72568

СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ: ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Качественная система права и законодательства основа для установления новой эпохи сотрудничества и взаимодействия не только граждан и их ассоциаций в пределах отдельных стран но в масштабах международного сообщества. поправок внесенных в российское законодательство.

Русский

2014-11-25

104.5 KB

3 чел.

А. КУДАЧКИН

СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ:

ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Качественная система права и законодательства — основа для установления новой эпохи сотрудничества и взаимодействия не только граждан и их ассоциаций в пределах отдельных стран, но в масштабах международного сообщества. Как отмечают исследователи проблем сближения и гармонизации, «гармонизация правовых систем разных государств и каждой системы в отдельности — одна из задач современного развития»1.

В правовой сфере сотрудничающих государств и межгосударственных объединений часто, особенно в последние годы, возникает потребность в совместном решении общих задач и согласованных действиях. Например, намерение России вступить в ВТО вызвало необходимость учесть около 4,5 тыс. поправок, внесенных в российское законодательство. В связи с этим следует обратить внимание на два момента. Во-первых, множество замечаний объясняется спецификой сферы законодательства, прежде всего объемными перечнями товаров и услуг. Терминологическое единство здесь весьма важно. Однако при сближении и гармонизации законодательства не обязательно все его позиции унифицировать, нивелировать и приводить к полному единству. Важно как можно полнее выявить расхождения и особенности регулирования в конкретных системах права и учитывать их в процессе применения, в контактах с нормами законодательства других государств. Поэтому возникает необходимость сближения законодательств, а не замены одного законодательства другим.

Процесс сближения означает выработку общего курса правового развития; преодоление правовых различий; выработку общих, совместных или единых юридических правил. Каждое из этих действий предполагает, в свою очередь, серию более конкретных и последовательных действий, связанных между собой.

Цель сближения законодательств — «добиться согласованности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части, в законодательстве даже одного государства — достаточно сложная»2. Итак, сегодня вопрос о сближении и гармонизации правовой системы решается сразу на нескольких уровнях и множеством приемов.

Вместе с тем следует учитывать специфику разных сфер государственной жизни и национальных законодательств, которых их регулируют. В одних сферах сближение происходит быстрее, поскольку отражает большую степень однородности регулируемых общественных отношений и их меньшую политизированность. Подобное явление наблюдается в сфере производственных, торговых отношений, в сфере экологии. В других сферах — в политической, социально-культурной — сближение может происходить более медленно и не столь масштабно ввиду стремления государств сохранить свое национально-историческое своеобразие и обеспечить полноту выражения политических интересов и свободу действий суверенной государственной власти.

Однако, как считают некоторые авторы, не стоит преувеличивать степень «саморазвития права», а следует отметить и зависимость объемов и направлений сближения национальных законодательств от курсов политики государств и от их отношений между собой. Близкие по природе, государственному строю и политическому режиму, по экономическому укладу страны проводят курс на сближение законодательств масштабно и в течение длительного времени. Таковы, например, скандинавские страны. Их постоянное и тесное сотрудничество без этого трудно организовать и обеспечить. Другие государства определяют такой курс реже, в тех изменившихся обстоятельствах, которые их к этому побуждают, и таким примером может являться заключение соглашений о партнерстве и сотрудничестве.

Следовательно, сближение законодательств предполагает наличие объективных условий сближения отношений в той или иной сфере — наличие оснований для нее.

Следует выделить еще одну, «временную характеристику». Сближение национальных законодательств может быть постоянным, долговременным или актуационным. На протяженность курсов влияют многие факторы — экономические, политические, идеологические, географические, демографические, культурологические, и их неодинаковое сочетание в конкретно-исторической обстановке.

Чаще всего используется понятие «сближение законодательства». Оно означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений. Нередко наряду с этим понятием и даже вместо него используется понятие «гармонизация законодательства». В документах и материалах Европейских сообществ — ранее и Европейского союза — ныне оба понятия нередко применяются как равнозначные.

