72581

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Обстоятельства служащие основаниями прекращения гражданства определяются внутренним законодательством каждого государства а в некоторой части и международными договорами. Однако в законодательстве иных государств вопросы прекращения гражданства регулируются довольно типично что позволяет...

Русский

2014-11-25

165 KB

2 чел.

И. ГОНЧАРОВ

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Обстоятельства, служащие основаниями прекращения гражданства, определяются внутренним законодательством каждого государства, а в некоторой части и международными договорами.

Однако в законодательстве иных государств вопросы прекращения гражданства регулируются довольно типично, что позволяет выделить несколько форм прекращения гражданства. Каждой форме соответствуют обстоятельства, с которыми законодательством связывается прекращение устойчивой правовой связи лица и государства, а также процедура решения этих вопросов1.

В мировой практике обычными формами прекращения гражданства являются выход из гражданства, утрата и лишение гражданства.

Основания прекращения гражданства Российской Федерации — выход из гражданства Российской Федерации и иные основания, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации. Выход из гражданства (экспатриация) — это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для несовершеннолетних).

Экспатриация может быть реализована в двух видах. Наиболее распространенный в мировой практике2 — разрешительный вид экспатриации, который заключается в прекращении гражданства на основе постановления компетентного государственного органа по просьбе заявителя. Например, в законодательстве Польши установлено, что польский гражданин может приобрести иностранное гражданство лишь с разрешения компетентных органов. Приобретение иностранного гражданства влечет за собой утрату польского гражданства.

Разрешительная экспатриация не предполагает возможности безосновательного отказа государственных органов в выходе лица из гражданства. Так, свобода выхода из российского гражданства ограничена, если гражданин Российской Федерации:

— имеет не выполненное перед государством обязательство, установленное федеральным законом;

— привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

— не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Довольно сложна процедура выхода из гражданства Турции. Компетентные власти дают разрешение на выход из гражданства при соблюдении трех условий:

— необходимо быть совершеннолетним и здравомыслящим;

— считаться отслужившим воинскую службу и отслужить ее. Данное положение должно быть обязательно подтверждено документом Министерства национальной обороны. В исключительных случаях возможно освобождение от исполнения воинского долга, однако при возвращении в турецкое гражданство лицо обязано отслужить положенный срок;

— обратившееся за выходом из турецкого гражданства лицо обязано предоставить письменное уведомление о том, что ему предоставляется другое гражданство.

Лицо, которое хочет получить разрешение на выход из турецкого гражданства, обращается с письменным заявлением в высшую гражданскую инстанцию по месту проживания или в турецкое консульство, находящееся в стране его пребывания. В заявлении должны быть изложены причины выхода, сведения о семье и родственниках, о находящемся в Турции недвижимом имуществе, о том, гражданство какой страны будет принято, об имеющихся документах. Получившая заявление инстанция проверяет факт прохождения воинской службы, отсутствие каких-либо задолженностей и направляет этот документ в Министерство внутренних дел, которое также проводит необходимые проверки и после этого готовит предложения Совету министров. После решения Совета министров выдается разрешение о выходе из турецкого гражданства и об этом делается сообщение в официальной газете правительства.

Египетский гражданин может приобрести иностранное гражданство только с разрешения министра внутренних дел. В противном случае он продолжает считаться египетским гражданином до тех пор, пока Совет Министров не примет постановление о лишении его египетского гражданства. Если египетский гражданин приобрел иностранное гражданство на законных основаниях, то он утрачивает его.

В разрешение на приобретение иностранного гражданства может быть включена оговорка, предусматривающая сохранение за этим лицом, его супругой и несовершеннолетними детьми египетского гражданства. Если лицо заявит о своем желании воспользоваться данным положением в течение срока, не превышающего одного года со дня приобретения иностранного гражданства, то, несмотря на приобретение ими иностранного гражданства, они сохраняют свое египетское гражданство.

Разрешительный вид экспатриации встречается и в Австрии, Ирландии, Швейцарии.

Выход из гражданства может быть свободным, представляющим собой односторонний отказ лица от гражданства без какого-либо санкционирования государством. Например, по законодательству Соединенных Штатов Америки гражданин США может выйти из гражданства, подав «официальный отказ от гражданства перед дипломатическим или консульским чиновником Соединенных Штатов в иностранном государстве»3.

