72562

Правовые системы России и Белоруссии и правовая культура

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Одна из актуальных задач юридической науки исследование закономерностей и тенденций культурно-правового прогресса в исторической ретроспективе. Союзное государство должно стать наследником и продолжателем российской государственности новым звеном в цепи: Русь Российская Империя Российская Советская...

Русский

2014-11-25

94 KB

2 чел.

В. МИРОНОВ,

кандидат юридических наук,

доцент Владимирской академии государственной службы

правовые системы россии и белоруссии

и правовая культура

Одна из актуальных задач юридической науки — исследование закономерностей и тенденций культурно-правового прогресса в исторической ретроспективе. Явления правой культуры подвижны, исторически изменчивы, их характер определяют опыт развития культуры, права, государства, условия правовой жизни общества. Выполнив на определенном историческом этапе позитивную функцию, они в дальнейшем иногда превращаются из позитивных в негативные, тормозят взаимодействие национальных правовых систем, межгосударственных отношений. Иначе говоря, культурно-правовое явление, имевшее положительный характер в одной исторической ситуации, на другом этапе развития может приобрести иной, негативный смысл1. Об этом свидетельствует, например, история российско-белорусских межгосударственных отношений, в том числе советский и современный опыт их правовой культуры.

Объединение в Союзное государство — важнейший вопрос современности и для Российской Федерации, и для Белоруссии. Каждый их шаг в этом направлении исключительно важен. Союзное государство должно стать наследником и продолжателем российской государственности, новым звеном в цепи: Русь — Российская Империя — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — Союз Советских Социалистических Республик — Российская Федерация — Союзное государство России и Белоруссии. Это один и тот же субъект международного права со всеми вытекающими из осознания этого факта последствиями2.

Нынешние межгосударственные отношения России и Республики Беларусь развиваются поэтапно, как и восемьдесят с лишним лет назад, когда их военное сотрудничество (вторая половина 1918 г. — 1920 г.) было дополнено сотрудничеством экономическим (1921 г. — первая половина 1922 г.), а затем политическим (вторая половина 1922 г.) и увенчалось созданием (с участием других советских республик) первого союзного государства — Союза Советских Социалистических Республик. Повторение на новом витке истории определенных этапов прошлого межгосударственного сближения Российской Федерации и Белоруссии сегодня можно констатировать, отслеживая их шаги на пути нового единения двух государств. Сначала Сообществу, потом Союзу Беларуси и России, а затем Союзному государству они вновь делегировали известные полномочия в сферах обеспечения обороны и безопасности, во внешней политике, экономической, социальной, культурной и других областях. Значение этих факторов для дальнейшего развития событий в Союзном государстве России и Белоруссии очень существенно: они послужат, в частности, формированию прочной социальной и культурно-правовой базы поддержки начинаний по восстановлению в будущем государственного единства наших народов.

Вместе с тем отдельные аспекты правовой культуры прежних межгосударственных отношений России и Республики Беларусь должны быть переосмыслены с позиций сегодняшнего дня. В связи с этим следует напомнить, что белорусский народ обрел свою государственность по историческим меркам сравнительно недавно, вследствие распада Российской империи в октябре 1917 г. При этом уже на I Всебелорусском съезде Советов в феврале 1919 г. было заявлено, что Белоруссия признает необходимость установления тесных политических и экономических связей с Российской Федерацией3. На том же съезде была принята первая Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики, образцом для которой стала Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 г. Взаимодействие правовых культур двух независимых республик нашло отражение и в том, что уже в начале 1919 г. имели место факты заимствования Белорусской Республикой в различных формах других законодательных актов России, например декрета о военном обучении. Использование Белоруссией российских законодательных и других иных нормативных актов в дальнейшем приобрело распространенный характер4.

Развитие межгосударственных отношений Российской Федерации и Белорусской Республики выражалось и том, что в соответствии со спецификой правовой культуры того периода государственные органы России в ряде случаев напрямую давали необходимые указания, в частности, белорусским наркоматам. Например, Председатель ВЦИК 15 февраля 1919 г. предложил Наркомпроду Белоруссии в интересах общей согласованной работы восстановить твердые цены на хлеб, что, конечно, было сделано белорусской стороной5. Иногда руководство Российской Федерации воздерживалось от прямых указаний и обращалось к государственным органам Белорусской Республики с предложением обратить внимание на какой-либо вопрос. Такую форму, например, носило обращение Председателя ВЦИК от 11 февраля 1919 г. к Президиуму ЦИК Белоруссии по поводу деятельности Полесского ревкома, состоявшего почти целиком из левых эсеров, в результате чего указанный ревком был распущен6. В некоторых случаях органы государственной власти России предварительно рассматривали отдельные вопросы, решения по которым затем принимались белорусскими государственными органами. Так, Президиум ВЦИК 4 августа 1921 г. рассмотрел вопрос об утверждении штатов Белорусской дипломатической миссии7, а в октябре того же года рассмотрел и одобрил штаты органов милиции Белорусской Республики8.

