72556

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших привлекающей к себе внимание широкой общественности. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей около 10 из них погибают...

Русский

2014-11-24

155.5 KB

0 чел.

Л. ГРУДЦЫНА,

кандидат юридических наук,

адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших, привлекающей к себе внимание широкой общественности. Экономический кризис и проблемы в социальной сфере отразились почти на каждой российской семье, а потому и на детях. Новое законодательство, в том числе касающееся прав ребенка, содержит нормы, призванные охранять и защищать права ребенка. И порой одно из главных препятствий в их осуществлении — незнание родителями и детьми этих норм.

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью оперировать ими в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети почти не имеют доступа к информации, материалам, подробно раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики последних лет, российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них погибают; 60% сирот, достигших трехлетнего возраста, попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность» (только в 1994 г. поставлено на учет 103 тысячи сирот старше пяти лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации Российской Федерацией Конвенции по правам ребенка в 1993—1997»). Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка детьми, родителями, преподавателями школ, детскими врачами и многими другими специалистами, связанными с воспитанием детей.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение в воспитании несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), которые закреплены за ними в законодательных актах.

В России проблема защиты детей всегда стояла остро, волновала общественность, а сейчас, в период рыночных преобразований, она встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, постоянное увеличение совершаемых несовершеннолетними правонарушений и преступлений; все больше несовершеннолетних убегают из дома в поисках лучшей жизни.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией России, в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка. В Законе говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Права ребенка закреплены и в Гражданском, и в Семейном кодексах России.

Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.; вторая группа — права ребенка на семейное благополучие; третья группа — права ребенка на свободное развитие его личности; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

С рождения ребенка у его родителей возникают определенные отношения. Одни отношения регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие — нормами права, в частности семейного, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы — личные и имущественные. Личные — это права детей на:

— жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно;

— право знать своих родителей и на их заботу;

— совместное с ними проживание;

— воспитание своими родителями,

— обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства.

За ребенком закреплено и такое личное право, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 СК РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов соответствует обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, — органов опеки и попечительства, прокуроров, судей — защищать права детей. В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих). При нарушении прав и законных интересов ребенка либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей воспитания и образования ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет — в суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры к защите законных интересов и прав ребенка.

Семейное законодательство Российской Федерации предусматривает право ребенка на выражение своего мнения. Ребенок может выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Кроме того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, обязательно при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка — обязательное условие при подготовке решения этого вопроса. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, требуется и для того, чтобы принять решение об усыновлении. Его согласие требуется при решении вопроса об имени, отчестве и фамилии при усыновлении, о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью. Следовательно, можно говорить о том, что в российском семейном законодательстве представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия). Статья 60 Семейного кодекса закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если родители не предоставляют содержания своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК РФ. Указанные статьи определяют дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних. В частности, статья 26 ГК РФ предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, но затем эта сделка должна быть письменно одобрена его законными представителями, если этого не происходит, то сделка признается недействительной. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:

— распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

— осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

— в соответствии с законом вложить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

— совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки.

По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии весомых оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана разными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т. п. Однако сделать это может только суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.

Статья 28 ГК РФ предусматривает дееспособность малолетних, т. е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их законные представители. Малолетние дети в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

— мелкие бытовые сделки;

— сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителям или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Таким образом, малолетний от 6 до 14 лет сам может получить в дар имущество, если, исходя из стоимости подарка, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или пройти государственную регистрацию. Следовательно, только родители (усыновители, опекуны) имеют право принять в дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с гражданским законодательством (ст. 164 ГК РФ) такие сделки подлежат обязательной государственной регистрации. Вместе с тем малолетний имеет право заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом на срок до одного года, поскольку заключение такого договора требует лишь простой письменной формы; взять напрокат велосипед или другую вещь и заплатить за это деньги, подаренные ему кем-либо; принять наследственное имущество, а свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель.

В семейном законодательстве России закреплено правило, по которому ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (ст. 60 СК РФ). Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание — это процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания.

Действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семье. Поэтому семейное законодательство исходит из положения, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие детей, именно они должны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). В первую очередь на родителей законодательство возлагает обязанность защиты прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий. Именно к родителям необходимо обращаться в случаях нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Но бывает, что между интересами родителей и детей возникают противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов по решению суда.

Обязанность содержать детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же ребенок находится с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Если ребенок находится на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди), то у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей. Многие дети по различным причинам становятся сиротами. Их судьбы всегда волновали общество. Семейное законодательство предусматривает возможность воспитания детей-сирот в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в свою семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, в такой семье общее не должно быть более восьми детей. Возможность создать приемную семью предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей, не могут создавать приемную семью.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции, универсально. Государство гарантирует доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Получение гражданином образования — достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяется документом. Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования, регулируются законодательством об образовании: Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации в области образования.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и обеспечивает всем гражданам право на образование. Государство создает и контролирует систему образования. Существуют различные формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, форма семейного образования, самообразование, экстернат. Право выбора формы получения образования остается за гражданином. Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством об образовании и включают:

— дошкольные,

— общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования),

— учреждения начального профессионального,

— среднего профессионального,

— высшего профессионального,

— послевузовского профессионального образования и др.

Очевидно, что для несовершеннолетних основными образовательными учреждениями являются общеобразовательные — начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в их обучается подавляющее большинство детей. Практика показывает, что формы образовательных учебных заведений бывают самые разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т. п. И все-таки основной формой образовательных учреждений для большинства несовершеннолетних является общеобразовательная школа.

В соответствии с законодательством образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

В действительности большинство образовательных учреждений в нашей стране являются муниципальными и государственными, по названию органов, которые их учредили. Именно учредители (муниципалитет, государство) устанавливают порядок приема граждан в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Этот порядок должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают на закрепленной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Закон устанавливает правило, по которому при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его законных представителей с уставом этого учреждения и другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители пришли с ребенком в школу, чтобы записать его, их знакомство со школой должно начинаться с прочтения ее устава и других документов, а обязанность познакомить со школой лежит на администрации школы. Те же действия администрация школы должна совершать и когда в школу для получения образования приходит несовершеннолетний без родителей.

Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет большое значение еще и потому, что в соответствии с законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение проводит прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования, определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

Государство гарантирует гражданам доступное и бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях также бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса, в соответствии с законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в образовательных учреждениях. По законодательству гражданам, поступающим в образовательные учреждения, предоставлена возможность обучения на родном языке. Язык, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, указан в его уставе.

Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) обязательны для всех учащихся. Однако требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту) трансформируется таким образом, что оно сохраняет силу до достижения учащимся возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что если учащийся достиг возраста пятнадцати лет и изъявил желание покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию), то администрация образовательного учреждения не имеет права задерживать. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования и ему не исполнилось пятнадцати лет, то, несмотря на его желание и при отсутствии веских оснований, указанных в законе, администрация школы не вправе исключить его.

В то же время законом установлен предельный возраст обучающихся — 18 лет — для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения. Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет права и обязанности, что должно быть закреплено в уставе учебного заведения. Анализ уставов многих образовательных учреждений показывает, что в них чаще всего закреплены следующие права учащихся:

— на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности;

— на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками;

— принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).

В школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях на добровольной основе могут создаваться органы ученического самоуправления, различного рода ученические организации, которые допускаются к заседаниям органов управления образовательного учреждения при обсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся. Наряду с предоставлением правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления (например, Советом школы). Учащиеся обязаны подчиняться требованиям педагогов, заботиться о младших, соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид, поддерживать чистоту в классах и в других помещениях, бережно относиться к имуществу образовательного учреждения.

