72595

Понятие и структура рынка. Субъектный состав рынка, его границы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Если потребитель готов заменить одну продукцию на другую кардинально отличающуюся от нее по характеристикам например молоко на чай то эти виды продукции составляют группу взаимозаменяемых товаров и определяют так называемые продуктовые границы рынка.

Русский

2014-11-25

69.17 KB

15 чел.

Понятие и структура рынка. Субъектный состав рынка, его границы. †

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределам.

Товар – это то, что потребитель признает товаром и не готов заменить на другую продукцию. Если потребитель готов заменить одну продукцию на другую, кардинально отличающуюся от нее по характеристикам (например, молоко на чай), то эти виды продукции составляют группу взаимозаменяемых товаров и определяют так называемые продуктовые границы рынка.  Продуктовые границы товарного рынка определяются потребительскими свойствами товара или товаров-заменителей и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок.

Если покупатель не готов заменить товар на аналогичный (кефир на йогурт), то эти товары обращаются на различных рынках.

Т.о. в центре определения «товарный рынок» :

1) диктат потребителя, его субъективное мнение. При принятии решения об определении границ должно лежать мнение покупателя.

2) географические границы рынка (рынок локализован в пространстве). Молоко, продаваемое в одном регионе, и молоко, продаваемое в другом регионе, - разные товары.

Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. Товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Товарный рынок принято подразделять на различные секторы. К потребительскому рынку предлагается относить рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств (см.: постановление Правительства РФ от 12.10.98 № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации»).

Структура рынка представляет собой совокупность условий, которые определяют его особенности функционирования. Степень и характер монополизации товарного рынка играет немалую роль в формировании его структуры. Различают следующие основные варианты:

  1.  монополия, характеризуется одним продавцом  и неограниченным числом покупателей;
  2.  монопсонш, при котором на одного покупателя приходится неограниченное число продавцов;
  3.  олигопсония, определяется несколькими покупателями и неограниченным числом продавцов;
  4.  полипопия и полипсония, характеризуются приближением к состоянию неограниченной конкуренции.

Закрытый сектор товарного рынка является той частью товарного рынка, где контрагенты взаимодействуют через отношения, которые не носят сугубо коммерческий характер. Закрытый товарный рынок различают на следующие сегменты:

  1.  внутрифирменные поставки, характеризуются товарооборотом между филиалами, головными и дочерними предприятиями крупной монополии;
  2.  субпоставки мелких и средних независимых предприятий, которые выступают подрядчиками крупных монополий в рамках кооперирования и специализации;
  3.  специальная торговля в виде поставок товаров по программам помощи и специальным межправительственным соглашениям;
  4.  встречная торговля, которая охватывает взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка представляет собой совокупность сегментов, характеризующихся операциями коммерческого характера. Открытый товарный рынок представлен следующими основными сегментами:

  1.  краткосрочные сделки, которые заключаются на период до 1-1,5 лет;
  2.  оптовая и розничная торговля;
  3.  операции на свободном рынке, где отсутствуют ограничения свободной конкуренции.

Участники товарного рынка могут быть подразделены на три основные группы: 
1) изготовители товара; 
2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 
3) розничные торговые организации и организации-потребители.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15995. Права человека в современной России 2.79 MB
  Утяшев М.М. Утяшева Л.М. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА в современной России Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений Уфа 2003 год Утяшев М.М. Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений. Уфа: полиграфкомбинат 2003. 616 с...
15996. Государственное и региональное управление 1.54 MB
  В данном учебном пособии в соответствии с утвержденной учебной программой рассматриваются проблемы развития государственного и регионального управления, освещаются зарубежный опыт региональной политики и пути его использования в России с учетом её специфики, правовые основы функционирования субъектов РФ, анализируются регион в качестве социальной экономической системы, финансы и бюджет, рассматриваются вопросы стимулирования
15997. Государственное и муниципальное управление 1.44 MB
  В предлагаемом пособии рассматривается в соответствии с утвержденной учебной программой широкий круг вопросов становления и развития местного самоуправления в России и за рубежом, дается характеристика органов местного самоуправления и муниципальных образований, рассматриваются вопросы формирования и использования местных финансов,
15998. Коррупция и организованная преступность в посткоммунистических государствах 369.5 KB
  Неформальные системы должны стать предметом специального изучения специалистов в области коррупции и организованной преступности в любом географическом контексте. Организованная преступность неизбежно окаймлена рамками неформальных систем и обычно зависит от коррупции
15999. Конкурентне право 2.99 MB
  У навчальному посібнику розглянуто основні аспекти правового захисту економічної конкуренції в Україні, окреслено поняття й види конкуренції та монополії, висвітлено основні положення законодавства про захист економічної конкуренції. Посібник містить навчальну програму курсу «Конкурентне право України».
16000. Виктимология социальные и криминологические проблемы 1.47 MB
  Туляков Вячеслав Алексеевич ВИКТИМОЛОГИЯ В монографии приведены результаты теоретического анализа основных науковедческих проблем современной виктимологии как перспективного направления социальноправовых исследований обеспечивающего повышение эффективнос...
16001. ВИКТИМОЛОГИЯ 924.5 KB
  Туляков В.А. ВИКТИМОЛОГИЯ ВИКТИМОЛОГИЯ от лат victime жертва и греч logos понятие учение область знания на стыке педагогики психологии социологии криминологии и этнографии изучающая различные категории людей жертв неблагопри...
16002. Історія вчень про державу та право 1.45 MB
  Посібник створений з урахуванням досвіду щодо подібних вітчизняних видань, а також власного напрацювання автора при викладанні навчальної дисципліни у вищих навчальних закладах. У посібнику вміщено теоретичний матеріал, перелік літератури, питання для заліку та самоконтролю знань студентів, глосарій контрольні тести-тренінги
16003. Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизнес 316 KB
  Владивостокский центр изучения организованной преступности 2002 июль Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизнес Реферат Тропиной Татьяны Наркобизнес – величайший массовый убийца. Исключая редкие случаи окровавленные руки п