72546

МЕСТО НОТАРИАЛЬНЫХ ПАЛАТ В ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Глубокие политические и социально-экономические преобразования в России возникновение и развитие рыночных отношений конституционное закрепление равенства частной государственной муниципальной и иных форм собственности обусловили серьезное видоизменение роли и значения многих традиционных...

Русский

2014-11-24

186.5 KB

0 чел.

Н. РЕПИН,

соискатель

МЕСТО НОТАРИАЛЬНЫХ ПАЛАТ В ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ

Глубокие политические и социально-экономические преобразования в России — возникновение и развитие рыночных отношений, конституционное закрепление равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности — обусловили серьезное видоизменение роли и значения многих традиционных институтов, в том числе и правовых, в жизни формирующегося гражданского общества. «К числу таких важных, жизненно необходимых и имеющих глубокие европейские и российские традиции правовых институтов относится и нотариат»1.

«Общество — это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество — сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями»2. Это такая общность индивидов, где действуют не биологические, а социальные законы.

Становление гражданского общества и правового государства, являющееся одним из важнейших итогов естественно исторического развития человеческой цивилизации, имеет довольно четко обозначенные экономические основания. Именно эволюция рыночных отношений на определенном этапе приводит к зарождению гражданского общества как некой ассоциации экономически свободных и независимых граждан, союза автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия своей жизнедеятельности. «Генезис же гражданского общества, в свою очередь, детерминирует возникновение явления правовой государственности»3.

Именно сегодня в Российской Федерации проблемы развития гражданского общества стали наиболее актуальными в связи с программными ориентирами на построение правового государства и стремлением властей показать свое желание сотрудничать с другими институтами российского общества, в том числе с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями4.

В концептуальном (теоретическом) плане также совершенно не решен вопрос ни о юридической природе гражданского общества, ни о соизмеримости его задач с задачами государства, ни о формах взаимодействия, сотрудничества или подчиненности государству. Об этом говорят и «разнобой» в юридических формулировках, и нечеткие позиции самих структур, относящих себя к гражданскому обществу, и непоследовательность во взглядах на это социально-правовое явление. Например, в Энциклопедическом юридическом словаре5 говорится, что «гражданское общество в теории государства и права — это общественное устройство, при котором человеку гарантируется своеобразный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека, обеспечивается идеологический плюрализм». В словаре называются основные элементы гражданского общества: «разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, семья как основная социальная ячейка». В то же время констатируется, что «гражданское общество полностью контролирует государство, которое служит обществу».

Авторы же Юридической энциклопедии6 в гражданском обществе видят «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним».

Таким образом, две наиболее известные научные юридические школы, выразившие свои идеи в фундаментальных энциклопедических трудах, в вопросах подконтрольности или неподконтрольности гражданского общества государству занимают противоположные позиции, что, конечно, дезориентирует общественность и не позволяет выработать единый критерий оценки «полезности» такого гражданского общества для людей. Ибо основным критерием в этой оценке служит то, насколько можно противостоять государству со стороны отдельного человека или группы граждан и в чем они могут видеть поддержку гражданского общества в условиях усиливающихся государственных рычагов воздействия на человека, его силовых структур, правоохранительных органов и спецслужб. Если гражданское общество видится подконтрольным госструктурам и их чиновничьему аппарату, то, надо полагать, оно станет очередным дополнительным «приводным ремнем» в отлаженном механизме работающей государственной машины.

На самом же деле ни о какой подконтрольности гражданского общества государству и теоретически, и практически не должно идти речи. Такой его статус исходит из определения, данного в статье Г. Целмса «В гражданское общество шагом марш!»7: «Под термином «гражданское общество» обычно понимается совокупность общественных структур и объединений, не зависящих от государства и обеспечивающих гражданам возможность самореализации и защиты своих прав... Гражданское общество — это третий общественный сектор наряду с государством и рынком. Сильное гражданское общество является важным противовесом государству и коммерческим интересам». Именно такое гражданское общество способно выполнить свою высокую общественную миссию перед своими гражданами и может составить достаточный противовес государственному произволу.

