72605

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Речь идет о положениях ч. 1 комментируемой статьи, согласно которым запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен...

Русский

2014-11-25

19 KB

9 чел.

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Статья 11 Федерального Закона о защите конкуренции. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

1-2. В комментируемой статье установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. Характеризуя модифицирование данного запрета, авторы проекта комментируемого Закона указали, что данным проектом исчерпывающе установлены в отношении соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, запреты "per se" (как говорилось в комментарии к ст. 10 Закона перечень нарушений "per se" - это запреты, для применения которых не требуется доказательства негативного влияния на конкуренцию конкретного вида злоупотребления; нарушение запретов "per se" не может быть разрешено антимонопольным органом или судом ни при каких обстоятельствах).

Речь идет о положениях ч. 1 комментируемой статьи, согласно которым запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ (до внесения Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ изменений говорилось также о нормативных правовых актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и судебных актах);

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Как разъяснено в письме ФАС России от 11 февраля 2009 г. N ИА/3890 "О рассмотрении обращения", учитывая, что ч. 1 комментируемой статьи установлен запрет на заключение между хозяйствующими субъектами соглашений и осуществление хозяйствующими субъектами согласованных действий, которые приводят или могут привести к последствиям, указанным в п. 1-9 данной части, доказывание факта ограничения конкуренции (возможности ограничения конкуренции) (установление наличия обстоятельств, указанных в п. 17 ст. 4 комментируемого Закона) в ходе рассмотрения дел о нарушениях хозяйствующими субъектами ч. 1 комментируемой статьи не требуется.

В этом же письме отмечено, что в ходе рассмотрения дел о нарушениях хозяйствующими субъектами ч. 1 и 3 комментируемой статьи может возникнуть необходимость в определении продуктовых и географических границ соответствующего товарного рынка, определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, барьеров входа на товарный рынок. При возникновении данной необходимости продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, барьеры входа на товарный рынок следует определять в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108.

В соответствии с ч. 1.1 комментируемой статьи запреты, предусмотренные ч. 1 данной статьи, на "вертикальные" соглашения не распространяются.

В части 1.2 комментируемой статьи установлено, что запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 комментируемого Закона), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;

2) таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя.

Указанные ч. 1.1 и 1.2 включены в комментируемую статью Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ. Как отмечалось авторами его проекта, эти изменения внесены в части разграничения безусловных запретов на заключение соглашений и (или) совершение согласованных действий конкурирующих хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами, в целях исключения ситуаций, когда соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами на рынке, формально подпадают под безусловный запрет, но не приводят к негативным последствиям на рынке.

В условиях же прежней редакции комментируемой статьи в п. 7 постановления Пленума ВАС России от 30 июня 2008 г. N 30 разъяснялось, что под соглашения, запрещенные в силу ч. 1 и 2 комментируемой статьи, если иное не установлено законом, подпадают в том числе и "вертикальные" соглашения, т.е. соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4 Закона). Иное установлено ч. 4 комментируемой статьи: хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи запрещаются иные, нежели непосредственно указанные в ч. 1 данной статьи, соглашения между хозяйствующими субъектами или иные, нежели непосредственно указанные в ч. 1 данной статьи, согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Исключение составляют лишь "вертикальные" соглашения, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 комментируемого Закона, т.е. "вертикальные" соглашения, являющиеся договорами коммерческой концессии, и "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20% (см. комментарий к указанной статье).

Соблюдение установленного комментируемой статьей запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов обеспечивается наличием ответственности за его нарушение. Уголовная ответственность установлена ст. 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции" УК РФ (см. комментарий к ст. 37 Закона), а административная - ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.

Как предусмотрено в указанной норме КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ), заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб., а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от 0,003 до 0,03 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

Согласно примечаниям к ст. 14.32 КоАП РФ:

1) лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, освобождается от административной ответственности при выполнении в совокупности следующих условий: на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные данным примечанием;

2) не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

В соответствии с прим. к ст. 14.31 КоАП РФ под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 248 "Порядок определения доходов. Классификация доходов" и 249 "Доходы от реализации" гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ).

О привлечении к административной ответственности см. комментарий к ст. 37 Закона.

3. Часть 3 комментируемой статьи запрещает физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в ч. 1 данной статьи. Понятие "координация экономической деятельности" определено в п. 14 ст. 4 комментируемого Закона - это согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Там же предусмотрено, что не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.

Как говорилось в комментарии к указанной статье, с принятием комментируемого Закона понятийный аппарат антимонопольного законодательства расширен за счет включения в него в том числе такой типичной формы негативного влияния на конкуренцию, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом. Координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом - особый вид антиконкурентного рыночного поведения, которое предполагает согласование действий хозяйствующих субъектов лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Соответственно, часть 3 комментируемой статьи определяет, что запрету подлежит координация экономической деятельности, последствия которой совпадают с последствиями заключения хозяйствующими субъектами картельных соглашений или осуществления ими согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Соблюдение установленного комментируемой статьей запрета на ограничивающую конкуренцию координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов обеспечивается наличием ответственности за его нарушение. Уголовная ответственность установлена ст. 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции" УК РФ (см. комментарий к ст. 37 Закона), а административная - ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.