Итак, основными направлениями и формами проведения согласованного правового развития государств являются:

а) сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения;

б) гармонизация законодательства, когда согласуются общие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения;

в) принятие модельных законодательных актов, когда модельный закон характеризуется как правовой документ, который рекомендуется государствам для принятия в качестве их национального закона;

г) унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юридические нормы (правила).

Вполне естественно, что в рамках каждого из названных направлений используются преимущественно те или иные правовые акты. В первом случае — программы, планы, модельные акты, во втором — научные концепции, в третьем — общие нормы, правовые стандарты. Причем юридическая сила этих актов, по мнению некоторых авторов, неодинакова, поскольку они могут быть программными, нормативно-ориентирующими, рекомендательными, непосредственно-императивными, обязательно одобренными.

Для сближения, гармонизации и унификации национальных законодательств могут использоваться следующие юридические средства: общий или распространяемый юридический режим (инвестирования, налогообложения и т. д.); признаваемый правовой объем прав субъектов (инвесторов, предпринимателей и т. д.); единые стандарты (экологической безопасности и т. д.); выравнивание уровней правового обеспечения (пенсий, пособий и т. д.); признание юридических документов (дипломов об образовании и др.); введение упрощенного порядка (приобретения гражданства и т. д.); договоры о правовом сотрудничестве; соглашения о правовой помощи; общее правовое пространство (для координации действий в сфере науки, техники, образования); процедуры согласования правовых актов; допускаемые правовые льготы и стимулы; совместные и координируемые юридические действия; распространение санкций; общее признание международно-правовых документов (деклараций, пактов, конвенций и т. п.).

Одним из крупнейших межгосударственных объединений являются Европейские сообщества. Сближение законодательств стран ЕС заслуживает отдельного рассмотрения. Это вызвано успехами в сближении законодательств, которые достигнуты в процессе интеграции государствами-членами в рамках ЕС, а также возможностью использования опыта стран ЕС для России.

Процесс унификации и сближения права европейских государств особенно усилился в связи с экономической и политической интеграцией Западной Европы, и, в частности, после создания Европейского экономического сообщества на основе Римского договора 1957 г., который возложил на участников обязанность унифицировать и сблизить свое национальное законодательство в той мере, в какой это необходимо для функционирования «общего рынка». В 1992 г. в соответствии с Маастрихтским договором Европейские сообщества преобразуются в Европейский союз с более строгими правилами интеграции. Высшим органом ЕС, принимающим решения по наиболее крупным принципиальным вопросам деятельности организации и обсуждающим узловые международные проблемы, является Европейский совет.

Ведущая роль в процессе согласования позиций стран-участниц принадлежит Совету ЕС. Его сессии не реже четырех раз в год проводятся в различном составе, чаще всего — министров иностранных дел, но также и министров финансов, сельского хозяйства, транспорта. В организационную структуру Совета ЕС входят более 50 комитетов. Среди институтов ЕС ключевое положение занимает образованная в 1965 г. Комиссия ЕС (далее — КЕС). Входящие в ее состав члены, хотя и назначаются правительствами, не получают от них инструкций и не несут перед ними ответственности. КЕС представляет на утверждение Совета ЕС проекты решений, может выступать как представитель ЕС на переговорах с третьими странами и в международных организациях.

Важным звеном в ЕС является Европейский парламент. С 1979 г. его полномочия несколько расширились, в соответствии с ними Совет ЕС выносит окончательное решение только после одобрения его проекта Европарламентом. В случае отказа Европейского парламента одобрить представленный проект он передается на доработку инициировавшим его институтам.

В число институтов Сообществ входит Суд ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для ЕС в целом, а также для отдельных стран и юридических лиц ЕС. Суд контролирует законность действий органов ЕС, регулирует споры КЕС с государствами-членами, дает толкования и уточнение условий практического применения правовых норм ЕС. В процессах унификации и сближении в рамках ЕС большая роль отводится Суду Сообщества, который в целях единообразного применения права Сообщества наделен полномочиями выносить решения, касающиеся толкования, как самого Римского договора, так и актов, издаваемых органами Сообщества. Такое толкование становится обязательным для национальных судов. Кроме того, суды стран-членов в соответствии с Римским договором имеют право обращаться в Суд Сообщества за толкованием конкретной нормы.

