72582

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Согласно части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1ФКЗ Об арбитражных судах в Российской Федерации Высший Арбитражный Суд действует в составе1: Пленума Высшего Арбитражного Суда; Президиума Высшего Арбитражного Суда; судебной коллегии по рассмотрению...

Русский

2014-11-25

173.5 KB

0 чел.

И. ГРИШИНА,

аспирантка

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Высший Арбитражный Суд действует в составе1:

— Пленума Высшего Арбитражного Суда;

— Президиума Высшего Арбитражного Суда;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда2. В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда вправе принимать участие Генеральный прокурор, а по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда — Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Министр юстиции, председатели, их заместители и судьи арбитражных судов и другие лица. В статье 18 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» определен порядок формирования и работы судебных коллегий в Высшем Арбитражном Суде: «1. В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возглавляют председатели — заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов».

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматривает в первой инстанции экономические споры между Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами; рассматривает заявления о принесении протестов на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу, и готовит предложения Председателю Высшего Арбитражного Суда и его (Председателя) заместителям; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые Судебной коллегией и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику с учетом специализации судебных составов. Коллегия осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предупреждает правонарушения в данной сфере3.

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, разрешает споры, возникающие из административных отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Коллегия рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства страны, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Коллегия изучает и обобщает судебную практику с учетом специализации судебных составов4. Порядок деятельности судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда подробно определен Регламентом арбитражных судов Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда России от 5 июня 1996 г. № 7)5, Положением о судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений6 и Положением о судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений7.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда образуются судебные составы.

Председатель коллегии организует деятельность коллегии в целом, опираясь на судебные составы, обеспечивая им необходимые взаимодействие и координацию8. Должностные обязанности председателя коллегии определяются Положением о судебной коллегии. Председатель коллегии определяет должностные обязанности работников аппарата коллегии, взаимодействует с подразделениями центрального аппарата Высшего Арбитражного Суда по вопросам взаимозамещения в составах, в том числе анализирует работу состава, контролирует сроки рассмотрения заявлений о принесении протеста. Председатель коллегии вправе в целях разгрузки того или иного судебного состава передавать часть заявлений, дел, жалоб в другой состав для рассмотрения. Он докладывает Председателю Высшего Арбитражного Суда о наиболее важных вопросах деятельности Судебной коллегии, организует выполнение указаний руководства, представляет отчеты о работе, обеспечивает подготовку материалов для рассмотрения Пленумом и Президиумом, представляет Председателю Высшего Арбитражного Суда предложения о вынесении поощрений и мерах дисциплинарной ответственности работникам аппарата коллегии и судьям, анализирует работу Коллегии и судебных составов, осуществляет меры совершенствования их деятельности9.

Специализация судебных составов в Высшем Арбитражном Суде определена Приказом Высшего Арбитражного Суда от 4 июля 1995 г. № 11. Судебный состав возглавляет утверждаемый в установленном порядке председатель, который образует состав суда для рассмотрения дел в первой инстанции, распределяет между судьями и работниками аппарата заявления о принесении протеста на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу, дает работникам состава другие поручения10.

Работой Высшего Арбитражного Суда руководит его Председатель, полномочия которого устанавливает статья 20 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Председатель Высшего Арбитражного Суда является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. Председатель Высшего Арбитражного Суда:

— организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в России;

— созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные к их ведению;

— осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда;

— распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;

— формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда судебные составы последнего;

— выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные к его ведению;

— представляет Высший Арбитражный Суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами11.

В Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» обращается особое внимание на те полномочия и гарантии, которыми наделены председатели и заместители председателей арбитражных судов. Как уже указывалось, согласно статье 20 данного Закона Председатель Высшего Арбитражного Суда является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. Те же функции выполняют и заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда12. Их полномочия подробно регламентируются в статье 21 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда в соответствии с распределением обязанностей возлагают судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в России13. Конституция 1993 г. (ст. 120) устанавливает важнейший, можно сказать, основополагающий принцип деятельности судей — их независимость и подчинение только закону. Независимость судей — основная гарантия и условие функционирования объективного и самостоятельного правосудия, способного в точном соответствии с законом защитить права и интересы человека и гражданина14.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России. Данная норма установлена в развитие положения статьи 127 Конституции. Осуществляемый Высшим Арбитражным Судом судебный надзор за деятельностью арбитражных судов не только позволяет исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики при применении законодательства15. Несмотря на то, что его компетенция как суда первой инстанции очень ограничена, Высший Арбитражный Суд, будучи высшим судебным органом по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, обладает полномочиями рассматривать все категории дел, подведомственных арбитражным судам, но как судебно-надзорный орган. Благодаря данному полномочию, у Высшего Арбитражного Суда есть возможность анализировать и обобщать рассмотрение арбитражными судами различных категорий дел.

