72603

Сочетание монополии и конкуренции. Основные типы монополий

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредоточивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. В данном случае речь идет о хозяйственной монополии.

Русский

2014-11-25

16.5 KB

5 чел.

Сочетание монополии и конкуренции. Основные типы монополий.

Конкуренция неотъемлема от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то МОНОПОЛИЯ ЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ, ДОМИНИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ОТДЕЛЬНЫХ КРУПНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция и наоборот.

Обычно Монополистической силой обладают крупные фирмы или производственные объединения. Поэтому понятие монополии связывают с крупными, мощными компаниями.

^ Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредоточивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. 

В данном случае речь идет о хозяйственной монополии. Но может быть монополия взглядов, идеологии, технологических решений, принадлежащих одному лицу, группе лиц, разнообразным рыночным агентам.

Монополии достигают гигантских размеров. Так, американская монополистическая корпорация «Дженерал Моторс» объединяет 90 автомобильных компаний, на которых работает 800 тысяч человек. В 2000г. продукция этой компании составила 130 млрд. долларов, заметно больше государственного бюджета России

Доминирование на рынке дает возможность устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль по монопольно высоким ценам монополии реализуют ивой товары, а по монопольно низким покупают нужные товары.

Монопольно высокая цена включает издержки производства и монопольную прибыль. В свою очередь, монопольная прибыль больше средней прибыли, складывающейся на товар в масштабах отрасли но принципу «равная прибыль на равный капитал» Помимо этого монопольная прибыль включает обычную сверхприбыль, получаемую любыми преуспевающими предпринимателями, и, кроме того, монополистическую, сверхприбыль.

На рынке действуют в основном предпринимательские, государственные и естественные, монополии. Предпринимательские монополии возникают вследствие, успешной конкуренции. Это фирмы, вырвавшиеся вперед и накопившие крупный рыночный потенциал. Но, как правило, их монополизм имеет временный характер. Рано или поздно приходится уступать мести еще более удачливым конкурентам.

Государственная монополия выражается в привилегированном осуществлении государством некоторых хозяйственно - финансовых операций, например, производство спиртоводочных изделий, экспорт золота, пушнины. В советские времена существовала монополия государства на внешнюю торговлю.

К естественным монополиям относят отрасли и предприятия, по отношению к которым развитие конкуренции невозможно, неэффективно и нецелесообразно. В интересах всей страны выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Крупными монополистами в этих сферах являются компании «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Росэнергоатом», МПС.

2. Искусственная монополия, которая означает сосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений.

3. Новаторская монополия— особый случай конкуренции, когда на рынке один изготовитель противостоит большому числу покупателей за счет уникального товара или уникальности его свойств. Монополия новатора имеет ограничения во времени, определяемые скоростью распространения технологических нововведений (копирование) и появлением конкурентов.

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

· монополия отдельного предприятия;

· монополия как соглашение;

· монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1733. Математическое моделирование биомеханических процессов в неоднородном миокарде 1.53 MB
  Механическая неоднородность миокарда, модель мышечного сокращения, используемая для виртуального и гибридного дуплета, алгоритмы и программа организации взаимодействия элементов гибридного дуплета в физиологическом эксперименте.
1734. ДУБЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ НЕЙРОСЕТЕВЫХ РЕШЕНИЙ 2.69 MB
  Информация и информационная технология. Формализация основных понятий и классификация дублей. Дублирование в процессе решения задачи классификации предсказаний летального исхода в случае наступления инфаркта миокарда.
1735. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1.52 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
1736. СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 1.52 MB
  Принципы выделения глаголов движения. Их специфические особенности. Сопоставительный анализ бесприставочных и приставочных глаголов движения в русском и марийском языках как лингводидактическая основа реализации транспозиции и преодоления интерференции. Лингвистические, дидактические и психологические предпосылки обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения в системнофункциональном аспекте.
1737. ДВУХУРОВНЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИСКРЕТНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 1.51 MB
  Содержательное описание проблемы моделирования задач землепользования. Необходимость разработки новых методов прогнозирования. Инструментарий фазовых портретов для выявления циклов временного ряда и уточнения прогноза. Математическая постановка векторной задачи покрытия графа 4-циклами (паросочетаниями, звездами). Аппроксимация интервальной задачи покрытия графа 4-циклами векторной задачей.
1738. Энергии связи гиперъядер и их взаимодействие 1.51 MB
  Обзор экспериментальных данных, феноменологический подход, расчет систем небольшого числа частиц, характеристика используемых методов расчета, каркасные функции в расчетах кулоновских и ядерных систем.
1739. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОПИ- САНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В РАМКАХ ТЕОРИИ ЭЛОКУТИВНОГО ПОЛЯ 1.51 MB
  Проблема изучения окказионализмов в современном отечественном языкознании. Аспекты изучения окказионализмов в современном отечественном языкознании. Структурно-семантическое и функциональное описание лексических окказионализмов в элокутивном аспекте. Полевая организация лексических окказионализмовэлокутивов в контексте макросистемы элокутивных средств языка/речи.
1740. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности) 1.5 MB
  ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПОЗИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
1741. Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае 1.5 MB
  Нормативно-правовое и государственное регулирование психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в Российской Федерации. Общие виды отклоняющегося развития детей-инвалидов и их категории. Система оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае. Методы профилактики и коррекция развития детей-инвалидов. Система благотворительной помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае.