72595

Понятие и структура рынка. Субъектный состав рынка, его границы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Если потребитель готов заменить одну продукцию на другую кардинально отличающуюся от нее по характеристикам например молоко на чай то эти виды продукции составляют группу взаимозаменяемых товаров и определяют так называемые продуктовые границы рынка.

Русский

2014-11-25

69.17 KB

13 чел.

Понятие и структура рынка. Субъектный состав рынка, его границы. †

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределам.

Товар – это то, что потребитель признает товаром и не готов заменить на другую продукцию. Если потребитель готов заменить одну продукцию на другую, кардинально отличающуюся от нее по характеристикам (например, молоко на чай), то эти виды продукции составляют группу взаимозаменяемых товаров и определяют так называемые продуктовые границы рынка.  Продуктовые границы товарного рынка определяются потребительскими свойствами товара или товаров-заменителей и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок.

Если покупатель не готов заменить товар на аналогичный (кефир на йогурт), то эти товары обращаются на различных рынках.

Т.о. в центре определения «товарный рынок» :

1) диктат потребителя, его субъективное мнение. При принятии решения об определении границ должно лежать мнение покупателя.

2) географические границы рынка (рынок локализован в пространстве). Молоко, продаваемое в одном регионе, и молоко, продаваемое в другом регионе, - разные товары.

Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. Товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Товарный рынок принято подразделять на различные секторы. К потребительскому рынку предлагается относить рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств (см.: постановление Правительства РФ от 12.10.98 № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации»).

Структура рынка представляет собой совокупность условий, которые определяют его особенности функционирования. Степень и характер монополизации товарного рынка играет немалую роль в формировании его структуры. Различают следующие основные варианты:

  1.  монополия, характеризуется одним продавцом  и неограниченным числом покупателей;
  2.  монопсонш, при котором на одного покупателя приходится неограниченное число продавцов;
  3.  олигопсония, определяется несколькими покупателями и неограниченным числом продавцов;
  4.  полипопия и полипсония, характеризуются приближением к состоянию неограниченной конкуренции.

Закрытый сектор товарного рынка является той частью товарного рынка, где контрагенты взаимодействуют через отношения, которые не носят сугубо коммерческий характер. Закрытый товарный рынок различают на следующие сегменты:

  1.  внутрифирменные поставки, характеризуются товарооборотом между филиалами, головными и дочерними предприятиями крупной монополии;
  2.  субпоставки мелких и средних независимых предприятий, которые выступают подрядчиками крупных монополий в рамках кооперирования и специализации;
  3.  специальная торговля в виде поставок товаров по программам помощи и специальным межправительственным соглашениям;
  4.  встречная торговля, которая охватывает взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка представляет собой совокупность сегментов, характеризующихся операциями коммерческого характера. Открытый товарный рынок представлен следующими основными сегментами:

  1.  краткосрочные сделки, которые заключаются на период до 1-1,5 лет;
  2.  оптовая и розничная торговля;
  3.  операции на свободном рынке, где отсутствуют ограничения свободной конкуренции.

Участники товарного рынка могут быть подразделены на три основные группы: 
1) изготовители товара; 
2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 
3) розничные торговые организации и организации-потребители.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11139. Продольный изгиб 1.33 MB
  Продольный изгиб. Устойчивое и неустойчивое упругое равновесие До 2й половины 19 века единственным критерием прочности инженерных сооружений принималась величина действующих напряжений т. е. считалось что если напряжения не превосходят некоторого предела зависяще
11140. Продольно-поперечный изгиб 333 KB
  Продольнопоперечный изгиб. Если в поперечном сечении бруса возникают изгибающие моменты как от продольных так и от поперечных такой изгиб называют продольнопоперечным. При расчете стержней на продольнопоперечный изгиб изгибающие моменты в поперечном сечении вычис...
11141. Динамическое нагружение 485.5 KB
  Динамическое нагружение. Понятие о динамическом действии нагрузки. Ранее во всех рассмотренных нами задачах предполагалось что действующие нагрузки статические т. е. не изменяющиеся стечением времени. При проектировании машин обычно сталкиваются с деталями находя
11142. Напряжения, изменяющиеся во времени 927 KB
  Напряжения изменяющиеся во времени. Явление усталости материалов. Многие детали машин работают при переменных во времени нагрузках и следовательно возникающие в них напряжения также переменны во времени. Практика машиностроения уже в середине XIX века показала что
11143. Тонкостенные осесимметричные оболочки и толстостенные цилиндры 487.5 KB
  Тонкостенные осесимметричные оболочки и толстостенные цилиндры. Тонкостенные осесимметричные оболочки Тонкостенной осесимметричной называется оболочка имеющая форму тела вращения т. е. оболочка полярно симметричная относительно некоторой оси толщина которой в
11144. Контактні напруження 324.5 KB
  Контактні напруження. Основні поняття Деформації і напруження що виникають при взаємному натисканні двох стичних тіл обмежених криволінійними поверхнями називають контактними. Внаслідок деформацій у місцях зіткнення елементів конструкцій передача тиску відбуває...
11145. Поняття, властивості і типи акцій. Процедура реєстрації випуску акцій під час створення акціонерних товариств 74.5 KB
  Поняття властивості і типи акцій. Процедура реєстрації випуску акцій під час створення акціонерних товариств У відповідністю з ч.1. ст. 3 ЗУ Про цінні папери та фондовий ринокrdquo; Акція цінний папір без установленого строку обігу що засвідчує пайову участь у статут...
11146. Англо-американська модель корпоративного управління 111.16 KB
  Англоамериканська модель корпоративного управління Особливості англоамериканської системи корпоративного управління безпосередньо повязані з особливостями акціонерної форми власності головним чином з відсутністю в англійських і американських корпораціях зна
11147. Внутрішнє середовище корпоративного управління 72.5 KB
  ТЕМА 7. Внутрішнє середовище корпоративного управління 7.1. Органи управління акціонерним товариством Реалізація корпоративних прав акціонерів здійснюється через їхню участь в управлінні товариством. Органами управління акціонерного товариства виступають: 