Гражданское общество и правовое государство — не отсеченные и не изолированные понятия, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы. Ведь, как отмечает Н.И. Матузов, «государство — форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны»8.

Характерное для правового государства господство права обеспечивает признание и гарантию прав и свобод граждан во всех сферах, а со стороны граждан — уважение к законам и институтам общества и государства. Показательно, что последнее становится важным элементом (сердцевиной) правосознания большинства населения, чем и объясняется легитимность поведения граждан в странах с либерально-демократическим режимом.

Законодатель же (и исполнительная власть) здесь так же подзаконен, как и гражданин. Более того, подзаконность государственной власти дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав. Принцип неприкосновенности личности, следовательно, дополняется неприкосновенностью жилища и переписки9.

Правовое государство, будучи продуктом деятельности гражданского общества, призвано через закон создавать условия для существования и функционирования гражданского общества, его основных институтов, принципов и ценностей, в силу чего правовое государство имеет общие (объединяющие всех членов гражданского общества) правовые основы. Если гражданское общество включает и реализует комплекс частных (единичных и групповых) интересов, часто противоречащих друг другу, то правовое государство, являясь выражением общей воли, призвано примирить, совместить и гармонизировать между собой эти интересы. В этом заключается сложная, многоцветная диалектика сосуществования и взаимодействия таких систем, как гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество понимается как высокая ступень развития общества, в котором граждане наделены демократическими правами, используют их и выполняют обязанности друг перед другом, перед обществом и государством10. В определениях гражданского общества нередко подчеркивается его относительная автономность от вмешательства государства. Оно выступает как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений: экономических и социальных, нравственных и религиозных, семейных и духовных. Правда, такая столь однозначная оппозиция «гражданское общество — государство» сглаживается введением понятия правового государства. Например, в комментариях к статье 1 Конституции Российской Федерации (Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления11) отмечается, что «правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства…»12.

Варианты определения правового государства в Конституции Российской Федерации — «социальное государство» (ст. 7) и «светское государство» (ст. 14). При этом на первый план выдвигается социальная деятельность государства по обеспечению общественного благополучия и разрешению противоречий между социальными группами не посредством государственного принуждения, а путем социальных компромиссов и достижения консенсуса. Социальное государство выступает гарантом интересов, прав и свобод всех членов общества. Признание Российской Федерации светским государством означает отсутствие какой-либо церковной власти над органами государственной власти. Кроме того, светское государство характеризуется такими признаками, как свобода совести (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии (ст. 29), запрещение разжигания религиозной розни (ст. 13).

Такой широкий спектр конституционно оформленных дефиниций правового государства позволяет обнаруживать его тесные связи с гражданским обществом. Правовое государство регламентирует сферу функционирования и развития гражданского общества в своих исходных принципах и условиях жизнедеятельности. Этими принципами и условиями являются:

— разделение ветвей власти;

— экономическая свобода и многообразие форм собственности;

— признание и защита естественных прав человека и гражданина, легитимность и демократический характер государственной власти;

— политический и идеологический плюрализм;

— свобода слова, печати и независимость средств массовой информации;

— невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

— эффективная социальная политика, обеспечивающая высокое качество жизни;

— равенство всех перед законом и правосудием, юридическая защищенность;

— классовый мир, партнерство и национальное согласие.

Важнейшим критерием гражданского общества является существование свободного гражданского коллектива как объединения равноправных, автономных и активно действующих индивидов.

Нотариат — один из институтов государственного устройства Российской Федерации. Его развитие, безусловно, связано с эволюцией государства и общества. На современном этапе реформирования правовой и государственной системы России — институциональных преобразований — чрезвычайно важно определить концепцию построения и развития каждой из государственных подсистем в их взаимной связи и взаимообусловленности13.

Вопрос о месте нотариата в правовой системе России в целом и в системе гражданской юрисдикции весьма актуален. Здесь высказываются самые различные, порой полярные точки зрения. Для понимания данного вопроса важно принять во внимание следующее. Система нотариата, независимо от способа своей организации (государственный или частный нотариат), публично-правовая по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы.

