72544

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений в том числе и отношений в сфере бюджетной деятельности это совокупность правовых средств или способов применяемых в ходе правового регулирования названных отношений.

Русский

2014-11-24

104.5 KB

1 чел.

В. ПАРЫГИНА,

кандидат юридических наук

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере бюджетной деятельности, — это совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений. Принято считать, что вместе с предметом они дают наиболее полную и четкую характеристику каждой отрасли российского права.

Проблеме наличия или отсутствия у того или иного образования в системе права собственного (особого) метода правового регулирования с советских времен традиционно уделяется незаслуженно много внимания. Как известно, ни дореволюционные российские юристы, ни юридическая наука зарубежных стран этим вопросом себя вполне обоснованно не утруждали и не утруждают. Для правовых систем развитых стран проблема метода правового воздействия не вызывает особых споров и затруднений.

Между тем повышенное внимание к этому вопросу в нашей стране объясняется субъективным фактором — скорее всего ошибочным представлением, о том, что метод якобы можно использовать в качестве инструмента выделения отраслей права (а значит, и в качестве доказательства ошибочного выделения отраслей, «обнаруженных» коллегами). Как отмечают зарубежные исследователи, природа этого недоразумения коренится, видимо, в самой истории возникновения и развития советского социалистического права, когда первым совюристам очень хотелось найти в социалистическом праве что-нибудь принципиально отличающее его от права буржуазного и при этом избежать обвинений в «классово чуждом» делении советского права на частное и публичное. Как известно, еще в ходе первой дискуссии о критериях деления советского права на отрасли, развернувшейся в 1938—1940 гг. на страницах журнала «Советское государство и право», С.Н. Братусь выдвинул тезис о недостаточности для означенных целей самостоятельности предмета правового регулирования1. Поэтому в ходе второй научной дискуссии (1955—1958 гг.) еще одним важным критерием деления права на отрасли был признан метод правового регулирования. При этом де-факто сущность метода любой отрасли предопределялась публично-правовой или частноправовой природой этой отрасли (хотя по указанным выше идеологическим соображениям вслух это, конечно, не произносилось). Отсюда «родом» и наделение всех советских отраслей только двумя методами — императивным (о нем писалось применительно к публично-правовым по определению отраслям) либо диспозитивным (отрасли частного цикла)2. В дальнейшем указанный критерий, как правило, рассматривался в связи с необходимостью наличия у отрасли права специфического (собственного), юридического режима (С.С. Алексеев).

Проблема методов в российской юридической науке дискуссионна. В работах отдельных ученых (А.П. Алехин, Н.А. Шевелева, О.А. Ногина, А.Г. Чернявский, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлов и др.) выделяется два принципиально различных подхода к познанию содержания метода правового регулирования. Так, Ю.М. Козлов отмечал: «…либо каждая правовая отрасль, помимо предмета, имеет свой собственный метод, либо все отрасли права используют единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция»3.

В.Д. Сорокин полагает, что методу правового регулирования вообще не свойственна функция выяснения характера отношений между субъектами4, и он не может выступать критерием разделения права на отрасли. По его мнению, всем отраслям права присущ единый метод правового регулирования, системными элементами которого являются дозволение, запрет и предписание5. Нам представляется возможным в целом согласиться с таким подходом.

Напротив, как указывает С.С. Алексеев, каждый отраслевой метод, представляя собой сложное, многогранное правовое явление, выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений — предметом правового регулирования.

Основными способами правового регулирования выступают: 1) дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия; 2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; 3) позитивное обязывание — возложение на лиц обязанностей к активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т. д.)6.

Специфика правового режима и метода бюджетного права обусловлена особенностями регулируемых этой отраслью общественных отношений (спецификой предмета). Особенности метода бюджетного права, характерные черты его юридического режима в том или ином виде отмечались в литературе. Однако системного рассмотрения метода бюджетного права в рамках финансово-правовой науки практически не проводилось. Большинство исследователей, отождествляя метод бюджетного права с методом финансового права, отмечают, что традиционным для него выступает метод властных предписаний, а использование диспозитивного метода правового регулирования незначительно (либо его нет вовсе).

Таким образом, бюджетное право располагает самостоятельным, не присущим иным публично-правовым отраслям права (в том числе административному и конституционному праву), методом правового регулирования и юридическим режимом. В методе бюджетного права мы находим своеобразное, не характерное другим отраслям российского права сочетание первичных частноправовых и публично-правовых элементов метода правового регулирования, которые и определяют его юридический режим. При этом, естественно, на своеобразие конструкции метода бюджетного права влияют вариации конкретных способов регулирования — дозволений, запретов, обязывания.

1 См.: Братусь С.Н. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. — 1940. — № 1. — С. 36—39.

2 Отметим, что эта коллизия не преодолена в отраслевых науках и поныне. Обратившись хотя бы к одному ведущему учебнику по каждой из основных юридических дисциплин, любой студент обнаружит, что сообразно с разумением их авторов императивный метод указан в качестве «собственного», «только этой отрасли присущего» и «самостоятельного» метода не менее чем в трех отраслях, а диспозитивный «является единственным и неповторимым» для более четырех основных отраслей российского права.

3 См., напр.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1994. — С. 25; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1998. — С. 32.

4 См.: Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: теоретические проблемы. — М., 1976. — С. 85.

5 См.: Сорокин В.Д. Единый предмет правового регулирования определяет и единый метод // Юридическая мысль. — 2001. — № 5. — С. 25.

6 См.: Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995. — С. 156, 157.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48212. Фінанси курс лекцій 3.08 MB
  Грошовий характер фінансів — важлива ознака фінансів. Гроші є обовязковою умовою існування фінансів. Фінанси – це грошові відносини, які виникають у процесі розподілу та перерозподілу вартості валового суспільного продукту і частини національного багатства у звязку з формуванням грошових прибутків та нагромаджень у субєктів господарювання і держави та використанням їх на поширене відтворення, матеріальне стимулювання робітників, задоволення соціальних та інших потреб суспільства.
48213. Організація надання туристичних послуг у готелях та туристично-рекреаційних комплексах 167 KB
  Туристичне обслуговування в готелях. Екскурсійне обслуговування. Програмне забезпечення організації туристичного обслуговування. ТУРИСТИЧНЕ ОБСЛУГОВУВАННЯ В ГОТЕЛЯХ.
48217. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 3.94 MB
  Теория государства и права: Курс лекций Под ред. ПРЕДИСЛОВИЕ Литература по общей теории государства и права пока еще не отражает в полной мере тех глубоких перемен которые происходят сегодня в России. Книга рассчитана как на студентов первых курсов только начинающих изучать основы теории государства и права так и на студентоввыпускников уже получивших необходимую подготовку.
48218. Теория массовой коммуникации 388 KB
  Массовая коммуникация - процесс распространения информации с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории