72569

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ И ДОСТОЙНОЕ ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне...

Русский

2014-11-25

128 KB

8 чел.

С. ЛИПАТОВА

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ И ДОСТОЙНОЕ ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Под достойной жизнью понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственное и нравственное совершенствование человека1.

В юридической литературе употребляется иное, но схожее определение: достойная жизнь — это возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации, т. е. иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь немыслима и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию2.

Право на достойный жизненный уровень означает, что принцип социальной справедливости не равнозначен принципу полного, фактического равенства. Определенный уровень фактического равенства необходим для предотвращения физического и духовного распада личности и утраты человеческого достоинства3.

Как справедливо считает Ю.А. Дмитриев, достоинство — категория сугубо индивидуальная, понимаемая каждым по-своему. В условиях социального расслоения общества возникает повышенная необходимость поддерживать нормальный, достойный человека уровень жизни одних категорий граждан за счет других, ограничивая в известной степени экономическую свободу и иные ее проявления последних. Естественно, нельзя отождествлять человеческое достоинство и достойный человека уровень жизни уже на том основании, что человек может осознавать собственное достоинство, но в социальном и экономическом плане жить ниже уровня человеческого достоинства, и наоборот, по уровню жизни превысить средний и даже высший показатель, но вести недостойный, скажем, с точки зрения состояния здоровья человека образ жизни и не осознавать своего собственного достоинства4.

Достойная человека жизнь — это категория социальная, раскрываемая в содержании правового статуса человека и гражданина. Однако теоретически можно предположить, что достойная человека жизнь способствует формированию у большинства индивидов конкретного общества чувства собственного достоинства или, по крайней мере, способствует его сохранению как естественного права человека5.

Конкретное содержание жизни человека зависит от различных факторов, которые в первом приближении могут быть разделены на личные и публичные возможности, т. е. зависящие и не зависящие от воли человека. Если человек физически здоров и крепок, дееспособен в юридическом и фактическом смысле, то он самостоятельно наполняет свою жизнь содержанием, отвечающим его представлениям о достойной жизни. Если же он по тем или иным причинам относится к категории социально не защищенных граждан, то заботу об обеспечении достойного человека уровня его жизни принимает на себя государство, объявленное, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, социальным. В этом случае содержание жизни человека, определение ее качества переходит из сферы личного в сферу публичного, в общественную обязанность государства6.

Вызывает интерес мнение о природе и сути достоинства человека представителя церкви — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: «После сотворения человек не просто обладал ценностью перед Богом, но и своей жизнью соответствовал этой ценности. Другими словами, он обладал достоинством. Задачей человека было возрастание в этом достоинстве… Грехопадение не изменило этой задачи, но сделало ее невыполнимой для человека без помощи Божией. Пожелав достигнуть совершенства без Бога, человек потерял связь с источником, питавшим его творческую деятельность. Что произошло? Хотя человеческое естество, как несущее в себе печать образа Божия, продолжало иметь ценность в глазах Бога, человек перестал соответствовать ценности своего естества; а значит, в значительной мере утратил достоинство. Теперь цель человека состоит в том, чтобы возвратить утраченное достоинство и преумножить его… Самым важным в процессе возвращения человека к своему достоинству является направленность воли человека… Благодаря своей свободе человек имеет выбор — следовать добру и таким образом возвращать себе достоинство или выбирать зло и таким образом ронять свое достоинство»7.

В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

Важнейшая задача государства — создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Это охрана труда и здоровья людей, установление размера заработной платы, обеспечивающего условия жизни на уровне стандартов современного общества. Еще одна актуальная задача государства — поддержка слабозащищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей8. Необходимо комплексное развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных выплат, размер которых обеспечивал бы достойное существование человека, а не ставил в унизительное положение.

