72605

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Речь идет о положениях ч. 1 комментируемой статьи, согласно которым запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен...

Русский

2014-11-25

19 KB

8 чел.

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Статья 11 Федерального Закона о защите конкуренции. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

1-2. В комментируемой статье установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. Характеризуя модифицирование данного запрета, авторы проекта комментируемого Закона указали, что данным проектом исчерпывающе установлены в отношении соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, запреты "per se" (как говорилось в комментарии к ст. 10 Закона перечень нарушений "per se" - это запреты, для применения которых не требуется доказательства негативного влияния на конкуренцию конкретного вида злоупотребления; нарушение запретов "per se" не может быть разрешено антимонопольным органом или судом ни при каких обстоятельствах).

Речь идет о положениях ч. 1 комментируемой статьи, согласно которым запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ (до внесения Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ изменений говорилось также о нормативных правовых актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и судебных актах);

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Как разъяснено в письме ФАС России от 11 февраля 2009 г. N ИА/3890 "О рассмотрении обращения", учитывая, что ч. 1 комментируемой статьи установлен запрет на заключение между хозяйствующими субъектами соглашений и осуществление хозяйствующими субъектами согласованных действий, которые приводят или могут привести к последствиям, указанным в п. 1-9 данной части, доказывание факта ограничения конкуренции (возможности ограничения конкуренции) (установление наличия обстоятельств, указанных в п. 17 ст. 4 комментируемого Закона) в ходе рассмотрения дел о нарушениях хозяйствующими субъектами ч. 1 комментируемой статьи не требуется.

В этом же письме отмечено, что в ходе рассмотрения дел о нарушениях хозяйствующими субъектами ч. 1 и 3 комментируемой статьи может возникнуть необходимость в определении продуктовых и географических границ соответствующего товарного рынка, определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, барьеров входа на товарный рынок. При возникновении данной необходимости продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, барьеры входа на товарный рынок следует определять в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108.

В соответствии с ч. 1.1 комментируемой статьи запреты, предусмотренные ч. 1 данной статьи, на "вертикальные" соглашения не распространяются.

В части 1.2 комментируемой статьи установлено, что запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 комментируемого Закона), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;

2) таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя.

Указанные ч. 1.1 и 1.2 включены в комментируемую статью Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ. Как отмечалось авторами его проекта, эти изменения внесены в части разграничения безусловных запретов на заключение соглашений и (или) совершение согласованных действий конкурирующих хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами, в целях исключения ситуаций, когда соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами на рынке, формально подпадают под безусловный запрет, но не приводят к негативным последствиям на рынке.

В условиях же прежней редакции комментируемой статьи в п. 7 постановления Пленума ВАС России от 30 июня 2008 г. N 30 разъяснялось, что под соглашения, запрещенные в силу ч. 1 и 2 комментируемой статьи, если иное не установлено законом, подпадают в том числе и "вертикальные" соглашения, т.е. соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4 Закона). Иное установлено ч. 4 комментируемой статьи: хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи запрещаются иные, нежели непосредственно указанные в ч. 1 данной статьи, соглашения между хозяйствующими субъектами или иные, нежели непосредственно указанные в ч. 1 данной статьи, согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Исключение составляют лишь "вертикальные" соглашения, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 комментируемого Закона, т.е. "вертикальные" соглашения, являющиеся договорами коммерческой концессии, и "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20% (см. комментарий к указанной статье).

Соблюдение установленного комментируемой статьей запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов обеспечивается наличием ответственности за его нарушение. Уголовная ответственность установлена ст. 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции" УК РФ (см. комментарий к ст. 37 Закона), а административная - ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.

Как предусмотрено в указанной норме КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ), заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб., а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от 0,003 до 0,03 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

Согласно примечаниям к ст. 14.32 КоАП РФ:

1) лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, освобождается от административной ответственности при выполнении в совокупности следующих условий: на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные данным примечанием;

2) не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

В соответствии с прим. к ст. 14.31 КоАП РФ под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 248 "Порядок определения доходов. Классификация доходов" и 249 "Доходы от реализации" гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ).

