72595

Понятие и структура рынка. Субъектный состав рынка, его границы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Если потребитель готов заменить одну продукцию на другую кардинально отличающуюся от нее по характеристикам например молоко на чай то эти виды продукции составляют группу взаимозаменяемых товаров и определяют так называемые продуктовые границы рынка.

Русский

2014-11-25

69.17 KB

19 чел.

Понятие и структура рынка. Субъектный состав рынка, его границы. †

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределам.

Товар – это то, что потребитель признает товаром и не готов заменить на другую продукцию. Если потребитель готов заменить одну продукцию на другую, кардинально отличающуюся от нее по характеристикам (например, молоко на чай), то эти виды продукции составляют группу взаимозаменяемых товаров и определяют так называемые продуктовые границы рынка.  Продуктовые границы товарного рынка определяются потребительскими свойствами товара или товаров-заменителей и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок.

Если покупатель не готов заменить товар на аналогичный (кефир на йогурт), то эти товары обращаются на различных рынках.

Т.о. в центре определения «товарный рынок» :

1) диктат потребителя, его субъективное мнение. При принятии решения об определении границ должно лежать мнение покупателя.

2) географические границы рынка (рынок локализован в пространстве). Молоко, продаваемое в одном регионе, и молоко, продаваемое в другом регионе, - разные товары.

Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. Товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Товарный рынок принято подразделять на различные секторы. К потребительскому рынку предлагается относить рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств (см.: постановление Правительства РФ от 12.10.98 № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации»).

Структура рынка представляет собой совокупность условий, которые определяют его особенности функционирования. Степень и характер монополизации товарного рынка играет немалую роль в формировании его структуры. Различают следующие основные варианты:

  1.  монополия, характеризуется одним продавцом  и неограниченным числом покупателей;
  2.  монопсонш, при котором на одного покупателя приходится неограниченное число продавцов;
  3.  олигопсония, определяется несколькими покупателями и неограниченным числом продавцов;
  4.  полипопия и полипсония, характеризуются приближением к состоянию неограниченной конкуренции.

Закрытый сектор товарного рынка является той частью товарного рынка, где контрагенты взаимодействуют через отношения, которые не носят сугубо коммерческий характер. Закрытый товарный рынок различают на следующие сегменты:

  1.  внутрифирменные поставки, характеризуются товарооборотом между филиалами, головными и дочерними предприятиями крупной монополии;
  2.  субпоставки мелких и средних независимых предприятий, которые выступают подрядчиками крупных монополий в рамках кооперирования и специализации;
  3.  специальная торговля в виде поставок товаров по программам помощи и специальным межправительственным соглашениям;
  4.  встречная торговля, которая охватывает взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка представляет собой совокупность сегментов, характеризующихся операциями коммерческого характера. Открытый товарный рынок представлен следующими основными сегментами:

  1.  краткосрочные сделки, которые заключаются на период до 1-1,5 лет;
  2.  оптовая и розничная торговля;
  3.  операции на свободном рынке, где отсутствуют ограничения свободной конкуренции.

Участники товарного рынка могут быть подразделены на три основные группы: 
1) изготовители товара; 
2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 
3) розничные торговые организации и организации-потребители.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82671. Понятие, виды, признаки преступлений против интеллектуальной собственности 67 KB
  Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства...
82672. Роль и значение биофабрик 17.71 KB
  Биофабрики располагают значительной территорией специальными производствами лабораторными корпусами и вспомогательными сооружениями. Государственный контроль выпускаемой продукции на её безвредность чистоту специфичность и активность осуществляет контрольная лаборатория Биофабрики возглавляемая...
82673. Особливості майнових прав авторів творів 51.78 KB
  Предмет дослідження загальна характеристика майнових прав автора твору. Мета роботи зумовлює виконання таких завдань: 1 дати визначення основним майновим правам автора твору; 2 охарактеризувати основні майнові прав автора.
82674. Велик Вітчизняна війна 85.63 KB
  Міжнародна обстановка і зовнішня політика СРСР напередодні другої світової війни. У цій війні вирішувалася не тільки доля СРСР але і майбутнє світової цивілізації прогресу і демократії. У тих умовах спроби СРСР Великобританії та Франції створити систему повної безпеки в Європі з метою нейтралізації...
82675. Рекомендацій щодо поліпшення умов праці на виробництві 92.09 KB
  На сучасному етапі розвитку України спостерігається загострення проблем в області організації нормальних умов праці. Це зумовлено тим, що значна частина працівників працює у шкідливих або важких умовах. Тому проблема покращення умов праці для будь-якого підприємства є актуальною.
82676. Система правових засобів захисту права власності 48.59 KB
  Суспільство не може існувати без тих чи інших відносин власності: ці відносини визначають його економічну структуру, ідеологічне, моральне і політичне обличчя, тому даний аспект правового регулювання посідає важливе місце у загальній структурі суспільних правовідносин та є актуальним у процесі...
82677. Заболевания верхних дыхательных путей и их осложнения 31.46 KB
  Провоцируются эти заболевания как правило местным или общим переохлаждением на фоне ослабленного иммунитета или перенапряжения организма. Причиной заражения при этих заболеваниях может быть инфицирование от больного человека вирусной и бактериальной инфекцией.
82678. Our Homeland – Kazakstan 22.31 KB
  The Constitution defines the state system as a form of presidential republic considering it the most flexible version in conditions of today. The President ensures coordinated performance of all the branches of state power and accountability of power bodies to the people.
82679. Торговые и неторговые автоматы. Промышленные роботы и манипуляторы 25.61 KB
  Промышленный робот - автономное устройство состоящее из механического манипулятора и перепрограммируемой системы управления которое применяется для перемещения объектов в пространстве и для выполнения различных производственных процессов.