72583

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОМ ТЕКУЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Сущность права на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни инвалидности потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях установленных законом состоит в том что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам в силу объективных обстоятельств лишенным...

Русский

2014-11-25

160.5 KB

0 чел.

В. ИСАЕВА,

кандидат юридических наук

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОМ ТЕКУЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Право на жизнь занимает важное место в системе конституционных прав и свобод, которое определяется тем, что нарушение этого права влечет ущемление и других прав и свобод, закрепленных в Конституции России. Это право обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве.

Комплекс правовых средств, обеспечивающих право на жизнь, закреплен в главе 2 Конституции. Так как Конституция признает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, государством проводится политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39 Конституции), право не подвергаться пыткам, другому жестокому обращению или наказанию, а также медицинским, научным или иным опытам (ст. 21 Конституции); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции).

Отраслевое законодательство конкретизирует положения Конституции в части, касающейся обеспечения права на жизнь. Рассмотрим некоторые из них.

Право на жизнь — это право на достойное человека существование, т. е. на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.

Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей1. Данный комплекс прав закреплен в статьях 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека и гражданина2, статьях 9—12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах3, статье 26 Конвенции ООН о правах ребенка4.

Основными видами социального обеспечения являются пенсии, пособия, различные социальные услуги. Социальное обеспечение предоставляется в денежной (пенсии, пособия) и натуральной формах (социальное обслуживание), осуществляется за счет системы социального страхования и национальной системы социального обеспечения. Фонды социального страхования образуются в основном из страховых взносов работодателей и дотаций государства.

К системе социального обеспечения могут быть отнесены и некоторые гражданско-правовые формы обеспечения нетрудоспособных, например, возмещение вреда, алименты. В статье 39 упоминается лишь денежная форма социального обеспечения — государственные пенсии и социальные пособия. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения — содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Наличие федеральных законов о государственных пенсиях и социальных пособиях — необходимая гарантия реализации конституционного права на социальное обеспечение. Такая периодическая государственная денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст для мужчин — 60 лет, а для женщин — 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия. Помимо пенсий, существуют иные денежные выплаты, предоставляемые взамен утраченного заработка либо в целях социальной поддержки при повышенных расходах, — социальные пособия. Согласно части 3 статьи 39 Основного закона, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, предусматривается возможность по инициативе субъектов Федерации, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, общественных объединений либо граждан за счет собственных средств предоставлять материальную поддержку отдельным социальным группам или гражданам в дополнение к социальному обеспечению5.

Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

В Российской Федерации действуют федеральные законы: от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»6, от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»7, от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»8, от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»9, от 17 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации»10.

В связи с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты о корректировке размеров пенсий и заработка, из которого они исчисляются, пересматриваются минимальные и максимальные размеры пенсий. Однако уровень пенсионного обеспечения сегодня не может быть признан удовлетворительным. Это не согласуется с содержанием статьи 7 Конституции, требующей создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право на жизнь тесно связано с правом на охрану здоровья и медицинскую помощь, оно гарантировано статьей 41 Конституции России, Основами законодательства об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.)11, Федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»12, другими нормативными актами. В Российской Федерации это право признается в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также статьей 2 Протокола № 1 oт 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Государство обязано создавать условия для сохранения и улучшения здоровья граждан, осуществлять комплекс мер, направленных на устранение причин ухудшающих здоровье населения, предотвращение эпидемических и других заболеваний, на создание условий, при которых каждый человек может обратиться за медицинской помощью.

Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды (ст. 42 Конституции), созданием благоприятных условий труда (ст. 37 Конституции), быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи (ст. 41 Конституции). При этом государство гарантирует реализацию гражданами указанного права независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств (ст. 18 Конституции России). Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со статьей 17 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Право на охрану здоровья включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах. К ним, в частности, относится право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах.

Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выступает материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Названное конституционное положение конкретизируется в нормах отраслевого законодательства. Например, уголовное законодательство предусматривает наказание за причинение телесных повреждений (ст. 105—120 УК РФ13), заражение некоторыми видами болезней (например, венерическими, СПИДом (ст. 120, 121 УК РФ), нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ), загрязнение окружающей среды обитания (ст. 246—262 УК РФ), а также за преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей (ст. 228—245 УК РФ).

Трудовое законодательство содержит целый комплекс правил об охране труда (ст. 209—231 ТК РФ14) и предусматривает различные меры ответственности за их нарушение: штрафы (например, ст. 54, 55 ТК РФ), увольнение с работы (например, ст. 81 ТК РФ), возмещение материального вреда (ст. 234—237 ТК РФ).

Нормы гражданского законодательства регламентируют порядок возмещения убытков и вреда, причиненных здоровью граждан неправомерными виновными действиями (ст. 1084—1094 ГК РФ15). При этом здоровье граждан защищается путем возмещения как материального, так и морального вреда (ст. 1099—1101 ГК РФ).

Близким к праву на жизнь является конституционное право человека на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции). Уровень реализации права на свободу и личную неприкосновенность, его защиты и гарантированности нормами права — важный показатель демократизации общества, необходимая предпосылка становления и формирования правового государства. Государство и его институты должны быть заинтересованы в том, чтобы были реализованы права и свободы человека. Право на свободу означает, что любое лицо, независимо от пола, национальности, вероисповедания, вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. Кроме этого, оно включает в себя комплекс таких правомочий, как свобода выбора места пребывания, передвижения (ст. 27 Конституции), действий, мысли, слова (ст. 29 Конституции), свобода труда (ст. 37 Конституции), творчества (ст. 44 Конституции).

Личная неприкосновенность включает в себя физическую (телесную) и психическую неприкосновенность. Физическая неприкосновенность предполагает установление государственных гарантий от посягательств на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных граждан. Обеспечение психической неприкосновенности включает в себя комплекс гарантий по защите от посягательств на психическое и нравственное здоровье личности, интеллектуальную и волевую сферу сознания человека. Гарантии от незаконного ограничения свободы личности регламентируются административным, уголовно-процессуальным, уголовным правом. Так, в Основах законодательства об охране здоровья граждан16 1993 г., в Законе от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»17, Законе от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека»18 установлены критерии допустимости медицинского вмешательства. В статьях Уголовно-процессуального кодекса19 принудительные действия: привод, задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, личный обыск и другие — допускаются лишь при наличии перечисленных в законе оснований и в установленном им порядке (ст. 91—111 УПК РФ). В сфере административных правоотношений указаны в законе и случаи ограничения свободы и личной неприкосновенности: при доставлении административного правонарушителя, задержании, личном досмотре (ст. 27.2, 27.3, 27.7 КоАП РФ20). Немаловажное место в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях занимают положения о необходимой обороне и крайней необходимости (ст. 37, 39 УК РФ и ст. 2.7 КоАП РФ). Защита неприкосновенности личности обеспечивается с помощью норм Закона от 20 мая 1993 г. «Об оружии»21. Нормы Уголовного кодекса призваны защищать жизнь человека от посягательств со стороны других лиц, предусматривая суровые санкции за лишение жизни (от 8 до 20 лет, смертная казнь, пожизненное лишение свободы — ст. 105 УК РФ).

Право человека на жизнь и здоровье не может быть в полной мере обеспечено в условиях экологически вредной для людей среды обитания, загрязнения природы (земли, воды, воздуха, растительности). Статья 42 Конституции России гарантирует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами предотвращения экологически вредной деятельности и оздоровления окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем над состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов. За экологические правонарушения, т. е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитываются степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией.

Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещают причиненный вред согласно статье 1079 Гражданского кодекса.

Положения об экологической безопасности, закрепленные в Конституции России, находят развитие в целом ряде законов, среди которых необходимо в первую очередь назвать Водный22, Земельный23 и Лесной24 кодексы, законы о недрах25, об охране и использовании атмосферного воздуха26, об особо охраняемых природных территориях27, о санитарно-эпидемиологическом благополучии28, об экологической экспертизе29, о государственной тайне30, об информации, информатизации и защите информации31, о радиационной безопасности населения32, а также в системе чернобыльского законодательства.

