72551

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ И КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В науке административного права административные процедуры рассматриваются как составная часть административного процесса. В связи с этим наиболее типично следующее определение административной процедуры: административная процедура это нормативно установленный порядок последовательно...

Русский

2014-11-24

91 KB

3 чел.

С. АГАФОНОВ,

соискатель Московского университета МВД России

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ И КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР

В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

В науке административного права административные процедуры рассматриваются как составная часть административного процесса1. Процедура — это официально установленный порядок действий2. Изучение юридических процедур в позитивном и юрисдикционном аспектах привело к исследованию административных процедур, охватывающих разные виды административной деятельности органов публичного управления: нормотворчество, контрольно-надзорную деятельность, организационную деятельность и др. В связи с этим наиболее типично следующее определение административной процедуры: административная процедура — это нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.

В научной литературе существуют разные точки зрения на институт административных процедур. Например, Ю.А. Тихомиров и Э.В. Талапина говорят о том, что административные процедуры — это нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей3. О.С. Беркутова определяет административные процедуры как урегулированную административно-процессуальными нормами правоприменительную деятельность органов исполнительной власти, направленную на реализацию своих полномочий во взаимоотношениях с не подчиненными им гражданами и их организациями, и не связанную с рассмотрением споров или применением мер принуждения4. Р.С. Тихий определяет административную процедуру как нормативно урегулированную деятельность органов исполнительной власти, которая обеспечивает порядок принятия властных управленческих решений должностными лицами, в том числе рассмотрения и разрешения конкретных административных дел5.

Обобщение изложенных выше определений позволяет сделать вывод о том, что наиболее приемлемым определением административной процедуры может быть следующее: административная процедура — это установленный порядок деятельности органов публичного управления по рассмотрению и разрешению подведомственных административных дел, определяющая основания, стадии, формы, сроки и последовательность соответствующих действий.

Следовательно, под законодательным регулированием административных процедур, понимается установление общих процессуальных правил построения взаимоотношений между органами публичного управления и гражданами, принятие индивидуальных актов административными органами, их изменение, обжалование и отмена.

К элементам административной процедуры, как правило, относятся:

а) процедурные правила, предназначенные для легального применения материальных и процессуальных норм;

б) определенный набор юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых уполномоченными субъектами в пределах их компетенции;

в) реализация административных процедур на определенных стадиях посредством совершения юридически значимых действий;

г) продолжительность и периодичность административных процедур. Принципы реализации административных процедур. Исходя из смысла термина «принцип»6, означающий начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе.

Представляется, что к основополагающим принципам административных процедур следует отнести правореализационное обеспечение, законность, открытость и доступность, обязательность, эффективность, концентрацию действий.

Таким образом, административные процедуры выступают одной из составных частей административного процесса. В сочетании с административно-материальными нормами они находятся в системе административного права.

Многообразие административной деятельности органов публичного управления требует введения и использования различных административных процедур. Выделяют позитивные административные процедуры, призванные упорядочить основные виды административной деятельности органов публичного управления. Некоторые процедуры называют коллизионными, поскольку они применяются при рассмотрении споров и разрешении разногласий. Это могут быть административно-юрисдикционные процедуры.

Классифицируются административные процедуры по видам решаемых задач в русле компетенции уполномоченных органов публичного управления.

Таким образом, можно выделить следующий примерный перечень административных процедур: организационные процедуры (делопроизводство); нормотворческие процедуры (подготовка и принятие нормативных и индивидуальных актов); информационные процедуры (документооборот, информационное обслуживание); административные процедуры, связанные с совершением организационно-технических действий (материально-техническое обеспечение и др.); административно-управленческие процедуры, связанные с распределением, перераспределением и делегированием полномочий; административные процедуры, связанные с юридически значимыми действиями (регистрация, лицензирование, квотирование, учет и др.); контрольно-надзорные процедуры; процедуры, связанные с рассмотрением предложений и заявлений; административные процедуры, реализуемые в чрезвычайных ситуациях и особых конституционно-правовых и административно-правовых режимах.

Кроме позитивных, существуют коллизионные административные процедуры — это административно-защитные процедуры, которые связаны с рассмотрением жалоб, разрешением разногласий и споров в сфере публичного управления.

Во многих зарубежных государствах отношения между органами публичного управления и их должностными лицами регламентируются специальными законодательными актами, содержащими универсальные принципы, на которых основаны различные категории административных дел. Эти принципы базируются на общих конституционных предписаниях.

Данные законодательные акты, как правило, называются «Об административных процедурах». Как уже отмечалось, в законах содержатся принципы взаимоотношений между должностными лицами и гражданами. В некоторых зарубежных государствах эти принципы трактуются как принципы правового государства7.

Законодательство большинства развитых государств включает институт административных процедур, давние традиции регламентирования которых имеют многие государства. Строгие формализованные правила совершения управленческих действий должностными лицами, государственными органами и учреждениями уже давно существуют во многих странах и в виде законов. Так, в Австрии соответствующие законы были приняты в 1928 г., в Польше — в 1930 и 1960, в Чехии — в 1930 и 1955, в Венгрии — в 1956, в Югославии — в 1956, в США — в 1946, в Германии — в 1953 и 1976, в Швейцарии — в 1968. В Швейцарии на уровне федерации и кантонов есть законы об административных процедурах преимущественно с судебными элементами.

