72584

Педагогико-правовые аспекты совершенствования повышения квалификации сотрудников Федеральной миграционной службы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Разрешение проблем образования и повышения квалификации и переподготовки кадров, в частности, безусловно, относится к области первоочередных задач, стоящих перед государством и обществом. Модернизация образования — это одна из составляющих развития человеческого капитала.

Русский

2014-11-25

271 KB

0 чел.

Л. ИВАНОВА,

начальник Центра подготовки специалистов по делам миграции Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, майор милиции

Т. ОБЫДЕНОВА,

доцент кафедры педагогики Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, майор милиции

ПЕДАГОГиКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ совершенствования повышения квалификации сотрудников Федеральной миграционной службы

Разрешение проблем образования и повышения квалификации и переподготовки кадров, в частности, безусловно, относится к области первоочередных задач, стоящих перед государством и обществом. Модернизация образования — это одна из составляющих развития человеческого капитала1. Осознавая всю важность среднего и высшего образования, авторы считают целесообразным предложить комплекс мер совершенствования дополнительного профессионального образования, которое призвано вооружить специалиста системой передовых знаний, сформировать приемы и навыки по реализации этих знаний в практической деятельности. При этом процесс повышения квалификации должен реализовываться с применением передовых образовательных технологий. Повышение качества образования должно основываться на интеграции образования, науки и практической деятельности2.

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России3 на протяжении более чем трех десятилетий решает задачи ведомственного дополнительного профессионального образования различных категорий. Основной целью обучения является формирование сотрудника органов внутренних дел, обладающего современными профессиональными, правовыми, психологическими знаниями, организаторскими способностями, умениями и навыками самостоятельного решения служебных задач в различных обстоятельствах, в условиях динамичности оперативной обстановки, умеющего противостоять новым угрозам и вызовам.

Для подготовки специалистов Федеральной миграционной службы (ФМС России) в ноябре 2004 г. был создан Центр подготовки специалистов по делам миграции4. За время его существования был подготовлен 471 специалист, включая представителей правоохранительных органов государств — участников СНГ. Важной составляющей процесса обучения, помимо самого учебного процесса, разработки учебно-программной документации и методического обеспечения, подготовки изданий, является проведение научных исследований.

С 2005 г. Центр подготовки специалистов по делам миграции ВИПК МВД России проводит исследования по теме: «Актуальные проблемы миграции в России». Некоторые результаты исследования легли в основу данной статьи.

Существенной проблемой повышения квалификации сотрудников ФМС России является небольшой процент проходящих обучение. Приведем некоторые статистические данные.

Таблица 1

Число обученных с 2001 по 2005 гг.5

Сотрудники ФМС России6

Год

2001

2002

2003

2004

2005

321

269

209

261

400

Проведенное исследование не носило официального характера, было исключительно добровольным. Сразу было оговорено, что ответы респондентов не будут использоваться в индивидуальном порядке, а лишь в обобщенном виде. Безусловно, эти факторы не могли не сказаться на объективности данных. Следовательно, представленные ответы содержат долю условности, свойственную любым подобным опросам. Тем не менее, инициаторы исследования старались обеспечить презентативность, что, думается, позволяет сделать ряд выводов.

Результаты исследования за 2006 г., которые будут приводиться далее, подтверждают ранее высказанную мысль. На вопрос: «Проходили ли Вы повышение квалификации в занимаемой должности?», 90 % респондентов ответили отрицательно, 10 % указали, что проходили ранее обучение в ВИПК МВД России. Для Службы, насчитывающей около 30 тысяч сотрудников, это очень низкие показатели. Тем более проводимые исследования показывают, что более 60 % сотрудников ФМС России имеют стаж в занимаемой должности не более пяти лет (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Графическое выражение стажа в занимаемой должности, %

Еще один интересный факт. Проводимое Центром М исследование по вопросам трудовой миграции в России, в котором наряду с другими группами респондентов приняли участие сотрудники УФМС России по Москве, показало, что половина из них являются вновь назначенными. К этим данным мы обратимся ниже.