Таким образом, в России существует разветвленная система законодательства, защищающая экологические права человека, однако есть значительный разрыв между провозглашенным правом на благоприятную окружающую среду и реальной экологической обстановкой, которая сложилась на территории страны, а значит, дарованное законом право остается часто декларативным.

Право на благоприятную окружающую среду в России катастрофически нарушается по всем компонентам среды обитания — физическим, химическим, биологическим. Нарушение права на благоприятную окружающую среду приводит в России к значительной заболеваемости и смертности. По этой причине, по экспертным оценкам, «цена» экологического неблагополучия России измеряется ежегодно в десятках миллионах дополнительных заболеваний (в том числе онкологических) и до 350 тысяч дополнительный смертей. Нарушение права на благоприятную среду становится одним из основных препятствий социально-экономического развития страны. Сложившееся положение необходимо кардинально улучшать, учитывать экологические требования во всех планах и программах развития народного хозяйства, в законодательной и нормативной областях, в работе прокуратуры и судов33.

Обеспечение права на жизнь в российском текущем законодательстве нельзя признать удовлетворительным. Спорным остается вопрос об отмене смертной казни. В настоящее время в России действует мораторий на применение смертной казни. Государственная Дума до сих пор не ратифицировала Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., и поэтому данный документ в отношении России не имел и не имеет юридической силы. Объявленный в настоящее время мораторий на исполнение смертной казни с процессуальной точки зрения незаконен, поскольку объявление моратория на применение того или иного федерального закона в части или в целом специально Конституций или каким-либо другим законом не предусматривается. А согласно смыслу Конституции России действие отдельных положений или федерального закона в целом может быть ограничено или отменено только посредством принятия другого закона, принятого в установленном порядке Федеральным Собранием34. Юридически мораторий на исполнение смертной казни имеет временный характер, т. е. он будет действовать до введения на всей территории России судов присяжных.

Подобное положение создает напряженность внутри страны, так как в Государственной Думе высказываются предложения об отмене моратория на смертную казнь для террористов, да и подавляющее большинство населения высказывается за применение смертной казни. Однако применение смертной казни не согласуется с принципами демократического государства, с развитым гражданским обществом, где человеческая жизнь считается высшим благом, а государство не может легально лишить жизни человека.

Российское законодательство в области здравоохранения не учитывает всех изменений, происходящих в современной медицинской науке. В настоящее время во всем мире проводятся исследования стволовых клеток, получают которые либо из человеческих эмбрионов, либо из плаценты и пуповины. Сейчас многие российские газеты и журналы предлагают услуги по омоложению с помощью стволовых клеток35, результаты применения которых до сих пор вызывают споры ученых, зачастую приводя к плачевным результатам для пациента. В России регулирование применения стволовых клеток в медицине отсутствует; стволовые клетки можно только забирать и хранить. Их широкое применение для лечения больных не разрешено никому, за исключением учреждений, использующих костный мозг. Из анализа законодательства Российской Федерации можно сделать вывод, что стволовые клетки должны быть отнесены к трансплантатам. Вопросы трансплантации органов и тканей человека регулируются законом РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»36.

По смыслу Закона к тканям человека относятся кровь и ее компоненты, кожа, костный мозг, роговица глаза со склерой и проч. При этом современные технологии позволяют использовать также клетки, ее части, фрагменты ДНК, гены. Поэтому, когда речь идет об органах и тканях, подразумеваются и их составляющие.

Однако статья 2 Закона устанавливает, что его действие не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты.

Из этого, очевидно, можно сделать вывод, что стволовые клетки, получаемые из эмбриона и плаценты, под действие этого Закона не подпадают. Вместе с тем регулирование в этой области все же существует, но только в рамках подзаконных актов государственных органов здравоохранения России. Например, приказом Минздрава России от 25 июля 2003 г. № 325 «О развитии клеточных технологий в Российской Федерации»37 утвержден порядок заготовки пуповинной/плацентарной крови для научно-исследовательских работ, выделения и хранения ее концентрата, а также формирования банка стволовых клеток пуповинной/плацентарной крови человека.