Реалии нынешней российской действительности таковы, что социальное положение многих слоев российского общества далеко от идеального. Многие семьи находятся за гранью бедности, понятие бесплатного образования и здравоохранения по определенным причинам стало лишь декларацией, растет число беспризорников, огромное число детей, подростков, взрослого населения подвержено алкогольной и наркотической зависимости. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства сводится к «копеечным» пособиям, пенсии большинства пенсионеров ниже прожиточного минимума, а минимальный размер оплаты труда, гарантированный Конституцией, чудовищно мал. Очевидно, что государство способно выполнить свои задачи, только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. Весьма важно и то, чтобы материальный источник достойной жизни был поставлен в прямую зависимость от участия каждого в общественно полезном труде.

Свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих способностей. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому социальное государство принимает и последовательно проводит специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев, категорий общества9.

Очевидно, что деятельность государства в социальной сфере пока не достаточно действенная. В условиях экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения. В ежегодном Послании Федеральному Собранию (февраль 1995 г.) Президент Российской Федерации назвал национальным позором появление «новых бедных»10 — людей, имеющих работу, но в течение длительного времени получающих унизительно низкую заработную плату.

Если человеческое достоинство относится к числу личных, индивидуальных прав и свобод, неотъемлемых и принадлежащих ему от рождения, то достойная человека жизнь — это категория социальная, раскрываемая в содержании основ конституционного строя и в положениях публично-правовой части основ статуса человека и гражданина. Комплексный анализ содержания статей 2, 7, 20—25 Конституции России позволяет преломить их содержание через призму понимания содержания достойной человека жизни. Следовательно, обеспечение достойной человека жизни — это не только одно из конституционных прав человека и корреспондирующая ему обязанность общества и государства, но и юридический принцип, пронизывающий содержание всех основ правового статуса человека и гражданина, регламентированных не только нормами Конституции, но и текущим законодательством11.

Конституция и законодательство России дают основания для утверждения о неотъемлемости достоинства от сущности человека, правовой природе категории «достоинство человека», ее универсальном значении. Неотъемлемость достоинства человека предполагает, что оно принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и непередаваемо, независимо от того, как он сам и окружающие его люди воспринимают его личность. Соответственно носителем достоинства признается всякое лицо, в том числе ребенок, недееспособный человек, преступник, военнопленный. Принципиально достоинство присуще лишь живому человеку, т. е. пребывающему в природе с момента рождения до конца биологической жизни12.

Статья 20 Конституции провозглашает право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Право на жизнь, безусловно, важнейшее из провозглашенных Конституцией. Из предположения о том, что оно включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению, следует, что человек имеет право любым образом распорядиться своей жизнью, вплоть до самоубийства или обращения к другим лицам с просьбой лишить его жизни. Здесь уместно сказать об эвтаназии.

В соответствии со статьей 45 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан»13 медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственного поддержания жизни. Более того, лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) проводит ее, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако это положение закона вступает в некоторое противоречие с конституционным правом человека на достоинство и правом по усмотрению лица распорядиться своей жизнью. Так, смертельно больной или очень старый человек, который зависит от других, не может самостоятельно обслуживать себя, страдает от нестерпимых болей, сознательно желает смерти, но не может покончить жизнь самоубийством в силу своей физической слабости либо в силу моральных или религиозных убеждений («большой грех») и не может попросить кого-либо произвести эвтаназию, прекратить его страдания, физические и нравственные. Бесспорно, такое существование ущемляет его человеческое достоинство, зависимость от других претит его человеческой сущности, однако он в силу закона и этических убеждений лишен возможности прекратить свои страдания и страдания близких. В связи с этим было бы целесообразно узаконить эвтаназию, но должен быть четкий государственный механизм ее проведения и строгий контроль над ее осуществлением, дабы не превратить ее в узаконенное убийство.

Если больной не предпринимает активных попыток расстаться с жизнью и стоически переносит мучения, задача общества и государства, возлагаемая на органы здравоохранения, — облегчить его мучения и попытаться приблизить, насколько это возможно, качество жизни больного к условиям, достойным человека. Другое дело, когда такая возможность по объективным, не зависящим от названных органов и самого человека причинам оказывается недостижимой и больной просит о смерти исходя из гуманистической формулы «жизнь дана человеку, чтобы достойно с ней расстаться». Тогда отказ в эвтаназии может рассматриваться как применение к человеку пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, императивно запрещенного статьей 21 Конституции14.

