72573

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Последнее обстоятельство особенно важно для налогового права в условиях продолжающейся бюджетной реформы когда еще не выработана общепринятая концепция построения и развития бюджетной системы Российской Федерации не определены на государственном уровне ориентиры бюджетной политики страны.

Русский

2014-11-25

138 KB

1 чел.

В. ПАРЫГИНА,

кандидат юридических наук

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

Одним из неоднозначных вопросов общей части бюджетного права в настоящее время следует признать проблему принципов этой отрасли права. Как известно, в переводе с латинского термин «принцип» (principium) означает основу, первоначало чего-либо. В юридической науке под принципами традиционно понимаются принципы права, как основополагающие1, исходные2 (ключевые3, коренные4, руководящие5, ведущие6) идеи, требования7 (правила8, положения9, начала10), выражающие наиболее существенные особенности и целенаправленность, объективные закономерности11, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права12.

Принципы права представляют собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается соответствующая отрасль права, а с другой стороны, являются вектором, определяющим направление развития этой отрасли. Последнее обстоятельство особенно важно для налогового права в условиях продолжающейся бюджетной реформы, когда еще не выработана общепринятая концепция построения и развития бюджетной системы Российской Федерации, не определены на государственном уровне ориентиры бюджетной политики страны. В таких условиях именно принципы налогового права при отсутствии указанной стратегической концепции бюджетной политики Российской Федерации становятся ценностными ориентирами, вектором развития столь сложного социально-экономического феномена, как бюджетная система.

В юридической науке под принципами принято понимать закрепленные в законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования общественных отношений. Еще в советский период высказывались различные суждения о правовой природе принципов права. Большинство ученых (С.С. Алексеев13, В.А. Юсупов14, В.М. Семенов15 и др.) характеризовали принципы как комплекс идей, определяющих содержание норм права. Вместе с тем, согласно другой точке зрения (Л.С. Явич16, Е.А. Лукашева17), принципы рассматривались шире, как часть правосознания.

При этом принципы права — это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такого правового регулирования и выступающие во многих случаях высшим критерием правомерности поведения участников регулируемых правоотношений18.

В литературе в настоящее время превалирует позиция, согласно которой основными (главными) принципами бюджетного права называют законность, гласность, бюджетный федерализм и плановость. При этом отмечается, что принцип законности находит свое выражение в том, что вся финансовая деятельность государства регламентируется нормами бюджетного права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности проявляется в открытом (гласном) характере бюджетной деятельности. В процессе функционирования бюджетной системы до сведения населения доводится содержание большинства проектов бюджетно-правовых актов, отчетов о выполнении бюджетов, результатов проверок бюджетной деятельности.

Принцип бюджетного федерализма реализуется через разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере бюджетной деятельности и финансов.

Принцип плановости выражается в том, что бюджетная деятельность основывается на системе бюджетно-плановых актов. Среди таких актов принято называть федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смету расходов бюджетных организаций.

Однако такой подход к решению вопроса о принципах бюджетного права даже в самом первом приближении не может не вызывать серьезных возражений. Очевидно, что указанные основные начала (законность, гласность, федерализм) являются скорее социально-правовыми, общими для всех российских отраслей права. Поэтому следует учитывать, что помимо указанных отраслевых принципов социально-правового характера, к основным (базовым) принципам бюджетного права относятся принципы функционирования бюджетной системы. Принципы бюджетного строительства (порядка эффективного построения и функционирования бюджетной системы) формулируются, как правило, в результате тщательного изучения совокупности правовых норм, регулирующих сферу общественных отношений19. Таким образом, можно утверждать, что принципами функционирования бюджетной системы выступают лишь социально-экономические принципы и идеи, воспринятые финансовым правом. Следовательно, социально-экономические идеи (гипотезы) построения бюджетной системы, не закрепленные и не реализуемые в финансово-правовых нормах, в бюджетной системе не применяются и принципами ее функционирования не являются20. Поэтому нельзя не согласиться с мнением А.Н. Козырина, который пишет, что «изучение принципов бюджетной системы Российской Федерации имеет то положительное значение, что раскрывает смысл сразу многих правовых норм и позволяет глубже и точнее понять их смысл»21.

К основным (базовым) принципам функционирования бюджетной системы относятся, в частности, следующие:

1) надлежащей правовой формы бюджетов;

2) единства бюджетной системы Российской Федерации;

3) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

4) самостоятельности бюджетов;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) сбалансированности бюджета;

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) гласности бюджетной деятельности;

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) равенства в бюджетной деятельности.

Обратимся к рассмотрению содержания каждого из перечисленных принципов функционирования бюджетной системы страны.

Принцип надлежащей правовой формы бюджетов. Значение и содержание данного принципа заключается в том, что бюджет должен быть утвержден только в надлежащей правовой форме — законом. Этот принцип закреплен в статье 11 БК РФ, в соответствии с положениями которой федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Если бюджетным законодательством предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, то для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Принцип единства бюджетной системы не существует без принципа самостоятельности бюджетов, которые в совокупности представляют собой динамическую систему. Это вызвано тем, что полностью реализовать принцип единства можно только путем ограничения самостоятельности нижестоящих бюджетов, и наоборот22. Кроме того, необходимым условием единства бюджетной системы является наличие единой бюджетной классификации и единой системы бюджетного процесса.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации заключается в закреплении видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Однако, как отмечают многие экономисты, в основу бюджетной системы положены такие принципы разграничения доходов и расходов между ее уровнями, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. В качестве примера такой ситуации часто приводится методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). «Первая его часть направляется в адрес так называемых нуждающихся регионов, вторая — в адрес «особо нуждающихся». «Нуждающимся» считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, «особо нуждающимся» — регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого явится то, что стремление Правительства Российской Федерации снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов»23.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

— право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

— наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством России;

— законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий на формирование доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;

— право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

— недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

— недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Как отмечает А.Н. Козырин, самостоятельность бюджета как части бюджетной системы Российской Федерации заключается в том, что утверждает бюджет представительный орган Российской Федерации и ее субъекта, местного самоуправления, а исполняет его — орган исполнительной власти (местного самоуправления) самостоятельно. Расходы бюджета балансируются исходя из планируемых поступлений от собственных доходных источников, определенных законодательством24.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. При этом в литературе отмечается, что исторически этот принцип был нацелен на борьбу с различного рода «черными кассами»25. Закрепленное на законодательном уровне требование отражения в бюджете всех доходов и расходов содействует установлению эффективного контроля над публичными финансами. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Кроме того, рассматриваемый принцип связан с понятием бюджета-брутто-метода построения бюджета, при котором в него включаются полные суммы доходов и эксплуатационные расходы государственных предприятий (почта, телеграф, железные дороги и т. д.) и имущества (леса, земельные угодья, недра и т. п.), все оборотные, транзитные статьи, проходящие в равных суммах по доходам и расходам (например, взносы в государственные внебюджетные фонды, а также расходы, осуществляемые за счет этих фондов)26. Отказ от принципа полноты бюджета приводит к появлению бюджетов-нетто. Под бюджетом-нетто понимается метод построения бюджета, при котором его взаимоотношения с государственным хозяйством строятся по сальдо (положительному или отрицательному: в бюджете отражаются лишь итоговые финансовые результаты деятельности предприятий, находящихся на самостоятельном бюджете)27.

Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Опыт различных стран показывает, что величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 5 % валового национального продукта28. В свою очередь, дефицит, превышающий предельно допустимые размеры, требует скорейшего принятия таких мер, которые могли бы привести к его быстрейшему сокращению29.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Законодатель специально устанавливает запрет на специализацию источников покрытия расходов бюджета: доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть связаны с определенными расходами30. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть связаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности бюджетного строительства означает:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о решении законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений о проектах бюджетов, в том числе о вопросах, вызывающих разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Как отмечается в литературе, исключением из принципа гласности могут стать секретные статьи бюджета, содержащие информацию, являющуюся государственной тайной31. При этом законодательством устанавливается, что секретные статьи могут утверждаться только в федеральном бюджете.

В дореволюционной литературе Ф.С. Нитти32 и С.Ю. Витте33 именовали принцип «гласности» принципом «публичности», отме

чая, что бюджет должен быть публичным, т. е. составленным таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры. Это обусловлено необходимостью соблюдения демократических процедур в сфере распределения и использования общественных финансов.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Бюджет — документ, обращенный в будущее. Он содержит прогностические оценки расходов, которые должны быть совершены в будущем финансовом году, а также оценку доходов, которые государство планирует собрать за тот же период. Поэтому достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития той или иной территории и реалистичность расчета доходов и расходов. Несоблюдение этого принципа неизбежно приводит к серьезным расстройствам в сфере публичных финансов и денежного обращения34.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу, являются недействительными.

Приведенный выше перечень основных принципов, естественно, не является исчерпывающим. Совокупность перечисленных принципов представляет собой проекцию наиболее значимых аспектов аккумуляции, использования и распределения государственных и муниципальных бюджетов, придает бюджетной деятельности государства и органов местного самоуправления целенаправленность, наполняет ее определенным смыслом, поскольку отдельный принцип является только относительным предметом научного познания. В то же время в основе бюджетного права лежат исходные начала, обусловленные особенностями бюджета как ведущего звена финансовой системы, т. е. его централизованным и всеобщим характером35.

Кроме того, в различных (в первую очередь экономических) работах выделяются и иные принципы. Например, Л.В. Павлова отмечает следующие основные принципы эффективного функционирования бюджетной системы:

— самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов);

— законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

— соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

— нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

— наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики36.

В литературе неоднократно подчеркивалась важность исследуемого принципа для эффективного функционирования бюджетной системы. Ведь этот принцип призван гарантировать направление бюджетных средств на покрытие именно тех расходов, которые были признаны общественно значимыми при утверждении бюджетов. Соблюдение этого принципа позволяет избежать искажения воли законодателя (компетентного органа, утверждающего бюджет), когда бюджетные средства, предназначенные законодателем на одни цели, на практике идут на покрытие совершенно других государственных расходов. Контроль над соблюдением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств — одно из важных направлений государственного и муниципального финансового контроля37.

Каждый из принципов бюджетного права и процесса по своей структуре неоднороден, состоит из совокупности разнообразных, но тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных юридических императивов38.

1 См.: Химичева Н.И. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. — М., 1999. — С. 77.

2 См.: Демин А.В. Финансовое право: предмет, метод, нормы и правоотношения. — Красноярск, 1998. — С. 33.

3 См.: Цебулевская О.И. Основы теории публичного права / Введение в публичное право. — Саратов, 1996. — С. 11.

4 См. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1997. — С. 90.

5 См. Лившиц Р. Теория права: Учебник. — М., 1994. — С. 195.

6 См.: Конституция РФ: Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 90.

7 См.: Химичева Н.И. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. — М., 1999. — С. 77.

8 Там же.

9 См.: Лившиц Р. Теория права: Учебник. — М., 1994. — С. 195.

10 См.: Цебулевская О.И. Основы теории публичного права // Введение в публичное право. — Саратов, 1996. — С. 11.

11 См.: Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. — Ч.1: История. Наука. Предмет. Нормы. — Воронеж, 1998. — С. 339.

12 См.: Лившиц Р. Теория права: Учебник. — М., 1994. — С. 195.

13 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. — М., 1981. — С. 261.

14 Юсупов В.А. Теория административного права. — М., 1985. — С. 33.

15 См.: Семенов В.М. Специфические отраслевые принципы советского гражданского процессуального права: Сб. учен. тр. СЮИ. Свердловск, 1964. — С. 193, 194.

16 См.: Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. — М., 1978. — С. 147.

17 См.: Лукашева Е.А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. — 1970. — № 6. — С. 23.

18 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2000. — С. 134—137.

19 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. — М.: Экар, 2002.

20 Отметим, что впервые такая закономерность применительно к финансово-правовым нормам была выявлена и обоснованна канд. юрид. наук В.А. Парыгиной в части принципов налогообложения.

21 Там же.

22 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. — М.: Экар, 2002.

23 Хурсевич С.Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы. — 1996. — № 4. — С. 8.

24 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. — М.: Экар, 2002.

25 Там же.

26 Финансово-кредитный словарь. — Т. I. — М., 1984. — С. 145.

27 Там же. — С. 149.

28 Люксембург Р. Введение в политическую экономию. Изд. четвер., пер. с нем. / С пред. Д. Розенберга. — М.-Л.: Государственное издательство, 1930. — С. 39.

29 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. — М.: Экар, 2002.

30 Там же.

31 Там же.

32 См.: Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. — М., 1904. С. 59—82.

33 См.: Витте С.Ю. Конспект лекций о государственном хозяйстве. — М., 1902. — С. 27.

34 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. — М.: Экар, 2002.

35 См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. — М., 2002. — С. 46.

36 См.: Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист. — 1996. — № 4. — С. 22.

37 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. — М.: Экар, 2002.