Представленные данные свидетельствуют о том, что большинство опрошенных не имеют длительного опыта работы в области миграции, при этом уже довольно долгое время служат в органах внутренних дел. Из данного соотношения можно сделать следующий вывод: сотрудники Службы нуждаются в обучении, что обусловлено и их стажем работы, и необходимостью получения знаний в условиях изменений в законодательстве, регламентирующего деятельность ФМС России, и проблемами в правоприменительной практике.

Диаграмма 2

Графическое выражение стажа службы респондентов

в органах внутренних дел, %

И еще один важный показатель: каждый слушатель, обучающийся в Центре М, проходит входной — выходной контроль уровня знаний, который является обязательной составляющей учебного процесса в институте.

Прежде чем проанализировать его результаты в контексте проводимого исследования, несколько слов следует сказать о сущности входного — выходного контроля, что, думается, будет интересно и представителям образовательных учреждений для возможного использования в учебном процессе, и практикам для контроля знаний.

Входной — выходной контроль знаний слушателей является средством установления уровня теоретической и практической подготовленности работников ФМС России в данном случае к решению задач, составляющих содержание должностной квалификационной характеристики конкретной категории или проверки уровня подготовленности к решению задач, определяемых темой специализированного семинара.

Анализ результатов контроля дает возможность выработать меры приведения содержания обучения в соответствие с интересами и потребностями обучающихся, т. е. скорректировать тематику, количество часов, виды занятий, применить дифференцированный подход к обучению. Помимо этого, анализ результатов входного — выходного контроля позволяет сделать выводы об уровне подготовленности слушателей, что может определить принципиальные подходы к обучению, проверить эффективность учебного процесса, оценить знания слушателей, полученные в процессе обучения в институте.

Вопросы входного — выходного контроля распределены по блокам:

— Блок знаний профессиональной деятельности (№ 1).

— Блок правовых знаний, необходимых для исполнения служебных обязанностей (№ 2).

— Блок знаний по управленческой деятельности (№ 3).

— Блок психолого-педагогических знаний при работе с личным составом (№ 4).

— Блок знаний, необходимых при возникновении чрезвычайных обстоятельств (№ 5).

Анализ результатов показывает, что вначале слушатели демонстрируют очень низкий уровень знаний — в среднем около 3 баллов (диаграмма 3).

Наибольшую трудность представляет профессиональный блок, особенно если речь идет о вопросах, которые на первый взгляд не составляют основу профессиональной деятельности (например, у инспекторского состава территориальных органов ФМС России, занимающегося оформлением виз и регистраций, трудность вызывают вопросы о регистрации граждан России, хотя сейчас, не имея подзаконных актов о регистрации иностранных граждан, в работе они часто используют именно эти нормы). Такой, если можно так выразиться, узкопрофильный подход становится препятствием к применению такого важного принципа, как взаимозаменяемость.

Диаграмма 3

Результаты среднего балла прохождения слушателями Центра подготовки специалистов по делам миграции входного — выходного контроля уровня знаний

Трудны и вопросы из области управления. Налицо явные пробелы в знаниях, обусловленные малым стажем работы и проблемами обучения.

Все перечисленные факторы указывают на то, что необходимо активизировать процесс повышения квалификации.

К числу основных вопросов повышения квалификации можно отнести определение целей и мотивов обучения (таблицы 2 и 3).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «В чем Вы видите главную цель повышения квалификации?», %

1.

Получение знаний

73,3

2.

Общение с коллегами

26,7

3.

Повышение квалификации — формальность, определенная приказом

4.

Затрудняюсь ответить

5.

Иное (укажите)

Безусловно, позитивно то, что сотрудники ФМС России, участвовавшие в опросе, осознают цель обучения. Однако результаты ответов респондентов на следующий вопрос показывают, что знания помогут в практической деятельности, только 23,3 % подтвердили влияние обучения на карьерный рост. А показатели по позиции «Затрудняюсь ответить» скорее можно корреспондировать с отрицательными ответами. Необходимо, чтобы нормативные правовые акты, регламентирующие кадровые вопросы, содержали взаимосвязь между включением в резерв, назначением на должность с большим объемом работы, различными поощрениями и повышением квалификации.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Влияет ли повышение квалификации на карьерный рост?», %

1.