С точки зрения права любые органы и ткани человека с момента их отделения от организма (в том числе и после смерти человека) — объекты материального мира, относящиеся к категории вещей. Установлен особый порядок передачи, консервации и их хранения. Закон признает их предметом сделок, и в отношении их могут заключаться договоры (донорства, бартерные сделки между лечебными учреждениями, создание донорских банков).

Таким образом, порядок использования стволовых клеток требует более детального законодательно регулирования, ведь в России отсутствуют нормы, регулирующие внедрение последних достижений биотехнологии. Бесконтрольное внедрение новейших биотехнологических методов и продуктов (генно-модифицированные источники, клонирование, стволовые клетки) наносят вред не только взрослому человеку, но и человеческому зародышу, лишая его права на жизнь.

Законодательно не урегулированными остаются и вопросы, связанные с возможностью распоряжения своей жизнью, — самоубийство и эвтаназия, т. е. действия, содержание которых Основами законодательства об охране здоровья граждан не определено.

В случае самоубийства медики обязаны оказывать необходимую помощь человеку в любом случае, когда существует угроза его жизни. Однако при самоубийстве человек сам решает вопрос жизни и смерти, следовательно, принудительное возвращение его к жизни противоречит его воле, да и медицинское законодательство рассматривает это как несчастный случай. Например, статья 34 Основ предусматривает оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей. Это правило устанавливается для защиты других людей в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами или совершивших общественно опасные деяния. При самоубийстве права других лиц не нарушаются, поэтому нужно следовать другой статье Основ.

Статья 32 Основ законодательства об охране здоровья граждан гласит, что «необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина». Если следовать логике законодателя, то оказание медицинской помощи в случае самоубийства недопустимо, пока сам гражданин, если он находится в сознании, не даст на то согласие.

Такая же неопределенность существует и с применением активной эвтаназии, которая официально в Российской Федерации запрещена статьей 45 Основ законодательства об охране здоровья граждан. В то же время пациент или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением некоторых установленных законом случаев или когда на любое медицинское вмешательство требуется информированное добровольное согласие гражданина (ст. 32 и 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

Итак, анализ текущего российского законодательства позволяет говорить о том, что существует достаточная законодательная база, декларативно обеспечивающая право человека на жизнь. Вместе с тем имеют место значительные пробелы между регулированием права на жизнь нормами Конституции и текущего законодательства, а также коллизии между нормами различных федеральных законов.

В то же время приходятся констатировать, что деятельность властных структур всех уровней по обеспечению права человека на жизнь в России нельзя признать удовлетворительной, в результате чего уровень жизни подавляющего большинства граждан России не отвечает стандартам цивилизованного современного общества. Острые проблемы накапливаются в связи с осуществлением права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Несмотря на то, что в статье 41 Конституции России закреплено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, сфера платных услуг в них расширяется, что ведет к их коммерциализации. Система медицинского страхования, которая призвана компенсировать больным людям расходы на лечение, действует недостаточно эффективно, и в настоящее время нарастают тенденции к ухудшению здоровья нации, распространению алкоголизма, наркомании.

Степень реализации права на свободу и личную неприкосновенность, как и его гарантированность нормами права, оставляет желать лучшего. Применительно к сфере уголовного судопроизводства нарушение этого права выражается в незаконном задержании и заключении под стражу, необоснованном личном обыске, нарушении сроков содержания в следственных изоляторах и местах лишения свободы.

Много проблем существует и в сфере экологического законодательства, большинство положений которого существует только на бумаге. Вследствие этого сложилась крайне неблагоприятная экологическая обстановка в России, особенно в районах с высокой плотностью населения, а эффективный механизм выплаты компенсаций и возмещения ущерба, нанесенного гражданам в результате хозяйственной деятельности, природных и техногенных катастроф, отсутствует.

