72603

Сочетание монополии и конкуренции. Основные типы монополий

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредоточивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. В данном случае речь идет о хозяйственной монополии.

Русский

2014-11-25

16.5 KB

5 чел.

Сочетание монополии и конкуренции. Основные типы монополий.

Конкуренция неотъемлема от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то МОНОПОЛИЯ ЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ, ДОМИНИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ОТДЕЛЬНЫХ КРУПНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция и наоборот.

Обычно Монополистической силой обладают крупные фирмы или производственные объединения. Поэтому понятие монополии связывают с крупными, мощными компаниями.

^ Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредоточивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. 

В данном случае речь идет о хозяйственной монополии. Но может быть монополия взглядов, идеологии, технологических решений, принадлежащих одному лицу, группе лиц, разнообразным рыночным агентам.

Монополии достигают гигантских размеров. Так, американская монополистическая корпорация «Дженерал Моторс» объединяет 90 автомобильных компаний, на которых работает 800 тысяч человек. В 2000г. продукция этой компании составила 130 млрд. долларов, заметно больше государственного бюджета России

Доминирование на рынке дает возможность устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль по монопольно высоким ценам монополии реализуют ивой товары, а по монопольно низким покупают нужные товары.

Монопольно высокая цена включает издержки производства и монопольную прибыль. В свою очередь, монопольная прибыль больше средней прибыли, складывающейся на товар в масштабах отрасли но принципу «равная прибыль на равный капитал» Помимо этого монопольная прибыль включает обычную сверхприбыль, получаемую любыми преуспевающими предпринимателями, и, кроме того, монополистическую, сверхприбыль.

На рынке действуют в основном предпринимательские, государственные и естественные, монополии. Предпринимательские монополии возникают вследствие, успешной конкуренции. Это фирмы, вырвавшиеся вперед и накопившие крупный рыночный потенциал. Но, как правило, их монополизм имеет временный характер. Рано или поздно приходится уступать мести еще более удачливым конкурентам.

Государственная монополия выражается в привилегированном осуществлении государством некоторых хозяйственно - финансовых операций, например, производство спиртоводочных изделий, экспорт золота, пушнины. В советские времена существовала монополия государства на внешнюю торговлю.

К естественным монополиям относят отрасли и предприятия, по отношению к которым развитие конкуренции невозможно, неэффективно и нецелесообразно. В интересах всей страны выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Крупными монополистами в этих сферах являются компании «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Росэнергоатом», МПС.

2. Искусственная монополия, которая означает сосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений.

3. Новаторская монополия— особый случай конкуренции, когда на рынке один изготовитель противостоит большому числу покупателей за счет уникального товара или уникальности его свойств. Монополия новатора имеет ограничения во времени, определяемые скоростью распространения технологических нововведений (копирование) и появлением конкурентов.

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

· монополия отдельного предприятия;

· монополия как соглашение;

· монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67020. Підготовчі вправи: розмикання приставними кроками в колоні, у шерензі, у колі. Загальнорозвивальні вправи: комплекс ранкової гімнастики 50.5 KB
  На відміну від попередніх у цій програмі навчальний матеріал розподілений за школами до яких увійшли вправи об’єднані за способами рухової діяльності а не за видами спорту. Школу культури рухів становлять вправи основної гімнастики стройові вправи і команди елементи акробатики вправи коригувальної спрямованості та ті що пов’язані із незвичним положенням тіла у просторі.
67021. Загальнорозвивальні вправи з м’ячем. Вправи для розвитку сили. Стрибки в глибину з висоти до 40 см із м`яким приземленням. Зіскок з гімнастичної лави вигнувшись 75 KB
  Школа стрибків об`єднує види стрибків: зі скакалкою, стрибки у глибину, висоту, довжину, опорні. Навчати молодших школярів рухових дій доцільно із застосуванням ігрового методу. Це сприятиме створенню позитивного емоційного клімату і формуванню стійкого інтересу до занять фізичною культурою.
67022. За здоровьем – на футбол! 158.5 KB
  Развивать физические качества учащихся содействовать развитию скоростно-силовых качеств совершенствовать технические действия с мячом умения использовать технические действия с мячом в эстафетах. Оборудование: свисток футбольные мячи кегли мультимедийный проектор ноутбук плакаты эмблемы.
67023. Рухливі ігри 87 KB
  Мета: Виховання інтересу до самостійних занять фізичними вправами, до уроків фізичної культури. Завдання: Виховання уміння займатися фізичними вправами самостійно. Сприяння гармонійному розвитку учнів з допомогою фізичних вправ з футболу. Сприяння розвитку фізичних якостей(швидкості, спритності, швидкісно-силових якостей).
67025. Разработка конкурентной стратегии ООО «ИБС» для выхода компании на рынок специализированных продуктов и услуг для банков для восстановления объемов продаж 1.54 MB
  Подход и опыт ООО «ИБС» позволяют компании вести практически любые информационные проекты, как в организационном, так и в технологическом плане. Среди заказчиков ООО «ИБС» крупнейшие банки, торговые фирмы, промышленные предприятия, гостиницы, строительные и другие организации. Большое внимание уделяется работе с предприятиями и организациями государственного сектора.
67026. Формула професійного успіху (рольова гра «Зустріч у шкільному центрі зайнятості») 236.5 KB
  Ви мабуть замислювались над питанням, що робить людину успішною у наш стрімкий час. Одним із показників успішності є вибір професії. Я вважаю, що саме вибір професії – тяжкий та відповідальний крок у житті кожної людини – знайти своє місце у майбутній долі.
67027. Літературний вечір «Украдене щастя» (інсценізація однойменної драми Івана Франка) 64 KB
  Мета: розкрити глибину філософського змісту драми Івана Франка «Украдене щастя»; розвивати вміння аналізувати художній твір, творчі здібності учнів, навички акторської майстерності; виховувати любов до українського слова, традицій рідного краю.
67028. ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ 645.5 KB
  Корпоративная культура может играть решающую роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение целей, но также может стать тормозом ее дальнейшего развития, поэтому особую актуальность в настоящее время приобрел вопрос возможности воздействия на процессы формирования, поддержания или изменения корпоративной культуры...