72562

Правовые системы России и Белоруссии и правовая культура

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Одна из актуальных задач юридической науки исследование закономерностей и тенденций культурно-правового прогресса в исторической ретроспективе. Союзное государство должно стать наследником и продолжателем российской государственности новым звеном в цепи: Русь Российская Империя Российская Советская...

Русский

2014-11-25

94 KB

1 чел.

В. МИРОНОВ,

кандидат юридических наук,

доцент Владимирской академии государственной службы

правовые системы россии и белоруссии

и правовая культура

Одна из актуальных задач юридической науки — исследование закономерностей и тенденций культурно-правового прогресса в исторической ретроспективе. Явления правой культуры подвижны, исторически изменчивы, их характер определяют опыт развития культуры, права, государства, условия правовой жизни общества. Выполнив на определенном историческом этапе позитивную функцию, они в дальнейшем иногда превращаются из позитивных в негативные, тормозят взаимодействие национальных правовых систем, межгосударственных отношений. Иначе говоря, культурно-правовое явление, имевшее положительный характер в одной исторической ситуации, на другом этапе развития может приобрести иной, негативный смысл1. Об этом свидетельствует, например, история российско-белорусских межгосударственных отношений, в том числе советский и современный опыт их правовой культуры.

Объединение в Союзное государство — важнейший вопрос современности и для Российской Федерации, и для Белоруссии. Каждый их шаг в этом направлении исключительно важен. Союзное государство должно стать наследником и продолжателем российской государственности, новым звеном в цепи: Русь — Российская Империя — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — Союз Советских Социалистических Республик — Российская Федерация — Союзное государство России и Белоруссии. Это один и тот же субъект международного права со всеми вытекающими из осознания этого факта последствиями2.

Нынешние межгосударственные отношения России и Республики Беларусь развиваются поэтапно, как и восемьдесят с лишним лет назад, когда их военное сотрудничество (вторая половина 1918 г. — 1920 г.) было дополнено сотрудничеством экономическим (1921 г. — первая половина 1922 г.), а затем политическим (вторая половина 1922 г.) и увенчалось созданием (с участием других советских республик) первого союзного государства — Союза Советских Социалистических Республик. Повторение на новом витке истории определенных этапов прошлого межгосударственного сближения Российской Федерации и Белоруссии сегодня можно констатировать, отслеживая их шаги на пути нового единения двух государств. Сначала Сообществу, потом Союзу Беларуси и России, а затем Союзному государству они вновь делегировали известные полномочия в сферах обеспечения обороны и безопасности, во внешней политике, экономической, социальной, культурной и других областях. Значение этих факторов для дальнейшего развития событий в Союзном государстве России и Белоруссии очень существенно: они послужат, в частности, формированию прочной социальной и культурно-правовой базы поддержки начинаний по восстановлению в будущем государственного единства наших народов.

Вместе с тем отдельные аспекты правовой культуры прежних межгосударственных отношений России и Республики Беларусь должны быть переосмыслены с позиций сегодняшнего дня. В связи с этим следует напомнить, что белорусский народ обрел свою государственность по историческим меркам сравнительно недавно, вследствие распада Российской империи в октябре 1917 г. При этом уже на I Всебелорусском съезде Советов в феврале 1919 г. было заявлено, что Белоруссия признает необходимость установления тесных политических и экономических связей с Российской Федерацией3. На том же съезде была принята первая Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики, образцом для которой стала Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 г. Взаимодействие правовых культур двух независимых республик нашло отражение и в том, что уже в начале 1919 г. имели место факты заимствования Белорусской Республикой в различных формах других законодательных актов России, например декрета о военном обучении. Использование Белоруссией российских законодательных и других иных нормативных актов в дальнейшем приобрело распространенный характер4.

Развитие межгосударственных отношений Российской Федерации и Белорусской Республики выражалось и том, что в соответствии со спецификой правовой культуры того периода государственные органы России в ряде случаев напрямую давали необходимые указания, в частности, белорусским наркоматам. Например, Председатель ВЦИК 15 февраля 1919 г. предложил Наркомпроду Белоруссии в интересах общей согласованной работы восстановить твердые цены на хлеб, что, конечно, было сделано белорусской стороной5. Иногда руководство Российской Федерации воздерживалось от прямых указаний и обращалось к государственным органам Белорусской Республики с предложением обратить внимание на какой-либо вопрос. Такую форму, например, носило обращение Председателя ВЦИК от 11 февраля 1919 г. к Президиуму ЦИК Белоруссии по поводу деятельности Полесского ревкома, состоявшего почти целиком из левых эсеров, в результате чего указанный ревком был распущен6. В некоторых случаях органы государственной власти России предварительно рассматривали отдельные вопросы, решения по которым затем принимались белорусскими государственными органами. Так, Президиум ВЦИК 4 августа 1921 г. рассмотрел вопрос об утверждении штатов Белорусской дипломатической миссии7, а в октябре того же года рассмотрел и одобрил штаты органов милиции Белорусской Республики8.