Так как объявленный мораторий на исполнение смертной казни процессуально незаконен, следует решить вопрос об отмене смертной казни и привести нормативные акты, касающиеся применения смертной казни в соответствие с Конституцией России. Нужно принять законы об использовании достижений биомедицины, касающихся использования человеческого материала, как в экспериментальной, так и в практической медицине. Особое внимание следует уделить законодательному решению вопроса использования стволовых клеток человека.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следует оговорить целесообразность медицинского вмешательства при самоубийстве, а также решить вопрос о применении эвтаназии по желанию пациента или его представителя.

1 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. — М.: НОРМА, 2003. — С. 164.

2 Международные акты о правах человека: Сб. документов. — М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1999. — С. 39.

3 Там же. — С. 45.

4 Там же. — С. 306.

5 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. — М.: БЕК, 2004.

6 СЗ РФ. — 1995. — № 32. — Ст. 3198.

7 СЗ РФ. — 1995. — № 48. — Ст. 4563.

8 СЗ РФ. — 1995. — № 50. — Ст. 4872.

9 СЗ РФ. — 1996. — № 52. — Ст. 5880.

10 Российская газета. — 2001. — № 27.

11 Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 33. — Ст. 1318.

12 Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 27. — Ст. 920.

13 СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954

14 СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.

15 СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

16 ВВС РФ. — 1993. — № 33. — Ст. 1318.

17 ВВС РФ. — 1992. — № 33. — Ст. 1913.

18 ВВС РФ. — 1993. — № 2. — Ст. 62.

19 СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч.1). — Ст. 4921.

20 СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.

21 ВВС РФ. — 1993. — № 24. — Ст. 860.

22 СЗ РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4471.

23 СЗ РФ. — 2004. — № 44. — Ст. 4147.

24 СЗ РФ. — 1997. — № 5. — Ст. 610.

25 СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.

26 СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.

27 СЗ РФ. — 1995. — №12. — Ст. 1024.

28 СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

29 СЗ РФ. — 1995. — № 14. — Ст. 4556.

30 СЗ РФ. — 1997. — № 41. — Ст. 8220—8236.

31 СЗ РФ. — 1995. — № 8. — Ст. 609.

32 СЗ РФ. — 1996. — № 8. — Ст. 141.

33 Меньшиков В.Ф. Социально-экологические аспекты нарушения прав граждан и ухудшение здоровья населения России // tms.tsu.ru.

34 Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани веков). — Саратов, 2001. — С. 360.

35 См., например: Косметика «Стволамин»: стволовые клетки без инъекций и риска // Аргументы и факты. — 2005. — № 20. — С. 54.

36 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 33. — Ст. 1318.

37 Текст документа опубликован не был.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61002. Интеллектуально-познавательная игра: День Благодарения 50 KB
  Проводится в 24 ноября в рамках школьной недели по английскому языку как приобщение к культурной традиции изучаемого языка такой страны как Америка с целью повышения интереса к изучению английского языка и расширения кругозора учащихся.
61004. Усний журнал: Рідний край,де ми живем, Україною зовем 61 KB
  Мова кожного народу неповторна і своя це рядки з вірша. Українська мова давня й молода. Рідна мова в рідній школі Що бринить нам чарівніш I дорожча в час недолі Рідна мова Рідна мова Що в єдине нас злива Перші матері слова...
61005. Квадратні рівняння. Вказівка розгалуження. Логічні вирази. Елементи математичної логіки 137 KB
  Квадратні рівняння. Ввести поняття квадратного рівняння. Класифікувати квадратні рівняння та методи їх розв’язання. Введенню поняття квадратного рівняння попередньо звернемося до задачі...
61006. Сценарій до 8 Березня: Жінка – одвічна загадка природи 43 KB
  Я не цвіт не зоря не сніжинка Це прекрасні природи витвори Я сильна слабка жінка Саме так з великої літери Ці слова може сказати про себе кожна з вас бо ваша жіноча доля заслуговує на повагу.