38 См.: Карташов В.Н. Принципы права (некоторые аспекты понимания и классификации) // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова / Под ред. В.Н. Карташова, Л.Л. Кругликова, В.В. Бутнева. — Ярославль, 1999. — Вып. 3. — С. 6.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13145. БУДОВА ТА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ШАРОШКОВИХ ДОЛІТ. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТУ ПЕРЕКРИТТЯ ШАРОШКОВОГО ДОЛОТА 10.51 MB
  Лабораторна робота № 2 БУДОВА ТА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ШАРОШКОВИХ ДОЛІТ. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТУ ПЕРЕКРИТТЯ ШАРОШКОВОГО ДОЛОТА Мета роботи: вивчити класифікацію та конструктивні особливості шарошкових доліт їх переваги та недоліки в порівнянні з іншими тип
13146. ВИВЧЕННЯ ШИФРІВ, ХАРАКТЕРУ ТА КОДУВАННЯ ЗНОСУ ТРИШАРОШКОВИХ ДОЛІТ. КОДУВАННЯ ЗНОСУ АЛМАЗНИХ ДОЛІТ 52 KB
  Лабораторна робота № 3 ВИВЧЕННЯ ШИФРІВ ХАРАКТЕРУ ТА КОДУВАННЯ ЗНОСУ ТРИШАРОШКОВИХ ДОЛІТ. КОДУВАННЯ ЗНОСУ АЛМАЗНИХ ДОЛІТ Мета роботи: вивчити методику описання зносу шарошкових та алмазних доліт. Теоретичні відомості Ретельне вивчення зносу озброєння та ...
13147. БУДОВА ТА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ КОЛОНКОВИХ ДОЛІТ ТА ДОЛІТ СПЕЦІАЛЬНОГО ПРИЗНАЧЕННЯ 1.93 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 4 БУДОВА ТА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ КОЛОНКОВИХ ДОЛІТ ТА ДОЛІТ СПЕЦІАЛЬНОГО ПРИЗНАЧЕННЯ Мета роботи: вивчення будови та особливостей застосування доліт для відбору керна та доліт спеціального призначення 1 Теоретичні відомості КОЛО
13148. БУДОВА, КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ОСНОВНИХ ВУЗЛІВ ТА ПРИНЦИП ДІЇ ТУРБОБУРІВ ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ЇХ ТУРБІНИ 445.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №5 БУДОВА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ОСНОВНИХ ВУЗЛІВ ТА ПРИНЦИП ДІЇ ТУРБОБУРІВ ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ЇХ ТУРБІНИ. Мета роботи: вивчити будову область застосування та принцип роботи турбобурів. Теоретичні відомості Для буріння нафтових і газо
13149. БУДОВА, КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ, ПРИНЦИП ДІЇ ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ГВИНТОВИХ ВИБІЙНИХ ДВИГУНІВ 224 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №6 БУДОВА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ПРИНЦИП ДІЇ ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ГВИНТОВИХ ВИБІЙНИХ ДВИГУНІВ Мета роботи: вивчити будову область застосування та принцип роботи гвинтових вибійних двигунів. Принцип дії За принципом дії гвинтові двигуни
13150. БУДОВА, КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ЕЛЕКТРОБУРА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЛЕКТРОБУРА. СИСТЕМА СТРУМОПІДВЕДЕННЯ ТА ЗАХИСТ ВІД ПОПАДАННЯ ПРОМИВАЛЬНОЇ РІДИНИ 216.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №7 БУДОВА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ЕЛЕКТРОБУРА. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЛЕКТРОБУРА. СИСТЕМА СТРУМОПІДВЕДЕННЯ ТА ЗАХИСТ ВІД ПОПАДАННЯ ПРОМИВАЛЬНОЇ РІДИНИ. Мета роботи: вивчити будову область застосування та принцип роботи електробурів. Теоретичн
13151. ВИВЧЕННЯ ПРИЛАДІВ КОНТРОЛЮ ПАРАМЕТРІВ РЕЖИМУ БУРІННЯ ТА РОЗШИФРУВАННЯ ІНДИКАТОРНИХ ДІАГРАМ 413 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №8 ВИВЧЕННЯ ПРИЛАДІВ КОНТРОЛЮ ПАРАМЕТРІВ РЕЖИМУ БУРІННЯ ТА РОЗШИФРУВАННЯ ІНДИКАТОРНИХ ДІАГРАМ. Поточний контроль параметрів процесу буріння здійснюється за допомогою індикатора ваги манометра моментоміра тахометра а також приладів для ви
13152. Робота із стандартними програмами ОС Windows. Конфігурування ОС Windows 439 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1 Тема: Робота із стандартними програмами ОС Windows. Конфігурування ОС Windows 2. Мета: формування практичних навичок по роботі зі стандартними програмами Windows – WordPad Проводник; формування практичних навичок по роботі з основними об’єктами ...
13153. Робота з файловою системою в операційній системі Windows 93.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 2 Тема: Робота з файловою системою в операційній системі Windows. 2. Мета: формування практичних навичок по роботі з основними об’єктами Windows – вікнами файлами папками ярликами. 3. План: Ознайомитись з теоретичними відомостями; ...