Государство — продукт самоуправления общества. Действительно, чтобы выжить в природной стихии, человеку пришлось самоорганизоваться, в результате чего и возникло государство. Иначе говоря, государство само по себе — первый продукт управления в обществе. Без людей государство не может существовать. Государство обладает специфическим свойством — государственной властью, что предопределяет наличие суверенитета. Но государственная власть «имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность)»14.

Государство призвано обеспечивать социальный интерес. Поэтому во многих западноевропейских странах синонимом государственного органа является словосочетание «социальный орган», а государственное управление отождествляется с публичным. В Федеративной Республике Германия публичное управление «рассматривается как деятельность и функция организованной государством социальной системы органов»15. Именно публичность предопределяет, что в этом случае государство реализует не корыстный интерес какой-либо группы общества, а властно воздействует на это общество, чтобы сгладить антагонистические противоречия и привести к всеобщему благоденствию.

Политические, а впоследствии экономические реформы в России привели к качественному изменению структуры и содержания гражданского оборота. Масштабная приватизация и изменения отношений собственности потребовали адекватного новым реалиям правового обеспечения проводимых реформ. В результате на основе Конституции 1993 г. стала осуществляться судебная реформа, изменяться система управления и взаимоотношений между различными органами государственной власти, выстраиваться система органов муниципальной власти. Составной частью реформирования правовой системы стало изменение и нотариальной системы. Действовавшая тогда система государственного нотариата не смогла удовлетворить возросшие потребности участников гражданского оборота в квалифицированном правовом обеспечении их деятельности. Так, широкая приватизация объектов жилого и нежилого фонда привела к формированию рынка недвижимости, однако удостоверить сделку стало трудно. Многократно возросший оборот юридических документов — договоров, учредительных документов, доверенностей — потребовал увеличения количества совершаемых нотариальных действий, их диверсификации16. Огромные очереди, запись с вечера на прием к нотариусу и тому подобные атрибуты дефицитной экономики были характерны для нотариата постсоветского периода до принятия Основ законодательства о нотариате. Периодически принимавшиеся меры увеличения численности государственных нотариусов, введения хозяйственного расчета в системе государственного нотариата носили паллиативный характер и не приводили к кардинальному разрешению проблемы.

Реформа нотариата в России требовалась для сближения с международным сообществом. Именно поэтому и с учетом национальных правовых традиций, в том числе дореволюционных, была воплощена модель небюджетного, так называемого латинского нотариата. Для нее характерно совмещение в нотариальной деятельности публично-правовых и частноправовых функций, когда нотариус, действуя от имени и по поручению государства, лично отвечает за правильность совершения нотариальных действий и несет расходы на содержание нотариальной конторы, работая в режиме самофинансирования. Непосредственно не зависящий от сторон и государства, сочетающий личную заинтересованность в результатах своей деятельности с исполнением публичных обязанностей, нотариус латинского типа способствует разумному сочетанию частных интересов участников гражданского оборота и публичного интереса общества, действуя на общее благо.

Изменение организационной основы построения нотариата вызвало позитивные последствия для различных субъектов. Прежде всего, и это главное достижение российского нотариата, «для потребителей» — участников гражданского оборота, была разрешена проблема доступа к квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции), обязанность оказывать которую, в том числе бесплатно, возлагается на нотариат (ст. 1 Основ законодательства о нотариате законодательства о нотариате). В тех регионах, где произошел полный или преимущественный переход нотариата на небюджетную основу, были полностью удовлетворены потребности гражданского оборота в нотариальных действиях. При этом потребителям «нотариальных услуг» был предложен качественно новый уровень юридической безопасности их отношений. «В основе такого результата лежат следующие гарантии:

— в отличие от государственного нотариата, встроенного в систему органов государственного управления и находящегося на полном бюджетном финансировании, небюджетный нотариус материально и организационно независим при осуществлении профессиональной деятельности;

— нотариус беспристрастен при совершении нотариальных действий, оказывая в равной мере правовую помощь всем лицам, обратившимся к нему. Являясь по существу представителем всех сторон нотариального акта, нотариус обеспечивает равновесие частных соглашений, будучи нацеленным на поиск точек соприкосновения разнонаправленных интересов и способствуя, в конечном счете, стабильности и устойчивости частноправовых отношений;

— нотариус несет полную имущественную ответственность за причиненный по его вине вред сторонам нотариального акта. Реальность и полнота возмещения ущерба нотариусами — залог эффективной защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;

— действуя от имени, по поручению и под контролем государства в рамках единой и строгой процедуры, нотариус обеспечивает признание полной действительности прав, основанных на нотариальных документах, на всей территории России, а также за ее пределами»17.