Согласно указанной норме КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ) координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб., а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от 0,003 до 0,03 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

В соответствии с прим. к ст. 14.31 КоАП РФ под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 248 "Порядок определения доходов. Классификация доходов" и 249 "Доходы от реализации" гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ).

О привлечении к административной ответственности см. комментарий к ст. 37 Закона.

4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрено право хозяйствующего субъекта представить доказательства того, что заключенные им соглашения или осуществляемые им согласованные действия, предусмотренные ч. 1 и 2 данной статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 или с ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона (см. комментарии к указанным статьям). Норма ч. 4 комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ полностью изложена в новой редакции, однако изменения носят уточняющий характер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27438. Психология изобразительной деятельности и восприятия искусства учащихся различных возрастных групп. Их учет в процессе обучения искусству 31.5 KB
  Когда от поверхности предмета отражаются главным образом например красные лучи солнечного спектра а другие цвета поглощаются или отражаются в меньшем количестве мы видим предмет красным. Белые серые и черные цвета называются ахроматическими а имеющие цветовой оттенок хроматическими. Хроматические цвета отличаются по трем признакам или свойствам: цветовым тоном оттенком светлотой и насыщенностью интенсивностью силой цвета. Цветовой тон обозначается названием цвета красный зеленый желтый синий и др.
27439. Методика обучения учащихся восприятию, анализу и эстетической оценке произведений/явлений искусства и окружающей действительности. Организация связи и взаимодействия восприятия/анализа произведений искусства с практической изобразительной деятельностью уч 27.5 KB
  Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели Б.Неменский выделил следующую ее особенность: Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой объединяющей все предметы все внеклассные занятия всю общественную жизнь школьника где каждый предмет каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.
27440. Язык искусства. Понятие композиции. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. Методика обучения композиции на уроках ИЗО 30.5 KB
  Язык искусства. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. ЯЗЫК ИСКУССТВА одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения. Основная ценность языка искусства состоит в его безмерной силе исключительной власти.
27441. Пространство картины и пространство в картине. Метдика обучения различным способам изображения пространства и объема на плоскости 43.5 KB
  Пространство картины и пространство в картине. Пространство одна из форм наряду со временем существования бесконечного и постоянно развивающегося мира. Пространство характеризуется его протяженностью объемом структурой которые понимаются по разному в зависимости от концепций складывающихся в точных науках физике математике философии религии искусстве. Пространство в картине это и место действия и существенный компонент самого действия.
27442. Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству.Философия и технология игры. Классы и виды игры.Методика проектирования, организации и проведении игры, игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе 33 KB
  Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству. Философия и технология игры. Классы и виды игры. Методика проектирования организации и проведении игры игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе.
27443. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов 38.5 KB
  Теория полихудожественного воспитания Б. Обновление художественного и культурно эстетического наполнения школы начиная хотя бы с крупных центров не терпит отлагательства. В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане рисование танец сочинение но и в условоении художественного наследия путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого. Юсов Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в...
27444. К какому виду юридических фактов отнести смерть гражданина в результате несчастного случая 25.5 KB
  Юридические факты это конкретные жизненные обстоятельства с которыми норма права связывает возникновение изменение и прекращение правоотношений. Виды ЮФ: 1 По последствиям: правообразующие влекут возникновение правоотношений; правоизменяющие влекут изменение правоотношений; правопрекращающие влекут прекращение правоотношений. 2 По форме проявления: положительные обстоятельства требующие их наличия для возникновения правоотношений; отрицательные обстоятельства требующие их отсутствия для возникновения правоотношений.
27445. Какая форма права отсутствует в российской правовой системе: правовой обычай, нормативный акт, административный прецедент, акт референдума, правосознание 28 KB
  Источник права в материальном смысле совокупность материальных производственных общественных отношений во многом обусловливающих сущность права и содержание правовых норм. Источник права в идеологическом смысле это совокупность взглядов идей теорий суждений отражающих представления людей о праве действующем и желаемом. Источник права в юридическом смысле формы способы выражения объективации правовых норм; собственно форма права.
27446. Какие из перечисленных актов являются нормативно-правовыми: Приказ начальника ИУ регламентирующий порядок выдачи денежного довольствия, решение комиссии о назначении пенсии, Уголовный кодекс, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, уст 33 KB
  Нормативные правовые акты это предписания субъектов правотворчества содержащие юридические нормы. По юридической силе различают: законы акты обладающие высшей юридической силой УК РФ и подзаконные акты акты основанные на законах и им не противоречащие. Индивидуальные правовые акты это акты государственных органов негосударственных организаций должностных лиц выражающие решение по конкретному юридическому делу приговор или решение суда приказ руководителя предприятия или учреждения и др. Индивидуальные акты это акты...