16 января 1921 г. Российская Федерация и Белоруссия заключили Союзный рабоче-крестьянский договор9, который можно в определенной мере считать прообразом Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999 г.10 Союзный договор 1921 г. ознаменовал собой новый этап развития правовой культуры межгосударственных отношений Российской Федерации и Белорусской Республикой. Он стал юридической базой для различных соглашений между ними, подписанных в дальнейшем. В тех условиях, как уже отмечалось, использование белорусской стороной законодательных и иных нормативных актов России получило широкое распространение и выражалось в различных формах: прямое заимствование, когда акты вводились в действие в Белоруссии без внесения в них изменений (Уголовный кодекс РСФСР11 и другие); непрямое заимствование, т. е. творческое использование российских актов; устранение пробелов и несоответствий в актах Белорусской Республики, если они возникали после принятия какого-либо акта в Российской Федерации. Бывало и так, что, рассмотрев проект собственного нормативного акта, высший государственный орган Белоруссии приходил к выводу, что целесообразнее использовать действующий российский акт по аналогичному вопросу правового регулирования, например, декрет Совнаркома России об отмене монополии на средства сельскохозяйственного производства и о порядке торговли ими12.

В соответствии с правовой культурой того времени Президиум ЦИК Белорусской Республики для регулирования процесса использования российских нормативных актов 24 января 1922 г. принял специальный декрет о силе для Белоруссии законов и распоряжений Российской Федерации13. Кроме того, если у государственных органов Белорусской Республики при применении нормативных актов России возникали какие-то вопросы, они обращались в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации и получали необходимые разъяснения14. Такое своеобразное формирование правовых систем России, Белоруссии и параллельно создававшегося Союза Советских Социалистических Республик свидетельствует о существовавшем тогда представлении о правовой культуре взаимодействия государств в сфере нормотворчества в основном лишь как о воспроизведении белорусской стороной положений российских законов и иных правовых актов, но не наоборот.

Конечно, с позиции современных представлений о правовой культуре межгосударственных отношений нельзя согласиться с бытующим и сегодня мнением о взаимодействии наших национальных правовых систем как о простом переписывании сторонами положений российских и белорусских законов, а чаще всего только российских. Подобная практика в советский период строительства межгосударственных отношений Российской Федерации и Белорусской Республики имела право на существование, носила тогда положительных характер и оправдала себя. Сейчас реальных предпосылок к формированию подобным образом правовой системы Союзного государства России и Белоруссии нет. Данное явление правовой культуры, безусловно, выродилось в свою противоположность, обретя отрицательный смысл, став негативным.

Поэтому при определении нынешних путей формирования правовой системы Союзного государства нужно произвести аналитический обзор норм российской и белорусской правовых систем, организовать учет и систематизацию правовых актов. Результатом этого должны стать предложения по устранению противоречий и отмене устаревших норм. Взаимодействие правовых систем Российской Федерации и Республики Беларусь сегодня возможно только на принципах их правового равенства в виде организации процесса заключения между ними договоров, направленных на унификацию и гармонизацию национального законодательства, а также разработки основ законодательства Союзного государства по отраслям права — гражданскому, трудовому, налоговому и иным. Принятие основ законодательства позволит приступить к созданию единой правовой системы двух государств — комплекса общих норм и институтов. Важнейшей правовой задачей является также реформирование с учетом интеграционных процессов Конституций России и Белоруссии, поскольку без развития основных законов невозможно формирование полноценной правовой системы Союзного государства.

Процесс интеграции должен быть продолжен в направлении трансформации Союзного государства России и Белоруссии в федеративное государство. Создание такого устойчивого российско-белорусского государственного образования — завершение первого этапа формирования центра будущей союзной государственности на территории прежнего Советского Союза, построение базовой модели, на которой пройдут экспериментальную проверку правовые, экономические и иные механизмы воссоединения бывших советских республик. Среди них Российская Федерация и Республика Беларусь сегодня более других готовы к новой интеграции. Необходимость их объединения диктуется насущной потребностью преодоления последствий социально-экономического кризиса, совместного эффективного противодействия объединенному Западу, все чаще прибегающему к насилию над непокорными.