Кроме того, согласно Римскому договору, органы ЕС издают нормативные правила, которые непосредственно действуют, применяются и подлежат принудительному исполнению внутри каждого государства, входящего в Сообщество. Другими словами, такого рода акты в настоящее время являются еще одним источником права стран — членов ЕС. Среди таких актов следует назвать регламенты и директивы. Регламенты — это акты, обязательные для исполнения внутри каждой страны и без какого-либо специального акта об их инкорпорации в национальное законодательство.

Директивы отличаются от регламентов тем, что не содержат конкретных норм и обязательны для государств лишь с точки зрения результата, который должен быть достигнут. Формы и методы исполнения директив избирает каждое государство самостоятельно. Исполнение директивы, как правило, связано с внесением изменений во внутреннее законодательство.

Таким образом, в рамках ЕС делается попытка не только сблизить и унифицировать сами правовые нормы, но и достичь их единообразного применения.

Разнообразие норм национальных законодательств, затрудняющее сотрудничество государств в экономической и иных сферах, побуждает обращаться к специальным способам их сближения. Имеются в виду унифицированные правовые нормы, которые либо единообразно регулируют общественные отношения взамен несовпадающих норм национальных законодательств, либо создают основу для нахождения их общности. Единообразное правовое регулирование отношений между государствами и внутри них способствует повышению его эффективности и предотвращению юридических коллизий, лучше налаживаются прямые правовые связи, обеспечивается равная правовая защита участников этих отношений.

Правовая унификация может иметь несколько разновидностей. Во-первых, она различается по своим целям и масштабам, охватывая либо приграничные государства, либо государства одного региона, либо государства в рамках межгосударственных объединений. Универсальная унификация распространяется на все или многие государства мирового сообщества.

Во-вторых, по своему предмету унификация может быть материальной, касающейся единообразного регулирования прав и обязанностей участников отношений (гражданских, трудовых, семейных и др.), и процессуальной, связанной с введением единых правил рассмотрения в судах и внешнеторговых арбитражах споров с иностранным элементом.

В-третьих, унификация права может проводиться в разных формах — путем заключения международных договоров, принятия модельных рекомендательных законодательных актов, применения примерных договоров международных организаций, использования международных обычаев.

Итак, государства признают необходимость предотвращения и устранения существенных различий в правовом регулировании вопросов, представляющих общий интерес, и с этой целью сближения законодательств государств.

Таким образом, сближение и гармонизация законодательств является важнейшей задачей международного права и европейского права, в частности. Оба термина нашли широкое отражение в правовых актах, как в международных организациях, так и в двусторонних соглашениях. Их определения не даются ни в одном из правовых актов, и очень часто в документах употребляются оба понятия, выражающие одну задачу или единую цель, и это не вызывает особых сложностей и противоречий у ученых и практиков в их определениях, так как оба эти понятия служат единой цели. Очевидно, что сближение и гармонизация будет требовать все более эффективных механизмов их реализации. Наиболее ярким примером реализации процессов сближения и гармонизации является ЕС.

1 См.: Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. — 2000. — № 8. — С. 92.