Однако нельзя сказать, какой из видов предпочтительнее, ведь это деление условно. Свобода выхода из гражданства не носит абсолютного характера, так как законодательством, как правило, устанавливаются определенные ограничения. В США выход из гражданства не допускается, если заявитель находится в пределах Соединенных Штатов и не собирается впоследствии выехать на постоянное жительство в иное государство4.

Непременным условием выхода из гражданства России является добровольное волеизъявление лица. Предусматриваются две процедуры выхода из гражданства: общий порядок для лиц, проживающих на территории России, и упрощенный — для лиц, проживающих за ее пределами. При этом законодатель руководствовался степенью правовой связи лица с государством гражданства.

В общем порядке осуществляется выход из гражданства России лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на основании их добровольного волеизъявления. Упрощенный порядок выхода из гражданства предусмотрен для лиц, проживающих на территории иностранного государства, а также относится к случаям выхода из гражданства России ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином.

Закон 1991 г. содержал почти аналогичные положения, за исключением того, что более либерально относился к случаям выхода из гражданства России лиц, проживающих на ее территории, допуская выход из гражданства России в порядке регистрации для тех, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство.

Ограничение права на упрощенную экспатриацию для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и его распространение только на несовершеннолетних детей вполне разумно. Для совершеннолетнего гражданина России, проживающего на территории России, более вероятно обнаружение затрудняющих выход из гражданства обстоятельств. Поэтому строгий общий порядок выхода из гражданства здесь необходим независимо от того, имеет ли совершеннолетний заявитель родителя, ребенка или супруга — граждан иного государства5.

Соглашаясь с мнением доктора юридических наук В.П. Басика, отметим, что нельзя назвать правильным то, что действующий закон о гражданстве не предоставляет права на упрощенный выход из гражданства для детей, оба родителя которых иностранные граждане. В таких случаях упрощенная экспатриация более целесообразна, чем в предусмотренном законом случае, когда один из родителей ребенка является иностранным гражданином, а другой — гражданином Российской Федерации6.

При выходе из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются документы:

— подтверждающие разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

— о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

— полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

— налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов. О выдаче физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации, справок об отсутствии задолженности сказано в письме МНС России от 15 мая 2003 г. № РД-6-23/559.

При выходе из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство России, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:

— свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

— документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

— согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства России, оформленное в соответствии с абзацем 3 пункта 5 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России от 14 ноября 2002 г. № 1325.

Заявление родителей подписывается обоими родителями. Если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

К иным основаниям прекращения гражданства Российской Федерации относится выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации (ст. 21 Закона о гражданстве). При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором России Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

К территориальным изменениям, которые влекут изменение гражданства, относятся:

а) отпадение части территории от государства в связи с образованием на ней нового государства либо разделение территории государства в связи с распадом этого государства на несколько новых государств. В данной ситуации происходит объективное прекращение гражданства, поскольку само государство исчезает. В качестве примера можно привести прекращение советского гражданства в связи с распадом СССР;

б) слияние территорий двух или более государств в связи с их объединением (признание гражданства). Гражданство объединяющихся государств, как правило, сохраняется в статусе гражданства субъектов нового государственного образования;

в) переход части территории одного государства к другому на основании договора (цессия) — (трансферт). Как справедливо отмечает В.П. Басик, обычно государство заинтересовано по политическим и экономическим соображениям в том, чтобы жители отошедшей к нему территории приобрели его гражданство, но государство, уступающее данную территорию, по тем же причинам заинтересовано в том, чтобы они утратили его гражданство. Поэтому, как правило, устанавливается трансферт, т. е. автоматическая утрата населением, проживающим на этой территории, прежнего гражданства и приобретение гражданства государства, к которому эта территория отходит.

Однако в современных демократических условиях трансферт дополняется оптацией (правом выбора гражданства), которая представляет собой право лица посредством определенного действия (бездействия) отказаться от нового гражданства и сохранить прежнее. Таким образом, оптация выступает самостоятельной формой прекращения гражданства государства, которому была передана территория. Нежелание отказываться от нового гражданства означает, что у заинтересованного лица прежнее гражданство прекратилось в порядке трансферта7.