Передача публичных полномочий частнопрактикующим нотариусам благотворно отразилась на самом нотариате. Среди наиболее важных внутрисистемных последствий нотариальной реформы начала 90-х гг. можно назвать следующие:

— самоорганизация небюджетного нотариата путем образования региональных нотариальных палат и Федеральной нотариальной палаты;

— в систему небюджетного нотариата пришло много новых специалистов, а профессия нотариуса стала престижной и востребованной в гражданском обороте и обществе;

— начали работать механизмы очищения от нотариусов, которые, в силу различных причин, не отвечали современным требованиям.

В целом сложившаяся система небюджетного нотариата показала свою устойчивость и способность функционировать в новых условиях.

Государство реализует свои функции через систему специальных носителей власти — государственных органов. «Государственный орган — особый вид организации людей»18, — пишет Д.Н. Бахрах. Его «особость» заключается в специфических чертах, признаках, характерных только для государственных органов, что позволяет отличать их от объединений граждан — юридических лиц частного права. Д.Н. Бахрах дает такое определение государственного органа (что можно отнести и к органу исполнительной власти, поскольку именно он вызывает научный интерес при определении статуса нотариальной палаты): «…организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом»19. Ученые, занимающиеся административным правом, делая акцент на том или ином признаке, приходят почти к единому мнению: «Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера»20. Иными словами, государственный орган — не объединение граждан, основанное на их волеизъявлении, а продукт деятельности государства. Президент Российской Федерации утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. В указе, утверждающем данную структуру, должно быть обозначено, какие органы упраздняются, какие переименовываются, преобразовываются (например, Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.21). Во главе исполнительной власти находится Правительство России. Дается перечень Федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб России иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральная нотариальная палата в данную структуру не входит.

Одно из основополагающих начал независимости деятельности государственного органа — его финансовая и организационная самостоятельность, что проявляется в финансировании не отдельными лицами, а из бюджетных средств. Организационная самостоятельность закрепляется в некоторых принципах государственной службы: подчинение закону, стабильность, внепартийность, профессионализм. Ничего этого в рамках нотариальной палаты не присутствует: финансируется самими членами (палата ими и управляется), руководящие функции принадлежат представителям сообщества, являющегося объектом управления.

Нотариат не входит структурно ни в одну из трех ветвей власти Российской Федерации и не является организационно-государственным органом. Тем не менее, все более широкое признание в науке конституционночго права и в практике государственного строительства получает мнение, согласно которому в исключительных случаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государства22.

Теория возможности делегирования отдельных полномочий на осуществление некоторых государственных функций негосударственным органам и организациям получила поддержку Конституционного Суда России. В постановлении от 19 мая 1998 г.23 он указал, что «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти».

Нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с частью 1 статьи 1 Основ делегированы отдельные полномочия государства на осуществление одной из важнейших государственных функций — защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Таким образом, нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства. И именно на нотариат возложена обязанность защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере.

Нотариат является правовым инструментом, без которого невозможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры охраны наследственного имущества, налагают запрет отчуждения имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.

Основы законодательства о нотариате декларируют единство задач, принципов, содержания и порядка осуществления нотариальных действий, выполняемых частнопрактикующими нотариусами и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах.

Однако целям защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, т. е. частнопрактикующие нотариусы. Как отмечается в литературе, «при исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу»24.

