72562

Правовые системы России и Белоруссии и правовая культура

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Одна из актуальных задач юридической науки исследование закономерностей и тенденций культурно-правового прогресса в исторической ретроспективе. Союзное государство должно стать наследником и продолжателем российской государственности новым звеном в цепи: Русь Российская Империя Российская Советская...

Русский

2014-11-25

94 KB

1 чел.

В. МИРОНОВ,

кандидат юридических наук,

доцент Владимирской академии государственной службы

правовые системы россии и белоруссии

и правовая культура

Одна из актуальных задач юридической науки — исследование закономерностей и тенденций культурно-правового прогресса в исторической ретроспективе. Явления правой культуры подвижны, исторически изменчивы, их характер определяют опыт развития культуры, права, государства, условия правовой жизни общества. Выполнив на определенном историческом этапе позитивную функцию, они в дальнейшем иногда превращаются из позитивных в негативные, тормозят взаимодействие национальных правовых систем, межгосударственных отношений. Иначе говоря, культурно-правовое явление, имевшее положительный характер в одной исторической ситуации, на другом этапе развития может приобрести иной, негативный смысл1. Об этом свидетельствует, например, история российско-белорусских межгосударственных отношений, в том числе советский и современный опыт их правовой культуры.

Объединение в Союзное государство — важнейший вопрос современности и для Российской Федерации, и для Белоруссии. Каждый их шаг в этом направлении исключительно важен. Союзное государство должно стать наследником и продолжателем российской государственности, новым звеном в цепи: Русь — Российская Империя — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — Союз Советских Социалистических Республик — Российская Федерация — Союзное государство России и Белоруссии. Это один и тот же субъект международного права со всеми вытекающими из осознания этого факта последствиями2.

Нынешние межгосударственные отношения России и Республики Беларусь развиваются поэтапно, как и восемьдесят с лишним лет назад, когда их военное сотрудничество (вторая половина 1918 г. — 1920 г.) было дополнено сотрудничеством экономическим (1921 г. — первая половина 1922 г.), а затем политическим (вторая половина 1922 г.) и увенчалось созданием (с участием других советских республик) первого союзного государства — Союза Советских Социалистических Республик. Повторение на новом витке истории определенных этапов прошлого межгосударственного сближения Российской Федерации и Белоруссии сегодня можно констатировать, отслеживая их шаги на пути нового единения двух государств. Сначала Сообществу, потом Союзу Беларуси и России, а затем Союзному государству они вновь делегировали известные полномочия в сферах обеспечения обороны и безопасности, во внешней политике, экономической, социальной, культурной и других областях. Значение этих факторов для дальнейшего развития событий в Союзном государстве России и Белоруссии очень существенно: они послужат, в частности, формированию прочной социальной и культурно-правовой базы поддержки начинаний по восстановлению в будущем государственного единства наших народов.

Вместе с тем отдельные аспекты правовой культуры прежних межгосударственных отношений России и Республики Беларусь должны быть переосмыслены с позиций сегодняшнего дня. В связи с этим следует напомнить, что белорусский народ обрел свою государственность по историческим меркам сравнительно недавно, вследствие распада Российской империи в октябре 1917 г. При этом уже на I Всебелорусском съезде Советов в феврале 1919 г. было заявлено, что Белоруссия признает необходимость установления тесных политических и экономических связей с Российской Федерацией3. На том же съезде была принята первая Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики, образцом для которой стала Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 г. Взаимодействие правовых культур двух независимых республик нашло отражение и в том, что уже в начале 1919 г. имели место факты заимствования Белорусской Республикой в различных формах других законодательных актов России, например декрета о военном обучении. Использование Белоруссией российских законодательных и других иных нормативных актов в дальнейшем приобрело распространенный характер4.

Развитие межгосударственных отношений Российской Федерации и Белорусской Республики выражалось и том, что в соответствии со спецификой правовой культуры того периода государственные органы России в ряде случаев напрямую давали необходимые указания, в частности, белорусским наркоматам. Например, Председатель ВЦИК 15 февраля 1919 г. предложил Наркомпроду Белоруссии в интересах общей согласованной работы восстановить твердые цены на хлеб, что, конечно, было сделано белорусской стороной5. Иногда руководство Российской Федерации воздерживалось от прямых указаний и обращалось к государственным органам Белорусской Республики с предложением обратить внимание на какой-либо вопрос. Такую форму, например, носило обращение Председателя ВЦИК от 11 февраля 1919 г. к Президиуму ЦИК Белоруссии по поводу деятельности Полесского ревкома, состоявшего почти целиком из левых эсеров, в результате чего указанный ревком был распущен6. В некоторых случаях органы государственной власти России предварительно рассматривали отдельные вопросы, решения по которым затем принимались белорусскими государственными органами. Так, Президиум ВЦИК 4 августа 1921 г. рассмотрел вопрос об утверждении штатов Белорусской дипломатической миссии7, а в октябре того же года рассмотрел и одобрил штаты органов милиции Белорусской Республики8.

16 января 1921 г. Российская Федерация и Белоруссия заключили Союзный рабоче-крестьянский договор9, который можно в определенной мере считать прообразом Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999 г.10 Союзный договор 1921 г. ознаменовал собой новый этап развития правовой культуры межгосударственных отношений Российской Федерации и Белорусской Республикой. Он стал юридической базой для различных соглашений между ними, подписанных в дальнейшем. В тех условиях, как уже отмечалось, использование белорусской стороной законодательных и иных нормативных актов России получило широкое распространение и выражалось в различных формах: прямое заимствование, когда акты вводились в действие в Белоруссии без внесения в них изменений (Уголовный кодекс РСФСР11 и другие); непрямое заимствование, т. е. творческое использование российских актов; устранение пробелов и несоответствий в актах Белорусской Республики, если они возникали после принятия какого-либо акта в Российской Федерации. Бывало и так, что, рассмотрев проект собственного нормативного акта, высший государственный орган Белоруссии приходил к выводу, что целесообразнее использовать действующий российский акт по аналогичному вопросу правового регулирования, например, декрет Совнаркома России об отмене монополии на средства сельскохозяйственного производства и о порядке торговли ими12.

В соответствии с правовой культурой того времени Президиум ЦИК Белорусской Республики для регулирования процесса использования российских нормативных актов 24 января 1922 г. принял специальный декрет о силе для Белоруссии законов и распоряжений Российской Федерации13. Кроме того, если у государственных органов Белорусской Республики при применении нормативных актов России возникали какие-то вопросы, они обращались в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации и получали необходимые разъяснения14. Такое своеобразное формирование правовых систем России, Белоруссии и параллельно создававшегося Союза Советских Социалистических Республик свидетельствует о существовавшем тогда представлении о правовой культуре взаимодействия государств в сфере нормотворчества в основном лишь как о воспроизведении белорусской стороной положений российских законов и иных правовых актов, но не наоборот.

Конечно, с позиции современных представлений о правовой культуре межгосударственных отношений нельзя согласиться с бытующим и сегодня мнением о взаимодействии наших национальных правовых систем как о простом переписывании сторонами положений российских и белорусских законов, а чаще всего только российских. Подобная практика в советский период строительства межгосударственных отношений Российской Федерации и Белорусской Республики имела право на существование, носила тогда положительных характер и оправдала себя. Сейчас реальных предпосылок к формированию подобным образом правовой системы Союзного государства России и Белоруссии нет. Данное явление правовой культуры, безусловно, выродилось в свою противоположность, обретя отрицательный смысл, став негативным.

Поэтому при определении нынешних путей формирования правовой системы Союзного государства нужно произвести аналитический обзор норм российской и белорусской правовых систем, организовать учет и систематизацию правовых актов. Результатом этого должны стать предложения по устранению противоречий и отмене устаревших норм. Взаимодействие правовых систем Российской Федерации и Республики Беларусь сегодня возможно только на принципах их правового равенства в виде организации процесса заключения между ними договоров, направленных на унификацию и гармонизацию национального законодательства, а также разработки основ законодательства Союзного государства по отраслям права — гражданскому, трудовому, налоговому и иным. Принятие основ законодательства позволит приступить к созданию единой правовой системы двух государств — комплекса общих норм и институтов. Важнейшей правовой задачей является также реформирование с учетом интеграционных процессов Конституций России и Белоруссии, поскольку без развития основных законов невозможно формирование полноценной правовой системы Союзного государства.

Процесс интеграции должен быть продолжен в направлении трансформации Союзного государства России и Белоруссии в федеративное государство. Создание такого устойчивого российско-белорусского государственного образования — завершение первого этапа формирования центра будущей союзной государственности на территории прежнего Советского Союза, построение базовой модели, на которой пройдут экспериментальную проверку правовые, экономические и иные механизмы воссоединения бывших советских республик. Среди них Российская Федерация и Республика Беларусь сегодня более других готовы к новой интеграции. Необходимость их объединения диктуется насущной потребностью преодоления последствий социально-экономического кризиса, совместного эффективного противодействия объединенному Западу, все чаще прибегающему к насилию над непокорными.

Удастся ли восстановить единую российско-белорусскую государственность, покажет будущее. Процесс интеграции двух государств, взаимодействия и взаимопроникновения их национальных правовых систем подошел к этапу, за которым должен последовать качественный прорыв в направлении федеративного воссоединения России и Белоруссии. Необходимо сделать все, чтобы такое объединение состоялось, чтобы российско-белорусская федерация стала не мечтой будущих поколений россиян и белорусов, а сегодняшним достоянием.

1 См., например: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. — Саратов, 1989. — С. 16.

2 См.: Миронов В.О. История и перспективы государственно-правовых отношений России и Белоруссии. — М., 2004. — С. 6.

3 См.: Абецедарский Л.С., Баранова М.П., Павлова Н.Г. История БССР. — Минск, 1970. — С. 172.

4 См., например: ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 100. — Д. 251. — Л. 5, 8, 30, 44, 50, 67, 68, 96, 107, 114, 121, 133, 135, 143, 148, 151, 153, 162, 177, 197, 198.

5 Там же. Оп. 94. — Д. 570. — Л. 295, 296, 298, 300.

6 Там же. — Л. 354, 355—358, 360, 362, 364, 367, 368.

7 См.: ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 96. — Д. 90. — Л. 203, 205, 206.

8 Там же. Оп. 8. Д. 202. — Л. 7.

9 Известия ВЦИК. — 1921. — 6 апреля.

10 Российская газета. — 2000. — 29 января.

11 ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 100. — Д. 251. — Л. 107.

12 Там же. — Л. 30.

13 ЦГАОР СССР. Ф. 1235. — Оп. 100. — Д. 251. — Л. 16.

14 Там же. Ф. 3260. — Оп. 1. — Д. 8. — Л. 13, 14.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21985. Византийская культура 39.5 KB
  Но для культуры Византии характерно единство языковое конфессиональное. В Византии были популярны и исторические сочинения. Отличительной чертой системы образования в ранней Византии было сохранение в значительных масштабах античных традиций. В ранней Византии происходило накопление эмпирических знаний по географии навигационному делу ботанике зоологии картографии.
21986. Византия в IV-XI вв. 123.5 KB
  Географическое положение Византии делало империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. В состав Византии в этот период входила вся восточная половина Римской империи. Территория Византии по данным источников в это время превышала 750 тыс. Латинское население западных областей Византии было немногочисленно.
21987. Византия в XII-XV вв. 78 KB
  административный и судебный иммунитет в большинстве владений у родственников императоров был полный налоговый иммунитет имели они и свой штат оставался в Византии ограниченным не только в XII в. Пожалование земли и крестьян в пронию до известной степени заменило стратиотское землевладение крестьянского типа которое полностью не исчезло а сохранялось до конца существования Византии. В Византии имел гораздо меньшее развитие чем на Западе процесс субинфеодации. Феодальные институты Византии прония арифмос харистикий экскуссия ...
21988. Германия в XI-XV вв. 151.5 KB
  Полностью романской была Лотарингия присоединенная к Германии уже в конце IX в. Новые императоры вернулись от вселенской политики к германским проблема в Италию ходили походами только для коронации в Германии опирались на епископов и на слой министериалов и боролись с герцогами. Но после клюнийской реформы духовенство в Германии усилилось а в XI в. Генрих IV стал править самостоятельно в качестве короля Германии ему прежде всего пришлось столкнуться с фактом возросшей независимости светских и духовных князей.
21989. Германия в XVI-первой половине XVII вв. 182.5 KB
  Международная экономическая роль Германии выражалась в том что она занимала первое место в мире по добыче серебра 80 шло из Германии в Европу. Альбрехт не был в состоянии уплатить Фуггерам и добился от папы Льва X разрешения провести продажу индульгенций в Саксонии и других местах Германии за что обещал уплатить курии 10. На востоке Германии большое значение приобретают ярмарки в Лейпциге с конца XV в. Процесс созревания некоторых предпосылок генезиса капитализма был приостановлен в Западной Германии и Австрии феодальной реакцией...
21990. Гуманизм Италии XIV-XV вв. 147 KB
  Гуманисты были творцами новой системы знания в центре которого стояла проблема человека его земного предназначения термин humanista полагает П. Мишле выдвинул принципиально отличное от средневекового решения проблемы отношения человека к миру. Бурдаха где он писал что новое понимание искусства литературы науки новая концепция человека не вступали в противоречие в христианской религией ибо были предопределены ее пышным цветением в XIII в. Наиболее значительной для Тоффанина была идея божественности человека.
21991. Западная Европа в конце XI в. 30 KB
  Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т. На ее вершине находился император король который считался верховным сеньором всех феодалов их сюзереном главой феодальной иерархии. Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский кардиналы архиепископы епископы аббаты приоры кюре викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям и наоборот.
21992. Западные славяне 61.5 KB
  начинается серия войн с Византией велись они с переменным успехом но в целом удачно для Болгарии. престиж Болгарии как международной державы был высок. Послов Болгарии за императорским столом сажали выше чем послов германского императора Оттона I. в Болгарии появилось богомильское движение дуализм.
21993. Индия в IV-VI-VII-XII вв. 50 KB
  Упадок империи Гуптов в Индии явился рубежом отделяющим древность от средневековья. Индии. вождем эфталитов стал Торомана который овладел Гандхарой областью на северозападе Индии затем двинулся в пределы самой империи. Инд частью Центральной Индии совр.