Следующая форма прекращения гражданства, прямо не обозначенной в Законе «О гражданстве Российской Федерации», — утрата гражданства. Это автоматическое прекращение гражданства при наличии определенных законом обстоятельств.

В статье 7 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. отмечается, что государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату его гражданства ex lege или по инициативе государства-участника, за исключением следующих случаев:

а) добровольного приобретения другого гражданства;

б) приобретения гражданства государства-участника путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

в) добровольной службы в иностранных вооруженных силах;

г) поведения, причиняющего серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;

д) отсутствия подлинной связи между государством-участником и гражданином, постоянно проживающим за границей;

е) если в период несовершеннолетия ребенка устанавливается, что предусмотренные внутренним законодательством условия, которые позволили приобрести гражданство государства-участника ex lege, более не выполняются;

ж) усыновления ребенка, если ребенок приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его родителей.

Наиболее распространенное основание утраты гражданства — натурализация лица в другом государстве (Австрия, Андрорра, Камерун и пр.), проживание лица за границей, без регистрации в консульских учреждениях (Аргентина, Болгария и др.)8, поступление на военную службу в иностранном государстве (Австрия, Андорра и др.)9. Однако в Законе о гражданстве 2002 г. этот способ прекращения устойчивой правовой связи лица и государства не нашел широкого применения, как в других государствах. Автоматическое прекращение российского гражданства предусмотрено лишь в нескольких случаях:

1) в соответствии со статьей 24 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью;

2) в соответствии со статьей 25 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Представляется, что прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина противоречит статье 6 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая устанавливает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его»10.

Многие из оснований утраты гражданства, которые распространены в ряде зарубежных стран, в российском законодательстве прямо отрицаются. В частности, это касается утраты гражданства при вступлении лица в брак или расторжении брака (например, утрачивается в Бельгии). Например, Закон Республики Заир, утративший силу11, вводя принцип утраты заирского гражданства по браку, исключая случаи отказа заирской гражданки от этого в течение шести месяцев со дня заключения брака или считая от даты добровольного приобретения ее мужем иностранного гражданства, вызывал много недоразумений в положении некоторых заирских гражданок, которые зачастую не знают законодательства. Этот закон имеет преимущество, поскольку предоставляет защиту заирским гражданкам, сохраняя за ними заирское гражданство, за исключением случаев, если они сами добровольно от него отказываются. Кроме того, для них не предусматривается при этом никаких сроков.

Согласно Швейцарскому законодательству, «швейцарка утрачивает швейцарское гражданство, выходя замуж за иностранца, если она в результате вступления в брак приобретает или уже имеет гражданство мужа и во время регистрации брака или венчания не сделала заявления о желании сохранить за собой швейцарское гражданство».

Законом о гражданстве 2002 г. особо оговорено, что заключение и прекращение брака между гражданином России и лицом, не имеющим российского гражданства, а также изменение гражданства одним из супругов никоим образом не влияет на гражданский статус другого супруга12.

Допустимо отметить и еще одно основание утраты гражданства, распространенное в ряде зарубежных стран: утрата гражданства несовершеннолетних детей, как следствие утраты гражданства родителей. Например, согласно законодательству Австрии в случае утраты гражданства мужчиной или женщиной утрата гражданства распространяется и на его (ее) несовершеннолетних рожденных в браке детей, если они не состоят в браке и приобретают иностранное гражданство на основе закона вместе с отцом (матерью) или уже являются иностранными гражданами. По законодательству Индии, если лицо мужского пола перестает быть гражданином Индии на основании пункта, то каждый несовершеннолетний ребенок этого лица также перестает быть гражданином Индии.

Интерес вызывает и такое основание прекращения гражданства, отсутствующее в российском законодательстве, как потеря фактической связи лица, проживающего за границей, с государством, гражданином которого он является. Включение в законодательство некоторых государств этого основания утраты гражданства связано с тем, что гражданство как правовая связь лица с государством теряет свой смысл, если теряется связь фактическая, основным показателем которой является постоянное проживание на территории государства.