О привлечении к административной ответственности см. комментарий к ст. 37 Закона.

3. Часть 3 комментируемой статьи запрещает физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в ч. 1 данной статьи. Понятие "координация экономической деятельности" определено в п. 14 ст. 4 комментируемого Закона - это согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Там же предусмотрено, что не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.

Как говорилось в комментарии к указанной статье, с принятием комментируемого Закона понятийный аппарат антимонопольного законодательства расширен за счет включения в него в том числе такой типичной формы негативного влияния на конкуренцию, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом. Координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом - особый вид антиконкурентного рыночного поведения, которое предполагает согласование действий хозяйствующих субъектов лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Соответственно, часть 3 комментируемой статьи определяет, что запрету подлежит координация экономической деятельности, последствия которой совпадают с последствиями заключения хозяйствующими субъектами картельных соглашений или осуществления ими согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Соблюдение установленного комментируемой статьей запрета на ограничивающую конкуренцию координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов обеспечивается наличием ответственности за его нарушение. Уголовная ответственность установлена ст. 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции" УК РФ (см. комментарий к ст. 37 Закона), а административная - ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.

Согласно указанной норме КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ) координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб., а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от 0,003 до 0,03 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

В соответствии с прим. к ст. 14.31 КоАП РФ под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 248 "Порядок определения доходов. Классификация доходов" и 249 "Доходы от реализации" гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ).

О привлечении к административной ответственности см. комментарий к ст. 37 Закона.

4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрено право хозяйствующего субъекта представить доказательства того, что заключенные им соглашения или осуществляемые им согласованные действия, предусмотренные ч. 1 и 2 данной статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 или с ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона (см. комментарии к указанным статьям). Норма ч. 4 комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ полностью изложена в новой редакции, однако изменения носят уточняющий характер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15575. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны 27 KB
  35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой служебной и иной охраняемой законом тайны1. Сведения составляющие коммерческую служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий не под...
15576. Организация и проведение проверок в сфере рекламы 23 KB
  35.1. Организация и проведение проверок в сфере рекламы 1. Государственный надзор в сфере рекламы осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации.2. К отношениям связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц индивидуальн
15577. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 69.5 KB
  36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе1. Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нару
15578. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа 28 KB
  37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа1. Решение предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения выдачи предписания.2. Подача заявления о признании недействительн
15579. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе 112 KB
  38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.2. Лица прав...
15580. Вступление в силу настоящего Федерального закона 11.5 KB
  39. Вступление в силу настоящего Федерального закона1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 года за исключением части 3 статьи 14 части 2 статьи 20 и пункта 4 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.2. Часть 2 статьи 20 и пункт 4 части 2 статьи 23 настоящего ...
15581. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона 24.5 KB
  40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:1 Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108ФЗ О рекламе Собрание законодательства Росс...
15582. Маркушин А.Г. К РАЗРАБОТКЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СЫПУЧЕГО ТЕЛА С ТВЕРДЫМ ЗЕРНОМ 79.88 KB
  Маркушин А.Г. К РАЗРАБОТКЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СЫПУЧЕГО ТЕЛА С ТВЕРДЫМ ЗЕРНОМ Сыпучее тело отдельные зерна которого не испытывают пластических деформаций ни при каких обстоятельствах его переработки будем называть твердозёренным сыпучим материалом или сыпу
15583. Разработка математического и аппаратного обеспечения технических расчетов характеристик движения сыпучих материалов в технологических процессах 139 KB
  Маркушин А.Г. Разработка математического и аппаратного обеспечения технических расчетов характеристик движения сыпучих материалов в технологических процессах При решении инженерных задач связанных с проектированием оборудования взаимодействующего с сыпучими