16 января 1921 г. Российская Федерация и Белоруссия заключили Союзный рабоче-крестьянский договор9, который можно в определенной мере считать прообразом Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999 г.10 Союзный договор 1921 г. ознаменовал собой новый этап развития правовой культуры межгосударственных отношений Российской Федерации и Белорусской Республикой. Он стал юридической базой для различных соглашений между ними, подписанных в дальнейшем. В тех условиях, как уже отмечалось, использование белорусской стороной законодательных и иных нормативных актов России получило широкое распространение и выражалось в различных формах: прямое заимствование, когда акты вводились в действие в Белоруссии без внесения в них изменений (Уголовный кодекс РСФСР11 и другие); непрямое заимствование, т. е. творческое использование российских актов; устранение пробелов и несоответствий в актах Белорусской Республики, если они возникали после принятия какого-либо акта в Российской Федерации. Бывало и так, что, рассмотрев проект собственного нормативного акта, высший государственный орган Белоруссии приходил к выводу, что целесообразнее использовать действующий российский акт по аналогичному вопросу правового регулирования, например, декрет Совнаркома России об отмене монополии на средства сельскохозяйственного производства и о порядке торговли ими12.

В соответствии с правовой культурой того времени Президиум ЦИК Белорусской Республики для регулирования процесса использования российских нормативных актов 24 января 1922 г. принял специальный декрет о силе для Белоруссии законов и распоряжений Российской Федерации13. Кроме того, если у государственных органов Белорусской Республики при применении нормативных актов России возникали какие-то вопросы, они обращались в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации и получали необходимые разъяснения14. Такое своеобразное формирование правовых систем России, Белоруссии и параллельно создававшегося Союза Советских Социалистических Республик свидетельствует о существовавшем тогда представлении о правовой культуре взаимодействия государств в сфере нормотворчества в основном лишь как о воспроизведении белорусской стороной положений российских законов и иных правовых актов, но не наоборот.

Конечно, с позиции современных представлений о правовой культуре межгосударственных отношений нельзя согласиться с бытующим и сегодня мнением о взаимодействии наших национальных правовых систем как о простом переписывании сторонами положений российских и белорусских законов, а чаще всего только российских. Подобная практика в советский период строительства межгосударственных отношений Российской Федерации и Белорусской Республики имела право на существование, носила тогда положительных характер и оправдала себя. Сейчас реальных предпосылок к формированию подобным образом правовой системы Союзного государства России и Белоруссии нет. Данное явление правовой культуры, безусловно, выродилось в свою противоположность, обретя отрицательный смысл, став негативным.

Поэтому при определении нынешних путей формирования правовой системы Союзного государства нужно произвести аналитический обзор норм российской и белорусской правовых систем, организовать учет и систематизацию правовых актов. Результатом этого должны стать предложения по устранению противоречий и отмене устаревших норм. Взаимодействие правовых систем Российской Федерации и Республики Беларусь сегодня возможно только на принципах их правового равенства в виде организации процесса заключения между ними договоров, направленных на унификацию и гармонизацию национального законодательства, а также разработки основ законодательства Союзного государства по отраслям права — гражданскому, трудовому, налоговому и иным. Принятие основ законодательства позволит приступить к созданию единой правовой системы двух государств — комплекса общих норм и институтов. Важнейшей правовой задачей является также реформирование с учетом интеграционных процессов Конституций России и Белоруссии, поскольку без развития основных законов невозможно формирование полноценной правовой системы Союзного государства.

Процесс интеграции должен быть продолжен в направлении трансформации Союзного государства России и Белоруссии в федеративное государство. Создание такого устойчивого российско-белорусского государственного образования — завершение первого этапа формирования центра будущей союзной государственности на территории прежнего Советского Союза, построение базовой модели, на которой пройдут экспериментальную проверку правовые, экономические и иные механизмы воссоединения бывших советских республик. Среди них Российская Федерация и Республика Беларусь сегодня более других готовы к новой интеграции. Необходимость их объединения диктуется насущной потребностью преодоления последствий социально-экономического кризиса, совместного эффективного противодействия объединенному Западу, все чаще прибегающему к насилию над непокорными.

Удастся ли восстановить единую российско-белорусскую государственность, покажет будущее. Процесс интеграции двух государств, взаимодействия и взаимопроникновения их национальных правовых систем подошел к этапу, за которым должен последовать качественный прорыв в направлении федеративного воссоединения России и Белоруссии. Необходимо сделать все, чтобы такое объединение состоялось, чтобы российско-белорусская федерация стала не мечтой будущих поколений россиян и белорусов, а сегодняшним достоянием.

1 См., например: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. — Саратов, 1989. — С. 16.

2 См.: Миронов В.О. История и перспективы государственно-правовых отношений России и Белоруссии. — М., 2004. — С. 6.

3 См.: Абецедарский Л.С., Баранова М.П., Павлова Н.Г. История БССР. — Минск, 1970. — С. 172.

4 См., например: ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 100. — Д. 251. — Л. 5, 8, 30, 44, 50, 67, 68, 96, 107, 114, 121, 133, 135, 143, 148, 151, 153, 162, 177, 197, 198.

5 Там же. Оп. 94. — Д. 570. — Л. 295, 296, 298, 300.

6 Там же. — Л. 354, 355—358, 360, 362, 364, 367, 368.

7 См.: ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 96. — Д. 90. — Л. 203, 205, 206.

8 Там же. Оп. 8. Д. 202. — Л. 7.

9 Известия ВЦИК. — 1921. — 6 апреля.

10 Российская газета. — 2000. — 29 января.

11 ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 100. — Д. 251. — Л. 107.

12 Там же. — Л. 30.

13 ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 100. — Д. 251. — Л. 16.

14 Там же. Ф. 3260. — Оп. 1. — Д. 8. — Л. 13, 14.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80962. Види пізнавальних умінь, що формуються у шкільних курсах історії 37.59 KB
  Більш складною є класифікація пізнавальних умінь за змістом. До спеціальних умінь належать ті що потрібні у навчанні конкретного предмета споріднених навчальних дисциплін. Загальновизнаною і стабільною групою спеціальних пізнавальних умінь у навчанні історії є хронологічні і картографічні вміння.
80963. Складіть запитання для усного обговорення документа: «Договір про ненапад між Німеччиною та СРСР від 23 серпня 1939 року.» 33.04 KB
  СРСР почав переговори з Англією і Францією з метою підписання договору про відвернення агресії з боку Німеччини. Однак СРСР не довіряв західним державам що посилювало взаємну невпевненість. у Москві між СРСР і Німеччиною було підписано пакт про ненапад.
80964. Методика формування пізнавальних умінь в процесі навчання історії 38.4 KB
  За їх результатами визначаються і плануються основні напрями формування в учнів нових пізнавальних умінь і удосконалення вже освоєних. Учителям рекомендувалося збирати пам\'ятки в кабінетах історії як роздавальний матеріал для самостійної роботи учнів. Такими є повні етапи формування пізнавальних умінь учнів. Профільне навчання вид диференційованого навчання який передбачає врахування освітніх потреб нахилів здібностей учнів; створення умов для навчання старшокласників відповідно до їхнього професійного самовизначення що забезпечується за...
80965. Проблема вивчення пізнавальних можливостей школярів у методиці навчання історії 36.03 KB
  Пізнавальні можливості учнів відносяться до основних факторів процесу навчання і безпосередньо впливають на цілі зміст і характер навчальної роботи. Зокрема з урахуванням пізнавальних можливостей учнів визначається рівень викладу навчального матеріалу у шкільних підручниках адаптується та опрацьовується учителем і учнями матеріал конкретних уроків готуються варіанти пізнавальних завдань і т. Відповідно до пізнавальних можливостей учнів даного класу формулюються й уточнюються завдання конкретного уроку. Без аналізу пізнавальних можливостей...
80966. Проаналізуйте розвиток шкільної історичної освіти в Україні в ХІХ-ХХ ст 35.13 KB
  Початок систематизованого викладання історії в Україні пов`язаний із створенням Харківської колегії. Започатковується вивчення історії і в Галичині. Левицький видав у 1821 році наказ семінаристам займатися вивченням рідної історії. Свій внесок у зародження методики вивчення історії внесли і повітові училища та гімназії навчальна база яких передбачала наявність у їхніх бібліотеках книг з історії.
80967. Пізнавальні процеси у навчанні історії 41.83 KB
  Найважливішим серед пізнавальних процесів є сприйняття - наочно- образне, просторово-часове відбиття у свідомості людини предмета, ( явища, яке базується на різних відчуттях (колір, звуки, запахи, форма, обсяг та інші), розумінні предмета чи осмисленні його на основі попереднього досвіду (далекість, швидкість, напрямок руху, тривалість процесів й інші властивості).
80968. Визначте методику роботи з історичними картами на уроках історії в школі 33.82 KB
  Важливим джерелом інформації є історична карта яка відображає особливості розвитку людства в минулому. Робота з історичними картами є наочним методом. Настінна карта зазвичай відображає великі території містить відомості щодо тривалих історичних періодів й різних аспектів історичного процесу.
80969. Особливості пізнавального інтересу учнів до історії 35.74 KB
  Метою розвитку мотиваційної сфери учнів у навчанні історії виступає формування стійкого інтересу до предмета що передбачає активне емоційнопізнавальне ставлення школярів до досліджуваних історичних подій до зясування їхніх причин і наслідків а також до оволодіння вміннями необхідними для всебічного вивчення минулоі о і сучасності на основі різноманітних джерел. Отже одним із важливих завдань навчання в умовах цілісної методичної системи є підвищення рівня розвитку інтересу. У числі загальних зовнішніх причин падіння інтересу...
80970. Організація самостійної роботи учнів при вивченні теми: «Виникнення та розвиток Київської Русі » (7 клас) 39.16 KB
  Проблема диференційованого підходу до учнів у навчанні історії. Диференційоване навчання організація навчальновиховного процесу з урахуванням типових індивідуальних особливостей учнів. Складнішим і ефективнішим видом диференційованого навчання є здійснення його в умовах поділу класу на групи залежно від рівня навчальних можливостей учнів.