Удастся ли восстановить единую российско-белорусскую государственность, покажет будущее. Процесс интеграции двух государств, взаимодействия и взаимопроникновения их национальных правовых систем подошел к этапу, за которым должен последовать качественный прорыв в направлении федеративного воссоединения России и Белоруссии. Необходимо сделать все, чтобы такое объединение состоялось, чтобы российско-белорусская федерация стала не мечтой будущих поколений россиян и белорусов, а сегодняшним достоянием.

1 См., например: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. — Саратов, 1989. — С. 16.

2 См.: Миронов В.О. История и перспективы государственно-правовых отношений России и Белоруссии. — М., 2004. — С. 6.

3 См.: Абецедарский Л.С., Баранова М.П., Павлова Н.Г. История БССР. — Минск, 1970. — С. 172.

4 См., например: ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 100. — Д. 251. — Л. 5, 8, 30, 44, 50, 67, 68, 96, 107, 114, 121, 133, 135, 143, 148, 151, 153, 162, 177, 197, 198.

5 Там же. Оп. 94. — Д. 570. — Л. 295, 296, 298, 300.

6 Там же. — Л. 354, 355—358, 360, 362, 364, 367, 368.

7 См.: ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 96. — Д. 90. — Л. 203, 205, 206.

8 Там же. Оп. 8. Д. 202. — Л. 7.

9 Известия ВЦИК. — 1921. — 6 апреля.

10 Российская газета. — 2000. — 29 января.

11 ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 100. — Д. 251. — Л. 107.

12 Там же. — Л. 30.

13 ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 100. — Д. 251. — Л. 16.

14 Там же. Ф. 3260. — Оп. 1. — Д. 8. — Л. 13, 14.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16162. Квалификация контрабанды. Учебное пособие 565 KB
  Основная часть работы посвящена уголовно-правовому анализу состава контрабанды. Дается характеристика квалифицированных видов контрабанды, затрагиваются некоторые вопросы разграничения контрабанды и смежных составов преступлений
16163. Синтетические наркотики, вопросы расследования преступлений. Учебное пособие 3.36 MB
  Сергей Александрович Розанов Синтетические наркотики: вопросы расследования преступлений Серия Закон и практика В. Усманов Г. Михайлова В. Земских А. Михайлов Н. Биржаков Е. Трофимова Н. Солнцева С. Шевякова Главный редактор Заведующий редакцией Выпуска...
16164. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. Учебное пособие 346.5 KB
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ в зарубежных странах Москва Юридическая литература 1994 67 080 Работа подготовлена коллективом сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: п...
16165. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Учебное пособие 134.5 KB
  В пособии в форме тематической лекции, прочитанной в УрЮИ МВД России, рассматриваются понятие, цели, условия, основания, мотивы и процессуальный порядок производства задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также основания освобождения лица от подозрения. Проводится разграничение фактического, административного, уголовно-процессуального задержания и заключения под стражу
16166. Криминалистика, тактика, организация и методика расследования преступлений. Учебное пособие 884.5 KB
  Учебник предназначен для слушателей факультета заочного обучения. В нем рассмотрены темы курса криминалистики по тактике, организации и методике расследования преступлений в соответствии с рабочей программой по криминалистике для Волгоградского юридического института России
16167. Расследование хищений чужого имущества. Учебное пособие 676 KB
  В учебном пособии рассмотрены общие положения методики расследования хищений чужого имущества, а также частные методики расследования хищений автотранспорта, предметов, имеющих особую ценность, серийных квартирных краж, хищений, совершаемых группами несовершеннолетних
16168. Уголовное право России. Учебное пособие 2.65 MB
  Г.М. Миньковский A.A. Магомедов В.П. Ревин УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РФ доктора юридических наук профессора РЕВИНА В.П. УЧЕБНИК Общая и Особенная части. Рекомендуется к изданию редакционноиздательским советом Академии у
16170. Практика назначения наказания. Учебное пособие 500 KB
  С.А. Разумов ПРАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ Учебнопрактическое пособие Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2001 Разумов С.А. Р17 Практика назначения наказания: Учебнопра...