Необходимо проанализировать круг дел, подведомственных арбитражным судам и, следовательно, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом в порядке надзора. Подведомственность тех или иных категорий споров арбитражному суду определяется как арбитражным процессуальным законодательством, так и правовыми актами материально-правового характера16. В период создания и формирования системы арбитражных судов подведомственность споров арбитражному суду определялась в главе III АПК РФ «Подведомственность и подсудность споров» 1992 г.17 При этом отмечалось, что далеко не все экономические споры, а также споры в сфере управления были подведомственны арбитражному суду, немалая их часть разрешалась судами общей юрисдикции. Основные критерии, позволявшие разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции по разрешению споров, были определены совместным постановлением Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 12/12 от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам»18. В частности, было установлено, что когда законодательные акты Российской Федерации не позволяют четко разграничить компетенцию между судом общей юрисдикции и арбитражным судом, то при определении подведомственности дела следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом19. В тексте статей 20 и 22 АПК РФ 1992 г. более или менее отчетливо был выражен лишь субъектный состав участников правоотношений, да и то только в статье 20, чего нельзя сказать о редакции статьи 22 АПК РФ 1992 г. Она могла применяться с учетом положений статьи 2 АПК РФ 1992 г., определявшей круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд. В Законе РСФСР «Об арбитражном суде» вопросы подведомственности регулировались статьями 5 и 6, содержание которых соответствовало положениям статей 20 и 22 Арбитражного процессуального кодекса.

Особо следует отметить, что в 1995 г., когда вступили в силу Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новый Арбитражный процессуальный кодекс и система арбитражных судов в России была полностью сформирована, правила подведомственности споров арбитражному суду были переработаны. В результате этого существенно расширился круг дел, отнесенных законом к компетенции арбитражного суда. Анализ законодательства позволяет прийти к выводу о том, что это расширение произошло по трем направлениям за счет отнесения к ведению арбитражного суда новых категорий дел, расширения субъектного состава участников рассмотрения дел в арбитражном суде, уточнения критериев подведомственности дел арбитражному суду.

К расширению подведомственности дел арбитражному суду привело, прежде всего, расширение объема закрепленного в законе понятия «экономический спор»20, которое стало значительно шире и охватывает не только гражданско-правовые споры, но и споры, вытекающие из административно-правовых отношений и даже особого производства. Арбитражному суду подведомственны все дела по спорам, возникающим из административно-правовых отношений (ранее они именовались спорами в сфере управления), если эти споры носят экономический характер.

Действующее законодательство не делит подведомственные арбитражному суду дела на экономические споры и споры в сфере управления (как это делало прежнее законодательство), учитывая условность и небесспорность этого деления. Теперь существует общее правило о подведомственности арбитражному суду дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений21. При этом следует исходить из такого понимания экономического спора, которым охватываются и споры в сфере управления. Содержание понятия экономического спора в законодательстве не раскрывается, но с учетом задач арбитражных судов, определяемых в статье 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», и задач судопроизводства в арбитражном суде, установленных в статье 2 АПК РФ, можно говорить о том, что это споры, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности22.

Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений23. Арбитражному суду, в частности, подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений. В данном случае имеются в виду отношения, регулируемые гражданским законодательством. Круг этих отношений определен в пункте 1 статьи 2 ГК РФ, в числе которых особо выделяются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. При этом Гражданский кодекс исходит из того, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 2 ГК РФ)24.

Понятие «экономический спор» необходимо закрепить в законодательстве. Исходя из основных задач арбитражных судов в Российской Федерации, экономические споры можно определить как споры между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Было бы целесообразно внести соответствующее дополнение в статью 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Расширение круга дел, подведомственных арбитражному суду, произошло и за счет отнесения к его ведению споров с участием иностранных организаций и граждан25. К расширению подведомственности дел арбитражному суду привело появление в арбитражном суде не только иностранных организаций и граждан, но и таких новых участников арбитражного разбирательства, как Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания, Президент и Правительство России26.

