72557

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В соответствии с Наставлением о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений сотрудники милиции обязаны проводить профилактические мероприятия общего и специального характера в целях предупреждения нападения на граждан.

Русский

2014-11-24

140.5 KB

0 чел.

В. ИСАЕВА,

кандидат юридических наук

старший преподаватель Московского университета МВД России

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ

ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья 45 Конституции России устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Для органов внутренних дел исполнение данного положения Основного закона является первостепенной задачей.

Традиционно милиция — наиболее приближенный к населению государственный орган, имеющий различные организационно-правовые формы и призванный предотвращать многочисленные угрозы жизни человека. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 апреля 1991 г. № 4510-1 «О милиции» (далее — Закон «О милиции») милиция является одним из государственных органов исполнительной власти, который призван защищать жизнь граждан от преступных и противоправных посягательств со стороны других индивидов и государственных органов. Особое место милиции в системе правоохранительных органов обусловлено тем, что она располагает необходимыми правовыми, организационными и материальными средствами, с помощью которых может осуществляться защита прав граждан.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона «О милиции», «милиция должна защищать права человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений».

Милиция в процессе своей повседневной деятельности занимается охраной определенных благ личности — жизни, здоровья, чести и достоинства человека, обеспечением ему нормальных условий для жизни, труда и отдыха.

Многочисленные нормативно-правовые акты закрепляют большую роль милиции в обеспечении конституционного права человека на жизнь в виде задач и функций органов внутренних дел. Так, Федеральным законом «О милиции» от 31 марта 1999 г.1 закрепляется в качестве одной из обязанностей милиции оказание помощи «гражданам… находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья» (ст. 10). В целях обеспечения права человека на жизнь сотрудникам милиции разрешается применение огнестрельного оружия «для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья» (ст. 15). В соответствии с положениями названного Закона сотрудники милиции обязаны пресекать всякое покушение на жизнь или здоровье человека независимо от объективных или субъективных обстоятельств (его социальный статус, имущественное положение, расовая принадлежность и т. д.).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»2 в качестве одного из принципов обеспечения безопасности дорожного движения предусматривается приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении (ст. 3). В частности, при организации регулирования дорожного движения органы внутренних дел обязаны исходить из необходимости сведения к минимуму или исключения возможности причинения вреда жизни или здоровью участника дорожного движения. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»3, определяя силы и средства, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций, в первую очередь указывает на органы внутренних дел (ст. 16), закрепляя за ними обязанность защищать жизнь и здоровье населения (ст. 17). Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»4 отводит органам внутренних дел вспомогательную функцию, состоящую в обеспечении режима на соответствующих территориях, оказании первой помощи пострадавшим, эвакуации раненых и т. д.

В соответствии с Наставлением о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений5 сотрудники милиции обязаны проводить профилактические мероприятия общего и специального характера в целях предупреждения нападения на граждан. В частности, предусматривается обязательная организация специальных нарядов, выходящих на службу в криминализированные участки обслуживаемой ОВД территории в период праздников, народных гуляний, в ночное и вечернее время. При этом на сотрудников милиции возлагается обязанность пресекать всякие действия в отношении граждан, могущие создать угрозу их жизни или здоровью.

Разделение милиции на криминальную и милицию общественной безопасности имело своей целью ослабить тот жесткий уровень централизации, который был характерен для советской милицейской системы. Это разделение обеспечивает борьбу с преступностью путем выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также обеспечения безопасности человека, общественной безопасности и порядка (ст. 8 и 9 Закона «О милиции»).

Криминальная милиция осуществляет охрану жизни населения путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие обязательно, то есть тяжких и особо тяжких преступлений против человека (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, изнасилование и др.). Полномочия криминальной милиции предусмотрены в законодательных и подзаконных нормативных правовых актах6, а также в ведомственных документах — приказах, наставлениях, инструкциях7.

Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей: силы и средства криминальной милиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка при массовых мероприятиях, для пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целях спасения людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах8. В задачи криминальной милиции входит принятие мер безопасности в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, в отношении судей, работников контролирующих и правоохранительных органов9, участников уголовного судопроизводства, оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений.

Милиция общественной безопасности — наиболее многочисленная служба в системе органов внутренних дел, ближе всех стоящая к населению. Основные задачи этой службы — обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания, оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

Немаловажную роль в этом играет патрульно-постовая служба, действующая на основании Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17. Сотрудники этой службы обязаны оперативно реагировать на сигналы о преступлениях и административных правонарушениях и пресекать их активными действиями, тесно взаимодействуя со службами криминальной милиции (п. 5 Устава). Эта служба играет большую роль при осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и др.), проведении массовых общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и других мероприятий. Патрульные и постовые наряды обеспечивают в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия преступников, предостерегают граждан от совершения противоправных действий.

Защищать права граждан призвана и служба участковых уполномоченных, которые являются представителями милиции общественной безопасности, выполняющими возложенные на них задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ними в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел (п. 2 разд. 1 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции10). Участковому уполномоченному вменяется в обязанность в целях обеспечения личной безопасности граждан защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств. Для этого участковый уполномоченный изучает и анализирует складывающуюся на административном участке оперативную обстановку, оказывает в пределах своей компетенции правовую, медицинскую и иную помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья, при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях принимает необходимые меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской (доврачебной) помощи.

Так, п. 24 ст. 10 Закона «О милиции», Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) установили обязанность милиции принимать меры к охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности. Итогом всей предыдущей законотворческой деятельности стало введение в Уголовно-процессуальном кодексе института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: свидетелей, потерпевших, иных участников уголовного процесса, а также их близких родственников, родственников и близких лиц.

Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрены меры безопасности, принимаемые судом, прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем в пределах их компетенции при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ч. 3 ст. 11).

Меры безопасности заключаются в следующем:

— для обеспечения безопасности указанных лиц по решению следователя данные о них могут не указываться в протоколе следственного действия, проведенного с их участием; в этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагает причины принятия такого решения, указывает псевдоним участника следственного действия и образец его подписи, используемые в протоколах следственных действий с его участием; постановление хранится в опечатанном конверте, приобщаемом к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК);

— при наличии угрозы насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении указанных лиц допустимы контроль и запись их телефонных и иных переговоров либо по их письменному заявлению, либо, при отсутствии такого заявления, на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК);

— для обеспечения безопасности опознающего опознание может быть проведено таким образом, чтобы опознаваемый не мог видеть опознающего. Понятые присутствуют в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК);

— для обеспечения безопасности указанных лиц на основании определения или постановления суда допускается проведение либо всего закрытого судебного разбирательства, либо его части (п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 241 УПК);

— для обеспечения безопасности свидетеля, его родственников и близких лиц суд вправе не оглашать подлинные данные о свидетеле и провести его допрос таким образом, чтобы другие участники судебного разбирательства не могли видеть этого свидетеля (ч. 5 ст. 278 УПК).

Статья 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) установила следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место;

9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Указанные меры безопасности не только один из способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного ведения уголовного судопроизводства.

Милиция, помимо обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, выполняет значительные функции, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К числу обязанностей, возложенных на милицию, помимо борьбы с правонарушениями, в случае аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и при других чрезвычайных событиях Закон «О милиции» (ст. 10) относит: необходимость принятия неотложных мер по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имуществ, оставшегося без присмотра; участие в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях; участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий. Согласно ст. 17 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства милиции привлекаются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами. Это такие задачи, как выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступных и иных антиобщественных деяний, устранение или снижение тяжести их общественно опасных последствий, оказание непосредственной помощи пострадавшим, восстановление нарушенных прав и законных интересов. Приказ МВД России от 10 сентября 2002 г. № 870 «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» определяет задачи, возложенные на милицию в условиях чрезвычайных ситуаций: участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований, ликвидации банд, освобождение заложников, участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа и др.

Для эффективного обеспечения органами внутренних дел прав человека на жизнь следует усилить контроль органов государственной власти над деятельностью правоохранительных органов. Так как правоохранительная система России находится в постоянном реформировании, то при всех позитивных изменениях российская милиция не может считаться милиций демократического государства, опирающейся на широкие слои населения и институты гражданского общества. По данным российского омбудсмена, из всех обращений граждан в аппарат уполномоченного — а с начала 2004 г. поступило уже около 20 тыс. жалоб — около 30% связано с нарушением прав граждан представителями милиции11. Данные ГИЦ МВД России свидетельствуют о ежегодном приросте нарушений законности и преступлений, совершаемых сотрудниками милиции, который, начиная с 1989 г. составляет около 12%12. Остро стоит проблема недобросовестности сотрудников правоохранительных органов, и связано это с произволом, ущемлением прав и законных интересов граждан со стороны сотрудников милиции, проявлением грубости, волокиты и бездействия, вымогательства, неоправданным задержанием, физическим насилием.

Серьезные недостатки правоохранительной системы выявляет и статистика совершаемых преступлений сотрудниками органов внутренних дел. Так, с 1996 г. по 2002 г. ежегодно от 1 326 до 2 498 сотрудников правоохранительных органов привлекались к ответственности за совершение насильственных преступлений: убийство или покушение на убийство — от 72 до 103, умышленное причинение вреда здоровью различно степени тяжести — от 81 до 214, грабежи от 88 до 140, разбои — от 48 до 102, хулиганство — от 117 до 256, вымогательство — от 33 до 82, другие преступления — от 279 до638 человек13. Преступления против жизни и здоровья составляют 43/3 % от общего числа насильственных преступлений, совершаемых сотрудниками милиции14.

Организация правоохранительной деятельности имеет множество изъянов. Следует начать с того, что система регистрации и учета преступлений нуждается в реформировании. Существует множество работ по изучению латентной преступности15, но основные принципы учета и регистрации преступлений, методика этой работы сложились еще в 60-х гг. прошлого столетия и уже не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Существующий порядок регистрации и учета преступлений не отражает реального состояния преступности в стране. Например, в США каждый год только по восьми основным «индексным» составам регистрируется 13-13,5 млн, а в Германии — 6,5 млн преступлений, в России ежегодно на протяжении последних 10 лет фиксируется 2,5-3 млн преступлений. Особенно наглядно латентность преступности видна при сравнении количества краж. В частности, в США общее число преступлений этого вида ежегодно составляет 11-11,5 млн, в Англии — 4,5 млн. В России же в 2003 г. их было зарегистрировано всего 1,1 млн16. Известно, что свыше 90 процентов подобного рода заявлений (и сообщений от жертв преступлений) принимается и расследуется милицией. На нее же возложено ведение всей уголовной статистики. При этом эффективность работы органов МВД оценивается по двум важнейшим показателям — снижению уровня преступности и повышению раскрываемости преступлений. В настоящее время показателем раскрываемости является простое отношение (в процентах) числа раскрытых преступлений к общему числу преступлений, поставленных на учет, т. е. зарегистрированных. Из этого следует, что милиция вовсе не заинтересована в регистрации всех заявлений о преступлениях. Из числа первоначально зарегистрированных преступлений ежегодно снимается с учета (в основном в связи с отсутствием события и состава преступления) более 200 тыс., т. е. свыше 7%17.

Основной недостаток системы учета и регистрации преступлений — то, что в соответствии с Инструкцией о едином учете преступлений учету подлежат только те деяния, по которым возбуждено уголовное дело. Такой порядок обусловлен наличием в Уголовно-процессуальном кодексе России правовой нормы о возбуждении уголовного дела, которой нет в законодательстве стран с развитой системой правосудия.

Кроме того, упомянутая Инструкция устанавливает, что учету в числе преступлений не подлежат действия, совершенные лицами, не достигшими возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность. Например, совершение убийства или другого преступления 13-летним подростком в число зарегистрированных преступлений не включается. Аналогично решается вопрос о преступлениях, которые были совершены лицами, находящимися в невменяемом состоянии.

В результате всего этого уровень учтенной преступности в России в 2,5-3 раза ниже числа преступлений, о которых правоохранительные органы осведомлены, не говоря уже о фактической преступности18.

Высказываются мнения о том, что регистрация всех заявлений о преступлениях потребует значительного увеличения штатов сотрудников, увеличение бюджетных поступлений по всей цепочке — от уголовного розыска до следственных изоляторов и исправительных учреждений. А ведь, кроме уголовных преступлений, милиции приходится заниматься и административными правонарушениями.

Существующую проблему следует решать на государственном уровне согласно Указу Президента России «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений» от 30 марта 1998 г. Следует изменить сам подход к ведению уголовной статистики, закрепив это на законодательном уровне: принять федеральный закон «О единой государственной системе регистрации и учета преступлений», предусмотренный названным выше Указом Президента России, в Уголовно-процессуальном кодексе закрепить норму о необходимости регистрации всех противоправных деяний, создать единые формы статистической отчетности для правоохранительных органов, учитывать в качестве преступлений противоправные деяния, по которым в возбуждении уголовного дела отказано или уголовное дело прекращено из-за отсутствия состава преступления, за малозначительностью деяния и по другим основаниям.

В связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса существует проблема эффективности деятельности милиции при реформированном уголовно-процессуальном законодательстве. Это актуально, так как в стране ухудшается криминогенная обстановка. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 77 субъектах Российской Федерации, причем не раскрыто 1 158,7 тыс. преступлений19. Представляя собой серьезную угрозу внутренней безопасности России, преступность оказывает крайне негативное влияние на общественно-политическое и социально-экономическое развитие государства.

Для повышения результативности деятельности органов внутренних дел существенное значение имеет проблема коммерциализации деятельности милиции, когда в процессе выполнения своих должностных обязанностей сотрудники милиции начинают использовать свой статус для извлечения дополнительного дохода, так как обладают дополнительными возможностями, начиная от милицейской формы и кончая доступом к информации.

Криминализацию милиции можно объяснить ухудшением социально-экономического положения в стране, наличием многих нерешенных социальных проблем, усилением миграции населения, способствующей росту преступности, недостаточностью выделяемых средств на поддержание правопорядка и борьбы с преступностью, а также на оплату труда, которая не только занижена, но и неадекватна ответственности и характеру выполняемой работы. К этому можно добавить и ухудшение качественных характеристик кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел, что ведет к увеличению случаев нарушения дисциплины и числу преступлений, совершаемых сотрудниками милиции против жизни и здоровья.

Милиция является наиболее многочисленным правоохранительным органом. Поэтому ее сотрудники чаще всего оказываются в ситуациях, когда кому-либо требуется помощь, не терпящая отлагательства, оказать которую может только милиция, поскольку отсутствуют соответствующие службы или их представители. Специфика милиции заключается и в том, что она (милиция) находится ближе всех к населению вследствие круглосуточного характера работы, постоянного контроля объектов улиц, мест скопления людей и др. Кроме того, в милиции имеются широкие возможности централизованной передачи и получения информации, связи, транспортные возможности. В случае угроз жизни населению именно силы милиции из всех гражданских служб можно быстро мобилизовать. Население может обратиться за помощью в ситуациях не только криминального, но и беспокойного, тревожного характера.