В США с 1996 г. действуют Правила административной процедуры, которые регулируют статус, полномочия, документы, решения, действия административных агентств по рассмотрению обращений. Эти элементы отражаются в специальных законах и регламентах, применяемых и судами8.

Специальные законодательные акты, регламентирующие порядок реализации административных процедур, существуют в некоторых государствах Балтии, в частности, Административно-процессуальный кодекс Эстонии (1999) и государствах СНГ Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» (2000).

В связи с этим для упорядочения взаимоотношений граждан и их организаций с органами публичного управления необходимо принятие Федерального закона «Об административных процедурах».

1 См.: Концепция совершенствования отдельных институтов административного законодательства в свете административной реформы. — Узбекистан, 2005; Бабушкин К.А. Понятие и принципы административных процедур // Субъективные права и законные интересы: теория и проблемы юридической защиты. — Воронеж, 2002. — С. 12; Салищева Н., Абросимова Е. О проблемах формирования в Российской Федерации института административной процедуры // Конституционное Право: Восточноевропейское обозрение. — 2002. — № 4. — С. 131; Законодательное регулирование административных процедур в странах Западной Европы и Японии // Подготовлено Информационно-аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы.

2 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1972. — С. 577.

3 См.: Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. — 2002. — № 4. — С. 4.

4 См.: Беркутова О.С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 9.

5 См.: Тихий Р.С. Проблемы правового регулирования административных процедур в Российской Федерации (региональный аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 8; Законодательное регулирование административных процедур в странах Западной Европы и Японии // Подготовлено Информационно-аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы.

6 См.: Толковый словарь иностранных слов / Составитель Н.Л. Шестернина. — М., 1998. — С. 229.

7 См.: Кононов А.Л. Об общих принципах права во французской и бельгийской судебной практике по административным делам // Государство и право. — 2001. — № 3. — С. 82; Законодательное регулирование административных процедур в странах Западной Европы и Японии // Подготовлено Информационно-аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы.

8 См.: Никеров Г.И. Административно-процессуальное право США // Государство и право. — 1997. — № 12. — С. 96; Лафитский В.И. Административная юстиция // Журнал российского права. — 1997. — № 7. — С. 117.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33122. Организация работы в детском танцевальном коллективе 26.5 KB
  Специалист должен уметь планировать работу в дтк используя эффективные методы и формы организовывать обучение и воспитание детей создавать танцевальные постановки и демонстрировать на сценической площадке. Отбор детей в коллектив осуществляется 2 способами: коллективный и индивидуальный. Хорошим стимулом является выступление самих детей с концертами отчетами. До тех пор пока руководитель убедится в том что учащиеся хорошо разучили танец нельзя выводить детей на сцену так как это только повредит делу.
33123. Ориентированная схема занятия в кружке 21.5 KB
  К началу занятия дети переодеваются в танцевальную форму. После усвоения упражнений у станка занятия проводится на середине зала. Занятия в д.
33124. Основные критерии отбора детей в коллектив 21.5 KB
  При отборе детей в хореографический коллектив обращают внимание на внешние сценические данные поступающего проводят проверку его профессиональных физических данных выворотность ног состояние стоп подъема танцевальный шаг гибкость тела прыжок. Правильный отбор детей возможен при тщательном изучении их анатомофизиологических и психических особенностей.
33125. Основные методы и приемы работы в детском коллективе 23 KB
  Основные методы: Словесный метод имеет универсальный характер. Нагляднослуховой метод является ведущим так как без него неосуществимо восприятие танца и музыки. Исполнение танца и использование живой музыки или ТСО основное содержание этого метода.
33126. Основы классического танца 41 KB
  1 позиция ступни ног соприкасаясь с пятками развернуты носками наружу образуя прямую линию. 2 позиция сохраняется прямая линия 1 позиции но пятки выворотных ног стоят одна от другой примерно на расстоянии одной стопы. 3 позиция в этом же выворотном положении ног ступни плотно прилегая закрывают друг друга на половину. 4 позиция ступни закрывают друг друга на расстоянии стопы.
33127. Первое занятие 22.5 KB
  Руководитель проверяет умеют ли они поворачиваться вправо влево затем выстраиваются друг за другом в большой круг и двигаются против часовой стрелки по ходу танца исполняя маршевый шаг. После руководитель подводит детей к станку объясняет как нужно стоять у него причем каждому ребенку отводится определенное место. Дети поворачиваются к станку спиной и руководитель показывает позиции ног: 123 позднее 5 и 6 и еще позже 4 она встречается редко. Руководитель напоминает дату следующего занятия и дети под марш выходят из зала.
33128. Планирование работы как творчества 24 KB
  Существует 2 вида планов: перспективный текущий Перспективный относительно тематические планы ритмики и готовые планы работы. Тематические планы составляются согласно программе утвержденной Министерством образования и зависят от направленности работы школы. Перспективные планы включают 3 раздела: организационная работа.
33129. Учет и оценка музыкально-ритмического воспитания 26 KB
  Проблема учета и оценки муз. Сложность учета обусловлена тем что любая муз. Учет может быть текущим и итоговым.
33130. Элементы белорусского народного танца 22 KB
  Затакт: и подскочить на низких полупальцах левой ноги сгибая в коленях правую ногу и поднимая ее ступней до середины икроножной мышцы опорной ноги. Такт 1 раз небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед. и небольшой шаг на низкие полупальцы левой ноги вперед. два небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед.