72544

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений в том числе и отношений в сфере бюджетной деятельности это совокупность правовых средств или способов применяемых в ходе правового регулирования названных отношений.

Русский

2014-11-24

104.5 KB

1 чел.

В. ПАРЫГИНА,

кандидат юридических наук

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере бюджетной деятельности, — это совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений. Принято считать, что вместе с предметом они дают наиболее полную и четкую характеристику каждой отрасли российского права.

Проблеме наличия или отсутствия у того или иного образования в системе права собственного (особого) метода правового регулирования с советских времен традиционно уделяется незаслуженно много внимания. Как известно, ни дореволюционные российские юристы, ни юридическая наука зарубежных стран этим вопросом себя вполне обоснованно не утруждали и не утруждают. Для правовых систем развитых стран проблема метода правового воздействия не вызывает особых споров и затруднений.

Между тем повышенное внимание к этому вопросу в нашей стране объясняется субъективным фактором — скорее всего ошибочным представлением, о том, что метод якобы можно использовать в качестве инструмента выделения отраслей права (а значит, и в качестве доказательства ошибочного выделения отраслей, «обнаруженных» коллегами). Как отмечают зарубежные исследователи, природа этого недоразумения коренится, видимо, в самой истории возникновения и развития советского социалистического права, когда первым совюристам очень хотелось найти в социалистическом праве что-нибудь принципиально отличающее его от права буржуазного и при этом избежать обвинений в «классово чуждом» делении советского права на частное и публичное. Как известно, еще в ходе первой дискуссии о критериях деления советского права на отрасли, развернувшейся в 1938—1940 гг. на страницах журнала «Советское государство и право», С.Н. Братусь выдвинул тезис о недостаточности для означенных целей самостоятельности предмета правового регулирования1. Поэтому в ходе второй научной дискуссии (1955—1958 гг.) еще одним важным критерием деления права на отрасли был признан метод правового регулирования. При этом де-факто сущность метода любой отрасли предопределялась публично-правовой или частноправовой природой этой отрасли (хотя по указанным выше идеологическим соображениям вслух это, конечно, не произносилось). Отсюда «родом» и наделение всех советских отраслей только двумя методами — императивным (о нем писалось применительно к публично-правовым по определению отраслям) либо диспозитивным (отрасли частного цикла)2. В дальнейшем указанный критерий, как правило, рассматривался в связи с необходимостью наличия у отрасли права специфического (собственного), юридического режима (С.С. Алексеев).

Проблема методов в российской юридической науке дискуссионна. В работах отдельных ученых (А.П. Алехин, Н.А. Шевелева, О.А. Ногина, А.Г. Чернявский, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлов и др.) выделяется два принципиально различных подхода к познанию содержания метода правового регулирования. Так, Ю.М. Козлов отмечал: «…либо каждая правовая отрасль, помимо предмета, имеет свой собственный метод, либо все отрасли права используют единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция»3.

В.Д. Сорокин полагает, что методу правового регулирования вообще не свойственна функция выяснения характера отношений между субъектами4, и он не может выступать критерием разделения права на отрасли. По его мнению, всем отраслям права присущ единый метод правового регулирования, системными элементами которого являются дозволение, запрет и предписание5. Нам представляется возможным в целом согласиться с таким подходом.

Напротив, как указывает С.С. Алексеев, каждый отраслевой метод, представляя собой сложное, многогранное правовое явление, выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений — предметом правового регулирования.

Основными способами правового регулирования выступают: 1) дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия; 2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; 3) позитивное обязывание — возложение на лиц обязанностей к активному поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т. д.)6.

Специфика правового режима и метода бюджетного права обусловлена особенностями регулируемых этой отраслью общественных отношений (спецификой предмета). Особенности метода бюджетного права, характерные черты его юридического режима в том или ином виде отмечались в литературе. Однако системного рассмотрения метода бюджетного права в рамках финансово-правовой науки практически не проводилось. Большинство исследователей, отождествляя метод бюджетного права с методом финансового права, отмечают, что традиционным для него выступает метод властных предписаний, а использование диспозитивного метода правового регулирования незначительно (либо его нет вовсе).

Таким образом, бюджетное право располагает самостоятельным, не присущим иным публично-правовым отраслям права (в том числе административному и конституционному праву), методом правового регулирования и юридическим режимом. В методе бюджетного права мы находим своеобразное, не характерное другим отраслям российского права сочетание первичных частноправовых и публично-правовых элементов метода правового регулирования, которые и определяют его юридический режим. При этом, естественно, на своеобразие конструкции метода бюджетного права влияют вариации конкретных способов регулирования — дозволений, запретов, обязывания.

1 См.: Братусь С.Н. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. — 1940. — № 1. — С. 36—39.

2 Отметим, что эта коллизия не преодолена в отраслевых науках и поныне. Обратившись хотя бы к одному ведущему учебнику по каждой из основных юридических дисциплин, любой студент обнаружит, что сообразно с разумением их авторов императивный метод указан в качестве «собственного», «только этой отрасли присущего» и «самостоятельного» метода не менее чем в трех отраслях, а диспозитивный «является единственным и неповторимым» для более четырех основных отраслей российского права.

3 См., напр.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1994. — С. 25; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1998. — С. 32.

4 См.: Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: теоретические проблемы. — М., 1976. — С. 85.

5 См.: Сорокин В.Д. Единый предмет правового регулирования определяет и единый метод // Юридическая мысль. — 2001. — № 5. — С. 25.

6 См.: Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995. — С. 156, 157.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46401. Методичні вказівки. Сервіс і діагностика машин 945 KB
  Параметри технічного стану двигуна в цілому Діагностичний параметр Прямий структурний Непрямий що функціонально залежить від структурного Ефективна потужність двигунів: Зміна частоти обертання колінчастого вала при послідовному відключенні з роботи кожного з циліндрів с1 хв.1 Автомобільних – за СТ СЕВ 765 – 77 Характеристики вібрації шуму або звуку м с2 м с дБ Тракторних – за ГОСТ 18509 – 80 Максимальний крутний момент колінчастого вала Нм Прискорення частоти обертання колінчатого вала при розгоні без навантаження с2 Тиск...
46402. Розрахунок деталі ”Вал-шестерня” 2.3 MB
  Деталь ”Вал-шестерня” входить до фартуха токарно-револьверного верстату моделі 1Г340ПЦ, і призначений для переміщення фартуха у повздовжньому напрямку.
46403. Составление программ циклической структуры 64 KB
  Изучить основные операторы для организации циклов. Разработать алгоритм решения задачи. Составить программу решения задачи. Вычислить на ЭВМ значение интеграла на отрезке. Число разбиений отрезка интегрирования равен 100, метод интегрирования – метод трапеций.
46404. Психологічні умови попередження та врегулювання конфліктів у військовому колективі 158.5 KB
  Життєвий цикл конфлікту. Найважливіші з них: предмет конфлікту його об’єкт суб’єкти конфліктна ситуація інцидент структура. Виникнення спірної ситуації Сприйняття ситуації як конфліктної хоч би однією із сторін ні так Наявність конфліктної ситуації Виникнення інциденту ні так Розгортання конфлікту Відсутність конфлікту Рис. Конфліктна ситуація – це основна умова виникнення конфлікту на підставі порушення балансу інтересів учасників взаємодії.
46405. Психологічні особливості консультування 146 KB
  Впливати на ситуацію він може тільки через клієнта використовуючи можливості доступні клієнтові в його становищі. Ефективність психологічної допомоги виявляється в готовності клієнта витрачати час гроші душевні сили на розвязання його проблеми. Психологконсультант у консультативному процесі виступає в ролі...
46406. Педагогічні особливості культури офіцера 184 KB
  Обговорення другого питання: Педагогічні техніки військового педагога 30 хв. 30 Педагогічні техніки військового педагога 30 Психологічні особливості педагогічної майстерності 20 3. Обговорення другого питання: Педагогічні техніки військового педагога 30 хв. Педагогічну культуру вони розглядають як оволодіння військовим педагогом педагогічним досвідом людства ступінь його досконалості в педагогічній діяльності досягнутий рівень розвитку його особистості як педагога.
46408. Характеристика військового колективу 138.5 KB
  Хоча психічний склад колективу є соціально обумовленим, але він у багато чому визначається характером і умовами колективної діяльності, віковим і національним складом членів колективу. Тому при аналізі психічного складу колективів можливий і професійний, і віковий, і національний підходи...
46409. Доказательство и доказывание в гражданском процессе 118.5 KB
  Представители по гражданскому делу, или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении, или медиаторы - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, защитника или медиатора...