Однако бесконечные реформы органов исполнительной власти, в результате которых снижается эффективность их деятельности, породили недоверие населения к органам власти. Это проявляется в отказе от сотрудничества или помощи милиции со стороны населения, нежелании граждан заявлять в милицию о преступлениях, если они стали жертвой или должны выступить в роли свидетелей. Кроме этого, методы работы, применяемые в деятельности милицейских служб с населением, факты противоправных действий сотрудников милиции, превышения полномочий, неоправданного насилия, жестокого обращения с задержанными и подозреваемыми также порождают немало проблем. На этом неблагоприятном фоне идет параллельный процесс отставания социально-правового контроля над преступностью в результате как малоэффективной, непрофессиональной деятельности правоохранительных органов и несопоставимости их возможностей с криминальными силами, так и несовершенного и политизированного законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью20. В результате этого права человека на жизнь оказывается незащищенным и недоработками законодательства, и проблемами в системе органов внутренних дел.

Таким образом, органы внутренних дел являются наиболее приближенным к населению государственным органом, имеющим различные организационно-правовые формы и призванным предотвращать многочисленные угрозы жизни человека при помощи правовых, организационных и материальных средств. На них возлагаются обязанности охраны общественного порядка в общественных местах, пресечения хулиганских действий и других правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, способных угрожать жизни человека. В обязанности органов внутренних дел входит принятие мер по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности. При авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях органы внутренних дел принимают неотложные меры к спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, участвуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий, а также способствуют выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступных и иных антиобщественных деяний, оказывают непосредственную помощь пострадавшим, участвуют в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа и др.

Одной из форм обеспечения права человека на жизнь органами внутренних дел является их деятельность при угрозе либо в случае фактического неправомерного лишения жизни человека: незамедлительное реагирование на сообщения, заявления о готовящихся и совершенных преступлениях, принятие необходимых мер к их предупреждению и пресечению; обеспечение быстрого и полного раскрытия преступлений, проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступлений и установления лиц, их совершивших, а также розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, и лиц, пропавших без вести, возбуждение уголовных дел, производство дознания и осуществление неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений, выполнение поручений следователей и прокуроров о производстве розыскных и процессуальных действий и оказания им содействия в производстве этих действий.

1 СЗ РФ. — 1999. — № 5. — Ст. 732.

2 СЗ РФ. — 1995. — № 50. — Ст. 4873; — 1999. — № 10. — Ст. 1158.

3 СЗ РФ. — 2001. — № 18. — Ст. 2745.

4 СЗ РФ. — 1994. — № 36. — Ст. 4356.

5 Приказ МВД России от 11 августа 1998 г. № 490 // БНА. — 1998. — № 36. — Ст. 2179.

6 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 29) // СЗ РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.

7 Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. № 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

8 Приказ МВД РФ от 12 января 1996 г. № 20 «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

9 Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СЗ РФ. — 1995. — № 17. — Ст. 1455.

10 Российская газета. — 2002. — № 225.

11 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 г. // www.ombudsman.gov.ru.

12 Отчет о нарушениях законности и преступлениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел (1989—1999 г.г.) ГИЦ МВД России.

13 Романова А.Г. Состояние преступности и иных правонарушений в органах внутренних дел. Криминальная ситуация на рубеже веков в России / Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. — М., 1999. — С. 101.

14 Васильев В.А. Вступительное слово. Предупреждение коррупции в полиции (милиции). Материалы международного научно-практического семинара (11—12 февраля 2002 г.). — М., Московская академия МВД России, — 2002. — С. 5.

15 Синельщиков Ю.П. Лукавые цифры милицейской статистики // Век. 1998. — № 2; Гаврилов Б.Я. О реальности российской уголовной статистики // Законность. — 1999. — № 6. — С. 27—32; Влияние латентной преступности на состояние правопорядка в обществе // Юридический консультант. — 1998. — № 3. — С. 5—9; Лунеев В.В. Преступность XX века // Мировой криминологический анализ. — М., 1999; МВД России // Юридическая статистика. — М., 1999; Горяинов К.К., Исиченко А.П., Кондратюк Л.В. Латентная преступность. — М., 1994; Савюк Л.А. Правовая статистика. — М.,1999.