Частнопрактикующий нотариус обязательно входит в состав коллегиального органа — нотариальной палаты, что является необходимым принципом деятельности нотариата латинского типа, так как способствует эффективному контролю над деятельностью нотариусов, не ограничивая при этом принципов независимости и беспристрастности нотариуса при осуществлении нотариальных действий, поскольку нотариальная палата не является органом государства, а представляет собой некоммерческое профессиональное самоуправляющееся объединение, образованное на корпоративных началах.

Ярко выраженное частноправовое содержание деятельности нотариата, а также то, что он не является органом государства, позволяют признать нотариат полноценным институтом гражданского общества.

Современное положение нотариата как органа, на который, с одной стороны, возложены полномочия государства по осуществлению важнейшей государственной функции — защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, и института гражданского общества — с другой, нашли свое отражение в проекте федерального закона «Об организации деятельности нотариата в Российской Федерации», разработанного в целях совершенствования Основ законодательства о нотариате и приведения его в соответствие с Конституцией 1993 г.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 законопроекта нотариат признается профессиональным сообществом нотариусов и, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Нотариальной же деятельности в соответствии с проектом придается публично-правовой характер (ст. 3, ст. б)25.

Система нотариата состоит из совокупности нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой. Существование различных категорий нотариусов определяет неоднородность организационной структуры нотариата.

Наиболее полно правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отвечает его организация в виде профессионального сообщества нотариусов, действующего на принципах самоуправления. Именно по такому принципу организованы в России нотариусы, занимающиеся частной практикой. Каждый нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Как уже было отмечено выше, в соответствии со статьей 24 Основ законодательства о нотариате она представляет собой профессиональное объединение нотариусов, занимающихся частной практикой, основанное на обязательном членстве. Нотариальная палата является некоммерческой организацией. Членами нотариальной палаты могут быть и лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством России, республик, входящих в состав Российской Федерации, и принимаемым палатой уставом.

Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Федерации, нотариальные палаты субъектов Федерации объединяются в Федеральную нотариальную палату, являющуюся некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве.

Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления, в соответствии с законодательством России и уставом.

Нотариальные палаты представляют и защищают интересы нотариусов, оказывают им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организуют стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов, возмещают затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организуют страхование нотариальной деятельности.

Нотариальные палаты субъектов Федерации контролируют исполнение профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой. Данное полномочие нотариальных палат подкрепляется их правом истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях — личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики. Нотариальная палата вправе передать полученную информацию учреждениям, осуществляющим страхование деятельности нотариуса.

Таким образом, нотариальные палаты обладают всеми необходимыми властными управленческо-контрольными полномочиями в области организации и деятельности нотариата, действующего в форме профессионального сообщества нотариусов, занимающихся частной практикой. Полномочия государства по отношению к частнопрактикующим нотариусам сводятся к определению нормативных правовых основ их деятельности, осуществлению налогообложения и контроля.

Именно такое соотношение полномочий государства и нотариата (в лице нотариальных палат) как негосударственного института полностью отвечает правовой природе нотариата как института гражданского общества и обеспечивает эффективность выполнения им своей публичной функции по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества26.

И следует согласиться мнением ученых о том, что «по мере продвижения реформы российского нотариата в направлении построения нотариата латинского типа организационно-управленческие основы сообщества нотариусов, занимающихся частной практикой, следует распространить и на всех без исключения нотариусов»27.

В юридической литературе выделяются две группы функций нотариата: социальные (предупредительно-профилактическая, правореализационная, правоохранительная, фискальная), содержательные (правоустановительная, удостоверительная, охранительная, юрисдикционная)28. Разграничение нотариальных функций позволяет отразить место нотариата в современном обществе как особого правового института (социальные функции) и показать специфику его деятельности в отношении участников нотариального производства (содержательные функции).

Юридическая помощь оказывается населению самыми различными представителями юридических профессий России: частными юристами, работающими самостоятельно либо в составе юридических фирм, адвокатами, нотариусами. Общее между ними заключается в работе на одном «правовом поле» в сфере гражданского оборота и наличии многих принципиально единых методов работы — правового консультирования, составления проектов документов, отражения в них воли участников сделки. Однако при этом представители юридических профессий России, оказывающие правовую помощь населению, имеют и существенные особенности.