Более того, почти все уставы содержат положения, в соответствии с которыми учащимся запрещается совершать определенные действия. Например, учащимся школ, гимназий, лицеев запрещается:

— приносить, передавать или употреблять в школе спиртные напитки, токсические, наркотические вещества и оружие, табачные изделия;

— использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям;

— применять физическую силу для выяснения отношений, психическое насилие (например, в форме различного вида угроз);

— заниматься вымогательством, а также совершать любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих (например, толкать, бить кого-либо или бросать в кого-либо предметы).

Почти все образовательные учреждения содержат в своих уставах положения, которые запрещают сквернословить в учебных учреждениях, а также запрещают пропускать обязательные занятия без уважительной причины.

За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых сказано выше, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, которые также содержаться в уставах образовательных учреждений. Чаще всего в уставах к мерам дисциплинарного воздействия относят объявление выговора, возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение, вызов родителей (законных представителей) на собеседование, исключение из образовательного учреждения (это самое строгое взыскание).

В соответствии с законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения можно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения.

Однако если такие нарушения допускают учащиеся, которым к моменту совершения нарушений не исполнилось четырнадцати лет, то их исключить из образовательного учреждения нельзя. Говоря о возможности исключения за совершение противоправных действий, закон предусматривает, прежде всего, совершение учащимися преступлений. По общему правилу к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с тем Уголовный кодекс предусматривает случаи, когда уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста. Четырнадцатилетние подростки подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния (перечень изложен в ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Важно отметить, что за совершение любого преступления учащегося могут исключить из образовательного учреждения.

Под противоправным действием можно рассматривать и совершение учащимся образовательного учреждения административного правонарушения. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ). Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) определяет перечень правонарушений, ответственность за совершение которых наступает с шестнадцатилетнего возраста:

— мелкое хищение государственного или общественного имущества;

— нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения;

— управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления ими;

— мелкое хулиганство;

— злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции.

Очевидно, что общественная опасность административных правонарушений, субъектом которых может быть учащийся образовательного учреждения, неодинакова. Поэтому вряд ли можно однозначно говорить о том, что в случае совершения любого административного правонарушения учащегося нужно автоматически исключать из учебного учреждения. В каждом случае совершения учащимся административного правонарушения необходимо разбираться, и лишь после глубокого анализа случившегося принимать решение. Преступления и административные правонарушения исчерпывают понятие «противоправные действия», с которыми законодатель связывает основания для исключения несовершеннолетних из образовательных учреждений. Другими основаниями для исключения учащихся из образовательных учреждений являются грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Здесь имеется в виду, прежде всего, нарушение учащимися их обязанностей и запретов, содержащихся в уставе образовательного учреждения. Любой запрет (например, приносить спиртные напитки, заниматься вымогательством) можно рассматривать как грубое нарушение устава образовательного учреждения, а, следовательно, и как основание для исключения из него учащегося.

Неоднократное совершение какого-либо действия подразумевает его совершение два и более раз. Согласно законодательству решение об исключении учащегося из образовательного учреждения принимает орган управления образовательного учреждения (на практике этим органом чаще всего является педагогический совет школы, гимназии, лицея). Образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления (местные администрации) об исключении учащегося. Это делается для того, чтобы органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного несовершеннолетнего в месячный срок могли принять меры к его трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательном учреждении.

Законодательство предусматривает и дополнительное образование, которое включает дополнительные образовательные программы и образовательные услуги. Реализация этих программ и услуг направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Дополнительные образовательные программы могут быть реализованы как в общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях), так и в образовательных учреждениях дополнительного образования (например, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах и дворцах детского творчества, на станциях юных техников, натуралистов и иных учреждениях). Кроме того, дополнительное образование можно получить и при помощи индивидуальной педагогической деятельности (например, занимаясь с репетитором).

Если дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, изучение курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов) не предусмотрены образовательными программами и государственными образовательными стандартами, государственное и муниципальное образовательное учреждение имеет право брать за эти услуги плату.