Да

23,3

2.

Нет

40

3.

Затрудняюсь ответить

36,7

4.

Иное (укажите)

Авторам исследования было интересно узнать мнение о возможных путях совершенствования повышения квалификации (диаграмма 4).

Как видим, опрошенные выделили два аспекта: увеличение сроков обучения (43,3 %) и улучшение материально-технической базы (33,3 %). Как правило, сотрудники в качестве оптимального срока называют четыре недели, при этом чаще всего на это обращают внимание слушатели, повышающие квалификацию в рамках специализированных семинаров (10 учебных дней). Более важен, на наш взгляд, второй аспект. Именно в Институте сотрудники должны увидеть процесс выдачи биометрического паспорта, на практике изучить формирование центрального банка данных учета иностранных граждан и лиц без гражданства, опробовать современные методики дактилоскопирования и т.д. Где, как не в рамках повышения квалификации, сотрудник может осознать перспективы развития Службы, ознакомиться с передовым опытом, но не в теории, а на практике.

Диаграмма 4

Графическое распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является основным условием совершенствования повышения квалификации?», %

Интересно проанализировать мнение респондентов о способах получения знаний (таблица 4).

Таблица 4

Графическое распределение ответов на вопрос: «Каким видам занятия должно отдаваться предпочтение в системе повышения квалификации?», %

1.

Лекции

6,7

2.

Практические занятия

33,3

3.

Игры, «круглые столы», дискуссии

50

4.

Затрудняюсь ответить

5.

Иное (укажите)

10

Итак, 50% опрошенных выбрали активные формы обучения. Игра (в педагогическом процессе) — специально организованная, взаимообусловленная деятельность обучающего и обучающихся, в которой операционные теоретические знания переводятся в практический контекст. Для достижения этого используется имитация динамично протекающих служебных, производственных и других профессиональных (специальных) ситуаций, в ходе которых обучающимся прививаются навыки и умения выполнения функциональных обязанностей специалистов, выработки и принятия решений, организации их исполнения в условиях, наиболее приближенных к реальной действительности. Существенно и то, что диалог (обязательный компонент игры) может быть не только словесным, но и действенным7.

Проведение занятий в форме «круглого стола» строится на основе принципа коллективного обсуждения проблемы, коллективного обучения. При данном виде занятия на равных правах излагаются различные точки зрения, выслушиваются доводы оппонентов. Особое внимание следует уделить аргументированию позиции. В проведении занятия принимают участие преподаватели, слушатели и приглашенные специалисты. При этом постоянно поддерживается и контролируется обратная связь между ведущими и слушателями8.

Дискуссия — это вид занятия, посвященного обсуждению сложной проблемы, о которой существует несколько мнений сотрудников. Наиболее часто проводится так называемая совещательная дискуссия.

В соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД, утвержденным приказом МВД России от 8.10.2002 г. № 965, слушатели должны писать рефераты. Однако, и это подтверждает каждая группа слушателей, данная информация для тех, кто прибывает на учебу, не доводится.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Что Вы предложили бы в качестве замены реферата как обязательной итоговой работы?», %

1.

Оставить реферат

33,3

2.

Ваш вариант

33,3

3.

Затрудняюсь ответить

33,3

Исследования, проведенные в Институте, показали следующее:

— до 69,8 % опрошенных не была доведена тематика рефератов по месту службы;

— руководители на местах, как правило, не контролируют подготовку рефератов — так ответили 81,4 %;

— 70,1 % прибыли на обучение без рефератов9.

Получая примерно такую картину из года в год, сталкиваясь с низким уровнем подготовки работ и критикой реферата как вида работы, в свое исследование мы посчитали целесообразным включить вопрос о рефератах.

Респонденты, выбравшие второй ответ, указали тесты, экзамены, зачеты, контрольные работы, занятия в форме дискуссий и «круглых столов», при этом три первых вида контроля обязательно применяется при повышении квалификации, а указанные виды занятий используются в учебном процессе.