Наиболее близки между собой такие правовые институты, как адвокатура и нотариат29. В отличие от других субъектов, оказывающих правовую помощь (частнопрактикующих юристов), деятельность адвокатов и нотариусов не является предпринимательством. Как уже отмечалось, согласно статье 48 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, должна оказываться бесплатно. В рамках действующей правовой системы России именно на адвокатуру и нотариат возложены функции оказания бесплатной либо на льготных условиях правовой помощи населению.

Адвокат или нотариус не вправе отказать в правовой помощи лицу, имеющему право на ее бесплатное получение в соответствии с законом, в отличие от частнопрактикующих юристов, занимающихся предпринимательской деятельностью и поэтому произвольно отбирающих клиентов для своей работы. Оказание бесплатной юридической помощи частнопрактикующими юристами основано только на их собственном решении.

Следует отметить восприятие в новом Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»30 многих оправдавших себя конструкций и положений нотариального законодательства. Например, согласно статье 1 названного Закона, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе в порядке, установленном этим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Кроме того, в организации адвокатуры воспринята идея организации палат. Закон об адвокатуре по образу нотариальных палат предусмотрел создание единых адвокатских палат субъектов Федерации, а также создание Федеральной палаты адвокатов России.

Вместе с тем имеются существенные отличия адвокатуры и нотариата. Прежде всего, деятельность адвоката и клиента строится на основе договора поручения и имеет в этом смысле частноправовой характер. Адвокат является в известной мере «слугой клиента» и защищает его интересы. Именно на этом основывается состязательное начало судопроизводства, когда адвокаты каждой из сторон представляют доказательства в обоснование правоты своего клиента. Деятельность нотариуса, в силу ее публично-правового характера, происходит в рамках нотариального производства и жесткой связанности рамками закона. Нотариус обеспечивает для всех участников нотариального производства при совершении конкретного действия равные правовые условия, исполняя обязанность по обеспечению соблюдения закона в отношении всех лиц, в том числе и не обратившихся к нему, но права которых затрагиваются совершением нотариального действия. Поэтому взаимоотношения нотариусов и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют публично-правовую, а не договорную основу.

Наиболее наглядно публично-правовая основа деятельности нотариата проявляется на примере наследственных дел. Если бы ведение наследства происходило на состязательной основе, то наследство доставалось бы наиболее богатым и «ловким» наследникам, способным нанять лучшего юриста и отхватить большую часть наследства, не поставив в известность оставшихся наследников. Ведение наследственного дела независимым от сторон и беспристрастным нотариусом обеспечивает учет интересов всех наследников, выявление полного их круга, обеспечение равных на основе закона условий доступа к наследству в соответствии с волей наследодателя31.

Размер оплаты адвоката, в силу ее договорного характера, определяется соглашением с клиентом и во многом зависит от успеха ведения дела. Нотариус, в отличие от адвоката, взимает тариф за совершение нотариального действия, распределяемый договором лиц, обратившихся за совершением нотариального действия (ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате). Тем самым закон как бы заранее гарантирует объективность нотариуса, который не имеет никакой заинтересованности в решении вопроса в пользу одной из сторон.

Ставки тарифов за совершение нотариального действия установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и не могут изменяться произвольно соглашением сторон, за исключением нотариальных действий, не отнесенных к обязательной компетенции нотариуса32.

В силу публично-правового характера института нотариата число нотариусов ограничено и определяется совместно государственными органами юстиции и нотариальными палатами как публично-правовыми объединениями. Адвокаты самостоятельно регулируют свою численность. Кроме того, нотариус не имеет права совершать нотариальные действия за пределами своего нотариального округа, т. е. не может, в отличие от адвоката, работать там, куда его приглашают клиенты.

Изложенное не дает оснований принижать или преувеличивать значение нотариата либо адвокатуры в правовой системе России. Каждый из этих правовых институтов занимает собственное место. Если деятельность адвоката происходит преимущественно в суде, путем отстаивания в состязательной форме интересов клиента, то деятельность нотариуса происходит в рамках бесспорной юрисдикции, поскольку нотариус является представителем и государства, и всех лиц, обратившихся к нему за юридической помощью.