По проблеме эвтаназии общественное мнение расколото на два непримиримых лагеря. Одни напоминают о введенной в действие А. Гитлером программе «Эвтаназия» по умерщвлению умственно отсталых, психически больных, парализованных (а затем и просто не арийцев) в газовых камерах или о серийном «убийце-гуманисте» Джеке Геворкяне из Калифорнии, другие — о мучительной смерти родных и близких, умолявших прекратить их страдания15. Процедура эвтаназии разрешена законом уже в двух странах: в Нидерландах действует Закон «О прерывании жизни и самоубийстве при врачебном содействии», а в американском штате Орегон — Закон «О достойной смерти»16.

Русская православная церковь яро высказывается против эвтаназии, считает, что в качестве нормы в обществе поведения эвтаназия выступать не может, кроме того, ставит ее в один ряд с насмешками над святыней, абортами, гомосексуализмом17.

Различают активную (позитивную) эвтаназию, когда используют средства или действия, ускоряющие наступление смерти (передозировка снотворного, смертельная инъекция и др.), и пассивную (негативную) эвтаназию, которая означает отказ от искусственных мер, способствующих поддержанию жизни18.

Как справедливо считают некоторые ученые19, законом должна быть разрешена и активная, и пассивная эвтаназия. Применительно к пассивной эвтаназии надо добавить, что пациент вправе требовать оказания ему квалифицированной медицинской помощи, но вправе и отказаться от нее (чувствует себя плохо, но в поликлинику не идет; лежит в больнице, но возражает против операции). Обязанность же лечебного учреждения оказать медицинскую помощь возникает перед конкретным пациентом в определенном объеме и только после того, когда пациент выразит свое право получить помощь. В подтверждение этому статья 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан разрешает пациенту отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, оформив соответствующую запись в медицинской документации20.

Представляется, что особенно внимательно следует подойти к вопросу о применении эвтаназии к пациентам, находящимся без сознания, недееспособным, ограниченно дееспособным, несовершеннолетним и иным, которые не могут выразить свое мнение по этому вопросу. Необходимо получить заключение компетентных лиц, например, консилиума врачей-специалистов, прокурора, органов опеки и попечительства и т. п.

Право на смерть или свобода самоубийства ни конституциями, ни законами не провозглашается. Однако по естественному праву они фактически признаются и обществом, и государством. Более того, как это ни кощунственно звучит, в основе принятия решения о самоубийстве лежит попытка самозащиты лицом собственного достоинства21. Как отмечают немецкие юристы, попытка исключить посредством правовых предписаний свободу самоубийства противоречит обеспечению достоинства человека. Свобода смерти вообще не является полицейско-правовой проблемой. Возможность принятия достойной смерти есть проявление достоинства человека. В основе осознанного принятия смерти как конца бытия лежит собственное достоинство22.

Что касается смертной казни, то она в настоящее время на законодательном уровне не отменена и является исключительной мерой наказания. Однако в России введен мораторий на смертную казнь, наказание в виде смертной казни не исполняется. С момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда от 2.02.1999 г. № 3-П23 и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Как известно, во многих американских штатах применяется смертная казнь, но исполняется по-разному. В некоторых штатах при исполнении наказания в виде смертной казни могут присутствовать родственники и близкие. На взгляд автора, присутствие третьих лиц при казни осужденного унижает его честь и достоинство, поскольку он осознает, что его страдания, а также возможные физиологические предсмертные проявления, безусловно, негативны, в памяти присутствующих он может остаться именно таким — страдающим и слабым. Поэтому напрашивается вывод о том, что если государство признает смертную казнь в качестве наказания, то смерть человека должна быть достойной, не умаляющей его честь.

Изложенное приводит к выводу о том, что отказ в эвтаназии может рассматриваться как применение к человеку пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, императивно запрещенного статьей 21 Конституции России. Законодательное закрепление возможности применения эвтаназии не только не противоречит положениям действующей Конституции, но и прямо вытекает из смысла статей 2, 7, 20, 21 и 41 Основного закона. Достойная жизнь гражданина должна завершаться достойной человека смертью. Запрет эвтаназии является неконституционным актом, несовместимым с принципом обеспечения человеческого достоинства.

Кроме того, в контексте статьи 20 Конституции следует упомянуть о том, что способ погребения также является формой проявления уважения либо неуважения к достоинству личности. Нередки случаи, когда согласно религиозным обрядам самоубийцу, вопреки его желанию, хоронят за пределами кладбища, проявляя тем самым определенный протест общества против выбора умершим способа ухода из жизни и неуважение к его праву на такую смерть как достойное, по его мнению, завершение жизни.

Известны случаи, когда пожилые или тяжело больные люди откладывают деньги на свои похороны, таким образом заботясь о своем достоинстве после смерти. Проявлением заботы со стороны государства о достоинстве гражданина после его ухода из жизни явилось принятие на себя части расходов на погребение, а в ряде случаев и полное материальное обеспечение похорон, а также выплата социального пособия родственникам или близким усопшего. Об уважении достоинства личности после смерти в целом говорит факт наличия специальных мест для захоронения: кладбищ, крематориев, семейных (родовых) захоронений, крематориев, стен скорби.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» содержит статью 5, позволяющую лицу высказать свое волеизъявление о достойном отношении к его телу после смерти по ряду вопросов, в частности, о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу. Действия по достойному отношению к телу умершего должны соответствовать волеизъявлению умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение данных вопросов имеют супруг, близкие родственники, а при отсутствии таковых — иные лица, взявшие на себя обязанность похоронить умершего24.

Таким образом, естественное завершение жизни человека должно иметь достойную форму. Это касается, в частности, вопроса о возможности узаконивания эвтаназии, которое, на взгляд автора, приемлемо, однако требует тщательной проработки механизма эвтаназии и четкого государственного и общественного контроля над ее проведением для предотвращения возможных противоправных деяний в этой сфере.

1 Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Изд. третье, переработанное и дополненное / Под ред. Б.Н. Топорнина. — М.: Юристъ, 2003. — С. 6.

2 Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. — М.: БЕК, 1996. — С. 25.

3 Комментарии к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. — М.: Юристъ, 2002. — С. 128.

4 Дмитриев Ю.А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Право и политика. — № 7. — 2000.

5 Дмитриев Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционно-правовая категория // Конституционный строй России. — Выпуск III. — 1996. — С. 55, 56.

6 Там же.

7 Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Права человека и нравственная ответственность // Стратегия России. — 2006. — № 4 (28). — С. 64.

8 Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Изд. третье, переработанное и дополненное / Под ред. Б.Н. Топорнина. — М.: Юристъ, 2003. — С. 48.

9 Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. — М.: БЕК, 1996. — С. 25.

10 Послание Президента России Федеральному собранию «О действенности государственной власти в России» от 16.02.1995 г. // Российская газета. — 1995. — № 36.

11 Дмитриев Ю.А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Право и политика. — 2000. — № 7.

12 Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. — М.: Юристъ, 2004. — С. 124.

13 Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 в ред. от 02.02.2006 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 33. — Ст. 1318.

14 Дмитриев Ю.А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Право и политика. — 2000. — № 7.

15 Миллард Д.У. Эвтаназия: дебаты в Британии // Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. — № 4.

16 Бакунин С.Н. Право на жизнь и возможность применения эвтаназии (фрагменты историко-правового исследования) // История государства и права. — 2006. — № 1.

17 См., например: Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Права человека и нравственная ответственность // Стратегия России. — 2006. — № 4 (28). — С. 66.

18 Комзолов А.И. Гражданско-правовое регулирование и защита прав участников медицинских отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М.: Юридический институт МВД России, 1999. — С. 17.

19 Дерипаско А.В. Жизнь человека как фундаментальная естественно-правовая ценность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Владимир, 2004. — С. 17; Бакунин С.Н. Указ. соч.

20 Бакунин С.Н. Указ. соч.

21 Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. — М.: Юристъ, 2004. — С. 125.

22 См.: Невинский В.В. Немецкие граждане в зеркале основополагающих принципов Конституции ФРГ. — Барнаул, 1994. — С. 52.

23 См.: Российская газета. — 1999. — № 25.