2 Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32605. Калькулирование себестоимости продукции животноводства 52.5 KB
  Данные первичных документов по учёту приплода и прироста живой массы систематизируются в отчёте о движении скота и птицы на фермах форма №223АПК. Если мы приходуем приплод и прирост живой массы то Д11 К 20 2 Если мы приходуем молоко шерсть яйца то Д 43 2 К 20 2. Калькулирование себестоимости продукции животноводства Порядок исчисления себестоимости продукции КРС молочного направления В молочном скотоводстве по основному стаду выделяют два объекта калькулирования приплод и молоко по животным на выращивании прирост живой массы и...
32606. Вспомогательными производства 42 KB
  Учёт затрет во вспомогательных производствах ведется на счете 23 Вспомогательные производства. Он имеет следующие субсчета: 23 1 Ремонтные мастерские; 23 2 Ремонт зданий и сооружений; 23 3 Машиннотракторный парк; 23 4 Автомобильный транспорт; 23 5 Энергетические производства хозяйства; 23 6 Водоснабжение; 23 7 Гужевой транспорт; 23 8 Прочие вспомогательные производства. Аналитический учёт по счёту 23 ведут в производственных отчётах по вспомогательным производствам форма № 83АПК который открывается на...
32607. Особенности организации учёта и исчисления себестоимости продукции основных видов промышленных производств 52 KB
  Для первичных документов по учету сырья и выхода готовой продукции предусмотрен отчёт о переработке продукции форма № 180АПК. В первом разделе отчёта учитывается количество израсходованного сырья во втором количество полученной продукции. Схема учета затрат на производство и выхода продукции животноводства представлена на рисунке 6. По дебету счета собираются затраты а по кредиту учитывается выход продукции в течении года по плановой себестоимости с доведением в конце года или месяца до фактической в зависимости от вида производств.
32609. Докладно описати вантажні станції, розташовані на під’їзних коліях, виділивши: 1) умови розміщення станцій; 2) характеристика портових станцій і станцій паромних переправ; 3) характеристика перевантажувальних станцій 146 KB
  Докладно описати вантажні станції розташовані на під’їзних коліях виділивши: 1 умови розміщення станцій; 2 характеристика портових станцій і станцій паромних переправ; 3 характеристика перевантажувальних станцій. 1 В пунктах стикування залізниць різної колії залізничних доріг з іншими видами транспорту і на п к підприємств споруджуються спеціальні вантажні станції. На основній станції виконується передача вагонів від УЗ на п к розформування поїздів і підбір вагонів по окремим пунктам подавання вагонів на вантажні станції або...
32610. Основні норми проектування плану і поздовжнього профілю дільничних станцій 311.5 KB
  Розміщення колій на горизонтальному майданчику полегшує умови рушення поїздів в обох напрямках знижує небезпеку уходу вагонів від товчка при маневрах або під впливом вітру. Станція окремі парки і витяжні колії повинні розташовуватися в плані на прямих дільницях що поліпшує умови видимості під час руху поїзда і маневрової роботи рушенні поїздів з місця. Головні колії на підходах до станції слід проектувати на прямих або кривих можливо більшого радіусу що створює умови для забезпечення безпечності і плавності руху поїздів....
32612. Докладно описати такі питання: – призначення і класифікація сортувальних станцій; – класифікація сортувальних станцій; – основні операції, що виконуються на сортувальних станціях; - основні пристрої, які проектуються на сортувальних станціях 841 KB
  Сортировочные станции СС предназначены главным образом для массовой сортировки вагонов по назначениям плана формирования и организации новых составов сквозных участковых сборных вывозных передаточных и других поездов. Основные операции которые выполняются на СС: операции по формированиюрасформированию поездов передаче вагонов на подъездные пути предприятий промышленного транспорта и приему вагонов с подъездных путей подборке группировке вагонов передач на грузовые станции узла и поездов на портовые и паромные станции а...
32613. Докладно описати такі питання: визначення вантажної станції; класифікація вантажних станцій; основні операц 304.5 KB
  Для ГММ расчетная высота горки по условию докатывания вагонов расчетной весовой категории плохого или очень плохого бегуна до расчетной точки трудного по сопротивлению пути сортировочного парка в зимних неблагоприятных условиях при встречном ветре определяется по формуле: где h0энергетическая высота соответствующая расчетной скорости роспуска состава V0 кДж кН. ; где g ускорение свободного падения 98 м с2; γкоэффициент учитывающий инерцию вращения вращающихся масс бегуна. ; где n число осей бегуна 4; q вес бегуна Потерянная...