Указанные отличия адвокатуры и нотариата были положены в основу решения Верховного Суда России о признании частично недействительным абзаца 3 пункта 5.1 инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г. «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике». Оспариваемое положение данных указаний предусматривало возможность принятия наследства на территории России иностранными гражданами, в том числе путем обращения к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи. Верховный Суд России отметил в своем решении, что коллегии адвокатов не наделяются полномочиями нотариальных органов33.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1. Частноправовое содержание деятельности нотариата, а также то, что он не является органом государства, позволяют признать нотариат полноценным институтом гражданского общества.

2. Наиболее полно правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отвечает его организация в виде профессионального сообщества нотариусов, действующего на принципах самоуправления, — нотариальной палаты.

3. Нотариальные палаты обладают всеми необходимыми властными управленческо-контрольными полномочиями в области организации и деятельности нотариата, действующего в форме профессионального сообщества нотариусов, занимающихся частной практикой.

4. На примере таких важных правовых институтов гражданского общества, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, как нотариат и адвокатура, чья деятельность основана на принципах самоуправления, можно уверено сказать, что тенденцией современного развития общества является процесс расширения начал самоуправления. А если самоуправление рассматривать как проявление объективных потребностей общества в управлении, по форме и методам и способу реализации отличающихся от стандартных схем, то гражданское общество, став таковым только при высоком уровне развития его структурных элементов, может повлиять на управляющую им систему государства, которое должно, в свою очередь, достигнуть качественно нового состояния — правового государства.

1 Абилова А. Специфика нотариата как социального института // Разные публикации по вопросам нотариата // http://mirnot.narod.ru/spesoc.html.

2 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — С. 76.

3 Гражданское общество: истоки и современность / Научный редактор проф. И.И. Кальной. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. — С. 58.

4 См.: Адвокатура в России: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Демидовой, В.И. Сергеева. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. — С. 19.

5 Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. — М.: Инфра-М, 1999. — С. 12, 64.

6 Юридическая экциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. — М.: Юрин-формцентр, 1997. — С. 102.

7 Новые известия. — 2001. — 25 сентября.

8 Теория государства и права: Курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2001. — С. 212.

9 См.: Гражданское общество: истоки и современность / Научный редактор проф. И.И. Кальной. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. — С. 82.

10 Там же. — С. 129.

11 Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

12 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. — М., 1996.

13 Российский нотариат в изменяющейся государственной и правовой системе России: современное состояние и перспективы развития (аналитическая записка). — М.: РАН ИГП, 2004. — С. 3.

14 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. — М., 1997. — С. 36.

15 Цит. по: Административное право зарубежных стран. — М., 1996. — С. 106.

16 См.: Российский нотариат в изменяющейся государственной и правовой системе России: современное состояние и перспективы развития (аналитическая записка). — М.: РАН ИГП, 2004. — С. 4.

17 Там же. — С. 5.

18 Бахрах Д.Н. Административное право. — М., 1996. — С. 84.

19 Там же.

20 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. — М., 1996. — С. 122.

21Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945.

22 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2001. — С. 80.

23 СЗ РФ. — № 22. — 1998. — Ст. 2491.

24 Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариально право: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. Ю.А. Дмитриева. — М.: Эксмо, 2006. — С. 18.

25 http://www.notariat.ru/project

26 См.: Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Указ. соч. — С. 29.

27 Там же.

28 Абилова А.Б. Указ. соч. // http://mirnot.narod.ru/spesoc.html

29 Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Том I. — М.: БЕК, 2003. — С. 13.

30 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»// СЗ РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.

31 Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Том I. — М.: БЕК, 2003. — С. 14.

32 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 6.12.2005) // СЗ РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.