Подведомственность дел арбитражным судам в настоящее время устанавливается федеральными законами, прежде всего Арбитражным процессуальным кодексом. Статья 22 АПК РФ определяет подведомственность дел арбитражным судам через их компетенцию в сфере осуществления правосудия; она базируется на положениях статьи 127 Конституции, статей 4 и 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражный судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

Федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела. Таким образом, Арбитражный процессуальный кодекс приводит не исчерпывающий перечень экономических споров. Более семи лет назад, с 1 января 1999 г., вступила в действие часть первая Налогового кодекса (за исключением некоторых положений). Арбитражным судам предстоит реализовывать этот законодательный акт, что не так просто, учитывая несомненную содержательную новизну большинства его положений27. Более того, многие его новеллы имеют принципиальный характер для налогового права в целом. Часть первая Налогового кодекса не может быть сведена к роли акта текущего законодательства; ее наличие позволяет рассматривать собранные вместе налоговые нормы именно как Кодекс, а не как акт, полученный в результате инкорпорации законодательства. Для арбитражных судов наибольшее значение имеют положения статей 6, 22, пункта 1 статей 45, 48, 50, 112, 114, 115, 120, 122, 137, 13828.

Подведомственность дел арбитражному суду расширяется и за счет некоторых норм Бюджетного кодекса. Следует иметь в виду положения статей 255, 279, 286, 287 и других статей части четвертой Бюджетного кодекса, устанавливающей ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан России, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации29. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом.

Гражданин как участник спора, подведомственного арбитражному суду, признается таковым при наличии условий, определяемых в статье 23 ГК РФ. Такими условиями являются осуществление гражданином предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация этого гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимателем признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК РФ).

Даже если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке, но спор возник не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а носит, например, бытовой характер или возник из жилищных, брачно-семейных и иных правоотношений, то этот спор подведомствен суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду30. Таким образом, для решения вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие названных выше двух критериев в совокупности, т. е. сочетание характера правоотношений и субъектного состава их участников. Арбитражному суду также подведомственны дела по экономическим спорам между Россией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации, т. е. Россия и ее субъекты рассматриваются как участники спора, подведомственного арбитражному суду31.

Большое значение для рассмотрения дел в арбитражном суде с участием Федерации и ее субъектов имеет положение Гражданского кодекса, определившее, что от их имени в суде могут выступать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства России, нормативными актами субъектов Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ)32.

Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ, Высший Арбитражный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, Правительства России, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Федерации33.

Согласно части 3 статьи 292 АПК РФ, заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. В соответствии с частью 1 статьи 294 АПК РФ заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется в Высший Арбитражный Суд в письменной форме34. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем35.

В заявлении или представлении должны быть указаны:

1) наименование лица, подающего заявление или представление, его процессуальное положение, наименования других лиц, участвующих в деле, их места нахождения или жительства;

2) данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда, сведения о других судебных актах, принятых по данному делу, а также предмет спора;

3) доводы лица, подающего заявление или представление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

4) перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.

Высший Арбитражный Суд возвращает заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если при решении вопроса о его принятии к производству установит, что:

1) не соблюдены требования, предусмотренные статьями 292, 294 АПК РФ;

2) до принятия заявления или представления к рассмотрению от заявителя поступило ходатайство о его возвращении;

3) заявление или представление подано по истечении срока, установленного частью 3 статьи 292 АПК РФ, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано (ч. 1 ст. 296 АПК РФ).

Согласно статье 298 АПК РФ, исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено Высшим Арбитражным Судом по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон36.

Согласно части 1 статьи 299 АПК РФ, заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления или представления в Высший Арбитражный Суд или со дня поступления в Высший Арбитражный Суд дела, если оно было истребовано из арбитражного суда. При его рассмотрении арбитражный суд определяет, имеются ли основания для пересмотра оспариваемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в заявлении или представлении, а также из содержания оспариваемого судебного акта37. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение38.

Определение суда о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда для пересмотра судебного акта в порядке надзора должно содержать дату вынесения определения, состав судей Высшего Арбитражного Суда, вынесших определение; наименование лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства; наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства; сведения об оспариваемом судебном акте, дату его принятия и вступления в законную силу; сведения о других судебных актах, принятых по делу; наименование арбитражного суда, принявшего оспариваемый судебный акт, предмет спора; основания передачи дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда, предусмотренные статьей 304 АПК РФ, мотивы передачи с указанием конкретных норм материального права или норм процессуального права, нарушенных, по мнению суда, при принятии оспариваемого судебного акта; предложения суда, вынесшего определение.

Согласно части 1 статьи 303 АПК РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда, вынесенного в соответствии со статьей 299 АПК РФ, о передаче дела в Президиум; рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум; правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.

Подведем некоторые итоги. Во-первых, под процессуальной деятельностью Высшего Арбитражного Суда понимается система установленных Арбитражным процессуальным кодексом процессуальных действий, совершаемых Пленумом, Президиумом, судебной коллегией по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегией по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; иных специально образованных судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел Высшего Арбитражного Суда.

Во-вторых, особенности процессуальных действий, осуществляемых судьями Высшего Арбитражного Суда, зависят от категорий рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом дел в качестве суда первой инстанции и в порядке надзора.

В-третьих, осуществляемый Высшим Арбитражным Судом судебный надзор за деятельностью арбитражных судов России по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов позволяет не только исправлять ошибки (нарушения норм материального и процессуального права в ходе судебного разбирательства), допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики (процессуальной деятельности) арбитражных судов.

В-четвертых, несмотря на то, что компетенция Высшего Арбитражного Суда как суда первой инстанции весьма ограничена, он, будучи высшим судебным органом по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, обладает полномочиями на рассмотрение всех категорий дел, подведомственных арбитражным судам, но уже как судебно-надзорный орган. Это полномочие позволяет Высшему Арбитражному Суду анализировать и обобщать рассмотрение арбитражными судами различных категорий дел.

В-пятых, к расширению подведомственности дел арбитражному суду привело расширение объема закрепленного в законе понятия «экономический спор», которое стало значительно шире и отныне охватывает не только гражданско-правовые споры, но и споры, вытекающие из административно-правовых отношений, и даже особого производства, если эти споры носят экономический характер.

С учетом определенных в статье 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» задач арбитражных судов и задач судопроизводства в арбитражном суде, установленных в статье 2 АПК РФ, следует говорить о том, что это споры, возникающие в сфере не только предпринимательской, но и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

1 В ред. Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ.

2 По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда России в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда.

3 См.: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. — 1997. — № 4. — С. 17.

4 См.: Положение о судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

5 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда России. — 1996. — № 8. — С. 38.

6 Утверждено приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда России от 3 декабря 1995 г. № 3.

7 Утверждено приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда России от 17 декабря 1995 г. № 1.

8 См.: Регламент арбитражных судов Российской Федерации (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда России от 5 июня 1996 г. № 7).

9 См.: Фурсов Д.А. Судебные арбитражные споры. — М.: ИНФРА-М, 1996. — С. 283.

10 См.: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. — 1997. — № 4. — С. 18.

11 Комментарий судебно-арбитражной практики. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации / Отв. ред. В.Ф. Яковлев. — М.: Юрид. лит-ра, 1997. — Вып.4. — С. 11, 12.

12 См.: Помазнев В.М. Арбитражный суд России и проблемы реализации нового законодательства («Круглый стол журнала») // Государство и право. — 1995. — № 10. — С. 3—27.

13 В случае отсутствия Председателя Высшего Арбитражного Суда его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а в отсутствие первого заместителя — один из заместителей Председателя. Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства России.

14 Независимость и суда, и судьи обеспечивается тем, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

15 См.: Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». — М.: Норма - Инфра-М, 1998. — С. 23.

16 См.: Гражданский кодекс, Закон РФ «О банках и банковской деятельности», соответствующие положения части I Налогового кодекса, а также Бюджетный кодекс РФ.

17 Статья 20 данного Кодекса так устанавливала подведомственность арбитражному суду экономических споров, а в статье 22 указанного Кодекса определялась подведомственность арбитражному суду споров в сфере управления.

18 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1992. — № 1. — С. 84.

19 Любимова Р.Н. Некоторые вопросы судебной практики по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1997. — № 8. — С. 67.

20 См.: Шерстюк В.М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. — М., 1996. — С. 117.

21 См.: Арбитражный суд :Справочник. — 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. В.Ф. Яковлева. — Новосибирск, 1998. — С. 78, 79.

22 См.: Шерстюк В.М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. — М., 1996. — С. 118.

23 См.: Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы: Материалы конф. / Науч. ред. Л.Б. Алексеева, П.А. Лупинская. — М., 1997. — С. 31.

24 См.: — СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

25 Если раньше дела, в которых участвовали иностранные организации, рассматривались судами общей юрисдикции, то теперь споры с участием всех иностранных предпринимателей, включая иностранные и совместные предприятия, передаются в ведение арбитражных судов.