16 www.abnews.ru.

17 Скоромников К.С. Научные сообщения. Существующая система учета преступлений и раскрытия их нуждается в кардинальной реформе // Государство и право. — 2000. — № 1. — С. 108—110.

18 Гаврилов Б.Я. Способна ли российская статистика о преступности стать реальной // Государство и право. — 2001. — № 1. — С. 47—62.

19 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2003 г. — М.: ГИЦ МВД России, 2003.

20 Лунеев В.В. Научная жизнь. Эффективность борьбы с преступностью и ее отдельными видами в современной России // Государство и право. — 2003. — № 7. — С. 106—111.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81837. Технико – эксплуатационные характеристики промышленного транспорта 25.22 KB
  Промышленный транспорт - это совокупность транспортных средств, сооружений и путей промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на территории обслуживаемого предприятия.
81838. Классификация транспортных узлов по функциональным признакам 26.65 KB
  В отношении географического фактора узлы могут располагаться на территории где отсутствуют море и судоходные реки или на берегах указанных водоемов; на конструкции узлов оказывает влияние характер производительных сил род промышленности: добывающая обрабатывающая смешанная; наконец существенное влияние на конструкцию узлов оказывают размеры местных пассажирских перевозок. В этом отношении они могут быть подразделены на узлы: с одной станцией тупиковые треугольные крестообразные с последовательным расположением станций с...
81839. Производительность труда на разных видах транспорта 27.98 KB
  Рассмотренные экономические показатели тесно связаны между собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость возрастают прибыль и рентабельность перевозок. Производительность труда в целом по сети или отдельным железным дорогам и их отделениям определяется условнонатуральным методом ее расчета Птр=∑Pℓприв Чсп ∑Pℓприв=∑Pℓн2∑ℓ 4.При существующем дефиците трудовых ресурсов в стране показатель производительности труда приобретает особо важное значение при выборе того или иного вида транспорта.
81840. Технико–эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта 25.72 KB
  Его высокая маневренность позволяет организовать перевозку грузов непосредственно от склада отправителя до склада получателя. Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров завозит и вывозит грузы с железнодорожных станций морских и речных портов и аэропортов. Широко используется автотранспорт на внутрипроизводственных перемещениях грузов почти во всех отраслях промышленности в строительстве и сельском хозяйстве. Большой объем перевозок грузов выполняется автомобилями занятыми в...
81841. Прямые, смешанные перевозки, их эффективность 25.69 KB
  На начало 90х годов большинство грузовых перевозок осуществлялось с участием двух и более видов транспорта т. С автомобильного транспорта на железнодорожный на грузовых районах и контейнерных пунктах по ориентировочной оценке в 1994 г. было передано не менее 4550 млн т различных грузов а с железнодорожного транспорта на автомобильный примерно 100 млн т в 2 раза больше.
81842. Принципы выбора видов транспорта 26.81 KB
  Четвертый принцип – обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг в частности через рекламу о емкости качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий. Объективная информация транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы определять более выгодные рынки...
81843. Технико–эксплуатационные характеристики железнодорожного транспорта 27.33 KB
  Массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью малые эксплуатационные расходы и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта. Относительные недостатки железнодорожного транспорта: ограниченная маневренность из-за привязки к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов: стоимость строительства 1 км однопутной линии примерно 10 млн.
81844. Особенности транспортного обслуживания городов 27.79 KB
  Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и уличнодорожной...
81845. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта 27.43 KB
  Наибольшее влияние на нее оказывают следующие факторы: объем и дальность перевозок густота перевозок на 1 км линии грузоподъемность или пассажировместимость подвижного состава вагонов судов автомобилей автобусов самолетов и т. Особенно заметно повышение себестоимости грузовых перевозок на железнодорожном морском и речном транспорте. Повышение себестоимости перевозок обусловлено в основном повышением уровня заработной платы и оптовых цен на топливо подвижной состав машины оборудование и другие материалы.