72568

СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ: ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Качественная система права и законодательства основа для установления новой эпохи сотрудничества и взаимодействия не только граждан и их ассоциаций в пределах отдельных стран но в масштабах международного сообщества. поправок внесенных в российское законодательство.

Русский

2014-11-25

104.5 KB

3 чел.

А. КУДАЧКИН

СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ:

ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Качественная система права и законодательства — основа для установления новой эпохи сотрудничества и взаимодействия не только граждан и их ассоциаций в пределах отдельных стран, но в масштабах международного сообщества. Как отмечают исследователи проблем сближения и гармонизации, «гармонизация правовых систем разных государств и каждой системы в отдельности — одна из задач современного развития»1.

В правовой сфере сотрудничающих государств и межгосударственных объединений часто, особенно в последние годы, возникает потребность в совместном решении общих задач и согласованных действиях. Например, намерение России вступить в ВТО вызвало необходимость учесть около 4,5 тыс. поправок, внесенных в российское законодательство. В связи с этим следует обратить внимание на два момента. Во-первых, множество замечаний объясняется спецификой сферы законодательства, прежде всего объемными перечнями товаров и услуг. Терминологическое единство здесь весьма важно. Однако при сближении и гармонизации законодательства не обязательно все его позиции унифицировать, нивелировать и приводить к полному единству. Важно как можно полнее выявить расхождения и особенности регулирования в конкретных системах права и учитывать их в процессе применения, в контактах с нормами законодательства других государств. Поэтому возникает необходимость сближения законодательств, а не замены одного законодательства другим.

Процесс сближения означает выработку общего курса правового развития; преодоление правовых различий; выработку общих, совместных или единых юридических правил. Каждое из этих действий предполагает, в свою очередь, серию более конкретных и последовательных действий, связанных между собой.

Цель сближения законодательств — «добиться согласованности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части, в законодательстве даже одного государства — достаточно сложная»2. Итак, сегодня вопрос о сближении и гармонизации правовой системы решается сразу на нескольких уровнях и множеством приемов.

Вместе с тем следует учитывать специфику разных сфер государственной жизни и национальных законодательств, которых их регулируют. В одних сферах сближение происходит быстрее, поскольку отражает большую степень однородности регулируемых общественных отношений и их меньшую политизированность. Подобное явление наблюдается в сфере производственных, торговых отношений, в сфере экологии. В других сферах — в политической, социально-культурной — сближение может происходить более медленно и не столь масштабно ввиду стремления государств сохранить свое национально-историческое своеобразие и обеспечить полноту выражения политических интересов и свободу действий суверенной государственной власти.

Однако, как считают некоторые авторы, не стоит преувеличивать степень «саморазвития права», а следует отметить и зависимость объемов и направлений сближения национальных законодательств от курсов политики государств и от их отношений между собой. Близкие по природе, государственному строю и политическому режиму, по экономическому укладу страны проводят курс на сближение законодательств масштабно и в течение длительного времени. Таковы, например, скандинавские страны. Их постоянное и тесное сотрудничество без этого трудно организовать и обеспечить. Другие государства определяют такой курс реже, в тех изменившихся обстоятельствах, которые их к этому побуждают, и таким примером может являться заключение соглашений о партнерстве и сотрудничестве.

Следовательно, сближение законодательств предполагает наличие объективных условий сближения отношений в той или иной сфере — наличие оснований для нее.

Следует выделить еще одну, «временную характеристику». Сближение национальных законодательств может быть постоянным, долговременным или актуационным. На протяженность курсов влияют многие факторы — экономические, политические, идеологические, географические, демографические, культурологические, и их неодинаковое сочетание в конкретно-исторической обстановке.

Чаще всего используется понятие «сближение законодательства». Оно означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений. Нередко наряду с этим понятием и даже вместо него используется понятие «гармонизация законодательства». В документах и материалах Европейских сообществ — ранее и Европейского союза — ныне оба понятия нередко применяются как равнозначные.

Итак, основными направлениями и формами проведения согласованного правового развития государств являются:

а) сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения;

б) гармонизация законодательства, когда согласуются общие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения;

в) принятие модельных законодательных актов, когда модельный закон характеризуется как правовой документ, который рекомендуется государствам для принятия в качестве их национального закона;

г) унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юридические нормы (правила).

Вполне естественно, что в рамках каждого из названных направлений используются преимущественно те или иные правовые акты. В первом случае — программы, планы, модельные акты, во втором — научные концепции, в третьем — общие нормы, правовые стандарты. Причем юридическая сила этих актов, по мнению некоторых авторов, неодинакова, поскольку они могут быть программными, нормативно-ориентирующими, рекомендательными, непосредственно-императивными, обязательно одобренными.