24 Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ // Российская газета. — 1996. — № 12.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39991. Предмет, содержание, методы и задачи информационного менеджмента и маркетинга 99.5 KB
  Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества принципиально изменяет роль информации и информационных технологий в социальном и экономическом развитии страны. В таких условиях особое значение приобретают проблемы подготовки квалифицированных специалистов в области менеджмента и маркетинговой деятельности способных работать в условиях развитой информатизации насыщения производства и непроизводственной сферы всевозрастающими потоками информации и управления ими. В бизнесе управлении и маркетинге как ни в какой другой сфере...
39992. Инвестиционный менеджмент 287 KB
  Понятие и содержание инвестиционного проекта. Жизненный цикл инвестиционного проекта и подходы к его структуризации. Основные принципы оценки эффективности инвестиционного проекта. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта.
39993. Логистика 83 KB
  Основная задача и функциональные области логистики. Основная задача логистики. Экономический эффект от использования логистики. Подобный подход к изучению производственнохозяйственной деятельности предприятий возник на Западе в 20е 30е годы ХХго столетия и развиваясь сформировался в самостоятельное направление научнопрактической деятельности получившей название логистики.
39994. Корпоративное управление 109.5 KB
  Пoд кopпopтивным yпpвлeниeм в кциoнepныx oбщecтвx пoнимeтcя cиcтeм oтнoшeний мeждy opгнми yпpвлeния и дoлжнocтными лицми эмитeнт влдeльцми цeнныx бyмг кциoнepми влдeльцми oблигций и иныx цeнныx бyмг ткжe дpyгими зинтepecoвнными лицми тк или инчe вoвлeчeнными в yпpвлeниe эмитeнтoм кк юpидичecким лицoм. К oблcти кopпopтивнoгo yпpвлeния oтнocятcя вce вoпpocы cвязнныe c oбecпeчeниeм эффeктивнocти дeятeльнocти кoмпнии и c зщитoй интepecoв ee влдeльцeв в тoм чиcлe peгyлиpoвниe внyтpeнниx и внeшниx pиcкoв. Оcнoвнoй экoнoмичecкoй пpичинoй...
39995. Исследование систем управления 206 KB
  Объeкт иccлeдoвния этo coвoкyпнocть cвязeй oтнoшeний и cвoйcтв cyщecтвyющя oбъeктивнo и cлyжщя иcтoчникoм нeoбxoдимoй для иccлeдoвтeля инфopмции пpeдмeт кoнкpeтня пpoблeм peшeниe кoтopoй тpeбyeт пpoвeдeния иccлeдoвний; тип иccлeдoвния пpиндлeжнocть eгo к oпpeдeлeннoмy типy oтpжющeмy cвoeoбpзиe вcex xpктepиcтик; пoтpeбнocть иccлeдoвния cтeпeнь ocтpoты пpoблeмы пpoфeccиoнлизм в пoдxoдx к ee peшeнию cтиль yпpвлeния; peзyльтт иccлeдoвния peкoмeндции мoдeль фopмyл мeтoдик cпocoбcтвyющиe ycпeшнoмy pзpeшeнию пpoблeмы...
39996. Стандартизация и менеджмент качества 357 KB
  Стандартизация и менеджмент качества Содержание темы: 1. Стандартизация качества – одна из основных составляющих менеджмента. Системы стандартизации качества менеджмента. Основные термины стандартизации качества менеджмента.
39997. Менеджмент продаж и управление продажами 567.5 KB
  Менеджмент продаж и управление продажами Содержание темы: 1. Менеджмент продаж. Основы менеджмента продаж. Нейролингвистическое программирование НЛП в продажах.
39998. Применение методологии информационного менеджмента 97 KB
  Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы: экономический рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации исходя из соображений полезности и финансовых затрат; аналитический основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях; организационный рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный рассматривающий обработку информации на основе целостного системно ориентированного всеохватывающего процесса обработки информации в...
39999. Основы информационного менеджмента 301 KB
  Внутренняя и внешняя среды организации. Внутренняя среда организации и ее основные элементы. Характеристика внешней среды организации и ее основные элементы. Цели и задачи менеджмента организационные структуры органов управления организации.