72571

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ РИСКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общий объем страховых платежей взносов по всем видам страхования за 2005 г. Доля средств от страхования в валовом внутреннем продукте страны выросла с 16 процента в 1998 г. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования услуги агентов...

Русский

2014-11-25

114.5 KB

1 чел.

Е. МАСЛОВА,

соискатель

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ

ИМУЩЕСТВЕННЫХ РИСКОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке страховых услуг неуклонно растут. Общий объем страховых платежей (взносов) по всем видам страхования за 2005 г. составил 996,6 млрд рублей и вырос по сравнению с 1997 г. в два раза, в 2005 г. населению и организациям страховщиками выплачено 331,8 млрд рублей, что более чем в 1,8 раза превышает страховые выплаты, произведенные в 1997 г.

Доля средств от страхования в валовом внутреннем продукте страны выросла с 1,6 процента в 1998 г. до 6 процентов в 2006 г. К 1 января 2002 г. средства страховых резервов, инвестированные в объеме 88,5 млрд рублей, увеличились по сравнению с 2000 г. на 174,2 процента. В начале 2006 г. на рынке работало 1377 страховых организаций. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, аудиторов и др.). В системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек1.

Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Дальнейшее развитие страхования в России требует уточнения его роли в решении социально-экономических задач государства.

В частности, на развитие страхования негативно повлияли:

— уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

— использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования и, в частности, неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;

— отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов; системы мер совершенствования законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;

— ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;

— низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без значительного участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;

— информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

— несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.

На состояние экономики влияют значительные расходы, которые связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и покрываются за счет бюджетных средств и средств граждан и юридических лиц. Из-за недостатка средств компенсация убытков зачастую происходит избирательно, в результате чего имущественные интересы граждан и юридических лиц ущемляются. Возрастают и потери от предпринимательских рисков. Не в полной мере отвечают потребностям граждан накопительные виды долгосрочного личного страхования.

В связи с этим основными целями развития страхового дела остаются разработка и реализация мер удовлетворения потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства2.

Представляется, что основными задачами по развитию страхового дела являются:

— формирование законодательной базы рынка страховых услуг;

— развитие обязательного и добровольного видов страхования;

— создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

— стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

— поэтапная интеграция национальной системы страхования в международный страховой рынок.

При существующем уровне платежеспособного спроса на услуги добровольного страхования приоритетным становится обязательное страхование, которое позволит создать страховую защиту для потенциально рисковых групп населения, юридических лиц и снизить затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В целях прекращения принятия нормативных правовых актов, содержащих декларативные нормы об обязательности страхования, необходимо создать законодательную основу обязательного страхования на территории Российской Федерации. Система обязательного страхования должна предусматривать эффективную защиту имущественных интересов государства от стихийных бедствий, аварий и катастроф при минимальных затратах бюджетных средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию объектов, определить их стоимость, риски, от которых будет предоставляться страховая защита, и формы страхования, изыскать источники страховой защиты.

Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций, за счет средств страхователей. Принятие законодательных актов должно осуществляться на основе предварительной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях.

Основными направлениями развития обязательного страхования являются:

— усиление контроля над проведением обязательного государственного страхования, в том числе обязательного страхования;

— введение видов обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств, страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов).

В целях обеспечения страховых выплат по обязательному страхованию могут создаваться централизованные гарантийные фонды (страховые резервы).

Развитие предпринимательства предполагает страхование ответственности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам, а также страхование профессиональной ответственности врачей, риэлторов, аудиторов, арбитражных управляющих.

Введение страхования ответственности отдельных категорий производителей товаров и исполнителей работ (услуг) позволит эффективно контролировать их деятельность, обеспечить защиту прав потребителей услуг, особенно в тех сферах народного хозяйства, где отсутствуют четкие и эффективные механизмы государственного контроля и надзора (например, при ипотечном жилищном кредитовании, приобретении недвижимости, передаче ее в лизинг и залоге). Развитие страхования благоприятно повлияет на предпринимательскую активность граждан.

В то же время привлечение инвестиционных ресурсов в экономику потребует дальнейшего развития страхования финансовых и предпринимательских рисков, развития страховых технологий в сфере промышленных, транспортных, строительных и сельскохозяйственных рисков.

Основой рынка страховых услуг и резервом его развития является добровольное страхование. Приоритетными направлениями в развитии добровольного личного страхования должны стать страхование жизни и пенсионное страхование. Страхование жизни — важная сфера страхового дела, традиционный и постоянный источник значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики.

Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования.

Стимулом для развития долгосрочного страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам страхования. Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков должна быть введена специализация страховых организаций, исключающая осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования жизни и пенсий) и имущественного страхования. В этих целях должна быть разработана классификация видов страховой деятельности, должны быть определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий.

Для обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования страховщики могут объединяться в простые товарищества. Развитие страхования жизни ведет не только к специализации страховщиков, но и к созданию института актуариев и необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.

Необходимо выработать меры по расширению сферы и объемов добровольного медицинского страхования и добровольного страхования от несчастных случаев. Указанные виды страхования должны стать важным элементом «социального пакета», предоставляемого работодателями своим сотрудникам. В связи с этим потребуется совершенствование законодательства, регулирующего отношения при осуществлении этих видов страхования, а также законодательства о налогах и сборах.

Дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования требует формирования правовых основ с учетом специфики данного вида страхования и совершенствования норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования, особенности налогообложения операций по медицинскому страхованию. Важным направлением развития страхования является совершенствование системы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В первую очередь необходимо перейти к страховому принципу в осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Страхование должно играть более существенную роль в пенсионной реформе. В перспективе предстоит сформировать законодательную основу деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы обязательного пенсионного страхования. Участие страховщиков наряду с негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном страховании с учетом специфики правового регулирования страхования предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов деятельности субъектов данной системы страхования.

После принятия мер по развитию обязательного и добровольного страхования значительно возрастут объемы страховых операций. В связи с этим повышается ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования. Такое положение требует принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков, формирование которого осуществляется в денежной форме. Из 1388 страховых компаний, действовавших на 1 января 2006 г., 313 компаний имели уставный капитал свыше 10 млн рублей, 862 компаний — от 600 тыс. рублей до 10 млн рублей, 138 компаний — от 100 до 600 тыс. рублей и 31 компания — менее 100 тыс. рублей. Размер уставного капитала должен соответствовать не только возрастающим объемам обязательств, но и уровню, позволяющему российским страховым организациям конкурировать на международном рынке страховых услуг3.

Одновременно следует выработать меры экономического стимулирования учредителей страховых организаций и капитализировать полученную прибыль для повышения размеров уставных капиталов.

В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо принять законодательные меры, направленные на увеличение базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме, к 1 июля 2007 г. до 30-40 млн рублей, в том числе к 1 июля 2004 г. — до 10-13 млн рублей и к 1 июля 2006 г. до 20-26 млн рублей.

Для повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования. Большинство страховщиков не располагают крупными финансовыми средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков, однако, передав часть рисков перестраховщику, страховая компания может гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. Для обеспечения таких гарантий необходимо выработать законодательные нормы, устанавливающие лимиты обязательств страховщика, стандартные положения договоров перестрахования, а также определить правила делового оборота российского рынка перестрахования.

Необходимо продолжить дальнейшее совершенствование налогообложения страховых операций. Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен являться стимулом для формирования физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых рисков.

Эти вопросы следует рассматривать на основе анализа практики применения Налогового кодекса Российской Федерации и положений бухгалтерского учета и в связи с переходом на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В перспективе следует включить в перечень социальных налоговых вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением, пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом).

Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Одной из приоритетных задач развития национальной системы страхования является совершенствование инвестиционной политики, предусматривающей выработку и реализацию мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, обеспечивающего расширение направлений инвестирования средств страховщиков. В целях привлечения инвестиций для развития экономики страны и предоставления страхователям возможности использования надежных форм сохранения их сбережений, вложенных в страхование, целесообразно координировать направления вложений финансовых средств страховых организаций с учетом видов страхования и сроков действия договоров, устанавливать нормативы их вложений, разделять инвестиционные потоки на страхование жизни и иные виды страхования, а также стимулировать долгосрочные инвестиции.