26 Как уже говорилось, расширение подведомственности споров арбитражному суду произошло и за счет отнесения к его компетенции новых категорий дел. Так, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — это совершенно новая категория дел для арбитражного суда.

27 Фурсов Д.А. Из опыта работы арбитражных судов. Участие арбитражных заседателей в рассмотрении и разрешении экономических споров // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1998. — № 2. — С. 69.

28 См.: Бойков О.В. Часть первая Налогового кодекса: новое для арбитражных судов // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1998. — № 11. — С. 90—98.

29 Любимова Р.Н. Некоторые вопросы судебной практики по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1997. — № 8. — С. 68.

30 Яковлев В.Ф. Задача арбитражных судов — обеспечить судебную защиту участников гражданско-правовых отношений // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1998. — № 11. — С. 107.

31 Данное положение основывается на нормах Гражданского кодекса. В частности, в пункте 1 статьи 2 ГК РФ предусмотрено, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать Российская Федерация и ее субъекты. При этом установлено, что Россия, ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — выступают в регулируемых гражданским законодательством отношениях на равных началах с другими участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ).

32 См.: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. — 1997. — № 4. — С. 19.

33 См.: От реформирования к совершенствованию судебно-арбитражной системы, укреплению независимости судебной власти (изложение доклада Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлева на совещании по итогам работы арбитражных судов в 1997 году, состоявшемся 12 февраля 1998 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1998. — № 4. — С. 5.

34 Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы: Материалы конф. / Науч. ред. Л.Б. Алексеева, П.А. Лупинская. — М., 1997. — С. 32, 33.

35 См.: Шерстюк В.М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. — М., 1996. — С. 119.

36 Вопрос о приостановлении исполнения судебного акта решается в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда. По результатам рассмотрения выносится определение.

37 См.: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. — 1997. — № 4. — С. 19.

38 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующими Конституции России части 4 и 8 статьи 299 АПК РФ см. определение Конституционного Суда России от 20 декабря 2005 г. № 518-О.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3362. Расчет отделений сборки двигателей КамАЗ-740 370.17 KB
  Одним из основных направлений технической политики ГАБТУ МО РФ является развитие, постоянное обновление (воспроизводство) основных производственных фондов, обеспечение производства площадями, зданиями, сооружениями, и источниками энергоснабжения...
3363. Деловая коммуникация как феномен культуры на примере института Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ 610 KB
  В качестве цели работы предлагается разработать и экспериментальным путем доказать эффективность развития деловой коммуникации студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Задачи работы сводятся к рассмотрению теоретических и практических подходов в реализации развития деловой коммуникации студентов.
3364. Антикризисное управление. Конспект лекций 774 KB
  Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сда...
3365. АУДИТ Опорний курс лекцій 1.15 MB
  Даний опорний курс лекцій присвячений дисципліні «Аудит» («Організація і методика аудиту»), яка завершує процес підготовки фахівців з бухгалтерського обліку  і аудиту, і розкриває основні теми дисципліни, передбачені навчальними планами підгото...
3366. Відсоткові розрахунки 38.51 KB
  Відсоткові розрахунки Мета: повторити і систематизувати зі студентами матеріал шкільного курсу по темам «Відношення та пропорції», «Відсотки», навести приклади, виробляти уміння та навички знаходити невідомий член пропорції, відсоток від числа, числ...
3367. Логістика в морському транспорті 444.5 KB
  ВСТУП Актуальність дисципліни “Логістика в морському транспорті” полягає в застосуванні логістичних принципів в організації руху матеріалопотоку і супутніх йому фінансових та інформаційних потоків на морському транспорті сприяє підв..
3368. Безпека життєдіяльності як категорія. Наукові засади безпеки життєдіяльності 27.04 KB
  Безпека життєдіяльності як категорія. Наукові засади безпеки життєдіяльності. Згідно з європейською програмою Form-ose, науки про безпеку пов’язані з: гуманітарними науками (філософія, теологія, лінгвістика та інші) природничими нау...
3369. Биохимия. Гормоны, белки, углеводы, холестерин и другие биохимические элементы жизнедеятельности человека 1.02 MB
  Структура, свойства и функции белков. Выяснение структуры белков является одной из главных проблем современной биохимии. Белковые молекулы представляют собой высокомолекулярные соединения, образованные аминокислотами. Большинство белков имеют 4 уров...
3370. Классическая генетика 130.5 KB
  Код раздела :1   Что такое аллельные гены? -гены, отвечающие за проявление разных вариантов одного и того же признака; -гены, расположенные в негомологичных локусах хромосом; +гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом; -ген...