Очевидно, что несовершеннолетние, которые обучаются в образовательных учреждениях, где введены дополнительные платные образовательные услуги, вправе сами или с согласия родителей (законных представителей) решать вопрос о необходимости получения предлагаемых образовательным учреждением дополнительных услуг. Другими словами, в данном случае речь идет о праве выбора, которое принадлежит учащимся. Причем платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательных услуг, которые финансируются за счет средств бюджета. Отсюда следует, что администрация образовательного учреждения не имеет права заставить ученика (или через родителей, законных представителей) принимать дополнительные, платные, образовательные услуги вопреки их желанию и воле. Закон предоставляет право получать дополнительное образование за плату. Для реализации такой возможности существует широкая сеть музыкальных и художественных школ, домов и дворцов творчества. При желании детей и родителей получать дополнительное образование индивидуально они могут сделать это, заключив соглашение (договор) со специалистом.

Введение дополнительных образовательных услуг обязательно должно соответствовать общим требованиям к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

Инвалидность — большая беда. К сожалению, детей-инвалидов в России не становится меньше. Как обучать, воспитывать таких детей? В течение долгих лет таких детей помещали в интернаты, но пребывание детей-инвалидов в учебно-воспитательных учреждениях сводило к минимуму семейное влияние, что, по мнению специалистов, вредно как для развития самих детей и их ближайшего окружения, так и общества в целом.

В последние годы в стране получают распространение негосударственные учебные заведения для детей-инвалидов. В них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги, и немалые, за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать работу приглашенных педагогов на дому. Учитывая все эти моменты, Правительство России приняло постановление от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», в соответствии с которым дети-инвалиды получили возможность получать образование на дому.

Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, с согласия родителей получают образовательные услуги на дому. Обучение на дому проводит образовательное учреждение, находящееся ближе других к месту жительства ребенка. Зачисление ребенка в образовательное учреждение осуществляется на общих основаниях.

Вместе с тем для эффективной организации процесса обучения образовательное учреждение должно предоставить ребенку-инвалиду на время обучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. Обучением на дому занимаются педагоги конкретного образовательного учреждения. Они же оказывают методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ.

Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с уже работающими с конкретным ребенком педагогами в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида (прием экзаменов). Кроме того, родители имеют право самостоятельно обучать своих детей в рамках государственных образовательных стандартов. Если обучение и воспитание детей-инвалидов проводится на дому их родителями (законными представителями) самостоятельно, то органы управления образованием должны компенсировать затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

То, что несовершеннолетние инвалиды могут реализовать свое право на получение образования и воспитания на дому, имеет громадное значение, поскольку касается десятков тысяч человек. Задача государства — создать такой механизм, чтобы каждый ребенок-инвалид при желании мог бы реализовать свое право на образование.

В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах — в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании. Однако роль государства не ограничивается только лишь предоставлением тех или иных благ, оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей. Большинство споров о недвижимости, право на которую имеют дети, разрешается в пользу последних. Право собственности в России не носит безусловный характер. Собственник квартиры или другого жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены его семьи, изрядно ограничен в праве распоряжения своей недвижимостью. Реализация права собственности не должно вступать в противоречие с интересами детей.

Если владелец квартиры решит ее продать, обменять или подарить, т. е. совершить сделку, по которой имущество отчуждается, — такое действие может ущемлять интересы детей. Решать, насколько пострадают права ребенка при совершении подобной сделки, должен орган опеки и попечительства. Без его согласия отчуждение квартиры или другой жилой недвижимости, где проживают или на которое имеют право несовершеннолетние, невозможно; даже если сделка состоится, она будет ничтожной, т. е. недействительной с момента заключения.

Функции органов опеки и попечительства возложены на органы местного самоуправления. В Москве этими вопросами занимаются районные управы. Чиновник, даже муниципальный, всегда остается чиновником — он принимает решение на основе различного рода справок и официальных документов. И, если родители вознамерились продать (обменять, подарить) квартиру, в которой вместе с ними проживают несовершеннолетние дети, им придется собрать целый пакет документов бумаг. Прежде чем перечислить все, что требуется органу опеки для принятия решения, хотелось бы еще раз напомнить: данная процедура носит не уведомительный, а разрешительный характер, поэтому наличие всех документов и их подлинность отнюдь не гарантируют положительного ответа.