Порядок размещения средств, полученных в результате осуществления обязательных видов страхования, а также личного страхования граждан, должен минимизировать риски их инвестирования. Проблемы развития страхового рынка должны стать объектом внимания органов, осуществляющих контроль над страховой деятельностью на рынке страховых услуг и антимонопольное регулирование.

Для эффективного функционирования рынка страховых услуг необходимо создать равные условия для осуществления деятельности всеми страховыми организациями на территории Российской Федерации. В этих целях необходимо обеспечить:

— усиление контроля над действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг;

— отработку системы проведения открытых конкурсов страховых организаций, привлекаемых для осуществления страхования за счет бюджетных средств;

— мониторинг деятельности страховых организаций, занимающих доминирующее положение и препятствующих доступу на рынок других страховых организаций;

— государственный контроль над концентрацией капитала на рынке страховых услуг;

— совершенствование форм статистического учета и отчетности страховых организаций, в том числе с целью проведения анализа конкурентной среды на федеральном и региональном рынках страховых услуг и определения доминирующего положения страховых организаций на таких рынках.

Важным условием конкуренции на рынках финансовых услуг должно стать исключение государственного участия в уставных капиталах страховщиков.

Следует стимулировать развитие страхования и перестрахования путем создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийных фондов и применения иных экономически оправданных мер, направленных на повышение потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг. Указанные меры позволят также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу.

1 См.: Страхование в нашей стране должно работать эффективно: Интервью с Президентом РАС // Вестник Российской ассоциации страховщиков. — 2006. — № 4. — С. 2—4.

2 См.: Страхование в России / Под ред. Л.Б. Львова. — М., 2006. — С. 77.

3 Фролов А.А. Страховой бизнес в цифрах // Страхование. — 2006. — № 3. — С. 9.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4623. Способы описания различных типов данных в программах на языке Delphi 477 KB
  Введение Любые данные, т.е. константы, переменные, значения функций или выражения, в Delphi характеризуются своими типами. Тип определяет множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект, а также множество допустимых операций...
4624. Программирование данных статической структуры. Сортировка и поиск в одномерных массивах 1.37 MB
  Массив – широко известная структура данных, отличающаяся свое регулярностью и однотипностью своих компонент. Кроме того, массив является структурой с так называемым свободным доступом: все его компоненты могут выбираться произвольно и ...
4625. Технология разработки программных средств 229 KB
  Технология разработки программных средств Программные инструменты в жизненном цикле программных средств. Инструментальные среды и инструментальные системы поддержки разработки программных средств, их классификация. Компьютерная тех...
4626. Базовая модель Навигация. Анализ особенностей реализации алгоритмов топопривязки в ГЛОНАСС и локальных системах 90 KB
  Космические системы позиционирования В настоящее время в мире существует четыре проекта глобальных радионавигационных спутниковых систем (ГНСС): действующие – американский GPS, российский ГЛОНАСС и два развертываемых – европейский Galileo...
4627. Введение в C Sharp и Net 273.5 KB
  Введение в C Sharp и Net C# (произносится Си-Шарп) - это новый язык программирования от компании Microsoft. Он входит в новую версию VisualStudio - VisualStudio.NET. Кроме C# в VisualStudio.NET входят VisualBasic NET и Visua...
4628. Элементарные программы на С/C++ 186 KB
  Почему СИ/СИ++ Си - компилирующий язык программирования. Иными словами, это набор ключевых слов и функций, представленных словами, которые перед выполнением их компьютером должны быть переведены в двоичные коды. За последние годы популярность Си рез...
4629. Предмет та методи політології. Відповіді на екзаменаційні питання 1.22 MB
  Одні вважають таким предметом владу, другі — політичну систему, треті — демократію, четверті — політичну культуру. Особливості політології як окремої науки про політику найповніше відображає категорія політична система суспільства.
4630. Передача маршрутной информации между сетями 137.37 KB
  Передача маршрутной информации между сетями BGP это протокол внешнего шлюза который работает между автономными системами разных провайдеров. Соответственно он оперирует номерами автономных систем при установке смежности и передаче слу...
4631. Аналіз основних дидактичних концепцій 121.5 KB
  Аналіз основних дидактичних концепцій. У сучасну епоху особливого значення набуває завдання комплексного виховання підростаючого покоління. Формування нової людини, що гармонічно сполучає у собі духовне багатство, моральну чистоту і фізичну до...