Например, в соответствии с Кодексом законов Французской республики установлены следующие правила: вранцуз, проживающий или проживавший постоянно за границей, где его родственники по восходящей линии, от которых он имеет французское гражданство, живут постоянно больше 50 лет, может считаться утратившим французское гражданство на основании констатации судебных органов при условии, что его родители не сохранили ни французского гражданства, ни места жительства во Франции13.

По законодательству Лихтенштейна отказавшимся от гражданства считается тот, кто живет в другом государстве и имеет гражданство той страны в течение 30 лет, на протяжении которых он ни разу не обновляет документ своей первой родины. В этом случае отказ от гражданства распространяется на жену, детей и последующие поколения.

Натурализованные кубинцы, проживающие в стране, где они родились, утрачивают кубинское гражданство, если каждые три года они не будут заявлять консульским властям о своем желании сохранить кубинское гражданство.

В законе о гражданстве Сальвадора говорится, что гражданство утрачивается при постоянном проживании в течение двух лет в стране своего происхождения или вследствие более чем пятилетнего отсутствия на территории Республики, за исключением случаев, когда такое отсутствие имело место на основании законного разрешения компетентных властей.

По приказу министра могут лишить гражданства по натурализации любого гражданина Ямайки, который жил постоянно в иностранных государствах в течение семи лет и в течение этого периода, никогда не был на службе ее величества или международной организации, членом которой было правительство Ямайки, ежегодно не заявлял в должной форме в консульстве Ямайки о намерении сохранить гражданство Ямайки или не сообщил министру в письменном виде о своем намерении сохранить гражданство Ямайки.

Закон Израиля устанавливает: у того, кто приобрел израильское гражданство путем натурализации, приобрел его на основании ложных данных, находится за границей непрерывно в течение семи лет, не имеет существенной связи со страной, не смог доказать, что такая связь прекратилась против его желания, или совершил действие, несовместимое с верностью государству Израиль, — у данного лица по просьбе министра внутренних дел окружной Суд вправе аннулировать гражданство.

Аргентинское гражданство утрачивается, если лицо выезжает из Аргентины, будет отсутствовать более двух лет и не заявит в аргентинском консульстве о своем желании оставаться в аргентинском гражданстве.

Если гражданин в течение семи лет непрерывно проживал за пределами Индии и в течение этого времени не учился ни в каком учебном заведении за пределами Индии, не был на службе правительства Индии, не работал ни в одной из международных организаций, членом которой состоит Индия, не заявлял ежегодно в индийское консульство о своем желании сохранить индийское гражданство — гражданство утрачивается.

Нахождение лица за рубежом, связанное с исполнением государственных поручений, не ведет к утрате фактической связи лица и государства, а, следовательно, не рассматривается как основание утраты гражданства.

Представляется, что в законодательстве Российской Федерации необходимо предусмотреть механизм автоматической утраты гражданства лицами, которые, в силу своего длительного проживания за границей, фактически потеряли связь с Россией. При этом надо учитывать требования Европейской Конвенции о гражданстве от 7 ноября 1997 г., по смыслу которой такая утрата может касаться лишь лиц, имеющих другое гражданство, и только тогда, когда подлинная и эффективная связь между лицом и государством не существует ввиду того, что это лицо или его семья постоянно проживают за границей на протяжении целых поколений14.

Нередко в правовой науке утрата гражданства смешивается с такой формой прекращения устойчивой правовой связи, как лишение гражданства.

Лишение гражданства заключается в его прекращении по инициативе государственных органов и представляет собой санкцию за поведение, не соответствующее интересам государства. При этом условно можно выделить два вида лишения гражданства: денационализацию — в отношении лиц, приобретших гражданство по рождению, и денатурализацию — в отношении натурализованных лиц15.

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится, что человек «не может быть произвольно лишен своего гражданства» (ст. 15). Тем не менее, Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. предусматривает (ст. 8) возможность лишения лица гражданства, даже если в этом случае лицо становится апатридом, если лицо «вело себя образом, серьезно ущемляющим жизненные интересы государства».

Например, лицо, имеющее французское гражданство, может путем издания декрета после консультации с Государственным советом быть лишено его, если оно:

— было осуждено за преступление против безопасности государства, за уклонение от обязанностей, налагаемых Законом о воинской повинности;

— занималось в пользу иностранного государства деятельностью, несовместимой со званием француза и наносящей ущерб интересам Франции;

— было осуждено во Франции или за границей за действия, рассматриваемые по французскому закону как преступление, влекущее за собой осуждение на срок более пяти лет тюремного заключения.

Лицо лишается гражданства, если обстоятельства, поставленные ему в вину, произошли в течение 10 лет со времени получения французского гражданства. Решение о лишении гражданства может быть вынесено только в течение 10 лет со времени совершения вышеупомянутых фактов.

Законодательством Алжира предусмотрено, что любое лицо, получившее алжирское гражданство, может быть его лишено, если оно:

— осуждено за действие, рассматриваемое как преступление против алжирского государства;

— приговорено в Алжире или за границей за действие, считающееся преступлением, к заключению на срок более пяти лет;

— уклоняется от военной службы;

— действовало в пользу иностранного государства несовместимо с качеством алжирского гражданина и таким образом нанесло ущерб алжирскому государству.

Лишить гражданства нельзя, если факты, касающиеся заинтересованного лица, произошли лишь в течение 10 лет со дня получения алжирского гражданства, а также ранее срока 5 лет со дня возникновения вышеуказанных фактов.

В Конституции России указывается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Аналогичное положение содержится и в Законе о гражданстве 2002 г. Однако это не означает, что утрата гражданства Российской Федерации невозможна без свободного волеизъявления гражданина, как это иногда утверждается в нашей правовой литературе. Так, согласно Закону о гражданстве 1991 г. гражданство Российской Федерации прекращалось вследствие отмены решения о приеме в гражданство. В нем указывалось, что решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливался в судебном порядке, причем отмена решения о приеме в гражданство не освобождала такое лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространялась на супруга и детей лица, представившего ложные сведения и фальшивые документы, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не была доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации была возможна в течение пяти лет после приема в гражданство.

Аналогичная статья (ст. 22) содержится и в Законе о гражданстве 2002 г. В соответствии с ней решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае его отмены считается недействительным со дня принятия такого решения (ст. 23).

Представляется, что термин «лишение гражданства» не используется в законодательстве Российской Федерации умышленно в связи с тем, что ранее институт лишения гражданства использовался как механизм политических репрессий. В действительности же лишение гражданства не противоречит демократическим принципам. Недопустимо только произвольное, т. е. не основанное на законе, общепризнанных принципах международного права и безосновательное лишение гражданства.

Прекращение российского гражданства может быть следствием не только отказа от гражданства или прекращения гражданства по инициативе государства, но и смерти гражданина.

Конституция Российской Федерации обеспечивает полную свободу лица в решении вопросов собственного гражданства, в том числе закрепления права изменить отечественное гражданство. При этом лицо может приобрести гражданство другого государства либо оставаться без какого-либо гражданства, т. е. стать лицом без гражданства. В этом заключена свобода выбора человека и гражданина16.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1. В мировой практике обычными формами прекращения гражданства являются выход из гражданства, утрата и лишение гражданства.

2. Выход из гражданства (экспатриация) — это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его законных представителей.

3. Утрата гражданства — автоматическое прекращение гражданства при наличии определенных в законе обстоятельств.

4. Лишение гражданства — прекращение гражданства по инициативе государственных органов, представляющее собой санкцию за поведение, не соответствующее интересам государства.

5. Целесообразно внести в статью 19 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» положение, устанавливающее право на упрощенный выход из гражданства для детей, оба родителя которых являются иностранными гражданами.

6. Представляется необходимым предусмотреть в законодательстве механизм автоматической утраты гражданства лицами, которые, в силу своего длительного проживания за границей, фактически потеряли связь с Россией.

1 См.: Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ. — М., 2005. — С. 243, 244.

2 Разрешительная система выхода из гражданства наиболее распространена, она предусмотрена, в частности, в законодательстве Австрии, Ирландии, Швейцарии.

3 Цит. по: Закон США «О гражданстве Соединенных Штатов Америки», п. 5 ст. 349 // Законодательные акты о гражданстве в 4 т. — Т. 2: Страны Америки; — Т. 3: Страны Азии, Океании, Австралии / Сост. П.Г. Громушкин. — М., 1993. — С. 53.