Итак, для того чтобы получить разрешение на отчуждение жилого помещения, в орган опеки необходимо представить следующие документы:

— заявление обоих родителей с просьбой о разрешении совершения сделки;

— заявление несовершеннолетнего старше 14 лет о согласии на данную сделку;

— справку БТИ о балансовой стоимости жилого помещения на момент обращения;

— выписку из домовой книги по месту жительства несовершеннолетнего;

— копии финансовых лицевых счетов жилой площади отдельно с места продажи и места покупки (обмена) жилых помещений;

— копии свидетельств о праве собственности на жилое помещение, отдельно с места продажи и с места покупки (обмена);

— согласие несовершеннолетнего старше 16 лет на проживание на жилой площади, приобретенной для него в результате сделки отчуждения;

— копию справки из налоговой инспекции, подтверждающей отсутствие задолженности по уплате налога на недвижимость.

Кроме того, орган опеки может истребовать письменное обязательство каждого собственника (заверенное нотариусом) о выписке его и проживающих с ним членов семьи с занимаемой жилой площади. Если орган опеки даст согласие, собственник отчуждаемого имущества получит разрешение на совершение сделки, оформленное постановлением или распоряжением органа местного самоуправления за подписью его главы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49718. Визначення домінуючого типу психологічного впливу в соціальній рекламі проти ВІЛ/СНІДу для шкільної молоді 417 KB
  Психологічні особливості сприймання соціальної реклами проти ВІЛ СНІДу студентською молоддю. Методичне забезпечення18 Стимульний матеріал відеоролики соціальної реклами проти СНІДу. Сучасний світ неможливо уявити без реклами яка на сьогодні пронизує всі сфери життя людини. Отже інформація як ніколи стала інструментом влади а реклама не просто елементом бізнесу маркетингу та лобіювання інтересів певного товаровиробника замовника реклами а і своєрідним культурним простором.
49722. РАССЧЁТ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ НЕПРЕРЫВНЫХ СООБЩЕНИЙ 670 KB
  Проведен анализ сложного входного сигнала и проанализировано его прохождение через схемы разработанных радиотехнических устройств. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ АМ амплитудная модуляция ИКМ импульснокодовая модуляция ОФМ относительная фазовая модуляция СПМ спектральная плотность мощности ТЭС теория электрической связи ФМ фазовая модуляция ФНЧ фильтр нижних частот ЦСП цифровая система передачи ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ аt передаваемое непрерывное сообщение bt непрерывный сигнал соответствующий передаваемому сообщению bикмt...
49723. Розробка технології термічної обробки шпильки 161.88 KB
  У проекті був проведений вибір матеріалу для виготовлення деталі відповідного призначення типу шпилька та вибраний режим її термічної обробки. Було запропоновано прогресивні методи термічної обробки, гартування та відпуск. Був проведений вибір основного та допоміжного обладнання.
49724. Совершенствование обязательно документированных процедур 1004.28 KB
  АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА. КРАТКОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ЭТАПОВ АУДИТА. Аудит систематический независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита Аудитор – лицо обладающее компетентностью для проведения аудита
49725. Оценка кредитоспособности физического лица 346 KB
  Целью данной курсовой работы является оценка кредитоспособности клиента от различных параметров. Основными задачами настоящей курсовой работы являются: Изучение факторов, влияющих кредитоспособность; Изучение принципов работы нейросети с использованием программы «Нейросимулятор»;
49726. ТЕПЛОВЫЕ И МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СВАРКЕ 658.36 KB
  Цель работы разработка методики теплового расчета расчетов химического состава металла оценки равновесной концентрации кислорода и оценки стойкости металла шва к образованию горячих трещин. В результате исследования было рассчитано и построено температурное поле определен химический состав металла шва по смешению и с учетом коэффициентов перехода определена концентрация кислорода и оценена стойкость металла шва к образованию горячих трещин.1 Расчет состава металла шва 16 6.3 Оценка склонности металла шва к образованию горячих трещин 27...