72568

СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ: ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Качественная система права и законодательства основа для установления новой эпохи сотрудничества и взаимодействия не только граждан и их ассоциаций в пределах отдельных стран но в масштабах международного сообщества. поправок внесенных в российское законодательство.

Русский

2014-11-25

104.5 KB

3 чел.

А. КУДАЧКИН

СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ:

ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Качественная система права и законодательства — основа для установления новой эпохи сотрудничества и взаимодействия не только граждан и их ассоциаций в пределах отдельных стран, но в масштабах международного сообщества. Как отмечают исследователи проблем сближения и гармонизации, «гармонизация правовых систем разных государств и каждой системы в отдельности — одна из задач современного развития»1.

В правовой сфере сотрудничающих государств и межгосударственных объединений часто, особенно в последние годы, возникает потребность в совместном решении общих задач и согласованных действиях. Например, намерение России вступить в ВТО вызвало необходимость учесть около 4,5 тыс. поправок, внесенных в российское законодательство. В связи с этим следует обратить внимание на два момента. Во-первых, множество замечаний объясняется спецификой сферы законодательства, прежде всего объемными перечнями товаров и услуг. Терминологическое единство здесь весьма важно. Однако при сближении и гармонизации законодательства не обязательно все его позиции унифицировать, нивелировать и приводить к полному единству. Важно как можно полнее выявить расхождения и особенности регулирования в конкретных системах права и учитывать их в процессе применения, в контактах с нормами законодательства других государств. Поэтому возникает необходимость сближения законодательств, а не замены одного законодательства другим.

Процесс сближения означает выработку общего курса правового развития; преодоление правовых различий; выработку общих, совместных или единых юридических правил. Каждое из этих действий предполагает, в свою очередь, серию более конкретных и последовательных действий, связанных между собой.

Цель сближения законодательств — «добиться согласованности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части, в законодательстве даже одного государства — достаточно сложная»2. Итак, сегодня вопрос о сближении и гармонизации правовой системы решается сразу на нескольких уровнях и множеством приемов.

Вместе с тем следует учитывать специфику разных сфер государственной жизни и национальных законодательств, которых их регулируют. В одних сферах сближение происходит быстрее, поскольку отражает большую степень однородности регулируемых общественных отношений и их меньшую политизированность. Подобное явление наблюдается в сфере производственных, торговых отношений, в сфере экологии. В других сферах — в политической, социально-культурной — сближение может происходить более медленно и не столь масштабно ввиду стремления государств сохранить свое национально-историческое своеобразие и обеспечить полноту выражения политических интересов и свободу действий суверенной государственной власти.

Однако, как считают некоторые авторы, не стоит преувеличивать степень «саморазвития права», а следует отметить и зависимость объемов и направлений сближения национальных законодательств от курсов политики государств и от их отношений между собой. Близкие по природе, государственному строю и политическому режиму, по экономическому укладу страны проводят курс на сближение законодательств масштабно и в течение длительного времени. Таковы, например, скандинавские страны. Их постоянное и тесное сотрудничество без этого трудно организовать и обеспечить. Другие государства определяют такой курс реже, в тех изменившихся обстоятельствах, которые их к этому побуждают, и таким примером может являться заключение соглашений о партнерстве и сотрудничестве.

Следовательно, сближение законодательств предполагает наличие объективных условий сближения отношений в той или иной сфере — наличие оснований для нее.

Следует выделить еще одну, «временную характеристику». Сближение национальных законодательств может быть постоянным, долговременным или актуационным. На протяженность курсов влияют многие факторы — экономические, политические, идеологические, географические, демографические, культурологические, и их неодинаковое сочетание в конкретно-исторической обстановке.

Чаще всего используется понятие «сближение законодательства». Оно означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений. Нередко наряду с этим понятием и даже вместо него используется понятие «гармонизация законодательства». В документах и материалах Европейских сообществ — ранее и Европейского союза — ныне оба понятия нередко применяются как равнозначные.

Итак, основными направлениями и формами проведения согласованного правового развития государств являются:

а) сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения;

б) гармонизация законодательства, когда согласуются общие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения;

в) принятие модельных законодательных актов, когда модельный закон характеризуется как правовой документ, который рекомендуется государствам для принятия в качестве их национального закона;

г) унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юридические нормы (правила).

Вполне естественно, что в рамках каждого из названных направлений используются преимущественно те или иные правовые акты. В первом случае — программы, планы, модельные акты, во втором — научные концепции, в третьем — общие нормы, правовые стандарты. Причем юридическая сила этих актов, по мнению некоторых авторов, неодинакова, поскольку они могут быть программными, нормативно-ориентирующими, рекомендательными, непосредственно-императивными, обязательно одобренными.

Для сближения, гармонизации и унификации национальных законодательств могут использоваться следующие юридические средства: общий или распространяемый юридический режим (инвестирования, налогообложения и т. д.); признаваемый правовой объем прав субъектов (инвесторов, предпринимателей и т. д.); единые стандарты (экологической безопасности и т. д.); выравнивание уровней правового обеспечения (пенсий, пособий и т. д.); признание юридических документов (дипломов об образовании и др.); введение упрощенного порядка (приобретения гражданства и т. д.); договоры о правовом сотрудничестве; соглашения о правовой помощи; общее правовое пространство (для координации действий в сфере науки, техники, образования); процедуры согласования правовых актов; допускаемые правовые льготы и стимулы; совместные и координируемые юридические действия; распространение санкций; общее признание международно-правовых документов (деклараций, пактов, конвенций и т. п.).

Одним из крупнейших межгосударственных объединений являются Европейские сообщества. Сближение законодательств стран ЕС заслуживает отдельного рассмотрения. Это вызвано успехами в сближении законодательств, которые достигнуты в процессе интеграции государствами-членами в рамках ЕС, а также возможностью использования опыта стран ЕС для России.

Процесс унификации и сближения права европейских государств особенно усилился в связи с экономической и политической интеграцией Западной Европы, и, в частности, после создания Европейского экономического сообщества на основе Римского договора 1957 г., который возложил на участников обязанность унифицировать и сблизить свое национальное законодательство в той мере, в какой это необходимо для функционирования «общего рынка». В 1992 г. в соответствии с Маастрихтским договором Европейские сообщества преобразуются в Европейский союз с более строгими правилами интеграции. Высшим органом ЕС, принимающим решения по наиболее крупным принципиальным вопросам деятельности организации и обсуждающим узловые международные проблемы, является Европейский совет.

Ведущая роль в процессе согласования позиций стран-участниц принадлежит Совету ЕС. Его сессии не реже четырех раз в год проводятся в различном составе, чаще всего — министров иностранных дел, но также и министров финансов, сельского хозяйства, транспорта. В организационную структуру Совета ЕС входят более 50 комитетов. Среди институтов ЕС ключевое положение занимает образованная в 1965 г. Комиссия ЕС (далее — КЕС). Входящие в ее состав члены, хотя и назначаются правительствами, не получают от них инструкций и не несут перед ними ответственности. КЕС представляет на утверждение Совета ЕС проекты решений, может выступать как представитель ЕС на переговорах с третьими странами и в международных организациях.

Важным звеном в ЕС является Европейский парламент. С 1979 г. его полномочия несколько расширились, в соответствии с ними Совет ЕС выносит окончательное решение только после одобрения его проекта Европарламентом. В случае отказа Европейского парламента одобрить представленный проект он передается на доработку инициировавшим его институтам.

В число институтов Сообществ входит Суд ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для ЕС в целом, а также для отдельных стран и юридических лиц ЕС. Суд контролирует законность действий органов ЕС, регулирует споры КЕС с государствами-членами, дает толкования и уточнение условий практического применения правовых норм ЕС. В процессах унификации и сближении в рамках ЕС большая роль отводится Суду Сообщества, который в целях единообразного применения права Сообщества наделен полномочиями выносить решения, касающиеся толкования, как самого Римского договора, так и актов, издаваемых органами Сообщества. Такое толкование становится обязательным для национальных судов. Кроме того, суды стран-членов в соответствии с Римским договором имеют право обращаться в Суд Сообщества за толкованием конкретной нормы.

Кроме того, согласно Римскому договору, органы ЕС издают нормативные правила, которые непосредственно действуют, применяются и подлежат принудительному исполнению внутри каждого государства, входящего в Сообщество. Другими словами, такого рода акты в настоящее время являются еще одним источником права стран — членов ЕС. Среди таких актов следует назвать регламенты и директивы. Регламенты — это акты, обязательные для исполнения внутри каждой страны и без какого-либо специального акта об их инкорпорации в национальное законодательство.

Директивы отличаются от регламентов тем, что не содержат конкретных норм и обязательны для государств лишь с точки зрения результата, который должен быть достигнут. Формы и методы исполнения директив избирает каждое государство самостоятельно. Исполнение директивы, как правило, связано с внесением изменений во внутреннее законодательство.

Таким образом, в рамках ЕС делается попытка не только сблизить и унифицировать сами правовые нормы, но и достичь их единообразного применения.

Разнообразие норм национальных законодательств, затрудняющее сотрудничество государств в экономической и иных сферах, побуждает обращаться к специальным способам их сближения. Имеются в виду унифицированные правовые нормы, которые либо единообразно регулируют общественные отношения взамен несовпадающих норм национальных законодательств, либо создают основу для нахождения их общности. Единообразное правовое регулирование отношений между государствами и внутри них способствует повышению его эффективности и предотвращению юридических коллизий, лучше налаживаются прямые правовые связи, обеспечивается равная правовая защита участников этих отношений.

Правовая унификация может иметь несколько разновидностей. Во-первых, она различается по своим целям и масштабам, охватывая либо приграничные государства, либо государства одного региона, либо государства в рамках межгосударственных объединений. Универсальная унификация распространяется на все или многие государства мирового сообщества.

Во-вторых, по своему предмету унификация может быть материальной, касающейся единообразного регулирования прав и обязанностей участников отношений (гражданских, трудовых, семейных и др.), и процессуальной, связанной с введением единых правил рассмотрения в судах и внешнеторговых арбитражах споров с иностранным элементом.

В-третьих, унификация права может проводиться в разных формах — путем заключения международных договоров, принятия модельных рекомендательных законодательных актов, применения примерных договоров международных организаций, использования международных обычаев.

Итак, государства признают необходимость предотвращения и устранения существенных различий в правовом регулировании вопросов, представляющих общий интерес, и с этой целью сближения законодательств государств.

Таким образом, сближение и гармонизация законодательств является важнейшей задачей международного права и европейского права, в частности. Оба термина нашли широкое отражение в правовых актах, как в международных организациях, так и в двусторонних соглашениях. Их определения не даются ни в одном из правовых актов, и очень часто в документах употребляются оба понятия, выражающие одну задачу или единую цель, и это не вызывает особых сложностей и противоречий у ученых и практиков в их определениях, так как оба эти понятия служат единой цели. Очевидно, что сближение и гармонизация будет требовать все более эффективных механизмов их реализации. Наиболее ярким примером реализации процессов сближения и гармонизации является ЕС.

1 См.: Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. — 2000. — № 8. — С. 92.

2 Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31653. Проблема возраста и периодизация возрастного развития 64 KB
  Понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
31654. Понятие деятельности 29 KB
  Понятие деятельности. Что может создать человек в деятельности: предметы материальной и духовной культуры сохраняет и совершенствует природу строит современное общество производит на свет новые предметы потребления Главные критерии деятельности человека: Деятельность человека носит продуктивный творческий созидательный характер. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: Органическими направлены на удовлетворение естественных потребностей организма ростом самосохранением и развитием организма...
31655. Мотивы учебной деятельности 38.5 KB
  Мотивы учебной деятельности. Исследование мотивации учения младших школьников показало что 1ое место занимают широкие социальные мотивы особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения от 1го к 3му классу растет число указаний на данные мотивы. На 2м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебнопознавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста.
31656. Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога 57 KB
  Методы социальнопсихологического обучения это методы которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Методы социальнопсихологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы игровые методы и тренинговые методы.Дискуссионные методы.
31657. Тестирование как исследовательский метод 40 KB
  Тесты представляют собой модельные ситуации с их помощью выявляются реакции свойственные индивиду которые считаются совокупностью показателей исследуемого признака. В педагогической психологии используются все типы существующих тестов однако наиболее часто востребованы тесты достижений. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; обеспечивают сопоставимость информации полученной...
31658. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в образовательной процессе 52 KB
  Тесты классифицируются по разным признакам. По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта школьной успеваемости тесты на творчество тесты на способности сенсорные и моторные тесты. Ко вторым тесты на установки на интересы на темперамент характерологические тесты мотивационные тесты.
31659. Чотири типи темпераменту 37.5 KB
  Якщо у мами і дитини темперамент схожий вони швидше порозуміються якщо ж темпераменти різко відрізняються мама – холерик малюк – флегматик це веде до проблем в спілкуванні з дитиною в її вихованні тому що мама часто вимагає від дитини те на що вона не здатна бути лідером в спілкуванні з однолітками бути розкутою швидко одягатися і так далі. У цьому випадку дорослому варто підстроїтися під дитину враховувати її індивідуальні особливості контролювати свої емоції щоб не зародити у малюка комплекс неповноцінності. Вона вертка і...
31660. Поняття про здібності 62.5 KB
  Психологія заперечуючи тотожність здібностей і істотно важливих компонентів діяльності знань умінь і навичок підкреслює їхню єдність. Здібності виявляються тільки в діяльності і притім тільки в такий діяльності що не може здійснюватися без наявності цих здібностей. Не можна говорити про здібності дитини до малювання якщо його не намагаються навчати малювати якщо він не здобуває ніяких навичок необхідних для образотворчої діяльності. У чому ж виражається єдність здібностей з одного боку і умінь знань і навичок з інший Здібності...
31661. Поняття про характер 42.5 KB
  Такі психологічні особливості особистості називають рисами характеру. Історія знає багатьох політичних громадських і військових діячів які завдяки силі позитивних рис свого характеру сприяли прогресу суспільства тоді як особи з негативними рисами характеру або зі слабким характером призводили до його занепаду. Структура характеру Характер як одна з істотних особливостей психічного складу особистості є цілісним утворенням що характеризує людське Я як єдність. Розуміння характеру як єдності його рис не виключає виокремлення в ньому деяких...