Для сближения, гармонизации и унификации национальных законодательств могут использоваться следующие юридические средства: общий или распространяемый юридический режим (инвестирования, налогообложения и т. д.); признаваемый правовой объем прав субъектов (инвесторов, предпринимателей и т. д.); единые стандарты (экологической безопасности и т. д.); выравнивание уровней правового обеспечения (пенсий, пособий и т. д.); признание юридических документов (дипломов об образовании и др.); введение упрощенного порядка (приобретения гражданства и т. д.); договоры о правовом сотрудничестве; соглашения о правовой помощи; общее правовое пространство (для координации действий в сфере науки, техники, образования); процедуры согласования правовых актов; допускаемые правовые льготы и стимулы; совместные и координируемые юридические действия; распространение санкций; общее признание международно-правовых документов (деклараций, пактов, конвенций и т. п.).

Одним из крупнейших межгосударственных объединений являются Европейские сообщества. Сближение законодательств стран ЕС заслуживает отдельного рассмотрения. Это вызвано успехами в сближении законодательств, которые достигнуты в процессе интеграции государствами-членами в рамках ЕС, а также возможностью использования опыта стран ЕС для России.

Процесс унификации и сближения права европейских государств особенно усилился в связи с экономической и политической интеграцией Западной Европы, и, в частности, после создания Европейского экономического сообщества на основе Римского договора 1957 г., который возложил на участников обязанность унифицировать и сблизить свое национальное законодательство в той мере, в какой это необходимо для функционирования «общего рынка». В 1992 г. в соответствии с Маастрихтским договором Европейские сообщества преобразуются в Европейский союз с более строгими правилами интеграции. Высшим органом ЕС, принимающим решения по наиболее крупным принципиальным вопросам деятельности организации и обсуждающим узловые международные проблемы, является Европейский совет.

Ведущая роль в процессе согласования позиций стран-участниц принадлежит Совету ЕС. Его сессии не реже четырех раз в год проводятся в различном составе, чаще всего — министров иностранных дел, но также и министров финансов, сельского хозяйства, транспорта. В организационную структуру Совета ЕС входят более 50 комитетов. Среди институтов ЕС ключевое положение занимает образованная в 1965 г. Комиссия ЕС (далее — КЕС). Входящие в ее состав члены, хотя и назначаются правительствами, не получают от них инструкций и не несут перед ними ответственности. КЕС представляет на утверждение Совета ЕС проекты решений, может выступать как представитель ЕС на переговорах с третьими странами и в международных организациях.

Важным звеном в ЕС является Европейский парламент. С 1979 г. его полномочия несколько расширились, в соответствии с ними Совет ЕС выносит окончательное решение только после одобрения его проекта Европарламентом. В случае отказа Европейского парламента одобрить представленный проект он передается на доработку инициировавшим его институтам.

В число институтов Сообществ входит Суд ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для ЕС в целом, а также для отдельных стран и юридических лиц ЕС. Суд контролирует законность действий органов ЕС, регулирует споры КЕС с государствами-членами, дает толкования и уточнение условий практического применения правовых норм ЕС. В процессах унификации и сближении в рамках ЕС большая роль отводится Суду Сообщества, который в целях единообразного применения права Сообщества наделен полномочиями выносить решения, касающиеся толкования, как самого Римского договора, так и актов, издаваемых органами Сообщества. Такое толкование становится обязательным для национальных судов. Кроме того, суды стран-членов в соответствии с Римским договором имеют право обращаться в Суд Сообщества за толкованием конкретной нормы.

Кроме того, согласно Римскому договору, органы ЕС издают нормативные правила, которые непосредственно действуют, применяются и подлежат принудительному исполнению внутри каждого государства, входящего в Сообщество. Другими словами, такого рода акты в настоящее время являются еще одним источником права стран — членов ЕС. Среди таких актов следует назвать регламенты и директивы. Регламенты — это акты, обязательные для исполнения внутри каждой страны и без какого-либо специального акта об их инкорпорации в национальное законодательство.

Директивы отличаются от регламентов тем, что не содержат конкретных норм и обязательны для государств лишь с точки зрения результата, который должен быть достигнут. Формы и методы исполнения директив избирает каждое государство самостоятельно. Исполнение директивы, как правило, связано с внесением изменений во внутреннее законодательство.

Таким образом, в рамках ЕС делается попытка не только сблизить и унифицировать сами правовые нормы, но и достичь их единообразного применения.

Разнообразие норм национальных законодательств, затрудняющее сотрудничество государств в экономической и иных сферах, побуждает обращаться к специальным способам их сближения. Имеются в виду унифицированные правовые нормы, которые либо единообразно регулируют общественные отношения взамен несовпадающих норм национальных законодательств, либо создают основу для нахождения их общности. Единообразное правовое регулирование отношений между государствами и внутри них способствует повышению его эффективности и предотвращению юридических коллизий, лучше налаживаются прямые правовые связи, обеспечивается равная правовая защита участников этих отношений.

Правовая унификация может иметь несколько разновидностей. Во-первых, она различается по своим целям и масштабам, охватывая либо приграничные государства, либо государства одного региона, либо государства в рамках межгосударственных объединений. Универсальная унификация распространяется на все или многие государства мирового сообщества.