4 Там же. — Пункт «а» ст. 351.

5 См. подр.: Головистикова А.Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 гг. // Законодательство и экономика. — 2005. — № 5.

6 См.: Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ. — М., 2005. — С. 258.

7 Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ: Монография. — М., 2005. — С. 249, 250.

8 Закон Аргентинской Республики № 21795 от 18 мая 1978 г. «О гражданстве Аргентины», п. «к» ст. 8 // Законодательные акты о гражданстве в 4 т. — Т. 2: Страны Америки; — Т. 3: Страны Азии, Океании, Австралии / Сост. П.Г. Громушкин. — М., 1993. — С. 102.

9 См., например: Закон Австрийской Республики «Об Австрийском гражданстве» от 15 июля 1965 г. п. 3 § 26 // Законодательные акты о гражданстве в 4 т. — Т. 1: Страны Европы / Сост. П.Г. Громушкин. — М., 1993. — С. 11.

10 Постановление Конституционного Суда России от 16 мая 1996 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова».

11 Закон № 72-002 от 5 января 1972 г.

12 См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ч. 1 и 2 ст. 8 // СЗ РФ. — 2002. — № 22. — Ст. 2031; Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве РФ», ч. 1 и 2 ст. 6 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 6. — Ст. 243.

13 Кодекс Законов о Французском гражданстве № 45-244 от 19 октября 1945 г., ст. 95 // Законодательные акты о гражданстве в 4 т. — Т. 1: Страны Европы / Сост. П.Г. Громушкин. — М., 1993. — С. 371.

14 См.: Пояснительный доклад к Европейской Конвенции о гражданстве // Официальный сайт Центра Совета Европы по правам человека в Великом Новгороде, http://docs.novcoe.ru/

15 См.: Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. — М., 1986. — С. 29.

16 См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. — М., 2003.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8939. Создание физических моделей в ERwin 2.93 MB
  Создание физических моделей в ERwin Изучаются особенности работы с пакетом ERwin 3.5 в процессе создания информационных физических моделей сложных систем. Предназначены для студентов специальности 22 02. Модель, колонка, валидация, индекс, триггер, ...
8940. Система стандартов приспособлений для металлорежущих станков 467 KB
  Система стандартов приспособлений для металлорежущих станков Являются дополнением к учебной литературе при изучении лекционного курса Технологическая оснастка. Рекомендуются для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 151000 Кон...
8941. Система смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2110 124 KB
  Система смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2110 Содержание: История создания автомобиля Общее устройство автомобиля Система смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2110 Самый первый автомобиль. 26 января 1886 года... Дата, навсегда вошедшая в...
8942. Принципи організації документообігу та його особливості 129.13 KB
  Принципи організації документообігу та його особливості Порядок руху документів в організаціях не завжди продуманий - багато документів проходять довгий і заплутаний шлях від створення чи отримання до до виконання, ряд операцій з ними дублюєтьс...
8943. Психология и педагогика. Учебное пособие 2.51 MB
  Психология и педагогика Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу Общие гуманитарные...
8944. Административно-территориальное устройство и экономическое районирование России. Исторический аспект и настоящее время 406.5 KB
  Тема:Административно-территориальное устройство и экономическое районирование России. Исторический аспект и настоящее время. Введение. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. В насто...
8945. Розрахунок конвеєр стрічковий пересувний КЛП-20 340.59 KB
  Розрахунок конвеєр стрічковий пересувний КЛП-20 Содержание Введение. Вихідні дані для конвеєра, що транспортує – гравій. Розрахунок ширини стрічки конвеєра. Визначення навантажень...
8946. Понятие парадигмы и принцип пролиферации 39 KB
  Понятие парадигмы и принцип пролиферации. Понятие парадигмы Понятие парадигмы (в современной интерпретации) было введено в научный оборот Томасом Куном в его труде Структура научных революций. Кунн исходит из представления о науке как о социал...
8947. Неокантианство. Представители неокантианства 36 KB
  Неокантианство. Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой вещи в себе. Неокантианство трактовало вещь в себе как нредельное понятие опыта по мысли представителей данного направления, п...