Представляется, что понятие «реферат» в нашем случае следует использовать условно. Вряд ли от большинства практиков следует требовать классический вариант реферата с учетом всех предъявляемых требований. Интересна и полезна работа, в которой отражен опыт практической деятельности, рассмотрены проблемы и пути их разрешения. Такие рефераты сотрудниками научно-методического отделения Центра анализируются, полученные данные систематизируются, и у сотрудников, повышающих квалификацию, есть возможность ознакомиться с такими работами. Но таких работ слишком мало. Руководителям подразделений, чьи сотрудники должны пройти повышение квалификации, необходимо это взять на заметку.

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Вот наиболее важные признаки педагогической технологии:

— педагогический замысел, в основе которого лежит определенная методологическая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);

— технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций, выстраиваемая в соответствии с целевыми установками;

— взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

— воспроизводство любым педагогом элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми обучающимися;

— диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Центр на протяжении нескольких лет занимается внедрением инновационных технологий в учебный процесс. К их числу можно отнести созданные электронные учебно-информационные программы по всем направлениям деятельности ФМС России. Данные программы составили основу курса дистанционного обучения, который включает:

— рекомендации по изучению курса;

— нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность ФМС России (интерактивный список литературы, который содержит более 400 источников);

— блочно-модульную учебно-программную документацию курса (должностную квалификационную характеристику, программу, учебный и календарный планы);

— тематику рефератов и рекомендации по их написанию;

— 10 модулей по профессиональной деятельности в виде электронных учебно-информационных программ, три электронных учебника, телекоммуникационную игру, круглый стол;

— задания для самостоятельной работы;

— входной (выходной) контроль;

— анкету для мониторинга мнения о курсе.

Данный проект в номинации «Создание современных моделей, информационных технологий и систем, направленных на совершенствование образовательного процесса и редакционно-издательской деятельности в образовательных учреждениях МВД России», на конкурсе ДКО МВД России в 2005 г. занял первое место.

Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии, когда преподаватель и слушатели разделены пространством и временем. Но его нельзя отождествлять с традиционным заочным обучением, поскольку взаимодействие ведется на основе информационных технологий, обеспечивающих эффективную обратную связь, которая предусматривается как организацией учебного материала (независимо от того, на каком носителе расположено основное содержание обучения — в сетях или на CD диске), так и общением on-line, во-первых, с преподавателем, ведущим данный курс, а во-вторых, учащихся друг с другом. При дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность10.

Наибольшая трудность в реализации дистанционного обучения сегодня, на наш взгляд, заключается в овладении методикой и решении организационно-правовых вопросов, к числу которых относится комплектование групп, учет показателей по нагрузке. Существует проблема каналов связи.

Для изучения мнения о данном направлении в анкете был предложен следующий вопрос: «С учетом представленных вопросов сделайте вывод о возможности дистанционного обучения в вашем регионе».

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «С учетом представленных вопросов сделайте вывод о возможности дистанционного обучения в вашем регионе», %

Да

Нет

Оснащено ли Ваше подразделение компьютерной техникой?

83,3

16,7

Обеспечен ли доступ в Интернет?

13,3

86,7

Возможно ли обучение без отрыва от службы?

30

70

Таким образом, большинство подразделений оснащено компьютерной техникой, но лишь небольшая часть имеет доступ к получению информации через Интернет. При этом стоит обратить внимание на то, что дистанционное обучение, как уже было ранее сказано, — это обучение без отрыва от службы, но лишь 30 % опрошенных поддержали эту идею. Следовательно, надо решать не только организационно-правовые, технические и методические вопросы, но и вопросы отношения руководителей к самой возможности того, что или он сам, или его подчиненный будет учиться без отрыва от службы. Руководители подразделений ряда регионов игнорируют плановое повышение квалификации, присылая вместо себя инспекторский состав. Во многом это впоследствии влияет на эффективность обучения в целом для группы.