33 Постановление Верховного Суда России от 19 апреля 2000 г. № ГКПИ 2000-133 о признании частично недействительным абзаца 3 пункта 5.1 инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г. «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике» // БВС РФ. — 2000. — № 12. — С. 3, 4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23068. Нейтральний та позаблоковий статус і їх роль у забезпеченні національної безпеки 32.5 KB
  поняття нейтралітету трохи змінюється Традиційний нейтралітет передбачає необмежене право нейтральної країни на самооборону від збройного нападу. Нейтралітет як надання рівних послуг ніяких гарантій не давав. Головним принципом нейтралітету стає принцип безсторонності. У Гаазі були прийняті дві конвенції де було кодифіковано принципи дотримання нейтралітету.
23069. Міжнародні гарантії безпеки для нейтральної країни. Права та зобов'язання нейтральної країни 20.5 KB
  Права та зобовязання нейтральної країни. Гарантії які надає нейтральний статус: 1 Територія нейтральної країни є недоторканою і не може бути перетворена в театр воєнних дій. 2 Країни відмовляються від розміщення військ на території нейтральної країни своїх військ або військових баз а також використання її повітряного та морського простору у військових цілях.
23070. Поняття, предмет та структура національної безпеки 36.5 KB
  ТЕМА: Безпека як суспільна цінність. Законність своєї держави визначається не лише станом війни або миру є ще пріоритетний стан – безпека чітко окреслений стан суспільства США. Національна безпека – стан захищеності життєво важливих інтересів особи нації суспільства і держави від внутрішніх та зовнішніх загроз. В Україні основним органом забезпечення національної безпеки є СБУ громадянська безпека забезпечення виконання і дотримання положень конституції.
23071. Сфери національних інтересів України 62.5 KB
  Сфери національних інтересів України. Конспект вельмишановного Пана Перепелиці каже про національні інтереси України – ніхера тому все що є в конспекті по національним інтересам дивіться в 3 питанні національні інтереси життєво важливі матеріальні інтелектуальні і духовні цінності Українського народу як носія суверенітету і єдиного джерела влади в Україні визначальні потреби суспільства і держави реалізація яких гарантує державний суверенітет України та її прогресивний розвиток; Стаття 6. Пріоритети національних інтересів Пріоритетами...
23072. Поняття національного інтересу 40 KB
  Сфери національних інтересів України. Формується з інтересів кожної конкретної особистості кожного соціального прошарку. Завдання еліти – продукування інтересів в суспільство. Еліта має мобілізувати націю на реалізацію національних інтересів.
23073. Поняття загроза та небезпека національним інтересам України. Види загроз національній безпеці України 38.5 KB
  ТЕМА: Загрози національній безпеці. Потенційні загрози – це становище при якому існують певні зазіхання але при цьому відсутні умови при яких вони переходять в намагання завдати шкоду національним інтересам України. Вимоги до органів мають упереджувати загрози: ефективно виявляти загрози та ефективно на них реагувати; адекватно реагувати на виникнення загрози; Методика: визначення чинників що спричиняють загрозу національним інтересам України; класифікувати загрози звідкіля виходять і в якій сфері знаходяться: політика економіка...
23074. Суб`єкти національної безпеки 37.5 KB
  Суб`єкти національної безпеки З конспекту. ТЕМА: Система національної безпеки України. Суб`єкти національної безпеки. Вимоги до системи національної безпеки.
23075. Вимоги до системи національної безпеки 33 KB
  Вимоги до системи національної безпеки З конспекту Кожна країна створює певну систему органів які могли б реагувати на загрози така система називається системою національної безпеки. Система забезпечення національно міжнародної безпеки включає певну діяльність органів по підтримці стану захищеності. Наявність механізмів які забезпечують стан безпеки. Система національної безпеки – наявність певних органів тільки обмежена територією певної країни.
23076. Роль та повноваження органів спеціальної компетенції в системі забезпечення національної безпеки України 69.5 KB
  Роль та повноваження органів спеціальної компетенції в системі забезпечення національної безпеки України. Національний банк України відповідно до основних засад грошовокредитної політики визначає та проводить грошовокредитну політику в інтересах національної безпеки України; міністерства Служба безпеки України та інші центральні органи виконавчої влади в межах своїх повноважень забезпечують виконання передбачених Конституцією і законами України актами Президента України Кабінету Міністрів України завдань здійснюють...