Во-вторых, по своему предмету унификация может быть материальной, касающейся единообразного регулирования прав и обязанностей участников отношений (гражданских, трудовых, семейных и др.), и процессуальной, связанной с введением единых правил рассмотрения в судах и внешнеторговых арбитражах споров с иностранным элементом.

В-третьих, унификация права может проводиться в разных формах — путем заключения международных договоров, принятия модельных рекомендательных законодательных актов, применения примерных договоров международных организаций, использования международных обычаев.

Итак, государства признают необходимость предотвращения и устранения существенных различий в правовом регулировании вопросов, представляющих общий интерес, и с этой целью сближения законодательств государств.

Таким образом, сближение и гармонизация законодательств является важнейшей задачей международного права и европейского права, в частности. Оба термина нашли широкое отражение в правовых актах, как в международных организациях, так и в двусторонних соглашениях. Их определения не даются ни в одном из правовых актов, и очень часто в документах употребляются оба понятия, выражающие одну задачу или единую цель, и это не вызывает особых сложностей и противоречий у ученых и практиков в их определениях, так как оба эти понятия служат единой цели. Очевидно, что сближение и гармонизация будет требовать все более эффективных механизмов их реализации. Наиболее ярким примером реализации процессов сближения и гармонизации является ЕС.

1 См.: Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. — 2000. — № 8. — С. 92.

2 Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53369. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок 172.5 KB
  Игрушки из бумажных полосок Вид урока Урок беседа Тип урока Урок изучения нового материала Студенты преподаватели Айрапетова Мария Сергеевна Гусева Анна Павловна Ершова Дарья Дмитриевна Максимова Марина Вадимовна Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании. Добиваться: применения различных форм методов средств технологий при проведении образовательного урока; установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Технологическая карта урока Триединые...
53370. Розвиток слухової уваги, слухової пам’яті та фонематичного сприймання у дітей дошкільного віку 68 KB
  Діти стають у коло непомітно для ведучого вони передають за спиною один одному дзвіночок. Логопед розрає дітям ведмедиків з зображенням цих предметів потім за ширмою озвучує ці предмети а діти повинні відгадати який ведмедик шумить. Дидактична гра Хто кличе Діти по черзі називають ім’я ведучого який стоїть до них спиною. Потім гра ускладнюється і діти кличуть ведучого: Ау то голосно то тихо в залежності від того що скаже логопед: Далеко пішли у ліс Близько пішли у ліс.
53371. Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции. Синтетический учёт движения нематериальных активов 22.77 KB
  Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость одного конкретного вида продукции. Косвенные затраты относятся одновременно ко всем видам продукции и распределяются между ними условно: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и др
53372. Дидактические игры как средство активизации учащихся при изучении таблицы умножения 52.5 KB
  Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.
53373. Роль ігор-драматизацій в навчанні дошкільників англійської мови 97 KB
  Всі етапи роботи з казкою здійснюються разом з дітьми. Ініціативу розподілу ролей я надаю малечі (за бажанням), разом з тим, тактовно корегую їх вибір, адже дітям з низьким або середнім рівнем розвитку бажано надати роль, яка є невеличкою за обсягом, не дуже складною та не містить у собі тих мовних структур, які викликають труднощі у дитини (зокрема це стосується звуковимови), щоб не зникло бажання приймати участь у виставі.
53374. Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей учащихся 121.5 KB
  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться мыслить самостоятельно развивает внимание стремление к знаниям. По спектру целевой ориентации игры подразделяются: дидактические: расширение кругозора познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные характерные...
53375. Дидактическая игра – залог успешной деятельности учащихя на уроке 101 KB
  Игра помогает формированию фонематического восприятия слова обогащает ребенка новыми сведениями активирует мыслительную деятельность внимание а главное стимулирует речь. В каком глаголе слово нет слышится сто раз стонет В каком слове семь гласных семья Что принадлежит только тебе а употребляется другими чаще чем тобой имя Какое слово состоит из трёх одинаковых букв три – о Какая часть растения бывает и частью слова корень Какие буквы обозначают два звука если стоят в начале слова или после гласной ...
53376. Ігрові завдання на корекцію емоційної сфери дітей дошкільного віку 98.5 KB
  Психологічний етюд Хто що любить Діти приходять у лісове кафе. Психологічний етюд Клумба і садівник Діти обирають ролі квітів на клумбі. Психологічний етюд Слухаємо себе Ведучий звертається до дітей: Давайте сядемо зручніше розслабимося і заплющимо очі. Психологічний етюд Неслухняні ведмежата Ведмедики з'їли смачні але немиті яблука.
53377. Игры для детей к Библейским урокам 43 KB
  Во время этой игры дети могут увидеть что Божья любовь неотделима от нас также как и наша тень. Пока бутерброды теплые поговорить о том что нам тепло когда Божья любовь покрывает нас как расплавленный сыр покрывает хлеб.