обчислювальні навички; розширити знання дітей про легенди. Обладнання: картки для усних обчислень, демонстраційні слайди, індивідуальні картки, маршрутна карта.
81114. Потреби у безпеці. Захист від стихійних лих, пожеж, злочинів. Допомога при нещасних випадках 40.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з потребами в безпеці, формувати вміння захищатися від небезпеки і надавати першу допомогу при нещасних випадках; розвивати логічне мислення, зв’язне мислення, зв’язне мовлення; виховувати взаємодопомогу, співчуття. Обладнання: зошит «Цікава економіка», картки, малюнки.
81115. Пізнай себе. Характер і здоров’я 36 KB
  Мета уроку: сформувати уявлення про якості особистості; сприяти пізнанню себе, своїх внутрішніх характеристик; виховувати бажання самовдосконалюватися; розвивати вміння контролювати свої емоції; навчитися виховувати позитивні риси характеру і вміння стримувати негативні.
81116. Places of interest in London 57.5 KB
  London is the capital of Great Britain. It is one of the most interesting places in the world. About eight million people live here. There is a big river in London – Thames. There are lots of Bridges over the river. Tower Bridge is the most famous. It is more than 100 years old.
81117. Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ. Буквы Ш, ш 946 KB
  Цели: познакомить с согласным звуком и буквами, активизировать словарный запас. Развивать речь, мышление, внимание, память, фонематический слух, познавательную активность. Воспитывать положительные черты личности.
81118. Засвоєння таблиці множення числа 8. Задачі на зведення до одиниці 29.38 KB
  Мета. Засвоїти таблицю множення числа 8, удосконалювати вміння розв’язувати задачі на зведення до одиниці, розвивати логічне мислення, увагу, виховувати інтерес до вивчення математики. Обладнання: таблиці для усної лічби, малюнки овочів.
81119. Корисні копалини в рідному краї 56.5 KB
  Діти а чи вмієти ви правильно сидіти за партою Покажіть мені як же потрібно сидіти за партою. Діти давайте перевіримо чи всі готові до нашого уроку Для уроку нам знадобляться підручник з природознавства зошит ручка олівець.