При анкетировании слушателям было предложено высказать пожелания о совершенствовании повышения квалификации. Опустив то, что уже упоминалось ранее (увеличение сроков, совершенствование материально-технической базы), а также положительные отклики по итогам обучения, остановимся на интересном, на наш взгляд предложении, тем более что оно неоднократно высказывается и на занятиях в форме организационно-деятельностных игр, «круглых столов» в рамках учебного процесса. Речь идет об экспертизе проектов нормативных правовых актов. Как один из возможных вариантов предлагается на базе Центра подготовки специалистов по делам миграции ВИПК МВД России в рамках повышения квалификации проводить обсуждение руководителями территориальных подразделений ФМС России проектов документов. Высказанные практиками предложения создадут документ, при применении которого будет возникать меньше проблем.

Респонденты высказались и о необходимости участия в занятиях ведущих специалистов центрального аппарата ФМС России. Со слушателями проводятся занятия в ФМС России, что позволяет не только формировать знания, умения и навыки, но и знакомиться с перспективами развития законодательства, обобщать правоприменительную практику. Занятия в ФМС России проводятся на высоком уровне, чувствуется заинтересованность в общении с представителями территориальных органов.

Дополнительное профессиональное образование — это одна из важнейших составляющих подготовки кадров. От того, каково оно, во многом зависит выполнение задач, стоящих перед МВД и ФМС России.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд принципиальных выводов.

1. Поскольку большинство специалистов не имеют достаточного уровня знаний и практической деятельности, показывают слабые знания в области теории, то при подготовке специалистов серьезнейшее внимание необходимо уделять изучению законодательства.

2. Любой заказчик (в данном случае речь идет о ФМС России) должен быть заинтересованным лицом в процессе подготовки кадров, принимать активное участие в проведении занятий. Система дополнительного профессионального образования заинтересована в том, чтобы результаты научной деятельности были внедрены в практику работы. Реальное, а не формальное внедрение может быть осуществлено, если научные разработки в полном объеме дойдут до сотрудников.

Уяснить ценность той или иной научной разработки, проанализировать ее результаты, в полном объеме апробировать ее можно только после внедрения. Известно, что результаты научно-исследовательской работы могут быть реализованы как в процессе исследования, так и после его завершения.

Безусловно, каждый автор заинтересован в том, чтобы его работа была по достоинству оценена практиками. Но даже положительный результат, например положительный отзыв о работе, не подтверждает того, что работа будет приобретена или растиражирована в полном объеме. Без выполнения упомянутых условий внедрить работу фактически, а не формально невозможно.

3. Департаменту кадрового обеспечения МВД России необходимо серьезнейшее внимание уделить вопросам персональной ответственности руководителей регионов за выполнение планов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Необходимо исключить из практики случаи, когда вместо руководящего состава на повышение квалификации приезжает инспекторский состав. Также необходимо, чтобы до каждого прибывающего на обучение доводилась информация о необходимости написания реферата. Повышение квалификации должно быть мотивированно. Помимо личной заинтересованности сотрудника в повышении своего профессионального уровня, на законодательном уровне должен быть решен вопрос о влиянии повышения квалификации на карьерный рост специалиста.

4. Система повышения квалификации должна стать средоточием всего самого лучшего и передового, особенно того, что касается материально-технического оснащения. Речь должна идти о создании автоматизированных рабочих мест сотрудников, которые позволят процесс обучения вывести на качественно новый уровень.

5. В большинстве регионов нет доступа к Интернету, также маловероятной кажется идея обучения без отрыва от службы. Однако большинство респондентов в целом положительно оценивают идею дистанционного обучения. Большинство из них говорят о наличии в подразделениях компьютерной техники. ВИПК МВД России был разработан курс дистанционного обучения, проведен эксперимент. Теперь вопрос должен решаться с организационно-правовой и экономической точек зрения. Для дистанционного обучения необходимо внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие организацию дополнительного профессионального образования. Изменения должны касаться сроков обучения, механизмов формирования групп обучающихся, порядка приема экзаменов, параметров учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы, выполняемой преподавателем, который занимается дистанционным обучением. Должен быть просчитан экономический эффект.

1 См.: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы).

2 Там же.

3 Далее — ВИПК МВД России, Институт.

4 Далее — Центр М.

5 См.: Результаты изучения проблем дополнительного профессионального образования и служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Ю.Г. Васин, Ю.П. Груненков, Ю.Н. Демидов и др.; под ред. Ю.Н. Демидова. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.

6 До создания ФМС России Институт осуществлял повышение квалификации сотрудников Паспортно-визовой службы МВД России.

7 См.: Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М., 1999.

8 См.: Проведение основных видов занятий со слушателями: Сборник методических рекомендаций для профессорско-преподавательского состава / Сост. Ф.Г. Канцарин, И.С. Смагин, А.В. Трофимов. — Домодедово: РИПК МВД России, 1996.

9 См.: Васин Ю.Г., Груненков Ю.П., Демидов Ю.Н. и др. Результаты изучения проблем дополнительного профессионального образования и служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Под ред. Ю.Н. Демидова. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.

10 См.: Никулин В.В., Чапленко Н.П., Прибавина Т.А. Создание курса дистанционного обучения на основе блочно-модульного формирования учебно-программной документации: Учебно-методическое пособие. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2005.

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

EMBED MSGraph.Chart.8 \s


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68951. Деформация кристалла 142 KB
  Деформа́ция (от лат. deformatio — «искажение») — изменение взаимного положения частиц тела, связанное с их перемещением относительно друг друга. Деформация представляет собой результат изменения межатомных расстояний и перегруппировки блоков атомов.
68952. Наслідування. Доступ до членів класу 31.5 KB
  Наслідування — один з наріжних каменів обєктно-орієнтованого програмування, оскільки воно дозволяє створювати ієрархічні класифікації Використовуючи Наслідування, можна створювати загальні класи, що визначають властивості, характерні для всієї сукупності споріднених класів.
68953. Конструктори похідних класів 44 KB
  У звязку із наслідуванням виникають два питання, що стосуються конструкторів і деструкцій. По-перше, коли викликаються конструктори і деструкції базового і похідного класів? По-друге, як передаються параметри конструкторів базового класу? Відповіді на ці питання містяться в наступному розділі.
68954. Передача параметрів конструктору базового класу 47.5 KB
  Якщо конструктор похідного класу повинен отримувати декілька параметрів слід просто використовувати стандартну синтаксичну форму конструктора з параметрами. Проте виникає питання яким чином передаються аргументи конструктору базового класу
68955. Віртуальні деструктори 26.5 KB
  Явний опис деструкторів у програмах потрібний лише тоді, коли обєкт створюється у динамічній памяті. При використанні віртуальних деструкторів досить очевидними є переваги поліморфізму. Зазвичай, вони застосовуються тоді, коли при знищенні обєктів необхідно видалити обєкти похідного класу...
68956. Шаблони. Функція з двома узагальненими параметрами 54.5 KB
  За допомогою шаблонів можна створювати узагальнені функції і класи які працюють з типом даних заданим як параметр. Узагальнені функції Узагальнена функція визначає універсальну сукупність операцій застосовних до різних типів даних. За допомогою узагальненої функції можна визначити природу...
68957. Перевантаження шаблонної функції та їх специфікацій 34 KB
  Перевантаження шаблонної функції Використання стандартних параметрів шаблонної функції Обмеження на узагальнені функції Перевантаження шаблонної функції Для того, щоб перенавантажувати специфікацію узагальненої функції, досить створити ще одну версію шаблону, що відрізняється від останніх...
68958. Узагальнені класи. Приклад використання двох узагальнених типів даних 62 KB
  Окрім узагальнених функцій можна визначити узагальнені класи. При цьому створюється клас, в якому визначені всі алгоритми, проте фактичний тип даних задається як параметр при створенні обєкту. Узагальнені класи виявляються корисними, якщо логіка класу не залежить від типу даних.
68959. Обробка виняткових ситуацій 57 KB
  Механізм обробки виняткових ситуацій в мові C++ заснований на трьох ключових словах: try, catch і throw. Фрагменти програми, що підлягають контролю, містять блок try. Якщо в ході виконання програми в блоці try виникає виняткова ситуація (тобто помилка), вона генерується...